Девочка 3 года не разговаривает причины. Ребёнок не разговаривает в три года: когда стоит беспокоиться и что делать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Становление речи у детей - очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

Физиологические причины отсутствия речи

  1. Нарушения слуха . Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
  2. Наследственность . Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
  3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат . Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
  4. Задержка умственного развития , вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
  5. Неврологические отклонения , спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и , назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста . Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков - скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье . Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери - не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе . Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор . Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете - настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека . Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм . Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи . Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг . Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг . Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи - тишина.
  10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

Всякий ребёнок развивается в своём собственном индивидуальном ритме, поэтому совершенно неудивительно, что один малыш способен в три года выдавать яркие перлы, другой же трёхлетка отмалчивается.

Однако в логопедии и коррекционной педагогике всё же существуют определённые нормативы и инструментарии, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития, выявить факторы задержки речевого развития.

Прежде чем приступить к формированию и совершенствованию речи у детей, важно понять, почему трёхлетний ребёнок не говорит и что стало причиной подобного молчания.

Процесс формирования речевых навыков начинается с новорождённости, идёт непрерывно и завершается в среднем к пяти-семи годам, дальше происходит активное совершенствование всех основных сторон речи. Важнейший, сенситивный период речевого развития включает временной промежуток с годика до трёх-четырёх лет, когда происходит пополнение пассивного и активного словаря, а ребёнок понимает основные принципы родного языка.

В целом же специалисты выделяют несколько этапов в становлении речевых умений:

  1. Подготовительный . Этот период начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается приблизительно до 12 месяцев. Плача и крича, младенец тренирует органы дыхания и голосовые связки. Следующий шаг – подражание взрослым через воспроизведение звуков (гуление), которые затем преобразуются в слоги (лепетная речь).
  2. Преддошкольный . С годика до трёх лет происходит своеобразный «взрыв» в овладении речевыми навыками – резко растёт словарь, ребёнок пользуется речью для коммуникации, складывая фразы из нескольких слов. Безусловно, поначалу дети большинство речевых конструкций произносят неправильно, но ближе к трём годам произношение начинает становиться всё более отчётливым.
  3. Дошкольный . С трёх до семи лет продолжается существенное увеличение словарного запаса, развивается связная речь. Ребёнок теперь описывает событие в хронологическом порядке. Произношение звуков приходит в норму, пропадают так называемые детские словечки. Речь дошкольника напоминает язык взрослого человека, к 7 годам малыш начинает не просто рассказывать, а делиться собственными переживаниями и воспоминаниями.
  4. Школьный . Как следует из названия, длится этап с семи до 17 лет. Главную роль в этом временном отрезке играет школьное обучение. Ребёнок активно усваивает грамматику родного языка, учится писать и говорить правильно.

Конечно, такое разделение считается достаточно условным, поскольку становление речи не имеет чётких временных границ. Однако подобная этапность позволяет понять важность становления речевых умений в раннем и дошкольном возрасте, так как именно в первые этапы закладывается языковая база, которая в дальнейшем будет только пополняться.

Задержанное речевое развитие

Чаще всего «неговорящим» трёхлетним детям медико-психолого-педагогическая комиссия ставит диагноз «задержка развития речи» (ЗРР). Ключевым словом в этом понятии является именно «задержка», которая подразумевает определённое отставание, а не нарушение в формировании речи. Под ЗРР понимают качественное и количественное недоразвитие словаря, низкий уровень сформированности экспрессивного языка и отсутствие у малыша связных предложений.

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Чаще всего отставание в формировании речевых умений связано с задержкой в созревании особых участков коры больших полушарий, недоразвитием артикуляционного аппарата или сенсорной депривацией. Последний нюанс, кстати, возможно отметить к концу периода новорождённости, когда ребёнок должен сосредотачиваться на голосе значимого взрослого человека. Если малыш не поворачивает головку в сторону звуков, можно предположить наличие проблем со слухом.

В большинстве случаев задержка речи – преходящее психофизиологическое явление. Обычно подобный диагноз специалисты снимают, когда ребятишкам исполняется 5 лет, так как в этом возрасте они по многим параметрам приближаются к уровню развития своих ровесников.

Почему ребёнок не разговаривает в 3 года?

Если трёхлетний малыш «отмалчивается», не нужно паниковать и делать далеко идущие выводы, однако и отмахиваться от проблемы также не следует. Необходимо отыскать конкретную причину, которая чаще всего скрывается или в анатомо-физиологических особенностях речевого аппарата, или в психосоциальных факторах развития ребёнка.

Физиологические факторы

Причиной того, что трёхлетний ребёнок плохо говорит или вообще предпочитает молчать, часто становится повреждение или недоразвитие языковых областей в головном мозге и задержанное развитие периферического артикуляционного аппарата.

Провоцирующими факторами подобных нарушений и задержек являются:

  • кислородное голодание плода в материнской утробе, возникшее вследствие хронических заболеваний матери, нарушения плацентарного кровотока, осложнённого протекания беременности;
  • внутриутробные инфекции, среди которых самыми опасными считают краснуху, скарлатину, вирус гриппа;
  • резус-конфликт, при котором наблюдается несовместимость резус-факторов у «отрицательной» мамы и «положительного» малыша;
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • употребление психоактивных веществ в период вынашивания малыша (никотин, алкоголь, наркотики);
  • самостоятельный приём медикаментов, опасных для формирующейся нервной системы плода (некоторые антибактериальные средства, антидепрессанты);
  • генетическая предрасположенность, которая подразумевает передачу от родителей к детям особенностей строения артикуляционного аппарата и темпов созревания речевых зон;
  • неблагоприятное протекание родового процесса, во время которого происходят травмирование ребёнка, асфиксия из-за обвития шеи малыша пуповиной;
  • заболевания, которые перенёс младенец в первые месяцы жизни, к примеру, менингит, травмы головного мозга, аденоиды и воспаление среднего уха, повреждения челюстного аппарата;
  • глухота, тянущая за собой задержку развития речевых навыков.

Читайте также: Развитие речи по методике Марии Монтессори

Психосоциальные факторы

В отличие от предыдущих (внутренних) причин задержанного речевого развития, психосоциальные (внешние) факторы связаны с условиями проживания ребёнка и особенностями его воспитания. К недоразвитию речи могут привести:

  • гиперопека в семье, когда у ребёнка пропадает стимул к общению, поскольку каждый его каприз удовлетворяется по первому же знаку;
  • речевая депривация, при которой малыш лишён нормального общения с близкими людьми (сюда относят и раннее увлечение всевозможными гаджетами);
  • отказ от речи вследствие глубокого психологического потрясения (испуга) или длительного стрессового состояния (развод родителей, частые конфликты в семье).

Обычно вышеперечисленные вредоносные факторы сочетаются, ещё более усугубляя ситуацию. Поскольку ранний возраст – сенситивный период в становлении речи, то почти каждое тяжёлое заболевание может осложнить формирование речевых навыков. Кроме того, само недоразвитие речи «паровозиком» тянет за собой задержку в формировании прочих психических процессов.

Что предпринять?

Если малыш в три года не говорит, следует обязательно уточнить причину подобной ситуации, пройдя полное медико-педагогическое обследование. Родителям следует показать ребёнка следующим специалистам:

  • детский врач – он проведёт первоначальный осмотр и выпишет направление к другим докторам;
  • невролог – определит, нет ли у ребёнка неврологических отклонений;
  • отоларинголог – обследует состояние слухового аппарата;
  • логопед – оценит уровень формирования речевых умений;
  • психолог – установит соответствие развитие малыша нормативным возрастным показателям и определит наличие фобий, прочих психологических особенностей.

Если диагноз ЗРР подтвердится, специалисты предложат родителям комплексное решение этой проблемы, которое включает медикаментозные, психолого-педагогические и коррекционные методики.

В некоторых ситуациях врачи выписывают детям ноотропы, которые в народе называют «говорунчиками», к примеру, Кортексин. Они призваны активизировать речевые зоны и ускорить формирование языковых умений. Однако не все медики согласны с таким подходом, в частности доктор Комаровский выступает против повсеместного использования «таблеток для мозга».

Обязательны и педагогические методы борьбы с речевой задержкой. Так, специалисты рекомендуют планомерно и последовательно развивать у ребёнка тонкую моторику через массаж, пальчиковую гимнастику, игры с различными материалами (глина, пластилин, песок, крупы, солёное тесто).

На детской площадке мамы только и успевают хвастаться достижениями своих малышей. У одной уже стишки наизусть рассказывает, у другой чуть ли не книжки читать начал, а у третьей, страшно сказать, – даже иностранные слова запоминает. И это такой-то кроха, которому еще и трех лет не исполнилось. Вы в этом щебетании участия не принимаете, наоборот, стараетесь избегать всяческого общения с другими родителями. Вам стыдно и неловко, ведь ваш ребенок не то что стихи еще не рассказывает – он даже говорить до сих пор не начал. И это в его три года! В общем, вы чувствуете горечь и обиду, а еще вам очень жалко своего молчаливого кроху. Вам хочется ему помочь, но вы не знаете как. И это бессилие вас угнетает.

Почему ребенок-трехлетка молчит

В настоящее время дети-молчуны встречаются гораздо чаще, чем еще каких-то пару десятков лет назад, равно как и гиперактивные дети. Спросите: какая между ними связь? Ответим: самая прямая. Чем активнее ребенок, тем больше соблазнов он находит в окружающем мире, тем меньше он себе оставляет возможностей изучать этот мир вербально. Как свидетельствует современная статистика, сегодня многие дети начинают говорить ближе к трем с половиной годам, так что трехлетний рубеж не показатель. Впрочем, это не повод расслабляться. Наоборот, вы четко должны знать все причины, по которым ваш малыш может молчать.

  • Физиологические особенности развития ребенка . Это могут быть проблемы со слухом, или задержка общего развития, вызванная недоношенностью, или наследственная предрасположенность к задержке речи. Покажите малыша доктору. Путь он вынесет свой вердикт, после которого вы сможете либо начать лечение или даже готовиться к хирургическому вмешательству, благодаря которому сегодня даже глухонемые от рождения дети начинают слышать и, соответственно, говорить, либо, если с физиологией малыша все в порядке, вы сосредоточитесь на решении проблем психологических и социальных.
  • Недостатки воспитания . Вы слишком любите своего ребенка. Нет, это не плохо, наоборот, так и должно быть. Только вот ваша любовь лишает ребенка самоопределения. Вы бросаетесь к малышу по первому его зову, вы стараетесь предугадать все его желания, вам хочется, чтобы ему в этом мире было хорошо, уютно и комфортно. Спрашивается – зачем ему говорить, если у него и так все в порядке? Гиперопека в данной ситуации приносит исключительно вред. Если ребенок знает, что его в любом случае поймут с полуслова, зачем ему стараться произносить это слово целиком? Отсутствие мотивации будет тормозить процесс речевого развития.
  • Психологическая травма . Ребенок чувствует, что он неинтересен взрослым. В его жизни происходят какие-то перемены – переезд, болезнь, разлука с родителями. Может быть, в его семье нездоровая психологическая атмосфера – скандалы, разговоры на повышенных тонах. Мало ли причин, по которым ребенок может замкнуться в себе и не желать открываться окружающему миру. При таких условиях сложно ждать от него речевых достижений.
  • Недостаток внимания . Бывает так, что семья вполне благополучная и спокойная, только вот методы воспитания по отношению к малышу в ней применяются такие же – тихие. Усадить ребенка перед телевизором, занять его внимание современным гаджетом, обложить малыша мягкими игрушками – к таким приемам прибегают многие современные родители. Только в этом случае получается, что взрослые и малыш существуют сами по себе. С кем при таких обстоятельствах ребенку разговаривать?

Еще бытует мнение, что ребенок должен развиваться в среде своих сверстников, мол, стоит только отдать его в детский сад, как проблема задержки речи начинает решаться сама собой. В этом утверждении есть доля истины, но только доля, потому как надеяться на чудо по имени «само собой» не стоит. Лучше все-таки, разобравшись в возможных причинах молчания ребенка, приступить к активному решению проблемы.

Что может помочь ребенку заговорить?

Допустим, вы с ребенком уже посетили отоларинголога, дефектолога, психолога и даже психиатра. На ваше счастье, доктора не обнаружили в развитии малыша никаких патологий. Значит, настал черед ваших личных активных действий. Итак, что может помочь ребенку заговорить?

  • Активное присутствие рядом с ребенком взрослых . Активное – это значит не просто следить, чтобы с маленьким человеком ничего не случилось, чтобы он был сыт и одет, это значит все время с ним разговаривать. Постоянное общение – вот ключ, который может открыть перед ребенком двери в мир слов. Покажите ему пример, общаясь с ним и друг с другом полными, законченными фразами. Читайте ему книжки, включайтесь в его игры, чтобы имитировать различные речевые ситуации, пойте ему колыбельные.
  • Правило «действие плюс слово» должно стать основополагающим . Пусть практика угадывания желаний ребенка по его жестам навсегда останется в прошлом. Дайте ему понять, что без слов его чаяния не осуществятся. В крайнем случае – сами проговаривайте все, что вы делаете, и называйте все, что даете ребенку в руки.
  • Правильные игрушки . Долой телевизор, телефон, планшет и прочие технические забавы 21 века. Детские механические игрушки, которые сами едут, сами говорят, сами поют песни – тоже долой. Ребенок сам должен активно включаться в процесс игры, а не быть ее сторонним наблюдателем. Поэтому выбираем кубики и пирамидки, не игнорируем самые обычные машинки, не сторонимся простых кукол.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук . Все специалисты утверждают, что чем меньше развиты у ребенка двигательные навыки пальчиков, тем сложнее ему говорить. Поэтому в любое свободное время завязывайте с ребенком узелки, нанизывайте бусинки, перебирайте четки, лепите из пластилина или даже просто рвите бумагу. Все это пойдет только на пользу будущему оратору.
  • Не опускаться на речевой уровень ребенка . Не сюсюкать и не коверкать слова, наоборот – общаться с ним нормальным языком, четко проговаривая каждое слово.

Безусловно, универсальных рецептов не существует. Развитие каждого ребенка – процесс сугубо индивидуальный. Кто-то начинает общаться уже в полтора года, а кому-то для становления речи и трех лет не хватает. Конечно, для того чтобы разговорить молчуна, потребуется немало терпения. Но однажды он вознаградит ваши усилия. И тогда вы с гордостью сможете рассказывать о достижениях своего ребенка не только на детской площадке.

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, - проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая.

Речь - основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти - самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых - гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь - это сложный составной навык. Для его развития важна основа - правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй - с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение - специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями - у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи - педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности - подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.


Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит» , в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей - книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» , предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев - мелкой моторики.


Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая - эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.


Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье . Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика , позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.



Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них - логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»