Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Содержание
Введение
1. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
3. Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук
Заключение

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

1. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В нашей группе оснащено пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это:
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук.
Игрушки-шнуровки
Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
Кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор- развивают мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы - собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры - ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаика-способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка; фасоль и горох мелкая моторика рук.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую:
пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;
Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.
Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
Цветная манная крупа
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.
Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
В свободное время, вечерами мы играем с детьми в:
Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета); переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук); завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.
Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра: манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.
Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.
Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила.», есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи. Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками, которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи, развития ритма у ребенка. Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.
Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.
И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага», которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей.
Слова: камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.
На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них.
Игра «Тактильный мешочек»
Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.
Правила игры: положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики. Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.
Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.
Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода, о которых Вам сейчас расскажу.

3. Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
“Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок” :
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия.
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Передай пуговицу.
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу.
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Криотерапия.
Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия, иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

Ольга
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

.

Введение

1. Оснащение предметно

2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

3. Малоизвестные

Заключение

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования ». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика » Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка . Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития , педагогика творчества и свободы.

Мелкая (тонкая) моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников .

В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию : от степени развития этих навыков будет , в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи , так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание : к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Работая с детьми дошкольного возраста , я сталкиваюсь с такими проблемами детей , как слабое развитие кисти рук , слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук , у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель : развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда , приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики , многие сделаны своими руками.

Цель :

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для .

Задачи :

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

2. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В нашей группе оснащено пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это :

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество , воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук .

Игрушки-шнуровки

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет . В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук , а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук , усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор- развивают мелкую моторику , способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы - собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику , но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры - ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук , а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаика-способствует развитию мелкой моторики , сообразительности и творческих способностей ребёнка; фасоль и горох мелкая моторика рук .

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую :

Пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;

Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

Цветная манная крупа

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.

Лепка из глины и пластилина.

Рисование или раскрашивание картинок

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

В свободное время, вечерами мы играем с детьми в :

Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета) ; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук ); завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка ); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн» . Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.

Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра : манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста . Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей .

Эти игры способствуют развитию речи , творческой деятельности и укреплению здоровья.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила.» , есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи . Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками , которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи , развития ритма у ребенка . Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.

Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.

И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага» , которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей .

Слова : камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.

На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук , которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них.

Игра «Тактильный мешочек»

Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры : положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество) .

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук .

Упражнение с пинцетом

В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.

Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов , например, бусинок, пуговиц.

Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики . Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.

Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.

Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста . Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода , о которых Вам сейчас расскажу.

4. Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся : массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок» .

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз) .

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

“Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны .

Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок”:

Прямолинейные движения колючего шарика :

– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговые движения по ладони :

– Сначала одной руки;

– Потом другой руки.

Спиралевидные движения :

– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) .

Зигзагообразные движения :

– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми : обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево : предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Слабое покалывание всех пальцев :

– Подушечек одной руки;

– Подушечек другой руки

Иглотерапия

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

Техника игольчатого массажа : в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера : то полной ладошкой , то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Так же можно разнообразить эту деятельность :

Предлагать прошагать по дорожке;

Искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,

Использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;

Закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.

Пуговичная терапия.

Любой педагог знает : чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный , визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме : услышал, увидел, сделай.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Приведу несколько примеров игр с пуговицами.

Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди) .

Усложнение : сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время : кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение : выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много , можно разделить их на команды и устроить соревнования.

Передай пуговицу.

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.

Усложнение : менять способ передачи пуговицы.

Подбери пуговицу.

Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

Криотерапия.

Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает . Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи . Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику .

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.

2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц) .

3. Развитие тактильной чувствительности :

Массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур .

Методы развития мелкой моторики – криотерапия , иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов :

Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развиваются внимание и память , которые тесно связаны с речевым развитием ;

Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.

Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.

Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке . Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками , изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста , я добилась следующих результатов : улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев , кистей рук; улучшилось развитие воображения , логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Кичигина Н.А – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №18 «Детский сад «Ладушки»
Описание: данная консультация будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Она знакомит с разнообразными играми, которые развивают мелкую моторику рук ребёнка. Эти игры не нужно покупать в магазине, их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях из подручных материалов и с успехом использовать в повседневной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Пирамидки, кубики любого размера, конструктор.
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.


Игра в куклы.

Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.


Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.


Игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как играть с прищепками?
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку
предложить собрать самостоятельно.


Мозаика.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


Пазлы.
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.


Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное - собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
имеют простую форму;
имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер - очевидные, и еще один - материал, из которого изготовлены (большинство - пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);
они легкодоступны.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

Свечникова Ксения Алексеевна
МДОУ "Д/с №11 о.в" г Магнитогорска,
воспитатель
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

« Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли ».

В. А. Сухомлинский

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи. У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит руку к письму.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга.Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПИ установили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика - волшебное словосочетание, о котором уже известно,

пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика - это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей

интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о

мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения

пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая

моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития

памяти и внимания, связной речи.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности

ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих

способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют

развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют

зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и

словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений

кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается

как один из показателей психического развития ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и

память, связная речь, слуховое и зрительное восприятие.

Дошкольный возраст - наилучшее время для запуска человеческих

способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее

быстро. Л.Н.Толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, а

от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние ». Умение

выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном

возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание

соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое

развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев

отстает, то задерживается и речевое развитие.

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется

называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с

нарушениями речевого развития.

Из опыта могу сказать,что одним из главных факторов является разработка системы работы по развитию речи

детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и

гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация,

выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами 15

( застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия

Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают с казочные персонажи из цветного песка, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…

Игры с дополнительными материалами - такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание более устойчивое, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

В общем и целом хочется сказать,что ц еленаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»