«Милосердие: реалии и тенденции в воспитании. О воспитании милосердия

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

1.2. Методы и средства формирования милосердия

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия .

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

Оценка событий и поступков явлений;

Формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений .

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

4. Деятельность. Является основным средством приобретения умений и навыков милосердного поведения. Для педагога очень важно организовать умения школьников, направить ее в нужное русло, например, организовать трудовой десант, целью которого будет являться помощь пожилому человеку. Если деятельность будет мотивироваться учителем, то задачи перейдут во внутренние мотивации, это является целью воспитания милосердия.

По мнению педагогов и психологов современности, воспитание нравственных чувств происходит путем интериоризации моральных норм и превращения их в убеждения личности. Поэтому кроме методов и средств формирования воспитанности, существуют несколько методик помогающих воспитателю в решении данной задачи, одной из них является методика актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Так как милосердие является нравственным качеством, следовательно, его так же можно воспитывать через данную методику. Суть методики состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении. Задача объективно актуальная должна стать субъективно актуальной для школьника. Схематически процессуальная структура представлена в приложении № 1.

Первый этап актуализации задачи идет на уровне сознания классного руководителя. Здесь требуется умение педагога соотнести общие цели воспитания (в данном случае воспитания милосердия) с уровнем воспитанности школьников выявленном на диагностическом этапе. Ведущим на данном этапе является то, что если воспитатель обнаруживает недостаточное развитие определенного качества (милосердия), его задачей становится воспитание этого качества, через последующие 4 этапа методики:

1.Подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного нравственного развития в конкретном направлении и необходимости его формировании. Данный этап реализуется:

а) через организацию соответствующих видов практической деятельности, в которой бы учащиеся ощущали недостаток отсутствующего качества. Например, предложить или помочь однокласснику, если они откажутся, сравнить их с другим классом, в котором взаимопомощь хорошо развита;

б) путем формирования убеждений общественной и личностной значимости данного морального развития (беседы, диспуты, примеры). Например: беседа на тему: «Милосердие в обществе»;

в) путем использования естественных и создание искусственных ситуаций, их анализов в целях осознания недостаточности необходимого нравственного развития (анализ поступка одного из учеников на классном часе).

2.Выдвижение требования и цели по формированию милосердия.

Организационно - методическая сторона данного этапа может быть разнообразной: прямая постановка требования цели или опосредованная (через коллектив). Личность, выдвигающая цель должна быть авторитетной. Должна присутствовать атмосфера заботы. Цель должна иметь значимость для школьников (мотивация учеников). По воспитанию милосердия проводиться дискуссия, к которой ставятся цели и перспективные линии развития качества с соблюдением остальных требований.

3.Формирование личностного отношения к цели и ее практике. На данном этапе учитель организует критически-оценочную деятельность по оценке цели, а так же объективных условий ее достижения. На данном этапе формируется мотив принятия цели нравственного роста и совершенствования. Просмотр фильма о милосердии и обсуждение его содержания с переносом на личностный опыт учащихся.

4.Формирование плана реализации практической цели нравственного роста и совершенствования. Педагог совместно с учащимся на данном этапе обсуждает деятельность, предстоящую учащимся, ее виды. Опосредованное поведение учащихся в процессе деятельности и общения, согласно принятой цели, постепенно формирует нравственную саморегуляцию переходящую в устойчивые качества личности.

Однако, применяя данные средства и методы формирования милосердия необходимо помнить, что выбор каждого из них зависит от уровня сформированности этого свойства личности и от возрастных особенностей учащихся, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Воспитание милосердия у детей.

Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это - величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.

Святитель Иоанн Златоуст

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего государства неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждение в нем любви, сострадания, сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

Милосердие , возможно, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, а когда почувствовала хорошие чувства не только по отношению к своему, но и к чужому - из чужого племени, из чужой семьи, когда он пожалел такого же человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, таким, что унижает человеческое достоинство. Будто нуждаются в милосердии и сострадании слабые и униженные, тогда как мы - сильные и всемогущие. Что означает это слово, это понятие - милосердие? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время?

Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников.Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному - дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете. Воспитательное слово поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним куском хлеба, пытались их утешить, приютить. Семья, в которой заболел кормилец, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать скот. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.

В наше время многиеродители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными . Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, какова будет будущая семья, будущий отец, будущая мать, их дети? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Милосердие - это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный - жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает его. Чужая боль, несчастье, потеря, падение - вот на что обращено милосердие. Поэтому, учите ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительным.

Воспитание сердца

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (Мф. 15, 19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Эмпатия - сопереживание

В психологии есть такое понятие - «эмпатия» (от греч. «эм» - «в», «внутри» и «патос» - «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода - понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными. Такое становится возможным благодаря способности поставить себя на место другого человека, умению слушать и слышать собеседника. Люди с высокими эмпатическими способностями обычно более восприимчивы и отзывчивы, эмоционально открыты, направлены навстречу людям и заинтересованы в них. В какойто степени к эмпатии способен каждый. Но это свойство, заложенное от природы, очень важно развивать, особенно в детском возрасте, пока душа ребенка еще очень открытая, чутко чувствует добро, Истину, как будто невидимой ниточкой связанная с Богом.

Иерархия мотивов. Система ценностей

В дошкольном возрасте (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества ребенка, формируется его характер. А также в это время у ребенка формируется так называемая иерархия мотивов. Ребенок не просто изучает окружающий мир, а пытается понять, что в его жизни будет самым главным, что второстепенным, а что совсем малозначимым. Иерархия мотивов формируется постепенно, порой незаметно. Но к концу дошкольного возраста она уже заложена. И является тем фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Многие родители относятся к этому возрасту несерьезно, часто недооценивают важности этого периода. Хотя именно сейчас у ребенка формируется основа характера, и очень четко прорисовывается, что это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми: принцип удовольствия или принцип служения другим людям.

Каким образом нужно воспитывать ребенка, чтобы сформировать такую систему ценностей, в которой будет преобладать жертвенность, любовь к ближнему?

В первую очередь дети перенимают такую систему ценностей через подражание родителям (как родители относятся к ребенку, друг к другу, как ведут себя с внешним социумом). Очень важно, сколько любви и заботы дети получают в своей семье. Потому что насколько враждебен мир или насколько он доброжелателен, насколько с людьми можно найти общий язык или никогда этого не добиться - все это усваивается на основе взаимоотношений с родителями. Если в раннем детстве ребенок получает безусловную любовь и принятие от родителей, он испытывает доверие к миру и будет способен в будущем относиться к людям с такой же любовью и заботой.

Три стиля воспитания

Первый стиль - авторитарные родители и склонные к конфликтам дети. В настоящее время очень распространен в нашем обществе (кстати, его практикуют некоторые верующие родители). Для этого стиля воспитания характерно: родители очень жестко общаются со своими детьми, очень жестко предъявляют свои требования и добиваются их выполнения, при этом мало эмоционально поддерживают ребенка.

Непроизвольно они делают очень много замечаний и редко хвалят ребенка, ребенок при таком стиле воспитания не согрет любовью. Непроизвольно родители внушают своему ребенку: «ты неудачник», «у тебя ничего не получается», «ты опять нас расстраиваешь». Это внушается не на уровне слов, а на уровне подсознательного воздействия.

У ребенка формируется агрессивный стиль поведения, он через подражание родителям становится таким же жестким, нападающим, упрекающим. И с другими людьми такой ребенок часто общается на уровне ультиматумов. Или, наоборот, ребенок становится невротически пугливым: он всего боится, он принял установку, что он неудачник. Часто такой ребенок бывает склонен к «опережающим ударам». И в первом, и во втором случае дети воспринимают такую систему ценностей, в которой окружающие люди - это враги, с которыми нужно взаимодействовать очень жестко, иначе они ничего не поймут. Ребенок при таком стиле воспитания не способен проявить милосердие к другому человеку.

Родителям важно помнить, что ребенка нужно обязательно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по голове и т. д. Это все является лекарством для души. Но лекарство нужно принимать разумно, иначе лекарство становится ядом. Точно так же и с похвалой: если хвалить ребенка постоянно, он вырастет тщеславным и гордым.

Второй стиль воспитания: снисходительные родители, импульсивные и агрессивные дети. Ребенок находится на положении кумира семьи, ему все разрешается, воспитание строится по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ребенок растет избалованным. Второй вариант проявления этого стиля: родители настолько устают на работе, что, приходя домой, остаются безучастными к детям, отгораживаются от общения с ними.

Казалось бы, два совершенно разных подхода: либо заласкивают, либо уходят в сторону. Но последствия одни и те же: у ребенка формируется ощущение, что родителям не до него. Ему не хватает той самой настоящей поддерживающей любви (общения «душа в душу», когда родители и дети объединены общими интересами и т. д.) При таком стиле воспитания дети вырастают очень импульсивными и агрессивными. У ребенка формируется представление, что всем людям так же, как и родителям, не до него, что мир вокруг враждебен. Или он вырастает эгоистом с установкой, что все вокруг должны ублажать его капризы.

Ребенок опять же не способен к состраданию, сочувствию к другому человеку. Он не умеет просить прощения, жалеть родителей, когда те устали.

Третий стиль воспитания: авторитетные родители, общительные, инициативные, добрые дети. Авторитетные родители отличаются от авторитарных важной особенностью. Они так же, как и авторитарные родители, выдвигают жесткие требования перед своими детьми (авторитетные от слова «авторитет»: их очень уважают дети) и следят, чтобы их требования выполнялись. Но при этом объясняют ребенку с любовью, почему это нужно сделать. Они могут сказать: «Понимаешь, если ты сделаешь это так, это может привести к вот таким последствиям».

Они могут подойти к расстроенному ребенку и сказать, например, так: «Вот видишь, ты сейчас плачешь. Давай вместе подумаем, почему это произошло». И родители помогают ребенку разобраться в его ошибках.

Если ребенок чего-то не понял, родители ему подскажут, но подскажут доброжелательно. И у ребенка формируется совсем другое представление о мире: мир - это те люди, с которыми можно общаться, с которыми можно говорить, как с мамой и папой. А мама и папа - это самые добрые люди, которые всегда защитят и всегда помогут. Дети относятся к родителям уже более открыто и доверительно. У таких детей нет страха перед общением с другими людьми, они не выходят на агрессию и растут очень доброжелательными, способными к оказанию поддержки другому человеку, в них более развита эмпатия.

Познавательный эгоцентризм: «луна пойдет за мной»

Хочется напомнить читателям о таком свойстве мышления дошкольника, как познавательный эгоцентризм (его открыл швейцарский психолог Жан Пиаже). Его главная особенность - прикованность к одной, собственной точке зрения и неспособность учесть другую.

Пиаже провел такой эксперимент. Ребенку показали макет местности с тремя разными горками. Затем на противоположный край стола поместили куклу и попросили расположить на другом макете три аналогичные горки так, как «видит» их кукла. Оказалось, что даже дети восьми-девяти лет не могут справиться с заданием, а дети до шести-семи лет обычно ставят горки так, как видят их сами.

Если выйти с двумя детьми-дошкольниками вечером на улицу и сказать: «Ты сейчас пойдешь налево, а ты направо. Как вы думаете, за кем пойдет луна?» - каждый ребенок будет уверен, что луна пойдет за ним. Такой познавательный эгоцентризм имеет место, потому что мышление ребенка еще не развито, пока вот так он воспринимает мир.

Но на эту особенность нужно обратить внимание, потому что эгоцентризм мышления легко может перерасти в эгоизм - привычку жить для себя. Особенно часто это происходит, если родители подыгрывают ребенку и дают ему понять, что все вращается вокруг него; если в семье отсутствует правильная иерархия, при которой на главном месте папа, потом мама, потом старшие братья и сестры, и только потом он. Чтобы этого не произошло, очень важно ребенка дошкольного возраста приу- чать к делам милосердия.

Милосердие начинается с малого

Если у ребенка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ним (за ней). Заботу о родных бабушках и дедушках ребенок также может делить с родителями. Если есть соседи, которым нужна помощь, почему бы им не помочь? Не нужно замыкаться внутри своей семьи. Если по соседству живет пожилой человек, можно послать ребенка в магазин, чтобы купить для него продукты. Вместе с ребенком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу - это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.

Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму... И мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка. Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.

Во время поста можно предложить ребенку отдать часть своих игрушек кому-то другому, у кого родители, может быть, не в состоянии покупать такие дорогие игрушки, или отвезти и подарить часть игрушек детям из детского дома (причем, игрушки должны быть действительно хорошие, а не те, которые собирались выбросить). Когда дети начинают помогать другим людям, они замечают и чужую боль, и радость, вызванную их действиями. Важно, чтобы родители в момент, когда ребенок совершает доброе дело, поддерживали его своим одобрением. Можно сказать примерно следующее: «Посмотри, ты ему помог, а как он обрадовался! Ты видел, как он заулыбался? А тебе хорошо, радостно? И мне радостно. Как интересно получается, совсем немного ты потрудился, а сколько радости вокруг». И ребенок, чувствуя радость, начинает в этом направлении двигаться. Ребенок не вырастает эгоистом, он становится жертвенным.

Ярким примером воспитания детей через дела милосердия является пример семьи святых Царственных Страстотерпцев. Первая мировая война. Императрица Александра Феодоровна «организует особый эвакуационный пункт, куда входило около 85 лазаретов для раненых воинов. И вместе со своими дочерьми она проходит курс сестер милосердия военного времени. Потом все они поступают рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступают к работе - перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушалась ничем, стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны» (О. Платонов «Николай Второй в секретной переписке», М. «Алгоритм», 2005 год, стр. 33). Благодаря такому деятельному милосердию Великие княжны были воспитаны «полными душевной мягкости, бесконечной доброжелательности и доброты ко всем».

Читаем вместе

Другой возможный способ воздействия может быть таким: когда вы читаете ребенку книги (о пользе совместного чтения см. ПВ № 3,2009 г. - прим. ред.) стоит акцентировать внимание на моментах, когда герои помогают кому-то, проявляют милосердие и сострадание. Верующим родителям можно порекомендовать читать детям адаптированные варианты житийной литературы и также обращать внимание на то, как святые помогали другим людям и обсуждать, почему они так поступали, откуда бралась в них такая жертвенная любовь. То есть, родителям нужно формировать у ребенка идеал человека, любящего других людей и жертвенного по отношению к другим - как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков. Это очень важно делать именно в дошкольном возрасте, пока ребенок воспринимает идею жертвенного служения легко и с радостью. Важно не упустить этот возраст.

А это стихотворение Агнии Барто мы рекомендуем и детям, и взрослым.

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Труд в радость. Дайте ребенку возможность вам помочь

Кроме воспитания милосердия, важно вовремя воспитать в человеке привычку к труду. Сензитивный период для воспитания трудолюбия - также возраст 4 - 5 лет. Дети в этом возрасте стремятся помогать родителям, и труд доставляет им удовольствие. Когда мама стирает, дочка пытается засунуть руки в таз и имитирует мамины движения. Когда папа заколачивает гвоздь, сын «трется» рядом с ним и просит дать ему молоток, чтобы он тоже смог забить гвоздь. Родители порой не понимают важности этого момента и часто отказывают детям под предлогом того, что сами сделают лучше и быстрее, отталкивают ребенка словами «не мешай», «не путайся под ногами», «иди в игрушки поиграй». Тут уже можно говорить об эгоцентризме родителей: свой комфорт, свое время взрослые часто ставят выше ребенка, выше его полноценного развития. Такие родители, когда их дети достигают подросткового возраста, обычно жалуются, что сын или дочь эгоисты, ничего по дому не делают, никак не помогают и т. д.

Как этого можно избежать? Психологи советуют дать ребенку возможность вам помочь, но с учетом его возраста. Например, когда мама стирает, можно поставить рядом маленький тазик, в котором дочка постирает одежду для своей куклы. Когда мама готовит, девочка поможет замешивать тесто, разложит начинку для пирога и т. д. Так потихоньку дочка будет осваивать мамины обязанности и вырастет настоящей помощницей. И папа может не полениться приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ тот будет полноправным участником процесса (конечно, под чутким руководством папы). Если вы боитесь доверять сыну настоящие инструменты, можно вручить ему игрушечные, сделанные из пластмассы: они неопасны, но мальчик почувствует свою приобщенность к мужской работе.

Интересно, что когда ребенок начинает помогать, у него меняется самоотношение. Он чувствует, что у него есть свои обязанности, так называемая зона личной ответственности, он чувствует себя более значимым в семье, более взрослым.

Помимо труда именно в дошкольном возрасте важно, чтобы у ребенка сформировались навыки самообслуживания. Ребенок должен сам убирать за собой постель, чистить свою обувь, прибирать свою комнату. Когда ребенок сделает что-то сам, обязательно похвалите его: «Как мне было приятно зайти в твою комнату! Она такая чистая! Ты у меня теперь совсем большой!».

И не скупитесь на похвалы. Вспомните, как долго и громко вы высказываете порой ребенку свое недовольство. Почему бы положительные эмоции не сделать столь же сильными и запоминающимися?

Такой ребенок будет стремиться помогать родителям, он сможет в случае необходимости (например, если мама заболела) взять ее обязанности на себя.

Основа основ

Нравственное воспитание ребенка неразрывно связано и должно основываться на духовном развитии в рамках Православного вероучения. Обязательно с ребенком нужно разговаривать о Боге, о Богородице, о святых, о том, как был создан мир, человек. Не замалчивать эти темы. Простым, доступным для ребенка языком нужно ему рассказывать о том, как Бог любит человека и в Своей любви к человеку доходит до такого самопожертвования, что добровольно отдает Себя на смерть. В идеале ребенок должен прийти к той мысли, что добрые дела, милосердные поступки нужно совершать не потому, что окружающие за них хвалят или помогают в ответ.

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.

Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в необычной школе с медицинским профилем - это Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк»). «Огонёк» - это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, где дети лечатся по самым передовым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели, успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и «тревожные» дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей. «Специфика кадров санаторной школы «Огонёк» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей детей. «Миссия школы - создание социально-педагогических комфортных условий, обеспечивающих высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса» . Потому что по истории и состоянию болезни многие наши воспитанники - инвалиды: кто-то на грани, кто-то временно; многие - покоряют свою болезнь. Важными реалиями настоящего времени, как в масштабах страны, так и в пределах нашего Центра, ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной из которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, Веру, сохранить наивысшую форму любви к ближнему - милосердие.

Проблема воспитания милосердия имеет многовековые исторические, научно-теоретические и практические корни. В мировой педагогике (и, в том числе, отечественной) милосердие рассматривается как одна из важных человеческих добродетелей, определявших нравственный облик личности. Его восстановление, возрождение и сохранение на новом историческом этапе является важной и актуальной задачей. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. История русского народа показывает, что в его культуре еще с древних времен стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них.

Неслучайно в программах и планах воспитателей «Огонька» на первом месте стоят «Уроки доброты и милосердия», которые ежемесячно проводят профессиональные творческие коллективы, а ежедневно - сами воспитатели. После таких уроков и бесед дети становятся внимательнее друг к другу, дружнее, добрее. А Центр становится вторым домом и большой дружной семьей для 250 детей в течение полутора-двух месяцев. Приведу реальные примеры: после одного из таких уроков, старшеклассники взяли шефство над глухонемой 8-летней, девочкой, которая не могла нормально общаться со сверстниками и постоянно плакала. Её «безмолвный мирок» закончился, когда десятиклассница Даша Ш. предложила свои услуги общения на языке жестов (она научилась в летнем лагере). Сколько радости и благодарности светилось в глазах малышки, которая оказалась в центре внимания старшеклассников, как весело она играла с новыми друзьями в классе, которые охотно брали уроки и изучали язык жестов для столь необходимого теперь общения. Постоянные пациенты Центра - это дети, получившие серьёзную травму, в том числе компрессионный перелом. В прошлом году в нашем Центре проходила реабилитацию Камала К. из Азербайджана. После отъезда матери, выяснилось, что 16-летняя девушка не понимает и не говорит по-русски. Прикованная к постели, испытывающая проблемы в общении, изолированная от мира в четырех стенах палаты, пациентка теряла интерес к выздоровлению. Достаточно было одной беседы с подростками на тему милосердия, и жизнь в самой тихой палате забурлила. Каждый старался сделать Добро в меру своих сил: девушки обсуждали новинки музыки и кино, интересовались культурой восточной страны, парни, которым запрещено по правилам посещать девичьи палаты, умудрились с улицы принести снег в подарок; помогали медикам перевозить пациентку на процедуры. Рухнул языковой барьер, когда узнали, что Камала великолепно поет, уговорили выступить на концерте; искренне радовались её дебюту, дружно строили планы на выздоровление. Медсестры что называется «закрывали глаза» на многочисленные нарушения в режиме, видя, как у пациентки прогрессирует процесс выздоровления. За очень короткий срок девушка, удивив медиков, выздоровела и уверенно стояла на собственных ногах, уезжая домой. Дружба подростков сегодня продолжается в виртуальном пространстве, а поразительным результатом выздоровления послужила, вероятно, и та маленькая беседа, которую, дети запомнят на всю жизнь. Что Милосердие - это готовность помочь кому - либо из сострадания, человеколюбия, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

«Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие, как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, в сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. Милосердие - это нравственное качество личности, проявляющееся в способности к состраданию, сочувствию, внимательному, заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия» . Радует и до слез трогает, то, что подростки очень активно реагируют на слово воспитателя и показателями проявления начал милосердия детьми старшего школьного возраста является: умение пожалеть всякого (несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного) независимо от их внешней привлекательности; готовность бескорыстно помочь нуждающимся в этом без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка (игрушки, главной роли в игре, желаемого развлечения и т.п.) в пользу обиженного; словесно или действенно отозваться на огорчениях. В прежние века и в наши дни актуальными были и остаются вопросы нравственности взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Было выдвинуто множество требований, которым должен соответствовать учитель. Среди них разнообразные учительские добродетели, отвечающие принципу гуманизма в педагогике. Душевное сочувствие становится всё более ценным по мере того как ожесточается настроение в обществе, сегодня школа в глазах всё большего числа детей перестаёт быть «вторым домом» именно потому, что там их не понимают. Не стоит идеализировать ни учеников, ни учителей, не стоит прощать того, что невозможно простить, но нельзя и игнорировать динамику проявления детского внутреннего мира. Взаимоуважение и взаимопонимание старшего и младшего - проявление профессиональной духовности, возможно, один из путей ненасильственного воспитания, педагогического гуманизма, милосердия и благотворительности. Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

«Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, не всегда регулярной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющего свою юридическую базу и различные организационные формы» . Смело могу сказать, что у нашего Центра есть спонсоры, которые реализовывают благие дела, направленные на здоровье сбережение наших юных пациентов. Театрализованные спектакли, спортивно-оздоровительные праздники, музыкальные концерты, ежемесячные встречи с фокусником-иллюзионистом, ежегодные Новогодние ёлки с подарками для каждого ребенка, торжественное открытие к 70-летию Победы скульптурного мемориала «Победа» и, наконец, покупка микроавтобуса для туристических поездок за город. Центр получает помощь, как от частных лиц, так и от благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Не называя имен, говорю, что мы гордимся этими людьми, мы им всегда рады и с нетерпением их ждем! «Творить Добро на радость детям!» - это девиз, почетная миссия благотворителей и проявление истинного милосердия на рубеже XXI века. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. «В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования» .

Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития милосердия у школьников в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях:

  • =использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия;
  • =создание в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие милосердия, сближение реального и вербального поведения школьников;
  • =преодоление отчуждения между воспитателями и детьми и родителями, привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу школьного учреждения;
  • =организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей в контексте воспитания дружеских, гуманистических взаимоотношений коллективизма, гуманизма, культуры поведения, гуманных чувств, роли эмоций в усвоении детьми правил поведения и рассматривание симпатии как самую раннюю форму проявления социальных чувств детей, являющуюся основой для развития гуманности, чувства долга, дружбы и товарищества.

Всё это с одной стороны способствует раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - определяет дефицит добра и милосердия в отношениях людей друг к другу, высвечивая проблему нравственного воспитания, одним из существенных аспектов которого является воспитание и развитие милосердия у молодежи.

Еще один пример в режиме реального времени: сотрудники первой независимой Санкт-Петербургской радиостанции «Ра́дио Ба́лтика», вещающей в диапазоне FM 104,8, в новогодние праздники сделали индивидуальные подарки каждому ребенку в нашем Центре, собранные горожанами для благотворительной акции. Мы получили огромное количество благодарностей от родителей, отзывов от детей и позитива на целый год вперед. Такие акции заставляют задуматься всех о том, что на добро надо отвечать добром. Неслучайно, например, каждый четверг в эфире Пятого телеканала стартует марафон «День добрых дел», собирая миллионные суммы для нуждающихся в лечении детей. Наш «Огонек» вносит свою маленькую лепту в огромный мир добра: ко Дню пожилого человека у нас запланирована акция через виртуальный информационный ресурс «ДоброПочта» - поздравление одиноких людей, проживающих в домах престарелых, и открытки дети сделают своими руками. Конечно, масштаб не тот, но маленькая «прививка доброты» останется в памяти юного сердца надолго. Милосердность акции - творить Добро! Отвечать добром на добро. И, как известно, что одно добро заставляет делать другое добро. Необходимо просто дать понять, что одна из добродетелей на земле – милосердие - должна жить вечно! «…если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится. <…> Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком» http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/159

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, – всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово, – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией... Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17–18-летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только что созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай .

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца-алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родите­лей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”, или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, спо­собных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: “И милость к падшим призывал!”. Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками, с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не может распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы... Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами...

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

Тематические выставки детского творчества.

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Формы работы с родителями:

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Глава 3. Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в средней группе

Заключение.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней) .

Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Библиографический список.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»