Конспект наблюдений на метеостанции доу. Летнее мероприятие для старших дошкольников в ДОУ. Открытие метеостанции. Сценарий. Формы работы по проекту

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Метеоплощадка представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции , состоящей из обучающих элементов: флюгера , метеобудки , солнечных часов и других интересных приспособлений. Как правило, метеоплощадку широко используют в дошкольных образовательных учреждения, детских садах. Но и во дворе уличная метеостанция будет иметь большой успех у ребятни.

Уникальность метеоплощадки заключается в том, что в игровой форме дети получают азы культурного общения с окружающим миром, вовлекаются в процесс непосредственного общения с природными явлениями. Эта методика обучения расширяет кругозор ребенка и формирует бережное отношение к природе, знакомит малышей с культурой края.

Не смотря на то, что в современном мире остается все меньше свободного времени на творчество, многие задаются вопросом: как сделать метеоплощадку своими руками . Благодаря широкому доступу к всевозможным интернет-источникам, получить подробную инструкцию по изготовлению метеостанции с подробным фото- и видеорядом не составит труда.

Мы готовы предложить вам подробный пошаговый алгоритм изготовления метеоплощадки своими руками.

Если у других получилось, я тоже смогу

Для того чтобы сделать своими руками что-то полезное, достаточно только желания! Все остальное: время, средства, идеи - найдется. Для начала давайте определимся с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка . Это важно для того, чтобы в дальнейшем рассчитать необходимые нам материалы и освободить пространство для работы и монтажа игровой метеостанции .

Из чего можно изготовить метеоплощадку своими руками

Почему движутся облака, с какой силой дует ветер, откуда берется вода в тучах - это далеко не полный список вопросов, которые задают дети. Можно и объяснить, но лучше - показать все наглядно. Чтобы ребенок мог пощупать, потрогать, измерить и, возможно, сам найти ответы на вопросы.

Итак, если вы решили сделать метеплощадку своими руками, мы предлагаем следующую комплектацию обучающей метеостанции:

- барометр ,

- дождеметр ,

- ветровой рукав для измерения силы ветра,

- флюгер ,

- солнечные часы ,

- рамка-определитель типов облаков.

Барометр для метеоплощадки своими руками



Нам понадобится:

Стеклянная банка,

Воздушный шарик,

Канцелярская резинка или скотч,

Бамбуковая шпажка или соломинка,

Цветная бумага,

Канцелярский зажим-прищепка

Что-то придется купить, что-то поискать в кладовке, гараже или кухонном шкафчике.

Принцип работы таков:

На горлышко пустой банки натягиваем шарик, закрепляем.

На кончик бамбуковой шпажки приклеиваем стрелочку из бумаги. Второй конец палочки с помощью скотча приклеиваем на шарик.

В прищепку вставляем полоску картона высотой с банку, на которой будем делать шкалу.

Устанавливаем шкалу так, чтобы стрелочка барометра показывала на нее, и карандашом или фломастером отмечаем показания.

При увеличении давления внешний воздух вминает внутренний вглубь, шарик прогибается, стрелочка поднимается. А при падении давления воздух в банке начинает давить на шарик изнутри, он вспучивается, стрелочка наклоняется вниз.

ВАЖНО : чтобы градуировать шкалу, начальные измерения самодельного барометра нужно сличать с показаниями настоящего (или с данными на сайте погоды, если обычного барометра в доме нет).

Конечно, такое приспособление не совсем прочное и очень скоро компоненты придется менять, но кое-что измерить все же удастся!

Дождеметр для метеоплощадки своими рукам и

На настоящих метеостанциях для измерения количества выпавших осадков используют специальный прибор - осадкометр . Он представляет собой укрепленное на вертикальном столбе дождемерное ведро, закрытое от ветра, и дождемерный стакан для измерения количества осадков.

Мы предлагаем изготовить упрощенный вариант и назовем его дождеметр.



Нам понадобится:

Пластиковый стаканчик (например, из-под сметаны),

Бельевая веревка,

Скрепка,

Мерный стаканчик.

Принцип работы таков:

Пластиковый стаканчик укрепляем на бельевой веревке с помощью скрепки. Бельевую веревку можно протянуть во дворе между деревьев или на лоджии (веранде в детском саду). Вот и все! Далее остается ждать дождя и измерять то количество осадков, которое собирается в стакане за сутки. Для этого воду переливаем в мерный стаканчик, показания записываем в блокнот.

НЕДОСТАТКИ : если дождеметр установлен не на открытом месте, то при боковом ветре в измерительный стаканчик осадков попадает меньше, чем при встречном. Кроме того, из-за маленького объема самодельного дождеметра, подобное приспособление не способно измерить квадратный метр площади. Поэтому если с математикой вы на «ты», то можно либо прибегнуть к дальнейшим вычислениям, либо измерять относительное количество выпавших осадков. Например, какой из дней недели принес их больше, а какой меньше.

Ветровой рукав для метеоплощадки своими руками

Для изготовления метеоплощадки своими руками для дошкольного учреждения или для домашнего наблюдения за погодой и природными явлениями также пригодится устройство для измерения силы ветра.

Ветровой рукав представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра. Проще говоря: куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную его скорость.

Чтобы интереснее было наблюдать за «живым» рукавом, мы предлагаем сделать его ярким!



Нам понадобится:

Длинная узкая «труба» из яркой легкой ткани (хотя можно использовать и пакеты для мусора) общей длиной около пяти метров.

Прочный устойчивый каркас, к которому мы закрепим наш яркий конус. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Ведь ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. Предлагаем изготовить такую опору из проволочного кольца, закрепленного на гвозде. Гвоздь вобьем в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него.

Для точного определения направление ветра сделаем «розу ветров», скрестив две палочки, и промаркируем ее в соответствии со сторонами света.

Ветровой рукав готов! Только обратите внимание, когда будете снимать показания, что метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель .

НЕДОСТАТОК : прочность нашего ветрового рукава оставляет желать лучшего, ведь все сделано из подручных материалов, не опробовано при разной силе ветра, а потому в самый ответственный момент может рухнуть и испортить показатели. Но зная это, мы постоянно будем находиться рядом и страховать наше самодельное приспособление!

Флюгер для метеоплощадки своими руками

Еще один интересный прибор для уличной обучающей метеостанции , который можно сделать своими руками - флюгер. С его помощью определяем, с какой стороны дует ветер. Это приспособление можно сделать еще и очень красивым, если проявить фантазию!



Нам понадобится:

Две палки (одна из них легкая, тростниковая для стрелки флюгера),

Картон и кусочек металлической проволоки длиной около 15 см.

Принцип работы таков:

Вырезаем из картона стрелку (треугольник со сторонами 10, 10 и 5 см) и оперение (два параллелограмма со сторонами 10х7 см). Нижний край параллелограмма подгибаем на 1 см.
Тростинку, которая будет стрелкой флюгера, расщепляем с одной стороны. Вставляем в щель наконечник. Скотчем перематываем продолжение тростинки, чтобы щель не пошла дальше и не расколола тростинку пополам.

Части оперения складываем загнутыми сторонами внахлест так, чтобы между ними можно было всунуть конец стрелки. И фиксируем их скотчем.

Находим центр тяжести стрелы.

Обматываем это место скотчем и делаем отверстие. В него мы будем вставлять металлический стержень - ось вращения. Обратите внимание на то, чтобы отверстие было в той же плоскости, что и наконечник и оперение стрелы.

В земле крепко фиксируем толстую палку. Верхушку ее лучше закрыть каким-то выпуклым и гладким колпачком - при вращении стрелка флюгера сползает по оси вниз, и если она ляжет на неровный верх палки, то стрелка остановится.

Определяем стороны света и отмечаем их на земле.

Самодельный флюгер готов! Теперь остается приноровиться, запастись терпением и научить малышей определять направление ветра.

Солнечные часы для метеоплощадки своими руками

Изготовить солнечные часы своими руками также не составит большого труда. Главное - иметь под рукой все необходимые материалы.

Нам понадобится:

Открытая поверхность,

Прочная ровная палка примерно сантиметров 50 высотой,

Мелкие предметы, например, ракушки,

Мел или то, чем можно разметить грунтовую поверхность.

Принцип работы таков:

Выбираем пустой участок, находящийся весь день на солнце. Устанавливаем на нем палку, вокруг расставляем метки (определяем их по настоящим часам). На место каждого часа кладем мелкий предмет, в нашем случае - ракушки. Когда количество часов будет полное и равное 12, прочерчиваем круг, соединяя метки. Наши уличные солнечные часы готовы.

НЕДОСТАТОК : такие солнечные часы, выполненные своими руками для уличной метеостанции, не мобильные. При меняющихся погодных условиях они могут испортиться: ветер раздует мелкие предметы, дождь смоет разметку. Но в качестве наглядного примера того, как определяется время посредством солнца и тени - это очень занятное приспособление.

Рамка-определитель типов облаков для метеоплощадки своими руками

Пожалуй, это приспособление - одно из самых необычных, интересных и сложных по исполнению, потому что требует от нас максимального творчества, усидчивости и фантазии. А еще - знаний типов облаков. Но раз уж мы с вами справились с предыдущими заданиями, изготовить рамку-определитель типов облаков для уличной метеостанции своими руками не составит для нас особого труда.



Нам понадобится:

Чистый лист ватмана или любой другой плотной бумаги форматом А3 (можно и А2),

10 картинок с фотографиями каждого типа облаков.

Фломастеры или карандаши,

Канцелярский нож или ножницы,

Бумажный клей.

Принцип работы таков:

Размечаем лист ватмана на 12 ровных частей.

Две центральные части оставляем пустыми. Здесь будем прорезать окошко для наблюдения за облаками. На остальные 10 частей наклеиваем картинки с изображением облаков.

Рамка-определитель облаков готова!

Уличная метеоплощадка на заказ

Как видите, изготовить метеоплощадку своими руками можно. У многих это получается даже неплохо. Хотя времени на это уходит много. Да и знание нужны, хотя бы начальные, чтобы, например, правильно определить стороны света или рассчитать количество выпавших осадков на один квадратный сантиметр площади. Безусловно, и это все можно найти в интернете. Главное - было бы желание! Одна лишь маленькая оговорка - ничего из вышеперечисленного не повлияет на прочность изготовленных конструкций. Что-то придет в негодность быстро, например, уличные солнечные часы после первого дождя.

Но есть способ обзавестись хорошей, прочной, яркой, интересной и безопасной детской метеоплощадкой, которая прослужит не один год и воспитает не одно поколение малышей!

Уличную метеостанцию можно приобрести на заказ в компании «Умничка». Здесь профессионально занимаются изготовление развивающих метеоплащадок для дошкольных образовательных учреждений и детских садов .

Рассказывает руководитель компании «Умничка» Федор Будылдин: «Все хорошее когда-то было нашим увлечением. И первую метеоплощадку мы собирали, если можно так выразиться, своими руками. Сегодня наши развивающие метеостанции пользуются успехом по всей России. В детских садах Ханты-Мансийска и Нового Уренгоя ребята уже не первый год с удовольствием изучают экологию на уличных игровых метеостанциях. А мы в свою очередь понимаем, что основные пользователи нашего продукта – дети. Поэтому со всей ответственностью подходим к производству данного оборудования. Метеоплощадка – это уличная игра. После долгих тестирований и доработок наши технологи и дизайнеры смогли успешно реализовать этот проект и адаптировать его к любым погодным условиям. Каждое изделие прочное, безопасное, как экологически, так и технически».

Метеоплощадка от компании «Умничка» представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции, состоящей из более чем 26 обучающих элементов. Комплектацию метеостанции можно выбрать индивидуально. Уличная игровая метеостанция имеет гарантийный срок и сертификаты , подтверждающие ее безопасность .

Если вы задумались о правильном и современном воспитании ребенка с помощью игровых метеоплощадок, то у вас есть два варианта.

Первый: найти информацию в интернете и самостоятельно изготовить домашнюю метеостанцию. В этом случае вы будете чувствовать себя первопроходцем. Потратите кучу нервов, времени и сил, прежде чем добьетесь качественного (или хоть какого-то) результата.

Второй: заказать метеоплощадку для дошкольных образовательных учреждений или домашнего использования . Здесь для вас подберут подходящую вашим пожеланиям комплектацию обучающей метеостанции из качественных материалов. Вы сэкономите время, силы и нервы, и сможете быть уверены в том, что метеостанция прослужит долго!

Готовая метеоплощадка для Вашего учреждения от российского производителя (посмотреть)

Ирина Карабчукова

Каждую весну педагоги ДОУ проявляют свои таланты мастеров ландшафтного дизайна по благоустройству детских, спортивных площадок на территории дошкольных учреждений. В последнее время оформление стало тематическим. Второй год в нашем ДОУ тема обновления участков "В гостях у сказки!"

Специалисты детского сада также не остаются в стороне и активно трудятся на благо наших воспитанников. В своем блоге год назад я рассказывала об оформлении "Лесной полянки" .

Еще мы (два учителя-логопеда и педагог-психолог) курируем "работу" нашей Метеостанции .

Так как педагоги-дошкольники люди творческие, идей нам не занимать. Мы постарались привнести некоторые новшества в "работу" Метеостанции.

Вот что у нас получилось:

Общий вид площадки, где располагается Метеостанция.


"Роза ветров" и природный барометр влажности воздуха (сосновые шишки).

Обновился в этом году и водомер (измеритель уровня выпавших осадков).


Стенд "Дата и время" . С помощью наглядности дети закрепляют понятия о времени, частях суток, название летних месяцев. Все модули действующие (стрелки подвижные).Юные исследователи знакомятся с названием и представителями "Цветочных часов" , отыскивая экземпляры у себя на участке и на центральных клумбах ДОУ. Тем самым пополняя и природоведческие знания.

Продолжили мы с коллегами экспериментирование по обустройству "Солнечных часов" .

Надеемся юным работникам Метеостанции

К.Е. Тимирязев

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Введение… ………………………………………………………………..2

2. Аннотация проекта……………………………………………………….3

3. Этапы реализации проекта……………………………………………….4

4. Актуальность проекта… ………………………………………………....5

5. Цели, задачи, ожидаемые результаты …………………………………..7

6. Методы работы, ожидаемые результаты………………………………..8

7. Требования к размещению метеоплощадки…………………………….9

8.Модель образовательной системы………………………………………13

9. Требования к организации наблюдений в природе…………………...15

10. Смета расходов………………………………………………………….17

11. Список используемой литературы ………………………………….....18

12. Описание проекта……………………………………………………….19

Метеослужба в детском саду

Введение

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

К.Е. Тимирязев

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.

По числу участников проекта: групповой (15-21 человек, все желающие).

По времени проведения: долгосрочный(1 год).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.

Участники - дети и родители ДОУ.

Значимость проекта для его участников:

Этот проект значим для всех его участников.

Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.

Проектом предусмотрен объект исследования- окружающая среда, предметом деятельности является процесс наблюдения за окружающей средой.

Аннотация проекта

Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

Работа в группах, совместное решение поставленных проблемных вопросов будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, чувствовать волшебство мира вокруг нас, вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.

Работа с проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления детей.

Принципы проекта

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Пути решения проекта:

Обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираемся создавать;

Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

Разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей ДОУ.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год 4 месяца: с 1 мая 2018г. по 31 мая 2019 года

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

Определение позиций по трем направлениям:

1. Что дети знают?

2. Что хотят узнать?

3. Что нужно делать чтобы узнать?

01.05.18- 16.05.18г.

Практический (основной) этап

Установка оборудования

Усвоение системы знаний о природе. Наблюдения, исследовательская деятельность, экспериментирование

17.05.18- 31.05.18г.

01.06.18- 31.08.18г.

Итоговый

Кружок в старшей группе «Метеослужба»

01.09.18-31.05.19 г.

Актуальность создания проекта

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие . Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. Педагогический коллектив пришел к выводу, что развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека. Прогнозирование погоды - это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы .

Знакомство детей с народными приметами - это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле - перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

Гипотеза : Исследовательская, поисковая активность- постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если:

  • Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
  • Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
  • Обогащение воспитательно–образовательного процесса будет эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;
  • Воспитывать у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы.

Цель проекта:

Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Задачи:

  1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией.
  3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
  4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
  5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
  6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
  7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  8. Воспитывать основы экологической культуры.

Ведущие принципы развития дошкольников

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности; Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Формы организации детей

Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;

Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;

Экскурсии на метеостанцию;

Организованная образовательная деятельность в уголках природы;

Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Методы работы

Систематические наблюдения в живой и неживой природе; Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет); Чтение природоведческой литературы; Моделирование; Экспериментирование; Труд в комнате природы и на метеоплощадке; Домашние задания.

Ожидаемые результаты

  • Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы,
  • Внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
  • Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.

Требования к размещению метеоплощадки

Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.

  • Устройство метеоплощадки

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов, все предметы и устройства прочно закреплены.

  • Схема метеоплощадки

Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Весь периметр площадки просыпан песком.

  • Уход за метеоплощадкой

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

  • Основное оборудование

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части- флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Ветряной рукав

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Температура воздуха

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.

Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном остове. Стенки представляют собой двойной ряд тонких деревянных планок- жалюзи, наклоненных внутрь и наружу будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.

Термометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз- градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Барометр

Барометр - отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка- контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. Внебе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево- запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом - дождя, а зимой -снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды - он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводить наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно

трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Каждый год родителей детей старшего дошкольного возраста знакомить с опытом кружка «Метеослужба в ДОУ». Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Модель образовательной системы

Родители получают задания на дом

Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Обсудите с детьми следующие вопросы:

Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую?

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний

о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.

Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.

Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.

Анкета для родителей

1.Что такое экология?

2.Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.Какую погоду вы любите, почему?

7.Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.

Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому – то из детей. За малейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новым распустившимся листочком.

Требования к организации наблюдений в природе:

Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

Призыв вместе смотреть что – то интересное; Ласковая интригующая интонация; Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).

Задачи

Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания. Учиться проверять достоверность народных примет. Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды можно использовать как средство развития творческих способностей детей: – рифмование известных народных примет – изображение природных явлений в продуктивных видах деятельности.

Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более что они придуманы самими детьми.

Для большей эффективности можно использовать опорные таблицы.

Примеры рифмованных примет

Ласточки высоко летают - солнышко ожидают. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается. Облака высоко плывут – хорошую погоду несут. Гуси улетают – зимушку поджидают. Кошка нос прикрывает – мороз ожидает. Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят. Дым столбом – мороз за окном. Звезды сверкают – о морозе предупреждают. Дым по земле – оттепель на дворе. Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит. Синички к дому подлетают – зиму встречают.

Эти приметы содержат «краткосрочный прогноз». А можно ли детям предлагать приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и взрослому человеку. Но некоторые приметы доступны и старшим детям, например, «Много ягод на рябине - осень будет дождливой, мало - сухой», «Лист с березы и дуба упал не чисто, к морозной зиме». В этих приметах названы разные предвестники дождливой осени и морозной зимы. Проверка примет требует длительных наблюдений за рябиной, березой, дубом, а потом и выявления признаков дождливой осени и холодной зимы. На это потребуется много времени. А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.

Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.

Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать. Рисунки можно оформить в виде рукописной книги

Вывод:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

СМЕТА РАСХОДОВ

Наименование

Кол-во

Цена

Флюгер

Ветряной рукав

Деревянный шест

3000

Вентиляционная решетка

Доска 40

1 куб

4000

Мерный стакан

Воронка

Лист ДВП 1/1м

Автопокрышки

Безвозмездная помощь родителей

Деревянные спилы

Бревно (диаметр 5 см., длина 35 см.)

20 шт.

Камень крупный

1 мешок-50кг

Камень мелкий

1 мешок-50 кг

Крышки от бутылок (пластмассовые)

Семена травы для газонов

4 уп.

Гвозди

2 кг.

263,5

Краска «Эмаль»- белая

Краска «Эмаль»-красная

Краска «Эмаль»-синяя

Краска «Эмаль»-оранжевая

Краска «Эмаль»-желтая

Цемент

50кг.

Термометр

Барометр

1670

Кашпо (диаметром 20 см)

Вертушки

1250

Семена цветов(флоксы, петуния)

6 уп.

Список литературы

  1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
  2. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
  3. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
  4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.

Описание проекта

Проект включает в себя:

  1. Возведение метеоплощадки на территории ДОУ.
  2. Оборудование экологической тропы как элемента развивающей среды.
  3. Установка ростовых мультикаплиционных героев.
  4. Посадка мини- сада
  1. Метеоплощадка.

Специально оборудованная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время работы на площадке, в группах в уголке природы.

  1. Экологическая тропа.

Элемент развивающей среды, помогающий реализовать очень важную педагогическую идею- воспитание ребенка через общение с природой. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся витеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлених. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное- появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

  1. Герои из мультфильмов

Установка ростовых фигур на территории метеостанции позволит создать игровую, непринужденную атмосферу. Каждый ребенок получает информацию своим неповторимым способом, и герои из мультфильма «Меньены» одним детям помогут отвлечься, а другим сконцентрироваться на получении знаний.

  1. Мини- сад

В ДОУ с наступлением летнего периода обязательно высаживается большое количество трав и цветов. Организация цветочного сада вокруг метеоплощадки позволит не только украсить территорию, но и привлечь детей к труду в природе, а также наблюдению за ростом растений, их связи с насекомыми, и наблюдению осадков и народных примет.


Залукаева Ольга Павловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 26.05.2018г.

ПРОЕКТ

«Метеостанция в детском саду»

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений .

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать , какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается внаблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек

может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам

де лать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция.С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во - первых , знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во- вторых , занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В- третьих , у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погодеи ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с профессией метеоролога;

Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером,барометром, компасом,гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с назначением метеорологической познакомятся с метеодомикоми его содержимым;

Привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей , на которых рассчитан проект: 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)

Продолжительность проекта: долгосрочный (Май 2018г. – май 2019г.).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап : анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомились с опытом других педагогов; в предыдущий период (старшая группа) была проведена работа по ознакомлению детей со свойствами шишек, еловых веток, которые проявляются при изменении окружающей среды; предварительно во время утренних бесед с детьми упоминались народные приметы, указывающие на перемены погоды (которые дети стали использовать на практике); мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап: структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

Развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Публикация в сборнике результатов проектной деятельности.

Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно- исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе,как к ведущему способу познания окружающего мира.Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении яв ляется правильная организация развивающей предметной среды.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является

наглядно –образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается

переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному

мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая

является интересной ипоучительной для детей при изучении многих тем, в

том числе наблюдения за погодой.Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.В возрасте 5- 6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы(например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке мини-ме теостанцию. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Наблюдая за погодой, дети на учатся выделять отдельные явления,

степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д.

Для определениявлажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный –закрывается.

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствиедвижения солнца, показывает солнечное время .

Самодельные метеорологические приборы были изготовлены родителями детей старшей группы. Папы наших детей рассказали детям о том, какой прибор они изготовили и для чего он служит. Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом,работа на метеостанции позволит детям ежедневно

проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом иоблачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают

прогноз погоды педагогам, родителям.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения - предсказатели» погоды :

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Деревья – предсказатели :

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи - к ненастью.

Ворона прячет «нос» под крыло - к холоду.

Каркает зимой - к метели .

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются - тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель .

А дружно расчирикались - к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал .

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы.

Наблюдениеза погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - экспериментыс водой, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро».

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы,поговоркии загадкио природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды».

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народныеприметыо погоде».

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут

детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,

самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время

реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития

познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования

метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов

наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный

опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других

людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. –с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. –с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство –пресс, 2003.

Приложение

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции».

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

детей).

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

по годы на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий –«дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Онинужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор –это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой –она раскрывается, если влажный –закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»