Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Дошкольное детство -- это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.
Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении.
Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.
Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи». Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.
Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 - 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчаёт установление между нимилогических связей, что облегчает их запоминание.
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Элементы произвольного поведения - это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Произвольная память предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли.
Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами: "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и, в конце концов, осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого.
Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.
Итак, перечислим особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:
- - преобладает непроизвольная образная память;
- - память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- - словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- - формируются предпосылки для превращения процесса за поминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- - по мере накопления обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.
Особенности
Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.
В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.
Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.
Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.
Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.
С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.
Виды памяти
В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.
По срокам запоминания выделяют следующие виды:
- Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
- Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.
По объекту запоминания выделяют:
- Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).
- Слуховую – происходит запоминание услышанного.
- Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.
- Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.
- Вкусовая – запоминание вкусов.
- Обонятельная – память на различные запахи.
- Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.
Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память .
Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.
По приемам заучивания различают:
- Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
- Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.
По степени волевой регуляции выделяют:
- произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
- непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.
Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.
«Что не так?»
На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.
«Вспомни, что было»
Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.
Игра «Имена»
В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.
Скороговорки
Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.
Игра «Слова»
Вариантов игры два.
- Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита . А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
- Попросите малыша назвать какое-либо слово . Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».
«Дорога к дому»
Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.
Гербарий
Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.
«Назови пару»
Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.
Методики исследования особенностей развития памяти в дошкольном возрасте
Память человека достаточно многообразна. Все ее виды и особенности довольно сложно оценить одновременно, а тем более, если происходит диагностика не только памяти, но и других психологических характеристик человека. Следовательно, приходиться в исследованиях ограничивать себя только отдельными видами памяти. Используемые методики в работе, позволяют провести диагностику произвольной памяти человека.
Объектом данного исследования выступает память дошкольников. Исследование проводилось на базе детского сада №52 в городе Рыбинске. В исследовании приняли участие 5 мальчиков и 5 девочек.
Целью работы является исследование процесса произвольного запоминания информации в дошкольном возрасте.
Для того чтобы была достигнута поставленная цель были поставлены следующие задачи:
1. Подбор методик для исследования процесса произвольного запоминания.
2. С помощью методики ««Изучение произвольного запоминания» и методики «Домик» исследовать процесс произвольного запоминания детей дошкольного возраста.
Для того чтобы реализовать данную программу необходимо было использовать выбранные методики:
Методика 1 «Изучение произвольного запоминания»
Цель: изучить произвольный характер запоминания в дошкольном возрасте.
Ход выполнения: Приготовьте набор из 16 картинок (Приложение 1), аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (рис. 1)
Рис. 1. Картики для методики «Изучение произвольного запоминания»
Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.
Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.).
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.
Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.
Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
Уровни оценки результатов:
1-й уровень – 9 и более правильных названий (баллов);
2-й уровень – 8-7;
3-й уровень – 6-5;
4-й уровень – 4-3;
5-й уровень – 2 и менее .
Методика 2 «Домик» (Н. И. Гуткина).
Цель: определить развитие произвольной памяти у детей шестилетнего возраста.
Описание: Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик (Рис. 2).
Рис. 2. Изображение домика для методики ««Домик»
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение, точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольной памяти.
Обработка результатов. Подсчитывают баллы, начисляемые за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
А) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);
Б) замена одного элемента другим (1 балл);
В) отсутствие элемента (1 балл);
Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
Д) сильный перекос рисунка (1 балл).
За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка .
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.
В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.
Оценка результатов выполняется по уровням:
Высокий уровень – 1-2 балла;
Средний уровень – 3-4 балла;
Низкий уровень – 5 и более баллов.
2.2. Анализ исследования особенностей развития памяти в дошкольном возрасте
По итогам исследований можно сказать, что память - как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания, жизненно важных для ребенка воздействий.
На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания к произвольному. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.
Переход от непроизвольного запоминания к произвольному включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, который проходил на базе детского сада, в котором приняли участие 5 мальчиков и 5 девочек (табл.1) в возрасте 5-6 лет.
Таблица 1. Список детей, участвовавших в эксперименте
Результаты проведения методики 1 мы изложили в виде уровней развития произвольной памяти (табл. 2):
Таблица 2. Результаты проведения методики 1 «Изучение произвольного запоминания»
Фамилия, имя ребенка |
Количество названных слов |
|
Александра |
||
Александр |
||
Анастасия |
||
Данное задание проводилось индивидуально с каждым ребёнком, в специально отведённой комнате.
Результаты данного исследования показали, что произвольная память у большинства детей развита хорошо. Самый лучший результат наблюдаем у Анастасии. которая отлично справилась с заданием с большим интересом, без подсказок взрослого, с желанием достичь поставленной цели, даже при столкновении с трудностями.
Но преобладает 2 уровень развития произвольной памяти, который выявлен у 60 % исследуемых. Задания дети выполнили без особых затруднений и минимальными подсказками взрослого, при этом сохраняя цель.
Лишь 30 % детей справились с заданием удовлетворительно, с большими затруднениями, с подсказками взрослого и дополнительными пояснениями, т. к. очень часто отвлекались.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что произвольная память у дошкольников развита очень хорошо.
Результаты проведения методики 2 мы изложили в таблице 3 также в виде уровней развития произвольной памяти:
Таблица 3. Результаты проведения методики 2 «Домик»
Фамилия, имя ребенка |
Количество ошибок |
|
Александра |
||
Александр |
||
Анастасия |
||
В ходе проведения методики 2 нами были получены следующие результаты: 60% детей справились с заданием на высоком уровне (достижение цели).
30% детей выполнили задание на среднем уровне (условное выполнение).
10% детей выполнили задание на низком уровне (отказ от дальнейших попыток).
Итак, из проведённого нами исследования можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста преобладает произвольное запоминание.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.
ГБОУ СПО Педагогический колледж 5
ГБОУ СПО Педагогический колледж 5 Курсовая работа по психологии на тему «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: студент 31 группы Шакирова Алина Сафаевна Проверила: Новикова Наталья Евгеньевна Москва 2012 Содержание Введение............................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы развития памяти- Память как психологическая категория.............................................4
- Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста........12
- Методы изучения памяти у детей.......................................................17
- Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.................................................................................22
- Изучить научную, методическую литературу по проблеме развития памяти.
- Выявить возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста,методы, изучающие эти особенности.
- Изучить уровень развития памяти у детей 7 года жизни.
- Подобрать и апробировать содержание работы по развитию памяти у детей 7 года жизни посредством дидактических игр.
- Оценить работу по развитию памяти детей 7 года жизни посредством дидактических игр.
- Память как психологическая категория
- Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- 3 Методы изучения памяти у детей
- 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Формирование памяти как основной психической функции
Ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция . Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
– процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.
Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:
- образная
- словесная
- двигательная
Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.
Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».
Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.
Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.
Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.
Память детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.
Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.
В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.
Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.
Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».
Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается . В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.
Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Общие рекомендации как развивать память дошкольника
Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.