Уменьшить период адаптации можно с помощью. Адаптационный период. Что влияет на адаптацию ребёнка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Поступление в детский сад – очень важный и трудный этап в жизни ребенка любого возраста. Это связано с тем, что малыш впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке, сталкивается с новым окружением, незнакомыми людьми, новыми требованиями и новыми отношениями. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Приспособление организма и личности к новой обстановке называется адаптацией .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое адаптация и как она протекает?

Поступление в детский сад – очень важный и трудный этап в жизни ребенка любого возраста. Это связано с тем, что малыш впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке, сталкивается с новым окружением, незнакомыми людьми, новыми требованиями и новыми отношениями. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться.

Приспособление организма и личности к новой обстановке называется адаптацией .

Адаптационный период неизбежно переживают абсолютно все дети любого возраста, попадая в детский сад. Многие дети в этот период сильно меняются, становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Постепенно эти «симптомы» сглаживаются, но, в любом случае, 2 месяца - это минимальный срок адаптации детей к детскому саду. На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2 месяцев до полугода.

Адаптация: особенности, виды, проблемы

Оптимальный возраст для поступления ребенка в детский сад – 4 года. Если приходится отдать ребенка раньше, то желательно делать это не ранее 3 лет для девочек и 3,5 лет для мальчиков.

А как же ясли? Если разобраться, ребенку ясли не нужны. Они нужны родителям, которые в силу разных обстоятельств вынуждены определить малыша 1,5-2 лет в ДОУ.

Дело в том, что примерно до 3-х лет ребёнок не испытывает выраженной потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Кроме того, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

В силу перечисленных выше особенностей нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации

Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочнокишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

Понижение иммунитета

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Критерии адаптации к детскому саду

(разработаны институтом педиатрии)

Легкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная.

Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит. Любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в период адаптации?

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

Честно говорим о возможных трудностях

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю».

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

Первое время не оставляйте ребенка в детском саду на полный день . В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели-двух забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около двух недель - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

Оставаться маме в садике с малышом или нет ?

Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Значимый взрослый, оставаясь в группе, наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке. Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

Расставание. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка. Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость.

Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей). Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения.

Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Однако, если ребенок устал или не слишком охотно отвечает на ваши вопросы, старайтесь не слишком назойливо расспрашивать малыша о том, что происходило в детском саду - он вспомнит и расскажет сам позже, когда отдохнет. И тогда уже вы внимательно его выслушаете.

Дома, после сада

Первые недели проходят очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома. Рекомендуется больше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе.

Ребенок наверняка соскучится по родителям – поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – «неделька» дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком

Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже "рвется" сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  1. быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  2. поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет. Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  3. воспользоваться помощью. В саду есть психолог, этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  4. заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Уменьшайте нагрузку на нервную систему ребенка: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Отправить в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров.

Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка , что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку : принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня . Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.

Болезни. В саду, особенно в первое время, дети часто болеют. И тому есть ряд причин.

Во-первых, ребенок тратит много сил на адаптацию, и постоянный стресс снижает иммунитет.

Во-вторых, в саду ребенок, особенно росший в тепличных условиях, сталкивается с многообразной чужой микрофлорой, против которой организм еще не выработал защиты.

И в-третьих следует иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, за его непослушание. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

Еда в детском саду . Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения.

Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. В любом случае предупредите воспитателя, если у вашего ребенка плохой аппетит или есть другие особенности кормления. Если взрослые не будут акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.

Одевать ребенка в садик нужно по принципу не «последних тенденций в моде», а удобства и комфорта. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше - несколько) одежды в случае «непредвиденных обстоятельств».

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне похода ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.

Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим . В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте его. Чаще обнимайте его и целуйте.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом. Не реагируйте на выходки и не наказывайте за капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад , где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и попытайтесь решить проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.


Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери. Необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой потенциал. Самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в детское образовательное учреждение.

Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга, поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее:

1. Решение о посещении детского сада принимается семьей примерно за год до момента приема ребенка в детский сад. Именно столько времени необходимо, чтобы родители узнали о детском саде, куда планируют отдать ребенка и у ребенка сформировать важные навыки необходимые для того, чтобы влиться в детский коллектив.

2. Создать благоприятную среду, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад. Для этого надо:

  • Систематически рассказывать, беседовать о детском садике.
  • Подчеркивать всякий раз, что он стал большим и помогать ребенку стать большим (большие дети ходят в детский сад, где много детей и игрушек).
  • Беседовать с ребенком – чем отличается большой ребенок от маленького: большой ребенок должен держать ложку, самостоятельно или с минимальной помощью взрослого кушать, пить из чашки, проситься и садится на горшок, узнавать и приносить одежду, выполнять самые простые действия с предметами и игрушками, произносить или показывать то, что ему необходимо.
  • Учить дома ребенка играть одному или в небольшой группе детей.

3. Больше всех в семье тревожится и переживает отрыв ребенка от семьи мама, а ребенок, имея с матерью тесную генетическую связь, тонко чувствует состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на кратковременное расставание с малышом и представлять себе не «страшные картинки», а самые «радужные» картинки адаптации своего малыша, если она систематически приучает ребенка выполнять элементарные самостоятельные навыки.

Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, долгие страдания ребенка, после того как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи т. п. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду, кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба, и у каждого ребенка свой врожденный иммунитет. Иммунитет ребенка – это основа его здоровья, а понятие здоровье включает в себя три компонента – физическое, психическое и социальное начало, если в каком-то из трех компонентов есть проблемы – полного благополучия в детском саду у ребенка не будет. Ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей ситуации, его иммунитет ослабевает и включается психологические факторы заболеваний в период адаптации:

1. Ребенок заболевает, чтобы остаться дома и не ходить в детский сад.

2. Если родители чувствуют себя виноватыми в том, что отдали кроху в детский сад, то непроизвольно провоцируют ребенка заболеть и перенести вину с себя на работников детского сада.

Тип заболевания может частично проинформировать родителей о причине болезни:

  • уши могут символизировать нежелание слушать;
  • горло – говорить;
  • больной нос – выделение накопленного раздражения;
  • больной живот связан с внутренним страхом;
  • голова с внутренним конфликтом;
  • ноги – нежелание куда-то идти;
  • дыхание – удушающая атмосфера;
  • болезни почек могут быть связаны с удержанием раздражения внутри, неумением его выразить.

Есть дети, их около 30% от количества детей в группе, которые стабильно и систематически посещают детский сад и в период адаптации и впоследствии – это дети из разных категорий семей.

  1. Категория – это дети из многодетных семей и семей, где сами родители по своему характеру и складу жизни – люди компанейские, дружелюбные, общительные, поэтому ребенок с первых дней легко адаптируется к новым малознакомым людям, не видит в чужих взрослых угрозы для своей безопасности, знает, как общаться с взрослыми и очень спокойно идет на контакт с ними. Эти же дети легко входят в контакт с другими детьми и владеют навыками ситуативно – делового общения.
  2. Категория – это дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть и с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью к взрослому, любят вместе с ним играть, например, собирать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, который умеет играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
  3. Категория – это девочки. От природы они более общительные, чем мальчики. Чуть раньше психологически и физически развиваются, имеют, как правило, более развитый словарный запас и более развитые навыки самообслуживания, поэтому девочки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными.
  4. Категория детей это могут быть, как девочки, так и мальчики, у которых нарушена или очень слабая эмоциональная связь с мамой. Поэтому они как бы равнодушно, на одной ноте проходят этот период, чаще всего без осложнений.
  5. Категория детей – чаще по темпераменту сангвиники или холерики. В силу своей природной активности и любознательности с удовольствием идут на контакт и легко адаптируются к условиям детского сада.
  6. Категория – самая малочисленная – это «морозоустойчивые» от рождения дети, ребенок спокойно реагирует на все новое.
  7. Категория, мамы этих детей занимаются профилактикой, и время от времени дают ребенку отдохнуть от детского сада.
  8. Категория детей – это копия своих родителей, у эмоционально спокойной мамы, ребенок чувствует себя комфортно и спокойно в любой ситуации.

Причины дезадаптации ребенка в детском саду

Самая распространенная причина – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми. Несогласованность воспитательных воздействий различными членами семьи, их непоследовательность в требованиях также является проявлением низкого педагогического потенциала. Результатом такой позиции будет:

  • эмоциональное напряжение ребенка;
  • низкая самооценка;
  • агрессивное поведение;
  • непослушание и другие поведенческие нарушения.

Причиной дезадаптации ребенка может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения:

  • не идут на контакт с воспитателями;
  • не участвуют в жизни группы и детского сада;
  • не предоставляют информацию о своей семье.

Такие родители перекладывают ответственность за воспитание и поведение ребенка на детский сад, в результате чего растет их недовольство, возникают конфликты, что вызывает напряженность и тревогу у ребенка.

Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся. Таким образом, у ребенка формируется понятие – «я плохой», со всеми вытекающими последствиями:

  • замкнутость;
  • низкая самооценка;
  • страх;
  • тревожность.

Проверьте готовность ребенка к посещению детского сада можно самостоятельно, для этого следует ответить на ряд вопросов.

  1. Какое общение у ребенка – эмоциональное или предметное?
  2. Как ведет себя ребенок при расставании и при встрече с мамой и другими близкими родственниками?
  3. Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка? (простые манипуляции или игровые умения)
  4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре?
  5. Каким образом он выражает потребность в сотрудничестиве с вами?
  6. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения? (убрать, принести. помочь)
  7. Как реагирует малыш на появление незнакомого взрослого: подходит ли, если взрослый его подзывает, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
  8. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми
  9. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
  10. Владеет ли навыками самообслуживания?

Если ваш малыш:

  1. Любит играть один и вместе с вами.
  2. Спокойно переносит разлуку.
  3. Может занять себя каким либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости.
  4. Охотно выполняет ваши просьбы, и умеет совершать простые действия по самообслуживанию.
  5. Охотно идет на контакт с незнакомыми людьми.
  6. Активный и доброжелательный по отношению к сверстникам.

То ваш ребенок готов к изменениям в своей жизни – его смело можно отдавать в детский сад.

1. Отрабатывать в семье гигиенические навыки, приучать ребенка:

  • мыть руки, лицо;
  • полоскать полость рта;
  • самостоятельно или с минимальной помощью кушать;
  • надевать носки, трусы, колготки, кофты;
  • аккуратно складывать одежду;
  • проситься на горшок и т.д.

2. Перейти от эмоциональной формы общения к сотрудничеству. Много вместе играть в разные игры: учить возить машинки, строить из конструктора, собирать матрешки, мозаики, играть с игрушками – вкладышами, обучать ребенка игре с игрушками, например: угости мишку чаем, угости волка печеньем, брать сюжеты из вашей реальной жизни: купание, одевание, прогулка, магазин и т.д. Ваша задача научить ребенка конкретным навыкам игры, если у него будут конкретные игровые навыки, то появится желание и возможность сначала взаимодействовать со взрослыми, а потом с детьми.

3. Постоянно закрепляйте сформированный навык. То есть играйте в системе, а затем предлагайте ребенку поиграть без вас, а вы можете комментировать действия ребенка, периодически кратковременно принимать участие в этих играх, и поощрять умение и желание ребенка играть самостоятельно.

4. Приглашайте к себе в гости детей и играйте вместе с ними, ходите в гости с ребенком в семьи, где есть дети. Оставляйте ребенка у родственников сначала на часок – другой, потом на более длительное время.

Период адаптации ребенка к условиям детского сада тесно связан с решением семьей ряда задач, и если семья не способна самостоятельно решить возможные трудности, то это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Помните об этом.

Эффект от сокращения срока адаптации можно выразить графиками.
Графики зависимости текучести кадров от уровня совпадения основных ценностей, от уровня совпадения норм, от уровня развития системы информирования, от уровня развития системы передачи культурного опыта, от состояния социально-психологического климата, в результате получаем интегрированный график зависимости текучести кадров от эффективности организационной культуры.
Безусловно, что на текучесть кадров действуют и другие факторы, однако организационная культура, на мой взгляд, является одним из важнейших, и, кроме того, формируемым и управляемым (при осознании важности данного явления, правильной разработке стратегии управления персоналом, планомерном внедрении необходимых мероприятий в практику управления). При неизменности других факторов, мы можем оценить силу влияния организационной культуры. Изменение некоторых ее параметров скажется в различной степени на уровне текучести кадров (табл. 15.1).
Определив минимальное необходимое значение текучести кадров и максимально возможное, мы тем самым зададим пределы данной зависимости, определив среднюю текучесть кадров за предыдущий период с уровнем текучести кадров за период внедрения и функционирования изменения организационной культуры, мы сможем оценить эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организационной культуры.
Уровень дисциплины труда определяется через фиксированные опоздания, прогулы (в табельной), а также по документам, распоряжениям о применении санкций за нарушение трудовой дисциплины. Можно использовать как в комплексе данные показатели, так и по отдельности, но обязательно в динамике. Изменение уровня нарушений трудовой дисциплины является следствием процесса развития, совершенствования организационной культуры. Следовательно, эффективность этого процесса отразится изменением числа нар у шений дисциплины.
N. Факторы Показатель Совпадение ценностей (степень внут.
усвоения, %) Степень конфор-мизма, % Уровень развития и использования системы информирова-ния, % Развитость системы передачи культурного опыта, % Состояние социально- психологического климата, % (от идеального) Уровень
текучести кадров Обратная, тесная Обратная, тесная Обратная, средняя Обратная, средняя Обратная, тесная Уровень
дисциплины
труда - Прямая, тесная Прямая, средняя Прямая, слабая Прямая, средняя Уровень ко нфликтно сти Обратная, тесная Обратная, тесная Обратная, средняя - Обратная, тесная Уровень мотивации Прямая, тесная Прямая, тесная Прямая, тесная Прямая, тесная Прямая, тесная Степень
ригидности
персонала - - - - Обратная, слабая Количество нововведений, р ационализаторск их предложений, изобретений Прямая, средняя Обратная, слабая Прямая, средняя Прямая, средняя Прямая, тесная Степень доверия
персонала
руководству Прямая, тесная Прямая, тесная Прямая, тесная - Прямая, тесная Уровень
квалификации
работников - Прямая, средняя Прямая, слабая Прямая, средняя Прямая, средняя Средний срок адаптации Обратная, тесная Обратная, средняя Обратная, тесная Обратная, тесная Обратная, тесная Уровень конфликтности определяется путем тестирования частоты, силы, масштаба, причин конфликтов и оценку их последствий (положительные, отрицательные, развивающие или тормозящие). Оценка со стороны опрашиваемых желательного, терпимого и невыносимого уровней конфликтности в организации позволит задать пределы уровня конфликтности для данной организации. Изменения параметров организационной культуры может вначале спровоцировать повышение уровня конфликтности. Следовательно, необходимо отследить направленность конфликтов и тот эффект, который в результате получается: если повышается активность работников, творчество, споры, направленные на совершенствование деятельности, то развитие культуры необходимо продолжать в том же направлении. Однако могут возникать конфликты в результате повышения напряженности обстановки, связанной с изменениями параметров организационной культуры. Последствия могут быть двоякими: часть работников, которым не нравятся изменения, могут уйти, но уйти может как худшая часть работников, так и лучшая, особенно, если изменения будут ухудшать их положение.
Но в любом случае изменения организационной культуры будут сопровождаться изменением уровня конфликтности.
Трудовая мотивация складывается под действием многих факторов, иногда и не связанных с конкретным рабочим местом (например, уровень зарплат в регионе, состояние и
развитость системы занятости, личные мотивы, социальная сфера предприятия и др.). В свою очередь, изменение уровня трудовой мотивации влияет на изменение некоторых показателей деятельности работника. Нет необходимости изучать все. Даже некоторые из них, наиболее доступные для наблюдения, дадут нам более или менее точную картину.
Из количественных показателей можно отметить изменение уровня производительности труда у квалифицированных работников (т. е. у кого успешно завершился процесс трудовой адаптации), не связанное с техническим и технологическим перевооружением производства, происходящее одновременно с изменениями организационной культуры. Средний уровень производительности труда может стать показателем уровня развития организационной культуры при сравнении со средним уровнем производительности труда в аналогичных производствах (желательно, в том же регионе).
По показателю текучести кадров (Этек). 12 - x > 0, то культура в целом эффективна, 12 - x В результате можно получить коэффициент эффективности по текучести кадров, он будет равен 12/x и будет изменяться в диапазоне от 1 до 4, если коэффициент равен 1, то культура наименее эффективна, если равен 4, то наиболее эффективна, если коэффициент выходит за данные пределы, то культура неэффективна. Значение коэффициента, превышающее 4, бывает очень редко, так что его можно в расчет не брать, следовательно, коэффициент эффективности будет изменяться в интервале 1-4.
По дисциплине труда (Эдас). Превышение уровня документально зафиксированных нарушений 10 % от численности сотрудников будет указывать на неэффективную культуру.
Коэффициент эффективности культуры по дисциплине труда равен 10/x. Диапазон его изменения от 1 до 10, если коэффициент меньше 1, то культура не эффективна.
Коэффициент эффективности по уровню конфликтности (Экон) может изменяться от 1 до 1/10 в зависимости от оценки уровня конфликтности, которую дали сотрудники предприятия (от 1 до 10).
Степень доверия персонала руководству (Эдов). Определяется из двух оценок - уровень компетенции и уровень порядочности, как считают сотрудники организации. Средняя оценка (от 0 до 10) и будет степенью доверия руководству.
По уровню квалификации работников (Эквал) эффективность определяется как разница между средним значением уровня квалификации за определенный период, или утвержденным как нормальный (необходимый средний разряд) уровень квалификации, и уровень квалификации работников в данный момент. Диапазон изменения коэффициента от 0 до 1.
По среднему сроку трудовой адаптации (Эад). Нормальный срок адаптации минус средний срок адаптации по предприятию стремится к максимуму (который равен приблизительно полгода). Чем больше разность, тем эффективней культура. Если разность отрицательная, то культура неэффективна. Коэффициент эффективности будет меняться в диапазоне от 0 до 6.
Таким образом, общая эффективность культуры определяется через следующую формулу
Экульт _ (Этек + Эдис + Экон + Эдов + Эквал + Эад - Smin)x I00 % / (Smax - Smin)-
Сумма минимальных значений коэффициентов S^ равна 2,1, а максимальная S^ равна 32.
Если мы добавляем другие показатели оценки эффективности культуры, соответственно меняются минимальная и максимальная сумма.

Адаптационный период для нового работника на месте, это время, которое играет важную роль не только в начале работы, но и для последующего сотрудничества.

Сроки этого периода могут быть самыми разными и чем быстрее работник вольется в коллектив и вникнет в работу, тем проще будет и ему, и окружающим. О том, что такое адаптационный срок, для чего он необходим и как правильно ввести нового работника в курс дел – поговорим в сегодняшней статье.

Что такое адаптационный период?

Адаптационный период – определенный временной отрезок, в течении которого сотрудник осуществляет выполнение ряда задач, для упрощения и максимальной автоматизации работы в будущем.

Обычно адаптационный период совпадает с . Длительность такого периода обычно составляет 3-12 месяцев. В некоторых случаях может потребоваться более длительный срок, либо же наоборот, работник освоится раньше.

Адаптационный период в целом может включать в себя следующие задачи:

  1. Знакомство с коллективом;
  2. Освоение культуры и этики коллектива;
  3. Освоение навыков и приемов работы;
  4. Ознакомление с внутренним регламентом организации;
  5. Изучение партнеров и клиентов компании;
  6. Освоение возможности карьерного роста;
  7. Изучение иных навыков, необходимых в работе.

Таким образом, адаптационный период позволяет максимально подробно изучить компанию, коллектив, специфику работы, а также решить и сотруднику, и руководителю, возможно ли продолжение сотрудничества сразу после испытательного срока.

Если разделять адаптационный период по методам подхода, то можно выделить следующие его стороны:

  1. Психологический метод – вливание в коллектив, установление дружеских и уважительных отношений, установка уровня субординации с руководством и так далее;
  2. Профессиональный – получение основных навыков для работы и освоение принципов политики компании в целом;
  3. Организационный метод – изучение сети взаимодействия с другими компаниями, отделами, филиалами. Получение навыков карьерного роста;
  4. Режимный – метод, позволяющий привыкнуть к новому ритму работы и темпу выполнения задач.

Исходя из описанного выше, адаптационное время – способ быстро научить работника основным принципам и методам работы, познакомить с коллективом, понять основные правила корпоративной культуры и этики, а также наладить отношения с окружающими, стать неотъемлемым звеном одной команды.

Поэтому правильная адаптационная подготовка – залог быстрой адаптации сотрудника и квалифицированного выполнения им своих должностных обязанностей.

Кто должен проводить адаптацию

Правильная программа адаптации позволяет работнику быстро освоиться.

Адаптационную работу с сотрудником может проводить любой член коллектива. Обычно наставника назначают из наиболее активных и добросовестных работников компании. Но если речь идет о большой корпорации, то в данном случае работа по новичка может быть возложена сразу на несколько лиц.

Приведем пример распределения адаптационной работы:

  1. Начальник – подготавливает все должностные инструкции для сотрудника, организует ему удобное рабочее место, занимается всеми документационными вопросами, вводит работника в курс дела;
  2. Кадровый работник – извещает работника о дате выхода на работу, собирает документы для руководителя, предоставляет новому сотруднику все необходимое для работы (канцелярию или инструменты), знакомит сотрудника с коллективом;
  3. Наставник – человек, который на данном этапе является главным направляющим сотрудника. Именно от того, как сложатся отношения с наставником, от его компетенции и знаний будет зависеть скорость адаптации сотрудника и его профессионализм, а также вся дальнейшая карьера.

В целом, обычно процесс адаптации проходит достаточно хорошо, если руководителем приложены для этого все необходимые усилия. Грамотные руководители всегда стараются в полной мере предоставить новому работнику все необходимые условия для правильной и своевременной адаптации.

Верно проведенная адаптация работника позволяет:

  • установить гармоничные отношения в коллективе;
  • раскрыть в полной мере потенциал сотрудника;
  • позволить работнику занять удобное место в иерархической системе компании;
  • увеличить возможность развития специалиста в профессиональной сфере;
  • получить сплоченный и ответственный коллектив;
  • значительно повысить производительность труда;
  • повысить ответственность сотрудников и пунктуальность, а также решить многие другие задачи.

Кроме того важно помнить, что неправильная адаптация или же ее полное отсутствие как таковой, это верный путь к апатии, депрессии, плохому настроению сотрудника и многим другим проблемам. Кроме того, неважные или того хуже враждебные отношения в коллективе – прямой путь к крушению компании.

Плохие отношения между сотрудниками приводят к постоянным ссорам, некачественному выполнению работы, отсутствию ответственности, а также к безынициативности работников. Поэтому своевременное и грамотное проведение адаптации – ключ к успеху не только для нового сотрудника, но и для руководителя.

Важно понимать – для каждого человека, ввиду его психологических и психофизических особенностей срок может быть самым разным. Поэтому устанавливать жесткие рамки адаптации не стоит.

Обычно, адаптационный период заканчивается оцениванием возможности работы в компании, как сотрудником, так и работодателем. И если работник с удовольствием остается работать, значит начальник все сделал правильно.

Если все пошло не так

Нужно внимательно следить за работником в период адаптации.

Нередко возникают и ситуации, когда работник никак не может привыкнуть к работе и коллективу. Сигнализировать об этом могут следующее:

  1. Нежелание сотрудника выполнять новые задачи;
  2. Апатия к работе в целом;
  3. Отношения в коллективе становятся натянутыми, к новичку относятся предвзято;
  4. Клиенты или же партнеры жалуются на некомпетентность сотрудника;
  5. Работник и руководитель никак не могут найти общий язык.

Помимо этих причин есть и масса других, но все они направлены исключительно на негатив – работа сотруднику не в радость и для компании приносит только негативные последствия.

Происходить подобное может по двум основным причинам – неправильно проведена адаптация работника, либо же сам специалист некомпетентен в своей области. И в том и в другом случае, руководителю следует принять меры по исправлению ситуации.

Например:

  • открыто поговорить с работником о сложившейся ситуации и своих недовольствах, выслушать точку зрения сотрудника;
  • предложить работнику пройти обучение по специальности;
  • сменить тактику адаптации новых сотрудников;
  • провести беседы с коллективом и так далее.

Методов исправления ситуации достаточно много и от того, насколько инициативна каждая сторона зависит исход дела.

В целом же, если обе стороны ведут себя апатично, то рано или поздно это приведет к расторжению .

Сотруднику следует вести себя корректно.

Для того, чтобы правильно и успешно пройти адаптационный период и , нужно выполнять некоторые универсальные рекомендации.

Приведем лишь некоторые примеры «правильного» поведения на новой работе:

  1. Доброжелательное отношение к коллегам;
  2. Отсутствие предвзятости в любой ситуации;
  3. Вежливое и корректное общение даже при конфликтных случаях;
  4. Максимальное повышение уровня профессиональной квалификации;
  5. Пунктуальность;
  6. Субординация;
  7. Аккуратное выполнение работы в любом случае;
  8. Позитивное отношение к жизни вообще и к работе в частности.

Помните, нет универсальных рецептов для успешной адаптации новичка, есть только желание сделать адаптационный период максимально коротким и результативным.

И в зависимости от того, насколько и работник и руководитель захотят реализации всех своих профессиональных навыков зависит результат их совместного труда.

Из этого видео вы узнаете все об адаптации персонала.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Нанимая нового сотрудника, работодатель хочет знать, сколько времени нужно для его полной адаптации, как быстро он станет эффективным и начнет приносить прибыль. Предсказать это, к сожалению невозможно, но помочь новичку влиться в коллектив и уменьшить продолжительность адаптационного периода - вполне по силам любой организации.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Цели управления адаптацией персонала в организации

Адаптация персонала - это процесс ознакомления нового сотрудника с содержанием и условиями трудовой деятельности, приспособление к социальной среде компании, это важная часть кадрового менеджмента. Внимание к этому процессу обусловлено тем, что зачастую недостаточно просто найти и трудоустроить специалиста. Новичок, придя в новый коллектив, непременно столкнется с рядом трудностей, большая часть которых вызвана недостатком информации. Новый работник не знает порядка работы, не представляет своего места в организационной структуре компании, не имеет прочных коммуникаций коллегами. Важно ввести специалиста в организацию, тем самым уменьшив число проблем, возникающих в начале работы.

Можно выделить следующие цели управления адаптацией персонала в организации:

  • Сокращение стартовых расходов в связи с низкой эффективностью нового работника;
  • Преодоление чувства озабоченности и неопределенности;
  • Развитие позитивного отношения к работе, поддержание чувства удовлетворенности новой должностью;
  • Сокращение текучести кадров среди новичков;
  • Экономия времени линейного руководителя и коллег нового сотрудника;

Направления адаптации персонала в организации и факторы, влияющие на ее продолжительность

Традиционно принято выделять два направления данного процесса:

  • производственный. Включает профессиональную, психофизиологическую, организационно-психологическую, социально-психологическую, организационно-административную и экономическую адаптацию персонала в организации.
  • непроизводственный. Подразумевает постепенное привыкание к общению с коллегами вне работы, в периоды отдыха.

    Все эти формы находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, производственное направление, которое подразумевает процесс включения сотрудника в сферу производства, усвоения условий и норм трудовой деятельности, невозможно без организационного, когда у специалиста формируется понимание собственной роли в производственном процессе.

Длительность адаптационного периода зависит от многих факторов:

  • социально-демографические характеристики нового сотрудника (пол, возраст, образование, квалификация и т.д.);
  • организация работы, ее характер и содержание;
  • условия профессионального обучения;
  • социально-бытовые условия работы (размер заработной платы, социальная инфраструктура);
  • климат в коллективе и уровень развития коммуникаций;

Продолжительность данного процесса зависит от размеров организации и должности новичка. Темпы могут варьироваться в зависимости от вышеперечисленных факторов. В среднем, для окончательного привыкания к новым условиям может понадобиться от одной недели до двух лет.

Элементы системы адаптации персонала в организации

В разных компаниях функции управления адаптацией могут выполняться различными структурными подразделениями или даже отдельными сотрудниками. Среди них могут быть:

  • Служба управления персоналом (отвечает за методическое обеспечение процесса);
  • Отдел обучения и развития персонала (проведение инструктажа, курсов и семинаров);
  • Коллектив (групповое решение проблем, неформальное общение);

Наличие в компании проверенной адаптационной программы говорит о высоком качестве ее управленческих процессов. Данная система разрабатывается с учетом особенностей и потребностей конкретной компании. Как правило, она включает ряд постоянно проводимых мероприятий, которые дополняют друг друга и помогают новичку быстрее ознакомиться с деятельностью предприятия и установить отношения с начальством и коллегами.

Среди элементов системы адаптации персонала в организации можно выделить:

  • Welcome-тренинги (обеспечивают первичное ознакомление с историей компании, ее продуктами и услугами, корпоративной культурой, организационной структурой; позволяют сформировать лояльность новых подчиненных);
  • Кодекс сотрудника (содержит в письменной форме информацию, представляемую на welcome-тренингах, положения кадровой и социальной политики);
  • Система наставничества (передача навыков и стандартов от опытных коллег; происходит без отрыва от работы);
  • Программа адаптации (регламентирует цели, сроки и задачи, устанавливает последовательность мероприятий, определяет требования к знаниям и умениям сотрудника после завершения процесса);
  • Планы адаптации (в зависимости от категории должности определяют мероприятия, позволяющие быстро освоить информацию, необходимую для принятия решений; разрабатываются для ключевых специалистов, ТОП-менеджеров и руководителей);
  • Система аттестации (порядок оценки нового сотрудника, методы принятия решений о потенциале его развития, результатах прохождения испытательного срока);

Этапы процесса адаптации персонала в организации

Процесс адаптации персонала в организации можно условно разделить на несколько этапов:

Оценка работника
Работодателю необходимо уже на первых порах оценить, насколько новый сотрудник подготовлен к работе в компании. Например, если он, помимо специальной подготовки, обладает опытом работы в аналогичных подразделениях, ему потребуется гораздо меньше времени для полной адаптации.

Ориентация
Данный этап длится от 3 до 6 месяцев. За это время специалист должен влиться в коллектив и на практике познакомиться со своими обязанностями. Необходимо приобщить его к целям и проблемам компании, политике организации, разъяснить порядок расчета оплаты труда и предоставления дополнительных льгот, познакомить с техникой безопасности.

Действенная ориентация
На то чтобы новичок приспособился к своему статусу и полностью включился в работу уходит до трех лет. За это время он сможет полностью охватить организационный процесс, наладить межличностные отношения, стать полноправным членом коллектива и научиться самостоятельно принимать решения. Продолжительность этого этапа можно сократить, если оказывать новым специалистам эпизодическую помощь.

Функционирование
Это завершающий этап адаптация персонала в организации. Работа в этот период направлена только на консультирование новых сотрудников. Они постепенно переходят к стабильной работе и преодолевают производственные и межличностные проблемы. На этом этапе у работодателя появляется возможность провести мероприятия, необходимые для обеспечения определенного организационного поведения. В это время необходимо создать условия для реализации потенциала специалиста.

Следует отметить, что в случае, когда процесс отрегулирован должным образом, адаптационный период можно сократить в несколько раз, и специалист станет эффективно трудиться гораздо раньше. В противном случае, есть риск дезадаптации, которая проявляется в разрушении позитивных представлений о компании, испуге и унынии, а иногда и возмущении. Работник может начать нарушать режим работы, перестать проявлять инициативу. Если упустить этот момент, организация может лишиться ценного сотрудника еще до завершения адаптационного периода.

Сколько времени нужно для адаптации персонала в организации

Для того чтобы адаптационный период завершился максимально быстро, руководству компании необходимо следовать следующим рекомендациям:

Следует учесть, что продолжительность адаптационного периода во многом зависит от способностей персонала. В зависимости от умения приспосабливаться к новой обстановке можно выделить следующие категории сотрудников:

«Динозавры»
Это работники, поведение которых подчиняется определенным стереотипам, полученным на прошлом месте работы. Они склонны реализовывать их на новом месте. В том случае, если стереотип требуется изменить, сотруднику тяжело приспособиться к новым правилам поведения. Как правило, для них процесс привыкания длится очень долго и может вовсе не завершиться успешно.

«Крысы»
Специалисты этой категории поначалу производят положительное впечатление: они активны, быстро входят в курс дела и начинают генерировать новые идеи. Такие новички быстро сходятся с коллегами, выявляют неформальных лидеров и оперируют полученной информацией. Однако первое впечатление может быть обманчивым. Несмотря на то, что работник кажется “идеальным” и становится незаменимым, он действует исключительно в своих интересах, не разделяя ценности компании. Его волнует не общее дело, а собственный статус и возможность обрести власть.

«Обезьяны»
С точки зрения скорости процесса привыкания к новому месту, это и есть оптимальный сотрудник. Он быстро приспосабливается к правилам игры и существующим нормам поведения. Подчиненные этой категории способны быстро перестраиваться вместе с компанией. Они поддерживают нововведения и обеспечивают жизнеспособность компании.

Правильно выстроенная система адаптации персонала в организации способна помочь новичку быстро влиться в коллектив. Она способствует ускорению адаптационного процесса: новичок сразу понимает требования нового руководства и выходит на необходимый уровень продуктивности. Что касается самой компании, подобная система не просто снижает текучесть среди новых работников, но и сокращает расходы работодателя на подбор персонала.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»