Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта. Конспект НОД в подготовительной группе. «Транспорт

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:


Проект старшей группы «ТРАНСПОРТ»

Сроки : среднесрочный (3 недели).

Тип проекта : познавательно-игровой, исследовательский.

Участники: дети,воспитатели, родители.

Место проведения : групповая комната, наблюдения на участке.

Актуальность проекта:

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дороге; недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта, о правилах дорожного движения.

Цель проекта: Расширить и систематизировать знания детей о транспорте и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания детей о предметном мире, помочь освоить элементарные знания о современной технике, сгруппировать транспорт по среде передвижения и его назначению.

Продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения.

Раскрыть значение транспорта для людей.

Закрепить правила поведения в общественном

транспорте.

Расширить представления детей об истории транспорта.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей,

обогащая представления о транспорте.

Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение)

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.

Задачи по работе с родителями:

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.

В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

Виды деятельности и формы работы:

Беседы:

· «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»

· «Путешествие в прошлое автомобиля».

· «На чём передвигались наши предки».

· « О прошлом воздушного транспорта».

· «Водный транспорт».

· «Правила поведения в транспорте».

· «Если бы на свете не было машин?»,

· «Зачем нужны дорожные знаки?»

· Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?

· Беседа о прошлом воздушного транспорта

Игровая деятельность :

Дидактические игры:

- «Четвертый лишний».

- «Дорожные знаки».

- «Найди безопасную дорогу».

-«Что сначала, что потом».

-«Лабиринт».

- «Собери знак».

- «Мы летим, плывем, едем».

- «Чего не хватает».

- «Назови вид транспорта».

- «Подбери запасную часть».

- «Кому, что нужно».

Подвижные игры:

- «Найди свою остановку»

- «Самолеты».

- «Гонки».

- «Водители».

- «Красный, желтый, зеленый».

- «Грузовики и легковушки».

- «Опоздавший пассажир».

- «Займи место в автобусе»

Сюжетно-ролевые игры:

«Гараж»,

«Путешествие»

Игровые обучающие ситуации-путешествия:

«Как Буратино перейти дорогу?»;

«Как избежать опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома»,

игра-тренинг «Как организовать безопасное движение на дороге?»,

«Кто виноват? »,

«Кому необходимо уступать место в городском транспорте?»

«Путешествие»

- «Пожарные»

Режиссерские игры с модельными машинками с использованием макета улиц.

Подбор настольно-печатных игр:

- «Чего не хватает».

- «Виды транспорта».

- «Ралли».

- «Большие гонки».

Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций,информационных папок по теме «Транспорт».

Наблюдение на прогулк е за движением транспорта и работой водителя, за проезжающими машинами. (грузовые, легковые).

Просмотр мультфильма «Приключения Незнайки». Обсуждение «Безопасное поведение на улице». Просмотр мультфильма «Полли и его друзья».

Пальчиковые игры о транспорте.

Конструирование различного транспорта из конструктора ЛЕГО.

Создать условия для свободного рисовани я.

Коммуникативное развитие:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок по безопасности на улицах и дорогах.

Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Составление простых предложений по теме «Транспорт».

Составление коллективного рассказа «Полетим на воздушном шаре».

Обогащение активного словаря по теме «Различные виды транспорта».

Составление правил безопасного поведения на улице.

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Шел трамвай десятый номер»; Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».

Отгадывание загадок про транспорт и дорожное движение.

Продуктивная деятельность:

Рисование «Машины на нашей улице», «Спецтехника», «Товарищ Светофор», «На воздушном шаре», « Не выходи за контур», «Корабль».

Аппликация «Грузовой автомобиль»

Лепка «Лодка с вёслами », «Самолёт»

Подбор методической и художественной литературы:

Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,С. Фангинштейн «Наша улица». С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход. В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”; В. Орлов "Электричка”; С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”; Е. Тараховская "Метро”;Э. Успенский "Троллейбус”; Д. Хармс "Кораблик”; Карл Арон "Человек поднялся в небо”; Карл Арон «Едем, плаваем, летаем»; Б.Житков «Как я ловил человечков»;Чтение информации из детской энциклопедии «История транспорта».

ВЫХОД: Проведение викторины по теме «Средства передвижения».

. Выставка моделей автомобилей и спецтехники в группе .

1-ая неделя «Наземный транспорт»

Понедельник.

Утренняя беседа «Какой бывает транспорт и зачемоннужен?»

Познание. «Наземный транспорт».

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о наземном транспорте.

Рисование. «Машины на нашей улице».

Цель: вызвать интерес детей к рисованию машин,которые они наблюдали самостоятельно на улицахсвоего посёлка.

Чтение худ. литературы «Автомобиль» Н.Носов.

Вторник.

Утренняя беседа. «Путешествие в прошлое автомобиля».

Познание (ФЭМП) «обведи по точкам»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, разыскивая их на изображении, учить обводить по точкам.

Развитие речи «Наземный транспорт»

Цель: учить составлять описательный рассказ о наземных видах транспорта по опорной схеме.

Чтение худ. литературы В.Берестов «Про машину».

Среда.

Утренняя беседа «На чём передвигались наши предки?»

Познавательно-исследовательская деятельность. «Такой разный транспорт»

Цель: Учить детей различать транспорт, классифицировать по назначению.

Лепка «Грузовик»

Цель: расширять познания о грузовых автомобилях,выделять части машины,лепить поэтапно.

Чтение худ. литературы «Папа,мама, восемь детей и грузовик. А.К. Вестли.

Четверг.

Утренняя беседа «Правила поведения в транспорте».

Развитие речи «о наземном транспорте»

Цель: учить подбирать характеристику к предмету, отвечая на вопросы (какой? какие?).

Чтение худ. литературы «Кем быть?» В. Маяковский.

Пятница.

Утренняя беседа. «Зачем нужны дорожныезнаки?»

Рисование «Товарищ Светофор»

Цель: закреплять знание правил дорожного движения,учить рисовать светофор.

Чтение худ. литературы «должен помнить пешеход» С. Михалков.

Изготовление информационных листов для детей и родителей «Правила ПДД».

В течение недели во время прогулки наблюдение за проезжающим по дороге транспортом.

2-ая неделя «Воздушный транспорт»

Понедельник.

Утренняя беседа «о прошедших выходных днях»

Познание «Воздушный транспорт»

Цель: Развивать познавательный интерес к воздушному транспорту.

Рисование: «Воздушный шар».

Цель: Учить,используя шаблон рисовать воздушный шар.

Чтение худ. литературыК.Арон «Человек поднялся в небо».

Вторник.

Утренняя беседа «О прошлом воздушного транспорта».

Познание (ФЭМП) «Полёт»

Цель: Поупражнять в порядковом счёте, учить определять «соседей» числа.

Развитие речи «Сочинялки»

Цель: Учить составлять выдуманный рассказ о полёте на каком –либо виде воздушного транспорта, передавая впечатления о полёте.

Чтение худ. литературы «Информация из большой энциклопедии».

Среда.

Утренняя беседа «Сравнение воздушный -наземный транспорт».

Познавательно-исследовательская деятельность. «История самолётов».

Цель: Познакомить с историей возникновения самолёта.

Конструирование: «Самолёт».

Цель: Учить методом оригами конструировать из бумаги самолёт.

Чтение худ. Литературы:чтение стихотворений о самолётах.

Четверг.

Утренняя беседа «Почему этот транспорт называется воздушным?»

Развитие речи: «Воздушный транспорт».

Цель: Учить составлять простые предложения по теме.Обогащать активный словарь.

Чтение худ.литературы «история воздушного транспорта»(детская энциклопедия).

Пятница

Утренняя беседа «Какие вида воздушного транспорта ты знаешь?»

Рисование «Я лечу на самолёте»

Цель: Учить детей поэтапно изображать самолёт.

Чтение худ. литературы «Всёо воздушном транспорте»(энциклопедия для детей).

Наблюдение на прогулке за пролетающими самолётами высоко в небе.

3-ая неделя «Водный транспорт».

Утренняя беседа «Беседа о военных кораблях»

Познание «Водный транспорт»

Цель: Развивать познавательный интерес по теме.

Рисование «Круизный лайнер».

Цель: Учить с помощью простого карандаша поэтапно рисовать лайнер.

Чтение худ. литературы «Рассказ про маленький кораблик».

Вторник.

Познание (ФЭМП) «По морям».

Цель: закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10.Закреплять знание геометрических фигур.

Развитие речи «Водный транспорт».

Цель: Учить составлять предложения с предложенными словами.

Чтение худ. Литературы «Как я ловил человечков»Б.Житков.

Среда.

Утренняя беседа «Сравнение водный - воздушный транспорт».

Познавательно-исследовательская деятельность. «Плавает-тонет» (эксперимент).

Цель: Показать детям предметы из какого материала держатся на воде,а какие тонут.

Аппликация «По синему морю»

Цель: Учить детей вырезать ножницами и составлять композицию.

Чтение худ. литературы «Самый лучший пароход» С.В Сахаров

Четверг.

Развитие речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Цель: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с развитием событий.

Чтение худ. литературы «Едем, плаваем,летаем». Карл Арон.

Пятница.

Утренняя беседа «Что нового узнали о водном транспорте».

Рисование «Не выходи за контур».

Цель: Учить разукрашивать морское судно,не выходя за контур.

Чтение худ. литературы «Эта книжечка моя – про моря и про маяк»В.В.Маяковский.

Выход: викторина «Средства передвижения»

Цель: Систематизировать полученные знания детей.

Выставка транспорта .

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Цели:

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.
Воспитывать уважение к профессии водителя

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
Оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением транспортных средств.
Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

Загадка про шофёра

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)

(Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения «Шофёры»

«Шофёры»

(Курбан Чолиев)

Шуршат по дорогам
Веселые шины
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта : наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

а) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ

1. Какой бывает транспорт?

а) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?

2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?

3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).

4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).

6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).

7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).

9. Покажи и назови части корабля? самолета?

10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).

11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?

12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?

14. Какой транспорт есть у тебя дома?

15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?

16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?

17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В. Водопьянов "Космонавт-1”;
Б.С. Житков "Что я видел”;
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”;
А.В. Митяев "Сегодня праздник” (12 апреля - День космонавтики);
С.В. Михалков "А что у вас?”;
В. Орлов "Электричка”;
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой "Рассказ аэронавта”, "Прыжок”;
Е. Тараховская "Метро”;
Э. Успенский "Троллейбус”;
Д. Хармс "Кораблик”;
А. Шалыгин "Ехал козлик осторожный”;
Эстонская народная сказка "Запретный узел”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карл Арон "Человек поднялся в небо”;
Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре”;
Анатолий Маркуша "Богатыри”;
Марина Москвина "Аэростат - мой товарищ”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук у – рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются "трубочкой”.
Приемы: 1. – поезд дает сигнал; – самолет летит; – пароход гудит.

2 Игра "Радист”. Передача радиограммы, голосом выделяются ударные гласные

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Приемы: 1. "Кто дольше” - сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.

2.. "Паровозик”. Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая "чух-чух-чух”.

3. Игра для развития дыхания при произнесении шипящих и свистящих. "Гонки по воде” - а) бумажных, целлулоидных игрушек. Воспитатель предлагает детям поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко. Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась сильная и прямо направленная струя воздуха. б) "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Упражнение "Автомобили” для детей 3-4 лет. В.: "Давайте поиграем в "автомобили””. Дети выстраиваются друг за другом. В. впереди. В. громко, отчетливо гудит: "би-би-би” или "ду-ду” и предлагает детям тоже гудеть. Вся колонна движется несколько раз вокруг по комнате, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

ЗВУК Ц

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль

ЗВУК Р

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Машинист

Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

ЗВУК С И З Песенка машиниста

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.

Сеня вез воз сена.

Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!

ЗВУК Ж

Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Поезд

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

Ракета

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

Самолет

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Лодочка

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

Легковой автомобиль

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Пароход

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

а) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

г) "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. АТТРАКЦИОНЫ

1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м), надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.

2. Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

3. Воробушки и автомобиль. Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

5. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Проект по теме: "Водный транспорт" в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю разработку проекта по теме «Водный транспорт» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Тема проекта «Водный транспорт».
Вид проекта.
Познавательный, творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, педагоги.
Срок проекта.
2 месяца.
Актуальность.
Современные дети будут жить в новом обществе, которое выдвигает новые требования к человеку: активность, любознательность, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к переменам. В ходе проектной деятельности мы сможем поддержать детскую познавательную инициативу, расширить знания по данной теме. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать решения. Работа над проектом позволит создать макет морских широт, придумать истории морских приключений. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Предполагаемый результат.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах морской техники, о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта.
Цель.
Расширение знаний детей о видах водного транспорта, о его назначении. Развитие у детей любознательности.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
2. Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
3. Расширять знания детей о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
4. Развивать у детей навыки творческого рассказывания.
5. Развивать творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Обогащать словарь за счёт слов: якорь, трап, фарватер, рында, компас, гавань, верфь, борт и др.
7. Научить создавать свои схемы судов и сооружать по ним различные виды транспорта.
8. Воспитывать культуру поведения во время отдыха на воде.
9. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на морском транспорте.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Разработка плана проекта.
Подбор необходимой литературы.
Анкетирование родителей.
Опрос детей.
Подбор пособий для развивающей среды.
Основной этап.
Организованные виды деятельности.
ОНД Тема: «Водный транспорт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с названиями различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.
2. Расширять знания детей о значении транспорта в жизни человека.
3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: капитан, боцман, штурман, радист, кок.
4. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова: море-моряк-морской, река-речник-речной и т.д.
5. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
ОНД Тема: «История развития водного транспорта».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения водного транспорта.
2. Расширить знания детей о том, почему человек изобрёл водный транспорт.
3. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
4. Продолжать учить образовывать сложные слова и объяснять их значение: пароход, теплоход и т.д.
5. Обогащать словарный запас слов за счёт слов: индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, подводных лодок и т.д.
6. Воспитывать любознательность.
ОНД по ЭМП Тема: «Большое морское путешествие».
Задачи:
1. Закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщающее понятие «многоугольник».
2. Закреплять навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду.
3. Совершенствовать навыки умения в решении задач.
4. Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакций, познавательный интерес.
5. Продолжать совершенствовать умение работать парами.
Чтение и пересказ рассказа С. Сахарного «Два радиста».
Задачи:
1. Учить понимать содержание рассказа.
2. Формировать оценочное отношение к героям рассказа.
3. Продолжать учить пересказывать содержательно (совместное пересказывание).
4. Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга
ОНД по рисованию тема: «По волнам, по морям».
Задачи:
1. Учить изображать корабль с поднятыми парусами.
2. Развивать навыки рисования по-сырому.
3. Формировать навыки тампонирования смятой мягкой бумагой с наложением цвета на цвет.
4. Развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация тема: «Необычный корабль».
1. Учить детей выполнять аппликацию обрыванием.
2. Развивать навыки сочетания различных техник аппликации в одной работе.
3. Развивать творчество детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма.
Пластилинография тема: «Корабль» по замыслу ребёнка.
Задачи.
1. Учить детей размещать композицию на листе картона.
2. Продолжать учить составлять пластилин нужного оттенка путём смешивания пластилина разных цветов.
3. Развивать навыки выполнять рисунок с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывания различных форм.
4. Совершенствовать умение детей работать в подгруппах.
Индивидуальная работа с детьми.
«Придумай историю, которая произошла с твоим кораблём». Цель. Составление творческого рассказа. Развитие воображения.
Дидактические игры: «Путешествие Винни». Цель. Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
«Как себя вести». Цель. Развитие у детей диалогической речи.
«Составь предложение». Развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Упражнять в построении предложений разных типов.
«Кто больше скажет о профессии». Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы.
«Один-много» (пароход – пароходы). Цель. Продолжать учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
«Мы плывём на корабле». Цель. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащать словарь детей.
«Подбери слово». Цель. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
«Укрась слово», «Не ошибись», «Четвёртый лишний», «Да-нет», «Что изменилось».
Активизация мыслительной деятельности. «Составление схем своих судов», «Составление планов-карт».
Дидактическая игра «Собери корабль». Закреплять умение создавать различные конструкции.
Игры с разными конструкторами.
Работа в режимных моментах.
Чтение: «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Акула» Л. Н. Толстой; «Техника – энциклопедия «Водный транспорт»; «Моя самая первая энциклопедия»; «На север» А. Ляпидевский; «Родной человек» В. Коржиков.
Заучивание стихотворений: «Кораблик» английская песенка; «Моряк» В. Степанов.
Беседы: «Что такое теплоходы, пароходы»; «Назначение разных видов кораблей»; «Зачем нужен семафор»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Профессии людей, работающих в турагенстве»; «Разные виды водного спорта».
Загадывание загадок.
Разгадывание кроссворда.
Сочинение рассказов и оформление в книжки-самоделки на тему «Необычное путешествие».
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».
Опыты с водой:
«Какие предметы могут плавать»
«Смешивание в воде – стиральный порошок, речной песок, соль, пищевые красители».
Путешествие по глобусу.
Рассматривание и изучение географических карт.
Изготовление схем, карт- путеводителей для путешествия.
Конструирование из бумаги «Кораблик».
О.Б.Ж.
«Правила поведения на воде».
«Правила поведения на корабле».
Слушание музыки: «Шум моря», «Голоса птиц», «Сигналы кораблей».
Выполнение движений под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Хороводная игра «Теплоход».
Подвижные игры: «Моряки и акула», «Море волнуется», игры с мячом «Поймай и назови», «Скажи какой» и т. д.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Сосчитай сколько», «Измерь расстояние».
Игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). «Корабль будущего». Игра «Да-нет».
Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в морфлоте, панно «На чем мы любим путешествовать».
Дидактические игры: «Морской бой», «Круги на воде», «Мы пираты», «Охотники», «Сказочное путешествие».
Собирание пазлов, разрезных картинок по теме.
Сюжетно-дидактическая игры: «Морской семафор», «Юные мореплаватели».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Пароход».
Игры с макетами и игрушками водного транспорта.
Конструирование морского транспорта из разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
Строительные игры: «На нашу пристань заходили корабли», «Военный корабль», «Морской вокзал».
Лепка кораблей.
Выкладывание морского транспорта из природного материала (шишек, желудей, ракушек, семечек и т.д.).
Рисование морской техники через кальку, копировку. Обведение разных видов кораблей по точкам, по пунктирным линиям.
Игры в физкультурном уголке. Выполнение упражнений «Сильный, смелый, ловкий». Тренировки на тренажёре.
Взаимодействие с семьёй.
Информация в родительском уголке. Тема «История развития водного транспорта». «Современный водный транспорт».
Оформление панно на тему «На чем мы любим путешествовать».
(Фотографии или рисунки родителей с детьми).
Сочинение рассказов родителями совместно с детьми на тему «А если бы я сейчас отправился в путешествие».
Рассказ папы на тему «Как я служил на флоте». Рассматривание фотоальбома о службе.
Выставка макетов водного транспорта (самодельных и производственных).
Соревнование с папами «Мы сильные и ловкие».
Создание альбома с картинками о видах водного транспорта
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Морское путешествие» - бескозырки, воротники, штурвал, якорь.
Подарок в группу детям от родителей-тренажёр «Беговая дорожка».
Заключительный этап.
«Путешествие на загадочный остров». Сюжетно-ролевая игра.
Оценочный критерий.
В результате проведённой работы уровень знаний по данной теме выглядит таким образом: до начала проекта у 78% детей низкий уровень знаний, у 22%детей средний уровень и 0%-высокий. По окончании проекта детей с низким уровнем – 0% детей, со средним уровнем – 64% детей (успешно овладели данным материалом), с высоким – 26% детей.
Вывод.
В ходе проведённой работы дети узнали историю развития водного транспорта. Узнали, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения; о значении транспорта в жизни современного общества. Расширили свои знания названиями современной морской техники. Узнали о профессиях кораблестроителей и членов корабля. Познакомились с работой семафора. Дети научились изобретать свои корабли и составлять схемы для конструирования своих судов. Научились составлять схемы-карты для путешествий. Проведённые опыты с водой пополнили знания о свойствах воды. Сочиняли творческие рассказы по данной теме и оформляли их в книжки-самоделки.
Провели выставку рисунков на тему «Волшебный корабль», выставку макетов водного транспорта. Дети узнали о водных видах спорта. Закрепили правила поведения на воде во время отдыха. И отправились в «Путешествие на загадочный остров».
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Москва, 2014).
2. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Москва 2009).
4. Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
5. Агранович З. А. «Сборник домашних заданий в логопедической группе».
6. Ж. «Управление ДОУ» (2009г. №1,3).
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

9.00 музыкальное развитие

10.10 речевое развитие

«Составление описательных рассказов о транспорте и технике»

П.С: Учить составлять сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на схему.
Учить употреблять предложения с противоположным союзом «а».
Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Развивать навык связного монологического высказывания.
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память и её процессы.
Воспитывать у детей умение внимательно слушать рассказы других детей.

часть
- Дети, к нам пришло письмо от Лунтика.
(высыпать из конверта на стол картинки с предметами транспорта).
Он обращается к нам с просьбой рассказать ему, на чём можно добраться в гости к друзьям в другой город, страну.
Давайте поможем ему: каждый возьмёт себе картинку со стола и скажет полным ответом, на чём можно доехать, доплыть, или долететь.
- Как назвать все эти предметы, одним словом? (транспорт)

Ребята, Лунтик только на картинках видел автобус и самолёт и поэтому их постоянно путает. Давайте ему поможем разобраться, чем они похожи и Чем они отличаются друг от друга. Ну, а сейчас сядет на стульчик тот, кто ответит мне на вопрос:
- Без чего не бывает автобуса? (назвать части автобуса)
- А теперь посмотрите на этот автобус, подумайте и назовите части, которые мы ещё не назвали.
- Скажите, что общего есть у автобуса и самолёта, что есть у того и у другого?
- А чем они отличаются друг от друга?

2 часть
- Давайте ещё раз повторим всё, о чём вы сейчас рассказали, и каждый из вас попробует составить рассказ об автобусе и самолёте, сравнивая их. Каждый ваш рассказ я буду записывать, а потом мы их отправим их Лунтику в письме по почте. А помогут нам рассказать об автобусе и самолёте наши помощники подсказки – картинки, с которыми вы уже знакомы.
- Итак, будьте внимательны, старайтесь рассказать как можно больше. А пока один из вас рассказывает, другие дети внимательно будут слушать, не перебивать и не поправлять рассказ, а после его окончания смогут добавить что-то или исправить. (Вариант – один начинает, другой заканчивает)
(Выслушиваем 2-3 детей, анализируем)

Физкультминутка «Самолёт»

Летит самолёт высоко – высоко.
Ему на посадку идти нелегко!
Лётчик за кругом делает круг….
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу летит самолёт.
Вперёд побежал - и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля.
И пассажиров встречают друзья.

(выслушиваем ещё 2 -3 рассказа, анализируем)

игра «Кто, чем управляет?»

Лётчик, пилот управляет…. самолётом,
- шофёр управляет … машиной, автобусом, автомобилем,
- машинист управляет… поездом,
- капитан управляет… кораблём,
- велосипедист управляет… велосипедом,
- космонавт управляет… ракетой,
- лодочник управляет… лодкой,
- мотоциклист управляет … мотоциклом и т.д.

Итог: . О чём мы сегодня составляли рассказы? Научились сравнивать и различать автобус и самолёт, чем помогли Лунтику. Спасибо, вы были очень внимательны и старательны. Ваши рассказы я запечатаю в конверт и обязательно ему отправлю по почте (в конверте наклейки – подарок от Лунтика).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»