Сила воли объяснение для детей. Воспитание воли как стремление преодолевать. Воспитание детей - процесс непростой и долгий. И, конечно же, все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми и выдержанными людьми, с твердым характером и силой воли. Но

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Наш эксперт - психолог Ольга Сапожникова .

У слова «воля» (когда речь идёт о черте характера) много значений. Это и решительность, и терпение, и вера в собственные силы, а ещё способность к самодисциплине и принятию осознанных решений. Если же обратиться к научному определению, то волей называют сознательное регулирование своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. То есть речь идёт о навыках, необходимых для успешного достижения человеком своих целей. Что же нужно ребёнку для того, чтобы «вырастить» волю?

Семейные правила

Первые зачатки воли появляются у малыша, когда он начинает понимать самого себя, замечать свои достижения и радоваться им. В годик малыш уже знает ограничения «можно - нельзя» и с помощью взрослых учится со-блюдать границы дозволенного. Годам к трём ребёнок уже способен на простом уровне управлять своим поведением, проявлять терпение: например, дотерпеть до туалета и не намочить штанишки или не хватать еду, когда голоден, а дождаться, пока накроют на стол. Он старается действовать по правилам и доволен собой, когда ему это удаётся. Его самооценку особенно повышает похвала родителей.

О правилах с ребёнком нужно договариваться заранее, в том числе и о возможных последствиях их нарушения. Так формируется самодисциплина. Для малышей правила просты и касаются обычно приёма пищи, личной гигиены и сна. Для детей постарше они уже включают тему одежды, игрушек, прогулок. Следование правилам способствует не только пониманию своих желаний и возможностей, но и тренировке воли. Родители могут поддержать это, отмечая достижения ребёнка, проговаривая, когда он проявил терпение, стойкость или решительность.

Знакомство с жизнью

Младшие дошкольники обычно с радостью узнают, как устроена окружающая жизнь, как люди живут и общаются между собой. Знакомьте ребёнка с общественными пространствами, где он бывает, и разными ролями - в транспорте, в магазине и так далее. Обращайте его внимание на то, что в каждом пространстве люди действуют по определённым правилам, делая каждый свою работу. Например, когда вы едете в метро, можно поговорить о том, что делает машинист, что - дежурный по станции, чем занимаются кассиры и контролёры, какие правила должны соблюдать пассажиры и для чего это нужно. Если ребёнок ходит в детский сад, будет нелишне обсудить с ним, как там всё организовано. То же самое можно делать, находясь в магазине, в поликлинике, в музее и в любом другом месте. При этом хорошо рассказывать ребёнку не только о тех профессиях, которые находятся на виду, но и о тех, которые остаются «за кадром» (директор магазина, диспетчер…).

В этом возрасте для детей особенно полезны ролевые игры, а также игры по правилам.

К моменту поступления в школу ребёнку уже нужно понимать, как вести себя в разных местах и в разных ролях. Так ему легче будет приспособиться к новой и более сложной роли ученика и доселе незнакомым ему школьным порядкам. Старшие дошкольники любят играть в школу и выполнять небольшие задания. Поддержите их в этой игре. Также им важно практиковаться в наведении порядка после любого дела и учиться самостоятельно исправлять нежелательные последствия своих действий (вытереть разлитую воду, собрать и выбросить мусор).

С младшим школьником уже можно обсуждать пути достижения разных целей. Объясняйте ребёнку необходимость что-то предпринять для получения желаемого (например, ждать и отказываться от каких-то мелких удовольствий, чтобы скопить деньги на дорогую игрушку). Приведите примеры из своего детства или из своей теперешней жизни, говорящие о том, как вы, приложив усилия, добились того, чего очень хотели.

Понимая суть разных жизненных ролей, получая представление о границах того или иного пространства и осваивая разные способы действия по правилам, ребёнок учится достигать цели социально приемлемыми методами.

Важно:

Поддерживайте в ребёнке волю быть самим собой, учите его принимать себя!

Установите в семье понятные правила и следите за тем, чтобы малыш им следовал. При этом важно объяснить, что с течением времени правила могут меняться: по мере того как ребёнок будет взрослеть, у него появится больше прав, но и больше обязанностей.

Поощряйте ребёнка в те моменты, когда он, приложив какие-то усилия, получил результат, которым сам доволен.

Анна Цуканова-Котт:

Воспитать волю у ребёнка можно только своим личным примером. Плюс к этому нужно подключить режим и дисциплину. Они тоже благотворно влияют на формирование воли.

Статья описывает способы развития самодисциплины и силы воли у детей. Описано как сделать это процесс увлекательным. Уделено внимание мерам предосторожности.

Развить силу воли у ребенка – значит приучить его с малых лет уверенно двигаться к своей цели и не отступать перед трудностями. Сила воли и самодисциплина, привитая еще в детском возрасте, поможет уверенно ставить и достигать целей в зрелом возрасте. Кроме того, это поможет уменьшить количество капризов у детей, так как ребенок более стойко и спокойно сможет воспринимать родительское «нет». Ребенок с развитой самодисциплиной является и более прилежным и усидчивым учеником в школе.

1) Не надо чрезмерно опекать ребенка.

Многие родители предпочитают сделать что-нибудь сами, чем доверить дело ребенку, что в свою очередь, развивает в ребенке неуверенность в своих силах. Пусть ребенок пробует сам сделать посильное для него дело, вмешаться стоит, только если он действительно в тупике. И даже в этом случае, лучше будет свести свою помощь к минимуму – например, помочь только советом. Конечно, есть дети, на которых необходимо «надавить» чтобы они добивались результата. Но это не повод расстраиваться, это просто его особенность. Родителям в данном случае необходимо проявлять больше упорства и терпения, но главное «не передавить». Надо посвятить больше времени на объяснения, больше помогать и показывать, что задача, стоящая перед ребенком, не такая сложная, как ему представляется.

2) Если ребенку все же очень сложно что-либо делать, это может быть связано с отсутствием концентрации, слаборазвитой моторикой или ориентацией возможно, есть смысл обратиться к врачу и получить его рекомендации, либо пройти курс коррекции согласно рекомендациям врача.

3) Игры по правилам.

Такие игры приучают ребенка контролировать себя. Благодаря правилам ребенок легко усваивает, что такое «нельзя», и в дальнейшем любые запреты воспринимаются ребенком намного легче и вызывают у него меньший протест.

Игры по правилам очень благотворно влияют гиперактивных детей, так как приучают их действовать в определенных рамках, что, подчас, является для них достаточно трудным делом. Следуя правилам игры ребенок приучается к самодисциплине.

4) Полезно рассказывать ребенку истории и сказки в которых люди преодолевают трудности, достигают труднодостижимых целей.

Необходимо акцентировать внимание ребенка не на конечной цели, а на процессе достижения этой цели, чтобы он понимал, что путь к цели не менее интересен, чем сама цель. А в жизни, во время игр или выполнения заданий надо обязательно отмечать малейший результат ребенка. Это послужит для него дальнейшей мотивацией.

5) Для того чтобы ребенок замечал свой прогресс можно завести дневник, куда вместе с ребенком записывать его успехи.

Затем этот дневник можно показать близким людям, чтобы они тоже отмечали его успехи. После того, как ребенок увидит, что его успехи замечают и ценят, у него появится еще большее желание двигаться вперед.

6) Пусть ребенок занимается спортом.

Занятия ребенка в спортивной секции научит ребенка быть настойчивым в достижении цели, преодолевать трудности. Плюс к этому, общение с другими детьми сделает ребенка более коммуникабельным. Если нет возможности отдать ребенка в спортивную секцию, всегда есть возможность заниматься физическими упражнениями дома, например, утренняя зарядка. Заниматься физическими упражнениями дома лучше вместе с ребенком. С одной стороны, это будет для ребенка примером, а с другой стороны позволит и родителям подтянуть свою физическую форму.

7) В современном мире, вещи чаще покупаются, а не делаются собственными руками.

Соответственно, и ребенок принимают такую модель за правило. Изготовление чего-либо собственными руками будет развивать в ребенке творческое начало и находчивость. Это так же позволит научиться ему доводить дела до конца.

8) Одним из самых трудных, но при этом эффективных средств развития воли ребенка является закаливание.

Сложность связана еще и с тем, что в настоящее время единицы из взрослых занимаются этим. Тем не менее если родители смогут заставить себя закалятся и постепенно приучат к этому ребенку, это даст мощный эффект в развитии воли и самодисциплины как ребенка, так и родителей.

9) Самый главный принцип в привитии ребенку силы воли – постепенность.

Не стоит сразу загружать ребенка сложными заданиями и требовать их безукоризненного исполнения. Необходимо помнить, что с маленькими детьми лучше недожимать, а с подростками можно и чуть-чуть передавить.

Таким образом, процесс развития силы воли и самодисциплины у ребенка является очень многогранным процессом. Для получения хороших результатов волю придётся развивать не только у детей, но и у родителей. Но при этом, практически все из вышеприведенных рекомендаций можно превратить в игры, и сделать процесс развития воли увлекательным. Напоследок, нужно отметить, что пока родители будут плотно заниматься с ребенком, они смогут сблизиться с ним еще больше, глубже понять его психику, его желания, мечты и направить развитие ребенка в нужное русло.

В нашей стране считается, что мужчина должен развивать и укреплять свой дух и свою вил воли в связи с тем, что он — защитник семьи и Отечества. Но сегодня все перемешалось, многие девушки идут служить в армию, работают на опасных производствах.

В это время их мужья занимаются домашним хозяйством, находятся в декретном отпуске. Потому укреплять свой жизненный стержень должны все, начиная с детского возраста. Это качество помогает многим мальчикам и девочкам. С годами его надо тренировать и укреплять.

Что такое сила воли — понятие силы воли в психологии

В понятие силы воли в психологии включается важнейшая черта характера человека, способствующая получению индивидуумом колоссальных результатов. Развитию и укреплению таких особенностей способствует совершенствование и развитие личности.

Уровень жизни человека во многом зависит от этих взаимосвязанных показателей. Благодаря настойчивости, внутренней силе, рвению и развитию стабильной жизненной позиции, обусловливается то, каких достижений добился тот или иной человек в жизни.

«Как тренировать и укреплять силу воли?» Этот вопрос интересует многих людей. Это значит, что человек, задающий вопрос, понимает, что без укрепления жизненного стержня он не сможет добиться для себя и своей семьи каких-то благ. В первую очередь надо научиться заставлять себя делать то, что делать не хочется.

Со временем это входит в привычку и уже не так тяготит. Вставали вы в 7 часов утра – иногда не высыпались, нервничали из-за этого. Но для достижения какого-то результата ваш подъем нужно перенести на 5 часов. Многие могут сразу отказаться от такого распорядка. А другие пойдут, и будут заставлять себя это выполнять.

Когда появится результат – им станет приятнее, что они победили свою лень. Часто так бывает, что для того, чтобы развить силу воли и укрепить жизненный стержень приходится в чем-то себя ограничивать, больше нагружать, недосыпать, недоедать. При этом нужно идти на такие ущемления осознанно, видя перед собой определенную цель.

Способы развить силу духа

У людей существует 3 основных инстинкта :

  • самосохранения (для этого человек должен питаться, одеваться, отдыхать, защищаться);
  • продления рода (секс, рождение детей);
  • доминирования (хорошая работа, власть, преуспевание в какой-то отрасли дают повод для самоутверждения, лидерства и получения благ).

Все они вместе составляют жизненный инстинкт . Он заставляет человека работать над укреплением своего жизненного стержня, силы воли и стойкости разными способами. Главное – поставить перед собой цель, а затем идти к ее осуществлению.

Многие люди желают развить в себе силу воли и духа, действующие методы при этом:

  1. Представление того, что цель уже достигнута. При этом затрачено много усилий. Вы не можете перечеркнуть всего сделанного.
  2. Осознание того, что перед вами соблазн, посланный для вашей проверки.
  3. Вера в себя и то, что вы на правильном пути.
  4. Посвящение в свои планы человека или группы лиц, которых вы уважаете и не можете подвести, разочаровать.
  5. Злость на себя и способность побеждать преграды.

При этом надо помнить, что алкоголь или другие возбуждающие препараты могут навредить вашим действиям. При укреплении силы и жизненного стержня важным фактором является самодисциплина и контроль над импульсными желаниями, соблазнами.

Как тренировать силу духа упражнения

Для укрепления жизненного стержня и силы воли подойдут упражнения, основанные на самовнушении . Слова должны быть произвольными, связанными со своей проблемой.

1. «Я не буду» (далее идет перечень того, чего делать не рекомендовано, для достижения вашей цели, к примеру: курить, кушать сладкое, долго спать, лениться, играть на компьютере в игры, часто заходить в соцсети, сквернословить, покупать много вещей, валяться на кровати).

2. «Я буду!» (ваши планы и желания: хорошо учиться, вставать рано, заниматься спортом, экономить, изучать английский язык, плавать, читать).

Необходимо тренировать силу воли и самодисциплину, упражнения для этого:

1. Когда приходит соблазн съесть что-то сладкое или вкусное, а нельзя, надо замедлить дыхание так, чтобы на вдох и выдох приходилось по 15 секунд. Такой метод снимает стресс, включает самоконтроль.

2. Приседания, поднятие рук, ног, отжимания. Такие физические упражнения отвлекают от соблазна и приводят в норму мышцы.

3. Когда вы не сможете удержаться при выполнении правила: «Я не буду», дайте себе время на обдумывание — 10 минут. Отсрочка может подействовать в необходимую сторону.

4. Осознание своей последовательности и самоконтроля.

5. Не хочется вставать рано утром, произнесите несколько раз пословицу: «Кто рано встает, тому Бог дает!». Это помогает и действует.

6. Составление плана на неделю, месяц, день.

Часто многим молодым людям для достижения своей цели не хватает решительности. Это может быть наследственная черта характера или приобретенная предосторожность.

Укрепить решительность, силу воли у в человеке можно, благодаря осмыслению всех льгот и преимуществ, которые он получит, проявив решительные действия. Не стоит оставлять решение проблемы с 1-го числа, с понедельника, надо браться сразу.

Многим девушкам присуще желание похудеть. Они ищут действенные способы, диеты. Но часто сила воли при похудении дает сбой. Чтобы превратить мечту в реальность и укрепить свою силу воли, надо:

  • хорошо подумать о всех преимуществах, которое даст похудение;
  • настроиться;
  • начинать, не откладывая;
  • сочетать несколько способов (диета + спортивная нагрузка + ограничение в употреблении некоторых продуктов и сладостей);
  • представить себя в новом наряде, который можно присмотреть в магазине, интернете или даже купить заранее.

Дети не всегда понимают, для чего они должны что-то кушать или выполнять какие-то действия, которые не хочется. Родители, воспитатели должны объяснять ребенку все, как есть. Можно попытаться вместе с ним работать над жизненным стержнем.

Папа должен объяснить мальчику или девочке, как развить силу воли, решительность и терпение. Это может сделать мама, дедушка, бабушка или другие старшие, которых ребенок уважает и слушает.

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях...

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и "безвольными", и "безответственными", а самым точным определением будет слово "неустойчивые", недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово "хочу", и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: "Не умею", "Не знаю как"...

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех "неустойчивость", безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны - то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность "безвольного" становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает - как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

"Подшитые" часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны - вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина - главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, "неустойчивому" надо "подшить" часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка - все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол - не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы - захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное - воспитание у "безвольного" ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: "Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!" Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным - завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание - дозированное! отмеренное! - в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

...И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый "неустойчивый" разбил дорогую чужую машину, был "поставлен на счетчик", и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов - развелся, продал квартиру, бомжует.

"Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и "пряника", и "кнута" борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, - пишет психоневролог Вилен Гарбузов. - Лучше, если "безвольного" своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди..."

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного - занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант "Библия для родителей"

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны. Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный. Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова. Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением. В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе. Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие. А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик. Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет». А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется. Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо. Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств. И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат. Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения. Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах. Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб. А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу. Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему. Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному. Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются. И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям. «Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать. Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо. Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности. По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано. Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось. А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик. «Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже. Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее. Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»