Рождество Христово (традиции празднования). Традиции и обряды на рождество христово

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Одним из самых любимых у славян был и остается великий и всесильный праздник Рождества. Долгие века православие смешивалось с языческой культурой с ее традициями и суевериями,поэтому многие обычаи на Рождество имеют языческие корни и никак не связаны с христианством. Языческую веру и ее символику представители церкви всегда старались искоренить из православия, но до конца этого сделать так и не удалось. На Руси в эти дни отмечали «Святки», поэтому Рождество проходило и проходит наряду со святочными гуляниями и связанными с ними приметами, традициями и суевериями. Многие народные приметы, суеверия и обычаи на Рождество Христово дошли и до наших дней. Игнорировать приметы и обычаи или же прислушиваться к ним, зависит от личного отношения человека. Но наиболее распространенные рождественские суеверия не помешает знать, ведь наши предки редко когда ошибались, так как были в более гармоничных отношениях с природой, чем современные люди. Поэтому можно с уверенностью сказать, что доля правды в каждой примете есть.

Основные приметы

В каждом регионе рождественские приметы и обычаи могли отличаться, так как любые народные приметы возникают из-за условий жизни, обычаев, устоев и привычек людей, населяющих данную местность. Празднику Рождества и Святкам придавали большое значение - все, что случалось примечательного в эти дни, потенциально могло стать приметой, а если случай повторялся их года в год, он определенно утверждался как примета и приживался на века.

Рождественские приметы на погоду

Хорошо, когда на Рождество идет снег или же лежит на земле - чем больше снега 7 января, тем благоприятнее будет год. Если в Рождество бушует сильная метель, значит, весна будет ранней, а деревья раньше времени покроются листвой.

Прекрасно когда в этот праздник на улице стоит снежная и морозная погода, тогда лето будет жаркое. Если же теплая погода, значит весной придется мерзнуть.

Если ударит мороз, то холодно будет и на Крещение.

Ясная погода и много звезд на небе в рождественскую ночь- означает урожайный год на бобовые культуры, гречку и хлеб.

Если на Рождество завывает метель, значит, будет много меда.

На прекрасный и богатый урожай хлеба в грядущем году указывают покрытые инеем ветки в Рождество.

Если праздник выпал на новолуние, то будет неурожайный год.

Примета есть даже на день недели, на который приходится Рождество:

  • понедельник – лето будет теплым и порадует большим урожаем грибов;
  • вторник – в этом году удачным заключение брака;
  • среда – будут успешными рыбалка и охота;
  • четверг – у незамужних девушек велика вероятность выйти замуж;
  • пятница – будет долгая зима, а лето – короткое;
  • суббота – теплый и дождливый конец зимы;
  • воскресенье – будет хороший и урожайный год, который принесёт людям много радостных событий.

Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника
Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:
золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;
ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;
смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник
День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.


Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.


За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.
Празднование Рождества
В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.
Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.
Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.
Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями - это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД ДЛЯ СОЧЕЛЬНИКА

КАК ПРИГОТОВИТЬ КУТЬЮ

Перебранный и промытый рис залить водой и довести до кипения
Слить на сито, пролить холодной водой и снова варить до готовности в большом количестве воды
Снова откинуть на сито, остудить и переложить в посуду
Выбрать стакан ягод без сиропа из варенья, добавить немного кипяченой воды
Смешать с рисом, верх загладить ложкой и слегка присыпать сахаром
КАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

СОЧИВО ИЗ РИСА
Полтора стакана риса промыть, отварить в большом количестве воды до готовности
Слить на сито, остудить
Один стакан орехов (миндаль, грецкие) размельчить и добавить 5 – 6 ложек меда, немного кипяченой теплой воды
Один стакан изюма промыть в нескольких водах, отварить
Все смешать, если нужно добавить еще меда.
СОЧИВО ИЗ РИСА С СУХОФРУКТАМИ
В большом количестве воды отварить 1,5 стакана хорошо промытого риса, сцедить на сито, остудить
100 г сухофруктов сварить в сахарном сиропе (1,5 ст. сахара на 2 л воды), сцедить, остудить
В глубокой миске смешать рис с сухофруктами, добавить процеженного отвара (взвара)
КАК ПРИГОТОВИТЬ КОЛЯДКИ

Это маленькие пирожки, которые готовили специально к этому дню, это очень древние изделия из пресного теста.
Колядки готовились обязательно из восьми компонентов – ржаная мука, вода, простокваша, молоко, масло, сметана, соль и начинка.
Тесто для них готовилось так – 2 стакана ржаной муки (или смесь ржаной и пшеничной муки) просеять, смешать со смесью воды, молока, простокваши, сметаны в любых соотношениях, 2 столовых ложки сливочного масла, соль.
Замесить тесто, дать ему полежать 30 минут, раскатать колбасками, нарезать небольшими кусочками, слепить шарики и раскатать скалкой блинчики.
Выложить на них начинку, свернуть и защипить края.
Чтобы корочка после выпечки была мягкой, смазать маслом или смесью топленого масла со сметаной.
Начинки для колядок делались из творога, пшенной каши, моркови, сушеных грибов, картофельного пюре.

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский:
  • Митрополит Сурожский Антоний

7 января, в первый четверг 2016 года, православные христиане будут отмечать один из самых главных праздников - Рождество Христово.

Это один из самых главных праздников для всех христиан (после Пасхи), поскольку в этот день Дева Мария родила Иисуса Христа. В Православии входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

Церковь почитает Рождество, как триумф божественной любви. В этот день во плоти родился Сын Божий, которого Бог-Отец послал на нашу грешную землю, зная, что ему предстоит пройти тяжелейший путь и погибнуть за грехи человечества. Однако перед этим его ждет долгий путь, и все это время он будет открывать людям дорогу к спасению, дарить надежду, помогать бедным и больным, спасать безнадежных и тех, кто попал в большую беду.

Так что Рождество - это не только знак жертвенной любви Бога-Отца к своему Сыну, но и праздник надежды на спасение и уверенности: какой бы трудной ни казалась жизнь, впереди всегда можно увидеть свет. Народная культура также отмечает Рождество, как праздник новых надежд. Однако по традиции этот день больше связан не с отдельной личностью, а с абстрактным представлением о том, что один календарный цикл уже закончился и начинается другой.

Рождество - не единственный праздник этого цикла. Отмечать рождение Христа начинают в Сочельник (вечер 6 января), а продолжают 8 января. На второй день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы - в это время почитают Деву Марию и персон, к ней приближенных. В том числе - святых Иосифа и Иакова (сын Иосифа от его первой жены, который считается братом Христа), а также царя Давида

Рождество предваряется постом . Он называется Рождественским и является одним из самых продолжительных - длится 40 дней. Традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост служит очищению... Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Кстати сказать, если вы не соблюдаете пост, то можете просто сходить в русскую баню или, в конце-концов, принять душ. Так как вода имеет свойство «смывать» с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание».
Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.


Сочельник, вечер накануне Рождества (Свят вечер)

Сочельник - последний день поста. В этот день до первой звезды есть запрещено.
Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.
С появлением звезды начинается новый жизненный виток.

Современная культура воспринимает Рождество по большей части как дополнительный выходной, который в России становится частью новогодних каникул. Это повод порадовать близких подарками, съездить на отдых или просто побыть дома в кругу семьи. Но с каждым годом все больше людей обращаются к традициям и отмечают Рождество так, как делали наши предки 50, 100, 200 лет назад - и речь не только о том, чтобы сходить на праздничную службу.

Наши предки были уверены: стрелки прошли по кругу и начинают новый отсчет, а значит, можно оставить в прошлом все старое, тяжелое и ненужное, чтобы войти в новый период жизни, «перезагрузиться» и родиться заново. Потому-то многие рождественские обряды и традиции в более или менее явной форме демонстрируют идеи умирания, рождения и обновления.

Гости в доме

Ужин, который ставят на стол в Сочельник (вечер 6 января), особенный. Согласно поверью, за этим ужином собираются не только живые члены семьи. В это особенное время Бог отпускает души мертвых обратно на землю , чтобы они могли проведать своих родных и близких. Так что за столом находятся и умершие родственник, которые становятся покровителями и «с той стороны» помогают живым. Все они приходят к своим близким в Сочельник. Поэтому, прежде чем сесть за стол, на лавку или стулья часто дуют - чтобы ненароком не придавить сидящую там душу.

Частенько, что для душ на стол ставят отдельную тарелку , на которую кладут понемногу каждого блюда. Утром еду из нее отдают хозяйским животным: считается, что это подарит им здоровье.

По этой же причине тарелки со стола на ночь не убирают : родные еще будут трапезничать. Ложки складывают, а посуду не моют. Кроме того, для гостей «с той стороны» могут ставить на окошко рюмку с водой, а на подоконниках раскладывать горбушки хлеба.

На праздничный ужин принято приглашать гостей, в особенности бедных и неимущих. Это особенный день, когда нужно порадовать тех, кто не имеет возможности отметить Рождество как подобает.

Кроме того, существовало поверье, что на ужин в преддверии Рождества может прийти сам Господь , и никогда не знаешь, в каком обличье он явится. Может быть, бедняком в оборванной одежде? Так что путников в Сочельник всегда принимали радушно и с большим уважением, хотя в гости в этот вечер ходить не принято .

Еще одной примечательной традицией Рождества стало определять первого гостя - человек, который первым заходит в дом и «впускает» Рождество . Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства.
Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей дома вдруг окажется женщина - это плохая примета.

Рождественский стол

Трапеза в канун рождения Спасителя - это не ужин в привычном понимании. Скорее, полноценный обряд, который проходит в соответствии со строгими правилами. Сейчас это скорее повод собраться за щедро накрытым столом и отметить знакомый с детства праздник - но, если присмотреться, станет ясно, что и блюда, и подача, и вся обстановка переплетены с сутью праздника - его связью с миром живых и мертвых, идеями умирания старого и рождения нового.

Рождество предваряется 40-дневным постом - в предпраздничный вечер мясного есть еще нельзя , и всем блюдам надлежит быть постными.
Их число - 12 . Это количество христианская традиция связывает с двенадцатью апостолами, которые сопровождали Христа в его земной жизни, однако с точки зрения нехристианской традиции символизм числа несколько шире. 12 - сакральное число, которое было знакомо не только славянам, но и более древним культурам.

Так, персы почитали его как символ порядка и целостности - в году 12 месяцев и столько же знаков Зодиака. Так что 12 блюд, которые готовятся к празднику, очень символичны с общекультурной точки зрения.

Рождественское меню включает два главных элемента - сочиво (от этого слова происходит и название праздничного вечера - Сочельник), и кисель. Последний при желании можно дополнить взваром (узваром) - вкуснейшим компотом из сушеных ягод и фруктов.

Сочиво (рождественская кутья) представляет собой кушанье, приготовленное из размоченного зерна. В блюдо добавляют мак, орехи, изюм и т.п. Это ритуальное кушанье - разновидность кутьи, только оно полужидкое, а кутья рассыпчатая.
Сочиво готовят только к Рождеству . Для него используют зерно, из которого делают хлеб - рожь или пшеницу. Иногда готовят сочиво и из риса. Зерна, которые после замачивания уже готовы к прорастанию, символизируют жизнь.

Рождественская кутья из риса


Современный кисель отличается от традиционного, который раньше использовали в ритуалах. Изначально под этим словом подразумевали напиток из забродившего овса. Такой кисель представлял собой полностью распавшееся зерно - финальную стадию его развития, то есть смерть. Современный кисель варят из фруктов и ягод. Плоды берут исключительно зрелые, что тоже сближает напиток, пусть и в новом «прочтении», с той же идеей завершения жизни.

Взвар - тоже ритуальный напиток. Только готовили его по другому поводу - по случаю рождения ребенка. Поэтому присутствие взвара на праздничном столе поддерживает идею жизни. Так главные блюда в трапезе на Сочельник тесно сплетаются с идеей Рождества. В народной культуре это - окончание одного жизненного цикла и начало нового, а в библейской традиции - прощание со старозаветным миром и приход Спасителя, который дарит надежду на будущее.

Кроме сочива и киселя, на стол обязательно ставят рыбу - ее можно отварить или запечь . Появление водоплавающего существа на столе также очень символично. Оно отсылает к апостолам, один из которых - Андрей - был рыбаком, а также к библейской истории о том, как Христос накормил несколькими рыбами пять тысяч голодных. Можно усмотреть в этом еще и сравнение Иисуса с рыбаком, который вылавливает из житейской пучины души грешников.

Предлагаю усредненный вариант, подходящий для любого стола.

1. Кутья.
2. Узвар.
3. Салат из соленых огурцов или кислой капусты.
4. Салат из свеклы и чернослива.
5. Винегрет
6. Постный борщ или грибная суп.
7. Вареники с капустой или картошкой.
8. Рыба жаренная.
9. Тушеная капуста с грибами.
10. Голубцы с рисом, тушеной морковью.
11. Вареная картошка с маслом и толченым чесноком.
12. Пшенная каша с грибной подливой.

Интересно, что на столе в этот вечер не было горячих блюд. Даже первое подавали едва теплым: приготовив, его оставляли в печи или на плите, чтобы медленнее остывало. А все потому, что праздник Рождества - семейный. За столом должны быть все - и живые, и мертвые. Так что хозяйке дома не приходилось мотаться от стола на кухню и менять блюда: все ставилось на стол за один раз, а дальше - только тихое празднование.

7 января, в Рождество, пост заканчивался, и постные блюда на столе можно дополнить скоромными - содержащими продукты животного происхождения. Теперь к трапезе добавляют и вино. Сочиво, кисель, взвар и рыба также остаются в меню, а к ним подают заливное, колбасу, жаркое, гуся или курицу, блины, а также пряники, колядки и другую выпечку, на которую расстарается хозяйка перед праздником. Рождественский стол должен быть пышным и щедрым!
Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Чтобы полностью выдержать традицию, при сервировке стола на него кладут пучок сена . Это делается в память о яслях, в которые Мария положила своего новорожденного сына. Кроме того, на столе обязательно должна быть скатерт ь. Главное блюдо - сочиво - посвящено духам предков, и принимать их за непокрытым столом считается неуважением.

В полночь все обмениваются подарками, поздравляют друг друга и загадывают желания.
Среди девушек распространены Рождественские гадания. Считается, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Все загаданные на Рождество желания обязательно должны быть добрыми.

Народные приметы

Рождественские праздники - особенное время года, когда высшие силы могут подсказать людям, что их ждет в будущие 12 месяцев. Так что в это время стараются следить и за знаками, которые посылают погода и обстоятельства, и за своим поведением - неправильными поступками можно здорово себе навредить.

  • Ясная безветренная погода сулит дачным грядкам или фермерским гектарам щедрый урожай.
  • Чистое, усыпанное звездами небо ночью - знак того, что животные в хозяйстве будут хорошо плодиться, а летом и осенью из лесу можно будет возвращаться с полными корзинами ягод и грибов.
  • Метель в эту ночь - тоже добрый знак: она сулит отличный урожай пшеницы. Радуются снегу с ветром и пчеловоды - насекомые-медоносы будут хорошо роиться. Богатый урожай злаковых культур сулят также снег, который выпадает крупными хлопьями, и иней.
  • Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток.
  • Теплая погода, с одной стороны, сулит отличную пшеницу, но с другой - сообщает, что до весны еще долго: тепло настанет гораздо позже, чем обещает календарь.
  • А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии
  • Если праздник выпадает на новолуние, хлеб уродит плохо. Плохой приметой в народе считали и оттепель, если она случится в рождественское утро. Такой каприз природы сулит скудный урожай овощей в ближайший сезон.
  • Особое внимание уделяли поведению - своему и членов семьи. Рождество - светлый праздник, и ссориться, вздорить, спорить (особенно с родственниками) считалось большим грехом. Тех, кто нарушал правило, могли ждать неудачи в отношениях с близкими в течение всего года.
  • В Рождество запрещалось работать. Даже несложные дела, которые хозяин и хозяйка не выполнили раньше и не смогли отложить, могли накликать беду. Считалось, что кипучая деятельность вместо молитвы и ожидания великого чуда привлекала в дом нечистую силу.
    Один из самых строгих запретов касался шитья: в народе верили, что хозяйка, вздумавшая шить в один из трех рождественских дней, накличет на кого-то из членов своей семьи слепоту.
  • 12 постных блюд, которые появляются на праздничном столе, «кодируют» будущий год на достаток. Хозяйка, которая уделит ужину достаточно времени и сил, приготовив трапезу по всем правилам, обеспечит свою семью благополучием и здоровьем, так что кухонные работы перед Сочельником и Рождеством составляют серьезную часть подготовки к празднику.
    По материалам ya2016.com

Православные традиции Рождества предписывают веселиться вплоть до Крещения Господня (19 января) - это время называется «Святки»

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников, в России всегда отмечается 7 января по новому стилю. Каковы традиции, обычаи и приметы праздника на Руси.

7 января 2018 года. Рождественское богослужение пришло на Русь в Х веке, после официального введения христианства. Почти через 200 лет после этого, перед самим праздником установился или .

Еще древними христианами был установлен благочестивый обычай поститься перед важными праздниками. Необходимость почувствовать величие события нашло отражение в желании ограничения самых естественных потребностей человека. Строгий однодневный пост и сейчас сохраняется накануне Рождества и Крещения и называется Сочельником или Навечерием, от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – приготовленные злаки с медом.

Строго говоря, символом первой звезды является свеча, которую выносят в Сочельник на вечерне, которая служится сразу после литургии, поэтому кушать можно уже после окончания утреннего богослужения. Однако сформировалась устойчивая традиция единственной трапезы в Сочельник с наступлением темноты, когда на небе можно увидеть первую звезду. Ведь накануне Рождества хочется, чтобы все напоминало о наступающем торжестве.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

На период конца декабря-начала января у славян-язычников приходился языческий праздник «солнцеворота». Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, говаривали на Руси. Вероятно потому, что солнце считалось в это время слабеньким, только начавшим свой путь к лету и укрепился обычай ряжения – скрывания лица под маской, что бы спрятаться от недобрых духов, стремящихся погубить зарождение жизни. Кроме того, в эти дни у язычников проходили игры, гадания, существовало много обрядов и примет, все это было связано с культом плодородия – желанием задобрить природных богов и не дать им погубить нарождающуюся новую жизнь.

Все эти гуляния носили название колядование. Есть несколько мнений, по поводу происхождения этого слова. Наиболее вероятно, что оно имеет ту же основу, что и слово «колесо» - корень «коло». Многие ученые связывают «колесо» со словом «хорошо», то есть «солнечно» (солнечный круг катится по небу колесом), что опять-таки обращает наше внимание к праздникам солнечного цикла.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

После принятия христианства, на Руси предпочитали не силой подавлять пережитки язычества, как в Западной Европе, а наполнять устоявшуюся форму новым содержанием. Поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла колядование в эти дни. Старые традиции постепенно переродились в новые. Колядки стали обрядом хождения по домам с Рождественской звездой и с вертепом для прославления рожденного Спасителя и для испрошения благодати Божией на дома, где принимали колядующих.

Церковь следила, что бы во время празднования Рождества Христова грань между христианством и язычеством не переходилась, хотя иногда она бывала и очень тонкой. Если на первом плане стояло прославление рожденного Богомладенца, как дарителя всякого блага для людей, то и Церковь была с теми, кто обрел Христа.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

Однако гадания на Святках никогда не приветствовались православной Церковью. К своеобразным гаданиям относятся и многие приметы, когда благополучие связывается с деланием или неделанием чего-либо, какой-то специальной одеждой и случайными встречами. К празднику Рождества Христова это не имеет никакого отношения. Надо заметить, что труды в Святочные дни, которые можно отложить, не имеют никаких последствий для человека. Но они не благословляются священством - в такой великий праздник, как приход в мир Спасителя всех людей, надо праздновать, радоваться и славить Бога, отложив все земные дела и заботы.

Рождество Христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника

А вот погодные приметы, основанные на многолетних наблюдениях за природой, никак не отрицались Церковью.

Ясная погода и звездное небо на Рождество - предвещали приплод скота, хороший урожай овощей и грибов следующим летом и осенью.

Обильный снег на Рождество Христово говорит о том, что следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, это хороший знак для пчеловода – пчелы благополучно перезимуют и отроятся.

А вот если в праздник оттепель, то надо ждать холодной весны и, следовательно, плохого урожая овощей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»