Стремление к самостоятельности детей раннего возраста. Советы родителям детей всех возрастов Поддерживать детей в стремлении каком и как

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис.

Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

Осознание ребенком себя как «Я» может быть:

Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

¦он хочет быть таким, как взрослый;

¦он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;

¦он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1

Кризис 3 лет

Симптомы

Основные характеристики

1. Негативизм ярко выражен

Проявляется чаще:

В отношении не к предметной ситуации, а к человеку;

Не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;

Ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям

2. Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение

3. Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку

Симптомы

Основные характеристики

4. Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность

5. Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

Постоянные ссоры с людьми;

Очень агрессивное поведение

6. Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними

Деспотичное

подавление

окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

Ребенок требует постоянного внимания к себе

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку.

2Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

¦отношение к предметному миру;

¦отношение к другим людям;

¦отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

¦к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);

¦к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.

Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность,

уравновешенность и др.) ведет:

¦к предоставлению максимально возможной самостоятельности;

¦к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.

Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.

Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре»

У специалистов есть термин познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта, исследованию мира. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Как развить у ребенка желание и умение познавать мир?
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно через игру ребенок и познает мир. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре?

Прежде всего надо создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм. Подобрать игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Разместить их в удобном и доступном для детей месте (зоне) группы (веранде).

Чтобы удовлетворить активность и интерес детей, взрослому необходимо руководить игрой, воспитывать стремление к узнаванию нового и обогащению духовного мира маленького непоседы. Если взрослый правильно подойдет к организации игры, то это будет активно способствовать умственному, а также общему развитию ребенка.

Принципы организации игр для поддержания интереса детей к познавательной активности
1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.3. Игровые задания должны быть понятными и посильными, но в то же время содержать элемент трудности. Ребенку необходимо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели игры.4. В каждой игре необходимо участие взрослого. Он должен следить за объяснением правил игры, показом действий, совместными действиями с ребенком, выполнением заданий, а также предупреждением конфликтных ситуаций и детского травматизма.5. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.6. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Правила организации игры:
- тема игры должна отображать интересы ребенка;- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения; - взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.

Помимо всего остального следует помнить, что в познавательной игре должен присутствовать мотив. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблемы им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и тому подобное. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда помощь требуется их близкому другу, к которому он привязался и полюбил. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.
Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития познавательных способностей через различные игры, важно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;
создавать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес ребенка подавляет его творческие возможности);
восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.

В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку, полную, свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.

Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Таким образом, познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Татьяна Волженина,
детский психолог

Комментировать статью "Советы родителям детей всех возрастов"

30 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ МАЛЬЧИКОВ 1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками 2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам. 3. Всячески поощрять общение с...

Для родителей детей дошкольного возраста и первоклассников – семейный образовательный пикник, а для родителей тех, кто постарше, пройдут психологические мастер-классы, где психологи Высшей школы экономики дадут ценные советы всем, кому предстоят экзамены, а...

Сеть интернет на сегодняшний день стала популярной. Очень редко можно найти людей, которые не пользуются интернетом. Благодаря его появлению, появилась возможность общаться в социальных сетях со многими людьми и, не зависимо от их местоположения, размещать фото, видео и другую информацию, чтобы рассказать о своей жизни. Некоторые родители даже делают своим маленьким детям странички в соцсетях. Как сообщает Global Look Press, ученые из Мичиганского университета говорят, что своим таким...

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Главным направлением по профилактике капризов следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. А также поощрять их стремление к самостоятельности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что у детей очень рано возникает стремление к самостоятельности. Уже в начале второго года жизни появляются первые попытки самостоятельно выполнить какое-либо действие. По мере накопления практического опыта это стремление может послужить основой для развития самостоятельности - важнейшего свойства личности, проявляющегося в способности действовать без посторонней помощи.

Однако без руководства со стороны взрослых оно не возникает.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. «Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности»,- пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская.

Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития.

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Ведь очень часто происходит так, что ребенок трактует это понятие так, как ему удобно: он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом считая, что за его поступки будут нести ответственность взрослые. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, -- и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.

Поэтому самостоятельности взрослые должны учиться вместе с детьми. Конечно, если взрослые учат ребенка самого нести ответственность за принятое решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но тем не менее он всегда может попросить взрослых о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение -- попросить помощь -- он примет тоже самостоятельно.

Давайте попробуем выяснить, как зарождаются эти качества в ребенке.

Развитие ребенка в период трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». И к трем годам ребенок хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители взрослые просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что взрослые за ним недосмотрели.

Ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

Приучая ребенка к самостоятельности, взрослые должны учитывать все «подводные камни» на этом пути. Путь к самостоятельности малыша труден: еще несовершенна общая и мелкая моторика, недостаточно скоординированы движения. Если малыш умывается или моет посуду, будьте уверены -- он будет мокрым с головы до ног, если он накрывает на стол, наверняка будет разбита чашка или тарелка, если поливает цветы -- опрокинет горшок. Следует подавлять свой гнев, придерживать раздражение, вселить надежду.

Нужно давать ребенку небольшие поручения - распоряжения для выполнения какого-либо задания. Такие задания очень помогают формированию самостоятельности и ответственности у ребенка. И чем больше у него возможностей для этого, тем лучше. Конечно же без сложностей не обойтись, но это научит его самостоятельно справляться с ними. А от взрослых потребуются помощь и терпение, терпение и еще раз терпение.

Приучение ребенка к самостоятельности -- это долгий процесс, требующий терпения.

1. Задайте себе вопрос. Начните с простого – почему вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом? Умом мы все понимаем, что это полезно и необходимо. Только ли заботой продиктовано ваше стремление записать ребенка в секцию и нет ли в нем ваших собственных нереализованных амбиций, стремления быть как все или чего-то похожего? Можете ли вы быть уверены, что ребенок хочет того же, чего и вы?

2. Посмотрите на себя. Каждый ребенок хочет быть «как мама» или «как папа», но далеко не все мы можем быть примером в регулярных занятиях спортом. Давайте согласимся с тем, что мы себя-то не всегда можем заставить заниматься. Если сложно изменить себя, почему вы ждете, что ваш ребенок окажется сильнее вас?

3. Расскажите и покажите. Выбирая секцию или тренера для ребенка, не забудьте спросить его самого. Я не согласна с тем, что в 4-5 лет ребенок не может выбрать себе занятие. Может, если вы его с ним познакомите, если вы покажете мальчику, как красиво играют в теннис профессионалы или сводите девочку на балет. Чем больше разных занятий вы таким образом «покажем», тем осознаннее будет выбор ребенка.

4. Выберите вместе. В поисках занятия не пытайтесь навешивать ярлыки сразу – «он не командный игрок, ему подойдут только индивидуальные виды спорта». Нет, это путь поиска, полный сюрпризов. В пользу командных видов спорта отдельно замечу, что по опыту моего сына в команде (а не в школе) находятся лучшие друзья, практически единомышленники.

5. Относитесь позитивно. Наше отношение к занятиям ребенка должно быть исключительно положительным, даже если нам не очень нравится выбранный им вид спорта. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не услышал (даже если это правда), насколько тяжело возить его три раза в неделю на занятия, потом ждать там, чтобы отвезти обратно. Иначе это не поддержка, такие разговоры рождают только чувство вины. А для ребенка это станет лишним аргументом, чтобы бросить занятия.

6. Интересуйтесь искренне. Вы должны по-настоящему интересоваться тем, чем занимается ребенок. Или хотя бы выучить пару правильных жаргонных слов или имена главных спортивных кумиров ребенка, чтобы поддержать беседу.

7. Уловите перемену настроения. Все, абсолютно все сталкиваются с неожиданным желанием ребенка бросить занятия. Причем у одних детей оно возникает довольно быстро, но с ребенка еще можно переубедить, а у других такое желание приходит позже, но уже без вариантов. Используйте все доступные вам способы убеждения – от историй из личного опыта до завлекательных рассказов о чемпионах. Основная задача состоит в том, чтобы как можно раньше уловить малейшее изменение отношения к занятиям и проговорить его с ребенком.

8. Разберитесь с причиной. Как правило, бросить занятия ребенок хочет только потому, что что-то не получается. И это не важно – не получается только у него или у всех, не получается вовсе, или не так хорошо, как он хотел. Обсудите с ним ситуацию, попробуйте догадаться в чем причина и постарайтесь помочь. Не хочу вас пугать, но иногда помочь можно, отправив ребенка еще на одни занятия. Моей дочери очень нравится балетная школа, но никаких склонностей к балету у нее нет. И я вынуждена была найти для нее тренера по детскому пилатесу, чтобы он помог ей с растяжкой и шпагатами.

9. Поддержите интерес. Используйте любые симпатичные мелочи, которыми ребенок захочет похвастаться на занятиях. Для девочек это может быть новая сумочка, в которой она носит форму и обувь на занятия, или новая резинка для волос. Для мальчишек могут сработать даже носки, как у профессионалов, не говоря уже о новых кроссовках. Тут как раз начинаешь радоваться, что дети растут и необходимость обновлять форму и экипировку часто работает в нашу пользу. Поэтому интересуйтесь сами, изучайте адреса и ассортимент специализированных магазинов, советуйтесь с другими родителями.

10. Скорректируйте свои ожидания. Кроме тех ситуаций, когда вы действительно растите олимпийского чемпиона, не ждите от ребенка великих достижений, медалей и кубков. Возможно, что они важны вам, а ребенку нравится сам процесс освоения чего-то нового и приобретения навыка. Кроме того, наблюдая за своим ребенком в спорте, у вас появляется шанс понять его мотивацию – важно ли для него быть первым, хочет ли он соревноваться вообще. На будущее понимание того, что его мотивирует, крайне полезно.

Самое главное не забывать, что заботливый родитель всегда интересуется успехами и неудачами юного спортсмена. Конечно же, он ждет от вас поддержки, но не относитесь к его увлечению слишком серьезно. Помните, что это его увлечение, а не ваше.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»