Проект по духовно нравственному воспитанию младших дошкольников. Проект "духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры"". Инсценировка сказки: " Репка"

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе очень актуальной становиться проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей. Но очень часто наблюдаются проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Чувство любви к Родине зарождается в семье. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Цель проекта: укрепление детско-родительских отношений, укрепление и развитие сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития, воспитания детей.

Задачи:

  • Образовательны е:
    • формирование у детей представления о семье, родственных связях, семейных традициях, семейных реликвиях;
    • формирование у детей представлений о профессиях родителей;
    • закрепление знаний детей об именах, отчествах, фамилиях.
  • Развивающие :
    • расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей;
    • развитие познавательных способностей у детей, активное включение их в творческо-поисковую деятельность;
    • совершенствование стиля партнёрских отношений.
  • Воспитательные :
    • воспитание у детей любви и уважения к членам семьи, обучение проявлению заботы о родных людях.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

Участники проекта : дети – родители – педагоги.

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта : проект рассчитан на шесть месяцев (январь-июнь).

Защита проекта приурочена к Всероссийскому Дню семьи, любви и верности.

Этапы работы:

1. Подготовительный:

– определение объекта изучения (семья, семейное древо, семейные традиции),
– подбор литературы о семье,
– подбор репродукций картин, иллюстраций по теме,
– разработка конспектов НОД, развлечений.

2. Исследовательский:

– знакомство с семейными традициями,
– знакомство с семейными реликвиями,
– знакомство с профессиями родителей.

3. Продуктивный:

– создание книжки «Моя семья» (рассказы детей),
– оформление альбома «Моя мама»,
– оформление альбома «Мой папа»,
– оформление альбома «Что в имени тебе моем»,
– оформление альбома «Семейное древо»,
– оформление альбома «С чего начинается Родина?» (герб семьи),
– создание картинной галереи «Моя семья» («Мой портрет», « Моя любимая мамочка», «Моя семья»).

4. Заключительный

– обобщение результатов работы,
– презентация проекта,
– оформление выставки альбомов,
– семейный праздник «У самовара».

Способы организации:

  • игровая деятельность,
  • непосредственная образовательная деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • развлечения,
  • семейные праздники.

По ходу проекта могут появиться некоторые затруднения:

  • В группе есть неполные семьи.
  • Разная национальность членов семьи.
  • Есть в группе приемные дети.
  • У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД РАБОТА С ДЕТЬМИ

Образовательная область

Сроки проведения

Интеграция с другими образовательными областями

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Социализация» Просмотр мультфильмов:
В.Катаев «Цветик-семицветик»,
р.н.с. «Снегурочка», «Морозко» ,
«Три орешка для Золушки» и другие
февраль – май ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»

ОО «Труд»
ОО «Музыка»
Дидактические игры:
«Кто старше?»,
«У кого сегодня день рожденья?»,
Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?»,
«Огорчится ли мама, если…»,
«Кем быть»,
«Кому что нужно для работы»,
«Чьи детки?
февраль – май
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Больница»,
«Ветеринарная клиника»,
«Строители»,
«МЧС»
февраль – июнь
Непосредственная образовательная деятельность:
«Вместе весело шагать»
«Моя маленькая родина»
«Моя родина Россия»
«Все профессии важны»
«Мое имя»
«Права и обязанности в семье»
февраль – апрель
Праздники:
Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
февраль
март
июнь
ОО «Безопасность» Беседы:
Правила работы с ножницами, клеем.
Безопасное поведение на природе.

февраль – май

ОО «Познание»
ОО «Труд»
ОО «Коммуникация»
ОО «Труд» Самообслуживание и детский труд:
Дежурства
Коллективный труд
Трудовые поручения
Самостоятельная продуктивная досуговая деятельность
февраль – июнь ОО «Безопасность»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Художественное творчество»
ОО «Музыка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВРЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Коммуникация» Непосредственная образовательная деятельность, беседы:
“Моя дружная семья”,
“Папа – мой лучший друг” и др.
«Что для меня значит мама»
«Моя бабушка – моя лучшая подруга»
«Как я помогаю дома»
и др.
февраль
февраль
март
март
ОО «Социализация»
ОО «Познание»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Чтение художественной литературы»
ОО «Музыка»
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений
Обогащение словарного запаса, развитие связной речи
в процессе заучивания
февраль – май
Составление рассказов «Моя семья» апрель ОО «Художественное творчество»
ОО «Социализация»
ОО «Чтение художественной литературы» Чтение художественной литературы:
Стихи, сказки,
рассказы о детях:
О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка»,
З.Александрова «Посидим в тишине» и др.
Ш. Перро «Золушка»
Братья Гримм «Госпожа Метелица»
Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
февраль – май ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТЕИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Художественное творчество» Непосредственная образовательная деятельность
«Мой портрет» (рисование)
«Портрет моей мамули» (рисование)
«Моя семья» (рисование)
Начальная буква имени (лепка)
Изготовление подарков для родителей
«Подарок для мамочки»
«Подарок папе»
Изготовление пригласительных билетов на праздник
Выставка рисунков «Моя семья»
февраль
март
апрель
май

март
февраль
май

ОО «Социализация»
ОО «Труд»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Музыка»
ОО «Музыка» Слушание музыкальных произведений:
Слушание колыбельных, русских народных песен, песни о маме, папе, бабушке
Разучивание песен о маме «Нежная песенка», о бабушке «Песня о бабушке»
февраль – июнь ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Физическая культура» Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик –дедушка …»,
«Дружная семейка»,
«Эта долька для…»,
«Мы компот варили»,
«Мы капусту режим»,
«Мама нам пекла блины» и др.
Физкультминутки
февраль – май ОО «Здоровье»
ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»
ОО «Здоровье» Привитие культурно-гигиенических навыков весь период ОО «Труд»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Виды деятельности

Сроки проведения

Оформление альбомов «Я и папа»,
«Моя мамулечка»,
«Что в имени тебе моем»,
«Семейное древо»,
«С чего начинается Родина?» (герб семьи),
февраль
март
июнь
апрель
апрель
Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада). май
Родительские встречи “Защитим детей от…”,
“Роль отца в воспитании детей”,
февраль
апрель
Семейные конкурсы «Игрушки в складочку»
«Морские фантазии»
«По морям по волнам»
июнь
февраль
апрель
Выпуск газеты «8 Марта – Международный женский день» март
Праздники, развлечения Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
апрель
март
июнь
июль
Консультации Характер и имя
Что такое генеалогическое древо
Государственные символы России
май
март
март

«Нравственное воспитание. Добрые дела.»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8»

воспитатели: Горбань Е.Е.

Корчагина Г.А.


Актуальность .

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.


Тип проекта:

социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.

Длительность:

(ноябрь-апрель)

долгосрочный.


Участники проекта .

Дети старшей группы, родители, воспитатели.


« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес.


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются дети!

Наш девиз: «Добрые дела объединяют, а злые разрушают!»


Цель проекта: формировать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях.


Задачи:

Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

Воспитывать умение оценивать поступки окружающих; развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

Развивать представления детей о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей;

Сохранение и укрепление здоровья детей.


Ожидаемые результаты:

Появление уважения к труду взрослых, благодарности за их труд, желание отблагодарить их хорошими поступками;

Повышение уровня нравственной культуры воспитанников и родителей;

Воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому и предметному миру;

Освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой деятельности с воспитателем.


Реализация проекта:

I этап. Подготовительный.

1. Целеполагание

Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.)

Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность? ».

Проведение родительского собрания на тему «Воспитание добром», консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»

Беседа с детьми «Что такое дружба, доброта? », «Какое доброе дело я сделал сегодня? »


Обновление зоны вежливости настольными играми

Подборка художественной литературу по теме.



II – этап практический.

Игровая деятельность .

Дидактические игры : «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты».

Сюжетно-ролевые игры : «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости»

Игра-инсценировка :«Встречаем матрешек»

Словесные игры : «Как поступают вежливые дети», «Волшебный клубочек», «Ромашка».

Настольно- печатные игры: «В мире вежливости.», «В школе этикета», «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Подвижные игры: «Догони – вежливое слово говори», «Море волнуется», «Пожалуйста», «Кто быстрее».


Играем в игру «Хорошо, плохо».

Играем в игру « В мире вежливости».


Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Дидактическая игра «Комплименты».


Познавательно – исследовательская деятельность.

Беседы по теме : «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация»,«Будь всегда вежливым».

Рассматривание плаката :

«Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым».

Заучивание пословиц , отгадывание загадок.



Коммуникативная деятельность.

Составление рассказов «кто такой добрый человек? » «Мои друзья» «Моя семья».

Беседы «Что такое дружба? », «Нет друга – ищи, а найдешь – береги! », «Правила дружбы», «Хорошо ли быть добрым? », «Как мы можем порадовать близких? »

Психотренинги «Наше настроение», «Улыбнемся друг другу», «Добрые ладошки», «Волшебные слова».

Создание «Дерева дружбы"

Создание «Сундучка добрых слов».


Чтение художественной литературы .

Чтение различной художественной литературы по темам «Доброта», «Дружба»: (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»; В. Катаев «Цветик-семицветик») ; обсуждение и оценка поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить»;

Заучивание стихотворений и песен о доброте, чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям.


Музыкально-эстетическая деятельность

Песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной»,

Танец «Потанцуй со мной, дружок».

Театрализованная деятельность : сказка для малышей «Лиса и заяц», «Красная шапочка».


Двигательная деятельность.

Подвижная игра : «Если дружно нам живётся», «Мяч лови- слова прощанья говори»,

«Путешествие в страну волшебных слов», «Море волнуется», «Угадай что это».

Открытки для папы и мамы (аппликация с элементами рисования);

П/упражнение на координацию движений «Пронеси не расплескав воду в ложке».

Рисование на тему «Лучший друг»; создание выставки детских рисунков «В дружбе наша сила»;

Новогодняя стенгазета «Поздравим малышей»

Изготовление кормушек, работа в уголке природы, поможем взрослым;

Оформление фотовыставки «Если доброта как солнце светит, радуются взрослые и дети»;

Изготовление поделок из пластилина «Подарок другу».


Продуктивная

деятельность.


Наши добрые дела

Мы дежурные сегодня

Станем няне помогать

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Трудовая

деятельность


Мы с игрушками играли.

Их на место убирали.

Кто любит трудиться –

Работы не боится.



Чтобы дом спасти от пыли Мы мели, трясли и мыли. Так трудились, так старались, Не гуляли - убирались . В результате все сверкает!



Помощь другу

Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!



Дружба - это только счастье, Дружба - у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой - жизнь весной полна!


У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем!


Работа с родителями.

Консультации: «Как вести себя за столом», «Причины плохого настроения» , «Роль этикета в воспитании детей», изготовление книжки - передвижки по теме «Научите детей говорить друг с другом вежливо», Папка - раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного ребенка», Конкурс плакатов «Как нельзя себя вести».


III – заключительный.

Презентация продуктов проекта .

1. Организация и оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;

2. Разработка памятки для родителей «Учите детей бережливости»;

3. Изготовление «Дерева добрых дел»;

4. Праздник «Давай дружить»;

5. Презентация проекта;

6. Создание леп-бука: «Страна вежливости и добрых дел»;

7. Фотоотчет для родителей на тему: «Наши добрые дела».


Участие родителей в выставках

совместно с детьми


Семейный праздник

«В дружбе наша сила!»


Со спортом всегда по пути Ребят не страшат тренировки- Пусть сердце стучится в груди. Нам смелым, и сильным, и ловким Быть надо всегда впереди.


Здоровье, сила, ловкость- Вот спорта пламенный завет Покажем нашу дружбу, смелость Веселым стартам шлем привет!


Спорт ребятам очень нужен! Мы со спортом крепко дружим! Спорт - помощник, спорт - здоровье, Спорт - игра, физкульт-ура!


Рождественские колядки

Верь, храни, цени ты дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба - это ценный дар!


Наш весёлый детский сад – Это сказка для ребят! Пляски, песенки и шутки, Сладкий сон, физкультминутки, Книжки, краски, куклы-дочки, Голосочки, как звоночки!


Наш уютный детский сад – Это счастье для ребят! По дорожке прямиком Побежим в любимый дом, Потому что детский сад Ждёт всегда своих ребят!



« Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II




Цели проекта: 1.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. 3. Формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему.


Задачи проекта: * Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры через сотрудничество с настоятелем православного Храма «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских», воскресной школой города Апатиты. * Воспитание у обучающихся уважительного отношения к социальному институту семьи. Формирование представлений о семейных ценностях (уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей). Формирование понимания сущности основных социальных ролей в семье. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание.


Договор о сотрудничестве муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 15 и «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви г. Апатиты 5 декабря 2008 г. 1.Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 г.Апатиты в лице директора МОУ СОШ 15 Кудюмовой Галины Ивановны и «Приход церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманскойи Мончегорской епархии Русской Православной церкви в лице Настоятеля Данилец Василия Васильевича, именуемые далее "Стороны",основываясь на принципах: государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий; признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности,культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России; приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества; наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях"; солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации; почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания. 2.Предмет договора. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.


3. Цели настоящего договора Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях: Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности образования в России; Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания; Продолжение сотрудничества, начавшегося в 2008 году, в проведении совместных конференций, "круглых столов", семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов; Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; Содействие организации преподавания основ православной культуры в составе вариативного компонента учебного плана; Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры; Своевременное информирование сторон о проектах, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования; 3.2. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.






При обучении по программе «Основы православной культуры» учитель определила основные задачи: научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание.








Разнообразны формы работы по духовно- нравственному воспитанию: уроки: «Традиции народов России из глубины веков», «Светоч Земли русской – Сергий Радонежский» и др. конференции «Наука и религия» участие педагогов в Трифоновских чтениях экскурсии на природу, в монастыри участие в различных творческих конкурсах выступления с концертами перед ветеранами ВОВ, в хосписе






«Несмотря на то, что для нашей семьи это был совершенно новый опыт, мы с одобрением отнеслись к данному проекту. И теперь понимаем, что все это было не зря. Дети с радостью ходят в школу, у них хорошие отношения между собой вне зависимости от того, кто как учится» Ольга Евгеньевна, мама Маркина Владимира



«Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости,

ибо без первых трудно научиться последней.

Л. А. Сенека

Духовно-нравственное воспитание гражданина России лежит в основе обеспечения духовного единства народа. Именно от гражданской позиции каждого отдельного человека, его жизненных ценностей и моральных норм напрямую зависят темпы и характер развития любого современного общества. Невозможно говорить о создании инновационной экономики без формирования сферы внутренней жизни и нравственного сознания будущих граждан России, ведь именно те подростки, которым сегодня 13 -15 лет, через 10-20 лет будут составлять наиболее активное ядро российского общества. Именно они будут принимать наиболее важные решения в политике, технике и экономике, именно им предстоит практически осуществлять стратегию инновационного развития нашей страны. Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому в Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Сложные времена становления, которые переживала Россия в 90-е годы, до сегодняшнего дня отражаются в дефиците нравственных ценностей, сознательно принимаемых большинством граждан и являющихся основой сближения людей. В какое-то время становиться не модно быть культурным и высоконравственным, положительным человеческим качествам на смену приходят наглость и хамство. Именно в это время Россия теряет целое поколение воспитанных граждан. Начавшееся после этого упадка возрождение духовных традиций не смогло до сегодняшнего дня исправить положение. При этом такие важные и характерные для российской культуры общественные ценности, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине теряют свою значимость для значительной части населения. Утрата цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве приводит к снижению уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.

Духовность и нравственность закладывается в дошкольном возрасте и большая роль в этот период отводится семье. Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Глядя на поведение своих родителей, ребенок строит отношения с окружающими, у него появляется чувство заботы о близких, умение уважать их позицию и интересы. Ещё в раннем детстве формируется установка на добро, закладывается чувство прекрасного, понимание, как хорошо приносить людям пользу, и то, что важны поступки, а не разговоры о добре.

У большинства же сегодняшних родителей, к сожалению, формирование внутренних посылов к высоконравственному поведению закладывалось именно в нестабильное время перемен, поэтому духовность и нравственность у своих детей они воспитывают скорее интуитивно. К тому же, беда нашего общества в том, что родители, занятые зарабатыванием денег, выстраиванием карьеры, в решении бытовых проблем забывают об этом или просто не успевают этим заниматься, а некоторые просто не умеют, не знают, как вложить в своего ребенка доброе и вечное.

Эти опасные тенденции отрицательно сказываются на обществе. Сегодня налицо рост физического насилия и преступности, развитие коррупции, различных видов мошенничества, преступлений, неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также низкая продолжительность жизни по сравнению со странами Европы. Духовная опустошенность ведет к развитию в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, наблюдается распространение алкоголизма, наркомании, табакокурение, сквернословие, растет количество разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности. Потеряны этнические духовные традиции, нет связи с природой, потерян массовый интерес к культуре, искусству, спорту.

Образование способно и готово прийти на помощь обществу. Если детские сады наполнены попытками повысить уровень духовно-нравственного воспитания малышей, а школа все же больше усилий тратит на обучение подрастающего поколения, то дополнительное образование имеет все ресурсы для духовно-нравственного воспитания не только детей, но и их родителей. Именно дополнительное образование способно стать центром развития духовности и нравственности, помочь семье включится в этот нелегкий процесс воспитания настоящего россиянина, носителя этнической культуры и народных традиций.

Городской Дворец творчества объединяет лучшие образовательные и социальные практики, его отличает своеобразное социально-образовательное пространство, объединяющее в сотворчестве детей и взрослых, все группы учащихся – одарённых, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки. Анализ сложившейся в учреждении воспитательной системы показал наравне с практической значимостью, слабую системность, и как следствие – труднодиагностируемость результатов, большую энергозатратность, а зачастую, невозможность реализовать задуманное, силами отдельных участников образовательного процесса. Все это доказывает необходимость целостного подхода к образовательно-воспитательной системе учреждения.

Именно поэтому возникла идея организовать переход воспитательной системы Дворца творчества в новое состояние , объединяющее силы всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью духовно-нравственного обогащения каждого участника проекта в контексте его всестороннего развития.

Цель проекта

Организация особого интерактивного воспитательно-образовательного пространства, направленного на духовно-нравственное обогащение каждого участника проекта в контексте его всестороннего развития.

Задачи проекта

    организовать серию обучающих мероприятий для профессионального и личностного саморазвития педагогов – носителей нового типа этнокультурной педагогической деятельности;

    актуализировать дополнительные общеобразовательные программы с учетом этнокультурного и воспитательного компонента;

    организовать социально-педагогическую поддержку досуговой работы с учащимися по направлениям проекта ;

    разработать и организовать мероприятия по работе с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания ;

    создать условия для практической реализации системы героико-патриотического воспитания подростков и молодежи города;

    организовать работу по вовлечению социума в процесс духовно-нравственного развития;

    разработать методические рекомендации, пособия, брошюры по созданию интерактивного воспитательно-образовательного пространства в учреждения дополнительного образования .

Настоящий проект духовно-нравственного воспитания и развития способен мобилизовать ресурсы всех участников образовательного процесса на воспитание нравственности и морали, присущих настоящему гражданину и патриоту, на раскрытие способностей и талантов, подготовку детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Реализация проекта будет способствовать положительной динамике межличностных отношений в группе детей, эмоционально-психологического климата детского коллектива, психологического комфорта каждого ребенка, положительных параметрах личностных профилей. Включенность в реализацию проекта всех участников воспитательно-образовательного процесса позволит повысить уровня социальной, личностной, семейной культуры каждого.

Социальная культура определяет способ жизнеосуществления человека в общении с людьми:

    овладение навыками общения, освоение существующих в обществе традиций, норм, правил, социальных ролей;

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Личностная культура – это тот главный душевный центр, душевная атмосфера и характер основных переживаний, это внутренний «регулятор» действий человека, его моральная составляющая:

готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, духовно-нравственная установка «становиться лучше»;

готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура объединяет одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков :

    осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

    понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

    бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Проект направлен на создание системы духовно-нравственного воспитания и развития каждого участника образовательного процесса, его нравственных чувств и этнического сознания; создание социально открытого пространства, когда каждый разделяет ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу проекта, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Социальная ориентированность проекта позволит охватить духовно-нравственным воспитанием и развитием всех жители микрорайона, а гражданско-патриотическим – города. Его реализация позволит каждому участнику воспитательно-образовательного процесса превратиться из благополучателя в благодарителя, стать своеобразными «духовнообогатителем» своего окружения. Это не только расширит географию проекта, но и усилит его практическую значимость для жителей города.

Опыт, полученный образовательной организацией, будет представлен в виде рекомендаций, разработок на различных уровнях, что позволит применить его в других учреждениях образования, городах и регионах.

Инновационность проекта состоит в том, что созданное в ходе его реализации интерактивное воспитательно-образовательное пространство позволит объединить не только процессы обучения и воспитания, образовательную и досуговую деятельность, но и направить их на духовно-нравственное обогащение каждого , прямо или косвенно включенного в этот процесс.

До внедрения этого проекта система воспитания рассматривалась более узко, в основном была ориентирована на учащихся и лишь иногда на их родителей, еще реже на микросоциум. Инновацией стал сам взгляд на проблему воспитания. Лишь выработка единых целевых ориентиров, принимаемых всем окружением ребенка, будет способствовать его целостному восприятию духовной картины мира. Именно поэтому мы говорим об открытом интерактивном пространстве, когда каждый «благополучатель» становится «благодарителем», мотивированным на трансляцию духовных ценностей и нравственных ориентиров всем, кто его окружает.

Объединяя усилия всех заинтересованных сторон: родителей, детей, педагогов, социума, это и нтерактивное пространство не ограничено стенами учреждения, что обеспечивает условия для непрерывного воспитания через участие и взаимодействие, стимулирует к взаимному обогащению, способствует открытости и социальной ориентированности проекта.

Срок реализации проекта 2014 – 2018 г.г.

Этапы реализации проекта:

Организационный: август 2014 – август 2015 г.

Цель: Выявление базовых характеристик, определение путей реализации проекта и механизмов достижения результатов

Механизмы реализации:

    Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.

    Определение и формулирование цели и задач проекта.

    Мониторинг текущего состояния нравственного воспитания в учреждении и ожидания участников образовательно-воспитательного процесса.

    Разработка проекта «От нравственности и морали до гражданственности и патриотизма».

    Отбор и создание нормативно-правовой базы для реализации проекта.

    Определение уровня профессионализма педагогов по созданию условий, обеспечивающих ориентацию учащихся на идеалы гражданского общества, на включение их в социальную жизнь, на превращение Дворца творчества в духовно-культурный центр местного сообщества.

    Создание творческих групп педагогов по наиболее актуальным направлениям, обеспечивающим духовно-нравствственное воспитание гражданина и патриота.

    Разработка программ развития структурных подразделений и социальных проектов по основным направлениям реализации проекта.

    Презентация хода разработки и реализации проекта его потенциальным участникам

Практический: 2015-2016, 2016-2017 уч.годы

Цель: Внедрение механизмов, проектов, подпрограмм, форм и видов деятельности, обеспечивающих организацию особого интерактивного воспитательно-образовательного пространства, направленного на духовно-нравственное развитие человека, гражданина и патриота

Механизмы реализации:

    Создание организационно-педагогических условий для реализации проекта «От нравственности и морали к гражданственности и патриотизму».

    Создание организационно-педагогических условий для включения всех участников образовательного процесса в духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС.

    Повышение уровня профессиональной квалификации педагогического коллектива в области создания интерактивной воспитательно-образовательной среды, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте их всестороннего развития.

    Реализация программ и подпроектов по основным направлениям.

    Организация интерактивного воспитательного пространства в социальных сетях.

    Мониторинг уровня удовлетворенности мероприятиями проекта.

    Принятие управленческих решений по коррекции проекта.

    Освещение реализации проекта в средствах массовой информации: на сайте Дворца, в газете «В лабиринтах Дворца», в публикациях, в создании видеороликов видеостудией Дворца, в социальных сетях и др.

Рефлексивно-обобщающий: 2017 – 2018 уч.год

Цель: Анализ итогов работы в системе функционирования интеракивного воспитательно-образовательного пространства.

Механизмы реализации:

    Рефлексия итогов реализации проекта.

    Корректировка программ и подпроектов по основным направлениям.

    Разработка и издание методической продукции по результатам реализации проекта.

    Освещение реализации проекта в средствах массовой информации: на сайте Дворца, в газете «В лабиринтах Дворца», в публикациях, в создании видеороликов видеостудией Дворца и др.

    Диссеминация ценного педагогического опыта создания интерактивной воспитательно-образовательной среды.

Определение перспектив дальнейшего развития Дворца творчества в вопросах гражданственности и патриотизма.

Чтобы воспитать такую эмоционально-отзывчивую личность, любящую свою семью, свой народ, свой край и свою Родину, выполняющую правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, уважающую и принимающий ценности семьи и общества, образовательная организация вынуждена искать новые формы работы, применяя инновационные технологии.

Так как б азовые ценности не локализованы в содержании отдельных учебных курсов, форм или видов образовательной деятельности, а пронизывают весь образовательный процесс, всю многоплановую деятельность учащегося как человека, личности, гражданина, были разработаны основные направления реализации проекта. В совокупности они представляют возможность всем участникам образовательного процесса почувствовать себя во Дворце творчества, словно в семье, так как представляют собой 7 «Я»:

Интеграция духовно-нравственного воспитания в систему дополнительного образования органично и логично вписывается в ход и содержание образовательного процесса. (*В Приложениях представлены наиболее эффективные практики, реализуемые по данному направлению)

Направление

Целевые установки

Мероприятия и инструменты

Я и семья

(Приложение 1)

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у детей и их родителей.

Задачи:

    формировать представления о семейных ценностях;

    воспитывать уважение к членам семьи;

    развивать стремление к сохранению традиций.

    Проведение традиционных досуговых мероприятий с участием родителей: празднование Дня матери, Новогодние посиделки, Масленица, 23 февраля, 8 марта, конкурсы для детско-родительских пар, «Веселые старты», спортивный праздник «Спортивная мама», выставки «Наше совместное творчество» и т.п.

    Совместные праздники, походы, экскурсии, культурные выходы

    Организация открытых занятий и мастер-классов для родителей

    Школа молодого родителя

    Дополнительные общеобразовательные программы: «Растем вместе», «Рука в руке»

    Социальный проект «Семейный очаг»

    Участие в социально-значимой акции «Позвони близким»

    Встречи с родителями «Интересное рядом!»

    Конференция для родителей «Семейные ценности и традиции и их роль в воспитании духовности личности»

    Круглый стол «Родительское счастье»

    Конкурсы семейного творчества

    «Хор пап»

    Соревнования для родителей по начальному техническому моделированию

    Работа психологической службы с родителями и законными представителями

«Я и здоровье»

(Приложение 2)

Цель: воспитание ценностного отношения к здоровью.

Задачи:

    воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

    пропагандировать здоровый образ жизни;

    воспитывать силу воли и позитивное отношение к жизни.

    Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях (в т.ч. фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова)

    Социальные проекты «В здоровом теле – здоровый дух», «От сердца к сердцу»

    Конкурс презентаций «Если хочешь быть здоров»

    Лектории для родителей, бабушек и дедушек на тему здоровьесбережения

    Походы выходного дня

    Дни здоровья

    Организация консультативной помощи родителям по вопросам психологического здоровья учащихся

    Работа Клуба для детей с ОВЗ «Журавушка»

    Транслирование социальных роликов и сюжетов на тему здоровьесбережения на интерактивных панелях Дворца.

«Я и природа»

(Приложение 3)

Цель: воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

Задачи:

    воспитывать эмоционально-нравственного отношения к природе;

    воспитывать чувство ответственности за ближнего;

    воспитывать доброту, милосердие, бережное отношение к природе;

    воспитывать любовь к природе родного края.

    Дополнительные общеобразовательные программы отдела экологического образования: «Зоология с основами дрессировки», «Юный зоолог», «Природа и мы», «Комнатное цветоводство», «Природа и маленький художник», «Зоотерапия», «Комарики», Кузнецкий край»;

    Дополнительные общеобразовательные программы Центра туризма и краеведения: «Юный турист», «Юные судьи туристских соревнований», «Комплексная туристская подготовка», «Туристы-спелеологи», «Источник», «Юные краеведы», «Юный геолог», «Скауты-краеведы», «Спортивное ориентирование», «Исследователи края», «Кузнецковедение, «Основы геологии», «Этнография Кемеровской области»

    Социальные акции «Рука друга», «Эко-жизнь», «Сохрани елочку»

    Социальные проекты «Семьей возьмем любую высоту», «Лето в рюкзаке»

    Привлечение детей к озеленению территории и помещений Дворца

    ЭКОдесанты

    Артсубботники

    Походы

    Выезды на турбазу «Осман»

    Работа зооуголка, открытого для посещений всеми желающими

    Фотоконкурсы и выставки поделок из природного материала «Вести из леса», «Мои любимые домашние животные», «Экология глазами малышей»

    Организация городского конкурса «Экология. Творчество. Дети».

«Я и искусство»

(Приложение 4)

Цель: воспитание эстетических чувств, способности видения прекрасного в окружающем мире.

Задачи:

    воспитывать творческое мышление, эстетический вкус;

    способствовать пониманию значимости искусства в жизни каждого гражданина;

    воспитывать силу воли и позитивное отношение к жизни;

    воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

    Дополнительные общеобразовательные программы отдела эстетического воспитания, детской хоровой студии «Надежда», музыкально-хоровой студии «Вита», ансамбля народных инструментов, танцевальных, хореографических и вокальных коллективов, Школы красоты, Дома моделей, а так же программ по декоративно-прикладному, изобразительному творчеству и театру;

    Организация концертов и публичных выступлений

    Проведение фотоконкурсов и выставок «Ах, лето!» «Рождественская сказка», «Люди нашего города»

    Организация мастер-классов

    Фестиваль юных талантов «Первые шаги»

    «В гостях у Терпсихоры»

    Межрегиональный интернет-конкурс «Надежда» (инструментальная музыка, музыкальные викторины).

Я и Родина

(Приложение 5)

Цель: осознание себя гражданами России.

Задачи:

    способствовать освоению существующих в обществе традиций;

    развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    воспитывать чувство ответственности за Отечество.

    Система гражданско-патриотического воспитания и дополнительная комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа Поста № 1

    Инновационный проект Клуба детей с ОВЗ «Праздник круглый год»;

    Программа по развитию музейного движения «Сохраняя память»

    Фотокросс «1418 шагов к Победе»

    Социальные проекты «Память сердца», «Дружба вне времён»

    Социальная акция «Победа в сердце каждого из нас!»

    Фотовыставка «Потомки Великой Победы», конкурс рисунков «Мир глазами детей»

    Конкурс видеороликов «Память за собою позови!»

    Выставки военной техники.

Я и общество

(Приложение 6)

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, культуры межэтнического общения и доброжелательности к окружающим

Задачи:

    развивать культуру сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    воспитывать толерантность и милосердие;

    развивать коммуникативную культуру.

    Дополнительные общеобразовательные программы

    Вовлечение учащихся в социальные практики через организацию волонтерских и творческих групп, реализацию социальных проектов

    Стимулирование учащихся к участию в конкурсах различного уровня

    Организация коммуникативных площадок для педагогов, учащихся, родителей: дискуссионный клуб «Диалог», деловая игра «К барьеру»

    Выставка педагогов «Успех года»

    Фотоконкурсы и выставки «Люди нашего города», «Молодой Новокузнецк», «Учителями славится Россия»

    Мастер-классы для воспитанников социально-реабилитационных центров, детей с ОВЗ, студентов педагогических специальностей.

Проект реализуется в рамках учебной и досуговой деятельности, социальных и культурных практик через использование следующих инструментов:

    Дополнительные общеобразовательные программы

    Программы развития структурных подразделений:

    «Праздник круглый год»

    Целевая программа «Мы этой памяти верны»

    Социальные и инновационные проекты и акции:

    «Звездный час»

    «От сердца к сердцу»

    «Территория добра»

    «Каникулы в радость»

    «Мы вместе»

    «Дружба вне времен»

    «Память сердца»

    «Эко-жизнь»

    «Семейный очаг»

    «Яркие лица»

    «5 шагов к здоровью!»

    «Праздник круглый год».

Название проекта

Краткое описание проекта

«Звездный час»

Цель проекта : содействовать развитию чувства прекрасного, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.

Краткое описание : проект заключается в создании и проведении концертных программ, приуроченных к памятным датам с привлечением детей, родителей, педагогов, жителей города и почетных гостей.

«От сердца к сердцу!»

Цель проекта : воспитание ценностного отношения к здоровью и пропаганда культуры ЗОЖ.

Краткое описание : в рамках этого проекта волонтеры Дворца творчества выходят на улицы города с целью активизировать внимание жителей к проблемам собственного здоровья. Организуют спортивные минутки и социальные акции, направленные на пропаганду ЗОЖ в социуме.

«Территория добра»

Цель проекта : воспитание доброго отношения к другим людям, овладение ролью благодателя.

Краткое описание : проводится в преддверии Нового года. Ребятам предлагается сделать подарки друг другу, педагогам, родителям, сотрудникам Дворца. Подарки могут представлять собой, как сувениры, так и творческие сюрпризы. Неожиданная радость, которую получают все участники этого проекта вызывает позитивный эмоциональный отклик.

«Каникулы в радость»

Цель проекта : развитие социальной активности, творческих и организаторских способностей, чувства заботы о младших.

Краткое описание : более старшие ребята стремятся помочь малышам, оставшимся в городе на лето, провести свой досуг интересно и с пользой. Они привлекаются к организации работы летнего детского лагеря «Солнечная страна», а так же выходят на дворовые площадки, прилегающие ко Дворцу творчества.

«Мы вместе»

Цель проекта : воспитание жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

Краткое описание : этот проект подружил ребят Клуба с особенностями развития «Журавушка» со всеми ребятами Дворца. В ходе его реализации организуются совместные дела, мастер-классы здоровых ребят и ребят с ОВЗ. Именно тесное общение, включенность в совместную деятельность помогает снять барьеры и способствует социализации особенных детей, развивает чувство сопричастности и жизненного оптимизма у всех участников совместной деятельности.

«Дружба вне времён»

Цель проекта : воспитание уважения к старшим, формирование межпоколенного взаимодействия.

Краткое описание : в рамках этого проекта зародилась дружба между творческими коллективами Дворца и пенсионерами Центрального района. Ребята проводят мастер-классы для бабушек и дедушек «Очумелые ручки», «Осторожно мошенники», «Гимнастика для бабушек», дают концерты и организуют совместные экскурсии.

«В здоровом теле здоровый дух»

Цель проекта : воспитание ценности здоровья и здорового образа жизни.

Краткое описание : организация цикла спортивных праздников и соревнований для всех участников образовательного процесса. В ходе итогового мероприятия проекта ребята готовят защиту и доказывают, что их коллектив достоин войти в базу самых здоровых людей планеты.

«Память сердца»

Цель проекта : содействие формированию у школьников гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Краткое описание : В рамках данного проекта учащихся Дворца готовят сообщения о своих предках, организуют экскурсии в прошлое, на которых знакомят своих товарищей с историей своего рода, своей семьи.

«Эко - жизнь»

Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Краткое описание : проект направлен на формирования экологической культуры учащихся, участие в различных экологических акциях, проведении экотренингов, получение знаний о раздельном сборе мусора. В рамках данного проекта происходит вовлечение ребят в эко-акции «Экология во благо!» Всероссийская уборка «Сделаем!» и др.

«Лето в рюкзаке»

Цель проекта : воспитание любви к родному краю и его природе, развитие способностей к преодолению трудностей

Краткое описание : В ходе проекта ребята Центра туризма и краеведения ежегодно отправляются в походы, с привлечением родителей. По результатам походов снимаются сюжеты, монтируются ролики, которые транслируются на интерактивных панелях Дворца творчества. Статьи, стихи и рассказы, наполненные эмоциями от испытанных чувств, становятся украшением печатного издания «Лабиринты Дворца».

«Яркие лица»

Цель проекта: воспитание чувства сопричастности с «особыми» детьми и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Краткое описание: В ходе проекта появилась группа волонтеров Дворца творчества «Яркие лица», которые проводят обучающие мастер-классы по основам аквагрима для слабослышащих детей школы-интерната № 38 и воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Полярная звезда». Это позволяет волонтерам оказаться в ролях наставников, дарителей, а так же дает почувствовать себя в «недоступной» среде. Общение с глухими людьми расширяет понятия «общение», «понимание», возрастает ценность каждого слова. Волонтеры проекта на праздниках Дворца дарят радость себе и окружающим яркими рисунками и приятным общением.

«Семьей возьмем любую высоту»

Цель проекта: Объединение семей в клуб любителей альпинизма «ГораГора»

Краткое описание: Реализация проекта заключается в создании клуба семейного альпинизма «ГораГора» на базе скалодрома Центра туризма и краеведения. Активисты клуба становятся настоящими спортволонтерами. Сначала они организовывают спортивно-туристические праздники для себя и своих детей, а потом для микросоциума ближайших дворов. Совместные походы сплачивают не только семьи, но и живущих рядом людей. Организуется местное сообщество любителей активного отдыха. Кроме того, привлечение к занятиям Клуба выпускников Детского дома № 95 пропагандирует семейные ценности и среди тех, кто не имел семьи.

Организация интерактивного воспитательно-образовательного пространства включает: традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические встречи и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения участников этих ситуаций.

Огромная работа ведется в интерактивном режиме. Активно работает сайт Дворца творчества, созданы странички в социальных сетях. Обсуждения и советы, рекомендации и добрые пожелания, анонсы мероприятий и поздравления с текущими событиями, - все это воспитывает у детей, родителей, педагогов чувство сопричастности к общему делу. В творческих объединениях и структурных подразделениях оформлены уголки, проводятся праздники и мероприятия, посвященные различным событиям, ведутся летописи объединений. Ежеквартально выпускается издание «В лабиринтах Дворца». Видеостудия Дворца творчества «Добрый взгляд» создает видеоролики и сюжеты по различным направлениям проекта.

В результате реализации этих основных направлений проекта во Дворце творчества организовано особое интерактивное воспитательно-образовательное пространство, направленное на духовно-нравственное обогащение каждого прямого или косвенного участника проекта в контексте его всестороннего развития.

    Некоммерческое партнерство Родительский Комитет Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

    Студопедия Понятие духовно-нравственного воспитания и развития

    "КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Л.П.Гаврикова,

ПРОЕКТ

по духовно-нравственному воспитанию на тему:

«Русский народный костюм».

    Паспорт проекта «Русский народный костюм»………………………….

    Описание работы……………………………………………………………

3.1.Введение…………………………………………………………………..

3.2. Описание работы над проектом и её результаты……………………

Исследование…………………..………………………………………..

Ход исследования………………………………………………………...

Вывод…………………………………………………………………….

    Используемая литература……………………………………………….…

    Приложение

2. Паспорт проекта «Русский народный костюм»

1. Направление проекта : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.

2. Тип проекта : творчески-исследовательский.

3. Информация заявителя: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5«А» класса.

5. Участники проекта:

Классный руководитель;

5 «А» класс.

6. Партнеры: родители учеников.

7. Сроки реализации проекта : долгосрочный.

8. Основные направления реализации:

Исследовательская деятельность (поиск классом материала о костюмах);

Творческая деятельность (разработка русского народного костюма);

Внеклассные мероприятия (поход в музеи «Русский лён», «Центр народного творчества»);

Участие в выставке.

9. Форма защиты проекта: презентация, литературно-музыкальная композиция.

10. Продукт проектной деятельности : альбом «Русский народный костюм», русский народный костюм.

3. Описание работы

3.1. Введение

«Чтобы понять русский народ, нужно одеть на себя однажды русский костюм. Тогда можно ощутить сложное, но доброе отношение русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открытость и жизнелюбие, сострадание к ближнему. Думаю, что в русском костюме заключено одно из звеньев разгадки русской души…»

Юлия Николаевна Хижняк, кандидат педагогических наук.

Актуальность.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди стали забыли о своих русских ценностях. В семье уже мало кто рассказывает детям русско-народные сказки. Ученики часто любят смотреть иностранные мультики и больше времени проводят за компьютерными играми.

Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс школы включать разнообразные виды народного творчества и рассказывать о русско-народных традициях школьникам.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника.

Проблема : Забыты народные промыслы, многие дети почти не знают традиции и обычаи русского народа, своей семьи.

Цель: познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями и воспитание у школьников любви и интереса к русской национальной культуре и народному творчеству.

Задачи, поставленные для реализации проекта:

1)учебные:

Познакомить учащихся с видами национального русского костюма, его особенностями и историей создания; народными названиями одежды;

Познакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма);

2)развивающие:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

Расширение кругозора;

Развитие умения использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности;

3) воспитывающие:

Нравственно-эстетическое воспитание;

Воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

План работы

Первый этап . Сообщение темы, постановка целей, формулировка основополагающих вопросов. Деление учащихся на группы.

Второй этап . Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей исследования.

Третий этап. Учащиеся проводят исследования. Поиск информации.

Четвертый этап . Оформление информации, подготовка презентации по данной темы. Разработка творческого задания.

Пятый этап. Экскурсия в музеи «Смоленский лен», «Центр народного творчества». Реализация проекта. Создание костюма.

Шестой этап. Оформление выставки. Создание презентации.

Заключительный этап. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта.

3.2. Описание работы над проектом и её результаты

Методы проекта:

- исследовательский метод (сбор большого количества информации о русском народном костюме, его истории и особенностей; экскурсия в музей «Смоленский лен»)

Научный метод (знакомство с техникой изготовления костюма)

Практический (освоение на практики техники при изготовлении русско-народного кокошника и сарафана)

Исследование

Объект исследования: традиционный русский народный костюм.

Предмет исследования: особенности русского народного костюма.

Ход исследования

Этапы проекта,

Формы работы

Участники

1 этап. Подготовительный

(1 неделя)

Анкетирование учащихся.

Подбор информации, литературы для осуществления проекта.

Составление плана мероприятий.

Обозначить проблему, сформулировать цели и задачи проекта.

Выявить знания учащихся о народном творчестве, традиций русского народа.

учащиеся

(2 неделя)

Деление класса на творческие группы.

Поиск учащимися информации (у каждой группы свое задание).

Подготовка презентаций.

Способствовать формированию

у детей интереса к культуре и

быту русского народа.

2 этап.

Основной

(3 неделя)

Выступления учащихся с докладами и подготовленными презентациями.

Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

Расширение кругозора о русском народном творчестве, его традициях, особенностях русского народного костюма.

Закрепление знаний с помощью творческой работы.

Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте.

учащиеся

(4 неделя)

Экскурсия в музей «Смоленский лён». Проведение мастер-класса «Кукла-обережка».

Знакомство с созданием с русскими традициями ткачества и переработкой льна.

– Знакомство с богатой коллекцией смоленского костюма с поясами и головными уборами - «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.

Практическое выполнение куклы-обережки.

Учитель, учащиеся,

сотрудник музея

(5 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный кокошник».

Знакомство с основными видами и процессом создания русского народного кокошника.

Закрепление знаний о русском народном головном уборе.

Учитель, учащиеся, родители

(6 неделя)

Экскурсия в музей «Центр народного творчества».

Знакомство с выставкой «Костюмы народов мира».

Знакомство с особенностями национальных костюмов.

Учитель, учащиеся, сотрудник музея

(7 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный сарафан»

Знакомство с основными видами и процессом создания сарафана.

Знакомство с различными видами вышивки, украшений сарафана.

Закрепление знаний о русском народном костюме.

учащиеся,

родители

3 этап.

Заключительный

(8 неделя)

Оформление выставки.

Создание презентации о проделанной работе.

Чаепитие.

Подведение итогов.

Закрепление знаний учащихся о русской народной культуре, её традициях.

учащиеся,

родители

(9 неделя)

Защита проекта. Выставка.

Предполагаемые результаты исследования:

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Расширение представлений у детей о быте русского народа;

Приобщение к народным традициям;

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Мероприятия

1. Классный час на тему: « Что мы знаем о русских народных традициях, быте». Анкетирование учащихся.

2. Классный час на тему: « Русский народный костюм». Выступления учащихся с докладами по темам: «Виды русского народного костюма», «История русского костюма», «Смоленский народный костюм».

3. Классный час. Просмотр презентации « Виды и особенности русского народного костюма».

4. Классный час на тему: «Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте». Просмотр иллюстративного ряда (Билибина, Васнецова). Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

5. Экскурсия в музей «Смоленский лён».

6. Классный час «Русские народные головные уборы». Создание подготовительного рисунка будущего кокошника. Подготовка материала.

7. Творческая деятельность. Создание русского народного кокошника.

8. Экскурсия в музей «Русское народное творчество».

9. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. (Подготовка лекал, сбор материала).

10. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. Совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

11. Чаепитие «За круглым столом». Обсуждение проделанной работы, подведение итогов.

12. Защита проекта. Выставка «Русский народный костюм».

Назначение и применение проекта

Данный проект разработан для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, а также для повышения интереса учащихся к русской народной культуре, традиций русского народа. Воспитание у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Проект создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся, раскрывает роль декоративно-прикладного искусства, развивает творческие способности учащихся.

Данный проект может быть использован при разработке уроков рисования и технологии в общеобразовательных школах и в художественных школах.

Вывод

Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.

Ребята, работая над проектом достигли поставленных задач и цели проекта.

Список используемой литературы

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

2. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,2001

3. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.

4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»