Как меняются новорожденные дети по неделям. Развитие ребенка в утробе матери, изменения и советы по неделям

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.


    Для оценки динамики развития необходимо знать рост и вес крохи при рождении

    Физиологические изменения

    О том, как выглядит новорожденный , читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

    • Уходят послеродовые отеки.
    • Кости черепа становятся более крепкими.
    • У лица появляются определенные черты.
    • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
    • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
    • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

    Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.


    Первый месяц является очень важным в жизни малыша, поэтому контакты с посторонними людьми должны быть минимальными

    Рост и вес

    На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

    Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

    Показатели новорожденных малышей являются такими:

    Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

    В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.


    Первое взвешивание крохи произойдет в роддоме сразу после рождения

    Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

    Рефлексы

    Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.


    Присутствие рефлексов свидетельствует о правильном развитии ребенка

    У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

    1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
    2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
    3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
    4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
    5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
    6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
    7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
    8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

    Режим

    Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет - кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.


    Новорожденные дети спят в среднем 18 часов в сутки

    О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче "Бэби Бум".

    Сон

    Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

    1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
    2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
    3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

    В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

    Питание

    Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

    Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

    В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

    При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).


    При естественных родах молозиво приходит быстро, после рождения крохи вы практически сразу сможете его кормить грудью

    Развитие

    Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

    К концу первого месяца жизни кроха умеет:

    • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
    • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
    • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
    • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

    О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Что нужно ребенку?

    • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
    • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
    • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца - выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
    • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
    • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

    Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

    Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

    Календарь развития по месяцам

    Первый месяц

    Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

    Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

    Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

    При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

    • Сосательный (прикасания языка к предмету);
    • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
    • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
    • Поисковый (поиск груди матери);
    • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

    Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

    Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

    А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

    В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

    • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
    • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
    • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
    • Действия пока рефлекторны.
    • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
    • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
    • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
    • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
    • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
    • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
    • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

    Второй месяц

    Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

    • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
    • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
    • Способен поднимать и недолго держать головку.
    • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
    • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
    • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
    • Успокаивается во время сосания и на руках.
    • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
    • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
    • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
    • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
    • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
    • Угасают рефлексы новорожденного.

    Третий месяц

    На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

    В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

    К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

    • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
    • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
    • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
    • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
    • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
    • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
    • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
    • Легко распознает источник света и звука.
    • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
    • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
    • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
    • Движения в целом приобретают произвольный характер.

    Четвертый месяц

    На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

    • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
    • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
    • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
    • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
    • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
    • У ребенка появляются любимые игрушки.
    • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
    • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
    • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
    • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
    • Разглядывает свое отражение в зеркале.
    • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
    • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
    • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
    • Реагирует, когда произносят его имя.

    Пятый месяц

    Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

    • Рост +2.5, вес + 700 гр.
    • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
    • Может сидеть с опорой некоторое время.
    • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
    • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
    • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
    • Играет во время еды.
    • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
    • С интересом разглядывает лица на картинках.
    • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

    Шестой месяц

    В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

    • Рост +2.5 см, вес +700гр.
    • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
    • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
    • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
    • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
    • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
    • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
    • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
    • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
    • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
    • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
    • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
    • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

    Седьмой месяц

    На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

    Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

    В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

    Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

    К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

    • Рост +2 см, вес + 600 гр.
    • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
    • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
    • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
    • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
    • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
    • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
    • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
    • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
    • Начинает копировать поведение взрослых.
    • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
    • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
    • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

    Восьмой месяц

    В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

    • Рост +2 см, вес +600 гр.
    • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
    • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
    • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
    • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
    • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
    • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
    • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
    • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
    • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

    Девятый месяц

    Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

    • Рост +2 см, вес +600 гр.
    • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
    • Разворачивается во время ползания.
    • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
    • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
    • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
    • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
    • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
    • Запоминает названия предметов, может показать их.
    • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
    • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
    • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

    Десятый месяц

    В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
    • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
    • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
    • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
    • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
    • Пользуется преимущественно одной рукой.
    • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
    • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
    • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
    • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
    • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
    • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

    Одиннадцатый месяц

    Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
    • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
    • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
    • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
    • Любит похвалу.
    • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
    • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
    • Машет рукой при прощании.
    • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
    • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
    • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

    Двенадцатый месяц

    В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

    • Рост +1 см, вес +350 гр.
    • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
    • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
    • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
    • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
    • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
    • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
    • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
    • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
    • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
    • Понимает все, о чем ему говорят.
    • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

    Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

    Обобщили:

    Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

    Таблица прибавки роста и веса

    Открыть таблицу

    и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
    Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
    Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
    Месяц 4 2,5 см. 700 г.
    Месяц 5 2,5 см. 700 г.
    Месяц 6 2,5 см. 700 г.
    Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
    Месяц 10 1 см. 350 г.
    Месяц 11 1 см. 350 г.
    Месяц 12 1 см. 350 г.

    Каждую маму волнует не только здоровье, но и общее развитие крохи. Ведь уход за малышом - это очень трудоемкая и тяжелая работа. На родителей возлагаются все основные функции новорожденного - сон, питание, поддержание тепла. Особенно, если ребенок не такой как все. В таких случаях на родителях лежит двойная ответственность.

    Необходимо расслабиться и получать удовольствие от общения с малышом. Помните, что дети расцветают от прикосновений. Потребность в физическом контакте очень важна для ребенка и родителей.

    Интересно! Прикосновение высвобождают гормоны в мозге (и у ребенка, и у родителей), которые улучшают настроение, доставляют радость и обладают болеутолящими свойствами.

    Первый месяц жизни

    В первый месяц жизни малыш реагирует на быстро меняющиеся ощущения. У малыша имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он еще не умеет координировать свои действия.
    В представлении малыша нет причино-следственной связи. Все действия и события - что то хаотичное, как и многие движения малыша.

    Интересно! Ребенок в этом возрасте лишь только пытается найти себя, учиться управлять своим телом.

    Первый месяц - это месяц притирки родителей и малыша. Кроха интуитивно начинает чувствовать защиту. Для родителей же, малыш перестает быть существом неизвестным и непредсказуемым. Как только это произойдет – малыш окончательно приспособился к жизни вне материнского организма, он уже не новорожденный, он грудничок!

    Тело малыша находится еще в сильнейшем тонусе, поэтому следует делать легкий массаж, ежедневные ванночки.

    Второй месяц жизни

    На втором месяце жизни ребенок уже способен координировать свое тело. Движения рук и ног становятся более плавными и менее хаотичными. Характерный для новорожденных тремор также пропадает. Ребенок начинает держать головку. По исполнению месячного возраста, малыша полезно выкладывать на животик, чтобы укреплять мышцы шейного отдела и спинки. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу.

    Интересно! Некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают головку и смотрят вокруг. Но в любом случае необходимо поддерживать малыша под голову.

    Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте еще двигается не очень хорошо, опасно оставлять его одного на столе, открытой кровати.

    Интересно! Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

    В процессе бодрствования малыш активно изучает мир. Иногда можно заметить, как он фокусирует свое внимание на игрушке или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве.

    Важно! Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

    Для двухмесячного малыша очень интересны и новые звуки, а не только зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При новом звуке ребенок настораживается, замирает. Если он повторяется несколько раз, малыш перестает обращать на него внимание.

    В этом возрасте в сознании малыша укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки ребенок каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

    Малыш с удовольствием реагирует на нежные прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки малыша кусочками разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти упражнения способствуют развитию осязания малыша.

    С этой же целью можно использовать хватательный рефлекс, который у грудничка еще очень силен. Предлагайте ребенку хватать предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные.

    Третий месяц жизни

    В трехмесячном возрасте у малыша происходит быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Меняется модель поведения малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными. В периоды активности ребенок проявляет интерес к внешнему миру. Малыш прислушивается к любому шороху и ищет новые зрительные образы.

    В этом возрасте малыш с удовольствием изучает собственные части тела и учится держать их в поле зрения.
    Также малыш чаще улыбается. Его радуют уже не только лица родных, но новые и интересные предметы, звуки вызывают у младенца улыбку.

    Интересно! В данном возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец каждый день узнает о себе что-то новое, пытается понять кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы.

    Четвертый месяц жизни

    Некоторые дети в четырехмесячном возрасте пытаются уже самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать. Порой малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползти вперед. Многие малыши в этом возрасте уже могут переворачиваться с животика на спинку и обратно.

    Ребенок активно пользуется руками, изучая окружающий мир. Он пытается тянуться за интересующими его предметами. Но пальчики рук малыша еще недостаточно развиты.

    Если малыш до определенного возраста, четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см. То теперь он способен фокусировать зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересующий его объект. Ребенок лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

    Важно! Главной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех.

    Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

    Ребенок исследует окружающий мир через непосредственное взаимодействие с ней. Пусть малыш станет помощником по хозяйству.

    К четырем месяцам вес ребенка удваивается, а к первому дню рождения вес ребенка утраивается.

    Пятый месяц жизни

    Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками и может брать и удерживать даже маленькие предметы.

    Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Если ребенок не может дотянуться до игрушки, он будет рассматривать ее и медленно сжимать и разжимать пальчики.

    Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот.

    У детей очень тонкий слух, они поворачивают голову и стремятся отыскать источник даже самых тихих звуков. Также малыши очень чувствительны к музыкальному ритму и оживляются, когда слышат бодрую, заводную мелодию.

    В пятимесячном возрасте можно по-тихоньку высаживать мальчиков. Некоторые детки в этом возрасте активно начинают ползать, одновременно, укрепляя мышцы спины и плечевого пояса. Также пятимесячные малыши уже в состоянии схватить нужную вещь, переложить ее из одной ручки в другую. Ребенок повторяет отдельные звуки - "ма-ма", "па-па" и тд.

    Важно! Также, в этом возрасте начинают вводить первый прикорм - овощные или фруктовые пюре, сок.

    Шестой месяц жизни

    Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

    В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

    К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

    Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

    Интересно! Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

    Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха повторяет звуки, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и с богатыми интонациями. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

    Седьмой месяц жизни

    Вашему ребенку 7 месяцев. К этому моменту у малыша появляются первые зубки.

    В этом возрасте ребенок сидит уже более уверено и может провести в таком длительное время. У Ему уже нет необходимости опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Более крепкие дети пытаются встать на ноги, держась за опору - или вообще без нее. Но садиться обратно из вертикального положения ребенок еще не научился. Для этого ему необходима поддержка.

    Независимо от того, умеет ли малыш ползать или нет, он стремится как можно лучше исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте малыш уже способен ориентироваться в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

    В играх малыш может одновременно использовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

    Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет.

    Интересно! Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

    Восьмой месяц жизни

    Ребенок в 8 месяцев развивается стремительно, поэтому необходимо внимательно следить за малышом. Так малыш различает все больше предметов и уже способен вернуться к прерванным занятиям. Малыш уже способен концентрировать внимание на вещах (игрушках), а также способен решить поставленную перед ним задачу.

    Так как малыш активно развивается не только физически, но и умственно, следует покупать ребенку развивающие игры по возрасту.

    В этом возрасте малыш ест, практически, все продукты.

    Развитие ребенка в девять месяцев

    Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов.

    Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Он уже способен повторять действия, которые видел несколько дней назад.

    Малыши уже не только запоминают предметы, но и умеют различать их. Они пытаются понять их предназначение.

    Интересно! Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую.

    Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

    Десятый месяц жизни ребенка

    Многие дети уже умеют уверенно стоять на ножках и очень довольны собой. Но одни малыши уже в десятимесячном возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Другие же дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого продолжают стремительно ползать.

    Очень часто уверенно ползающие малыши двигаются по комнате стремительнее ровесника, который делает первые самостоятельные шаги.

    При этом прямой зависимости между умственным развитием и двигательными навыками у детокнет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

    Важно! Одного из новых достижений данного возраста - умение рвать бумагу. Поэтому необходимо убирать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Отдайте ребенку на растерзание несколько цветных журналов. Но необходимо следите за тем, чтобы малыш не поранился о края журнальных листов.

    Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

    Многие детки этого возраста предпочитают еще ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Кому-то удается сделать первые шаги с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

    Словарный запас малыша к этому возрасту должен варьироваться от 6 до 10 слов. Ребенок уже различает отдельные слова и целые предложения, но сам еще может произнести всего 2-3 слова. Малыш прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

    Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими. Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

    В этом возрасте малыш более уверенно ориентируется в пространстве и понимает, что такое "впереди" и "снаружи". Малыш уже более пристально следит за действиями взрослых и играя, ребенка уже сложнее обмануть.

    Интересно! Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

    Малышу год

    Малыш меняет свое отношение к своему окружению. К ребенку постепенно приходит понимание, что он может влиять на близких, и активно использует это. Частенько ребенок начинает баловаться. Ребенок активно начинает подражать старшим. Это указывает на его способность анализировать поведение окружающих.


    На протяжении первого года жизни, малыша стоит приучать и к книгам. Выбор книг должен проходить по следующим критериям:

    • из плотного картона;
    • красочная;
    • с короткими сказками.

    Также малыша уже можно приучать к горшку. Читайте подробнее как и когда приучать ребенка к горшку в статье: .


    Развитие новорожденного (видео)

    Развитие ребенка по месяцам (видео)

    Как заниматься с новорождённым

    Первые дни с новорождённым. Ну вот вы и дома. А дома, как известно, и стены помогают. В этот же день или на следующий вас обязательно посетит и педиатр, и детская медсестра. Педиатр будет осматривать малыша еженедельно, и медсестра будет приходить.

    Совет . Заранее запишите все свои вопросы и не стесняйтесь их задавать. Медработник обязан на них ответить, но имеет смысл помнить, что доктор тоже человек и ему приятнее общаться с доброжелательными людьми.

    Торжественная встреча состоялась, гости ушли, цветы стоят в вазах, малыш лежит в своей кроватке. Если вы неделю провели вместе, то уже чуть-чуть знакомы со своим малышом. Но только теперь вы можете начать всё делать так, как вам кажется разумным. Если в роддоме была «форма одежды» — пелёнки, и в палате температура 27 градусов, то ваш малыш освоился именно с этими условиями. Возможно, что дома он будет вести себя иначе, ведь условия изменились.

    Ваши задачи на первое время остаются прежними: побольше спокойствия и отдыха рядом с малышом, налаживание режима совместной жизни, кормление и уход, прогулки и купание, массаж и гимнастика, первые игры и общение в те немногие минутки, когда малыш не спит. Помните, что общение, мышечная активность и закаливание — это те три кита, которые являются основой гармоничного развития ребёнка.

    Первый год жизни в целом — это период активного роста и развития ребёнка. И особенно важно создать наилучшие условия для крохи в самом начале, когда малыш более всего ограничен внешними условиями, когда от вашего отношения к маленькому человечку зависит столь многое. Для развития мозга крохи необходим приток нервных импульсов, который обеспечивается нагрузкой на органы чувств, сенсорной стимуляцией, а попросту говоря, обилием впечатлений от внешнего мира. Впечатлений самых разных, в самом широком диапазоне.

    Совет . Малыш мал и кажется беспомощным, но новорождённый куда более физически крепок, чем нам кажется.

    Смотрите на кроху как на человека, которому предстоит покорить большой мир, а значит, его надо знакомить с этим миром, с перепадами температуры воздуха и воды, с самыми простыми и обыденными вещами, с ближайшим окружением. С ребёнком можно и нужно разговаривать с самых первых дней и минут. Ритм народных пестушек, приговорок, колыбельных помогает малышу успокаиваться, совпадая с его внутренними ритмами. Материнский голос даёт возможность малышу чувствовать, что мама рядом, что в этом необъятном мире есть неизменная точка опоры и защита от всего и вся.

    Малыш сам может совершать лишь микродвижения, но чем чаще вы берёте его на руки (поднимаете, опускаете, переворачиваете), чем больше вы сами двигаетесь с младенцем на руках, тем больше работает его вестибулярный аппарат, развивается чувство равновесия, напрягаются, а значит, развиваются мышцы, вся опорно-двигательная система. У новорождённых и грудных детей физическое и психическое настолько тесно переплетено, что язык прикосновений и движений тела является для них таким же важным способом общения, как и обращенная к ним речь взрослых.

    С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребёнком происходит постоянно, что бы мы с ним ни делали. Кормится ли он грудью, укачивается ли на наших руках, купаем ли мы малыша, делаем ему массаж или гимнастику — помимо чисто практических действий, мы ведём с ним своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Зрение и слух «поставляют» малышу гораздо меньше информации, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетические ощущения, т. е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать внутрителесными ощущениями. Через движения можно дать возможность малышу получить представление о строении его тела, о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности. Малыш знакомится с окружающим миром, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость и амплитуда.

    При желании можно создать для малыша самые комфортные условия на несколько первых месяцев. Но именно в эти первые недели и месяцы у малыша на всю мощность запущены природные механизмы адаптации к любым особенностям внешней среды. Если условия, к которым адаптируется малыш, это комната с закрытыми форточками, тёплые носочки на ножках и ограничение двигательной активности, то он приспособится именно к этим условиям.

    Но лучше, преодолев робость, уже с первых дней жизни малыша обращаться с ним не как с хрустальной вазой, а примерно так же, как мамы из тех стран, где малыши первый год своей жизни проводят в тесном контакте с матерью и природой.

    Совет. Если ребёнок этого не требует, совершенно необязательно носить его на руках часами. И без того малыш оказывается на руках очень часто. Если он спокойно и с удовольствием находится в кроватке, у вас есть возможность заниматься многочисленными делами.

    Правила общения с крохой:

    Кормить по требованию, но помнить что период переваривания молока составляет около двух часов;

    Не допаивать из рожка (при необходимости допаивать с ложечки) и не пользоваться пустышкой в период установления лактации;

    Почаще проветривать комнаты, чтобы воздух был свежим;

    Гулять, начиная с 15 минут и до двух и более часов в день;

    Соблюдать чистоту, но не стремиться к идеальной стерильности;

    Купать, а не «парить»;

    Поддерживать контакт «кожа к коже», почаще брать на руки и держать в разных положениях, в том числе и вертикально;

    Укладывать спать с собой;

    Создавать возможности для физической активности малыша;

    Разговаривать с малышом: проговаривать свои действия, читать стишки и потешки;

    С помощью первых игрушек стимулировать развитие тактильной чувствительности;

    Стимулировать развитие зрения, привлекая внимание малыша к игрушкам;

    Стимулировать развитие слуха, устраивая маленькие «концерты» — прослушивание классической и народной музыки.

    Игры и игрушки для новорождённого

    Сразу после выписки из роддома молодой маме, скорее всего, не до игр. Да и малыш большую часть времени проводит во сне. Но есть детки, которым в силу тех или иных причин не спится. Если малыш чувствует себя хорошо, то он может просто лежать в кроватке, и тогда было бы очень полезно предоставить ему возможность смотреть на что-то более интересное, чем обои. Например, на мобиль с игрушками или гирлянду погремушек. Возможно, для развития зрения и концентрации внимания вы захотите повесить рядом с детской кроваткой в поле зрения малыша графические рисунки с резкими контурами (изображение шахматной доски, концентрические круги, чёрно-белые фотографии).

    Совет. Совсем кроху и малыша чуть старше привлекает новизна, поэтому игрушки (стимулы для привлечения внимания) надо менять почаще, хотя бы раз в день.

    Если на ручку или ножку малыша надеть браслетик с колокольчиком, то звук будет привлекать внимание малыша. Он, пусть и случайно, своими движениями производит изменения в окружающем его мире.

    В ладошку малыша можно вложить погремушку-самоделку (магазинная игрушка слишком велика для крохотной ручки). Касайтесь ручкой малыша самых разных поверхностей и материалов. Носите кроху на руках, показывайте всё, что окружает малыша в доме.

    Игры и игрушки для малыша чуть постарше

    Если новорождённого можно назвать соней, то малыш чуть постарше — это «наблюдатель», который старается стать «исследователем». Малыш бодрствует дольше и проявляет всё больший интерес к тому, что происходит вокруг него. Малыш остаётся малоподвижным и только пытается контролировать свои движения. Способность рассматривать предмет и следить за движущимся предметом присутствует у малыша с рождения. Его зрение, слух и координация ещё не совершенны, но развиваются с каждым днём.

    Зрительный аппарат совершенствуется на протяжении первых 6 месяцев жизни малыша.

    Совет . Для развития зрения малышу полезны игрушки, но прекрасной стимуляцией зрительного аппарата будет и путешествие по дому, возможность увидеть знакомые предметы с «новой точки зрения».

    Ребёнок начинает разглядывать «движущиеся» предметы, лицо мамы, «находит» свои ручки, всё дольше держит голову, лёжа на животике или находясь на руках мамы. С каждым днём у него укрепляются мышцы спины, шеи. Чуть позже ребёнок радостно оживляется, увидев взрослого, вскоре он начнёт переворачиваться на животик со спинки, опираясь на локти. Малыш пока больше наблюдает, а «играете» вы, стимулируя его активность. Носите малыша на руках: периодическая «перемена мест» поможет малышу узнать новое в окружающем мире.

    Ребёнку необходимы игрушки, которые он будет разглядывать, трогать. Для развития умения различать звуки, музыкального слуха нуж- ны не только погремушки, но и ксилофон, колокольчики. Тактильную чувствительность развивают прикосновения к самым разным фактурам и поверхностям.

    Если ребёнок хнычет и беспокоится, потрясите погремушкой или заговорите с малышом, находясь вне поля его зрения. Малыш сосредоточит внимание на звуке лишь на короткое время, затем снова может начать «жаловаться». К полутора месяцам малыш будет прислушиваться к голосам, музыке, негромким звукам. К 3 месяцам ребёнок будет отвечать улыбкой на разговор, поворачивать голову и по-разному реагировать на разные звуки.

    Малыш очень интересуется своими ручками. Он шевелит пальчиками, пытается схватить игрушки. Затем начинает ими манипулировать. Ребёнок пытается тянуть в ротик кулачок или пальчик. К концу 2-го месяца жизни он может разжимать и сжимать пальчики. Зрительно-моторная координация движений совершенствуется, и малыш начинает дотрагиваться до игрушек.

    Совет. Чем больше развиты ручки малыша, тем больше развивается его мозг, тем быстрее и чётче будет звучать его речь.

    В этом возрасте игрушки нужны уже не только для разглядывания, но и для касания, а затем и захватывания. Игрушки должны находиться на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Они должны быть хорошо закреплены. Желательно использовать игрушки приятных глазу оттенков, зелёные, голубые, жёлтые. Выбирайте такие, которые удобнее для захвата: кольца, колокольчики. Округлые предметы будут выскальзывать из ручки малыша. В 3 месяца ребёнок уже сознательно бьёт по подвешенным игрушкам. Он внимательно наблюдает, как касание нижних игрушек вызывает движение верхних.

    Выкладывайте малыша на животик почаще и оставляйте подольше, привлекая его внимание игрушками, чтобы он подольше удерживал голову. Полезно приобрести или сшить развивающий коврик с пришитыми к нему игрушками, удобными для захвата и ощупывания.

    На третьем месяце жизни малыш начинает поворачиваться на бок. Если показать малышу игрушку так, чтобы он мог её видеть, что называется, краем глаза, он повернёт голову, а за ней и плечи, и туловище. Некоторые дети в возрасте 3 месяцев могут перекатываться с животика на спинку.

    Игрушки малыша должны быть разнообразными по цвету, форме и фактуре (мягкими, гладкими, шершавыми). Давая малышу игрушки для ощупывания, разговаривайте с ним, повторяя те звуки, которые вы слышали от него: «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о».

    Совет . Дайте крохе возможность трогать и захватывать не только погремушки, но и мячики, кубики, лоскутки, ложки. Пока пальчики малыша очень неловки, но любые игры с пальчиками, массаж ручек — это развитие мелкой моторики, а значит, и речевых центров в мозге.

    Вот только некоторые игры, в которые можно играть с малышом.

    Вкладывайте в ладошку малыша небольшие предметы различной текстуры — комочек бумаги или лоскуток ткани, колпачок от фломастера, короткую ленточку или шнурок.

    Перекиньте через перила кровати палку. К ней на эластичном шнуре подвесьте одну-две игрушки на высоте 15—20 см от ребёнка, чтобы он мог ударять по игрушкам.

    Возьмите своей рукой ручку малыша, потрясите, погладьте её, привлекая внимание малыша к его кисти. Поиграйте с его пальчиками, нежно помассируйте их.

    Вы можете разминать и поглаживать его пальчики, играть ручками малыша в пальчиковые игры. Погладьте ладошкой малыша гладкое стекло, шершавую ткань, мягкую подушку, жёсткую щётку.

    Предложите малышу игрушку и помогите ему удержать её, держа своей рукой его ручку. Помогите малышу потрясти погремушку и отпустите свою руку.

    Закрепите на ножке малыша воздушный шарик так, чтобы малыш мог увидеть его. Когда малыш будет шевелить ножкой, шарик будет двигаться.

    Держите ярко окрашенную игрушку перед лицом малыша и медленно перемещайте её в сторону. Потрясите погремушку, чтобы привлечь внимание ребёнка. Если его внимание направлено на ваше лицо, держите погремушку перед своим лицом. Затем медленно перемещайте игрушку, добиваясь, чтобы малыш провожал её взглядом.

    Расположитесь так, чтобы малышу было удобно видеть ваше лицо. Называйте его по имени разными интонациями. Постарайтесь встретиться с ребёнком глазами. Если он гримасничает, повторяйте за ним его мимику. Малыш улыбнулся? Улыбнитесь ему в ответ. Если малыш гулит, вступите с ним в беседу. Послушайте его и ответьте похожими звуками, меняя интонацию на вопросительную или восклицательную.

    Привяжите бубенчик к запястью малыша. Малыш быстро уловит связь между звуками и движением ручки.

    Разговаривайте или звоните в колокольчик подальше от малыша и рядом с ним. Похлопайте в ладоши, подудите в дудку, позвените колокольчиком. Меняйте тон и громкость звуков. Вначале находитесь рядом с малышом, так, чтобы он вас видел. Затем отойдите подальше, ведь ваша задача — привлечь внимание ребёнка и вызвать в нём желание повернуть голову в направлении звука.

    Первые беседы с новорождённым ребёнком

    Разговаривайте с малышом, когда вы с ним возитесь: купаете, переодеваете, кормите. Любые действия с малышом сопровождайте речью. Пойте своему малышу песенки, читайте детские стишки. Разговаривая с ребёнком, меняйте интонации. Ребёнку первого года жизни для благополучного развития более всего необходима тесная психоэмоциональная связь с матерью, на основе которой и появляется доверие миру, ощущение безопасности, уверенность в себе. Если мама не «болтушка по жизни», то надо преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, чтобы начать одностороннее общение с крохой, который, очевидно, ничего не понимает и почти не реагирует.

    Однако малыш понимает наши намерения, если мы даём себе труд объяснить человечку, что и зачем мы делаем, а не обращаемся с ним как с неразумным существом.

    Совет . Вы можете «погуглить» статьи и книги Ф. Дальто, известнейшего детского психоаналитика, которая ещё в 50-е годы XX века одними разговорами с грудничками помогала им выздороветь, а в 70-е — организовала первый «Зелёный остров» — центр, где психологи, общаясь с грудничками и детками постарше, но всё ещё не говорящими, помогали родителям осознать важность взаимодействия с малышами и научиться лучше понимать их.

    Собственно, ничего сверхъестественного не требуется. Если бы вам пришлось ухаживать за любимой старенькой бабушкой, наверное, вы бы сочли необходимым разговаривать с ней. Сказали бы: «Доброе утро, сейчас будем умываться... Сегодня хорошая погода... Как тебе спалось?» Вы бы читали ей книги и рассказывали, что нового и интересного в мире. Просто потому что её любите.

    Помните, наверное, ещё с детства: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки...» (К. И. Чуковский).

    Совет . Читайте Александра Сергеевича Пушкина, он, действительно, «наше всё». Есть исследование, согласно которому, дети, много слушавшие Пушкина, успешнее справляются с логопедическими проблемами.

    Это не сказка. Дело в том, что, помимо сердечного ритма, о котором мы все знаем, в организме человека пульсирует каждая клеточка. И у крохи происходит настройка всего организма на мамин голос, на стихотворный ритм. Мы потому и любим каких-то определённых поэтов, что ритм их стихотворений совпадает с нашим, помогает найти гармонию.

    Когда бы вы ни подошли к малышу, поговорите с ним. Если он беспокоится, сразу отзывайтесь. Поначалу быстро подходите к нему, но постепенно удлиняйте время между словесным утешением ребёнка и вашим появлением у его кроватки. Может быть, малыш успокоится уже от звука вашего голоса. Иногда выбирайте время и подходите к кроватке, когда малыш ещё не зовёт вас. Несколько минут общения помогут малышу понять, что мама помнит о нём, даже если он не возмущается.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»