Игры и упражнения татьяны стробыкиной. Татьяна стробыкина - игры и упражнения для самых маленьких. Какие правила следует соблюдать, делая «зарядку» с малышом

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

ТРИ МЕСЯЦА

Чем меньше ребенок, тем большее значение для него имеет количество и качество времени, которое он проводит со своими родителями.

Глен Доман

Весь мой мир - в моих ладонях

Поведение трехмесячного ребенка можно охарактеризовать словами: узнать и ответить. Именно с этого возраста малыш удерживает полученные впечатления в памяти. Поэтому в поведении малыша появилось ожидание многократно повторяющихся событий: кормления, пеленания, физкультуры, купания. Поведение малыша также стало целенаправленным. Например, ребенок настойчиво пытается дотянуться до интересующего его предмета или привлечь к себе внимание взрослых.

Что такое “узнать”? Это значит узнать знакомое, родное – маму, папу, бабушку, знакомую игрушку, любимую музыку. И понять, что новое – это “чужое” - новый человек, новая музыка, игрушка, потешка. Большую часть времени бодрствования малыш ищет и узнает все, что ему знакомо, а при нахождении чего-то незнакомого (лиц, игрушек, звуков) сначала замирает, с интересом смотрит и удивляется, затем чаще всего улыбается.

Что такое “ответить”? Это значит ответить мимикой и общими движениями тела в два месяца, и первыми жестами в три.

Основной навык:

играет со своими ручками. Собственные ручки – это особый интерес, они всегда рядом. Малыш в три месяца начинает держать ручки перед глазами, играть с пальцами. Он может подолгу загипнотизированно следить за своими движениями, приближая ручки к своему лицу.

Поза лежа на животе:

опирается на согнутые под острым углом предплечья, уверенно, высоко и хорошо удерживает голову под углом 45њ в течение одной минуты, свободно поворачивает ее направо и налево, чуть приподнимается.

Поза лежа на спине:

поднимает ручки вверх, над лицом, сводит их вместе, рассматривает, тянет в рот. Поднимает голову, разглядывая подвешенные над грудью игрушки…

Предречевое развитие:

реагирует гулением в ответ на обращение взрослого. Воспроизводит гласные звуки “аах”, “ээх”,”оох”. В три месяца именно речь вызывает у малыша сосредоточенное внимание. Ребенок смотрит в глаза, сначала беззвучно двигает губами, затем начинает вокализировать сам.

Малыш также учится управлять интонацией. В зависимости от причины он по-разному плачет, делая паузы. Крик становится более выразительным, и мать обычно по интонации может узнать причину плача ребенка. Появляется капризное хныканье, которому нельзя поддаваться и его необходимо предотвратить своим спокойствием, вниманием, любовью.

Социальное развитие

: изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя) и начинает отличать себя от других. Продолжая изучать окружающие предметы и людей, начинает узнавать их при повторной встрече.

В три месяца малыш учится привлекать к себе внимание - улыбкой, плачем, жестами и движениями тела. Это первые попытки общения, попытки воздействия на других.

Советы по уходу

Ребенок все меньше спит и смотрит-смотрит-смотрит на окружающий мир. Органы восприятия активно включены в работу. Ребенок наполняется впечатлениями и выражает их.

Период бодрствования составляет 1,5- 4 часа. У взрослого появляется возможность больше времени уделять общению с ребенком, формированию важнейших умений и навыков, позволяющих малышу быть спокойным и самостоятельно играть. Чаще вынимайте его из кроватки, устраивая для него “игровой уголок” на полу вблизи от вас. “Игровой уголок” - это постеленное на полу одеяло с разложенными на нем игрушками.

Сон в сумме за сутки примерно 14-15 часов.

Физкультура

Помните, что гармоничное развитие не приходит само по себе, с малышом надо постоянно заниматься. Уделяйте 5-10 минут в день гимнастике, и столько же времени развивающим играм.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

И.п.: малыш лежит на спине, головой к взрослому. Сначала погладьте его щечку, ушки. Потрите обеими руками подбородок, постучите снизу, затем по верхней губе, потом симметрично по щечкам. Считается, что если ротик ребенка преимущественно открыт, движения должны быть от центра губ к щечкам. Также движения могут быть от щек к губам. При этом произносите: “Бу-у-у!” или “Му-у-у!”.

Упражнение способствует речевому развитию.

АГУ – И ВЫДОХ

И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Погладьте его плечики, ручки его должны быть свободными. Положите свои ладони по бокам его грудной клетки, слегка захватывая подмышки. Пропевая потешку, постарайтесь, чтобы выдох малыша пришелся на конец строки:

Люли-люленьки, агу!

Гули-гули-ли агу-у!

Одновременно с выдохом слегка надавливайте на грудную клетку по бокам, наклоняя свое лицо к ребенку.

Во второй части упражнения ребенок лежит на правом боку. Положите свою правую ладонь на левую часть грудной клетки, повернутую вверх. Читая потешку, слегка повибрируйте ладонью, почувствуйте ребра малыша, когда он делает выдох.

Упражнение проводится 2-3 раза. Оно развивает дыхательные мышцы и формирует правильное дыхание.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РУК НА СПИНЕ…

…Упражнение тренирует глубину и ритмичность дыхания (важно для развития речи).

СКРЕЩИВАНИЕ РУЧЕК И РАЗВЕДЕНИЕ ИХ В СТОРОНЫ…

…Упражнение развивает мышцы плечевого пояса. Формирует правильное дыхание.

ПО ЛАДОШКЕ ПОСТУЧАЛИ…

…Упражнение способствует расслаблению кисти и всей руки. Кисть готовится к игре “ладушки”.

…упражнение не только развивает мышцы рук и плечевого пояса, но и дыхательные мышцы.

УМЫВАЕМСЯ

И.п.: ребенок лежит на спине. Возьмите его кисти в свои руки и потрите их друг о друга. Теперь его правой кистью проведите по правой щеке, затем левой – по левой щеке. Теперь его правой кистью потрите носик, погладьте лобик, почешите ушко. Похвалите малыша.

Покажите ребенку его ручку, отодвинув ее на расстояние примерно 20-30 см от глаз. Можно при этом напевать:

НОГА В РУКЕ

Нормализация тонуса ног – важная задача двигательного развития трехмесячного ребенка. Малыш уже берет в рот ручки. Теперь самое время учить малыша держать собственную ножку и совать ее в рот. Развивается гибкость позвоночника и он познает свое тело.

И.п.: малыш лежит на спине, ногами к взрослому. Правой рукой возьмите его левую кисть, а затем, с помощью своей левой руки, захватите правой же рукой и его левую лодыжку. На счет или под стишок, поднесите соединенные левые ножку и ручку к его рту. Поменяйте руки.

На втором этапе вложите в его левую ручку его ножку, чтобы он удержал ее немного. Затем поднесите их ко рту. Поменяйте руки. Можно дотрагиваться пальчиками ног до носика малыша, щекотать ушки, гладить щечки. Главное - колени должны быть максимально разведены в стороны, не бойтесь, это только способствует правильному развитию тазобедренных суставов.

Туки-тук, туки-тук,

Прилетели сорок мух.

Прилетели, поглядели,

Туки-тук, туки-тук.

Следите, чтобы ребенок не запрокидывал головку при поднятии ног или при других движениях. Если это происходит, срочно обратитесь к врачу (фото 29).

ТУДА-СЮДА КОЛЕНКАМИ…

СГИБАНИЕ НОГ

Упражнение выполняется при отсутствии сопротивления малыша.

И.п: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Возьмите руками его ножки за лодыжки и поочередно сгибайте их в коленях вместе, прижимая к его животу. Ребенку будет веселее, если вы будете сопровождать это упражнение песенкой. Ее можно петь на любой мотив, какой вам понравится.

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края,

Грязь по колено,

Лошадь охромела.

Топ-топ-топ-топ,

Приехали!

Упражнение укрепляет мышцы ног и живота, в дальнейшем формирует правильную ходьбу (фото 30).

ВЕЛОСИПЕД…

ТЯНЕМ ПЛЕЧИКИ

У врачей есть термин: тракция за плечи. Правильность мышечной реакции при этом говорит о готовности ребенка садиться и сидеть.

И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Взрослый обе руки подкладывает под плечики ребенка так, чтобы большие пальцы лежали на плечевом суставе сверху, а средние пальцы сзади слегка поддерживали голову

Потяните плечевой пояс ребенка на себя так, чтобы малыш максимально согнул голову вперед, достав подбородком грудную клетку. Плечики также идут вперед, и ребенок удерживает голову и тянет ее все дальше. Это упражнение делаем один раз, если мышцы шеи слабые, и до шести раз, если малышу это нравится, и он с удовольствием откликается напряжением соответствующих мышц.

ВИС ВНИЗ ГОЛОВОЙ

Воспитание навыков в изменении положения тела– важная задача двигательного развития трехмесячного ребенка... С помощью этого упражнения ребенок разгружает мышцы верхних конечностей и углубляет дыхание.

ПОВОРОТЫ СО СПИНЫ НА ЖИВОТ…

(фото 31) …Оно очень полезно, так как работают все мышцы туловища…

ОПОРА НА ПРЕДПЛЕЧЬЯ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ…

…Так малыш научится правильно лежать на животе и опираться на предплечья…

ВСЕ ПОГЛАДИМ

Ладонная поверхность рук должна знать разные поверхности – теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, пушистые.

И.п.: ребенок лежит на животе. Положите перед ним соломенную подставку под горячее. Возьмите его кисти в свои и погладьте ими подставку. Затем постучите ими по ней под музыку или в такт потешке.

Петушок кота любил.

Петушок кота учил:

“Ты всегда перед едой

Лапки чисто с мылом мой”.

Предлагайте также для поглаживания кусочек меха, металлический диск, шерстяное одеяло, резиновый коврик, пластмассовый “ежик”, разделочную деревянную доску. Учите стучать малыша ладошками в такт.

Упражнение развивает тактильную чувствительность и музыкальный слух.

ОПОРА НА РУЧКИ ЛЕЖА НА ВАЛИКЕ…

…Это упражнение побуждает к опоре на ладони выпрямленных рук (фото 32)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Уходите-ка домой!

ВНУТРИ КРУГА

Возьмите большой надувной круг, проденьте в него малыша головой вперед до подмышек. Плоскость круга при этом расположена вертикально поверхности стола или под углом 70-80 градусов. Теперь покачайте круг туда-сюда, поощряя малыша опираться то на одну, то на другую ручку. Похвалите, спойте песенку.

Ой, лады, лады, лады.

Ой, не политы сады.

Наша деточка пойдет,

И посадит, и польет.

Это упражнение нормализует тонус рук, развивает вестибулярный аппарат (фото 33).

ОПОРА НА НОЖКИ ЛЕЖА НА МЯЧЕ…

…упражнение помогает уравновесить мышечный тонус, то есть ослабить повышенный тонус и, при необходимости, укрепить сниженный (фото 34).

…укрепляются мышцы-разгибатели спины, шеи и все мышцы ног.

ПО ГОРОХУ

Раздетого малыша возьмите под мышки и, не отпуская совсем, поставьте на резиновый коврик или пластмассовый ежик, на циновку или ковер. Посмотрите, изменится ли при этом его опора ног. Теперь рассыпьте по поверхности стола горох. Возьмите малыша под мышки и поставьте на горох. Похвалите его.

Баба сеяла горох,

Прыг-скок! Прыг-скок!

Развивающие игры

После исполнения ребенку трех месяцев происходит “включение” первого вида игры – так называемой сенсомоторной. Это самостоятельное исследование предметов и людей. Ребенок одни и те же действия совершает с разными предметами: берет в ручку, ощупывает, трясет, тянет в рот, позже бросает, стучит и перекладывает из руки в руку.

В общении малыш почти постоянно пытается установить с взрослым эмоциональный контакт, используя зрительное и голосовое общение, улыбку. Необходимо постоянно поощрять эти попытки. Старайтесь понять его протест, когда вы выходите из комнаты или отходите от кроватки: малыш стремится к постоянству лиц, предметов, событий.

Для данного возраста важной особенностью является развитие движений рук. Именно на формирование движений рук направлено в трехмесячном возрасте большинство развивающих игр.

Лучшая игрушка в три месяца - хохломская ложка. Если ребенок ее плохо держит - пытаемся отнять, достигая напряжения мышц. Затем предлагаем держать менее удобные предметы - кольца (сначала большие), затем квадраты, кубики, конусы.

Сначала давайте ребенку легкие, мягкие предметы, которые не причинят ему боли, если он сильно размахнется ручкой.

Ребенку интересно все, что его окружает, он трогает и ощупывает различные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все, что малыш делает руками - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. - развивает его интеллект и творческие задатки.

Начинает тянуть игрушки в рот. Ежедневно обрабатывайте их кипятком.

Мобили нужно убрать, так как, во первых, малыш должен все больше лежать на животе, и, во-вторых, он уже научился задевать предметы и вызывать их перемещение в пространстве. Теперь малыш должен освоить хватание, постукивание, а затем и бросание предметов. Бодрствование ребенка может продолжаться в манеже и на полу. Лежа на спине – только спим и едим!

Во время бодрствования очень внимательно следите за реакциями ребенка. Они должны быть положительными. Если ребенок плачет, капризничает, значит он устал. Необходим отдых. Обязательно считайтесь с ним.

Смотри, смотри, смотри!

Возьмите две игрушки, одну любимую, другую отличную по форме, цвету и фактуре. Например, маленькая пушистая мышка и яркая неваляшка Маша.

Положите их перед малышом на диване на расстоянии около метра. Теперь пододвиньте мышку и скажите тоненьким голосом: “Я Мышка, пи-пи”. Дождитесь реакции ребенка. Пусть он поиграет ею немного. Затем пододвиньте неваляшку и скажите: “Привет! Меня зовут Маша”. Пусть ребенок поиграет. Повторите еще несколько раз названия игрушек.

Через некоторое время возьмите и поставьте эти две игрушки на книжную полку. Перепеленав малыша, поднесите его к ним и скажите: “Смотри, а Маша здесь! Ма-ша! Давай ее возьмем с собой?” Пусть малыш опять поиграет с неваляшкой. Затем поднесите его к мышке и скажите: “Ой! Это же мышка, пи-пи! Будем с ней играть?”

Так разговаривайте с ребенком – вы и знакомите его с названиями предметов, и даете ему возможность выбора. Вероятно, на какую-то игрушку он вообще реагировать не будет, а ему понравится дуршлаг, шуршащая газета или будильник. Это его выбор. Можно все, что не вредит здоровью.

Ритмы вашего сердца

Прежде чем научить малыша говорить, надо научить его слушать - самые разные звуки. Избавьте его от громких звуков, но и не держите в полной тишине. Он должен слышать радио, звонки в дверь или звонки телефона, шум машин, и пр.

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка…

Вы можете имитировать его лепет, говорить с ним на его уровне. Вы можете менять интонации своего голоса, громкость и высоту звуков, можете петь и грустные, и веселые песенки, можете хлопать ритмично в ладоши, дудеть в рулон от фольги, стучать погремушкой о бортик кроватки или крышками друг о друга. Малыш различает не только интонации голоса, но и ритм.

Трата-та-та-та-татушечки!

Вот какие мы девчушечки!

Ложка-поварешка…

…Игра развивает осознанное хватание предмета из рук взрослого.

…Это будет стимулировать “комплекс оживления”, слоги лепета, эмоциональное развитие, предвосхищение. Игра стимулирует общие движения.

Все на ощупь…

…Игра развивает движения рук и стимулирует мелкую моторику.

Тихо-тихо наблюдаем…

…Игра развивает зрение, движения руки и мелкую моторику.

Что звенит, и что шуршит

…Игра не только развивает слух, но и укрепляет мышцы шеи и рук.

Кач, кач, погремим…

…Игра рассчитана именно на этот возраст, пока малыш не умеет отвинчивать крышки… Игра стимулирует двигательную активность, развивает зрение и слух.

Погремушка…

…Игра учит самостоятельно играть, укрепляет мышцы рук и спины, развивает зрение и слух.

Лицом к лицу со взрослым

Самые частые звуки, которые произносит трехмесячный малыш – “Аах, ээх, и уух”. К четырем месяцам большинство малышей произносит “Га-а-а”, “Гы-ы-ы”, “Гу-у-у”.

Сядьте на пол с опорой на спину. Положите на колени ребенка лицом к себе, ноги согните в коленях. Вы находитесь с ребенком лицом к лицу, его ножки согнуты по-турецки. Возьмите его кисти в свои, проведите пальчиками по своим губам. Теперь скажите “А-а-ах! О-о-ох!” Обычно в ответ малыш начинает шевелить губами. Он как бы старается ответить вам.

На следующем этапе произнесите “Га-а-а”, или “Гу-у-у”. При этом пальчики ребенка касаются вашего рта. Этот жест как бы указывает – куда должен смотреть малыш.

Возьмите его правую кисть в свою руку, проведите пальчиками по своему носу. Скажите: “Мамин нос, нос”. Затем проведите этими же пальчиками по носику ребенка. Скажите напевно и выразительно: “Васин нос, Ва-а-асин нос, нос”.

Дотроньтесь пальчиками ребенка до его ближайшего ушка. Скажите: “Васино у-ухо”. Перенесите ручку к своему уху и скажите: “Мамино у-у-ухо”. То же проделайте с другой ручкой ребенка.

Чуть позже вы будете спрашивать у ребенка: “Это носик? Это мамин носик? А где у Васи нос?” Так постепенно малыш научится гулить в ответ на ваше обращение и узнавать части лица. Повторяйте именно те слоги, на которые реагирует именно ваш малыш. (фото 35)

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек!

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Вот одели, зазвенели…

…Игра способствует развитию согласованных движений рук.

Это наш дом

Когда у малыша не очень хорошее настроение, можно его отвлечь, показывая домашние предметы и их применение.

Ребенок находится у вас на руках спиной к вам. Спинка опирается о вашу грудь, ножки сложены по-турецки. Одна ваша рука поддерживает ноги, другая - грудку и ручки.

Проходя по квартире, рассказывайте ребенку:

Полотенце висит.

Шторы открыли.

Дверь открыли.

Лампу включили.

Если малыш во время такой “экскурсии” захочет что-то сделать сам, не мешайте ему, если это не опасно для жизни. И будьте разумны, не надо заинтересовывать его чайником, в котором может быть кипяток, розетками, в которые можно воткнуть вилку, ящиками, где хранятся лекарства, и т.д.

Игра побуждает у ребенка интерес к предметам. Он сможет все дольше играть самостоятельно (фото 36).

Вместе с мамой (папой, бабушкой, дедушкой)

…Игра вызывает у малыша доверие к взрослому, развивает вестибулярный аппарат.

Я и сам перевернусь…

Игра стимулирует активные движения ребенка. Повороты туловища – это подготовка к ползанию.

Спасите наши уши…

…постепенно ребенок начинает понимать, что его действия могут иметь последствия…

Бух – в яму!

Многие малыши любят вставать на ваших коленях. Используйте это в игре.

Поддерживая ребенка под мышки, дайте ему встать на ваших коленях. Теперь докажите ему, что это непрочная качающаяся опора для ног, покачайте коленками вправо-влево. Затем разведите ноги в стороны, сказав: “Бух!” - при этом не дайте ребенку испугаться, крепко обнимите его, чтобы он не почувствовал страха.

Смена положения требует от ребенка сохранения равновесия. Так малыш подготовится к следующей игре:

Посадите малыша к себе на колени спиной к себе, крепко держите его за руки. Покачивайте его, приговаривая

“На молоденькой лошадке -

Трюх-трюх-трюх!”

Разведите свои ноги со словами:

“А на старой да на кляче -

Если ребенку нравится эта игра, повторите ее еще раз. Эта игра помогает малышу управлять своим телом. У ребенка развивается предвидение. Примерно к девяти месяцам малыш начинает с восторгом ожидать, когда будет это “бух!”.

Ритм и повторы фраз, сопровождающих игру, полезны ребенку для развития речи.

Со временем, когда у малыша исчезнет чувство страха, можно с ним подпрыгивать, приседать, наклоняться вперед, танцевать.

Раз, два, три, лети!

Лягте на большую кровать положите малыша на живот на себя. Ваша голова на подушке, поэтому вам хорошо видно выражение лица ребенка.

Спросите малыша: “Будем летать?” Возьмите его крепко под мышки и, сказав: “Раз, два, три, лети!” - медленно поднимите его вверх, опустите вниз, покачайте в стороны. Длительность игры и характер движений зависят от реакции конкретно вашего ребенка. Если ему нравится – делайте игру чаще и дольше. Если он все же немного боится, старайтесь, чтобы ваши движения были плавные и нерезкие. Обнимите и похвалите ребенка.

Так малыш научится доверять вам.

Первая книжка-каталка

Возьмите большую круглую банку – подойдет от детской смеси или из-под крупы. Вырежьте две-три ярких картинки с изображением одного животного, например, зайца; мячика, и игрушки (“ляли”). Картинки должны изображать знакомые для малыша предметы.

Ребенок лежит на животе, ногами к взрослому. Положите перед ним книжку-каталку одной стороной. Скажите: “Это зайчик. Зай-чик”. Дайте ребенку поиграть. Затем поверните, сказав: “А это мяч. Мя-чик”. Пусть малыш опять сам поиграет.

Через некоторое время спросите напевно: “А где же наш зайчик? Где?” Покрутив банку и показав соответствующую картинку, скажите: “Вот он! Вот зайчик!”

Игра стимулирует речевое развитие.

Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Процесс познания мира у малыша длится годы, и нужно, чтобы он приносил радость не только малышу, но и матери, и отцу, и всем, кто ухаживает за ребенком.

Дети – всегда отражение того количества Любви, которая есть внутри нас. Воспитывая их, мы воспитываем себя. Мы испытываем себя. На Любовь. На силу и слабость. На Веру. Наши дети будут воспитывать своих детей и общаться с ними – так же, как общаемся с ними мы.

И это прекрасно. Так в добрый путь?!

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по- другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их

Татьяна Стробыкина

Игры и упражнения для самых маленьких

Календарь малыша

Детские годы (до 12 лет) играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение - только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и мелкой моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Он начинает понимать, что он не такой, как все, не может выполнить то, что могут другие. Так малыш становится нежеланным партнером в играх, а иногда и источником насмешек. Начинается формирование комплексов. А отставание в речевом развитии может вызвать озлобленность и вспыльчивость, так как ребенок не может выразить свои чувства и желания по-другому.

Я хочу, чтобы эта книга помогла матери научиться понимать своего малыша - его желания, мысли, порывы и капризы. Что для него сейчас важнее - моя улыбка, мой ласковый голос или мои объятия? Оказывается, на каждом возрастном этапе у него разные потребности и возможности. Разве бы я догадалась сама, что после шести месяцев малыш начинает только-только понимать: это же мои ручки, мои ножки.

А если в четыре месяца ребенок берет все подряд в рот - так будет не всегда, а только до тех пор, пока не разовьется истинная чувствительность кончиков пальцев и способность управлять ими.

Следует подчеркнуть, что приведенные сведения о физическом и нервно-психическом развитии грудных детей значительно усреднены. Каждый ребенок - индивидуальность, личность, и у каждого могут и должны быть свои особенности роста, свои темпы созревания. Одни дети долго ползают и не встают, другие, наоборот, быстро встают и почти не ползают. Тем не менее важно следить, укладывается ли ваш малыш в средние нормы и сроки физического и психомоторного развития. Этот материал не заменит ежемесячных посещений врача-педиатра, кабинета здорового ребенка и осмотров специалистов.

Ниже вы найдете советы, как способствовать развитию ребенка. Ничему не надо следовать точно и педантично. Все должно быть в радость. Вы можете сами составить различные упражнения, придумать свои игры. Эта книга - ориентир по правильному развитию и воспитанию малыша. Плюс-минус месяц. Если родители не занимались с малышом с рождения, целесообразно провести с ним более легкие занятия и игры и дать ему возможность самостоятельно действовать. Можно применить игры для трехмесячного ребенка, когда малышу исполнилось полгода или год. Однако, если вы хотите, чтобы в дальнейшем ребенку было легко учиться, интересно жить, чтобы он мог без труда общаться и был уверенным в себе, вы должны овладеть определенной степенью грамотности в отношении воспитания детей с рождения и даже до него.

Рождение

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть.

Сосредоточенный период

Период новорожденности - это первый критический период в жизни ребенка. Это период времени, когда он отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Психоаналитики говорят, это первая психическая травма, которую переживает ребенок, и ее значение так велико, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Психологи первый час после родов называют фазой восприятия, периодом взаимопонимания и обоюдного исследования. Беспомощно лежа на мамином животе, новорожденный приподнимает голову и, распахнув глазки, разглядывает ее. Для матери это незабываемые моменты счастья. Она не только видит своего малыша, но и чувствует его кожей, слышит его кряхтение, причмокивание, ощущает сосками прикосновение его губ. Устанавливается важнейшая связь «кожа с кожей», «глаза в глаза».

Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам высших животных и птиц. Это наследственно запрограммированное и необратимое формирование в первые часы жизни глубокой привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту. В момент этого первого в жизни восприятия в клетках мозга формируется особый постоянный след. У выводковых птиц критический период для импринтинга соответствует первым часам после вылупления из яйца.

В первые тридцать минут сразу после рождения ребенок видит свою мать, и это впечатление остается на всю жизнь.

Импринтинг в отношении новорожденного ребенка - это запечатление в памяти движений тела, глаз матери и особенно ее улыбки. При участии осязания, зрения и слуха в первые тридцать минут жизни формируется взаимная привязанность, необходимая для гармоничного развития личности.

Первое, что должен встретить ребенок, только что появившийся на свет, - любовь матери, - безграничную, безусловную, любовь к нему такому, какой он есть. Только ее спокойствие и ласка, легкое дыхание, знакомый ритм ее сердца, грудное молоко при первом желании, запах и такой знакомый голос - только они дадут ему ощущение безопасности и помогут преодолеть стресс рождения.

Поза лежа на спине: приблизительно то же положение, что и в чреве матери, то есть он лежит с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками.

Поза лежа на животе: напоминает положение «на четвереньках».

Движения общие заторможены. Примитивная реакция упора ног. Рефлексы ходьбы и ползания. В результате активного ухода и эмоционально-ласкового общения малыш способен двигаться в такт речи матери. В ответ на обращение взрослого он машет ручками, высовывает язык, открывает глаза, рот.

Движения рук: ручки преимущественно сжаты в кулак, он разжимает их постепенно. Хватательный рефлекс по-разному выражен. Большинство малышей не могут «найти» свои ручки до тех пор, пока не начнут их разжимать, хотя некоторые из них с первых дней сосут пальцы.

До возраста шести недель младенец инстинктивно не знает, где его руки, он находит их сначала с помощью осязания, потом с помощью зрения. При этом на первых порах он обращается со своей рукой, как с любым другим объектом хватания.

Зрение: до двух месяцев происходит развитие первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. Острота зрения младенца достигает уровня взрослого человека лишь к концу первого года жизни.

В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения новорожденного рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время кормления грудью: лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым.

В возрасте около 18–20 дней новорожденный ребенок фиксирует взглядом неподвижный предмет (лицо взрослого) на расстоянии 40–50 см в течение 5-10 секунд.

Слух: первые реакции на звуки примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже - замирание. Отличает голос матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, так же как и зрение, функционирует уже у семимесячного плода). Знакомый голос матери равнозначен безопасности. В возрасте трех недель ребенок прислушивается к звукам. Успокаивается при сильном звуке.

Развитие речи: считается, что оно начинается с крика, когда малыш в ответ на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, громкие звуки, касание), сигнализирует различными голосовыми модуляциями. Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому.

Чуть позже, через 18–20 дней после рождения, ребенок в спокойном состоянии произносит звук «а».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»