4 месяца малышу. Календарь развития четырехмесячного малыша

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Первый год жизни ребенка - наиболее насыщенный как в плане развития эмоций, интеллектуального роста, так и в физическом аспекте. На первом году жизни воспринимать малыша как объект для кормления, мытья и сна нельзя. С ним необходимо играть, ведь в это время закладываются основные механизмы поведения человека как личности. Малыш учится разным способам эмоционального, морального и физического реагирования на внешние раздражители и события.

В 4 месяца малыш кажется совсем маленьким и беззащитным, однако это не мешает ему активно исследовать окружающий мир и развиваться огромными темпами

Обучение в большой степени происходит по методу импринтинга, то есть ребенок неосознанно запоминает, а в будущем копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей - об этом им нужно помнить при демонстрации тех или иных реакций в присутствии младенца. Мозг - не мышца, но нуждается к «накачке», как и физическое тело, только тренируясь, он совершенствуется. Развивающие игры – один из основных способов развития интеллектуальной сферы детей.

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается - уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову - для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.


Упражнения по мелкой моторике - основа развития малыша в этом возрасте

Какие игрушки предложить крохе?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту (рекомендуем прочитать: ). Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой - это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).


Милые забавные игрушки над кроваткой - не просто декор детской комнаты, они помогают малышу развиваться и отлично влияют на мелкую моторику

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится - голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: ). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать - это принесет больше вреда, чем пользы.

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

Следующая игра - «бубенцы» , очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

Игры для развития движений

Упражнения и массаж в форме игры не только укрепят мышцы малыша, уберут гипертонус, но и порадуют ребенка. Начинают упражнения с предварительного массажа - он заключается в поглаживаниях ручек, ножек, животика. Затем делают 3 раза перекрещивания ручками и ножками. Полностью упражнение повторяют 5 раз, потом поочередно поджимают ножки крохе. Далее синхронно поднимают и опускают обе руки малыша, попеременно поднимают, и опускают руки ребенка. Упражнение делают по 5 раз каждое, комплекс повторяют еще раз в полном объеме.


Игры на кроватке и массаж способствуют физическому развитию малыша (подробнее в статье: )

Заниматься с малышом подобным образом можно дважды в день. Если кроха не хочет, сопротивляется каждому движению, напрягая ножки, отложите игру на другое время.

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки , скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Подготовленную ленту дают в руку ребенку, затем ее потихоньку тянут, давая малышу почувствовать узелок. Движения должны быть плавными, чтобы не поранить кожный покров малютки. Важно добиться понимания малыша и его реакции на наличие узелков. В четыре месяца он вполне способен осознать происходящее. Если упражнение не приносит видимой пользы сразу, не бросайте его - со временем эффект будет.

Развивающая игра с ребенком 4-х месяцев вполне может быть интересной и полезной для укрепления отношений и налаживания взаимного понимания.

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно . Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться . Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Просмотры: 5 408

Ребенку уже четыре месяца – многое изменилось в его жизни. Нормализовалась работа пищеварительной системы, прошли колики. Более стабильным стало психоэмоциональное состояние малыша. Кроха развивается, изучает мир, окружающий его. Показывает свои первые реакции на предметы, людей, природу.

Вес и рост в четыре месяца

Четырехмесячный ребенок еще только начинает активно двигаться. Поэтому прибавка в весе у него остается еще достаточно большой – до 200 граммов в неделю. В 4 месяца нормальным считается вес от 6 до 7 килограммов. Рост увеличивается небыстро, и в четыре месяца он доходит до 63 сантиметров (в зависимости от первоначального роста младенца он может различаться на 3 см в большую или меньшую сторону).

Двигательные рефлексы

В возрасте 4 месяца у малыша уже не так явно проявляются рефлексы новорожденных. Следует обратить внимание и проконсультироваться с невропатологом, если после 4-5 месяцев рефлексы у ребенка сохраняются и не угасают. К ним можно отнести:
— Рефлекс Робинсона или хватательный рефлекс на основе него у младенца формируется свободное хватание предметов. Малыш все еще пытается схватить своими ручками предметы, но к 4 месяцам рефлекс уже немного угасает. Присутствие рефлекса после пяти месяцев может говорить об отклонениях в ЦНС.
— Рефлекс Моро или рефлекс испуга проявляется, если стукнуть на расстоянии 15-20 сантиметров от лежащего ребенка. Малыш немного приподнимет таз и раскинет в стороны разогнутые ножки и ручки. После четвертого-пятого месяца рефлекс должен угасать.
— Рефлекс спонтанного ползания Бауэра – если слегка надавить на основания стоп ребенка, лежащего на животике, своей ладонью, он будет отталкиваться от нее и пытаться ползти. Как и другие физиологические рефлексы, после 4 месяцев рефлекс ползания должен угасать.
— Рефлекс Галанта проявиться, если провести пальцем по паравертебральной линии позвоночника, малыш начнет изгибаться и разворачивать позвоночник дугой. Рефлекс заметен уже на первых днях жизни младенца. Но к 5 месяцам должен угаснуть у здорового малыша.

Умения и навыки

Если малыш здоров и развит физически, в четыре месяца он должен иметь следующие навыки:
— легко переворачиваться на спинку или на бочок из положения «лежа на животике»;
— должен хорошо держать голову и уверенно подниматься на ручках лежа на животике;
— если взять кроху за ручки и потянуть вверх, он должен слегка присаживаться. Полностью сажать не нужно, так как позвоночник и мышцы спинки еще не достаточно крепкие;
— взяв ребенка под мышки, он должен крепко и уверенно опираться на поверхность стопами и делать ножками шаги на месте;
— гипертонус ручек ослабевает и даже совсем исчезает, но в ножках еще может проявляться напряжение;
— ручки ребенка почти всегда открыты, он хлопает ладошками по поверхности или просто складывает их вместе;
— в этом возрасте младенец может удерживать в ручке различные предметы около 20-30 секунд и даже слегка трясти ими, например, он может греметь погремушкой;
— кроха может специально засовывать в рот пальчик;
— при кормлении ребенок хватается за грудь матери ручками и самостоятельно поддерживает ее.

Психическое и эмоциональное развитие малыша

В четыре месяца ребенок уже может реагировать на мамин голос или какой-нибудь яркий предмет, улыбаться и даже смеяться. Кроха активно изучает новый мир – интенсивно двигает ручками и ножками, оживляется, кричит, пытается произнести первые звуки. Малыш начинает узнавать свое имя и отражение в зеркале.
В это время мышление начинает формировать первые простые связи между явлениями. Например, если ребенок увидел грудь матери, он понимает, что скоро будет кушать.
В четыре месяца младенец все четче начинает проявлять свои эмоции. Он уже испытывает радость, любопытство, боязнь.
Он постоянно изучает свое тело, разглядывает конечности, играется с пальчиками, тащит их в рот. Малышу интересно щупать свои волосы и тело.
В возрасте четыре месяца ребенок четко понимает и отличает близких людей, особенно маму. С мамой у него устанавливается особая эмоциональная связь. Настроение матери передается ребенку. Так, например, если мама радостная, то и ребенок весел и счастлив. И наоборот, если маме грустно, то и ребенок будет в плохом расположении духа. Очень важно в этот период постоянно контактировать с ребенком, чаще подносить его к груди и просто гладить.
Посторонних людей четырехмесячный малыш боится. Незнакомцы пугают и удивляют его. Даже если мама наденет очки или шапку, он может не узнать ее в новом облике. А потом, когда она их снимет, будет сильно удивлен, увидев ее прежнюю.
В связи с интенсивным развитием зрения и слуха у ребенка происходит психологическое развитие. Теперь он не просто видит предметы, он пытается проследить за ним взглядом, если предмет начинает двигаться. Но когда вы уберете предмет из его поля зрения, ребенок быстро забывает о его существовании. Когда вы покажете спрятанный предмет, кроха тут же его вспомнит и узнает.

Зрение

В 4 месяца ребенок начинает воспринимать и различать цвета. Поначалу малышу нравятся все оттенки красного и желтого, потом его начинает привлекать синий и зеленый цвет. Конечно, он еще не обращает внимания на сочетания и смесь цветов. Поэтому не стоит давать ему предметы, содержащие больше четырех цветов. Он будет быстро уставать от такого перенасыщения.

Слух

Одним из основных помощников в новом мире для ребенка является его слух. В четыре месяца малыш уже четко различает знакомые голоса, слышит голос мамы и выделяет его среди других. Он хорошо чувствует музыку, машет ручками и головкой в такт мелодии. Ему даже может нравиться или, наоборот, не нравится определенная песенка. Ребенок больше любит спокойные низкие звуки, чем высокие кричащие. Также хорошо действуют на кроху ритмичные мелодии. Можно вместе с ним хлопать ручками в такт под такие песенки. Предпочтение также следует отдавать музыке и произведениям, исполняемым одним инструментом, а не множеством.
В период с четырех месяцев нужно постоянно беседовать с малышом. Рассказывать ему обо всех происходящих событиях, описывать всё, что его окружает. Читать, ему книжки, демонстрировать карточки со словами и картинками. Чем больше и чаще это делать, тем быстрее ваш малыш заговорит самостоятельно. Подражайте звукам, которые произносит малыш, и вскоре он тоже будет пытаться повторить ваши слова.

Если ребенок, что-то не умеет в 4 месяца

Все перечисленные навыки и умения могут проявиться у младенца немного раньше или немного позже. Но есть то, что ребенок должен обязательно уметь к четырем месяцам. Если что-то из указанного ниже ребенок не может сделать, родители должны проконсультироваться с педиатром:
— малыш должен уметь хватать и держать в ручках небольшие предметы;
— переворачиваться со спинки на животик;
— подниматься и стоять на ладошках в положении «лежа на животе»;
— если приподнять ребенка за ручки вверх, головка не должна отклоняться назад;
— когда держите ребенка под мышки, нужно чтобы он опирался пальчиками ступни;
— ребенок в четыре месяца должен показывать свои эмоции, реагировать на знакомые предметы и людей. Должен смеяться, показывать страх и радость.

Питание и отдых ребенка

На ГВ

Если у матери хватает грудного молока и ребенок хорошо набирает вес, то лучше продолжать кормить его по требованию. Что касается прикорма, то мнения педиатров на этот счет разделились. Большинство говорит, что молоко матери способно полностью насытить растущий организм малыша всеми необходимыми витаминами и минералами. Другие считают, что полезнее будет начинать прикорм уже с 4х месяцев. Но если вы решили всё-таки вводить прикорм, то лучше начинать его с овощных, нежели с фруктовых соков и пюре. Овощи содержат больше клетчатки и меньше сахара. А также у некоторых детей может появиться аллергия на фрукты.

На искусственном вскармливании

Если ребенок на искусственном вскармливании, то можно начинать прикорм уже с 4хмесячного возраста. Делать это нужно постепенно увеличивая дозу. Поначалу порция прикорма не должна быть больше 1 чайной ложки в день.
Находясь на искусственном вскармливании также можно продолжать кормить ребенка по его требованию. Примерный объем смеси за одно кормление должен быть до 200 мл, и за день не превышать одного литра.

Сон четырехмесячного малыша

Малыш в четыре месяца спит много. Нормальный сон малыша может доходить до 16 часов в сутки. Продолжительность ночного сна составляет не меньше 10 часов, днем же ребенок спит около 6 часов. На отдых днем приходится обычно три периода сна.
Укладывать спать ребенка лучше в 8-9 часов вечера. Иначе ребенок может слишком переутомиться. Многие малыши просыпаются ночью для дополнительного кормления через каждые 3-4 часа. А некоторые могут проспать всю ночь напролет. Все дети разные.

Как помогать малышу развиваться

В четырехмесячном возрасте для нормального полноценного развития ребенку необходимо много контактировать с мамой. Она должна постоянно разговаривать с малышом, описывать все происходящее вокруг. Чаще берите кроху на руки, гуляйте на свежем воздухе в коляске или слинге. Но до шестимесячного возраста не использовать кресла и переноски, где ребенок постоянно находится в сидячем положении. Это большая нагрузка на пока еще слабые мышцы крохи.
Ведите беседу с вашим чадом. Ребенок будет понимать, что вы его слушаете, и будет стараться все больше и больше вам «рассказать». Показывайте малышу различные предметы и описывайте их цвет, форму, для чего они используются. Давайте младенцу пощупать, понюхать, кинуть, взять в рот разные безопасные предметы.
Для игр используйте различные игрушки – погремушки, куклы, музыкальные коврики, игрушки с наполнителями. Для развития сенсорики игрушки должны быть сделаны из различных по фактуре материалов – резиновые, тканевые, шерстяные, шелковые, гладкие, шершавые, в пупырышки.

Игровые занятия с 4-месячным ребенком

В четыре месяца можно проводить с ребенком следующие простые игры.
— Игра в прятки или «Ку-Ку». Суть игры знакома всем. Прячете глаза руками, а потом неожиданно открываете, при этом говоря: «Ку-ку! Вот ты где!»
— «Ладушки-ладушки». Игра улучшает моторику рук и помогает раскрытию ручек младенца. Возьмите ладошки малыша и начинайте ими хлопать, при этом повторяя стишок: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!»
— Игра-потешка «Коза». Вызывает обычно смех у малышей. Указательным и средним пальцами имитируем бодание козы, щекоча ребенка по животику и приговаривая: «Идет коза бодатая за малыми ребятами. Кто каши не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю, забодаю, забодаю!
— «Варим кашку». Водим по кругу пальчиком по ладони малыша – «варим кашку». Затем «кормим» героев потешки, загибая пальчики малыша со словами: «Сорока-ворона кашку варила, детей кормила, этому дала, и этому дала, а этому не дала» При этом каждый пальчик хорошо разминаем и массажируем. Игра полезна для развития моторики и сенсорики ручек детей
Также способствует физическому развитию ребенка закаливание, гимнастика и массаж. Главное не утомлять ребенка различными занятиями и обучением. Все делать в меру.

Вот уже вам исполняется 4 месяца! За эти дни и недели вы уже успели привыкнуть друг другу, у вас налажен быт, вы с удовольствием ходите гулять вместе, мама уже научилась понимать, что требует от неё этот неугомонный карапуз, а малыш купается в ласке и любви, которые вы дарите ему ежесекундно. В благодарность он дарит вам свои улыбки, смех и первые достижения. А к 4-ём месяцам они уже ого-го какие!

Что новенького

Малыш все больше меняется внешне, набирая в весе он приобретает так обожаемые всем складочки и пухлые щёчки. Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи становятся более гармоничными: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2–3 сантиметров в месяц.

В этом возрасте начинается становление новых цвета и качества волос. Нежный, тонкий пушок выпадает и растут «взрослые» волосы. Цвет глаз также может измениться. Если ваш малыш родился голубоглазым, вы можете заметить, что теперь его глаза потемнели, а со временем он станет кареглазым, как вы или его папа. Только когда голубой цвет глаз останется до шести месяцев, можно надеяться, что это - навсегда

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30–40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки - чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Полезно знать

Ребенок в 4 месяца различает основные спектральные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 4–5 тонов.

Вместе с малышом растет его сообразительность. Он уже почти всегда поворачивает голову к говорящему, особенно когда его зовут по имени. Вовсю пытается имитировать звуки, интонации и жесты окружающих.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи - неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

Появляются и вредные привычки. Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Несомненным главным навыком пятого месяца является точный захват предмета одной рукой. Если раньше ребенок только бесцельно махал ручками или хватал игрушки «в обнимку», то теперь он научился точно протягивать руку и брать то, что захочет. И иногда этим желанным объектом оказывается что-то горячее или острое. Держите опасные предметы подальше и будьте осторожны!

Предоставленный сам себе, малыш извивается, лежа на полу или кровати, пытается перевернуться. Он умеет запрокидывать ноги к голове и часто уже хватает руками пальцы ног.

К концу четвертого месяца у малыша могут начать прорезываться молочные зубы, хотя у большинства грудничков первые зубки появляются в основном в шестимесячном возрасте. Помогите своему малышу - предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. При этом слюны выделяется столько, что многие мамы надевают на малыша слюнявчик. Не беспокойтесь: слюна ребенка обладает бактерицидным действием.

Полезно знать

Проявлениями прорезывания зубов может стать раздражительность малыша, покусывание деснами всего, что попадает к нему в ротик, иногда повышение температуры тела до 38–39 градусов. Первыми, как правило, прорезываются нижние центральные резцы. Купите специальное резиновое кольцо или игрушку-прогрызыватель.

Эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети не любят подолгу находиться одни. Часто кричат и зовут маму поиграть с ними, и если маме удастся оторваться от домашних дел, то игра несомненно доставит обоим одно удовольствие.

Самая главная особенность этого периода жизни крохи - острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Полезно знать

помните, что залог нормального психического развития крохи - это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.

Как выглядит ребенок в 4 месяца








Физическое развитие ребенка в 4 месяца

С этого возраста появляются индивидуальные различия между разными здоровыми детьми в освоении новых навыков развития психики и речи.

Двигательное развитие в четвертый месяц

В положении на животе уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь (верхнюю часть тела). Может уже в большей степени опираться на одну из рук. Ноги раздвинуты в стороны.

Самостоятельно переворачивается со спины на бок. Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону (например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела). В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме - ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его ротации (скручивания) в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот. Если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела, поворот с живота на спину не вызывает затруднения. Если же в течение 4-го месяца жизни ребенок не способен поворачиваться самостоятельно, чаще играйте с ним. Тренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вкладывайте в его правую ладонь свой палец. Ребенок его крепко схватывает. Поворот с живота на спину осуществляется при поддержке за левую руку.

В положении на спине начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди. Сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, рассматривая их. Прижимает и разводит ладошки.

Тест
При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед - голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, - пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.

Поза сидя еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Верхняя часть спины уже не такая круглая, как в , так как ребенок начинает сводить вместе лопатки и пытается за счет этого разгибать верхнюю часть туловища. Ближе к возрасту 5 месяцев он может дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого. В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения.

Тест
Если, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы - здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.

Внимание!

Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.

Во вpемя коpмления он придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то ребенок откроет рот и может попить из ложки.

Подолгу рассматривает игрушку, подвешенную над кроватью, тянется к ней обеими руками, ощупывает, может ее захватить двумя руками и тянуть себе в рот. Над кроваткой желательно вывешивать коромысло с более разнообразными игрушками и предметами, имеющими разную форму, цвет и структуру поверхности (мягкий - твердый, гладкий - шершавый). Это могут быть мешочки с различным содержимым, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра), резиновые игрушки, детали от конструктора, разные ключи и т. д. Все это необходимо для развития чувства осязания и навыков мелких движений. Лучше купить такой специальный подвесной набор в магазине игрушек, чтобы ребенок не мог их оторвать и проглотить, но чтобы мог хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. В магазинах также бывают в продаже коврики для ползания ребенка, к которым пришиты некоторые из вышеописанных предметов.

В кроватку нужно начинать класть несколько разнообразных игрушек, которые можно безопасно брать в рот. Ребенок захватывает обеими руками погремушку или другую удобную игрушку, до которой может дотянуться. Когда одни игрушки надоедают, надо заменять их на новые. Лучше всего поощрять эти действия с игрушками, выкладывая ребенка на живот в манеже. Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п.

В 4 месяца малыш сразу же тянет схваченную игрушку в рот. На протяжении 5-го месяца появляется и постепенно увеличивается период, когда ребенок сначала рассматривает игрушку, находящуюся у него в руках, и лишь затем тянет в рот.

Тест-игра
Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

Надо купить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки. Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша, а именно: быть не меньше 4 см в диаметре; не иметь мелких деталей, чтобы он не смог их проглотить; не иметь острых углов; материал, из которого сделана игрушка, должен быть безопасным в отношении токсических веществ. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак. У погремушки должна быть удобная для захвата ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала.

Психическое развитие ребенка в 4 месяца

К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Косоглазия быть не должно.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей.

Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух
При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его.

По-разному он реагирует на музыку. При звуках быстрой плясовой песни проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища. В подражание поющему родителю ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания плясовой песни оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

На искусственное музыкальное воспроизведение отмечается аналогичная, хотя и не столь выраженная, как на ваше живое исполнение, реакция. Во время бодрствования ребенок становится очень активным - часто и легко возникает комплекс оживления в ответ на посторонние раздражители.

В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать - от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению.

В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем-то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.

Понимание речи
Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонацию голоса и по-разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он демонстрирует отрицательную реакцию: перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает предательски подрагивать. Если вы продолжаете и дальше таким же образом «издеваться» над ребенком, то малыш разражается безутешным плачем.

Предречевое развитие ребенка в 4 месяца

Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем-то обижен или недоволен, плачет со слезами.

В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн-агн, ля-аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» - агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).

Как кормить ребенка в 4 месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и докормов. Малыш в возрасте 4 месяцев заметно реже нуждается в прикладывании к груди: сосет обычно при засыпании, пробуждении и во время ночного и дневного сна. Так появляется довольно точный режим кормлений.

Во время кормления малыш может прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение от матери. Адекватное поведение матери - испуг, вскрик - помогают малышу понять, что он и мама - это не одно и то же.

Еще одна особенность возраста 4 месяца - во время кормления малыш начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, как бы проверяя маму на надежность. В это время нельзя забирать у него грудь, считая, что он уже наелся, или вредничает, или отказывается от груди, - наоборот, стоит благожелательно и спокойно подождать ребенка.

Полезно знать

Примерно в 4 месяца ребенок начинает интересоваться едой взрослых и процессом приема пищи: следит за руками, заглядывает в рот.

Идеальной пищей для грудного младенца является материнское молоко, а в случае его отсутствия - высокоадаптированные питательные смеси. Этого питания ребенку, который кормится грудным молоком, вполне достаточно до полугодовалого возраста, а искусственнику только до 4 месяцев.

В 4 месяца количество кормлений, скорее всего, сократится до 4–5 бутылочек по 180–210 граммов каждая, и к шести месяцам будет, как правило, составлять 3–4 бутылочки в дань с 210–240 граммами каждая.

И такой ритм питания (3–4 кормления по 210–240 граммов) установится до года, пока ребенок не сможет перейти на цельное коровье молоко и три приема твердой пищи плюс перекусы.

Прикорм ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании
На 4 месяце жизни активность ребенка увеличивается: он меньше спит, стремительно развивается моторика (ребенок уже переворачивается на бок, берет игрушки). Вот значит пришло то время, когда пора приучать малыша к обычным продуктам. Первым блюдом в питании 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании является овощное пюре.

Полезно знать

Прикорм следует начинать вводить в первой половине дня, чтобы понаблюдать, как ребенок будет вести себя после дегустации нового блюда.

Если вы собираетесь делать пюре для прикорма сами, то следует сказать, что готовить овощное пюре нужно без соли, специй и масла. Для приготовления такого пюре следует брать овощи, которые не вызывают аллергию (не яркие) и не вызывают повышенного газообразования в кишечнике (не использовать бобовые). А когда организм малыша адаптируется к приему такой пищи, то его можно будет слегка подсаливать и добавлять пару капелек масла.

Не стоит сразу заменять овощным пюре целое кормление, достаточно в первый день дать 1–2 ложечки, а потом докормить малыша смесью. Если ребенок хорошо перенесет новую еду, то на следующий день можно дать 4 ложки. Каждое новое блюдо нужно вводить в течение 2 недель.

Чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании?

А чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании, когда овощное пюре уже введено в рацион?

Вторым блюдом является молочная каша, которую можно готовить самому, либо покупать в магазине сухую смесь, которую нужно только лишь залить горячей водой. Теперь овощное пюре следует сдвинуть на третий прием пищи, а молочную кашу начинать вводить во время второго приема пищи. Принцип введения в рацион молочной каши тот же, что и у овощного пюре.

Таким образом, к 5 месяцу жизни у ребенка, который находится на искусственном вскармливании, 2 приема пищи заменены на обычные продукты.

Полезно знать

Прикорм малышу нужно давать с ложечки, а не из бутылки. Если на время ввода прикорма ребенок не здоров, тогда не следует давать ему новые продукты, лучше подождать, когда малыш поправится. И главное, ни в коем случае нельзя ребенка заставлять есть, еду нужно прихваливать и рекомендовать малышу попробовать новое вкусное блюдо.

Сколько спит ребенок в 4 месяца


Сон ребенка - один из главных показателей его здоровья. Ваш кроха пока не может рассказать о своем самочувствии, поэтому будьте внимательны к тому, как он спит. Неглубокий ночной сон с частыми пробуждениями может иметь несколько причин. Самые распространенные из них не связаны с состоянием здоровья. Возможно, ребенку жарко или холодно, неудобно лежать, мешает забытая в кроватке игрушка или подвернувшаяся пеленка. Поменяйте подгузник - скопившаяся влага не дает уснуть и наверняка станет причиной опрелостей. Малыша могут беспокоить колики или прорезывающиеся зубки. Но тревожный неглубокий сон может быть симптомом серьезных заболеваний, таких, как рахит или отит.

К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15–17 часов в день, 10–11 из них ночью, а остальное время разделено между 3, а в основном 4 дневными снами по 2 часа.

Режим ребенка в 4 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном.

Какой стул у ребенка в 4 месяца? И сколько он писает

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Можно ли сажать в слинг 4 месячного малыша


Как только ребенок может сидеть в положении с поддержкой спины, можно сажать его в слинг вертикально. Скорее всего это очень понравится и ему, и маме. С высоты человеческого роста малыш может наблюдать за всем, что делает мама, а вокруг столько интересного! У мамы же освобождаются руки для дел.

Как заниматься с ребенком в 4 месяца

Массаж ребенку в 4 месяца

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру - избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

В этот период любимым развлечением малыша станет упражнение «велосипед». Его ножки стали очень подвижными, а если ребенка поставить вертикально, поддерживая подмышки, он будет пританцовывать и даже пытаться шагать. Немало радости крохе принесет, если вы посадите его, но только ненадолго! Такое положение тела позволяет малышу лучше исследовать свои ступни, но не оставляйте его сидя на долгое время, вы рискуете переутомить его или деформировать позвоночник. Подтяните ребенка за ручки в положение сидя, потом аккуратно опустите, - пусть это будет элементом гимнастики.

В возрасте четырех месяцев многие детки уже активно переворачиваются со спинки на животик и обратно. Если ваш малыш припоздал с этим умением, то самое время его подтолкнуть к такому достижению. Ежедневные кратковременные массажи конечностей и торса хорошо стимулируют нервные окончания, и импульсы от головного мозга начинают лучше передаваться к нужным для новых достижений мышцам.

Кроме переворотов малыш уже пытается приподнимать головку, когда его подтягивают за ручки, и делает попытку садиться. Естественно, усаживать его еще очень рано, но тренировать мышцы спины и шеи очень полезно именно сейчас.

Для этого используют все те же массажи с акцентированием на плечевой пояс, а также разнообразные гимнастические упражнения, которые проводятся на ровной поверхности или на гимнастическом мяче (фитболе).

Кроме того, грудничковое плавание тоже хорошо помогает ребенку развивать мышечную систему, которая вскоре примет на себя большую нагрузку, а потому она должна быть к этому готова.

Выкладывая ребеночка на животик, мама замечает, как он уже высоко поднимает не только головку, но и плечики, опираясь при этом на руки. Пройдет еще немного времени, и кроха станет пытаться стать на четвереньки. Чтобы ускорить процесс, мама может уже сейчас помогать ребенку - сгибать ножки поочередно в положении на животике, тем самым стимулируя его умение ползать. Если положить впереди яркую игрушку, малыш во что бы то ни стало будет стремиться дотянуться до нее.

Развивающие игры с ребенком в 4 месяца

Ответь мне
Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку
Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики - напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце
Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили
Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Рассматриваем фотки и картинки
Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

К концу 4 месяца подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это - ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Поем с малышом
Когда ребенок гулит - поем, подражая ему:
Поёёёёт - поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт - поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький - пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации - говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо - громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша - какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом - одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Ваня, Ваня, где ты был?
Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
Я ходил в лесочек.
Что видал?
Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Потешка для умывания
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Правильные игрушки для малыша в 4 месяца


  • Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.

  • Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.

  • Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).

  • Передвигающиеся игрушки.

Нужно ли идти в поликлинику в 4 месяца? Прививки в 4 месяца

Плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая - в 6 мес.

Видеоблог - ребенку 4 месяца

4 месяца. Врачи/Прививки/Умелки

4 месяца после родов: Вес/Выпадение волос/Депрессия.

Молодые родители, в семье которых недавно произошло пополнение, всегда стараются внимательно следить за развитием долгожданного малыша. На приеме у врача заботливые мамы и папы часто спрашивают о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, на сколько сантиметров он должен подрасти с момента рождения, каким должен быть его вес и т.д. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но в педиатрии существуют четкие нормы и стандарты физиологических параметров, а также навыков и умений, которые должны появиться у грудничка в том или ином возрасте.

Вес и рост

В 4 месяца малыш двигается еще не так активно, поэтому его вес в этот период растет достаточно быстро. За четвертый месяц здоровенький ребенок должен набрать около 700-750 грамм, его масса тела к этому возрасту в среднем составляет около 5,5-7 килограмм (мальчики обычно весят больше, чем девочки). Рост грудного ребенка в 4 месяца достигает приблизительно 60-64 сантиметров (месячная прибавка в росте -2,5-3 сантиметра).

Навыки и умения

У большинства деток в четыре месяца стабилизируется работа кишечника и желудка, и проходят болезненные колики. Именно поэтому правильно развивающийся 4-х месячный грудной ребенок начинает активно познавать мир. И мальчики, и девочки к этому возрасту начинают интересоваться окружающими предметами, бурно реагируют на происходящие события и т.д.

Навыки и умения здорового ребенка в 4 месяца должны быть следующими:

  1. 4-месячный грудничок должен уверенно переворачиваться с живота на бок и на спинку;
  2. лежа на животике, малыш может не только перевернуться, но и приподняться, опираясь на ладошки и прямо держа головку;
  3. если ребенка 4 месяцев поставить на пеленальный столик или на кровать, придерживая за подмышки, он будет отталкиваться ножками от горизонтальной поверхности;
  4. если грудничка, лежащего на спине, потянуть за ручки, он присядет и будет держать голову (при этом родители должны помнить, что полностью сажать ребеночка в таком возрасте еще нельзя, т.к. его мышцы и косточки еще не окрепли);
  5. самые активные детки к четырем месяцам пытаются ползать, интересно, что у многих их них получается ползти не вперед, а назад;
  6. малыш в полные 4 месяца может держать любимую погремушку в руках около 30-40 секунд, в этом возрасте груднички обычно проявляют огромный интерес к простым игрушкам, смотрят и изучают их, хватают, облизывают и т.д.

Мышление и эмоции

Психоэмоциональное и умственное развитие ребенка в 4 месяца также не стоит на месте. В этом возрасте у большинства деток происходят следующие изменения:

  1. малыши начинают произносить разные звуки: «о», «а», «п», «б,», «м» и др.;
  2. в 4 полных месяца малыш узнает своих родителей, реагирует на голос мамы и папы, услышав знакомые интонации, грудничок оживляется, начинает шевелить руками и ногами;
  3. в то же время ребенок очень настороженно относится к неизвестным людям, даже если мама наденет какой-нибудь головной убор и очки, малыш может ее не узнать и испугаться;
  4. увидев родителей или любимую игрушку, ребенок может начать улыбаться, смеяться, лепетать, также к этому возрасту малыши умеют следить глазками за двигающимися предметами;
  5. развитие 4-месячного ребенка происходит настолько интенсивно, что он к этому возрасту узнает свое имя и реагирует, когда кто-либо из семьи обращается к нему;
  6. также ребенок запоминает лица людей, свои игрушки, домашних животных и т.д.;
  7. к четырем месяцам в сознании грудничка формируются первые причинно-следственные связи (например, увидев мамину грудь или бутылочку с питанием, малыш понимает, что его ждет кормление и затихает);
  8. на четвертом месяце жизни детки уже могут испытывать широкий спектр эмоций: обиду, страх, огорчение, радость, удовольствие, любопытство и пр.;
  9. к 4-месячному возрасту малыши интересуются не только окружающим миром, но и своим телом, ребенок может щупать свои волосы и лицо, играть с руками и ногами, смотреть на себя в зеркальце и. т.д.

Органы чувств

Разбираясь в том, что умеет ребенок в 4 месяца, родители также должны узнать, как в этом возрасте функционируют органы чувств и как формируется речь грудничка:

  • Зрение. Малыш начинает различать цвета предметов. Лучше всего он будет воспринимать яркие однотонные цвета – красный, желтый, синий и т.д. А вот полутона, оттенки и сочетания сразу нескольких активных цветов будут восприниматься грудничком гораздо хуже. К четвертому месяцу жизни детки не только следят за одним предметом, но и быстро переводят взгляд с одной вещи на другую.
  • Слух. В 4 месяца ребенок, развитие которого происходит в соответствии со всеми нормами, различает голоса своих родных (мамы, папы, остальных членов семьи) и незнакомцев, а также поворачивает головку на звуки. В этом возрасте малыш с огромнейшим удовольствием слушает музыку и даже может качать головой в такт понравившейся мелодии. Больше всего грудничкам по душе ритмичные мотивы, а вот слишком высокие ноты (как и многий другой набор резких звуков) могут их раздражать или пугать.
  • Речь. Четырехмесячный малыш способен не только произносить открытые гласные звуки («а» и «о») и глухие согласные («б», «п» и др.), но и соединять их в простые слоги. К этому возрасту ребеночек начинает отвечать родителям и общаться с ними на своем языке. Детишкам очень нравится «разговаривать» с окружающими и получать от них ответ.

Питание и сон

Молодых родителей также часто интересует, сколько должен съедать ребенок в 4 месяца. Обычно малыши в этом возрасте как на грудном вскармливании, так и «искусственники» едят около 5-6 раз в день и 2-3 раз ночью (количество кормлений может варьироваться в зависимости от аппетита, здоровья ребенка и пр.). Считается, что за сутки грудничок должен употребить еды (смеси или маминого молока) в размере 1/7 части от собственного веса (т.е. до одного литра). Большинство педиатров придерживаются мнения, что вводить прикорм в этот период еще слишком рано, давать соки, овощные и фруктовые пюре малышу лучше всего с 5 месяцев на искусственном вскармливании и с 6 месяцев на грудном.

Еще один актуальный вопрос, возникающий у молодых мам и отцов, — сколько спит ребенок днем и ночью. Нормальный режим дня ребенка в 4 месяца следующий: 15 часов сна и 9 часов бодрствования в сутки. В ночное время грудничок должен спать около 10 часов, оставшиеся 5 часов – это дневной сон ребенка, разделенный на 2-3 части. Если по каким-то причинам распорядок и режим дня у 4-месячного грудного ребенка нарушен, родителям придется приложить немало усилий, чтобы вернуть все на свое место.

Отклонение от норм

Выяснив, что должен в 4 месяца делать здоровенький ребенок, необходимо разобраться и в том, что считается отклонением от нормы. Молодых родителей обязательно должно насторожить то, что:

  • ребенок в 4 месяца не переворачивается;
  • малыш не может удерживать в руках игрушки;
  • не проявляет никаких эмоций по отношению к родителям, животным, игрушкам и т.д.;
  • не реагирует на людей и окружающие предметы.

Если мама или папа заметили такие отклонения у своего крохи, им обязательно нужно сообщить об этом врачу. Педиатр назначит обследования, которые помогут выяснить, в чем причина замедленного развития грудничка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»