Малыш в пять месяцев становится активным и мобильным. Он меньше спит, больше двигается и издает звуков. Причем звуки и движения приобретают смысл и целенаправленность. Грудничок активно повторяет звуки и легко произносит слоги, переворачивается и даже пытается сесть. У некоторых малышей уже начинают резаться первые зубки.
Развитие ребенка в 5 месяцев – время закрепления навыков, полученных ранее, и переход к новому этапу развития, который наступает после полугода. Ведь после полугода малыш уже умеет сидеть и начинает получать первый прикорм. Но в данной статье мы пока рассмотрим, что должен уметь ребенок в 5 месяцев.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
- Узнает маму или человека, который ухаживает за ребенком, узнает знакомые голоса и лица;
- Узнает знакомые игрушки и мелодии, следит за движением предметов и человека;
- С интересом рассматривает картинки;
- Произносит звуки и некоторые слоги, пытается повторять слова за взрослым;
- Опирается и приподнимается на руки, лежа на животе. При этом малыш может держать голову;
- Хватает и удерживает, тянется и трогает руками предметы;
- Переворачивается с живота на бок и на спину;
- Пытается сесть, подтягиваясь на руках. К концу пятого месяца может сидеть при поддержке спины и держась руками за что-нибудь. Помните, что присаживать малыша ранее 6-7 месяцев не рекомендуется!;
- Самостоятельно занимается игрушками 5-10 минут;
- В вертикальном положении при поддержке за подмышки может стоять прямо и практически не сгибать ножки, касается ножками поверхности и отталкивается;
- Поднимает руки и ноги, лежа на спине, рассматривает свои части тела.
Особенности развития ребенка
Физическое развитие, в частности увеличение таких показателей, как рост и вес постепенно снижается. Это обусловлено тем, что малыш ведет более активные образ жизни. Так, малыш прибавляет по 100-160 грамм в неделю тогда, как до 4 месяцев прибавлял по 140-200 грамм. Средний вес малыша в пять месяцев составляет 7 кг, рост – 65 см. По данным педиатров, физическое развитие малыша имеет следующие показатели.
Психическое и эмоциональное развитие малыша характеризует то, что он различает многие цвета и воспринимает до шести цветов одновременно. При этом он узнает знакомые голоса и лица, узнает людей, предметы, игрушки и мелодии. В этом возрасте ребенок четко произносит слоги «ма», «да», «ба», «ня» и «па». Малыш внимательно слушает речь и понимает интонации. Он может испытывать страх и обиду, радость и интерес. Смех и улыбки становятся осознанными.
В пять месяцев у некоторых детей уже начинают резаться зубки. Как правило, первые зубы появляются после 6-7 месяцев, но могут появиться и раньше. В этом нет ничего страшного, прорезывание тоже зависит от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка. В этот период ребенок испытывает боль и зуд в деснах, поэтому он ведет себя беспокойно и часто капризничает, плохо спит и отказывается от еды. Чтобы помочь грудничку, можно слегка массировать воспаленные десна чистым пальцем и давать прорезыватели.
Сон и режим грудничка мало отличается от распорядка в 4 месяца. В среднем ребенок спит около 15 часов в сутки, 10-12 из которых приходится на ночное время. Режим малыша может отличаться, так как каждый индивидуален. Кто-то может спать больше днем и меньше ночью. Если грудничок чувствует себя комфортно и нормально, ничего страшного в этом нет. Но укладывать малыша лучше до 23 часов, так как позднее он переутомляется и хуже засыпает.
Предлагаем примерный режим дня для детей в 5 месяцев:
6:00 – первое кормление;
6:30 – утреннее бодрствование (процедуры гигиены, развивающие игры и массаж)
8:00 – утренний сон;
10:00 – второе кормление;
10:30 – бодрствование (прогулка, гимнастика и развивающие игры);
12:30 – дневной сон;
14:30 – третье кормление;
15:00 – дневное бодрствование (прогулка, развивающие игры и занятия);
17:00 – вечерний сон;
19:00 – четвертое кормление;
19:30 – вечернее бодрствование (купание, процедуры гигиены и подготовка ко сну);
22:00 – ночной сон.
Не забывайте и о соблюдении правил гигиены. Регулярно купайте ребенка, протирайте лицо, глаза, ушки и носик. При мытье используйте чистую воду, мойте малыша с мылом не чаще двух раз в неделю. Не применяйте косметические и моющие средства с химическими компонентами, так как они часто вызывают аллергическую реакцию у маленьких детей.
Подстригайте ногти минимум раз в неделю, ведь в этот период жизни малыш начинает активно изучать свое тело и может случайно поранить кожу или слизистую глаз, носа или рта. Следите не только за гигиеной малыша, но и за чистотой игрушек, детской посуды и других предметов, с которыми контактирует грудничок!
Гимнастика, массаж и прогулки
Развитие грудничка нельзя представить без прогулок, гимнастики и массажа, плавания. Большое значение играют развивающие занятия и игры. Полноценное развитие положительно влияют на самочувствие и настроение грудничка, обеспечивают нормальный рост и вес, укрепляют иммунитет.
Прогулки составляют 2-3 раза в день по 1,5-3 часа в зависимости от погоды. Тщательно собирайте ребенка, берите в прогулку питьевую воду, влажные и сухие салфетки, пеленку и памперсы. В летний период используйте маскитную сетку для коляски, при дожде – специальный тент, в мороз накрывайте коляску шалью.
В жаркую и солнечную погоду гуляйте до 11 утра и после 16 часов, пока солнечные лучи не слишком активны. Используйте детские солнцезащитные средства и следите, чтобы нежная кожа ребенка не обгорела. В зимнее время одевайтесь сначала сами, а потом одевайте малыша, чтобы тот не вспотел. Подробнее, как одевать грудничка на прогулку, читайте .
Физическое развитие ребенка поддерживают специальные развивающие гимнастические упражнения. В данном случае основное внимание уделяют мышцам спины и опорно-двигательному аппарату. Каждый день проводите гимнастику в сочетании с массажем по 20-30 минут. Обязательно делайте один раз в день приседания с прогибом позвоночника. Легкими движениями проводите пальцами по позвоночнику.
Отличным упражнением является, когда малыш ползет на животе за движущейся игрушкой. Пусть ребенок подползает и хватает игрушку. Массажные упражнения в 5 месяцев усложняются. Кроме растирания, поглаживания и поколачивания, можно включить пощипывание.
Развивающие занятия и игры
Постоянный телесный и эмоциональный контакт с мамой остается ключевым моментом, который определяет развитие каждого маленького ребенка. В этот период важно разговаривать с малышом, рассказывать сказки, стишки и потешки, петь песенки и включать музыку. Желательно, чтобы мелодия включала звучание одного музыкального инструмента, так малышу легче воспринимать звучание. При диалоге с грудничком используйте разные интонации, движения и мимику. Но не повышайте голос и не кричите!
В пять месяцев можно начинать помещать ребенка в манеж. Для игр используют небольшие куклы, яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки. Карточки с картинками, по которым проговаривают название изображений, ускорят развитие речи. При активных упражнениях малыш начнет быстрее говорить. Для развития мелкой моторики используют мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем, лоскутные одеяла и коврики.
Хорошо развивают игры с хлопаньем в ладоши и с подражанием звукам животных. Поиграйте с ребенком перед зеркалом. Ведь в этом возрасте дети интересуются и начинают изучать свое изображение. Кстати, до 1,5-2 лет малыши не понимают, что в зеркале только отражение. Поэтому если вы покажите в зеркало игрушку, он будет пытаться схватить предмет в отражении.
Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.
Рост и вес
Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.
Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. ()
В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.
Что умеет младенец в конце 5-го месяца
- Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет ().
- Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
- Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
- Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
- Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
- Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
- Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
- Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
- Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.
Читаем еще:
Психическое развитие
- Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
- Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
- Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
- Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
- Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
- На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
- Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
- Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
- К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
- Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.
Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.
Как помочь ребенку развиваться
В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.
Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):
- Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
- Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
- Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
- Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
- После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.
«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.
Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.
Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.
Игры
Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:
- «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
- Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
- Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
- Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
- Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.
Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.
Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.
Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.
Питание и сон
Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.
Малыши растут стремительно и в первый год жизни из маленьких беспомощных младенцев становятся непоседами с большим набором умений. Но как родителям 5-месячного крохи определить, насколько он развит и в каких случаях стоит обратиться к специалисту за помощью? Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Этот вопрос стоит рассматривать с различных позиций.
К 5-месячному возрасту малыш заметно подрастает.
- Весит в два раза больше, чем при рождении.
- Прибавляет в росте около 14 см.
- Окружность головы увеличивается на 1 см.
- Окружность груди увеличивается на 1 — 2 см.
Это усредненные данные, ведь каждый ребенок индивидуален и растет по-своему. Педиатры сверяются с таблицей роста, но если есть небольшие отклонения от нормы, это не страшно. К примеру, недоношенные малыши без тяжелых патологий развития будут немного меньше своих собратьев.
Физическое развитие
К пяти месяцам ребенок каждый день учится чему-то новому.
- Малыш уже начинает переворачиваться с животика на спинку и обратно. Более активные малыши к этому возрасту лихо кувыркаются, другие же лишь начинают пытаться. В любом случае такое развитие будет в пределах нормы.
Совет: с этого времени ребенка нельзя оставлять одного на большой кровати или другом возвышении, как новорожденного, потому что он может оказаться на краю и упасть.
- Лежа на животике, малыш, опираясь на ладошки, поднимает верхнюю часть корпуса. Из такого положения ему удобно следить за происходящим вокруг. К тому же это упражнение подготавливает ребенка к ползанию.
- В положении на животике малыш разглядывает вещи, лежащие перед ним, фокусируя взгляд как на ближних, так и на дальних предметах. Кроха пытается дотянуться до понравившихся игрушек или вещей.
- Многие малыши к этому времени уже умеют уверенно держать спинку в сидячем положении в течение нескольких минут. В таком случае для удобства и безопасности дитя можно обкладывать подушками, чтобы он играл сидя. Но если малыш недоношенный или еще не освоил навыки сидения, не стоит торопить события.
Совет: ни в коем случае нельзя сажать в подушки малыша, который еще не научился уверенно держать спину. Раннее высаживание может привести к искривлению позвоночника. А для девочек это чревато загибом матки и проблемами с деторождением в будущем!
Психические и умственные навыки
В пять месяцев ребенок ближе знакомится с миром и проявляет свой характер.
- Он умеет уверенно держать погремушку в ручках, греметь ею и разглядывать. Выронив игрушку, он пытается отыскать ее взглядом и снова взять. Также ребенок уже перекладывает небольшие игрушки из одной ручки в другую. Малышам, которые уверенно держат в руках предметы, можно уже давать бутылочки для самостоятельного кормления. Младенцы становятся требовательными. Увидев понравившийся предмет, они будут всем своим видом показывать, что он им нужен.
- Малыши начинают тянуть в рот все, что попадается под руку. Таким образом они познают окружающий мир. Крохи тянут в рот пальчики ног, ощупывают свое тело, в том числе и половые органы. Не стоит ругать ребенка за это, но и постоянно играть с ними недопустимо. Если ребенок постоянно тянет ручки к половым органам, то это может быть сигналом раздражения в этой области из-за недостаточной гигиены либо служить признаком нехватки родительской ласки.
Следует убрать из поля зрения малыша предметы, которые могут быть опасны для его здоровья.
- К пяти месяцам дети уже узнают своих и чужих. Они охотно идут на руки к близким. Но могут закатить истерику при встрече с незнакомым человеком или в новом месте. При этом грудничок отреагирует даже на то, что мама сменит прическу, сделает макияж или наденет новое платье. В этот период малышу очень нужна мама, с ней он чувствует себя в безопасности.
- Малышу нравится слушать различные звуки, разговоры и музыку. Он активно пытается сам воспроизводить услышанное. Пока у него выходят лишь простые слоги: агу, ма, кх и другие. Он издает множество звуков: гулит, звонко визжит, агукает. Его голосовые связки активно развиваются, подготавливая малыша к разговорной речи.
Занятия с малышом
Даже в столь юном возрасте с карапузом нужно заниматься, чтобы он рос гармоничной личностью.
- Нужно почаще разговаривать с крохой. Когда он не спит, родителям нужно подольше находиться рядом с ним. Мама может делать какие-то свои дела, напевая простые песенки или комментируя свои действия. Мозг малыша сейчас впитывает информацию молниеносно. Поэтому следует называть предметы, окружающие его, четко проговаривая каждый звук.
- Малыш начинает реагировать на свое имя. В это время дети узнают на фотографиях себя и своих близких. Можно завести небольшой альбом с фотографиями членов семьи и разглядывать их с малышом, показывая и называя каждого изображенного на фото.
- Когда-то считалось дурной приметой подносить к зеркалу маленького ребенка до года. Но жизнь меняется, и сейчас педиатры рекомендуют с 5 месяцев показывать ребенку зеркало. Если малыш развивается правильно, он будет трогать свое и мамино отражение в зеркале. Если же ребенок не реагирует на отражение, то это тревожный сигнал, и стоит обратиться к специалисту, чтобы выявить недочеты в развитии на ранних стадиях.
- Зрение малыша к этому периоду жизни уже развито настолько, что он различает практически все основные цвета и даже некоторые оттенки. Но все же его любимыми остаются красный, желтый и синий. Он будет дольше разглядывать яркий предмет, чем однотонный. Рекомендуется развешивать в поле зрения ребенка яркие картинки и фигурки, он будет с удовольствием их разглядывать.
- Слух ребенка тоже развивается. Он реагирует на громкие резкие звуки и может вздрагивать и пугаться при них. А вот спокойная речь или приятная музыка будут успокаивать. Родители могут рассказывать ему простые сказки, напевать песенки и потешки, чтобы ребенок познавал необъятный мир звуков.
К пяти месяцам груднички становятся более активными, осознанными и общительными. С каждым днем увеличивается количество их навыков и умений.
От момента рождения до года малыш ускоренно растет и развивается. На 5-м месяце жизни ребенок становится более активным, подвижным и любознательным. Родители, изучив природный биоритм своего чада, устанавливают соответствующий распорядок дня. Примерный режим дня детей в 5 месяцев должен выглядеть так:
- 7:00 - пробуждение, кормление, развлечение малыша.
- 9:00 - утренний сон.
- 11:00 - умывание, подмывание, зарядка и массаж, приём пищи, общение с ребенком.
- 13:00 - отдых на свежем воздухе.
- 15:00 - кормление, развлечение.
- 17:00 - вечерний сон.
- 19:00 - питание, прогулка (по желанию), купание, игры.
- 21:00 - сон. Одно ночное кормление либо несколько (по требованию ребенка).
Такой режим очень удобен как для детей, так и для их родителей. Он не должен соблюдаться в точности, время на отдых и бодрствование может быть сокращено или увеличено в зависимости от потребностей малыша.
Сон
Детский сон играет самую важную роль для здорового роста и развития.
Детей в 5 месяцев особых изменений касательно отдыха не принёс. Сон составляет столько, сколько и в четырёхмесячном возрасте, но при этом он более глубокий ночью и короткий днём.
Ночной сон в 5 месяцев становится более крепким, продолжительным и непрерывным. Если же ребенок и встаёт на кормление, то как поест, сразу засыпает. Если же этого не происходит, не нервничайте, покачайте ребеночка, ласково погладьте и спойте тихую колыбельную.
Постепенно сокращается время дневных снов. Ребенок уже хорошо адаптировался к постороннему бытовому шуму во время отдыха. И уже спокойно спит при звуках работающей стиральной машины, телевизора и прочего.
Не забывайте проветривать детскую комнату. А в летнее время обеспечьте непрерывный поток свежего воздуха, открыв окно на проветривание.
Питание малыша
Основное и единственное месяцев - это материнское молоко или смесь. Ничего другого до 6 месяцев здоровому ребенку давать не следует.
Прикладывать к груди нужно по мере необходимости, максимально приближенно к сформированному режиму дня.
Как правило, малыш в течение суток съедает около литра молока или смеси (за 5-6 кормлений).
Прикорм ребенку пяти месяцев можно вводить по рекомендации педиатра в тех случаях, если малыш:
- не доношен;
- плохо набирает вес;
- не наедается материнским молоком, постоянно капризничает;
- находится на полном искусственном вскармливании.
Давайте разберемся, чем кормить в 5 месяцев ребенка, которому разрешено вводить дополнительные продукты.
Рассмотрим два варианта.
- Малыш на естественном или плохо набирает вес. В этом случае прикорм рекомендуют начинать с безмолочных каш, со временем можно включать и молочные.
- Искусственное вскармливание ребенка 5 месяцев предусматривает возможность введения дополнительных продуктов.
Если нет проблем с весом, дополнительное питание рекомендуют начинать с овощных пюре (куда входит кабачок, цветная капуста либо картофель) или фруктовых (зеленое яблоко, банан, персик).
Начальная порция прикорма составляет до чайной ложечки в день. Объем нужно постепенно увеличивать, заменяя одно кормление. Блюдо нужно отваривать или запекать в духовке.
Кормите ребенка такими продуктами до обеда, чтоб проследить за реакцией организма. При возникновении аллергии или проблем с перевариванием уберите из рациона этот продукт. В течение недели не давайте никакого прикорма.
Гигиена малыша
Ребенок в 5 месяцев купается с большим удовольствием и активно участвует в водных играх, так как начинает принимать вертикальное положение.
С этого возраста малыша можно купать в большой ванне с игрушками, аккуратно сажать его, придерживая спинку. Воспользуйтесь кругом для плавания, надев его на шею ребенка. При помощи него он будет чувствовать себя более уверенно и подвижно, отрабатывая основные навыки плавания.
Полноценный уход за нежным тельцем также включает:
- обеспечение чистоты ушек, носика и глазок;
- подстригание ногтей;
- подмывания;
- купание;
- увлажнение.
Утренние процедуры начинайте с умывания личика и подмывания после снятия памперса или туалета. Для этих мероприятий достаточно струи теплой воды. Мыло для подмывания используйте не более одного раза в день.
Купать малыша следует перед ночным сном. Теплая вода помогает расслабить все группы мышц, она дарит порцию наслаждения, хорошо успокаивает и обеспечивает крепкий сон. Мыло, гель или пенку для купания используйте только раз-два в неделю. Ушки и носик чистите по необходимости. В конце процедуры обмойте ребенка чистой водой на градус ниже температуры жидкости в ванночке.
Кожа в эти месяцы остаётся такой же чувствительной, склонной к опрелостям, раздражениям и высыпаниям. Для профилактики таких проблем давайте коже дышать - делайте воздушные ванночки и увлажняйте тельце малыша после купания.
Помните, что все гигиенические средства должны быть строго детскими. Так как взрослые, в силу различных добавок и отдушек, могут вызвать раздражение и аллергию.
Прогулки на свежем воздухе
Бывать на свежем воздухе с маленьким ребенком нужно каждый день. Длительность прогулок (в зависимости от погодных условий) должна составлять от 40 минут до нескольких часов.
В холодную или ветреную погоду сократите время пребывания на улице, обеспечив тепло и комфорт малышу в коляске. В теплые летние дни гуляйте как можно чаще и дольше.
Оптимальными являются прогулки дважды в день. Для здоровья ребенка они полезны во время сна. Также малышу очень понравится проводить время на улице, когда вокруг столько интересного: люди, машины, природа, животные, птицы.
Чем занять ребенка во время бодрствования
Ребенок в 5 месяцев бодрствует на полчаса или час больше прежнего. В это время ему нужно уделить максимум внимания. Дети, которые лишены этого, развиваются медленнее и могут иметь психические расстройства.
За несколько часов бодрствования вы можете погулять с малышом, позаниматься физической активностью, развлекательными и развивающими играми, послушать музыку, потанцевать, спеть песенки, почитать книжки, рассказать стишки и многое другое.
Детский массаж
Режим дня детей в 5 месяцев и старше предусматривает обязательное проведение массажа с расширением комплекса гимнастических упражнений. Благодаря регулярным занятиям ваш малыш будет быстрее развиваться, становиться более активным и энергичным. Массаж улучшает кровообращение, обменные процессы. Гимнастические упражнения, направленные на моторное развитие ребенка 5-6 месяцев, отлично развивают пластику, навыки ползания, сидения, хождения.
Сеансы проводите перед кормлением или спустя полтора-два часа после него. Для этой процедуры главное:
- хорошее настроение мамы и малыша;
- теплая комната;
- приятная музыка, хорошо подойдёт классика;
- пелёнка и детское масло.
Выполняйте простые массажные и гимнастические движения, которые включают поглаживания, разминания, вибрацию и похлопывания.
Начинать нужно с рук малыша, затем переходить на ножки, живот и спину. Большее внимание в этом возрасте уделяйте массажу живота. Он успокаивает ребенка и улучшает пищеварительный процесс.
Физическое развитие
Физиологические изменения в развитии 5-месячного ребенка оценивают по следующим критериям, определенным ВОЗ.
- Рост (от 62,1 до 63,9 см). За этот месяц ребенок вырастает в среднем на 2 см.
- Вес (от 6,4 до 7 кг). В течение пятого месяца малыш набирает около 700 г.
- Окружность головы (от 40,6 до 41,6 см).
- Окружность грудной клетки (от 42,3 до 42,9 см).
Здесь приведены средние показатели физического развития. Нижний предел - среднее значение для девочек, а верхний - для мальчиков. Как видно, у мужской половины вес в 5 месяцев немного больше, чем у женской.
Темпы как и психомоторного, индивидуальны для каждого ребенка и зависят как от показателей при рождении, так и от ухода за малышом.
Психомоторное развитие
Это формирование двигательных навыков, соответствующих уровню психического становления ребенка.
Развиваться дети могут как плавно, так и скачкообразно. Не нужно расстраиваться и гнаться за подругой, у которой ребенок делает то, чего ещё не может выполнять ваш малыш 5 месяцев. Развитие всегда индивидуально. Спустя неделю-две ваш малыш сможет догнать и перегнать умения «соперника».
В пятимесячном возрасте дети умеют:
- Различать лица, узнавать себя в отражении, приятно реагировать на голос мамы.
- Тянуться и хватать понравившуюся вещь, отнимать игрушку.
- Греметь погремушкой, нажимать на музыкальные инструменты, играть с пищалкой, ощупывать предметы, изучать их форму и поверхность. У ребенка улучшаются слух и зрение.
- Тянуть в рот окружающие предметы, свои ручки и ножки.
- Следить за понравившимся предметом, поворачивать голову во все стороны.
- Переворачиваться со спины на бок, затем на животик и назад на спину.
- Лежать на животе, опираться на колени и голову, пытаясь поднять туловище и таз.
- Проявлять первые попытки к сидению.
- Хватать и крепко держать мамины пальчики, чтоб приподняться и занять вертикальное положение.
Чем больше времени вы будете уделять ребенку, разговаривая и играя с ним, тем быстрее он будет развиваться.
Становление речи
И общение с мамой - главные составляющие для раннего развития речи. Сейчас малыш лепечет, аукает, произносит различные звуки: а-а-а, э-э-э, у-у-у. Девочка 5 месяцев немного раньше мальчика начинает издавать новые гласные (ы, а) и согласные (б, п, м), смеётся, рычит, визжит, пищит во время игр.
Все эти навыки являются большим достижением в развитии ребенка пяти месяцев. Продолжайте заниматься с малышом, больше разговаривайте, при этом произносите слова четко и правильно. Читайте стишки, рассказывайте потешки, давайте трогать предметы разной формы.
Развивающие игрушки
Малышам в этом возрасте будут интересны яркие, цветные игрушки с различными звуковыми эффектами, а именно:
- мягкие игрушки со вставками фольги, пищалок, твердых предметов;
- разноцветные погремушки, барабан;
- матрешки;
- пальчиковый кукольный театр;
- музыкальные животные, рассказывающие сказки и поющие песенки;
- ксилофон и прочие музыкальные инструменты.
Также воспользуйтесь домашними предметами (кастрюлями, ложками), рассматривайте фотографии, книжные картинки. Разминайте пальчики малыша под любимые потешки, играйте в прятки, накрыв лицо платочком. Дайте малышу попрыгать на ваших коленях, полетать самолётиком. Целуйте во все части тела, называя каждую из них, обнимайте. Дарите свою любовь, в которой так нуждается малыш 5 месяцев.
Развитие и воспитание ребенка
С каждым днем ребенок активнее познает окружающую среду. Он начинает понимать запреты и просьбы, такие как «нельзя», «дай», «на», «иди ко мне» и прочие. Умеет различать интонацию. Когда обращаешься ласково - улыбается, если ругаешь - плачет.
Именно сейчас малыша нужно правильно воспитывать.
Развитие ребенка 5-6 месяцев нужно проводить по таким направлениям.
- Познание. Изучайте окружающий мир при помощи игрушек и безопасных предметов обихода. Выкладывайте разные по цвету и форме игрушки на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы он пытался дотянуться к ним, подползти.
- Социум. Учите контактировать с людьми. В игровой форме имитируйте голоса и ласково обращайтесь к ребенку.
- Развитие речи. Здесь помогут чтение и игры с мелкими предметами.
- Двигательная активность. Выполняйте гимнастические упражнения, завлекайте к движению в игровой форме.
в 5 месяцев
Пока ребенок не научится говорить, все его просьбы к удовлетворению его потребностей будут выражаться в слезах.
Здесь важно распознать вид рыданий и устранить причину. Плач может быть как физиологическим — голод, повышенная усталость, недостаток внимания и общения, так и патологическим - колики, прорезывание зубов, прочие патологии и заболевания.
Никогда не игнорируйте расстройства ребенка, будьте терпеливы, ласковы, старайтесь сохранять спокойствие. Даже если кроха требует повышенного внимания, уделите его. Ведь любовь и забота никогда не бывают чрезмерными.
Если же малыш постоянно плачет, и вы не можете его успокоить, идите к невропатологу.
Правильно выстроенный режим дня детей в 5 месяцев является лучшей профилактикой заболеваний, дисциплинирует малыша и позволяет ему хорошо развиваться.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Чтобы самостоятельно оценить психомоторные навыки грудничка, нужно проводить наблюдения, когда ребенок здоров, бодр и настроен на общение. Также важно помнить, что объективная оценка общего развития малыша должна проводиться педиатром и узким специалистом при плановом осмотре.
Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь
перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.
Новые открытия в движениях
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?
- Раскачивание на животе. Грудничка уже меньше интересует положение, когда он опирается предплечьями о твердую поверхность и приподнимает грудь. Теперь кроха выполняет упражнение «лодочка»: приподнимает согнутые руки и ноги вверх, балансирует на животе. Это новое открытие чрезвычайно забавляет малыша. В этом положении кроха тренирует мышечный аппарат, разрабатывает толкательно-разгибательные движения, которые совсем скоро ему понадобятся. Надо признать, что упражнение «лодочка» требует больших энергетических затрат и координации движения. Грудничку удается пробыть в этой позе недолго - около 2-3 секунд. Если у малыша нет таких движений в этом возрасте, это еще не говорит об отставании в моторном развитии.
- Пассивный переворот с живота на спину. Можно наблюдать, что при раскачивании кроха случайно переворачивается на спину. В 5 месяцев малыш довольно активен, нельзя оставлять его одного без присмотра. В этом возрасте чаще всего начинаются первые и неожиданные падения с высоты. Допускать этого нельзя. Малыша можно учить пассивно переворачиваться на спину. Для этого необходимо показывать ребенку игрушку и при этом отводить ее вверх над головой и за спину младенца. Он будет следить за движением игрушки, поворачивать голову и корпус, таким способом совершает переворот с живота на спину.
- Вертикальное положение головы. Сохраняется в любой позиции. Грудничок уверенно держит голову ровно в положении на животе, находясь на руках у взрослого. Если грудничка аккуратно приподнять со спины за ручки, его голова уже не будет запрокидываться назад, ее положение сохранится на линии шеи и позвоночника.
- Положение сидя. Малыш в 5 месяцев еще не должен уметь самостоятельно садиться, не стоит его рано присаживать. Иногда грудничка можно усадить в это положение, чтобы наблюдать некоторые двигательные навыки. Кроху нужно усадить на коврик и поддерживать за плечи, слегка разведенные в стороны. Из этой позиции нужно наклонить малыша влево и вправо и понаблюдать. Голова при этом не опускается в сторону наклона, а держится ровно. Это важное достижение! Если отпустить руку младенца, он не будет ее использовать в качестве опоры при наклоне тела. Этот навык появится позже.
- Усовершенствование координации «глаза-руки». Еще в 4 месяца грудничок мог захватывать игрушку или небольшой предмет, который находился перед ним. В 5 месяцев этот навык закрепляется. Для тренировки требуется яркая игрушка диаметром около 3 см. Нужно показать малышу игрушку на расстоянии 30 см от лица. Первая реакция ребенка - сосредоточение внимания, которое длится недолго. Следующий шаг - малыш быстро тянется рукой (чаще двумя) к желанной цели. Важно, что это целенаправленное, осмысленное движение. Малыш не всегда может захватить предмет, иногда только прикасается ладошкой к нему.
- Навыки ползания. Лежа на животе, грудничок пробует совершать ползковые движения. Перемещается малыш, опираясь на предплечья, но становиться на четвереньки пока не может. Если перед ним положить яркую игрушку, у крохи появится заманчивый стимул, чтобы продвигаться вперед и захватить игрушку.
- Выпрямление ног при опоре. Если малыша взять под мышки и поставить в вертикальное положение с опорой стоп, он начнет выпрямлять ноги. При этом грудничок пока не становится всей стопой на поверхность, а опирается только кончиками пальцев.
Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».
Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут - обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.
Восприятие окружающего мира малышом 5 месяцев
Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?
- Ориентирование на все новое и необычное. Если в поле зрения попадают новые предметы, кроха непременно концентрирует на них свое внимание. Грудничку интересны предметы, которые двигаются, издают звуки, демонстрируют какие-то новые свойства. Он способен различить крупные детали на игрушках, а цветовое восприятие уже включает весь спектр цветов. По-разному кроха реагирует на новые предметы и явления: что-то вызывает радостные возгласы, а что-то испуг и плач. Также грудничок замечает, когда меняется игрушка или переставляются предметы. В этом возрасте его уже привлекают яркие картинки в книжках.
- Развитие эмоциональной сферы. Эмоции, как и моторные навыки, формируются постепенно. На 1 месяце жизни примитивные эмоции были связаны с органическими, но не социальными причинами. Улыбка была неосознанной. Малыш в 5 месяцев умеет эмоционально реагировать на ситуации, его переживания становятся социально обусловленными. Двигательная активность и эмоции в этом возрасте сильно взаимосвязаны. Также все ярче проявляются эмоции при общении с близкими людьми.
- Негативные и позитивные эмоции. Если кроха пробует перевернуться на живот, пытается схватить игрушку, но у него ничего не получается, можно наблюдать, как ребенок нервничает и плачет. Но также можно видеть позитивные эмоции, когда у малыша что-то получается. Психологи говорят о том, что чувство радости у младенцев сохраняется надолго. Положительный опыт подталкивает малыша повторять движения снова и снова.
- Тест на слуховую реакцию. Все груднички - аудиалы, их ухо чутко настроено на новые звуки, тембр, интонации голоса, различные шумы, музыку. Есть предположение, что основной канал восприятия мира (аудиальный, визуальный, кинестетический) закладывается в грудном возрасте. Как проверить слуховую реакцию? Нужно уложить малыша на спину, убрать все внешние раздражители, отвлекающие моменты, встать за головой крохи и пошуршать бумагой со стороны одного уха, затем - другого. Ребенок должен поворачивать голову в сторону источника шума. Также грудничок реагирует на включение и выключение музыки, шум при работе бытовой техники, телефонный звонок.
- Тактильные ощущения. Ребенок реагирует на перепад температуры, сравнивает твердую, мягкую, пушистую поверхность. Для развития его тактильных ощущений рекомендуется приобретать игрушки из различных безопасных материалов, давать в руки предметы различной формы. Ребенок этого возраста уже реагирует смехом на щекотание.
Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.
Что нового в речевом развитии
Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?
- Уже произносятся такие гласные : «и», «ы», «э», «о», «а», «у».
- Уже произносятся такие согласные : «д/т», «г/к/х», «в/ф», «с/з», «б/п», «м».
- Интонации в голосе. Тональность голоса связана с эмоциональным состоянием малыша. Голосом он может показать радость, восторг, неудовлетворение, беспокойство.
- Новые слоговые цепочки : «ба-ба», «ма-ма» (пока что неосознанно), «да-да», «ме-ме», «дай-дай», «мем-мем».
Еще одна характерная особенность этого возраста - появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.
Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение - хватать.
Распечатать