Какие проблемы возникают в приемных семьях. Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

По ряду причин сегодня много детей остаются без родительской опеки и любви. Персонал приютов делает все, чтобы малыши чувствовали себя в безопасности. Но заменить маму с папой не может никто. Усыновление детей - это прекрасная альтернатива. Маленькие члены общества получают заботу, а взрослые люди могут почувствовать радость родительства.

Что такое приемная семья?

Одна из наиболее распространенных детей-сирот - приемная семья. Это возможность для детей почувствовать себя полноценными людьми и расти в заботе и ласке. Родители оформляют лишь Усыновлять сирот нет необходимости. В зависимости от величины жилплощади и условий проживания можно принять в семью от 1 до 4 детей. Воспитанник проживает с приемными родителями до 18 лет.

Распространенными сегодня являются также детские дома семейного типа. Это немного другая форма опеки. Родители получают соответствующие выплаты за воспитание и содержание сирот. В этом случае можно принять более 10 детей любого возраста. Малыши знают, что они проживают в приемной семье. Несмотря на это, они получают такую же заботу, как и другие дети от своих родителей.

Приемная семья постоянно находится под наблюдением социальных служб. Родители действуют по намеченному плану. Сироты чаще всего попадают в семьи с теми или иными психологическими проблемами. Приемные родители совместно с психологами и делают все, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям.

Особенности приемной семьи

В первую очередь стоит помнить о том, что приемный ребенок в семье имеет статус сироты (в отличие от процедуры усыновления). Это значит, что все государственные льготы и выплаты остаются. Социальные службы могут регулярно предлагать путевки в санатории и базы отдыха. Кроме того, ежемесячно детям-сиротам выплачивается пенсия. Находиться в семье дети могут до совершеннолетия или же до окончания высшего учебного заведения. Далее им предоставляется рабочее место и общежитие. Дети в приемную семью приходят лишь на определенный период жизни. Несмотря на это, у приемных родителей со своим подопечными чаще всего остаются теплые отношения. Многие сироты остаются жить в семье и в более старшем возрасте.

Имеет множество обязанностей перед государством приемная семья. Выплаты родители получают за достойное содержание и воспитание детей. Взрослым, которые решили взять под опеку детей-сирот, необходимо пройти соответствующе обучение. В дальнейшем каждые 2 года придется проходить курсы переквалификации.

Статус "сирота" сохраняется?

Приемная семья - это возможность воспитания детей в более узком кругу. В качестве педагогов выступают взрослые (мужчина и женщина), которые решили взять малышей под опеку. Но об усыновлении речь не идет. Дети всегда имеют возможность общаться со своими биологическими родителями при желании. Очень часто малыши становятся сиротами при живых родственниках. Взрослые, которые ведут неправильный образ жизни, не заботятся должным образом о ребенке, лишаются родительских прав. Малыш попадает в приют. Общение с родными может прекратиться лишь в том случае, если ребенок будет усыновлен.

Несмотря на то что приемная семья не может запретить общаться с кровными родственниками, встречи с биологическими родителями могут проходить строго под присмотром. По возможности таких встреч все же лучше избегать. Общение с родными может стать настоящей травмой для ребенка. А психологическое здоровье приемных малышей должно стоять на первом месте.

Возможно ли усыновление?

Приемная семья - это временная форма устройства детей. Ребенок знает, что родители не являются родными. Наиболее сложным есть тот момент, что малыш может быть усыновлен другой семьей без согласия Как только появляются люди, которые собираются усыновить малыша, он может быть снят с учета приемной семьи.

Дети быстро привязываются к своим другими людьми может стать серьезной психологической травмой для ребенка. К счастью, малышей в сознательном возрасте редко выбирают для усыновления. Чаще всего это малыши до года, которые еще мало привязаны к своим опекунам и быстро адаптируются к новым условиям.

Кто может стать приемными родителями?

Воспитание в приемной семье может проводиться совершеннолетними лицами, на члена семьи которых превышает прожиточный минимум, установленный законодательством. Мужчина и женщина, которые не состоят в браке, не могут являться опекунами одного и того же ребенка. Имеет большое значение здоровье людей, которые хотят создать приемную семью. Перед оформлением документов необходимо пройти полное медицинское обследование. Не могут принять детей люди, которые стоят на учете в наркологическом или туберкулезном диспансере.

Люди, которые ранее были судимы или лишены родительских прав также не могут создавать приемную семью. Это же правило касается бывших усыновителей, если ребенок был возвращен в приют по их вине. Если взрослые люди подходят по всем показателям, они должны пройти соответствующее обучение. Приемная семья должна стать настоящим тылом для ребенка, лишенного родительского внимания.

Обучение в школе приемных родителей

Школа приемных родителей - это подготовительный этап, который дает возможность людям понять, смогут ли они правильно воспитать неродного ребенка. Программа для всех подобных школ одинаковая. Она утверждается министерством здравоохранения. Во время обучения будущие родители будут проинформированы об особенностях воспитания малышей из детских домов, выучить их потребности. Во время обучения 20% взрослых отказываются от идеи создания приемной семь. И в этом нет ничего страшного. Воспитать достойного гражданина смогут лишь люди, уверенные в своих силах. Если такой уверенности нет, не стоит и начинать.

Во время обучения с будущими родителями работают психологи. У взрослых людей имеется немало страхов, связанных с будущим опекунством. Многие бояться, что приемный ребенок в семье унаследует негативные черты характера кровных родственников. Такая вероятность, конечно, есть. Но очень большое значение имеет правильное воспитание. Если направить энергию малыша в нужное русло, он вырастет полноценным членом общества. Кроме того, все знают, что дети копируют поведение взрослых. Стоит подавать положительный пример маленькому человеку. И тогда все негативные черты характера сойдут на «нет».

Как создать приемную семью?

Приемная семья - это очень серьезный шаг. Тем, кто решился на него, изначально нужно прийти в городской и написать соответствующее заявление. Далее придется собрать пакет документов, который будет включать паспорта родителей, идентификационные номера, свидетельство о браке, справки о состоянии здоровья членов семьи, справка о составе семьи. Копии всех этих документов также придется предоставить.

Обучение в школе приемных родителей является обязательным условием. Соответствующий тренинг можно пройти также и в областном центре социальных служб. После обучения родители имеют возможность пройти опекунский совет. Именно здесь принимается решение, подходят ли супруги для создания приемной семьи. Если все хорошо, приемные родители могут выбрать детей для воспитания (от 1 до 4, в зависимости от решения опекунского совета). В течение нескольких дней проводиться завершающий юридический этап оформления документов.

Социальное сопровождение

Государство обязуется постоянно оказывать социальную поддержку приемным семьям. За каждой семьей закрепляется соответствующий сотрудник, который регулярно посещают семью, общается с детьми. Это дает возможность понять, хорошо ли чувствует себя приемный ребенок в семье, получает ли нужную заботу и внимание от взрослых. Родителям и детям оказывается психологическая поддержка. Всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

Один раз в два года приемные родители, семьи с усыновленными детьми проходят курсы, позволяющие повысить воспитательный потенциал взрослых. К обучению привлекаются специалисты по психологии, педагогике, медицине. Родители должны не только окружить малышей любовью и лаской, но и знать как правильно вести себя в той или иной ситуации, как оказать первую медицинскую помощь.

Отдельного внимания заслуживают родители, которые взяли на воспитание ВИЧ-инфицированного малыша. Такие дети в приемную семью могут попадать лишь по согласию взрослых. Не реже одного раза в год придется проходить обучение по уходу за больными малышами. За воспитание ВИЧ-инфицированных детей предоставляются дополнительные льготы приемным семьям.

Обязанности приемных родителей

Приемные родители выступают в качестве законных представителей детей в организациях и на предприятиях. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье приемных малышей. Психическое и физическое развитие детей в приемных семьях также ложится на плечи взрослых. Мужчина и женщина, которые решили создать приемную семью, должны сделать все, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Малыш поступает на обучение в среднюю образовательную школу. Родители следят за тем, чтобы были все условия для нормального умственного развития.

Приемные родители имеют право применять педагогические методы воспитания, наказывать ребенка за непослушание, поощрять его. Методики воспитания обязательно обсуждаются с работниками социальных служб. Чего категорически нельзя делать, так это поднимать руку на приемных детей даже в воспитательных целях.

Права и обязанности детей в приемных семьях

За детьми, лишенными родительского попечения, при попадании в приемную семью полностью сохраняются все государственные гарантии и льготы. Они имеют возможность получать алименты и пенсии, которые были назначены ранее. Получать финансовую помощь за детей могут приемные родители. Социальные же службы следят за тем, чтобы эти деньги шли на удовлетворение нужд детей. Для нормального развития детей-сирот как раз таки и создана приемная семья. Выплаты могут перечисляться на счет, открытый опекунами в банке.

Дети из приемных семей имеют право встречаться с кровными родственниками, если это не запрещено судом. Но практикуется это достаточно редко. Чаще всего в приюты попадают малыши, мама и папа у которых погибли или были лишены родительских прав.

Адаптация ребенка в приемной семье

Большинство родителей берут под опеку маленьких деток, которые легко адаптируются к новым условиям. Со взрослым ребенком дело может обстоять несколько иначе. В первые дни новый член семьи может вести себя тихо и слушаться во всем. Проходит не более недели и ребенок перестает слушать своих новых родителей. Важно сразу показать, кто хозяин в доме. Не нужно бояться сделать замечание новому члену семьи.

Адаптация малышей в приемных семьях обычно занимает несколько месяцев. Если ребенок достиг школьного возраста, принимать его в семью лучше в начале летних каникул. В это время взрослые смогут больше времени проводить с новым членом семьи, смогут дать понять ему, что здесь обижать никого не станут.

Выплаты и льготы

Приемная семья (2014) полностью обеспечивается финансово государством. Родители получают пособие в размере трех минимальных заработных плат на каждого ребенка. Время пребывания малыша в семье включается в общий трудовой стаж. Это значит, что приемные родители могут рассчитывать еще и на достойную пенсию.

Дети в семье имеют статус сирот. Им также выплачиваются соответствующие пособия. Распоряжаться деньгами в интересах ребенка могут приемные родители.

Имеет множество льгот приемная семья. Выплаты 2014 года дают возможность полностью обеспечивать ребенка одеждой и продуктами питания. Дополнительно детям могут предлагаться путевки в оздоровительные санатории и дома отдыха.

Подведем итоги

Приемная семья может стать прекрасной альтернативой усыновлению. Дети со статусом «сирота» всегда будут одеты и обуты, родители смогут их окружить вниманием и заботой. Но перед созданием приемной семьи стоит несколько раз подумать. Целью должен быть не доход от государства, а желание воспитать полноценных членов общества, которые по ряду причин были лишены любви родных родителей.

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины , каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился . Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Психолог благотворительной организации «Семьи детям» Елена Кондрашкина рассказала, почему важно готовить ребенка в детском доме к жизни в приемной семье и как это делать.

— Что происходит с ребенком, когда он узнает, что его хотят взять в семью?

— Здесь можно привести такое сравнение: представьте, вам предлагают жить на новой планете и говорят, что там все прекрасно, намного лучше, чем на Земле и многие там уже хорошо живут.

Но готовы ли вы отказаться от всего, что есть у вас здесь и начать новую жизнь? Так и ребенок понимает, что с родителями лучше. Но вместе с тем ему намного привычнее и понятнее жить в системе – ведь даже в детском доме есть определенные зоны комфорта. Несмотря на то, что данная среда неестественная и неправильная для жизни ребенка, от нее он получает свои сигналы безопасности, а что будет в семье ему неизвестно. Ребенок неосознанно задается вопросами: «Как будет мне в семье, примут ли меня, адаптируюсь ли к новым условиям, найду ли достойное общение для себя, а можно ли будет вернуться, если не понравится», на которые нужны ответы. Чтобы ребенку осознать, для чего ему в семью, нужен взрослый, который это объяснит. Не нужно рассказывать, что у всех должны быть мама и папа. Он это и так знает. Важно объяснить, куда ребенок идет, что его ждет. Нужно простроить перспективы, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это важно делать всем взрослым, которые его окружают: воспитателям, приемным родителям, тем, кто только приезжает знакомиться. Если все, что говорят ребенку взрослые, совпадает, тогда он чувствует себя хорошо. Мы должны говорить ребенку: «У тебя произойдут большие изменения в жизни, и мы будем надеяться, что все сложится именно так, как мы планируем».

Елена Кондрашкина

— Если ребенок не хочет в семью, потому что его товарища недавно вернули приемные родители. А еще все дети вокруг говорят, что в семью лучше не ходить: ведь там нужно убираться, за собой стирать, мыть обувь, посуду, все намного сложнее, чем в детском доме.

— Ребенку, пережившему вторичный отказ, проще думать, что именно он принял решение уйти из семьи, что не его бросили, а он отказался от того, что ему предложили.

Я искренне полагаю, что так проявляется защитная реакция ребенка, которого предали в очередной раз. Это не про то, что я не готов за собой убирать. Ребенок так делает, чтобы не чувствовать себя вторым сортом для себя, и среди сверстников. Также преданные не один раз дети боятся, что с ними может все повториться. Такой ребенок понимает, привязываться, — а значит любить кого-то, — это очень больно впоследствии. Так же некоторые взрослые, однажды несчастно влюбившись, могут за всю жизнь не прийти в себя, и не вступить в глубокие отношения. Здесь тот же механизм. Дети в детском доме боятся, что они привяжутся, а от них откажутся, им будет больно, придется вернуться в детский дом, где их, возможно, подвергнут травле. Поэтому безопаснее не уходить из детского дома, не иметь рисков, не привязываться.

— Что в такой ситуации делать взрослым?

— С детьми нужно говорить, что дело не в родителях, которые не справились в ситуации, и не в ребенке, а что так иногда бывает, что люди друг другу не подошли. А еще нужно дать детям инструмент, чтобы снизить их тревогу, а именно, если ребенок будет больше общаться с будущими родителями, тогда всё меньше будет ситуаций, когда уже попав в семью, через какое-то время ему придется уйти.

— Есть история приемной мамы, одинокой, которая воспитала родных детей, одного приемного ребенка и взяла в семью еще одного мальчика-подростка с множественными психологическими нарушениями. У мальчика трагическая судьба: он пережил убийство своей кровной матери, сексуальное насилие, отказы в других семьях. В итоге, уже в новой семье, которая вела домашнее хозяйство, он перебил всех животных. Приемная мать не выдержала и вернула ребенка. Как можно помочь таким детям, как устроить их в семью?

— Ребенок травмирован психологически, он ранен в душу. Вылечить психологически в детском доме его невозможно.

Единственное, что можно сделать, найти ему семью, которая примет его без лишних ожиданий. Его вылечит только любовь семьи, привязанность, принятие. Родители должны обязательно знать всю историю ребенка, для того чтобы не задевать его триггеры. Для этого мальчика абсолютным триггером будет являться любое насилие вообще: крик, жестокие фильмы, насмешки. Семья должна быть готова. Поэтому самое важное в его устройстве – это смотреть на ресурсы семьи. Одинокая женщина справиться с таким ребенком с серьезными психологическими травмами и с поведением близким к психопатологическому, просто не могла.

С ним родитель постоянно находится в напряжении и раздражении, что приводит к агрессии на ребенка. Поэтому нужны двое ухаживающих взрослых, они должны быть в курсе всех инструментов, как справляться. Когда я объяснила этой приемной маме, почему все так произошло, для нее это было открытием. Она сожалела, что раньше у нее не было информации.

У меня был еще один случай, когда приемный ребенок проявлял жестокость к домашним животным. Приемная мама девочки была убеждена, что это психопатология и думала отказаться от ребенка. Но ей помогли консультации с психологом и знания, почему ребенок себя так ведет. Она говорила: «Когда я стала относиться к такому ее поведению, как к болезни, как неизбежному результату ее травмы, поняла, что она это делает не назло, стало легче осознавать, как вести себя и ситуация изменилась».

— Если смотреть на ситуацию со стороны специалиста, почему ребенка важно готовить в семью? Как это сделать силами детского дома?

— Реформа детских домов , которая сегодня идет по всей России: детям прививают больше навыков самообслуживания, стараются организовать среду в детском доме, чтобы она больше была похожа на семейную — это как раз первый шаг подготовки ребенка к жизни в семье. Со стороны специалистов важно выстраивать перспективы для ребенка. Я не считаю, что детям нужно, например, читать лекции про семью, лучше выбирать метафорические средства: постановка пьес, рассказывание сказок, игры с определенными ролями.

Необязательно нужны костюмы и выход на сцену. Важно, чтобы в работе происходило моделирование разных семейных ситуаций.

«О, я об этом знаю» — так подумает ребенок благодаря этой работе, когда окажется в знакомой ситуации в семье. Проигрывание ситуаций – это способ узнать о ребенке больше со стороны специалиста. Например, дети рисуют образ мамы, описывают ее – нужно просто слышать, чего они ждут от родителей. И если ребенок говорит, что мама она гладит, обнимает, лечит, а другой ребенок говорит, что мама она конфеты покупает, то это нужно проговаривать будущим родителям, рассказывать им что важно для этого ребенка.

Важно, чтобы процесс передачи ребенка в семью был постепенным, осознанным. Однажды, я прихожу в детский дом, а передо мной стоит воспитатель и плачет, дело в том, что она пришла в группу после одного или двух дней отдыха и не увидела одного из детей. Естественно, воспитатель спрашивает: «Где Вадик?», а ей отвечают: «Вадика забрали в семью». А она привязана была к ребенку, хотела сказать: «Вадик удачи, я рада за тебя», и просто обнять. И Вадик, наверное, тоже хотел попрощаться с человеком, к которому он был привязан и прожил значительную часть своей еще маленькой жизни.

— Какие есть инструменты для детского дома, чтобы знакомство родителей и детей проходило легче и эффективнее?

— Хороши любые средства, где родители могут непосредственно общаться с детьми. Должна быть просто создана спокойная обстановка, когда родителям не нужно принимать решения в ограниченные сроки, например, 10 дней дали и в эти 10 дней нужно кровь из носу выбрать ребенка. Это давление. Не должно быть и такого, что мама пришла в белой рубашечке, ребенок пришел накрахмаленный, и вот два идеальных человека как-то пытаются общаться. Потому что в реальности и родитель неидеален и ребенок способен на всякое. Образцово-показательные выступление тоже не работают, потому что дети априори здесь все кажутся красивыми, талантливыми и это ничего не дает. Нужно создать более естественную среду для общения: рукодельничать, в спортивные игры играть, пригласить будущих родителей на квест, да хоть картошку копать. В квестах, например, используются очень хорошие диагностические инструменты, которые проявляют нас всех.

— Что может сделать родитель, если очень мало информации о ребенке?

— В интересах родителя узнать, как можно больше о ребенка, потому что только так можно понять, справятся ли они. Сотрудники, которые воспитывают ребенка в детском доме, от родителя скрывать информацию не будут или не должны. Если скрывают – то это неправильная ситуация, о чем здесь можно рассуждать.

Добывать информацию нужно разными способами: в опеке, в социальных сетях, у сотрудников детских домов.

Информация нужна, прежде всего, не про кровных родителей (потому что это больше информация для ребенка), а про самого ребенка, которая позволит его понять: история его жизни, как попал в детский дом, как давно в системе, как себя чувствует, были ли у него гостевые режимы с другими кандидатами, что любит, к чему привязан.

— А если ребенок с инвалидностью, как готовить его к семье?

— Здесь все должно происходить так же. Не нужно думать, что ребенок ничего не понимает и лишний раз ему не нужно что-то объяснять. У меня есть мальчик сосед, он инвалид, ездит на коляске и совершенно не говорит, даже не может фокусировать взгляд. Его няня-сиделка, почти с ним не разговаривает. Но каждый раз, когда он гуляет и его коляска стоит у подъезда, я прохожу мимо и говорю: «Здравствуй, Ванечка». Но однажды я торопилась и проскочила мимо него, не поприветствовала. На что он прокричал «А-а-а». Я вернулась и поздоровалась. Для няни это было открытием.

— Если бы у вас были любые возможности, что бы вы поменяли или предложили для усовершенствования системы устройства ребенка в семью?

— Я бы создала базу приемных родителей, а не детей. Чтобы специалисты могли подбирать под ребенка папу и маму, которые ему подойдут. Специалистам практически всегда совершенно ясно и понятно какая семья нужна для того или иного ребенка в зависимости от его потребностей.

Также важно передавать специальные знания по устройству детей в семьи специалистам, которые сегодня этим занимаются, например, специалистам детских домов, служб опеки и попечительства. На сегодняшний день это одна из ключевых тем. В Екатеринбурге только благотворительная организация «Семья детям» уже несколько лет занимается такой работой. Обучать специалистов нужно еще и для того, чтобы появлялось как можно больше служб сопровождения приемных семей.

Многие современные семьи с большим сочувствием относятся к воспитанникам детских домов, понимая, как тяжело малышам без родительской ласки и семейного уюта. Именно поэтому приёмный ребёнок в семье – явление довольно распространённое. Неродных детей воспитывает не одна сотня пар.

Ещё больше семей задумывается над вопросом принятия в свой дом малыша.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает данную статью этим семьям, чтобы помочь им принять правильное решение и подсказать, как строить отношения с маленьким человечком, который уже так много испытал за свой короткий жизненный опыт.

Пожалуй, разговор на эту тему стоило бы начать с того, что семье, решившейся на усыновление сироты или на опеку над детдомовским малышом, придётся очень непросто. И самым главным источником сложностей будет вовсе не сам ребёнок.

Проблемы в отношениях между приёмными родителями и детьми появляются в первую очередь из-за стереотипов о воспитанниках детских домов, на которых взрослые несправедливо навешивают негативные ярлыки.

Поэтому прежде, чем взять приёмных детей в семью, необходимо понять, почему дети из приютов отличаются от своих сверстников, растущих в семьях.

Особенности развития детей, живущих в детском доме

Для нормального развития новорожденного малыша очень важно, чтобы мама чаще брала его на руки, ласкала, разговаривала с ним. У детей в домах малютки всего этого нет. Нянечки стараются не обделить вниманием ни одного ребёночка, деток хорошо кормят и тепло одевают.

Но контакта с одним определённым человеком у детей-сирот нет. Это негативно отражается на их развитии.

К сожалению, у малышей, растущих без родительской заботы, часто наблюдаются такие отклонения в психике:

  1. Задержка психического и физического развития, слабый иммунитет. Наблюдения показывают, что груднички из дома малютки болеют чаще своих ровесников, окружённых заботой мамы и папы. Такие детки позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, разговаривать.
  2. Повышенная , нарушения сна, агрессивность. Дети дошкольного возраста, живущие в домах малютки, могут быть плаксивыми и беспокойными. Пытаясь справиться с психологическим дискомфортом, они могут подолгу раскачиваться из стороны в сторону, лёжа в кроватке, монотонно завывать. Ребёнок, попавший в приёмную семью из дома малютки, первое время может буквально не слезать с рук на протяжении целого дня.
  3. Неумение строить отношения со взрослыми людьми и ровесниками. Сайт сайт предупреждает: прежде, чем взять приёмного ребёнка в семью, где уже растут другие дети, родители должны подготовить к этому собственных сыновей и дочерей, объяснив им, что у приёмного братика раньше не было почти ни одной собственной вещи, и он пока не понимает, что такое собственная территория.

Отклонения, перечисленные выше, – вовсе не результат какой-то врождённой патологии или плохой наследственности, как часто думают люди, которые совершенно не разбираются в психологии детей.

Задержка в развитии, тревожность, неадекватность – это всё плоды социальной запущенности. И чем раньше ребёнок из приюта попадёт в семью, тем легче и быстрее будет проходить процесс коррекции всех этих дефектов.

Адаптация приемного ребенка в семье

Длительность периода адаптации в новой семье воспитанника детского дома будет зависеть, в первую очередь, от его возраста и предыдущего жизненного опыта. Совсем маленькие дети в возрасте до 3-х лет привыкают к семье довольно быстро, они способны полюбить приёмных родителей, как родных.

Если же ребёнок находился в детском доме до 6-7 лет или дольше, привыкать к новым условиям жизни ему будет трудно.

Как утверждают психологи, процесс адаптации приёмного ребёнка в семье делится на несколько периодов.

  1. Так называемый «Медовый месяц». Часто малыши, у которых осуществилась мечта о маме, первое время пребывают в состоянии радостного возбуждения. Из-за огромного количества новой информации и впечатлений приёмный ребёнок не может сразу запомнить, как зовут новых родителей, где находятся вещи в квартире. Но такая забывчивость вовсе не говорит о плохой памяти малыша. Постепенно ребёнок, привыкнув к новой обстановке, начнёт проявлять свой характер.
  2. Период «Возврата в прошлое». Познакомившись с новым ладом жизни, ребёнок снова возвращается к привычкам, которые были сформированы у него раньше. Ребёнок, попавший в приёмную семью, может вспомнить о ритме жизни в детском доме, сильно измениться, стать снова замкнутым или наоборот слишком активным, назойливым. Замещающие родители должны понимать, что в этот период им категорически нельзя:
    • показывать малышу своё недовольство им;
    • наказывать его слишком строго;
    • сравнивать его с другими детьми;
    • зацикливаться на недостатках ребёнка.

    Для того, чтобы успешно преодолеть все трудности периода «Возврата в прошлое», замещающим родителям нужно понять, почему ребёнок так себя ведёт.

    Возможно, он боится снова оказаться в детском доме или же просто ищет ту линию поведения, которая бы понравилась его новым родителям. Семья должна помочь приёмному ребёнку преодолеть этот период, принимая его таким, какой он есть, не требуя от него слишком многого. Спокойное поведение родителей, их достаточное внимание, ласка, умеренная строгость и справедливость – залог успешного перехода к новому периоду адаптации.

  3. Стадия «Привыкания». Этот период ещё называют «медленным восстановлением», поскольку дети могут буквально «расцветать», изменившись в лучшую сторону. Приёмный ребёнок на этой стадии начинает наконец вести себя естественно, исчезают его зажатость, скрытность, недоверчивость. Он принимает активное участие в жизни семьи, чувствует себя её полноправным членом.

Воспитание приёмных детей в семье после их полного привыкания никак не отличается от воспитания родных сыновей и дочерей. Оно должно быть направлено на формирование самостоятельной личности, способной принимать решения и отвечать за свои поступки.

Кому стоит брать приемного ребенка в семью

Существует несколько самых распространённых причин, по которым люди берут в свою семью приёмного ребёнка.

  • Отсутствие родных детей. Пары, отчаявшиеся дождаться собственного малыша, усыновляют или удочеряют сироту. Это укрепляет отношения между супругами, делает дом полной чашей. Между приёмными детьми и замещающими родителями возникают такие же отношения и чувства, как между родными людьми. Таким образом, приёмный ребёнок – это шанс сделать бездетную семью по-настоящему счастливой.
  • Желание подарить тепло своей большой души малышу, оставшемуся без родителей. Есть люди, которые просто не могут пройти мимо чужой беды. Они особенно отзывчивы и добры, а также очень любят детей. Обычно такие семьи берут приёмных детей, потому что считают: чем больше в семье сыновей и дочек, тем она счастливее и сильнее.
  • Желание изменить общество к лучшему. Каждая семья, принявшая сироту, делает немалый вклад в улучшение общества. Ведь воспитанники детских домов часто повторяют судьбу своих родителей и отказываются от собственных детей. Ребёнок, попавший в приёмную семью, в которой он чувствует себя любимым и нужным, разрывает эту порочную цепочку.

Да, воспитание приёмного ребёнка – это очень непростая работа, для которой потребуется много терпения и сил, прежде всего, душевных. В то же время взятие под свою опеку сироты является делом благим и богоугодным.

Известно немало случаев, когда бездетной маме, приютившей малыша из детского дома, высшие силы вскоре дарили родного ребёночка.

Одна из русских поговорок говорит: «Сироту пристроить – что храм построить». Но не зря священники благословляют на усыновление далеко не каждого желающего. Для этого нужно духовно созреть.

Поэтому людям, которые сомневаются в решении взять приёмного ребёнка в свой дом, лучше с этим поступком повременить до тех пор, пока не придёт полная уверенность.

Копирование этой статьи запрещено!

Воспитание детей – это очень ответственный процесс, который требует от родителей проявлять терпение, быть одновременно взыскательными и любящими, строгими и ласковыми. Для детей, оставшихся без родительской опеки, предусмотрена возможность устройства в приемную семью. Что это такое? С какими проблемами предстоит столкнуться? Разберемся вместе.

Что такое приемная семья?

Ребенок, оставшийся без попечения мамы и папы по тем или иным причинам, может быть определен для проживания, обучения и воспитания в специализированное учреждение. Однако предпочтительными все-таки считаются институты усыновления и приемных семей. Благодаря им дети получают возможность расти в нормальной семье, получать воспитание, любовь и заботу родителей.

Многие считают, что приемный и усыновленный ребенок – это одно и то же, в обиходе такие понятия считаются тождественными. На самом деле права и обязанности детей и родителей в таких семьях имеют свою специфику, это следует учитывать, решаясь принять в свою семью ребенка, оставшегося без опеки родных отца и матери. Основные особенности приемной семьи:


Распространенные проблемы приемных детей

Приемные родители должны помнить о том, что, принимая в семью ребенка из детского дома или иного учреждения соответствующего профиля, они могут столкнуться с целым рядом проблем. Если мама или папа не готовы преодолевать трудности совместными усилиями, им лучше отказаться от идеи взять на воспитание ребенка.

Состояние здоровья

Состоянием здоровья приемного ребенка следует поинтересоваться заранее, внимательно изучить медицинскую карту, учитывая, что информация, представленная в ней, может оказаться неполной. Приняв в семью несовершеннолетнего, рекомендуется организовать для него комплексное обследование, чтобы избежать серьезных проблем с его здоровьем в будущем.

Во время адаптации к семье, новым условиям проживания и обучения приемные дети испытывают сильный стресс. Это часто вызывает обострение заболеваний хронического характера, даже если до того болезнь находилась на стадии устойчивой ремиссии. Кроме того, в первые месяцы дети часто болеют простудными заболеваниями – из-за эмоционального перенапряжения и ослабления иммунитета.

Психологические особенности

В приемные семьи редко попадают дети из благополучных семей, лишившиеся родителей вследствие трагической гибели или безвременной кончины последних от болезней – у таких малышей, как правило, есть и другие родственники, готовые взять на себя заботу об осиротевших детях. Приемные родители должны быть готовы к тому, что в их семью попадет ребенок из числа социальных сирот.

Главная психологическая черта детей из этой категории – недоверие к окружающим и постоянный (не всегда осознанный) страх предательства. В первое время дети обычно демонстрируют замкнутость и настороженность. Может проявляться агрессия и иные формы асоциального поведения, в этом случае потребуется помощь психолога.

Некоторые детки, напротив, проявляют излишнюю коммуникабельность, стараются во всем угодить новым маме и папе. В любом случае потребуется много терпения и очень постараться, чтобы отношения в новой семье стали теплыми, дружескими и доверительными.Если возникают проблемы, нужно сразу обращаться за помощью к специалистам.

Взаимодействие с родными детьми

Если в семье есть родные дети, особенно когда родной ребенок единственный, нужно быть готовым к проявлениям ревности и даже агрессии с его стороны. Решение о принятии в семью сироты нужно обязательно обсудить со своим ребенком, делать это можно только с его согласия.

Важно объяснить, что родного ребенка не перестанут любить, ему будет доставаться столько же любви и заботы. Детей обязательно нужно приучать к совместной работе, взаимопомощи, хвалить и порицать в соответствии с их поступками, а не статусом в семье, равномерно распределяя и ласку, и внимание.

Взаимопонимание приемного ребенка и новых родителей

В приемные семьи обычно определяют детей в сознательном возрасте, для младенцев и грудничков предпочтителен институт усыновления (к тому же шансы найти усыновителей для них намного выше). Чтобы добиться взаимопонимания с приемным ребенком, новые родители должны помнить о том, что потребуется проявлять следующие качества:


Кому стоит брать в семью приемного ребенка?

Психологи рекомендуют брать в семью приемных детей только при условии, что все родственники и близкие друзья разделяют и поддерживают стремление супружеской пары. У мамы и папы должен быть опыт взаимодействия с детьми, то есть оптимально подходят супруги, имеющие своих или усыновленных детей, являющиеся опекунами или работающие (работавшие) с социальными сиротами.

Адаптация приемного ребенка в семье

Многие приемные родители совершают общую ошибку: когда ребенка принимают в семью, его встречают буквально все родные, друзья и знакомые. Ребенок и так переживает сильный стресс, а толпа незнакомых людей в незнакомом месте просто повергает его в шоковое состояние. Психологи рекомендуют поэтапную адаптацию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»