Слово и предметная среда в русской свадьбе. Свадебные обычаи и традиции русского народа

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Всегда находятся пары, которые хотят провести свадьбу согласно традициям и обычаям русского народа. Кто-то отдает предпочтение самым зрелищным, известным ритуалам, а кто-то копает глубже и следует сложившимся правилам с пониманием каждого обряда. Традиционная свадьба русского народа – душевная, удивительная, интересная, родная. Это уникальное событие остается в памяти гостей, а молодожены получают незабываемое напутствие на благополучное супружество.

Какие свадебные обряды характерны русскому народу?

Русская свадьба издавна представляла собой комплекс обычаев, обрядов и традиций, совершаемых согласно строгой последовательности по определенному сценарию. Самыми важными обрядами на Руси считались сговор, сватовство, венчание, девичник, свадебный пир и брачная ночь. Каждое действо обладало важной смысловой нагрузкой. Например, венчание – юридическое, религиозное оформление брака, а брачная ночь – физическое его скрепление. Свадебный пир, согласно традициям и обычаям русского народа, символизировал общественное одобрение брака.

Сватовство

С учетом обычаев и традиций русского народа, сватовство представляло собой переговоры семей, заинтересованных в браке. Это обязательный, основной ритуал, который предшествовал свадьбе. На Руси принято было рано вступать в брак, потому выбором невесты для сына занимались родители. Сами молодожены могли не знать о предстоящей свадьбе. Перед сватовством собирался семейный совет, на котором присутствовала ближайшая родня.

По обычаям и традициям русского народа, во время выбора невесты, не брали в расчет материальное положение, поскольку считалось, что в браке пара сама все наживет. Сватов выбирали с особой тщательностью, ведь от умения вести беседу, располагать к себе людей, представлять в выгодном свете родителей жениха зависел исход обряда. В качестве сватов, согласно обычаям русского народа, выступали крестные родители парня, близкие родственники либо человек, который пользовался уважением.

Само сватовство проходило с соблюдением множества примет, от которых зависела будущая жизнь молодоженов. Свататься приходили к родителям девушки. Семьи молодых налаживали контакты друг с другом, так как родственные связи в то время имели серьёзный вес. Для проведения сватовства выбирали так называемые легкие дни: четверг, вторник, субботу, ночное или вечернее время с горящей свечой. После удачного завершения ставили бутылку спиртного на стол, а сваты выпивали из бокалов в знак согласия.

Дождь изобилия

Этот красивый свадебный обычай, используемый русским народом, призван был даровать молодоженам благополучие в материальном плане. В современный век используется рис для дождя изобилия, а раньше брали рожь, овес, хмель. Молодым сыпали его на голову, бросали под ноги, чтобы на протяжении всей совместной жизни у них было много денег для достойной жизни. Еще используются лепестки роз – знак любви, красоты.

Благословение молодых с караваем

Еще одной свадебной традицией русского народа считается благословение молодых караваем, что даровало счастье будущей семье. Выпечку готовили специально для церемонии, она украшалась различными узорами. Среди последних самой главной была веточка калины, олицетворяющая любовь. Выпечка каравая придавала свадебному торжеству особенный смысл. Чтобы правильно его приготовить, требовалось учесть много правил и ритуалов.

У русского народа есть обычай, согласно которому, тесто для свадебного каравая замешивалось одной замужней женщиной, которая имеет много детишек и счастлива в браке. Так она делилась счастьем с будущей парой. Перед приготовлением женщина должна была помыть руки, умыться, надеть крестик, платок на голову. Во время замешивания теста она молилась. В печь свадебный пирог ставил женатый мужчина также с произнесением молитв. Чем больше была выпечка, тем более богатую и счастливую жизнь это сулило брачующимся.

По свадебным традициям русского народа, чтобы празднично, красиво встретить жениха и невесту, самый уважаемый или старший в роду человек произносил речь, а родители молодого выносили на расшитом узорами полотенце каравай, поздравляя молодоженов. Пара принимала каравай и откусывала его: чей кусочек оказывался больше, тот и считался главой будущей семьи. Затем ребенок разрезал выпечку, разносил гостям.

Похищение невесты и выкуп

На Руси предсвадебный выкуп невесты проходил в несколько этапов. Сначала односельчане перегораживали дорогу жениху на пути к любимой. Вторая часть выкупа проходила возле дома будущей супруги. Молодому парню предстояло еще отыскать невесту. По традициям русского народа, изначально выкуп был спектаклем, где жених с друзьями играли роль чужаков, которые пробираются за возлюбленной в потусторонний мир. Чудесным помощником молодого парня считался конь, доставлявший его к дому невесты и вывозивший пару.

У русского народа есть обычай, согласно которому дружина жениха должна была проходить испытания, выполнять разные желания тех, кто проводил выкуп: переходить хлипкие мосты, перепрыгивать огонь, чтобы показать силу и сноровку. Подружки могли выдвигать странные требования, просить деньги, загадывать загадки. Во время выкупа главной целью был запрос максимальной цены, противоборство двух сторон. Чем сильнее борьба, тем крепче будет союз двух сердец. После этого жених мог надеть кольцо на палец молодой, подарить поцелуй.

Свадебные традиции связанные с убранством невесты

Обычай наряжать невесту в белое свадебное платье в России появился лишь в 19 столетии, а вошел в обиход в середине следующего века. До этого времени, согласно русским традициям, невесты надевали старинный народный костюм. Между дворянским и крестьянским свадебным нарядом разница была видна сразу. Невеста из дворянского сословия облачалась в платье с драгоценными украшениями, сшитое из дорогих тканей.

Платье и фата

До 19 столетия на Руси был распространён свадебный костюм, переливающийся всеми оттенками красного. На венчание молодая особа шла в скромных, печальных одеждах, поскольку это символизировало расставание с девичьей жизнью. В некоторых регионах под венец девушки шли в черных одеждах, фате того же цвета. После невеста переодевалась в свадебное нарядное облачение красного цвета, который символизировал начало новой жизни, радость.

Подвенечный наряд, согласно традициям русского народа, состоял из комплекта одежды. Свадебный сарафан представлял собой произведение искусства, поскольку демонстрировал мастерство рукоделия хозяйки, материальную обеспеченность семьи. Подвенечные одежды могли передаваться из одного поколения в другое. Сарафаны вышивались золотыми нитями, украшались тесьмой, бисером, серебряным, золотым шитьем. Отшивалось свадебное платье из парчи, оборачивалось жемчугом, дорогими мехами.

По обычаям русского народа, частью свадебного наряда считалась венчальная рубаха. Рукава в ней могли быть сужающимися, пышными, длинными, с прорезями. Они выполняли защитную функцию. Считалось, что молодые не должны касаться друг друга голыми руками во время бракосочетания. Под свадебным сарафаном скрывалось огромное количество нижних юбок, делающих фигуру пышной, выполняющих роль нижнего белья.

Украшением головы считался сплетенный из полевых цветов венок, символизирующий молодость. Позже появились свадебные уборы, интерпретирующие его – обручи, ленты. Декором головы новобрачной выступали разные драгоценности. Волосы девушки заплетали либо оставляли распущенными. По обычаю русского народа, фата или вуаль служила невесте не только украшением, но и защитой от злых духов, нечисти. После венчания заплетали две косы, которые оборачивались вокруг головы молодой. Сверху надевали кокошник.

Букет невесты и подвязка

Во время современных свадеб, невеста появляется с букетом, а после бросает его толпе незамужних дам. Эта традиция, как и подвязка, пришли к нам с Запада. Бросание букета символизирует передачу статуса невесты подруге. То обряд используется невестой для прощания с девичеством. Корни традиции уходят в Англию (18 столетия). Славянские же невесты, по традициям и обычаям русского народа, украшали свою голову цветочным венком, который потом разрешали примерить подругам.

Видео: русская свадьба в народном стиле

Свадьба на Руси – это не только всеобщее гуляние с танцами, выпивкой, радостью, праздник для каждого, но и тщательно продуманный порядок действий, предписанный церковью, язычеством и обычаями русского народа. Чтобы организовать настоящее торжество по всем традициям в современности, придется проделать огромную работу, но она обернется роскошным, веселым праздником для гостей и молодожёнов. Видео ниже поможет.

Фольклорный жанр – это исторически складывающийся тип устно-поэтического произведения.

Справедливо отмечено В.Я. Проппом, что в народной поэзии произведения одного жанра определяют следующие признаки:

1) характер исполнения;

2) бытовое назначение;

3) общность поэтической системы.

Отсюда имеются все основания различать в фольклоре – песенные, прозаические и драматические жанры. Песенные: былины, исторические песни, баллады, лирические песни. Прозаические: сказки, несказочная проза. Драматические: игры, хороводы, кукольные представления, народные пьесы.

Жанры фольклора постоянно взаимодействуют, некоторые произведения при этом могут переходить из одного жанра в другой. Особенно легко меняет свою жанровую принадлежность народная проза.

Тема 3

Историческое развитие фольклора.

Фольклор и литература

Устная народная поэзия возникла на ранних ступенях общественного развития. По свидетельству археологических и этнографических данных, зачатки словесного искусства уходят своими корнями в первобытнообщинный строй, существовавший тысячелетия.

Начальные жанры устного народного творчества носили утилитарный характер, тем не менее происхождение трудовых песен, заговоров, заклинаний, обрядовой поэзии, а затем сказок и несказочной прозы связано уже с первобытным фольклором.

Поэтическое содержание трудовых песен, их художественная форма служат доказательством того, что в них народ отразил трудовую деятельность. В обрядовой поэзии, заговорах, заклинаниях он передавал свои знания о мире и представления об окружающей действительности, свою веру в силу слова. Сказки и несказочная проза запечатлели многогранные отношения человека и природы, исторические события и дела реальных лиц, богатый вымысел и народную фантастику.

Обогащение устно-поэтических традиций и появление новых определялись далее прежде всего принятием христианства, искоренением язычества, формированием восточнославянских наций, образованием Киевской Руси, усилением роли Новгорода, крепнувшим могуществом Московского государства, становлением Российской империи.

История фольклора этого периода (с IX в. до середины XIX в.) распадается на следующие этапы: фольклор времени существования Киевской Руси (IX – XII вв.), фольклор периода феодальной раздробленности (XII – XV вв.), фольклор времени создания Московского государства (XV – XVII вв.), фольклор XVIII и первой половины XIX вв.

В устном народном творчестве IX – XII вв. сложился героический эпос, были выработаны основные формы и поэтика былин, исключительную популярность приобрели пословицы, поговорки, загадки, предания.

Для фольклора периода феодальной раздробленности характерны такие жанры, как историческая песня, баллада, былина, сказка.


Образование и развитие Московского государства сопровождалось значительными изменениями в устном народном творчестве: достигает расцвета историческая песня, широкое распространение получают пословицы, сказки, народная лирика.

Многообразные процессы переживал фольклор XVIII и первой половины XIX вв.: по-прежнему бытуют традиционные фольклорные жанры, но зарождается народная драма, сильнее проявляется воздействие художественной литературы на устную поэзию народа, возникает рабочий фольклор.

Вторая половина и конец XIX века, ХХ век внесли в фольклор радикальные перемены. Новые социально-исторические условия сказались как в содержании, так и в форме произведений различных жанров.

В истории фольклора данного времени следует выделить три периода: фольклор второй половины XIX века и рубежа веков (1861 – 1917 гг.), фольклор советской эпохи (1917 – 1991 гг.), современный фольклор.

В двух первых периодах можно обозначить этапы. В первом: фольклор 1861 – 1905-07 гг., фольклор 1905-07 – 1917 гг.; во втором: фольклор 1917 – 1929 гг., фольклор 1929 – 1956 гг.

Устная народная поэзия 1861 – 1905-07 гг., быстро обновляя свою тематику, живее откликалась на те или иные события и жизненные запросы. В ней наметилось резкое сужение бытования некоторых жанров, а отдельные из них (исторические песни) даже вышли из употребления.

В фольклоре 1905-07 – 1917 гг. процессы, имевшие место на предшествующем этапе, продолжились. Вместе с тем в нем усилились сатирические мотивы и критическая направленность ряда жанров, особенно сказок, песен, частушек. Углубились связи устного народного творчества с литературой.

Революция и Гражданская война повлияли на общий характер фольклора. Это яснее выразилось в тех устно-поэтических произведениях, которые более подвижны, оперативны (песни, частушки). Но и в сказках (с их устойчивыми традициями) появилась детализация быта, событий, характеристики героев. Главная роль отводилась народным революционным песням.

Что касается фольклора периода тоталитарного режима (1929 – 1956 гг.), то он все же сохранил преемственность народно-поэтических принципов. Создавались произведения, в которых нашла художественное отображение жизнь трудового народа, его мысли и чувства, его протест против всякого произвола и насилия, его героическая борьба за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, многие устно-поэтические тексты не были записаны.

Наступившая после ХХ съезда партии «оттепель» активизировала народную поэзию, художественную самодеятельность. Песни, частушки, сказы, анекдоты вновь обрели свои живые формы. А с наступлением «перестройки» и такие жанры фольклора, как обрядовая поэзия, заговоры, заклинания, вышли из забвения.

В настоящее время интерес к устному народному творчеству не пропал. Традиции, накопленные народом веками, воспринимаются как один из путей его духовного обновления.

Фольклор и литература живут и развиваются параллельно, постоянно взаимодействуя и обогащая друг друга. Их общая задача – создание обобщающих словесных образов, вечных по своему художественному совершенству произведений. Вместе с тем устное народное творчество – «колыбель» литературы. Возникнув на основе фольклора, русская литература с первых своих шагов активно использует выработанную им систему образов, его традиционные формулы и приёмы. В свою очередь, русская литература сама воздействует на устную народную поэзию. В этом стоит видеть доказательство того, что фольклор необходим нашему обществу, как и литература.

Тема 4

Календарная обрядовая поэзия

Календарные обряды приурочены к временам года. Особую важность имеют четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В славянском аграрном календаре им соответствовали зимние святки, март и сентябрь. А посему принято календарные обряды делить на три цикла: зимние (новогодние и масленичные), весенне-летние (встреча весны, троицко-семицкие, купальские), осенние.

Встреча Нового года в славянском календаре получила название – «святки». «Святки» – своеобразный ритуальный, игровой и аграрно-бытовой обряд, поэтому, готовясь к Новому году, примечали состояние погоды, гадали, колядовали, устраивали игрища, выступали ряженые.

Во время масленицы, как и в Новый год, примечали погоду и гадали. Масленица – подвижный праздник. Он отмечается на восьмой недели до пасхи. Центральное обрядовое действие масленицы – встреча и проводы масленицы. Это олицетворяет конец зимы, начало весны. Вся масленичная неделя переполнена праздничными мероприятиями: играми, затеями, весельем. Каждый день имеет своё название: понедельник – «встреча», вторник – «заиграш», среда – «лакомка», четверг – «широкий», пятница – «тёщины вечера», суббота – «проводы», воскресенье – «прощёный день».

У восточных славян широко бытовал обряд встречи весны, ибо с ней связывали урожай, приплод скота, следовательно, семейный достаток. Обряды сопровождали и начало сева, выгон скота на пастбище.

Троицко-семицкий цикл обрядов справлялся на рубеже поздней весны. Троица – воскресенье, пятидесятый день после пасхи. Она приходится на последний день семицкой (седьмой после пасхи) недели, поэтому обряд получил название – троицко-семицкий. В субботу на семицкой неделе – родительский день, а в понедельник (после троицы) – духов день, за которым следует «русальная неделя».

«Шапка» лета – день Ивана Купалы. Он открывает сезон купания. Травы и цветы, собранные в этот день, сушат, сберегают, полагая, что они обладают целебной силой.

Уборочные работы и сенокос в старину начинали с Казанский (с 21 июля). Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!». Почести воздавали и последнему снопу. По традиции на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их ленточкой, то есть «завивали борозду».

За жатвой подступала осень, «бабье лето» (с четырнадцатого сентября по двадцать первое сентября). А далее шёл Покров. Покров – первое зазимье. Народная мудрость гласила:

Коли Покров, то скоро и Рождество!

Тема 5

Семейно-бытовая обрядовая поэзия

Не только в хозяйственной, но и в семейной жизни каждое важное событие надо было сопровождать обрядом. Одни обряды сопутствовали радостным событиям (родильные), вторые – печальным (обряды похорон, рекрутские), третьи (свадебный обряд) совмещали в себе и элементы веселья, и элементы трагизма. Оттого свадебный обряд в художественном оформлении и содержании особенно богат, разнообразен, интересен.

Свадебный обряд восходит к традициям, заложенным веками, причём эти традиции сформировались на основе экономических, юридических, бытовых, религиозных устоев народной жизни. Поэтому славянский свадебный обряд – это сложное единство многих ритуалов, которые длились несколько дней. Фольклорное сопровождение свадьбы необычайно богато: причитания, песни, приговоры дружки, метафорические диалоги, шутки, театрализованные сценки, частушки, пословицы, поговорки, игры, хороводы, пляски.

Центральная фигура на свадьбе – невеста. Начинается свадьба со сватовства, потом следуют смотрины, рукобитие, великая неделя и, наконец, первый день свадьбы. Он включает себя такие обряды:

1. Отдавание невесты жениху за стол.

2. Окручивание невесты.

3. Принятие молодой в доме мужа.

4. Брачная постель.

Данные обряды призваны утвердить перед людьми законность новой семьи.

  • а) 1 - обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хозяйственно-земледельческой деятельностью человека.
  • 2 - Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека (бытовые) - рождение, именование, инициация, свадебный обряд, похороны.
  • 3 - Обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме (заговоры).
  • б) 1 - Необрядовая поэзия. Эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные (легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика (лирическая песня). Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки.
  • в) Малые фольклора жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки).

Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.);

Пословицы + поговорки;

Частушки.

Традиционная русская свадьба

Брак - социальный акт. У многих народов обручение составляет отдельную группу обрядов.

Выкуп невесты - обряд отделения.

Свадьба - церемония инициации, т.е включения в тотемический род. Это обряд включения чужака в сообщество.

После заключения брака девушка и юноша переходят в категорию социально зрелых мужчин и женщин, ничто не может заставить их вернуться в прежне положение.

В традиционной культуре свадебный ритуал представляет собой комплекс обрядовых действ, которые обеспечивают и санкционируют обретение индивидом нового социо-возрастного статуса.

Традиционная русская свадьба - явление сложное, включающее в себя разнообразные по своему происхождению, характеру и функциям элементы. Наряду с архаичными обрядами (рукобитье, расплетение косы просватанной девушки и проч.) в свадебном ритуале можно увидеть христианские наслоения, например, богомолье, венчание и другие.

Являясь событием семейным, свадьба в значительной мере выходила за узкие рамки семьи. Вся община следила за возникновением брачной пары, а затем и новой семьи. Одной из важных целей свадебного обряда было признание брака общиной. Внимание односельчан к молодоженам не ослабевало в продолжение всего года после свадьбы. По истечении этого срока статус молодых, как правило, изменялся. Рождение ребенка означало, что брачная пара состоялась, а молодожены переходили в возрастную категорию полноценных взрослых или семейных.

В русской традиции, соответственно хозяйственно-бытовому укладу, ориентированному на основное занятие - земледелие, существовало два основных срока для проведения свадеб: осенью - от Покрова (1 октября) до начала Рождественского поста, Филиппова заговенья (14 ноября) и зимой - от Крещенья до масленичной недели.

Состав участников свадьбы, представлявшей многоэтапное действо, был довольно велик. Кроме невесты, жениха и их родителей, обязательными участниками свадьбы были их ближайшие духовные родственники с обеих сторон - крестные родители жениха и невесты, выполнявшие, как правило, роль сватов и свах. Из кровных родственников важная роль принадлежала брату невесты. Помимо сватов и свах главными свадебными чинами являлись дружка и тысяцкий. Дружка возглавлял поезд жениха, распоряжался свадьбой и следил за соблюдением всех обычаев. Он выступал от стороны жениха; обычно дружкой избирали старшего женатого брата жениха или остроумного и словоохотливого парня из друзей жениха. В дружке ценились импровизационные способности, проявляющиеся в шуточных приговорах и диалогах со стороной невесты и всеми участниками свадьбы. Обязанности дружки разделял тысяцкий, также представлявший сторону жениха; зачастую роль тысяцкого выполнял крестный отец жениха.

Младшими свадебными чинами были «перезовщики», приглашавшие людей на свадьбу, «поддружья» и «бояре», составлявшие женихову «дружину», «коровайницы» и «поварушки», «пивники» и «хлебники», ответственные за приготовление блюд и напитков для свадебного стола и других этапов свадьбы, «коробейники» и «численники», связанные с передачей приданого из дома невесты в дом жениха, «бочкари», «гвоздари», «чашечники», «ложечники», «наливашники», «стольники», отвечавшие за подачу блюд и хмельных напитков во время поездок за невестой, в церковь и из церкви, а также в течение свадебного пира.

Девушки - подружки невесты, представлявшие половозрастную группу, которую она покидала, были непременными участницами довенчального этапа. Они выполняли определенную роль в обрядах прощания невесты с девичеством, а также на протяжении всего свадебного цикла в нужные моменты исполняли обрядовые песни. В некоторых местных традициях на свадьбе присутствовал «вежливец» (колдун), бравший на себя магические функции дружки. Односельчане могли участвовать в свадьбе в качестве зрителей, петь песни, устраивать заставы для поезда с молодоженами и т.п.

Неотъемлемой частью свадебного обряда был свадебный фольклор. Фольклорные тексты, исполнявшиеся в течение всего свадебного цикла, начиная со сватовства, разнообразны по форме и функции. Это и песни, исполняемые подругами невесты и всеми участниками свадьбы, и причитания (плачи) невесты. Особенно развито было искусство причитания в севернорусской традиции, где вместо невесты могла причитать специально приглашенная «профессиональная» плачея (или плакальщица). Плач невесты или плакальщицы нередко сопровождался причетами и песнями девушек-«подголосниц». Начиная со сватовства и до завершения свадьба была наполнена разнообразными приговорами, диалогами, наказами иносказательного или шуточного характера. Кроме грустных протяжных свадебных песен исполнялись величальные (новобрачным, дружке, родителям молодых, каждому гостю отдельно), шуточные корильные песни (свахе, тысяцкому, дружке), плясовые, частушки. Каждый фольклорный текст имел определенное обрядовое значение и был четко закреплен за конкретным свадебным чином, временем и местом в обряде.

Сговорные песни. Начинали рисовать молодых в положении жениха и невесты, идеализируя их отношения. Песни представляют собой повествование или диалог.

Песни девишника. Появлялись монологические формы от лица невесты

Приговоры. Рифмованные поэтические произведения. Композиционно состояли из монолога, но обращение к участникам ритуалов приводило к возникновению диалогов.

Величальные песни имели поздравительный характер, ими чествовали, воспевали.

Корильные песни. Создание карикатуры. Их прием - гротеск.

Особой стороной свадьбы было исполнение тех или иных магических действий, направленных на благополучие самого обряда (сватовство ночью, избегание сватами встречных людей, обход свадебного поезда с иконой и под.) и будущей жизни молодоженов (встреча молодых из церкви свекровью, одетой в вывороченную мехом наружу шубу, первое кормление молодых молоком, разрезанным пополам яйцом или яблоком и др.), а также следование ряду запретов (запреты свататься в понедельник, колотить по углям при топке невестиной бани, плакать невесте после венчания и многие другие) и соблюдение норм поведения разными участниками свадьбы.

Вступление в брак осмыслялось в традиционном сознании как временное символическое умирание для возрождения к новой жизни в новом качестве. В процессе свадьбы просватанная девушка переходила в другую социо-возрастную категорию, прощалась со своей девичьей волей, молодой и, в определенной степени, беспечной жизнью.

Идея символической смерти проявлялась в свадебной обрядности на разных уровнях. Так, например, одежда «сговоренки» напоминала собой или погребальную, или траурную одежду. В Архангельской губ., например, невеста носила белую неорнаментированную рубаху с длинными рукавами до пола, которая называлась «плакательной», «махавкой», так как в моменты причитаний «просватанка» ходила вдоль половиц, махала руками из стороны в сторону и плакала. На Русском Севере в некоторых местных традициях венчальный наряд, состоявший из белой рубахи «исцельницы» и синего сарафана, впоследствии являлся и погребальной одеждой.

Идея временной смерти невесты воплощалась и в регламентации передвижения просватанной девушки и в обрядах прощания ее с родной деревней, всеми родственниками и соседями, с местами, где проходили молодежные гуляния. После просватанья девушка оказывалась практически изолированной в своем доме (ср. со сказочной невестой). Она переставала посещать посиделки, гуляния, и проводила все время дома, принимая своих подруг. Выход ее за пределы родительского дома был связан исключительно с обрядами прощания.

Об идее символической смерти свидетельствует также жанр свадебных причитаний, которые сопровождали все обряды и времяпрепровождение невесты от момента сватовства до венчания. Свадебные причитания по ряду признаков - манера исполнения, определенные формулы, описания, общие места и др. - типологически близки похоронным плачам.

После обряда венчания, изменявшего статус жениха и невесты (теперь их называли «молодыми», «новобрачными»), происходило их символическое возрождение, сопровождавшееся сменой настроения свадебной обрядности: наступало всеобщее веселье. Невесте запрещалось плакать, иначе, по народным представлениям, ее могла ожидать печальная жизнь в замужестве.

Свадебный обряд делился на три этапа: довенчальный, непосредственно свадебный и послесвадебный. Первый этап включал в себя обряды подготовки к свадьбе и прощания девушки-невесты с подругами, деревней, соседями и т.п. В комплекс довенчальных обрядовых действ входили сватовство, смотрины дома жениха («дом смотреть»), богомолье, сговор сторон жениха и невесты, рукобитье, пропой невесты, предбрачная баня невесты, девичник, расплетение косы.

Русский свадебный обряд в зависимости от той или иной местной традиции имел свои особенности. Варьирование ритуала зависело и от конкретной ситуации: жених и невеста из одной или из разных деревень, близких или удаленных друг от друга; дополнительные элементы включала в себя свадьба невесты-сироты. Однако ход свадьбы, ее структура были во всех регионах более или менее устойчивы, и состав основных обрядов и этапов свадебного действа были свойственны всем локальным традициям.

Русская свадьба – один из интереснейших обрядов и явлений русского традиционного крестьянского фольклора.

Русская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных (групповых) форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу женщин и матерей (древний коллективный характер таких посвящений отражен, например, в свадебном де вишнике невесты).

В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. Основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты (ее прятали от жениха, преграждали дорогу женихову поезду, разыгрывали сцены доступа жениха во двор, в горницу - и проч.). Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное "нежелание" невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем. Все это следы брака-умыкания, то есть такого брака в котором невесту похищали (сначала это происходило насильственно, а позже по взаимному уговору).

Следующая форма брака - "купля-продажа", существовавшая, по-видимому, у племени полян. Жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному у мусульман калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, угощением, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки ("Кто краснее солнышка, кто светлее светла месяца?"). Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты "били по рукам", как бы заключая торговую сделку ("У вас товар, у нас купец"). Впоследствии вено было заменено приданым.

У девушки среднего состояния в приданое входило до 10 и более рубах, до 10 будничных сарафанов (холщевых и ситцевых), 10 кусков белого холста (в куске 22 аршина), 7 кусков цветного холста (пестряди), постель, до 50 полотенец (на подарки), скатерть, полог для перевозки зерна, мешок для муки и т. д. Приданое начинали собирать от рождения. Говорилось: "Дочку в колыбельку - приданое в коробейку". Его складывали в короб, скрыню, сундук. Невеста с хорошим приданым называлась приданница, с плохим - бесприданница. Вместе с тем главную ценность составляла сама девушка, ее личные качества. Пословица поучала: "Бери бесприданну, но таланну" (талан - счастливая судьба человека).

В феодальную эпоху в патриархальной семье сложился брак по воле старших, который до реформ Петра I сохранялся во всех слоях русского общества. Позже он оставался только в крестьянской среде. Брак по воле старших отразил представление народа о семейном быте феодальной эпохи: стабильном, с оберегаемыми традициями.

Этнографы полагают, что брачный возраст вступающих в брак с о временем менялся, поднявшись с 11-12 до 16-17 лет. Связанные с браком по воле старших правила поведения народ закрепил в пословице: "К лавке лицом, по заду дубцом - вот тебе и под венцом!" Утверждалось также: "С кем венчаться, с тем и кончаться "; "Повенчает поп, а развенчает гроб".

Патриархальный брак по воле старших включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчиняться церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.

Например, венчание в церкви не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь - постная. По этой же причине не совершается венчание и в субботу: ночь с субботы на воскресенье посвящена Богу. Церковное таинство брака не совершается в великопостный период, начиная с субботы мясопустной недели, в течение сырной сед мицы (Масленичной недели), самого Великого поста и последующей Пасхальной недели. Венчание также не совершается: в Петровский пост (с 12 по 29 июня), в Успенский пост (с 31 июля по 15 августа), в Рождественский пост и на Святках (с 12 ноября по 7 января). Кроме того, венчание не совершается накануне 12 важнейших церковных праздников (так называемых двунадесятых): Рождества, Крещения, Срете­ния, Благовещения, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Троицы, Преображения, Успения Богородицы, Рождества Богородицы, Воздви­жения Креста и Введения во храм Богородицы. Не венчали накануне храмовых праздников и в день (а также накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа).

В кровном родстве по прямым линиям (восходящей и нисходящей) брак запрещается во всех степенях. В родстве по боковым линиям право­славный брак запрещен до 4-й степени включительно (в отличие от католицизма, допускающего браки между двоюродными братьями и сестрами).

Обычно свадьбы играли осенью: от Покрова (1 октября) до Филиппова заговенья (14 ноября); или зимой: после Крещения и до масленицы. На протяжении всей свадьбы совершались хри­стианские моления, благословения иконой или крестом, зажи­гание свечей и т. д.

МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МО «ГОРОД ПОЛЕВСКОЙ»

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Реферативная работа.

Исполнитель: учащийся 9 класса

Кургановской школы БАЛУКОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Руководитель: МАЩЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель литературы Кургановской школы

ПОЛЕВСКОЙ – 2006

Введение……………………………………………………………………….……..…3

1. Своеобразие народного поэтического искусства……………………….…….…..4

2. Происхождение и знамения свадебного обряда………………………….……….6

3. Этапы свадебного обряда………………………………….…….....................…....8

3.1. Сватовство……………………………………………………..……....8

3.2. Сговор……………………………………………………………….…9

3.3. Девичник………………………………………………………….….10

3.4. Свадьба…………………………………………………………….....14

4. Жанры свадебной поэзии………………………………………………….………18

5. Свадебный обряд и литература……………………………...................................24

Заключение………………………………………………………………….…………26

Библиографический список

Введение.

Свадебный обряд – наиболее сложный по своему составу и в художественном отношении самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов. Это многократное драматическое действо. Свадьба обычно длилась не меньше двух-трех дней (а в максимальном варианте – неделю и более) и была сложным сочетанием обрядовых действий, фольклорных текстов (в том числе и прежде всего песенных), пляски, драматических сценок. Поэтому есть все основания говорить о свадебном ритуале, то есть не об одном обряде, а о целой системе обрядов.

Свадебная поэзия – изумительное явление русского фольклора. В ней нашли отражение многие стороны жизни народа, история семьи, формы брака.

Но старинная крестьянская свадьба давно забыта. В памяти людей старшего поколения сохранились отдельные поэтические фрагменты, воспоминания об обрядовых действиях, смысл которых иногда трудно объясним. Процесс сокращения и выветривания свадебного обряда начался очень давно. Он был связан с разрушением большой патриархальной семьи и с ломкой патриархальных отношений в деревне. Старинные свадебные песни переходили в другие песенные циклы и, трансформируясь, получали иное целевое назначение в народном быту: превращались в игровые, хороводные и пр. Фольклористы прошлого века утверждали, что крестьянская свадебная поэзия исчезает, что приходится довольствоваться только обломками некогда великолепного художественного ансамбля.

В современном мире песен этих почти не поют, а жаль. В свадьбу XXI века перешли некоторые образы, мотивы старинной свадьбы, но все меньше остается обрядности, а ведь в ней не только красота, состязание сторон, в ней много символичности. Надо сказать, что и новые обряды становятся живучими только тогда, когда являются продолжением традиционных.

Свадебная обрядовая поэзия давно привлекала внимание этнографов, фольклористов, писателей. В литературных произведениях авторы постоянно обращаются к народным ритуалам. Чтобы понимать значение литературных произведений, основанных на народных традициях, мы должны знать эти традиции, изучать их, понимать.

Чтобы любить настоящее и думать о будущем, нужно знать прошлое. Именно поэтому нужно изучать традиции народа, в частности и свадебный обряд.

Цель работы: изучить свадебный обряд, познакомиться с основными жанрами этого обряда, выявить их особенности.

Задачи:

1. Подобрать материал по данной теме.

2. Систематизировать и проанализировать данную литературу.

3. Выделить основные этапы свадебного обряда.

4. Изучить свадебную обрядовую поэзию, проанализировать тексты песен.

5. Сделать выводы.

1.Своеобразие народного поэтического искусства.

Народное поэтическое искусство - это устное словесное художественное творчество народа. Оно издавна привлекало его собирателей и исследователей.

Роды и виды народного поэтического искусства. Устное народное поэтическое творчество в основном делится на три рода: эпос, лирику и драматическое искусство. Возникнув в фольклоре всех народов древности, они закрепились и развились потом и в области литературы. Основным признаком каждого из них является свой способ изображения действительности: в эпосе – в повествованиях событиях и поступках героев, в лирике – в изображениях внутренних переживаний и чувств человека, а в драматических произведениях – в изображениях непосредственных сценических действий героев .

Устное народное поэтическое творчество имеет немало особенностей, отличающих его от литературы. Хотя литература и фольклор в течение веков существовали параллельно, они всегда было вполне самостоятельными областями словесного искусства.

Сопоставимы в них принципы художественного обобщения и типизации действительности, а также многие композиционные приемы. Однако качественное применение художественных средств в фольклоре и литературе не тождественно. Вполне самобытными в фольклоре являются процессы возникновения и разлития жанров, их идейно-художественная специфика.

В советской науке понятие специфики фольклора, прежде всего, учитывает его особую социальную природу, своеобразие его эстетики и общественных функций.

Советская эпоха характеризуется утверждением нового социалистического образа жизни, основная черта которого – равноправие и сотрудничество всех членов общества. За годы Советской власти в нашей стране сложилось новая историческая общность – советский народ, родились новые, гармонические отношения между классами и социальными группами, нациями и народностями. В социалистическом обществе фольклор становится искусством всенародным.

Фольклор как своеобразное средство общения народных масс выполнял важные социальные функции: идейно сплачивал людей, воодушевлял их на борьбу с угнетателями, способствовал фомированию мировоззрения народа.

Из глубокой древности ведет свое начало такая специфическое особенность устного творчества, как его тесная связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением, плясками, играми. На ранних стадиях развития человеческого общества древнейшие формы искусства еще не были четко отделены друг от друга: составляющие их элементы эпоса, лирики и драмы находились в нерасчлененном виде. Особенно часто сливались в единое целое пляска, музыка и пение. Эта исторически обусловленная специфика искусства обозначается термином «синкретизм». Отголоски художественного синкретизма проявляются в народном поэтическом творчестве вплоть до сегодняшнего времени. Так, и песни неразрывно связаны с их мелодиями, некоторые народные песни не только поются, но и инсценируются, разыгрываются в лицах, а народный свадебный обряд соединяет в себе самые различные виды народного искусства: поэзию, музыку, танцы, драматическую игру. Такое соединение, как правило, не характерно для искусства профессионального.

Большие возможности для творческих взаимовлияний между культурой народов нашей многонациональной страны открыла советская эпоха, положившая начало братской дружбе народов в ходе построения социалистического государства.

Русский фольклор является значительной частью мирового фольклора. Самостоятельно созданный русским народом, вполне самобытный, он имеет типологическое сходство с фольклором многих народов мира в своей жанровой системе, тематике, образах героев и поэтике.

Русское народное творчество своими большими идейными и художественными ценностями издавна привлекает внимание ученых и исследователей других стран. Большой интерес зарубежных ученых-фольклористов вызывает и советская фольклористика, известная в наука всего мира.

2 . Происхождения и знамения свадебного обряда.

С давних пор в народе известна семейная обрядовая поэзия. Ее содержания связаны с самыми важными событиями человеческой жизни: рождением, браком и смертью. Многие сопровождающие их обряды и связанные с ними поэтическими произведения носили магический характер. Народный свадебный обряд сложился в феодальную эпоху на основе традиционного крестьянского семейного быта. В его содержании и обрядовой символике нашли отражение некоторые черты, характерные для еще более древних форм браков у славянских племен, возникли в период родового строя или во время его разложения. Жених должен был платить выкуп за невесту. Этот обычай давать выкуп за невесту как традиционный и очень устойчивый долго жил в быту многих народов.

Свадьба в целом представляла собой как бы сложную драматическую игру, в которой реальное переплеталось с традиционно-условным, обобщенным и типическим. Все в ней подчинялось единой традиционной цели - показать, как складывается новая счастливая семья: в праздничной обстановке, среди большого народного коллектива, выходящего за пределы семей жениха и невесты. Отсюда прямо вытекала не только «заданность» поведения всех участников свадьбы. И действительно, все «роли» участников свадьбы были регламентированы. Родители и родственники жениха и невесты должны были вести себя как радушные и богатые хлебосолы. Отец и мать невесты должны были проявлять к ней родительскую жалость, но в то время и не уступать ее традиционным мольбам «не отдавать ее замуж». Жениху полагалось изображать на свадьбе идеального «доброго молодца»: красивого, нарядного и богатого. Принаряженный жених обычно сидел на свадьбе спокойно и молчаливо, проявляя почтительность к невесте. В этом и заключалась его роль.

Самую большую роль в свадебном обряде играла невеста и по месту, которое она занимала в нем, и по глубине ее психологических переживаний. Всю первую половину свадьбы она должна была плакать и печалиться, прощаясь с родителями, подругами и со своей прежней «девичьей волей». Но со времени переезда в дом жениха она сразу же должна была изменить свое поведение и изображать уже счастливую жену, покорно и даже радостно вошедшую в чужую семью.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»