План познавательно исследовательская деятельность 2 младшая. Открытое занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды». Предполагаемый продукт проекта

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Лариса Тупикова
План познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС. I квартал

Сентябрь

1 неделя: «Знакомимся с песком»

Наблюдение «Песок на участке». Цель: В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.

Тематическая беседа «Свойства песка» Цель: Знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость (липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» - сухой, мягкий, липкий.

Исследование «Свойства песка» Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы).

Эксперимент «Почему не получился куличик?» Цель: Ознакомление со свойствами песка. Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый, из него можно изготовить куличики.

Опыт «Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: Выделить свойства песка. Развивать любознательность, мышление.

Опыт «Сухой и мокрый песок» Цель:Закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства, развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2 неделя: «Что такое воздух?»

Наблюдение за воздухом на прогулке.

Цель: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий).

Беседа «Что такое воздух?»

Цель: Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

Опыт «Что в пакете?»

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Игры с соломинкой и воздушным шариком.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игры по обнаружению воздуха.

Цель: Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Опыт «Надувание мыльных пузырей».

Цель:Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Опыт «Реактивный шарик»

Цель: Помочь выявить свойство воздуха – упругость. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

3 неделя: «Солнечные лучи».

Наблюдение за солнцем на прогулке.

Цель: Познакомить детей с солнцем – источником тепла и света. Развивать любознательность, познавательные способности.

Беседа «В гости к солнышку»

Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

Опыт «Солнечные лучи».

Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.)

Экспериментирование «Поиграем с солнышком» Цель:Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Опыт «Солнечный «зайчик». Цель:Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.

4 неделя: «Водичка, водичка…»

Тематическая беседа «Водичка, водичка.»

Цель: Вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная.

Эксперимент «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяются некоторые вещества.

Опыт «Горячий и холодный»

Цель:Дать детям представление о том, что вода имеет свойство нагреваться и остывать, развивать тактильные ощущения, воспитывать желание экспериментировать.

Исследование «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: при соприкосновении с твёрдой поверхностью она разбрызгивается.

Опыт «Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяется краска и окрашивает воду в разные цвета.

Опыт «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени» Цель:Познакомить с процессом испарения воды.

Октябрь

1 неделя: «Ветер, ветер, ты могуч…»

Наблюдение за ветром на прогулке.

Цель: Обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый; дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра.

Тематическая беседа «Ветер дует нам в лицо…»

Цель:Познакомить с природным явлением – ветер. Закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный.

«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха-это ветер.

Экспериментирование «Поиграем с ветерком»

Цель:Познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).

Опыт «Ветер»

Цель: Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

2 неделя: «Чудеса из бумаги»

Наблюдение за работой воспитателя с бумагой (оригами).

Цель: Закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах,продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.

Беседа «Что мы знаем о бумаге?»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Игры – забавы «Волшебный квадрат»

Цель: Познакомить детей с искусством оригами.

Опыт «Свойство бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

Исследование «Бумага, ее качества и свойства». Цель: Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

3 неделя: «Волшебница вода».

Беседа «Для чего нужна вода». Цель: Расширить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении, для чего она нужна и как ее беречь. Содействовать радостной атмосфере в детском саду.

Исследование «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Эксперимент «Пар - это тоже вода»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Опыт «Водичка, водичка.»

Цель: Закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).

Д/игра «Постираем кукле платье»

Цель: Формировать у детей умение называть температуру воды.

Опыт «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда» Цель:Выявить свойства воды (текучая).

4 неделя: «Дождь, дождь, барабанит в стёкла»

Наблюдение за лужами после дождя

Цель: Обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

Беседа «Зачем нужен дождь?» Цель:Закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Иисследование «Какая лужа высохнет быстрее?»

Цель:Определить, как размер лужи влияет на быстроту высыхания.

Дидактическая игра «Капелька».

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов и картинок в жизни, которым необходима вода. Обогащать словарный запас. Учить детей устанавливать связь между живой и неживой природой.

Опыт «Откуда берётся вода?»

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.

1 неделя: «Едет машина, гудит машина»

Наблюдение за машинами па прогулке.

Цель: Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное отношение к дороге.

Тематическая беседа «Транспорт на дороге»

Цель: Закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить определять и называть основные характеристики движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам города.

Опыт «Заводные машины»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед, назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Д/игра «Соберём машину»

Цель: Закреплять знания детей о частях машины. Предложить из геометрических фигур выложить машину. Развивать любознательность, умение экспериментировать с формами.

Опыт «Почему у машины круглые колёса?»

Цель: Дать детям знания о том, что круглые формы не имеют углов и могут катиться.

2 неделя: «Предметы вокруг нас»

Беседа «Волшебный сундучок»

Цель: Познакомить детей с различными предметами, которые находятся в группе. Дать знания о том, что они сделаны из разных материалов.

Исследование «Деревянный брусочек».

Цель: Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).

Опыт «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Эксперимент «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

Цель: Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Опыт «Тонет, не тонет, плавает»

Цель: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Опыт: «Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие – тонут

3 неделя: «Человек. Давайте познакомимся»

Беседа «Весёлые человечки играют».

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, руки, ноги, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот, волосами.

Исследование «Наши помощники»

Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Опыт» Чем пахнет?»

Цель: Учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.

Эксперимент «Нарисуем свой портрет»

Цель: Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей.

Д/игра «Починим игрушку»

Цель: Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (причёской, именем, одеждой и др., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

4 неделя: «Поздняя осень».

Наблюдение в природе «Унылая пора, очей очарование».

Цель: Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

Тематическая беседа: «Как звери готовятся к зиме».

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.

Исследование «Что нам осень подарила».

Цель: Учить детей обследовать овощи и фрукты на ощупь, по цвету, по запаху.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Исследование «Разноцветные кораблики - листочки»

Цель: Учить детей обследовать засушенные листья разных деревьев, выявив их свойства: разноцветные, лёгкие, не тонут в воде.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района

структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»

Подготовила:Садыкова М.А.,

воспитатель второй

младшей группы «Теремок»

Исследовательская деятельность детей.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умений анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Основные составляющие процесса исследования:выявления проблемы, формирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются

две противоположные ситуации.

1.Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию.

2.если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы. Если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей –неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы.

При решении проблемных ситуаций рекомендуют воспитателям использовать следующие методические приемы:

1.подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;

2.изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную:3.предложить рассмотреть явления с позиции людей разных профессий

4.поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;

5. Поставить проблемные задачи;

Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).


Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет - не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.


Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

Организуя исследовательскую деятельность воспитатель должен знать: --1.Критика –враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей,

2.Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

3.Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех.

4.Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.

5.Подводить итоги исследования.

гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .

2. Игры с вертушками.

Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

4. Игра-забава с мыльными пузырями.

Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.

5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.

6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.

Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

7. Игры с песком :»Угощение для кукол»

Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.

8. Опыты с вертушками .

Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?

9. Рисование на мокром песке.

Цели : обогащать эстетический опыт детей .

10. Опыты с камнями .

Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.

13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

16. Опыты со снегом .

Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

17. Опыт : «Тонет-не тонет» .

Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.

18. Опыт «Лед и снег»

Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

20. Эксперимент «Цветной снеговик»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

21. Опыты со снегом

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)

22. Экспериментирование с водой.

Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.

23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.

24. Конкурс «Снежный ком»

Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.

25. Опыт » Чем пахнет?»

Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .

26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.

27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»

Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.

28. Опыт с глиной .

Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .

29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.

Цели : расширять практический опыт детей .

30. Эксперименты со своей тенью.

Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.

31. Эксперимент «Куда исчез снег?»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .

32. Эксперимент :» Куда делась вода?»

Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.

33. Эксперимент «Таяние сосульки» .

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.

36. Опыт «Свойства почвы»

Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.

37. Опыт » Легкий-тяжелый»

Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.

38. Опыт «Как растут проталины?»

Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.

41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.

43. Опыт «Уголь и мел»

Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.

Конспект игрового занятия «Маленькие Почемучки» с детьми 2-ой младшей группы


Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала: данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Формировать у детей младшего возраста поисково-исследовательскую активность.
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.
Задачи:
Образовательная: Упражнять детей в название противоположностей (высокий – низкий; толстый – тонкий; пустой – полный и т.д.) и определение веса предметов: лёгкий – тяжёлый)
Развивающая: Развивать восприятие детей способом обследования предметов, активно включая движение рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета)
Воспитательная: Воспитывать любознательность детей в поисково – исследовательской деятельности.
Материал:
Демонстрационный : большой медведь, воздушный шарик, два тазика с водой.
Раздаточный: дидактическая игра «Противоположности», кораблики, камешки, кубики, мячики, книги, открытки, бумажные и определить какая она? (бумажная, мягкая)салфетки, стаканчик с водой, карандаши (с гранями), ленточки.

Ход игрового занятия:
1.Приход Мишки с воздушным шариком.


Воспитатель: - Назовите противоположности предметов на картинках, которые принёс Мишка.


Ответы детей: Книга толстая, а тетрадка тонкая; дом высокий, а другой - низкий, корзина пустая, а другая – полная, медведь большой, а другой – маленький и т.д./
Вопросы: Медведь, какой тяжёлый или лёгкий? А воздушный шарик?
Задание: Взять в одну руку кораблик, а в другую камень и определить, что легче, а что тяжелее? Опустить в один тазик кораблик, а в другой камешек.
Вопросы: Что делают кораблики? (плавают) А что случилось с камешками? (лежат на дне тазика)
Вывод: Кораблики лёгкие – плавают, а камешки тяжёлые – утонули!!!
Физкультминутка «Улыбнись»
Мы сначала будем хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,
А затем, а затем
Мы будем топать – топ-топ-топ,
А сейчас мы повернёмся и все вместе улыбнёмся.

2.Задание: Определить качество и свойства предметов.


Рассказы детей: о деревянном кубике (Кубик жёлтого цвета. Квадратной формы, потому что есть углы. Сделан из дерева.) О пластмассовом (Мячик круглый, потому что может катиться. Зелёного цвета, сделан из пластмассы.); массажном мяче, открытки, книге.
Задание: Взять в руки салфетку и определить какая она? (бумажная, мягкая)
Вопросы: Что с салфеткой можно сделать? (помять, смять – мятая; порвать, разорвать; опустить в воду – мокрая)


Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик – быть послушным научу.


3. Логоритмика с ленточками под музыкальное сопровождение (Сириус (исп. Ксюша Курчавая – «Почемучки»)

Вторая младшая группа

Опыты по теме «Воздух»

  1. «Пускание мыльных пузырей»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал: баночка с мыльным раствором, соломинка.

Опыт. Внести мыльный раствор, набрать его воронкой и выдуть. При этом образуется мыльный пузырь.

Вывод: мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); пузыри маленькие, если мы выдохнул! мало воздуха, и большие - если выдохнули много.

  1. «Пускание кораблика в тазике с водой»

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

Материал: таз с водой, бумажный кораблик.

Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны - он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.)

Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.

  1. «Игры с воздушными шарами и мячами»

Цель: показать детям, что воздух можно надувать в разные предметы (шары, мешочки); он, заполняя форму, делает предметы упругими (например, бесформенные пакеты приобретают форму).

Материал: бумажный и целлофановый мешочки, шарик, резиновые мячи.

Опыт. Надуть бесформенный бумажный пакет, показать форму, предложить потрогать, почувствовать его упругость. Предупредить, что, если по нему хлопнуть, он порвется. Таким же образом надуть целлофановый пакет, шар. Рассмотреть мяч. Почему он такой прыгучий? Что у него внутри?

Вывод: мяч и шарик наполнены воздухом, поэтому они упругие; чем плотнее надут мяч, тем он более прыгучий.

4. «Воздух нужен для жизни»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться.

Опыт. Уточнить, зачем проветривается спальня, группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали?

Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.

Опыты по теме «Вода»

  1. «Превращение льда в воду»

Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Материал: цветные льдинки, сосульки.

Опыт. С улицы внести цветные льдинки, сосульки, предложить показать их куклам, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная и цветная. Откуда она взялась?

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. «Превращение снега в воду»

Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.

Материал: тарелка со снегом.

Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь?

Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь.

  1. «Свойства воды»

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас - грязная и употребляется только после очистки).

Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, стакан, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.

Опыты.

1. Фильтрация воды через песок и вату. На первый взгляд чистая вода на ватке оставила много мусора, грязи.

2. Закрашивание воды красками.

3. Насыщение воды солью, сахаром.

4. Рассматривание капли воды под микроскопом.

Вывод: вода грязная, в ней присутствует мелкий мусор, поэтому ее нужно обязательно очищать.

Опыты по теме «Песок»

  1. «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Опыт. Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

  1. «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Опыт. Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

  1. «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Опыт. Одну часть песочницы полить водой, другую - оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

Опыты по теме «Человек»

  1. «Движение»

Цель: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.

Материал: горка, «ручеек».

Опыты.

1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.

2. Бег с горы вдвоем и по одному.

3. Ходьба через «ручей» по одному и вдвоем.

  1. Ходьба по глубокому снегу

Цель: показать, что по снегу легче идти друг за другом.

Материал: заснеженная площадка.

Опыт. Ходьба по глубокому снегу, взявшись за руки. Ходьба по глубокому снегу друг за другом. Когда было легче идти?

Вывод: по глубокому снегу легче идти след в след, друг за другом.

  1. «Переберись на другой берег ручейка»

Цель: учить самостоятельно выбирать способ передвижения.

Материал: ручеек или сконструированная модель ручейка.

Опыт. Предложить детям перебраться на другой берег ручейка. Как это можно сделать? Выслушать предположения детей: можно перешагнуть, перепрыгнуть, обойти. Выбрать для себя любой вариант и перебраться на другую сторону.

Вывод: дети выбирают для себя тот вариант, в результативности которого наиболее уверены.

  1. «С горки шагом или под горку бегом»

Цель: учить детей сравнивать силу, затраченную на то или иное движение.

Материал: горка.

Опыт. Предложить детям спуститься с невысокой горки шагом. Тем же детям предложить взбежать на горку бегом. Когда было легче?

Вывод: взбежать на горку было легче.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Рыбки живые и игрушечные»

Программное содержание: формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.

Материал: аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, таз с водой, корм для рыб.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, уточняет, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе есть и другие рыбки, предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где они живут. (Игрушечные, живут на полке в шкафу в игровом уголке.)

Воспитатель обращает внимание на рыбок в аквариуме, просит рассказать, что они делают. Подчеркивает, что рыбы плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так умеют плавать только живые рыбки. Обращает внимание на тазик с водой и просит посмотреть, как плавают игрушечные рыбки. Пускает в таз игрушечных рыбок, вместе наблюдают. Затем воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде, они не могут плавать самостоятельно, потому что не живые, а игрушечные.

Воспитатель. Ребята, давайте покормим рыбок в аквариуме. Как они едят? (Подплывают к корму, открывают ротики и хватают корм.)

А теперь давайте покормим рыбок в тазике. (Все вместе сыплют корм в таз и наблюдают за рыбками. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они не живые; но с ними можно поиграть, покормить их понарошку.)

Давайте сварим рыбкам кашу. (Дети в уголке готовят кашу, воспитатель предлагает подержать рыбок в руках, уложить их спать.) Так играть с ними можно потому, что это игрушки. А с рыбками из аквариума так можно играть? Их можно брать в руки? (На рыбок в аквариуме можно смотреть, им нужно сыпать корм, но не вынимать из воды, без воды они могут умереть.)




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»