Психология общения родителей с детьми. Как правильно общаться с ребенком: советы психолога

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Суть метода

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.


Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Характер ребенка

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.


Стиль общения преподавателя с классом

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

  1. Направленный (игровой, художественный, дидактический) – преобладает направленность на игровую деятельность, творческую, учебную.
  2. Авторитарный (формально-прагматический) - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.
  3. Либеральный (индифферентный) – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.
  4. Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:
  • каждого должен вовлечь в процесс: игры, занятия, сон, заинтересовать, отвлечь от озорства и свести на «нет» тревожность и боязливость;
  • по группе можно судить о воспитателе: если дети умыты, причесаны, опрятно одеты – это говорит о том, что воспитатель умеет организовать ребят, с уважением относится к каждому, у него есть желание ухаживать за ними;
  • налажен контакт с родителями, даже если ребенок труден в общении, с родителями сложно найти контакт – необходимо постараться это сделать: необходимо в любом случае говорить о достоинствах ребенка, о хороших поступках (любому родителю это приятно слышать), а уж потом заводить разговор о возникших проблемах, поведении, капризах и совместно выстроить линию дальнейших действий.
  • грамотный профессиональный педагог сможет научить детей бесконфликтно выходить из спорных ситуаций, научит делиться, не ябедничать, заинтересует занятиями и изучением нового, приобщит к гимнастике, участию в утренниках.
  • проявляет искренний интерес к воспитанникам: знает об их увлечениях, умеет выслушать каждого, подбодрить одних, пожурить других, попросить о выполнении просьбы.Что касается выполнения просьбы (иными словами - педагогического требования), предъявление которой должно воздействовать на детей и принести желаемый результат: к примеру, педагогическое требование о выполнении задания (сделать аппликацию, вырезать фигуру, слепить из пластилина), заправить за собой постель после дневного сна, помочь нянечке убрать со стола.


Подача информации

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.


Краткая памятка преподавателю

  1. Обустройство группы: яркое «радостное» эстетическое оформление группы, подбор подходящих возрасту игрушек (развивающих как мышление, логику, моторику, так и двигательную активность), книг, дидактического и наглядного материала, организация свободного пространства в группе для коллективных игр;
  2. Проявлять искренний интерес к детям, действовать по ситуации, а не шаблонно;
  3. Оценивать поступки и результаты труда и поведения, не сравнивая ребят друг с другом, не выделять «любимчиков»;
  4. Учить ребят ласковому общению друг с другом, используя вежливые слова, приучать помогать товарищам. Быть открытым;
  5. Выслушивать ребенка до конца, не обрывая его и не отсылая подойти попозже;
  6. Поведение ребенка целиком зависит от его чувств. Какие чувства – такое и поведение. Пытаться разобраться в эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы понять причины поведения;
  7. Позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  8. Быть дружелюбным и приветливым.Быть хорошим любимым и профессиональным воспитателем – задача не из простых. Завоевание уважения детей, их любви – это кропотливый ежедневный труд;
  9. Организация занятий с целью:
  • развития коммуникативных навыков между ребятами, между ребенком и воспитателем;
  • развития двигательной активности, выброса энергии (гимнастика, подвижные игры, танцевальные занятия, детский фитнес);
  • развития усидчивости, моторики рук, приобретения художественных и письменных навыков, мастерства аппликации;
  • развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.

Общение - это сложный процесс взаимодействия и установления различных контактов между людьми разных возрастов и сфер деятельности. Это обмен мыслями, эмоциями, переживаниями и т.д.

С психологической точки зрения можно выделить несколько видов общения:

Без желания выслушать, посочувствовать и понять собеседника, т.е. обычная беседа с использованием банальных слов и вежливых выражений;

Ради выгоды либо наоборот - отказ от общения, когда один из собеседников получает желаемое;

Вынужденное, при необходимости встреч в различных обстоятельствах;

Деловое, с учетом личностных особенностей и делового интереса;

На духовном уровне, с пониманием и дружеским участием друг к другу;

С целью манипулирования и получения выгоды;

Беспредметные беседы: общепринятые фразы, поведение, соблюдение правил приличия.

Очень часто, при беседе с детьми, взрослые не задумываются над тем, как может повлиять их отношение к общению. Многие считают, что маленькие дети не понимают многих вещей, поэтому не стремятся беседу перевести в заинтересованное русло. А ведь даже дошкольник очень хорошо улавливает тон беседы, настроение взрослого и его отношение к самому ребенку.

В чем же заключается психология общения родителей с детьми?

Наиболее важными считаются именно детско-родительские отношения, поскольку они являются более длительными, и зачастую, непростыми. Большинство родителей, в суете жизни, даже не замечают, как быстро вырастают их дети, что их малыш уже стал личностью, даже еще не совсем зрелой.

В разные периоды взросления, ребенок стоит на пороге новых открытий, изменений. Рождаясь, младенец получает достаточно внимания со стороны своих родителей и родственников, подрастая, он идет в детский сад, где ему приходится налаживать отношения с воспитателями и сверстниками.

Гуляя во дворе, ребенок учится общению и в этом должны помогать ему родители, объясняя, как нужно веси беседу, какой тон приемлемый, чем отличается общение с детьми и взрослыми.

Если в семье позитивная обстановка и ребенок чувствует необходимую заботу, он всегда может получить поддержку и понимание родителей, даже если у него не всегда складываются хорошие отношения с детьми его возраста или старшими братьями-сестрами.

В благополучной семье, идя в школу, ребенок быстро осваивается, адаптируется к новым условиям, находит друзей и считает авторитетным учителя, уважает взрослых и гармонично развивается как личность.

При негативном отношении в семье, часто у детей складывается «комплекс неполноценности». Они не знают, как себя вести в обществе, как общаться с другими детьми, ведут себя агрессивно и по отношению к сверстникам и взрослым.

Такое поведение вызвано неправильным воспитанием и общением родителей со своими детьми. Дети - это продолжение родителей, они видят, как в семье относятся друг к другу и у них создается ложное впечатление о том, что такое общение и какое поведение с другими приемлемо в социуме.

Разговаривая с малышом на уровне его возраста, родители дают возможность маленькому человечку видеть в родителях поддержку, учатся правильному поведению и общению в различных ситуациях.

Ошибочно считать, что надо научить ребенка, как поступать в различных ситуациях и какие необходимо говорить слова. Детей нужно воспитывать так, чтобы они умели думать и сами принимать решения в любых ситуациях, а не повторять фразы, которые их научили говорить родители.

Если ребенок с детского возраста начнет сам разбираться в ситуации, то и в школе у него не будет возникать конфликтов с одноклассниками или учителями.

Для того чтобы обеспечить ребенку достойное будущее, каждый родитель должен придерживаться некоторых советов, которые предлагают специалисты в области психологии для хороших взаимоотношений между детьми и их родителями.

Во-первых, каждый ребенок должен чувствовать, что его любят, поэтому родители должны говорить ему об этом с самого рождения и по мере взросления, даже если отношения не совсем хорошо складываются, фраза «я тебя люблю» необходима детям в любом возрасте.

Родители должны быть всегда честны со своими детьми, потому что даже малыши всегда чувствуют фальшь и это может вызвать недоверие к родителям.

Положительное отношение и ласковое, особое имя очень много значат при общении родителей и детей. Используя его, родители дают понять, как они любят свое чадо.

На ночь малышам полезно читать сказки или рассказывать интересные истории. Если повторять этот ритуал изо дня в день, наполняя его сердце своей любовью к нему, ребенок будет помнить об этом долгие годы. Даже взрослые дети с удовольствием пообщаются перед сном с мамой, например, делясь своими секретами.

Следует с детства доверять детям и приобщать к помощи по дому. Это сближает и помогает налаживать отношения. Особенно нельзя забывать о совместных играх, т.е. ребенок всегда должен чувствовать заботу и любовь родителей.

В последние десятилетия психологи сделали интересное открытие. Оказывается, что для полноценного развития личности ребенка очень важно его общение с родителями.

Малыш, получающий соответствующий медицинский уход и полноценное питание, но лишенный близкого общения со взрослыми людьми, психически и физически развивается медленно и негармонично. Он худеет, теряет интерес к жизни, не может впоследствии устанавливать близкие отношения, не умеет дружить и любить. Ему трудно найти себя, определиться в жизни.

Даже те дети, которые воспитывались в хороших детских домах, испытывают серьезные трудности в организации своей семейной жизни и самостоятельного проживания в обществе. Они часто чувствуют себя несчастными.

Причины непонимания детей и родителей

Мировая практика помощи психологов показала, что большинство проблем поведения детей и их взаимоотношения со взрослыми разрешимы, если удается найти подходящий стиль общения в семье.

  • Часто родители, которые обращаются за помощью в психологический центр по вопросу воспитания детей, сами выросли в условиях недостаточно комфортного и безопасного стиля общения в семье.
  • Психологи считают, что путь воспитания и стиль общения в семье может передаваться от одного поколения родителей к другому. Способы воспитания и стили общения родителей чутко воспринимаются и заучиваются детьми.
  • Позже люди начинают воспитывать своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Часть родителей осознает, что доставшиеся им в наследство семейные образцы поведения не подходят, являются противоречивыми или не совсем гуманными. Другие родители чувствуют тревогу в воспитании ребенка и не понимают ее сути.

Часто родители жалуются, что, даже используя все известные варианты воспитания детей, у них не получается договориться с ними. В этом случае можно придерживаться простых правил общения с ребенком.

Как общаться с ребенком?

Правильное общение родителей с детьми помогает повысить уверенность ребенка, его чувство собственного достоинства. В любом возрасте дети должны чувствовать уверенность в том, что они могут рассказать родителям обо всем, что происходит в их жизни. Как достичь этого?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любить детей нужно не из-за внешних или внутренних качеств, а за то, что они есть. Не бойтесь говорить ребенку, что он вам дорог и важен.
  • Не стройте общение только из рассказа о чем-либо или поучении. Общение – это умение выслушать мнение ребенка, понять его эмоциональное состояние. Если Вы чем-то заняты и не можете выслушать ребенка, не делайте вид, что слушаете его. Скажите, что заняты, что поговорите с ним позже.
  • Общаясь с ребенком, старайтесь не прерывать его, сохраняйте зрительный контакт, используйте язык жестов, улыбайтесь.

Данные правила действуют в том случае, если родители с самого начала используют их в общении с детьми. Однако, опыт психологического консультирования показывает, что родителей не всегда удовлетворяют теоретические рекомендации воспитания детей. Это связано с тем, что родителям не хватает новых навыков общения с ребенком или навыков саморегуляции, которые могли бы позволить им найти лучший выход из ситуации. Где искать помощь?

Методы преодоления трудностей общения

Современные психологи считают, что наиболее эффективной помощью для родителей и детей являются коммуникативные образовательные программы, т.н. курсы общения с детьми. На курсах акцент ставится на том, чтобы помочь родителям осознать свой стиль общения с детьми, свои цели и способы воспитания.

Уже не одно десятилетие во многих странах проводятся курсы общения с детьми для взрослых. В Америке их прошли сотни тысяч родителей и учителей. Подобные курсы становятся все более распространенными и в нашей стране. Курсы помогают справляться с трудностями воспитания настолько эффективно, что даже переходный возраст переносится легко как для родителей, так и для детей. Родители сходятся во мнении, что курсы оказывают реальную моральную поддержку и помощь в воспитании детей.

Другой помощью в воспитании ребенка являются семейные консультации , в которых принимают участие все члены семьи, включая детей. Семейные консультации часто организуются в виде мини тренингов общения, где члены семьи могут обсуждать сложные семейные ситуации, стиль общения друг с другом, учатся правильному общению, используя помощь и советы психолога.

Психолог создает комфортную и доверительную атмосферу, помогает приобрести новые навыки общения с детьми. Провести такую консультацию можно в нашем центре. Детский психолог поможет устранить барьеры в общении, найти общий язык с ребенком. Вместе мы достигнем понимания и найдем прерванную нить общения.

Автор статьи: семейный и детский психолог Лапушкина Мария Александровна . Опыт работы более 20 лет. Является ведущим психологом, помогает в решении личных и семейных конфликтах.

(10 шагов к тому, чтобы ваши дети Вас слушали)

Знакомясь с идеями психотерапевта Изабель Фийоза, вы иногда улыбнетесь, возможно, будете роптать, чувствуя, что не в состоянии именно так вести себя с собственным ребенком, или, наоборот, сочтете ее советы чересчур тривиальными и поэтому несерьезными. Но их, пожалуй, и не стоит воспринимать совсем уж буквально. Эти необычные рекомендациипо воспитанию детей скорее помогут узнать родителям новые особенности общения с детьми – на случай, если старые и привычные себя не оправдывают. Эту статью, адресованную родителям детей 8 – 15 лет, стоит перечитывать не один раз, потому что изложенную в ней философию воспитания трудно усвоить сразу. Ею проникаешься постепенно, шаг за шагом, пока однажды она не станет привычным образом мыслей.

В своих советах Изабель Фийоза опирается на опыт всех тех, для кого ребенок и желание слышать его личность – самое главное в отношении родителей и детей. Это французский психоаналитик Франсуаза Дольто и представители американской гуманистической психологии Карл Роджерс, Томас Гордон и др. основная забота Изабель Фийоза – описать новый способ воспитания, благодаря которому наши дети стали бы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим. Не к этому ли стремимся и мы сами…нередко, увы, теряя эту цель из виду? Так что пути, которые предлагает нам эта статья, могут оказаться как нельзя более кстати!

Жить с ребенком – дело непростое…

Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы! Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растете и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. «Ты положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, — это указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя, и то только в краткосрочной перспективе: дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой»!

К тому же мы строги, то уступчивы – особенно когда устаем, когда чаща терпения переполняется или у нас просто не хватает времени. А главное — реагировать по-другому мы просто не умеем.

Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и завоевать его любовь. Но если мы так боимся расстроить ребенка, что не решаемся выразить свой гнев, позаботиться о собственных нуждах, потребовать соблюдения норм поведения и запретов, обеспечивающих безопасность, то в роли главного оказывается ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство.

Чтобы усвоить самодисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, нежели в запретах, — но только в правильных разрешениях, которые даются родителями, способными защитить и обладающими личным авторитетом (иначе у детей возникает ощущение вседозволенности). Ребенку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешение быть самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности…

На примере 10 распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои типичные реакции. Возможно, ваши родители требовали послушания и покорности, вы же предпочитаете самостоятельность, но запрограммированные реакции управляют вами помимо вашей воли. Не так-то просто согласиться с тем, что у наших детей есть права, которых не было у нас! Если мы отдаем себе отчет в чувствах, которые сами испытывали в детстве, мы сможем услышать своего ребенка и будем воспитывать его по-новому. Но если мы отрицаем свои детские раны, идеализируем собственных родителей, то рискуем вновь и вновь воспроизводить модель воспитания, от которой пострадали сами. И, не справляясь с ситуацией, станем винить ребенка: «Он меня довел!», «По-хорошему он не понимает!», «Он не выносим!»…

Итак, СИТУАЦИЯ 1: Тихо! Умейте слушать.

Ситуация: он жалуется «Наша математичка плохая и несправедливая! Она поставила мне двойку, потому что я просто забыл тетрадь».

Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или приуменьшить значение проблемы («Ладно, это не так важно»), или обвинить его («Ничего удивительного, ты вечно все забываешь!»), или оборвать запретом («Не говори так об учителе!»). Или же, стараясь помочь, мы начинаем комментировать, даем советы и указания. Но они убивают в нем желания выражать свои чувства. Бесполезно объяснять ребенку, что вы бы справились с ситуацией лучше него. Да и потом, уверенны ли вы, что правильно поняли суть проблемы? За жалобой «Мне не нравится эта учительница» может скрываться «Я не справляюсь» или «Меня обидел товарищ».

Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям.

Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить – смотрите на него и слушайте. Приободренный вашим доверием, он почувствует в себе силы. И будет вам благодарен.

Подсказка! Чтобы показать, как внимательно вы слушаете, вы можете вставлять восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам просит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему.

СИТУАЦИЯ 2: Предлагайте выбор.

Ситуация: он не помыл посуду или не сделал уроки.

Обычная реакция: «Помой посуду!», «Немедленно садись за уроки!». Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он – всего лишь исполнитель. Так он не учиться самостоятельно осуществлять выбор и управлять своей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению – совсем не одно и то же. Большая разница, кто ты – субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что ребенок сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.

Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.

Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.

Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать). Например: «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать – с математики или английского?».

Подсказка! Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.

СИТУАЦИЯ 3: Говорите коротко.

Ситуация: его кроссовки валяются посреди коридора.

Обычная реакция: мы склоны преувеличивать значение его небрежности. Наш тон обычно раздраженный, а значит агрессивный и до некоторой степени обвинительный. На что мы надеемся? Что ребенок признает ошибку и исправиться. Так иногда происходит, пока он маленький…Но став постарше и привыкнув к нашим замечаниям, он перестает нас слушать после первых же слов! Мы же, устав его отчитывать, наводим порядок вместо него.

Ваша цель: приучить ребенка следить за своими кроссовками и вообще за своими вещами.

Привлекая к ним его внимание, вы постепенно научите его тому отношению к собственным вещам, которого вы от него ждете. Чтобы достичь цели быстрее и без конфликтов, будьте кратки! Конечно, одного напоминания будет недостаточно, чтобы он сам убрал кроссовки или помнил про сумку со спортивной формой. Особенно если он уже привык к замечаниям или к тому, что это делают вместо него. Но все равно результатов долго ждать не придется – ни вам, ни ему.

Новая установка: по возможности говорить одно – единственное слово. Просто привлекайте внимание ребенка к предмету. Произнесите спокойно: «Кроссовки!»

Подсказка! Нельзя забывать про тон голоса – он должен выражать обычное напоминание. Вы чувствуете, как накатывает раздражение? Переведите дух. Возможно, оставив кроссовки посреди коридора, он подумал о том, чтобы их снять и не пачкать пол в комнате.

СИТУАЦИЯ 4: Проводите время вместе.

Ситуация: он безобразничает, получает плохие оценки, ваши отношения портятся…

Обычная реакция: нравоучения, наказания…Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь. Но в действительности добиваемся одного: ребенок потеряет к нам доверие, замкнется в себе, и в конечном счете проблемы обострятся. Ведь чем спровоцированы эти выходки? Недовольством самим собой, растущим чувством тревоги и одиночества, которое рано или поздно еще более усугубят его странное поведение.

Занятые повседневными хлопотами, мы часто занимаемся ребенком между делом, следим лишь за тем, чтобы он совсем не распустился. Но если родители не находят для детей времени, те быстро начинают чувствовать себя неинтересными для них. И пока дети не получают своей порции внимания, не стоит рассчитывать, что поведение их изменится. И, конечно, не стоит ждать первого шага от ребенка – «пусть он сначала изменится, а потом я им заинтересуюсь». Ведь если цветок поник, вы не будете ждать, пока он снова расцветет, чтобы полить его!

Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас была возможность обсудить с ним причины его поведения.

Прежде чем отчитывать ребенка, вспомните, сколько внимания вы ему уделяете. Детский расчет прост: мама и папа на меня смотрят, слушают меня – значит, я им интересен, я вовлечен в их жизнь, я тоже их слушаю, я им помогаю.

Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего внимания.

Подсказка! Не всегда легко демонстрировать любить ребенку, который проказничает…Но на то мы и взрослые! Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру, — вам кажется это слишком много? Можно начать с двух минут и постепенно увеличивать это время.

СИТУАЦИЯ 5: Делитесь информацией.

Ситуация: он берет два апельсина, съедает только один, а второй апельсин и кухонные очистки бросает на кухонном столе.

Обычная реакция: приказать («Немедленно убери апельсин и выброси очистки!»). В ответ от ребенка можно ждать трех реакций: он или подчинится, или уклонится, или открыто воспротивится. Но даже если подчинится, надолго его сговорчивости не хватит. Совсем скоро ребенок просто перестанет слушать, а потом и откровенно взбунтуется. Существует и другая опасность: приказывая, мы добиваемся покорности, но ребенок не учится действовать по собственному усмотрению. Мы вынуждены всякий раз повторять свои требования, но в наше отсутствие он не проявляет инициативы. Нам кажется, что мы своими указаниями объясняем ему, как следует поступать. Но это заблуждение. Структура фразы стирает содержащуюся в ней информацию.

Ваша цель: развить у ребенка чувство ответственности.

Ему необходимо навести порядок в своих мыслях и осознать круг своих обязанностей. Чтобы помочь, объясняйте, показывайте, давайте ему ориентиры. Постепенно детски мозг усвоит и упорядочит информацию. В этом случае ребенок не выполняет наши приказы, а работает над собственным мышлением.

Новая установка: давайте ему четкие указания относительно того, что ему следует делать.

Чтобы увеличить шансы на то, что ребенок сам станет поступать правильно, обучайте его: «Апельсин, который ты не съел, кладется в холодильник, а очистки выбрасываются в мусорное ведро».

Подсказка! Важно следить за своей интонацией и не сообщать ребенку то, о чем он и так знает, вроде: «Мусорное ведро – это место, куда выбрасывают отходы». Он справедливо разозлится: «Ты меня за дурака держишь?»

СИТУАЦИЯ 6: Описывайте проблему.

Ситуация: на полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно от варенья.

Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?» Обвинения, поиски виновного… Сколько растраченной энергии, поводов для ссор и обид на пустом месте! Разве так уж важно нам знать, кто виноват? А ребенок слыша в свой адрес «Ты разбил стакан, ты что, вообще не способен ни за чем следить?», чувствует себя униженным. Мы унижаем его еще больше, если наводим порядок вместо него, тем самым словно отрицая его способность исправляться.

Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.

Первое, что нужно сделать – устранить непорядок. Описывая то, что мы видим, мы помогаем ему сосредоточится на том, что необходимо сделать: «Тут пролито варенье, скорее, нам нужна губка!» Такое описание подтолкнет ребенка к действию, даст ему почувствовать свою долю ответственности. Привлекая его внимание к проблеме, к делу, требующему выполнения, мы постепенно научим его проявлять инициативу.

Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.

Оброните как будто невзначай: «Кошка, похоже, проголодалась» или «В этой комнате не пройдешь, не наступив на что-нибудь», или даже «Я вижу, тут один мальчик никак не усядется за задание по математике».

Подсказка! Фраза вроде «Я вижу, что двое ребят нацелились на один кусок торта» позволит не становиться на сторону одного из детей.

СИТУАЦИЯ 7: Называйте его чувства.

Ситуация: ребенок приходит в слезах. «Антон обозвал меня дураком при всех», «Мне жмут брекеты, не хочу их больше носить»…

Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или, пользуясь случаем, делимся житейской мудростью («Нашел кого слушать, мало ли идиотов на свете»). Или успокаиваем («Ты преувеличиваешь, наверняка не так уж и больно!»). Или даем здравые советы («Тебе следует поступить так-то и так-то»). Или обвиняем («А сам-то ты ему что сделал?»). В ответ ребенок замыкается в себе, становится агрессивным… Удивительное дело, чем старательней мы утешаем или пытаемся разрешить проблему, тем острее ребенок чувствует, что его оценивают, не понимают, отвергают. Постепенно он начинает скрывать свои чувства, перестает делиться своими трудностями.

Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями.

Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое наше участие, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается ребенком как (о)суждение, как недооценка его способностей решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ему требуется одно – сопереживание. Оно питает его уверенность в себе и в нас. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием.

Новая установка: выражайте словами его чувства.

«Если бы, очень обидно, когда тебя высмеивают на глазах друзей…», «Я знаю, брекеты стягивают зубы, да и вообще приятного мало носить эту штуку».

Подсказка! Называйте то, что видите, но не интерпретируйте!

СИТУАЦИЯ 8: Покажите, что вы внимательны.

Ситуация: ребенок приходит очень довольный. «Папа, смотри, что я нарисовал!», «Мам, ты видела, как я быстро бежал?».

Обычная реакция: чаще всего мы ограничиваемся восклицанием: «Какая красота!» или «Молодец! Отлично пробежал!». Словно он приходил за оценкой. Однако даже высокая оценка остается оценкой, со всеми вытекающими последствиями: зависимость от нее ребенка, чувство приниженности, сомнения. Нередко ребенок не верит комплиментам: «Ты так говоришь, потому что меня любишь». Конечно, всегда приятно, когда хвалят. Многие дети просто нуждаются в похвале, снова и снова требуя подтверждения: «Мам, как у меня получилось, хорошо?». Но в глубине души они продолжают сомневаться: действительно ли я так хорош?

Ваша цель: помочь ребенка обрести уверенность в себе.

Он должен сам увидеть достоинства того, что сделал, и убедиться, что ваш интерес к его «творению» – подлинный. Называя детали, «пересказывая», что увидели, вы показываете ему, что вам действительно интересно. Он ловит каждое ваше слово. Для него ценность его достижения измеряется количеством деталей, отмеченных родителями, то есть уделенным ему вниманием.

Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в деталях. «Так, ты хотела нарисовать собаку. Здесь у тебя четкая линия, а тут потоньше». «Конечно, я видела: ноги так и мелькали! На всей дистанции у тебя был очень сосредоточенный вид. А на третьем круге ты уже шел вторым!».

Подсказка! Чем внимательней, тем вам проще быть искренними. воскликнув «Как красиво!» при виде неудачного рисунка, вы рискуете потерять доверие ребенка. Наши дети далеко не дураки!

СИТУАЦИЯ 9: Не отвечайте на вопросы.

Ситуация: ребенок донимает вопросами: «Почему я должен ходить в школу?», «Почему всегда решаете именно вы?»…

Обычная реакция: наши родители редко отвечали на наши вопросы, зато мы считаем своим долгом всегда отвечать детям. Но всегда ли вопрос требует ответа? Часто бывает так: вы ответили, а ребенок спустя пару дней повторяет свой вопрос. За многими вопросами скрыты его переживания. Ответ «Ты должен ходить в школу, чтобы учиться» ничем не поможет, если ребенок хотел сказать: «Я боюсь туда ходить, потому что за мной гоняется мальчик из пятого класса». Отвечая, мы укрепляем в ребенке уверенность, что он все еще в нас нуждается. На самом деле он спрашивает потому, что это легче, чем подумать самому.

Ваша цель: научить ребенка размышлять, помочь ему стать самостоятельным.

Важное умение – искать ответ. Самостоятельно найденное решение прибавляет уверенности в себе. Да и информация лучше запоминается, когда сомневаешься, ищешь, анализируешь…

Для подростка куда больше имеет вес ответ, полученный от постореннего, а не от члена семьи. Поощряйте своего ребенка обращаться с вопросами к знающим людям. Всякий раз, когда он наберется смелости и обратится к человеку, который может обладать нужными сведениями, – в магазине, в аптеке, во дворе, – он почувствует свою значимость: ему ответили! И будет горд собой.

Новая установка: воздерживайтесь от ответа, когда ребенок может найти его самостоятельно.

Верните его вопрос, помогите ему поразмышлять: «Интересный вопрос! Где бы это узнать?», «А ты сам как считаешь?», «Задумайся, а что если…».

Подсказка! Вы привыкли отвечать на вопросы ребенка? Изменив этой привычке, вы, скорее всего, вызовете его раздражение, вынудив отвечать на свой же вопрос. Не уступайте! На кону его уважение к самому себе.

СИТУАЦИЯ 10: Добивайтесь соблюдения договора.

Ситуация: ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.

Обычная реакция: ребенок продолжает играть, хотя время вышло, и к тому же он вас не послушался… Соблазн накричать велик. Чувство бессилия часто заставляет нас соразмерять наказание со степенью нашего раздражения, а не с тяжестью проступка. Такое наказание снимает ответственность с ребенка, освобождая от осознания своей вины. Крики он пропускает мимо ушей, нотации не действуют… Но ведь смолчать тоже невозможно!

Ваша цель: приучить ребенка думать о других.

Ребенок должен уметь оценивать эффект от своих действий. Если вы ничего не предпримете (а ругаться, кричать, отчитывать – значит бездействовать перед лицом проблемы), ребенок подумает, что ничего страшного не произошло. Он не выключает компьютер вовремя? Лишите его доступа к компьютеру…пока у вас не будет гарантий, что он исправиться.

Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствует последствия своего поведения. «Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выключить компьютер. Я забираю твою мышь».

На следующий день:

– Можно мне взять мою мышь?

– Только когда я буду уверенна, что ты не просидишь за компьютером дольше, чем мы договорились.

– Я выключу, когда скажешь…

– Нет, так не пойдет. Я хочу, чтобы ты сам следил за временем.

– Я смогу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.

– Годится!

Подсказка! Избегайте угроз, которые вы не собираетесь приводить в исполнение. И откажитесь от наказаний, которые унизительны для ребенка. Они всегда несоразмерны провинности и потому вредны.

Все родители надеются на то, что их дети будут послушными. Всем приятно слышать когда, говорят, что их ребенок хорошо воспитан и очень неприятной ситуацией являются, те моменты в жизни, когда за поступки детей приходится краснеть. Еще до появления малыша на свет, родители мечтают и представляют себе милого, послушного ребенка, но стоит событиям пойти не по намеченному плану, большинство родителей теряется, и не знает как вести себя с ребенком и как правильно с ним общаться.

Родители должны знать и понимать, что их малыш живёт своей жизнью, которая не похожа на жизнь взрослых. Мир ребёнка заполнен фантазиями и фейерверками эмоций, который непредсказуем и загадочен. Дети очень нуждаются в одобрении взрослым и тяжело воспринимают любую критику. Самой важной и распространенной ошибкой при воспитании детей является критика в адрес ребенка, этого нельзя допускать ни при каких условиях. Ребенок любого возраста может ощущать себя беспомощным и растерянным, к сожалению, в эти минуты ребенок подвергается раздражению со стороны взрослых. Дети тонко чувствуют мир, а взрослые не понимают психологию общения, а из-за непонимания их взрослыми, дети чувствуют себя подавленными и брошенными. При выстраивании взаимоотношений с ребенком важно ориентироваться на ту реальность, в которой находится конкретный ребенок.

Все дети очень любят, когда на них обращают внимание взрослые. Нельзя игнорировать детей ни в коем случае. Для того, чтобы ребенок вырос спокойным и уверенным в себе, он должен чувствовать интерес родителей к себе. В противном случае, ребенок вырастит не уверенным в себе и нервным. Для привлечения к себе внимания он начинает не слушаться.

Нужно всегда показывать своему ребенку как вы его любите. Отмечайте все достижения ребенка, даже незначительные. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, подарки не заменят родительского внимания. Не забывайте по несколько раз на день обнимать и целовать ребенка. Хвалите за старание и не упрекайте за неудачи. Рассказывайте родственникам и друзьям об успехах ребенка. Не завышайте требований к малышу и не сравнивайте с другими детьми, каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.

Психологию общения с детьми лучше выстраивать на своих ощущениях из детства. Вспоминайте о том каким было ваше детство, какие у вас были желания, какие страхи вас одолевали, какого общения вы хотели от близких, что было для вас обидным и несправедливым, какие моменты в жизни были для вас важными, а какие проходили мимо вас, при этом взрослые считали очень важными.

Психология общения с ребенком должна всегда направляться на поддержку. Проявление родительской любви должно быть в любых условиях при любых обстоятельствах, чтобы ребёнок всегда был уверен, в том, что родители окажут ему поддержку и помощь.

Важно помнить о том, что психология общения с ребёнком включает в себя и установленные рамки поведения, можно и нужно уметь разговаривать с ребенком строго, а также требовать исполнения правил поведения.

Воспитание ребенка - это процесс продолжительный, в течении которого, могут быть подъемы и неудачи, но отчаиваться не стоит, впереди вся жизнь и много времени для того, чтобы научится понимать и слышать своего ребенка. Секрет успеха в понимании и благополучном общении с ребенком - это гармоничное сочетание любви и заботы, с разумным количеством контроля и опеки.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»