Особенности воспитания детей в китае. Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай считается одной из самых перспективных и быстро развивающихся стран современности. Китайцы известны всему миру как очень трудолюбивая и целеустремленная нация. Что же формирует такой характер у подрастающего поколения?

Воспитание детей в Китае имеет свои особенности, о которых мы и хотим поговорить сегодня. Статья ниже расскажет об особенностях китайского воспитания, роли государства и образования в нем, кратко поведает о воспитательных методах в разные временные отрезки: от древних времен до наших дней.

Древний Китай

Древнекитайские мамы практически сразу после родов всегда были заняты работой, домашними хлопотами, поэтому просто привязывали к себе чадо куском материи и носили его с собой повсюду. Детей всегда очень любили, но воспитывали в строгих, иногда даже спартанских условиях. К примеру, пол часто был грязным, поэтому, чтобы ребенок не ползал, его могли даже привязать к стулу.

Часто дети спали в одной кровати с родителями. С рождения младенцев кормили грудным молоком, но, как только он учился подносить ладошки ко рту, считалось, что пора ему есть самостоятельно ложкой.

Древние китайские города

В древности особой радостью считалось появление в семье сына – наследника. Его облачали в красное одеяние как символ счастья и представляли всем родным, близким и дальним. Воспитанию мальчиков уделяли гораздо больше внимания, чем воспитанию девочек.

В сельской местности было распространено женское имя, которое переводится как «большая ошибка».

Девочками прививали основы, которые должны были пригодиться в будущей семейной жизни:

  • покорность;
  • скромность;
  • умение быть хорошей хозяйкой.

Мальчиков, кроме домашнего воспитания, ждало еще и школьное. Там их обучали:

  • календарному летоисчислению;
  • теории мироздания;
  • труду;
  • песнопению;
  • небесным телам;
  • знаниям о Земле;
  • устройству человека;
  • истории;
  • музыкальному искусству.


Школа в Древнем Китае

Ученые говорят, что школы появились еще в 30-х веках до нашей эры. Во времена династий Шан и Чжоу (16-3 столетия до нашей эры) они носили название «сюэ» — там учили считать, писать, стрелять из лука, управлять конем, музицировать, а также отличать плохое от хорошего. В cюэ обучались представители знати, они были как в столичном городе, так и в провинциях.

В cюэ упор делали на самостоятельную работу и уважительные, доверительные взаимоотношения «ученик-учитель».

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.


Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.


Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

От средних веков до нашего времени

Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.

Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».


Портрет Императора. Китайская живопись

С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 - начало 20 века).

Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире. У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад.

В Китае есть поговорка, которая гласит, что родители хотят увидеть в каждом мальчике дракона, а в девочке – феникса.

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:


Последний пункт считается китайской национальной особенностью. Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус».

Одна из самых популярных книг по воспитанию, известная по всему миру сегодня, называется «Боевой гимн матери-тигрицы» и принадлежит перу Эми Чуа – китаянке, которая стала одной из влиятельнейших женщин Америки и по совместительству матерью двоих детей.

Демографическая политика государства

В 70-80 годы прошлого столетия руководство осознало проблему перенаселения страны, поэтому стала набирать обороты государственная демографическая политика, в основе которой лежал принцип «Одна семья – один ребенок». Семьи, где рождалось больше одного ребенка, подвергались высоким налогам, а иногда даже гонениям. Это привело к большому количеству абортов, а также нелегальных родов.


Китай. Снимок 70-х годов

Такая политика сказалась также и на методике воспитания. Во-первых, ребенок становился единственной надеждой, поэтому его заставляли много трудиться, чтобы стать самым умным, сильным, талантливым. Во-вторых, внимание всех родственников — родителей, бабушек, дедушек, дядь, теть — было сконцентрировано на нем одном, и вырастал этакий «маленький император».

Даже сегодня рождение сына считается более привилегированным, и женщины иногда способны на аборт, узнав, что ожидается девочка. Как следствие – мужчин в стране на двадцать миллионов больше, чем женщин, и эта цифра продолжает расти.

Впрочем, становиться слишком эгоистичным ребенку не дает общество – среди полуторамиллиардного населения, в условиях неизменно высокой конкуренции дети сами стремятся учиться, развиваться. С поступлением в школу детство становится все менее беззаботным, ведь школьное воспитание, а с ним семейное, становится все строже.


В 21 веке закон о регулировании рождаемости отменили, но и в наши дни все равно в большинстве семей – по одному ребенку. Дело в том, что детейсодержать дорого, а китайцы привыкли давать своим чадам только самое лучшее – образование, секции, кружки, частные школы, курсы, развивающие игры.

Декретный отпуск китаянок длится всего 3-4 месяца в зависимости от того, в какой провинции она проживает.

Образование

Молодые китайские мамы занимаются развитием младенца еще до его рождения. При беременности они стараются слушать классическую или национальную приятную музыку, наслаждаться природой, смотреть только на прекрасное.

Так как срок декретного отпуска очень короткий, детей с трехмесячного возраста начинают принимать в ясли. Уже здесь они привыкают быть в коллективе и воспринимать себя как его часть.

Иногда китайцы прибегают к услугам няни, которые очень недешевы – до 2 тысяч долларов в месяц, за что их называют «золотыми няньками». Часто их нанимают всего на несколько недель, чтобы мать с их помощью научилась ухаживать за ребенком. Когда есть возможность, роль няни исполняет бабушка ребенка.


Китайские малыши развиваются не по годам:

С 3 до 6 лет ребята идут в детский сад: обычно детсады государственные, хотя при желании детишек можно отдать в частное заведение, которое стоит на порядок дороже. Если малыш не умеет сам ходить в туалет, одеваться, есть, то его не возьмут в государственный садик.

В Китае говорят, что, когда малышу исполнилось три года, можно уже сказать, каким он станет человеком в будущем.

Шестилетние детки идут в начальную школу, где учатся шесть лет, то есть до достижения 12 лет. С 12 до 15 лет – средняя школа, тоже обязательная. А в старшую школу, которая длится еще три года, берут только самых способных, отличившихся учеников.

Дети, начиная с детсадовских времен, заняты с утра до вечера. В детском саду – развивающие игры, прогулки, после которых следуют занятия, в школе – дополнительные курсы после уроков, выполнение домашних заданий и обязательно – самообразование.


Несмотря на огромную нагрузку, школьники не подвержены стрессам, депрессиям, перегрузкам и нервному истощению. Хотя, возможно, что взрослые просто не придают этому значения.

Отличия от западного воспитания

Воспитательные правила китайцев разительно отличаются от подхода к детям со стороны представителей Запада.

Это проявляется в том, что китайцы:

  • почти не уделяют внимание психическом состоянию, а поход к психологу здесь – большая редкость;
  • отказ от занятий объясняют как лень, упрямство и непослушание, а не усталость;
  • делают упор на нужды коллектива, а не на личные желания;
  • наказывают даже за мельчайшие оплошности;
  • могут заставлять заниматься искусством даже по 3-4 часа в день;
  • заставляют постоянно учиться, чтобы ребенок не просто преуспел, а стал лучшим во всем;
  • очень беспокоятся, если ребенок учится не на одни пятерки;
  • тратят в 10 раз больше времени, чтобы делать или проверять домашние задания;
  • ждут от детей беспрекословного подчинения;
  • считают, что лучше знают, что нужно детям;
  • не разрешают много времени проводить за компьютерными играми, развлекаться и заводить отношения с противоположным полом.

Несмотря на такие ограничения, кажущиеся европейским детям спартанскими условиями выживания, китайцы, когда вырастают, не ненавидят, а наоборот, любят и бесконечно уважают родителей, испытывают чувство огромной благодарности. Повзрослев, они ухаживают за родителями, тем самым убеждая их, что те вырастили достойных людей.


Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали для себя что-то новое. Если это так, поддержите нас – поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Не стесняйтесь оставлять комментарии, если вам есть что сказать – будем рады искать истину вместе с вами.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

Традиционная семья в Японии – это мама, папа и двое детей. Как во всяком традиционном обществе, распределение обязанностей в семье было однозначным: муж – добытчик и защитник, жена – хранительница дома и очага. Мужчина всегда считался главой семьи (кстати, не только на Востоке), и все домочадцы должны ему беспрекословно подчиняться.

Воспитание детей в Японии и в Китае

Влияние западной цивилизации сказалось на традициях сегодняшней японской семьи. Как и в нашей стране, японские женщины совмещают работу и семейные обязанности. Тем не менее, по-прежнему муж остаётся ответственным за содержание семьи, а жена – за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Японка обычно до трехлетнего возраста ухаживает за своим ребенком сама, после чего малыш поступает в детский сад. Отдавать кроху в ясли в Японии считается неприличным.

Некоторые секреты японских родителей

1. Японская мама прикладывает все усилия к тому, чтобы маленький ребенок не испытывал неудовольствия и не плакал. Весь первый год мама постоянно носит малыша с собой, а ночью кладёт рядом в кровать.

2. Родители считают, что желания и потребности малыша важнее любого режима.

3. Маленькому ребенку не говорят: «Нет» или «Нельзя». Предостережения мамы высказываются так: «Опасно», «Горячо» и т.д.

4. Мамы активно опекают, играют и забавляют своих малышей, не оставляя их без присмотра.

5. В Японии мальчиков и девочек воспитываю по-разному, для выполнения разных социальных ролей в будущем.

7. При возникновении конфликтов родители, особенно мамы стараются уделять детям еще больше внимания.

8. Японцы придают огромное значение раннему развитию малышей, от 0 до 3 лет.

9. Сначала родители предоставляют своему ребенку возможность познать мир, деликатно ограничивая его только в тех случаях, когда пытливость отпрыска угрожает его жизни и здоровью. И только затем сужают рамки требований, ориентируя ребенка на включение в коллективное общее дело.

История Китая за последние два века претерпела множество катаклизмов, в процессе которых население страны во многих провинциях существовало на грани нищеты. Невзирая на экономический подъём, китайцы и сейчас живут небогато. Какой же базис воспитания малышей в Китае? Китайцы трудолюбивы, дисциплинированы и воспитывают детей в пределах тех же национальных традиций. Покорность и смирение – два главных аспекта в воспитании китайцев. Наряду с традиционными ценностями терпения, послушания и долга появились новые: ориентация на достижения, конкурентность, целеустремленность. Воспитывать малыша начинают прямо с пеленок. В отличие от свободных европейских методов воспитания, китайцы более требовательны к детям. Они стараются как можно раньше приучить детей к истинной самостоятельности: принимать пищу без помощи взрослого, умываться, одеваться и прочее. Китайские мамы и папы, как и их европейские коллеги, очень любят своих малышей, но бывают вынуждены отдавать их на воспитание бабушкам или в ясли (с трёх месяцев), чтобы выйти на работу.

Некоторые секреты китайских родителей

1. Родители не экономят на питании своих детей, но воспитывают их в традициях безусловного послушания старшим.

2. Очень рано мама начинает заниматься познавательным развитием своего ребенка, проявляя поистине удивительную настойчивость и гибкость в том, чтобы мотивировать малыша к обучению.

3. В Китае взрослые рано начинают готовить детей к реалиям современной трудовой жизни, воспитывая в них трудолюбие и упорство.

4. Семьи с детства воспитывают и поощряют в детях стремление к победе, первенству.

5. Родители воспитывают в своих детях целеустремленность и последовательность в овладении навыками.

6. Китайские дети растут в системе чётких и определенных запретов.

7. Отношение в семье к мальчикам и девочкам несколько разнится.

Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях. Китайцы производят огромное количество разных товаров не очень высокого качества, от детских погремушек до национальных флагов других стран. Китайские товары заполонили весь мир и породили китайское экономическое чудо. Впрочем, говорят, что для внутреннего пользования делаются более качественные товары.

Китайская нетрадиционная медицина также широко известна. История Китая изобилует великими изобретениями: шелк, порох, бумага, чай и фарфор прославили эту страну на весь мир. Китайцы дисциплинированны, самоотверженны и сплоченны, спортивные успехи этой нации в последние годы заставляют по-хорошему завидовать им.

Конечно же, воспитание детей в ключе национальных традиций необходимо, чтобы Китай продолжал удивлять. Каково же содержание воспитания и проблемы воспитания мальчиков в Китае?

Особенности воспитания детей в Китае.

Традиционные стили воспитания в Китае значительно отличаются от европейских. Воспитание детей в Китае - государственная забота, поэтому вполне нормально, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. Говорят, что маленькие китайцы, могут спать почти в любой позе, они достаточно спокойны и терпеливы, поэтому проблемы воспитания в раннем возрасте здесь стоят не очень остро. В полтора года ребенка начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Воспитание детей – дело серьезное, к занятиям с раннего возраста относятся настойчиво.

Малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Применяемые стили воспитания приучают детей быть сговорчивыми и послушными.

Чтобы вам стало более понятно содержание воспитания детей раннего возраста в Китае и основные ценности, которыми должны проникнуться в результате воспитания дети, я приведу известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.

Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, которые волнуют нас. Побывавшие в Китае очень удивляются ситуациям, когда мама в магазине говорит мальчику: " Подожди" и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, чтобы в эти два часа делал ваш ребенок?

Самопринижение и покорность здесь - традиционно весьма значимые факторы воспитания. Раньше, например, ребенок в сельской местности проводил все время с матерью, будучи примотанным к ней куском ткани (прообраз слинга-шарфа). Долго принято было грудное вскармливание, кормили ребенка по требованию, спать клали с родителями. Вроде бы все хорошо. Но, в то же время, пол считался нечистым, поэтому ребенка не отпускали по нему ползать. Большую часть времени ему приходилось сидеть на стуле, иногда даже привязанным.

Современные стили воспитания, конечно же, отличаются от традиционных, но основные тенденции сохраняются: послушание и принятие всего происходящего со смирением.

Мальчики и девочки.

Рождение мальчика всегда было очень важным событием в жизни китайской семьи. Воспитание детей – это праздник. Воспитание мальчиков – это огромный праздник. По народной традиции рождению ребенка мужского пола поможет волчок на веревочке, именно такой подарок родители отправляли беременной дочери. Если рождался мальчик, ребенка наряжали в красные одежды, символизирующие радость, и гордо показывали всем родственникам и знакомым. Основу китайского общества составляет уважение к отцу семьи, к мужчине, и это накладывает отпечаток на содержание воспитания мальчиков и девочек.

Согласно традиции, воспитание детей начинается с рождения. Несмотря на принятые во многих других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Китае всегда было очень строгим. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отлучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно.

Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек: их учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания, мальчики посещали школу. Девочкам было достаточно научиться быть пассивными, скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

Основные факторы воспитания мальчиков - это игры, цель которых подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Игры мальчиков имитировали производственные работы, отрабатывали навыки традиционных занятий китайского мужчины. Проблемы воспитания мальчиков в Китае – это проблемы воспитания настоящих тружеников, готовых к многочасовой неустанной работе.

Девочек ожидали меньше, часто демонстрировали им их неравноправие с мальчиками. Достаточно традиционны были имена, особенно в селах, переводящиеся как, например, "большая ошибка".

Да, конечно же, воспитывались мальчики и девочки раздельно. В настоящее время ситуация изменилась. Современный Китай, хорошо развитый технологически и «населенный» небоскребами, сильно отличается от прошлого не только внешне, но и по укладу жизни людей.

Воспитание детей в современном Китае.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах, отличаются и стили, и содержание воспитания. Помимо специализированных учреждений образования, детские сады так же открываются при общественных организациях и предприятиях, а также частными лицами.

Но все они придерживаются общего принципа обязательного сочетания собственно воспитания и физического развития ребенка. Дошкольное воспитание детей нацелено на всестороннее развитие ребенка, создаются условия для раскрытия способностей ребенка. В дальнейшем эти же принципы воспитания действуют и в школах. Начальное образование в Китае длится 6 лет, среднее -3 года. Образование в Китае обязательно для всех детей, начиная с 6 лет.

В крупных городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности более половины. Все учебные учреждения Китая стремятся обеспечить гармоничное развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое, понимая важность «человеческого фактора».

За последние годы Китай достиг значительных успехов в спорте, экономике, бизнесе и науке. И, конечно, большую роль в этом играют те методики, которыми решаются все существующие в Китае проблемы воспитания.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»