Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Программа "нравственно - патриотическое воспитание дошкольников "

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

«Наследие» М.Ю.Новицкой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

«Мир детства» г. Оренбург

«Росток» г. Челябинск

«Живой родник» г. Северск

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

Рассмотрим две из них.

Образовательная программа «С чего начинается Родина?»

Программа «С чего начинается Родина?» представляет собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».

Программа имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:

Мой дом - моя семья;

Знакомим с русской народной культурой;

Столица нашей Родины – Москва;

Земля – наш общий дом;

Защитники отечества.

Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.

Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.

Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Познакомить с понятием «семья».

Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

Воспитывать любовь к родному языку.

Знакомство с фольклором.

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.

Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.

Рассказать о взаимоотношениях в семье.

Воспитание самостоятельности.

Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.

Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.

Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.

Развивать у детей эстетическое восприятие.

Развитие уважения к старшим.

Задачи раздела « Знакомим с русской народной культурой»:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать творческие способности.

Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.

Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.

Знакомство с поговорками, пословицами.

Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.

Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:

Воспитывать любовь к родному городу.

Понятие экологии.

Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.

Знакомство с достопримечательностями столицы.

История города.

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.

Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:

Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.

Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;

Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.

На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.

Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.

Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.

Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания

Задачи раздела «Защитники Отечества»:

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.

Развитие коммуникативной функции речи.

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой

предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.

В программе представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы занятия связаны между собой тематически.

В сборниках представлен практический материал, расположенный в 5 разделах:

Родная семья

Родной город

Родная страна

Родная природа

Родная культура

Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Родная семья .

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город .

Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Родная страна .

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа .

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура .

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

Основные формы занятий обеих программ:

Игра

Рисование

Лепка, конструирование, аппликация

Прослушивание музыкальных фрагментов

Прогулка-экскурсия

Театрализованное представление

Рассказ

Кроссворды

Викторины

Занятия по развитию речи

Составление карт-схем

Сказки

Спортивные соревнования

Праздники, утренники, массовые мероприятия

Используемые материалы: данные занятия подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.

Выводы:

Данные программы представляет собой довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей дошкольного возраста.

Эти занятия хорошо включать в общую канву стандартных программ ДОУ. Данные занятия могут дать ребенку представление о семье, о нем самом, о его Родине, о народных традициях, истории, культуре, расширить кругозор. Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство патриотизма, доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программы способствует возникновению чувства красоты, развитию речи, воображения, творчества.

ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.

Однако представленные конспекты занятий предполагают некоторое предшествующее изучение материала или предварительную работу, которая описана не во всех занятиях, также не освещен вопрос рекомендаций родителям, продолжительность проведения.

В основе всех приведенных материалов лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание личности подобного типа и является основной целью приведенных в программах занятий.

По мысли составителей программ патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

МБДОУ д/с «Тополёк с. Октябрьское

Программа

нравственно-патриотического

воспитания дошкольников

«Мы поднимаем наш флаг

своего Государства»

с. Октябрьское

Программа

нравственно-патриотического воспитания дошкольников

«Мы поднимаем наш флаг своего Государства»

Разработана творческой группой:

руководитель: заведующая Китаева Л. П.;

члены группы:

зам. заведующей по ВР, музыкальный руководитель Кравченко Е. Н.;

воспитатели:

Панина Л. И., Бешкарева О. Н., Попова Н. Н., Рашитова А. Г., Тонких Н. М.

Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Важнейшей целью современного отечественного образования и воспитания дошкольников ДОУ является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Становится очевидным необходимость возрождения в ДОУ основ высокой человеческой нравственности и глубокой ответственности, восприятия гуманистических обязанностей.

Исходя из основной цели нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников, ДОУ как воспитательная система, определило следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.

Задачи нравственно-патриотического развития и воспитания

Личностная культура

Социальная культура

    Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;

    Развитие творческого потенциала в игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной деятельности;

    Формирование основ нравственных представлений;

    Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;

    Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

    Принятие детьми базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

    Формирование художественно-эстетических способностей;

    Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

    Формирование жизненно важных трудовых навыков;

    Осознание ценности человеческой жизни.

    Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;

    Осознание детьми нравственной ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;

    Воспитание ценностного отношения к русскому языку, культуре;

    Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

    Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;

    Становление гуманистических и демократических ориентаций;

    Сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа в развитии российской и мировой культуре;

    Воспитание уважения к личности, независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрение и религиозные традиции.

Семейная культура

    Формирование отношения к семье как основе российского общества;

    Формирование у дошкольника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;

    Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;

    Знакомство дошкольников с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные установки нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

    Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников - соотечественников, личным вкладом во благо Родины.

    Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.

    Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

    Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших. Задача педагога - заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.

    Труд и творчество - уважение к труду; творчество и созидание, целеустремление и настойчивость. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим; воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом; учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.

    Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания детей - мера труда педагога. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что она не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ребенка.

    Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе диалога.

    Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.

    Природа - эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задача педагога - донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.

    Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям; отказ от образа врага; развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию, а главное - создание в дошкольном учреждении атмосферы гражданского мира и национального согласия.

В детском саду воспитание реализуется через целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

В основу воспитательной работы положены следующие принципы :

    Принцип природосообразности , который предполагает обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей и максимальное сближение развития в жизни детей с жизнью живой природы;

    Принцип культуросообразности, который предполагает опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов, учёт языковой среды обитания растущего человека, местные условия;

    Принцип гуманности , который выражается в отношениях сотрудничества воспитателя и воспитуемого на основе уважения к ребёнку и доверия к нему.

Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.

В организации нравственно-патриотического воспитания

используются следующие подходы:

    Системный , который реализуется через связь различных видов деятельности с образовательным процессом;

    Деятельностный , который проявляется в организации жизнедеятельности дошкольников, наполненный разнообразными делами;

    Личностно-ориентированный , который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.

Этапы построения системы нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников в ДОУ.

1 этап – подготовительный - 2012/2013 учебный год.

На данном этапе решаются задачи:

    Определение цели, задач, содержания нравственно - патриотическогоразвития и воспитания дошкольников;

    Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;

    Формирование коллектива единомышленников;

    Отбор ведущих педагогических идей;

    Определение ведущих направлений и видов деятельности;

    Формирование коллективной копилки групповых, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;

    Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;

    Зарождение групповых, общих мероприятий;

    Решение проблем материально- технического и нормативно - методического обеспечения.

2 этап - реализация программы- 2014/2015 учебный год.

    Формирование и развитие групповых коллективов;

    Реализация направлений деятельности через разработку программ развития и воспитания дошкольников.

3 этап - аналитико-обобщающий- 2015/2016 учебный год.

    Коллектив ДОУ - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;

    Гуманизация воспитательного процесса выражается в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

    Развитие демократического стиля руководства и отношений;

    Накопление и укрепление совместных традиций, способствующих укреплению коллектива ДОУ;

    Совершенствование методического мастерства педагогов, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы нравственно - патриотическоговоспитания и развития дошкольников;

    Обобщение опыта педагогов, родителей, воспитанников ДОУ, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.

Основные направления и ценностные основы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Для решения поставленных задач нравственно - патриотическоговоспитания в ДОУ проводится по следующим направлениям:

Направление «Я - гражданин и патриот России»

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества - России.

Задачи:

Создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;

Формирование гуманистического мировоззрения у воспитанников, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

Приобщение детей к духовно- нравственным, нравственно – патриотическим ценностям своего народа;

Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.

Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

    Изучение российской символики

Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия» - все группы.

Мероприятия: «Государственные символы России», «Село, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства»

Слушание гимна России

Знакомство с текстом гимна России

Разучивание гимна России

Самостоятельное исполнение гимна России на выпускном вечере детского сада

    «Школа правовых знаний»

Мероприятия: «Моя Родина- Россия»;

Беседы: «Жить - Родине служить», «Права, дети»

«Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?»

«Конституция РФ - основной закон нашей жизни», «Мои права и обязанности»

Тематические мероприятия, посвящённые Дню защитников Отечества.

    Про великих и знаменитых

«Русские богатыри», «День Победы»

«Известные люди нашего села», «Неделя памяти погибшего летчика О. Пешкова»

«Мои предки в труде и в бою», «Есть такая профессия Родину защищать»

Мероприятия: «И помнит мир спасённый…»; конкурс рисунков «День Победы»; встречи с ветеранами войны и тыла.

    Праздники и традиции ДОУ

«Праздник урожая», «День Матери», «Новый год», «Рождество», «Дни воинской славы», «День отца», «23 февраля», «8 марта - Женский день», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «Спас-лакомка», «Хлеб – всему голова»

«Масленица» - конкурс народного костюма, традиции и обычаи.

«Как празднуют Новый год в разных странах»

    Конкурсы, акции

Проект «Мой край родной» - презентация, конкурс патриотической песни, «Россия - Родина моя» (конкурс и организация фотовыставки).

Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни»; Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!»

Участие в акциях: «ДОУ - наш второй дом»; «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

    Читательские мероприятия

Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области), встреча с краеведом Китаевым А.С.

Час былины «Преданья старины глубокой»

Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…»

    Мой язык - язык добра и света

«Здравствуй, детский сад!», конкурс чтецов «День Победы, мир, весна»

«Что за прелесть эти сказки!»; конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

    Социальные проекты

«Подари другу книжку», «ДОУ – мой второй дом», «Хлеб – всему голова», «Памяти павших будем достойны!», «Что мы знаем о войне?», «День флага»

    Родительские собрания

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

«Воспитание толерантной личности»

«Растим гражданина, ответственного за свои поступки»

«Растим патриота и гражданина»

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям; маме, как хранительнице семейного очага, а отцу – главе семьи.

Задачи:

Изучать с детьми духовно-нравственные традиции их семейных поколений;

Способствовать приобретению положительного нравственно - патриотического опыта, создавать ситуации практического применения знаний в реальной жизни;

Создавать условия для нравственно-патриотического самовоспитания дошкольников.

Ценности : ценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери, отцу; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.

Младшая группа

Средняя

группа

старшая группа

Подготовительная группа

Я - дошкольник, мы - дошкольники

Я дошкольник и этим горжусь!

«Обязанности ребенка в ДОУ и дома»

«Чем дошкольник отличается от школьника?»

«Поступки человека и его характер»

Общегрупповые «Как вести себя одному дома?»; «Мой режим дня»

«Я учусь играть»; «Играем вместе».

«У меня есть друг!»

«Настойчивость и упрямство»

«Хочу, не хочу, надо…»

«Хочу, могу, умею»

«Точность, обязательность, аккуратность»

«Добро и зло в сказках»

«В гостях у сказки»

«Добро и зло в сказках»

«Сказка ложь, да в ней намёк»

«Добро и зло в сказках»

«Мой любимый сказочный герой»

«Дорогами сказок»

«Литературные сказки»

Общегрупповые: «Что такое умение слушать?»; «Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?»

Час откровения

«Путешествие в страну знаний», «Злые чувства - враги здоровья»

«Научись радоваться своим и чужим успехам», «Нам радость не сулит обида чья-то»

«Труд - лучшее лекарство от лени и глупого поведения»;

«Когда человека уважают? Как добиться уважения?»; «Доброе слово, что ясный день»

Школа хороших манер

Твой внешний вид.

К тебе пришли гости.

Культура речи. «Ежели вы вежливы».

Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья»

Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра.

Этические беседы

Проект «Моя семья», «Будь непримиримым к грубости и чёрствости»

«Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным»

«Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ»

«Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности»

«Доброта спасёт мир», «Уважая себя, уважайте других», «Вежливые слова»

«Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы»

«Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами» - практикум.

«Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум.

Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе.

Что означает твоё имя?

Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья - моя радость», «Моя фамилия», «Труд дошкольника в семье»

«День Матери»

«Мама – первое слово»

«Моя любимая мамочка», Конкурс «Дочки - матери»

«День отца»

«Мы с папой – настоящие мужчины»

«Рыцарский турнир»

Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за год)

«Праздник семейных династий»

«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я - читающая семья»

Помощь родителей. Какой она должна быть?

Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения.

Как развить ответственность в наших детях?

Чувства родителей и чувства детей.

Правила выражения чувств.

Повышение педагогической культуры родителей:

Проведение родительских собраний: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», «Семья и религия: воспитание толерантности»,

Организация клуба молодых родителей, «Семейная гостиная»

Направление «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.

Младшая группа

Младше – средняя группа

Средне – старшая группа

Подготовительная группа

Мероприятия

«Дружи с водой» (гигиена и ежедневные гигиенические процедуры)

«Мой режим дня», «Чистота - залог здоровья», «Кладовая природы»

«Скажи – «нет!» вредным привычкам», «Береги здоровье смолоду», «Наш организм»

«Правильное питание - залог хорошего здоровья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

Конкурс «Мы за безопасность на дорогах»

Практикум «Правила поведения на дороге»

«Светофор»

Составляем карту безопасного маршрута из ДОУ домой.

«Основы личной безопасности дома», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Полезные и вредные привычки»

Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух!», «Осторожно, огонь!», «Соблюдай правила дорожного движения!»

Традиционный праздник «Золотая осень», «Осенины», «Мы дружим с витаминами»

Легкоатлетический кросс «День здоровья»

Разучивание и проведение «Весёлых физзарядок», «Физминуток»

Динамические переменки, подвижные игры.

«Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты»

Родительские собрания

«Режим дня- основа здорового образа жизни», «Физическое воспитание в семье»

«Учить детей быть здоровыми», «Азбука дорожной безопасности», «Как закаливать детей», встречи с врачом, «Как правильно питаться»

«Учить детей беречь здоровье», «Организация отдыха детей в семье»

«Вредное воздействие телевидения, видео и компьютера на ребёнка»

Направление «Земля - общий дом человечества»

Цель: Формирование основ экологической культуры.

Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Младшая группа

Младше – средняя группа

Средне – старшая группа

Подготовительная группа

Мероприятия

«Планета - наш общий дом», НОД «Бобры – какие они?»

«Природная кладовая нашей Родины»,

«Помоги исчезающим видам растений и животных своего края»,

«Помоги братьям нашим меньшим»,

«Лес - наше богатство», проект «Бобры – какие они?»

Экскурсии

Экскурсия «Экологическая тропинка»

Экскурсия по родному селу; экскурсии в город Усмань (знакомство с городом, Краеведческий музей, памятник Воеводе Вельяминову, «Аллея-Героев», «Доска Почета Усманского района», памятник «Воинам-землякам, погибшим защищая Родину», памятник «Воинам-интернационалистам», стела в честь 350-летия со дня образования города Усмани, памятник «Академику Басову», «Памятник Чернобыльцам»

Конкурсы

Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной».

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия», Эколого-образовательная акция «Знакомьтесь, Воронежский заповедник», акция «Покормите птиц», конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы»

Конкурс «Лучшая кормушка для птиц», конкурс «

Природа и я

Правила поведения на природе.

Беседа «Человек и природа»

Дни здоровья (групповые выходы на природу), экскурсии в лес, к водоему, на луг, в яблоневый сад

Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями

Операции

Вырастим дерево «Аллея дружбы»

Праздники «Золотая осень», «Лето - это хорошо!», Очистка ручья Крылатого от мусора; «Сделаем наше село краше» (уборка мусора на улицах), уход за цветами и посадками на территории ДОУ и храма.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание)

Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.

Задачи:

Приобщать воспитанников к культурному, духовному, национальному наследию;

Формировать художественный вкус воспитанников, их эстетическую позицию;

Создать условия для развития творческой одарённости детей.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Знакомство с различными видами искусства;

Формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности.

Формы работы:

Мероприятия (ознакомление с народными промыслами), проведение уроков этики;

Занятия в кружках и творческих объединениях;

Конкурсы юных поэтов, певцов ДОУ;

Конкурсы поделок, выставки, ярмарки;

Игры, конкурсы по изучению национальных традиций, обрядов и быта.

«Художественное творчество»

Рисование:

    «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты);

    «Наша дружная семья» (совместная работа с родителями);

    «Самый веселый день рождения»;

    «Герб моей семьи».

    «Улицы родного села»;

    «Любимый уголок отдыха»;

    «Лесные жители» и т.д.

Выставка фотогазет:

      «Наша дружная семья»;

      «Репортаж с прогулки»;

      «Посмотри, как хорош сад, в который ты идешь».

Проведение праздников:

    «День защиты детей»;

    «День семьи»;

    «Всемирный день ребенка»;

    «Всемирный день матери»;

    «Масленица»;

    «Рождественские посиделки»;

    «Колядки» и др.

Коллективные работы:

      «Птицы наши друзья» (полусухой кистью, по мокрому фону, восковым мелком, штрихом);

    «Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес». Выставки совместных работ детей и родителей:

    «Огородная мода» (композиции из овощей, природного и подручного материала) и др.

    «Забавные свистульки»;

    «Расписная барышня»;

    «Люблю березку русскую»;

    «Русские богатыри».

Рисование пейзажей:

    «Осень, осень в гости просим»;

    «Зимние напевы»;

    «Весенняя капель»;

    «Лето, лето красота».

Роспись предметов и игрушек:

    «Хоровод матрешек» (коллективная работа);

    «Голубая гжель»;

    «Золотая хохлома»;

    «Дымково».

Аппликация, коллаж:

    «Кремль»;

    «Герб, флаг России»;

    «Салют на главной площади»;

    «Изготовление поздравительных открыток для ветеранов»;

    «Богатырь»;

    «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Оформление выставок детских рисунков. Поделки из природного материала.

Слушание песен и музыки:

    «Гимн России»;

    «Русская народная музыка»;

    Русские пляски, переплясы;

    Обучение игре на инструментах.

Праздники и развлечения на основе русского фольклора:

    «Коляда, коляда отворяй ворота»;

    «Здравствуй, честная Масленица!»;

    «Осенняя ярмарка» и т.д.

Оформление выставок рисунков и плакатов:

    «Земля мечты моей»;

    «Георгиевская ленточка»;

    «И на суше, и на море»

    «Война глазами детей»;

    «Солдат на посту»;

    «Голубь мира»;

    «Письмо с фронта»;

    «Открытка для ветерана».

Коллективная работа аппликацией, лепка из соленого теста:

    «Разноцветная планета»;

    «Важный День для Русских людей » и др.

Совместные работы детей и родителей:

    «Взгляд в будущее»;

    «Книга памяти»;

    «Живем пока помним»;

    «Наша планета - Земля!»;

    «Награды Великой Отечественной Войны»и т д.

Изготовление атрибутов для режиссерских и театрализованных игр.

Разучивание песен.

Праздники и развлечения:

«Вам ветераны - посвящается».

Планируемые результаты

нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Планируемые результаты нравственно–патриотического воспитания определяются поставленной целью и задачами:

    Изменения в поведении дошкольника:

    проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы);

    умение вести монологическую речь (умение рассказывать);

    Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;

    Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающей социализацию личности дошкольника.

    Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности, этики, патриотических чувств:

    Использовать полученную на занятиях информацию в самостоятельной деятельности, в реальной жизненной ситуации;

    Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;

    Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

    Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить;

    Чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;

    Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села, страны;

    Развивать способность решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Дети должны знать и называть:

    Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, отцу, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.

    Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

    Место проживания: село, область; символику района, достопримечательности, его климатические условия, флору и фауну.

    Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.

    Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.

    Должны знать природу России ее флору и фауну.

    Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

    Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

    Работа с родителями:

    • Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей;

      Повышение психолого–педагогической культуры родителей;

      Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;

      Установление партнерских отношений между детьми, родителями и воспитателями;

      Становление семьи активной социальной системой.

    Работа с педколлективом:

    Сформировать коллектив единомышленников;

    Осуществлять отбор ведущих педагогических идей;

    Определить ведущие направления и виды деятельности педколлектива;

    Сформировать коллективную копилку групповых, разновозрастных общих ключевых дел;

    Установить взаимосвязи с сельским социумом, родительской общественностью;

    Наработать групповые и общесадовские мероприятия, претендующие стать традиционными;

    Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения осуществлять всем коллективом, включая младший педагогический и технический персонал.

Управление образования администрации Юргинского муниципального района

Кемеровской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

(опыт работы)

Юргинский район 2015

Консультанты:

Степанова Светлана Валериевна, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад Юрга - 2 " C

Довыденко Людмила Васильевна, старший воспитатель специалист высшей квалификационной категории, "Почетный работник общего образования Российской Федерации", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " C олнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

Карамышева Наталья Владимировна, воспитатель 1квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " C олнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

В опыте работы предлагается авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников " Кузбасский край, навек любимый ". В данный материал входит нравственно - патриотическое воспитание дошкольника, которое реализуется в ООП ДОУ в соответствии с ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Физическое развитие. Отличие программы кружка «Кузбасский край, навек любимый!» от государственной программы заключается в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сад и семьи с социальными институтами (районный краеведческий музей, районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира"). Опыт может быть использован молодыми воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности.

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Тематическое планирование по программе

4. Содержание программы

5. Этапы реализации программы

6. Литература

Кузбасский край, навек любимый!

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

V. Этапы реализации программы «Кузбасский край, навек любимый!».

средняя группа.

Неделя

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»-презентация «Давайте познакомимся».

Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели.

Беседа «Моя семья».

Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом.

«Кто нас лечит в д/с?».

Экскурсия в медицинский кабинет

Целевая прогулка: удобства в городских домах.

Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе.

Октябрь

«Кто такой повар?».

Экскурсия на пищеблок.

Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес.

Рассказывание русской народной сказки.

Занятие «Если ты заболел».

Экскурсия в медицинский кабинет.

«Я, ты, он, она» -

беседа о членах семьи

Целевая прогулка: Благоустройство домов.

Беседа о родном поселке.

Ноябрь

Экскурсия в прачечную.

Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.

Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Беседа о родном поселке: чисто там, где не сорят.

Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ .

Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного поселка.

Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную.

Декабрь

Целевая прогулка: уборка улиц от снега.

Пение песен и чтение стихов о детском саде

Занятие «Дикие животные».

«Любимые занятия моей семьи» - беседа

Работа в уголке краеведения: название поселка, подумать, почему люди так его назвали.

Беседа «Когда я стану взрослым».

С/р игра «Семья».

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья».

Беседа о родном поселке: дети тоже могут сделать так, чтобы поселок был красивым.

Работа в уголке краеведения: зимняя природа.

Январь

Беседа «Зачем нужен детский сад?».

Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.

Чтение русских народных потешек.

Коллективная работа«Украсим улицу поселка к Новому году».

Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Беседа «Мой дом - семья».

Февраль

Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины.

Работа в книжном уголке: природа Кузбасса.

Беседа «Хочу быть как папа»

Рассказ о празднике День защитника Отечества.

Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада

Русская народная подвижная игра «Зайчики».

Март

Рисование: цветочек для мамочки.

Беседа: хочу быть, как мама.

Беседа: Кемерово-главный город нашего края.

Занятие " Как на русской ярмарке покупали пряники."

Беседа «Моя мама работает в детском саду».

Русская хороводная игра.

Апрель

Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного поселка.

Беседа о родном поселке: где в родном поселке вы были?

Инсценировка сказки «Теремок».

Целевая прогулка по участку детского сада.

Рассказ воспитателя «Река Томь».

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Май

Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае.

Музыкально-литературная композиция "Поклонимся великим тем годам."

Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы.

«Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми.

Беседа о празднике День Победы.

Лепка «Летит самолет»

Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада).

Июнь-август

Старшая группа.

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха».

Занятие «Родной очаг»

Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу».

Занятие «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена.»

Октябрь

Занятие "Семья. Моя родословная." Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?».

Рисование на тему "Моя семья".

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Занятие «Чем славится Кемеровская область?».

Беседа: как я маме помогаю.

Декабрь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Занятие «Дружная семейка.»

Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном регионе, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Январь

Занятие «Семейные и национальные праздники».

Занятие «Уголь - главное богатство нашего края».

Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области.

Беседа: мой дом – детский сад.

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края».

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Кузбасса».

Беседа «Мой папа самый лучший».

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Экскурсия в Районный краеведческий музей.

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем поселке и области?».

Апрель

Занятие «Почетные люди нашего поселка».

Целевая прогулка по поселку.

Занятие «Край родной, навек любимый».

Д/и «Найди свой герб».

Май

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Целевая прогулка к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ.

Рассматривание альбома «Земляки-герои». Беседа: город Кемерово – областной центр.

Июнь-август

Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего города. Изготовление гербариев.

Закрепление и повторение пройденного материала.

Подготовительная группа

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа «Талантливые люди нашего поселка».

Знакомство с картой Кемеровской области. Выставка детских работ «Мой любимый поселок».

Занятие «Мужчины и женщины в семье».

Знакомство с символикой Кемеровской области и г.Юрги. Художественное творчество «Флаг поселка Юрга-2».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Д/и «Жилое-нежилое". Занятие «Истоки возникновения родного поселка».

Рассматривание фотографий «Растительный мир Кузбасса». Работа по карте Кемеровской области «Где я живу?».

Ноябрь

Занятие «История детского сада». Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Придумывание герба группы.

Занятие «Я, семья, род, народ».

Декабрь

Д/и «Кто живет в деревне?».

Конкурс поделок «Музыкальный сундучок».

Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год

Январь

Занятие «Генеалогическое древо моей семьи».

Тематическое занятие «Водоемы Кемеровской области».

Занятие «Чем богат Кузбасс?».

Конкурс рисунков «Герб моей семьи».

Февраль

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. Конкурс рисунков «Мой папа на работе».

Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

«Лекарственные растения нашей области».

Март

Изготовление подарков для мам и бабушек. Рисование «Портрет мамы».

Д/и «Какая она, моя мама?».

Занятие «Мир природы».

Занятие «Семейные реликвии».

Апрель

Тематическое занятие «Ю.Гагарин». Изготовление подарков для ветеранов.

Занятие «Как рубашка в поле выросла». «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада.

Май

Встреча с ветеранами ВОВ.

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Кузбассе?».

Июнь - Август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Перспективное планирование по работе с родителями

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Совместная экскурсия по родному поселку.

Фотовыставка совместного творчества «Мой родной посёлок».

Октябрь

Написание родителями сочинения «Мой ребенок».

Конкурс «Осенний букет».

Фотовыставка «Мой отчий дом».

Ноябрь

Семейный досуг «Наша дружная семья».

Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний).

Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях».

Декабрь

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую».

Создание снежных построек на участке детского сада.

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Конкурс снежных городков

Январь

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Кузбасса».

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей».

Февраль

Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей».

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Конкурс «Мисс бабушка».

Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Апрель

Встреча с родителями «Моя профессия».

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Конкурс «Герб моей семьи».

Май

Оформление фотоальбома «Один день в моей семье».

Фотовыставка «Защитники отечества».

Совместная экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ.

Июнь

Конкурс рассказов «Традиции в моей семье».

Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей».

Спортивное развлечение «Всей семьей в поход!».

Июль

Познавательная викторина «Путешествие Почемучек».

Изготовление фотоальбома «Природа Кузбасса».

Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».

Август

Выставка работ из природного материала «Творим вместе».

Изготовление фотоальбома «Растения Кузбасса».

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

Перспективное планирование по работе с социальными институтами

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Экскурсия в районный краеведческий музей " Знакомство с музеем"

Поздравление работников музея с 30 - литием музея.

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е и Албитовой Л.Н.

Октябрь

Экскурсия в районную библиотеку " Знакомство с библиотекой"

Праздник Покров в районном краеведческом музее.

Экскурсия в районную библиотеку праздник Покров.

Ноябрь

Встреча с работниками районного музея "День примирения"

Встреча с работниками районного музея "Геральдика Кемеровской области"

Встреча с работниками районной библиотеки " День примирения".

Декабрь

Экскурсия в МДЮЦ для совместного проведения игровой программы.

Встреча с поэтом районного клуба "Лира" Троценко В.Е.

Встреча с работниками районного музея "От куда к нам пришел Новый год?"

Январь

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

Февраль

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е.

Выступление в концертной программе посвященной "Дню защитника Отечества" в МДЮЦ.

Встреча с работниками районного музея "День защитника Отечества".

Март

"Масленица" поздравление с праздником работников районной библиотеки.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников МДЮЦ.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников районного краеведческого музея.

Апрель

"Пасха" встреча в игровой программе с работниками районного музея.

"День космонавтики" встреча с работниками районной библиотеки.

Май

Июнь - Август

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка" в мини театральном представлении "В поисках Василисы".

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка".

Диагностика детей по программе

« Кузбасский край , навек любимый!».

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.

Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название поселка, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах поселка, знает некоторых граждан поселка, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.

Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного поселка. Знает, районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Кемеровской области, Юргинского районна; 4-5 городов Кемеровской области. Умеет работать с картой Кемеровской области.

Диагностика детей по программе «Кузбасский край, навек любимый!»

Название блока

«Моя семья»

ФИО ребенка

Знание членов семьи и умение их называть

Место работы родителей

Соблюдение порядка личных вещей

Стремление к труду

Уровень знания детей

Название блока

«Мой любимый детский сад»

ФИО ребенка

Знание названия детского сада и его местонахождение.

Знание имени, отчества сотрудников детского сада.

Участок детского сада

Профессии в детском саду

Уровень знания детей

Название блока

«Поселок, в котором я живу»

ФИО ребенка

Знание названия поселка, где он находится.

Достопримечательности поселка.

Знание некоторых почетных граждан поселка.

Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ.

Растительный мир Кузбасского края

Животный мир Кузбасского края

Знание правил поведения на природе и на улицах поселка.

Уровень знания детей

Портрет современного ребенка – юргинца, старшего дошкольного возраста.

Современный дошкольник – маленький гражданин – это:

человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.

Носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.

Современные дети в большей степени чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.

Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

Современный ребенок, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания.

Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.

Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

VI. Литература:

1. Т.А.Шорыгина Беседы о детях - героях Великой Отечественной войны \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

2. Л.В.Логинова Что может герб нам рассказать \\ МОСКВА 2006г

3. Т.А.Шорыгина Детский сад \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

4. Т.А.Шорыгина Моя семья \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

5. Т.А.Шорыгина Школа \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

6. Т.А.Шорыгина Наша родина Россия \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

7. Т.И.Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ \\ МОСКВА 2007г

8. Под ред. Л.А.Кондрыкинской Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду \\ ООО "ТЦ Сфера", 2013г

9. Г.Д.Судакова Введение в историю и краеведение \\ Юрга 2008

10. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

11. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры»

12. Под ред. Оверчук Т.И. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мой родной дом.

13. Программа Баранниковой О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду

14. Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы Мы живем в России

15. Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».

16. Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».

17. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

18. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Программа воспитания и обучения детей в детском саду.;

Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»