Говори благое либо молчи. «Говори благое или молчи!». «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Моральные установки и ценности современной молодежи (и не только) во многом таковы, что позволяют цинично обсуждать свои отношения с лицами противоположного пола. Такие низкие поступки никак не согласуются с требованиями нашей религии, которая обязывает беречь тайны друг друга и вообще не передавать чьи-то слова, сплетни, не обсуждать с третьими лицами наши частные моменты .

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Воистину, одним из худших людей по своему положению в день Воскрешения будет человек, который имел близость со своей женщиной, и она – с ним, а затем рассказывал о тайнах своей супруги (своего супруга)».

Определенные частные моменты бывают не только между супругами. То же самое можно сказать о подругах, которые в приватной беседе обсуждают, к примеру, какие-то свои женские болезни, гигиенические процедуры, делятся личными планами и переживаниями, а потом, как ни в чем не бывало, пересказывают все это своим мужьям. Ей-то он муж, а вот той ее подруге – совершенно посторонний мужчина. И получается так, что этот чужой человек, по сути, шпионит и подглядывает за личной жизнью и внутренним миром чужой жены, матери или сестры. Разве это не подло? Ведь душу не раскрывают кому попало: только тому, кому действительно доверяют. Но это доверие часто оказывается односторонним, незаслуженным. Имам Али сказал: «Самое отвратительное вероломство – это разглашение тайны» .

Особенно теперь, когда общение почти целиком перекочевало во всевозможные мессенджеры и чаты, появилась масса возможностей следить, подсматривать и, что еще хуже, распространять информацию о чужой частной жизни, действуя по принципу: чужой порок – на площадь, а свой – в речку.

На каких-то женских форумах и в группах девушки обсуждают практически любые темы: от выбора платья до глубоко личных проблем. Но по ту сторону экрана иногда оказывается не лучшая подруга, а ее любимый супруг с телефоном жены в руке. Да, у жены не должно быть от мужа секретов, но получается, что секреты ее подруги подлым образом становятся известны третьим лицам. А когда этот муж в очередной раз увидит подругу своей жены или даже вспомнит о ней, каковы будут его мысли? Он просто будет глядеть в ее душу, разглядывать ее проблему, будет ухмыляться и забавляться, думая о ней, а она об этом и не догадается. В хадисе сказано: «Кто бы ни подслушивал людей, в то время как они этого не хотят, тому в День суда в уши нальют расплавленный свинец» (аль-Бухари).

Ситуация может быть и прямо противоположной: жена выкладывает любимой подружке всю подноготную о своем муже. А в хадисе сказано: «Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный день, а также Аллах разоблачит ее в этом мире».

Горе той женщине, которая разглашает секреты мужа. Но и горе тому мужу, который не останавливает свою жену, когда она пересказывает все услышанное и увиденное о подругах, общих знакомых или родственниках. Слушая сплетни, мы и сами становимся соучастниками греха. Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Сплетник не войдет в Рай».

Любая сплетня – низость и подлость, даже предательство, нож в спину. И не только с точки зрения религии, но и с общечеловеческой позиции. «В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность», – сказал когда-то писатель Оскар Уайльд .

Доверительные отношения обычно бывают между мужем и женой, между подругами, сестрами, между мамой и дочкой... но их откровенность должна ограничиваться только своими собственными переживаниями, историями, неудачами или курьезами. Ни подруга, ни сестра, ни общие знакомые, никто другой не должен становиться предметом обсуждения с кем-либо еще.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал» (Муслим).

Также есть хадис, который гласит: «Когда я был вознесен на небо, то прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джабраил?“ Он сказал: “Это – поедающие мясо людей (то есть злословящие о них) и бесчестящие их”» (Абу Дауд).

В хадисе говорится: «Если один человек рассказал что-то другому человеку, а затем обернулся, то это уже аманат». Пророк (с.а.с.) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное». А каждое слово, сказанное нам лично, – это аманат, то есть нечто, данное нам на хранение, доверенное нам. Даже маленькие дети не любят, когда взрослые пересказывают друг другу какие-то их забавные фразы или смешные проделки.

И сказал Пророк (с.а.с.): «Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены».

Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, сплетня наносит религии человека больший вред, чем опухоль – телу человека».

Наивно полагать, что все вокруг молчуны. Поэтому лучшая привычка – держать язык за зубами. Ведь сказано: «Твоя тайна – твоя пленница, но если ты выдал ее – сам стал ее пленником».

Говоря о сплетнях, имам аль-Газали пишет: «И если кто-то спросит: “В чем мудрость того, что Аллах создал все творения с языком говорящим и неговорящим, но у рыб вообще нет языка?” – то ему ответят: “Аллах, когда создал Адама, приказал ангелам совершить перед ним (Адамом) земной поклон, и все они, кроме иблиса, сделали это. За это Аллах проклял его, изгнав из Рая, обезобразил и отправил на землю. Он пришел к морю, и первое, что он увидел, была рыба. Он рассказал ей о сотворении Адама и сказал, что тот охотится за обитателями моря и земли, а рыба донесла весть о создании Адама остальным морским животным, за что Аллах лишил ее языка”». Напоследок уместно вспомнить одну очень хорошую притчу.

Один человек ходил по городу и разносил сплетни о городском мудреце. Потом, осознав свою неправоту, тот человек пошел к мудрецу и попросил у него прощения, предлагая сделать все, чтобы загладить свою вину. Тогда мудрец попросил его взять подушку, распороть ее и вытряхнуть перья на ветер. Сплетник в недоумении пошел и сделал все так, как велел мудрец, а затем вернулся к нему.

– Теперь я прощен? – спросил он.

– Сначала пойди, собери все перья, – ответил мудрец.

– Но это же невозможно! Их уже разнес ветер.

– Возместить сделанное твоими словами так же трудно, как собрать перья, – ответил мудрец. Распороть подушку и вытряхнуть перья гораздо легче, чем собрать их обратно.

Так и наши сплетни и словопотоки – выгоднее просто молчать и не вмешиваться в то, что нас совершенно не касается, чем жестоко поплатиться за это в Судный День.

Барият Магомедова, отдел просвещения Муфтията РД

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе, переданном Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит».

В суре «Каф» Священного Корана говорится:

« Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния) . Стоит ему (человеку) произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель » (50:17-18)

Подумайте о том, что ангелы записывают каждое ваше слово !

Исламские ученые говорят: «Сказать слово - легко, но расчет за него будет тяжким» . И это действительно так, ведь Всевышний сказал:

«Скрываете ли вы свои речи или произносите их вслух, прячете ночью или открыто произносите их днем - все вы равны перед Аллахом » (13:10)

Всевышний Аллах наделил людей множеством благ, и одно из величайших благ — это способность говорить. Если мы используем этот дар для поклонения Аллаху, молимся, читаем Священный Коран, салават, призываем к добру и совершаем другие богоугодные дела, мы проявляем благодарность Всевышнему за этот бесценный дар. Если же мы лжем, распространяем сплетни и оскорбляем других людей, мы проявляем неблагодарность и навлекаем на себя гнев Всевышнего.

Истинный мусульманин не сквернословит

20 достоверных хадисов в доказательство:

1. Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит » (ат-Тирмизи).

2. Ияз бин Хаммад, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Однажды, я спросил Пророка, мир ему и благословение: «О, Посланник Аллаха, один человек из моего племени оскорбляет меня. Могу ли я ответить ему тем же самым?». Пророк, мир ему и благословение, ответил: «Оскорбляющие друг друга – это два шайтана, ругающие друг друга ».

3. Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение: «Рай является запретным для того, кто сквернословит » (Абу Дауд).

4. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «П оистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова » (ат-Тирмизи).

5. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Стыдливость и отказ от губительных слов являются двумя ответвлениями веры, а сквернословие и болтливость являются двумя ответвлениями лицемерия »(Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).

6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Убереги свой язык от плохого, этим ты победишь шайтана » (ат-Табарани).

7. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых » (Ибн Аби ад-Дунья).

8. Передают, что один бедуин сказал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение: «O Посланник Аллаха, я – человек грубый, дай же мне наставление». В ответ ему Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Бойся Всемогущего и Великого Аллаха; ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже если тебе надо будет только вылить воду из своей бадьи в сосуд то­го, кто об этом попросит; ни в коем случае не проявляй высо­комерия, ибо Всеблагой и Всевышний Аллах не любит этого; если кто-нибудь станет бранить и укорять тебя за твои недос­татки, о которых ему известно, не укоряй его за его недостат­ки, известные тебе, и ты получишь за это часть его награды, а он понесет на себе бремя греха; и ни в коем случае не брани никого » (Ахмад).

9. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе » (ат-Табарани).

10. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, также сказал: «У раба не исправляется характер до тех пор, пока не исправится вера, так же, как не исправляется сердце, пока не исправится язык » (ат-Тирмизи).

11. От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О Айша, поистине, наихудшими людьми перед Аллахом являются те, кого другие покидают из опасения услышать что-нибудь непристойное » (аль-Бухари, Муслим).

12. Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Благородный человек никогда не ругается ».

13. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Стыдливость является одним из ответвлений веры. А вера будет в раю, а бесстыдство от грубости и грубость — в аду » (Ахмад, ат-Тирмизи, ибн-Хиббан).

14. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто не беспокоится о том, что он говорит людям, и что люди говорят ему, - рождён от прелюбодеяния, или же в его зачатии принимал участие шайтан ». В другой версии говорится: «Аллах запретил Рай для всякого мерзкого бессовестного ругателя, которого не заботит ни то, что он говорит о других, ни то, что другие говорят о нем. И если ты посмотришь на него, то обязательно увидишь, что он рожден от прелюбодеяния или что семя его отца смешалось с семенем шайтана» («Аль-Кафи», том 2).

15. О тех, ктосквернословит, не считая, что совершают нечто плохое, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, некий человек может сказать слово, даже не придав ему никакого значения, но из-за которого он будет сброшен в ад на семьдесят лет » (ат-Тирмизи). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах возвысит его на много ступеней, и может раб сказать нечто, вызывающее ярость Аллаха Всевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах ввергнет его в ад! »(аль-Бухари).

16. Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, верующий ничем так не сделает довольным Аллаха, как терпением, и ничем так не разгневает шайтана, как молчанием [в ответ на ругательства], и ничем так не отомстит глупцу, как тем, что не будет обращать на него внимания ».

17. Хасан аль-Басри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию ».

18. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения — это молчание и хороший нрав » (Ибн Аби-Дунья).

19 . Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Поистине, язык мумина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем ».

20. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается » (Ибн Аби-Дунья).

Передано со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык» . Посланник Аллаха, мир ему и благословение, назвал очищение сердца условием очищения веры, а очищение языка - условием очищения сердца.

Чтобы очистить сердце, мы должны чаще восхвалять Господа, произносить таухид, читать салават.

Пусть вас вдохновит этот аят Священного Корана:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70-71)

А Всевышний Аллах знает лучше!

Вконтакте

Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах наделил человека огромными благами. И одним из величайших благ является способность говорить посредством языка. Но этот язык подобен острому копью.

И если его использовать в поклонении Аллаху: чтении Корана, побуждении к добру и запрещении зла, или же использовать в помощь обиженным, то это именно то, что требуется от каждого мусульманина, и это будет истинным проявлением благодарности Всевышнему Аллаху за этот бесценный дар.

А если использовать его во зле, повиновении сатане и для внесения раскола в среду мусульман лжи и обмана, распространения хулы и сплетен, опорочивании чести мусульман, и во всём том, что запретил Аллах и Его Посланник, да благословит Его Аллах и приветствует, то именно такое использование является грехом для каждого мусульманина и будет проявлением неблагодарности к Аллаху за этот великий дар.

Стремясь хорошо выглядеть и уделяя большое внимание своему внешнему виду, порой мы забываем о своих словах и поступках. Ислам, будучи не просто религией, а образом жизни, призывает к богобоязненности во всем — и в том, что мы говорим и делаем.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Коран 33:70-71).

Обратите внимание на то, как призыв говорить праведные слова поставлен в один ряд с призывом к богобоязненности. Это неслучайно, ведь от богобоязненных исходит добро, душевная теплота, люди чувствуют себя в безопасности рядом с ними. Те же, кто не обладает богобоязненностью, не внушают доверия, от них исходит вред. Иногда случается так, что словом или делом мы невольно обижаем людей. Абу Хурайра сообщил, что Ибн Аббас сказал: «В Судный День человек не будет чувствовать большую ярость или возмущение на какой-либо участок своего тела больше, чем то, что он почувствует к своему языку, если только он не использовал его для высказывания или побуждения к добру» .

Аль-Хассан сказал: «Тот, кто не придерживает свой язык, не может понимать свою религию». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Признаком хорошего исповедания религии человеком является то, что он оставляет дела, его не касающиеся» .

Сподвижники и их последователи посвящали свое время только тому, что приносило им пользу как в мирской жизни, так и в вечной. Таким образом, они сохраняли чистоту своих сердец и приумножали свои праведные дела.

Передано в Аль-Муснаде, со слов Анаса, что Пророк сказал: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык» . Это высказывание показывает, что Пророк сделал очищение сердца условием очищения веры, а очищение языка — условием очищения сердца.

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Две вещи разлагают душу человека: увеличение материальных благ и разговоров» .

Имам Газали говорил: «Разговор бывает четырех типов: приносящий только вред, приносящий только пользу, приносящий и пользу, и вред или же не приносящий ни того, ни другого» .

В хадисе, переданном со слов Му"аза, Пророк сказал: «Не сообщить ли мне вам, как управляться со всем этим?» Я тогда сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он взялся за свой язык пальцами, а затем сказал: «Удержи это!» Я сказал: «О, пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?» Он сказал: «Горе твоей матери! Разве есть что-нибудь большее, чем урожай языков, бросающих людей лицами (или он сказал: «носами») в огонь?»

Под словами «урожай языков» подразумевается наказание за высказывание запретных вещей. Человек своими деяниями и речами сеет семена добра или зла. В День Воскрешения он пожинает плоды. Тот, кто сеял зерна добрых слов и дел, пожнет урожай почести и благословений. Тот, кто сеял зерна дурных слов и дел, пожнет только горечь и унижение.

В Коране также есть аят с таким смыслом: «Во многих речах, которые вы ведете, нет пользы, кроме как в речи человека, который совершает милостыню, благое, создает между людьми компромиссные отношения» (сура «ан-Ниса», аят 114).

Также не следует злоупотреблять вниманием людей, говоря о себе, о личном деле, о своих способностях, семье, близких. У одного мудреца спросили: «Что является верным, но скверным?» Он ответил: «Хвала, которую человек адресует себе» .

В Коране есть аят с таким смыслом: «Человек не произносит ни одно слово так, чтобы рядом с ним не присутствовали ангелы Ракиб и Атид» (сура «Каф», аят 18). Исламские ученые говорят: «Сказать слово — легко, но расчет за него будет тяжким» . И это действительно так, ведь Всевышний сказал: «Скрываете ли вы свои речи или произносите их вслух, прячете ночью или открыто произносите их днем — все вы равны перед Аллахом» (Коран 13:10). И потому всем нам стоит задуматься над тем, что мы говорим, ведь Аллах спросит с каждого за это.

Имам аль-Куртуби в своем тафсире сказал: «Слова Всевышнего указывают на то, что людям не следует лезть в чужие дела, и нельзя на основе догадок, не имея должного знания, осуждать кого бы то ни было или подозревать его в чем-то» , после чего привел такие слова Аллаха: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (Коран 17:36).

Давайте же задумаемся над своими делами, оценим слова и разговоры, станем говорить слова только праведные и будем богобоязненными! И не забудем слова Пророка, да будет доволен им Аллах, который в хадисе, переданном Абу Хурайрой, сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит» . Истина великого пророка!

Абдрахман ХАБИБУЛЛИН

info-islam.ru

Моральные установки и ценности современной молодёжи (и не только) во многом таковы, что позволяют цинично обсуждать амурные дела с той, которую любят или на которой уже женились. Такие низкие поступки никак не согласуются с требованиями нашей религии, которая обязывает беречь тайны друг друга и вообще не передавать чьи-то слова, сплетни, не обсуждать с третьими лицами наши частные моменты. Не зря известный французский писатель Андре Моруа писал: «Это неповторимое чувство, возможное лишь «между двумя абонентами», как выражаются телефонисты, – удел только двоих».

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)

«Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное»

Иной муж, только вступивший в пору супружества, рассказывает другу о своих личных взаимоотношениях с супругой, а тот по цепочке передаёт секреты молодой четы своей жене, а та - своим подругам. Вот и получается: по аманату всему джамаату. Некоторых не останавливает даже то, что местом задушевных бесед становится, представьте себе, общественный транспорт. Два друга или две подруги без смущения и неловкости ведут самые откровенные разговоры в маршрутном такси или поезде, а пассажиры вынуждены слушать подробности личной жизни чужих людей. Как говорится, не передавай своей тайны другу, у него тоже есть друг.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, одним из худших людей по своему положению в День Воскрешения будет человек, который имел близость со своей женщиной, и она - с ним, а затем рассказывал о тайнах своей супруги (своего супруга)». Определённые частные моменты бывают не только между супругами. То же самое можно сказать о подругах, которые в приватной беседе обсуждают, к примеру, какие-то свои женские болезни, гигиенические процедуры, делятся личными планами и переживаниями, а потом как ни в чём не бывало пересказывают всё это своим мужьям. Ей-то он муж, а вот той её подруге - совершенно посторонний мужчина.

И получается так, что этот чужой человек, по сути, шпионит и подглядывает за личной жизнью и внутренним миром чужой жены, матери или сестры. Разве это не подло? Ведь душу не раскрывают кому попало: только тому, кому действительно доверяют. Но это доверие часто оказывается односторонним, незаслуженным. Имам Али сказал: «Самое отвратительное вероломство - это разглашение тайны». Особенно теперь, когда общение почти целиком перекочевало во всевозможные мессенджеры и чаты, появилась масса возможностей следить, подсматривать и, что ещё хуже, распространять информацию о чужой частной жизни, действуя по принципу: чужой порок - на площадь, а свой - в речку.

На каких-то женских форумах и в группах девушки обсуждают практически любые темы: от выбора платья до глубоко личных проблем. Но по ту сторону экрана иногда оказывается не лучшая подруга, а её любимый супруг с телефоном жены в руке. Да, у жены не должно быть от мужа секретов, но получается, что секреты её подруги подлым образом становятся известны третьим лицам. А когда этот муж в очередной раз увидит подругу своей жены или даже вспомнит о ней, каковы будут его мысли? Он просто будет глядеть в её душу, разглядывать её проблему, будет ухмыляться и забавляться, думая о ней, а она об этом и не догадается.

В хадисе сказано: «Кто бы ни подслушивал людей, в то время как они этого не хотят, тому в День Суда в уши нальют расплавленный свинец» (аль-Бухари). Ситуация может быть и прямо противоположной: жена выкладывает любимой подружке всю подноготную о своём муже. А в хадисе сказано: «Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный День, а также Аллах ﷻ разоблачит её в этом мире»

«Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены»

Горе той женщине, которая разглашает секреты мужа. Но и горе тому мужу, который не останавливает свою жену, когда она пересказывает всё услышанное и увиденное о подругах, общих знакомых или родственниках. Слушая сплетни, мы и сами становимся соучастниками греха. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сплетник не войдёт в Рай». Любая сплетня - низость и подлость, даже предательство, нож в спину. И не только с точки зрения религии, но и с общечеловеческой позиции. «В основе каждой сплетни лежит хорошо проверенная безнравственность», - сказал когда-то знаменитый писатель Оскар Уайльд

«Женщина, которая раскроет секрет мужа, будет разоблачена перед всем народом в Судный День, а также Аллах разоблачит её в этом мире»

Доверительные отношения обычно бывают между мужем и женой, между подругами, сёстрами, между мамой и дочкой… но их откровенность должна ограничиваться только своими собственными переживаниями, историями, неудачами или курьёзами. Ни подруга, ни сестра, ни общие знакомые, ни кто-либо другой не должен становиться предметом обсуждения с кем-либо ещё. Всевышний сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше всё, что бы он ни услышал» (Муслим).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джибриль عليه السلام?” Он сказал: “Это - поедающие мясо людей (то есть злословящие о них) и бесчестящие их”» (Абу Дауд). В хадисе говорится: «Если один человек рассказал что-то другому человеку, а затем обернулся, то это уже аманат». Пророк ﷺ сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное». А каждое слово, сказанное нам лично, - это аманат, то есть нечто, данное нам на хранение, доверенное нам.

Даже маленькие дети не любят, когда взрослые пересказывают друг другу какие-то их забавные фразы или смешные проделки. И сказал Пророк ﷺ: «Остерегайтесь сплетен, ибо в этом кроются три беды: молитвы сплетника останутся без ответа, его благие дела не будут приняты, а его плохие дела будут приумножены». Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, сплетня наносит религии человека больший вред, чем опухоль - телу человека». Наивно полагать, что все вокруг молчуны. Поэтому лучшая привычка - держать язык за зубами. Ведь сказано: «Твоя тайна - твоя пленница, но если ты выдал её - сам стал её пленником».

Говоря о сплетнях, имам аль-Газали пишет: «И если кто-то спросит: “В чём мудрость того, что Аллах ﷻ создал все творения с языком говорящим и неговорящим, но у рыб вообще нет языка?” - то ему ответят: “Аллах ﷻ, когда создал Адама عليه السلام, приказал ангелам совершить перед ним (Адамом) земной поклон, и все они, кроме иблиса, сделали это. За это Аллах ﷻ проклял его, изгнав из Рая, обезобразил и отправил на землю. Он пришёл к морю, и первое, что он увидел, была рыба. Он рассказал ей о сотворении Адама عليه السلام и сказал, что тот охотится за обитателями моря и земли, а рыба донесла весть о создании Адама عليه السلام остальным морским животным, за что Аллах ﷻ лишил её языка”».

Напоследок уместно вспомнить и одну очень хорошую притчу.

Один человек ходил по городу и разносил сплетни о городском мудреце. Потом, осознав свою неправоту, тот человек пошёл к мудрецу и попросил у него прощения, предлагая сделать всё, чтобы загладить свою вину. Тогда мудрец попросил его пойти взять подушку, распороть её и вытряхнуть перья на ветер. Сплетник в недоумении пошёл и сделал всё так, как велел мудрец, а затем вернулся к нему. - Теперь я прощён? - спросил он. - Сначала пойди собери все перья, - ответил мудрец. - Но это же невозможно! Их уже разнёс ветер. -

Возместить сделанное твоими словами так же трудно, как собрать перья, - ответил мудрец. Ясное дело, распороть подушку и вытряхнуть перья гораздо легче, чем собрать их обратно. Так же и наши сплетни и словопотоки - выгоднее просто молчать и не вмешиваться в то, что нас совершенно не касается, чем жестоко поплатиться за это в Судный День. Мораль: говори благое или молчи.

БАРИЯТ МАГОМЕДОВА



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»