Материал по социально коммуникативному развитию. Круглый стол "социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях доу". Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное

Развитие дошкольников

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

По мнению Ларисы Андреевны Петровской - социального психолога, кандидата философских наук, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии, коммуникативная компетентность это «…способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми…».

К элементам эффективного общения относятся:

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности .

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.


Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

Утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

Читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

День любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

Воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

Воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

Устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

Повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

Руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;

Флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Подготовила методист Мальцева О.А.


Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

– день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением .

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие , формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :

Организацию предметно-пространственной среды;

Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

Стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

Устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

Обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

Моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » реализуется в 4-ех направлениях :

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста . И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки .

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни . Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является патриотическое воспитание. (слайд)

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, праздниках и развлечениях , в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через :

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота» , «мое здоровье» , «безопасность в помещении» , «безопасность и природа» , «общение с незнакомыми людьми» .

Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность , наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями :

Привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

Дни открытых дверей для родителей;

Анкетирование родителей;

Консультации для родителей;

Родительские собрания;

Оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка . Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада : учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально -коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Круглый стол «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель МБДОУ д/с№40 с. Большое Мокрое Измайлова Мария Анатольевна


Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский


Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

  • Правила игры: по кругу передаётся предмет.
  • Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » /вариант: делать в свободное время… /
  • (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)

Анкетирование

  • 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначены приоритеты в воспитании ребенка.
  • 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению.
  • 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств личности

  • 1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  • 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.

(Конституция РФ, Закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

  • 3. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости

(НОД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские)

  • 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению

(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досуга с приглашением родителей, участие родителей в акциях)

  • 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств

(«Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо», «Нить дружбы», «Добрый бегемотик»)

  • 6. Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
  • ( Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества: появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.
  • Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)

План

1. Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.

2. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

3. Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста.


Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников

В наше время способности передавать информацию, воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире, очень важны. Социальное развитие - процесс, во время которого ребенок знакомится с традициями, общественными ценностями и культурой. Знания ребенка о себе, своих родных и близких, о мире вокруг себя, его чувства зависят от правильного формирования социальных черт личности. Это влияет на успешность адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие активной познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, усваивает нормы поведения в обществе.

Так формируется социальный интеллект .

Социальный интеллект дошкольника

Социальный интеллект - способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей (Исаева И.Ю.).

Социальный интеллект = умственные способности + эмоциональный компонент

Критерии социального интеллекта дошкольника (по И.Ю. Исаевой):

1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия);

2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).


Требования к выпускнику ДОУ в области социально-коммуникативного развития

  • Ребенок, не только обладающий определённым запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельный, обладающий определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Реализация задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста

  • необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка:

наблюдение – переживание – понимание –

оценка – выбор для себя установки .

  • Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир:

ребенок – взрослый (родители, воспитатель, учитель);

ребенок – ребенок (сверстник);

ребенок – общественная норма, ценность .

Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.


4. Задачи социально- коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Принципы реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

  • создание развивающей образовательной среды (система условий социализации и индивидуализации детей);
  • учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка (сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования);
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
  • создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Принципы реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».


Технология социально-коммуникативного развития детей

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.


Развитие компетентностей детей дошкольного возраста

Компетенция общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению;

способность установить связь между знанием и ситуацией… найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы (С.Е. Шишов).

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений;

всегда проявляется в деятельности;

успешное действие в конкретной ситуации; способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности.


  • - умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения .
  • Социальная компетентность - умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне .
  • Деятельностная компетентность - владение навыками планирования собственной деятельности (цель, средства и материалы, действия, результат); деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом.
  • Информационная компетентность - умение использовать разнообразные источники, несущие информацию, умение критично относиться к получаемой информации, умение ее использовать.
  • приобретается и проявляется во всех жизненных ситуациях: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.

Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят. Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Предпочтительно первое, так как именно в нем активизируются все внутренние ресурсы и уже имеющиеся, и потенциальные.

Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.


  • Социальная компетентность : проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.)
  • : делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.
  • Коммуникативная компетентность : подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.
  • : проявляет признаки интереса, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге как источнику информации.
  • Здоровьесберегающая компетентность : охотно выполняет движения имитационного характера; участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.); чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.

  • Деятельностная компетентность : ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).
  • Социальная компетентность : принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
  • Коммуникативная компетентность : выражает словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
  • Здоровьесберегающая компетентность : осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.
  • Информационная компетентность : активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Игра как социально-педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения

Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях.

Дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных отношений. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)


Технология организации игр в дошкольной образовательной организации

предполагает реализацию основных принципов :

  • отсутствие авторитаризма;
  • развития игровой динамики;
  • педагогической поддержки;
  • взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным.

Особенность культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом, свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Люц Т.К., Степанова Н.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).


Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста

Типы компе-тентностей/ Виды игр

Социальная компетент-ность

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Деятель-ностная компетен-тность

Коммуни-кативная компетен-тность

Театрализован-ные игры (творческие)

Здоровьесбе-регающая компетент-ность

Дидактические игры

Информа-ционная компетент-ность


Рефлексия

  • Социально-коммуникативное развитие дошкольников – это…
  • Социальная компетентность дошкольника – это…
  • Коммуникативная компетентность дошкольника – это…

Литература

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2011. – 80 с.

2. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.

3. Иванченко А.А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 607–611.

4. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).

5. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)

6. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2002. – 95 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С. 14–15.

8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.

9. Федичева А.А. Cовременные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=21120 (дата обращения: 12.04.2017).


БЛАГОДАРЮ

ЗА ВНИМАНИЕ

И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ

В РАБОТЕ КРУГЛОГО СТОЛА!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»