Детские рассказы содержащие ситуации морального выбора. Сборник педагогических ситуаций. Этическое поведение младших школьников. Твое или мое

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Организация: Детский сад № 20

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильных представлений о нормах поведения и взаимоотношениях людей.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития, формирования личности ребёнка. В.А. Сухомлинский говорил: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Эти слова заставили задуматься нас над тем, как научить наших детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными друг к другу, как воспитывать в них добрые чувства?

Свою работу мы начали с выявления у детей знаний нравственного представления и навыков поведения.

Выяснилось:

· Не все дети могут зайти и по своей воле поздороваться.

· Не всегда благодарят за услугу.

· Обращаясь с просьбой, не употребляют вежливое слово.

Перед нами встали задачи:

1. Дать детям понятие о доброте, как обширном и многозначительном:

человечность, отзывчивость, чуткость, доброжелательность, умение поступиться своими интересами для других, готовность разделить с ними невзгоды и радости.

2. Формировать у ребёнка добрые чувства, которые бы явились побудительной силой добрых дел.

Мы знали, что не всегда дети выражают сочувствие в добром слове и добрых поступках. Одними внушениями (надо быть добрым, уважать старших, любить маму и папу, не обижать животных и т.д.) или ссылаясь на абстрактное правило поведения (девочек надо уважать, уступать им и т.д.) не добиться результата в изменении поведения детей.

Например, у мальчиков эти слова вызывали равнодушие и недоумение: - Почему девочки такие особенные, что мы их всегда пропускаем вперёд, а когда наша очередь?

Общественная нравственность доброты – одно из достоинств личности.

Мы старались сделать так, чтобы ребёнок постиг истину о доброте в собственной повседневной практике:

Сделай доброе дело, полезное для всех.

Мы стремились побуждать в детях желание быть полезными, делать доброе для других:

Молодец, Матвей, принёс стул для Димы, ведь Диме некогда, он сервирует столы для нас, для всех.

Раскрывая нравственный смысл отдельных правил, побуждаем уважение к труду взрослых:

Разулся в вестибюле, убрал за собой игрушки – уважаешь труд взрослых.

Когда оценивали тот или иной поступок, объясняли правила поведения, старались придать эмоциональную насыщенность самого содержания оценочного суждения, раскрыть его образность:

Что значит «здравствуйте»? – это приветствие, желание здороваться, добрые пожелания, которые надо произносить доброжелательно, с улыбкой, приветливым выражением лица.

Для того чтобы нужные формы поведения становились привычными, мы старались упражнять детей в правильных поступках. Напоминали о вежливом обращении, умении благодарить, убирать аккуратно вещи. Старались подмечать положительные примеры, чтобы они стали подражанием, чтобы ребёнок хотел подражать хорошему, научился следовать ему в реальном деле, чтобы увидел и осмыслил в примере главные и ценные черты, осмыслил нравственное содержание конкретного дела, поступка, который был образцом:

Молодец, Денис, помог Олегу быстро одеться на улицу: застегнул пуговицу, завязал шарф; и мы не опоздали на прогулку.

Так кто же поможет Ладе дежурить, ведь Тимур на занятии у психолога?

Молодец, Антон, помог и Ладе и младшему воспитателю, постарался для всех ребят.

Иногда, обучая детей поступить правильно, тактично указывали, не навязывая своих мнений, побуждали с помощью вопросов:

Когда войдёшь в кабинет, что скажешь?

Как ты спросишь?

И обязательно требовали рассказать, как ребёнок выполнил просьбу взрослого:

Расскажи, как ты выполнил мою просьбу?

Или поясняли правила поведения на занятии:

Можно ли на занятии выполнять задание за другого?

Нельзя, а то твой друг ничему не научится.

Почему на занятии нужно быть внимательным, не отвлекаться, слышать воспитателя?

Чтобы не мешать своим друзьям заниматься.

Для формирования хороших поступков мы создали обстановку взаимопомощи, взаимоуважения, когда дети сами предлагали свои услуги друг другу, сами обращались за помощью, то есть формировали готовность оказывать помощь по собственному побуждению (сборы на утреннюю гимнастику, подготовка к занятиям и др.).

Для того чтобы лучше выявить нравственные представления, навыки поведения, мы использовали следующие формы работы:

· беседы («Что значит быть добрым, честным?» и т.д.);

· ситуации, которые могут произойти в повседневной жизни детей, специально их создавали для упражнения детей в нравственных поступках (не всем детям раздавали ножницы, листы бумаги и др. принадлежности занятия; не хватило клестера и др.).

Используя конкретные ситуации, учили детей быть внимательными, вежливыми, добрыми к окружающим, уметь замечать, кто нуждается в помощи, сочувствии, поддержке и поступать соответствующим образом:

Ситуация: «Саша затянул узел».

Давай, я развяжу тебе.

Воспитатель:

Как я устала носить воду и поливать цветы.

Давайте, мы вам поможем.

Ситуация: «За Ритой пришла бабушка».

Рита, одевайся быстрее, а то бабушка устанет ждать.

Я принесу стул бабушке.

Подобных ситуаций в повседневной жизни возникает много, и мы их используем для формирования у детей положительного практического опыта:

Ситуация: «У Валерии не оказалось коричневой краски».

Мы предложили ей нарисовать ёлку густую, у которой не видно ствола. Но в итоге отметили:

Иногда возникали и такие ситуации, где дети не пытались самостоятельно что-либо предпринять, перекладывали на окружающих:

Ситуация: «Во время просмотра спектакля не хватило стульчика для Оли»

Ребята, где бы сесть Оле?

Герберт, кивая головой назад:

Пусть там дети подвинутся.

Герберт сидел впереди. Такой несложный вопрос он не мог решить собственными силами.

Ситуация: «Мама Вовы рассыпала мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Вова и мама наклонились и стали собирать».

Тимофей стоял, смотрел и подсказывал:

А вон ещё, а там ещё!

Так Тимофей поступал не потому, что ему было трудно нагнуться, а потому, что не знал, как надо себя вести в подобной ситуации.

Мы ему подсказали:

Тимофей, а ты тоже помоги.

После того, как дети накопили определённый запас обобщённых нравственных представлений, мы стали проводить этические беседы. Этические беседы углубляют моральные представления.

Практика показала, что темой этических бесед могут быть рассказы, сказки, пословицы («Скромность украшает человека», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и др.), стихотворения, картины и репродукции известных художников, иллюстрации, с помощью которых стремились обобщить приобретённые из разных источников знания.

Проведение этих бесед обеспечивало возможность исправления или переосмысления нравственных представлений.

Тематику и содержание бесед старались строить с учётом постепенного накопления детьми знаний по вопросам нравственности:

· «О дружбе и терпимости детей».

· «О добре и отзывчивости».

· «О скромности».

· «О честности и правдивости».

· «Об отношении к старшим» и др.

Мы считаем, что в начале учебного года целесообразнее проводить беседу о дружбе и терпимости детей друг к другу. Так как не все дети могут знать друг друга, для многих обстановка может быть новой, незнакомой и даже чуждой. Эти беседы в какой-то мере помогали сплотить детей в дружный коллектив.

Далее , когда детей познакомили с трудом людей разных профессий - провели беседу об отношении к труду взрослых. По мере воспитания бережного отношения к результату труда, вещам, одновременно воспитывали организованность, ответственность, трудолюбие, уточняя представления о том, «Что значит быть трудолюбивым?», «Почему нужно беречь вещи?» и др.

В конце учебного года провели цикл этических бесед, опираясь на жизненный опыт детей, уточняя моральные представления о том, «Что такое дружба?», «Кого называют друзьями?», «Что нужно делать, чтобы быть настоящим другом?» и др.

Перед нами ещё стоят задачи:

1. Продолжать учить детей быть добрыми.

2. Уметь правильно определять поступки.

3. Понимать выражения: честный - лживый, смелый – трусливый, трудолюбивый – ленивый, добрый - злой, вежливый – грубый и т.п.

Продолжать работать необходимо, над тем, чтобы доброта, вежливость в ребёнке превратилась в привычное, естественное поведение, вытекающее из внутренней потребности поступать именно так, а не иначе.

Литература:

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Выгодский П.С. Овладение собственным поведением. – М., 1983.

3. Колесникова Т.А Этическая беседа в нравственном воспитании старших дошкольников. – М., 2001.

4. Нечаева В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения. – М., 1971.

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. – Этические беседы с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

6. Пономаренко Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. - № 3-4. – 1992.

7. Титаренко А.И. Влияние нравственных представлений дошкольника на поведение // Дошкольное воспитание. - № 10. – 1980.

Аниса Фадитовна Сабирова
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств , или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития.

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать «плохое» и «хорошее» . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития .

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия оценки других мы проводим в детском саду следующие игры , и игровые ситуации , которые можно рекомендовать и родителям. Для выявления самооценки и восприятия оценки других детей можно поиграть в такие игры : «Лесенка» , «Беседа о друге» , «Жизнь в лесу» , «Разговор через стекло» и другие.

Вашему вниманию я представлю несколько игр :

«Закончи рисунки»

Дети садятся кругом. У каждого набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку.

По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем нравственноевоспитаниедетей : воспитание чувств , формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку : «В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары : «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить, бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла – девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы, и заботиться о ней. Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т. д. При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети меняются ролями.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Взрослый : «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов. Выигрывает тот , кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться ? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.

Наблюдения показали, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг , стали чаще участвовать в совместных играх.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Е.О.СМИРНОВА

Моральное и нравственное развитие дошкольников

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике

Лекция № 2. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития

Лекция № 3. Проблема межличностных отношений дошкольников

Лекция № 4. Развитие общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте

Лекция № 5. Методы диагностики межличностных отношений дошкольников

Лекция № 6. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Лекция № 7. Застенчивость и демонстративность как проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Лекция № 8. Формирование доброжелательных отношений дошкольников

Итоговая работа
Итоговая работа представляет собой творческое задание.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г.

Лекция № 2

Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития

Литература

1. Арсеньев С.С. Научное образование и нравственное воспитание \\ в кн. «Психологические проблемы нравственного воспитания детей». М., 1977.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, глава «Моральное поведение», с. 249–270.
М., 1991.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей (статья). Вопросы психологии, 2001, № 1.
4. Сурожский А. О встрече. Клин, 1999.
5. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
6. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.

Мораль и нравственность: единство противоположностей

В предыдущей лекции мы говорили о том, что и в педагогике, и в психологии существуют два подхода к понимаю и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию. Один из них основан на усвоении моральных норм и правил поведения, другой - на эмоциональном развитии ребенка и формировании социальных чувств. Такое положение дел в детской психологии далеко не случайно. Оно соответствует разделению двух фундаментальных этических категорий философии - мораль и нравственность . Как отмечал русский философ С.Л. Франк, «...человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой...» (1997; с. 81).

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков . Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.). Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения. Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я - моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне.
В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер . Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Способность увидеть и услышать именно другого человека , а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому. Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, подкрепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А.Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности... Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого... Видеть и слышать другого - значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить - значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования... Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека . Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения - это действия для другого и в пользу другого . Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Развитие морального поведения, опосредованного моральными нормами и оценками, многократно исследовалось в отечественной психологии (С.Г. Якобсон; В.Г. Щур, Е.Субботский; Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.А. Ветлугина и др.). В отличие от этого психологические условия становления нравственности как фундаментального качества личности остаются важнейшей, но малоизученной проблемой, на решение которой и направлен наш курс лекций.

Влияние моральной нормы на поведение дошкольников

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что в качестве главного метода морально-нравственного развития обычно рассматривается формирование морального сознания ребенка: его представлений о добре и зле, о нормах поведения, о хороших и плохих поступках и пр. Данный подход основан на допущении, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения. Однако эффективность этих методов остается недоказанной. Существует ли прямая связь между моральными суждениями и практическим поведением детей? Являются ли адекватные моральные представления и оценки психологическим основанием для моральных поступков? В психологической и педагогической литературе имеются отдельные факты, как подтверждающие, так и опровергающие связь между моральным сознанием и моральным поведением. В этой связи первой задачей нашей работы стало исследование соотношения моральных суждений детей и их поведения в реальных жизненных ситуациях.

Для решения этой задачи была разработана методика, в которой одна и та же ситуация воспроизводилась, с одной стороны, в реальном опыте ребенка, а с другой - в плане моральных суждений, а именно в устном рассказе и на картинках.

В эксперименте принимали участие дошкольники из обычных детских садов. Все дети были разделены на три возрастные группы (среднюю - 4–5 лет, старшую - 5–6 лет и подготовительную - 6–7 лет).

Взрослый приводил трех детей в отдельную комнату, где им предлагалось привычное для них совместное занятие (пирамидка, мозаика, конструктор). В процессе занятия взрослый «неожиданно» обнаруживал у себя в кармане две конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не доставалось. Затем детям предлагалось продолжить прерванное занятие. После этого взрослый или уходил из комнаты, или занимался своим делом в стороне от детей, не вмешиваясь в их взаимодействие.

Как правило, дети, сидящие ближе к взрослому, брали конфеты, затем с некоторым замешательством смотрели на ребенка, которому конфеты не досталось, и выжидающе - друг на друга. В одних случаях замешательство проходило быстро, в других - продолжалось до нескольких минут. Некоторые дети тут же делились своей конфетой, и тогда напряженное молчание сменялось общей радостью, другие начинали бурно обсуждать создавшуюся ситуацию, третьи молча брали конфеты и делали вид, что не замечают обиженного ребенка.

Итак, большинство детей всех возрастных групп не поделились со сверстником. Вместе с тем с возрастом количество детей, поделившихся со сверстником, увеличивается. Так, в 4-5 лет количество поделившихся детей составляло всего 8%, а в 6–7 лет - уже 30%. Причем наиболее резкий скачок (почти в 3 раза) приходится на 5 лет, где число поделившихся детей составило 25%.

Теперь рассмотрим, как те же дети реагировали на аналогичную ситуацию в рассказе. Данная часть методики проводилась на следующий день после первой реальной ситуации. Ее целью было выявление моральных суждений детей по поводу поведения героев рассказа. Рассказ был составлен таким образом, чтобы, во-первых, в нем отражалась знакомая ситуация, и, во-вторых, чтобы он являлся аналогом тех художественных произведений, которые широко используются в педагогической практике в качестве средства формирования нравственного поведения.

Ребенка приводили в отдельную комнату, где взрослый достаточно выразительно и эмоционально читал ему рассказ. Рассказ был о том, как Дед Мороз на празднике раздавал всем детям вкусные и большие конфеты, но в суматохе никто даже не заметил, что в группу привели нового мальчика, которому конфеты не досталось. Он так растерялся в новой обстановке, что тихонько сел в уголок и издалека наблюдал, как все веселятся. Когда праздник подошел к концу, мальчик так и продолжал сидеть незамеченным в своем уголке. Мимо него прошел один из ребят, подразнил его своей конфетой, засунул ее себе в рот, засмеялся и убежал. Малыш готов был заплакать от обиды и одиночества. Вдруг он почувствовал, что кто-то тронул его за плечо, он обернулся и увидел девочку. Она стояла и смотрела на него, а потом протянула ему свою конфету: «Держи, тебе ведь не досталось».

На следующий день подобная ситуация предъявлялась тем же детям на картинках.

На первой из них был изображен Дед Мороз, раздающий детям подарки (каждому ребенку - по большой конфете). На второй картинке все дети получали по конфете, кроме одного мальчика, которому конфеты не досталось. На третьей картинке малыш, которому не досталось конфеты, плакал. Остальные дети были заняты своими делами, а двое показывали на плачущего малыша пальцем и смеялись. На последней картинке к плачущему мальчику подходила девочка и протягивала ему свою конфету.

После чтения рассказа и предъявления картинок взрослый спрашивал каждого ребенка, кто из героев ему больше понравился, почему, и как он поступил бы в подобной ситуации.

Дети всех возрастных групп внимательно слушали рассказ, рассматривали картинки и искренне переживали за главного героя. Практически все дети в качестве наиболее привлекательного персонажа выбирали девочку, поделившуюся конфетой с новеньким, а в качестве наименее привлекательного - мальчика, который не поделился.

При объяснении своего выбора дети руководствовались правилами и нормами («так делать нехорошо» или «так делать нельзя»): «Не нравится мальчик, который не дал конфетку. Если не дали конфету, надо его жалеть и дать ему конфету, а не быть жадиной» или: «Мальчик, который не поделился, плохой, потому что так нельзя делать».

На вопрос о том, как бы поступил сам ребенок в подобной ситуации, в подавляющем большинстве случаев дети уверенно отвечали, что отдали бы свою конфету (или хотя бы ее половинку). Несмотря на то, что накануне большинство из них не поделились с партнером конфетами, все они отвечали быстро, без раздумий, как будто речь шла о вещах, само собой разумеющихся: «Конечно же дал бы, я всегда делюсь» или: «Я бы поделился. Разломил бы конфету пополам и поделился. Он ведь тоже хочет».

Итак, подавляющее большинство детей предпочитают персонажа, совершившего правильный моральный поступок, и сами готовы к совершению такого поступка. Сопоставляя результаты разных ситуаций, можно видеть, что поведение детей в реальной ситуации и их моральные высказывания по поводу аналогичной ситуации в рассказе и на картинках у большинства детей расходятся. Осуществляя правильный моральный выбор в рассказе и на картинках, т.е. демонстрируя наличие морального сознания, в реальной жизненной ситуации дети не готовы к моральным действиям. Это может свидетельствовать о том, что, осознавая желательность морального поведения для других (персонажей рассказа и картинок), в реальной ситуации дети руководствуются собственной выгодой, что говорит о явном расхождении морального сознания и поведения у большинства дошкольников . Совпадение моральных суждений и поступков наблюдается лишь в исключительных случаях (у 4% детей в средней группе, у 15% в старшей и у 25% детей в подготовительной).

Полученные результаты показывают, что в сознании большинства детей не происходит соотнесения реальной и желательной, воображаемой ситуаций. Можно предположить, что моральная норма существует отдельно от реальной жизненной ситуации и не является средством осознания себя и своих поступков.

Напомним, что проективные ситуации («Рассказ» и «Картинки») являлись аналогом традиционных методических приемов, которые широко используются в качестве средств морального развития в детских садах. Обе проективные методики имели не только констатирующий, но и формирующий характер, поскольку в них дети не только демонстрировали уровень моральных суждений и адекватность моральных оценок, но и представляли себя в воображаемой проблемной ситуации, решали своего рода моральную задачу. Эта задача должна была актуализировать моральную норму, связать ее с поведением и приблизить к собственному опыту ребенка.

Таким образом, предъявление этих проективных ситуаций можно рассматривать как своего рода воспитательное воздействие , направленное на установление связи между моральной нормой и реальным поведением ребенка. Возможно, актуализация моральной нормы, ее «напоминание» будет способствовать моральной оценке своего поступка, что может изменить реальное поведение детей. Для проверки этого предположения было предпринято повторное воспроизведение реальной жизненной ситуации на следующий день после проведения методики «Картинки». Важно было выяснить, изменилось ли поведение детей, получивших конфеты, по сравнению с первой ситуацией.

Сравнение результатов первой и второй реальной ситуации показало, что после рассказа и предъявления картинок количество поделившихся детей резко увеличилось во всех возрастных группах (примерно в 3 раза). Особенно значительно увеличилось количество поделившихся детей 5-летнего возраста . Эти данные свидетельствуют о том, что 5-летний возраст является решающим, переломным этапом в нравственном развитии ребенка. Именно в этом возрасте моральная норма становится реальным побудителем и регулятором поведения .

Однако этот эксперимент проходил на следующий день после проведения методик «Рассказ» и «Картинки», когда рассказанные и показанные ситуации еще прочно удерживались в памяти детей и оказывали непосредственное влияние на их действия. Поэтому естественно возникает вопрос о том, насколько устойчиво влияние таких педагогических воздействий на поведение детей.

Для выявления устойчивости влияния моральной нормы мы воспроизвели аналогичную ситуацию с теми же группами детей через достаточно продолжительное для дошкольников время (4 недели).

Результаты, полученные через месяц, оказались принципиально иными. Количество детей, поделившихся конфетами, резко снизилось во всех возрастных группах. Так, в средней группе количество поделившихся детей сравнялось с аналогичным показателем в первой ситуации. В старшей группе количество поделившихся детей уменьшилось почти наполовину.

Таким образом, влияние наших воспитательных воздействий было неустойчивым и кратковременным. Спустя месяц практически все дети вернулись к прежнему типу поведения. Лишь для немногих детей в старшей и подготовительной группах (не более 10%) эффект воспитательных воздействий оказался устойчивым и длительным.

Итак, мы видим серьезные расхождения в моральных суждениях и поведении детей в реальных жизненных ситуациях . Все дети, принимавшие участие в эксперименте, знают моральную норму справедливости, но в среднем не более половины реализуют ее в своем поведении. Многие дети, прекрасно зная моральную норму справедливости, в реальном взаимодействии придерживались неправильного морального поведения.

Однако нравственное развитие нельзя свести к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов поведения; моральные нормы не могут предусмотреть всего многообразия жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок уже в дошкольном возрасте. Этическое воспитание ребенка не сводится к воспроизведению определенных правил поведения, как это нередко делается в диагностике и практике морального развития. Очевидно, что в практике реальных межличностных отношений ребенку придется столкнуться и с ситуациями, несколько отличающимися от заданных педагогом.

В этой связи возникает вопрос, может ли ребенок, усвоивший данное правило или образец поведения, «перенести» его в иные, несколько отличные от предлагавшихся ранее обстоятельства.

Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития

Для выяснения этого вопроса мы провели специальный эксперимент, методика которого включала в себя 2 ситуации. Одна из них («Подарок») в точности воспроизводила моральную норму, содержащуюся в «Рассказе» и «Картинках» (надо делиться с теми, у кого ничего нет), а другая («Загадки») несколько от нее отличалась.

В эксперименте принимали участие 50 детей 5-летнего возраста. Данный возраст был выбран потому, что именно на этом этапе, как показал предыдущий эксперимент, моральная норма становится реальным побудителем и регулятором морального поведения.

Методика «Подарок» практически воспроизводила реальную жизненную ситуацию, описанную выше. Взрослый приводил троих детей в отдельную комнату и заводил разговор на общую тему (планы на день, подготовка к празднику, любимые игрушки и пр.). «Неожиданно» в процессе беседы он обнаруживал у себя в кармане две конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не хватало. Эту проблемную ситуацию дети разрешали самостоятельно, при этом фиксировались: характер поведения детей, их эмоциональные проявления и речевые высказывания. В этой ситуации, после специальной предварительной подготовки (см. выше методики «Рассказ» и «Картинки») поделились конфетой со сверстниками 60% пятилетних детей.

Данная ситуация отличалась от предыдущей тем, что здесь ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Деление призом со своим конкурентом не предусмотрено никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного - две конфеты, а у другого - ни одной); моральный поступок в данном случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру.

Решение загадки не вызывало трудностей, и один из детей тут же давал правильный ответ. Как правило, дети радовались успеху товарища. Но как только выигравший получал конфеты, они напряженно затихали, переводя взгляды со взрослого на другого ребенка. И здесь наблюдались самые разные варианты поведения детей, получивших конфеты.

Одни из них прятали конфеты в карман или держали в руках. Другие - клали конфеты на стол, на виду у партнера. Третьи - спрашивали, когда загадают еще одну загадку, чтобы всем достались конфеты, и, узнав о том, что загадок больше не будет, с сожалением пожимали плечами, но оставляли конфеты у себя. Четвертые (12%) - долго с сомнением переводили взгляд со сверстника на экспериментатора и, как бы нехотя, делились с партнером одной из конфет. И, наконец, пятые - делились без колебаний, естественно и искренне. Таких было 20%.

Сопоставляя результаты двух методик, мы видим, что если в первой ситуации моральной норме следовали 60% детей, то во второй таких детей оказалось всего 32%. Можно видеть, что в ситуации, требующей переноса «морального стереотипа» в несколько иные обстоятельства, альтруистический поступок по отношению к партнеру совершают почти в два раза меньше детей.

Вместе с тем в поведении дошкольников были выявлены значительные индивидуальные различия, которые стали предметом специального рассмотрения.

Варианты этического развития дошкольников

По соотношению характера морального поведения детей в ситуациях «Подарок» и «Загадки» было выделено три группы детей. Сопоставляя результаты экспериментов с качественными особенностями поведения детей (эмоциями, высказываниями, взглядами), мы предположили, что выявленные типы детей отражают различные варианты этического развития, которые отличаются мотивационными установками и общей направленностью личности.

Так, дети первой группы не поделились конфетой со сверстниками в обеих ситуациях . Они обнаружили явную направленность на себя и свои непосредственные интересы. Знание нормы справедливости никак не отражалось на их реальном поведении. Собственная выгода («конфета в руках») оказалась для них более значимым мотивом, чем соблюдение моральной нормы или интересы сверстника. По-видимому, эти дети еще не вступили на путь этического развития .

В отличие от них дошкольники второй группы совершили правильный моральный поступок в ситуации «Подарок», но оказались не в состоянии «перенести» знаемую норму в новые обстоятельства . Они продемонстрировали ориентацию на соблюдение моральной нормы. Однако это соблюдение было жестко привязано к конкретным обстоятельствам, которые в точности воспроизводили ситуацию, заданную в образце. При изменении этих обстоятельств моральная норма теряла свою побудительную силу и уступала место непосредственным интересам ребенка. Характер поведения этих детей (сомнения, нерешительность, обращения за поддержкой и оценкой ко взрослому) позволяет полагать, что следование правильному поведению имело для них вынужденный характер. По-видимому, в данном случае мы имеем дело с чисто моральным поведением, опосредованным правилом или образцом . Можно предположить, что такое поведение побуждается стремлением к признанию - ребенок хочет быть хорошим и не быть плохим.

Дети третьей группы поделились со сверстниками в обеих ситуациях . Их поведение свидетельствовало о том, что они были преимущественно ориентированы на сверстников. Непосредственное отношение к другому, которое проявлялось во взглядах, улыбках, обращениях, является устойчивой характеристикой личности, поэтому оно проявляется вне зависимости от конкретных обстоятельств. Для этих детей «расширение» знаемой нормы и перенос гуманных форм поведения в новые обстоятельства осуществлялся естественно, без какой-либо внешней или внутренней борьбы или принуждения. Можно полагать, что данный тип поведения в наибольшей степени соответствует нравственному .

Итак, приведенные выше результаты позволяют утверждать, что в основе нравственного поведения лежит особое отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками и интерпретациями субъекта. Свобода от фиксации на своих ожиданиях и представлениях открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.
В целом проведенные эксперименты показали, что дошкольники выделенных групп по-разному воспринимают и относятся к сверстникам и что в основе нравственного развития лежит становление межличностных отношений детей.

Вопросы

1. В чем заключается качественное различие морального и нравственного поведения?

2. Почему знание и понимание моральных норм и правильность этических оценок не всегда отражается на поведении детей?

3. В каком возрасте моральная норма может стать регулятором поведения ребенка?

4. Почему перенос моральной нормы в новые обстоятельства может служить показателем нравственного развития ребенка?

5. Назовите варианты этического развития дошкольников и дайте им психологическую характеристику.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. На современном этапе на ребенка с самого рождения обрушивается огромная масса информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания.

Общая задача нравственного развития - принятие решений в ситуациях выбора, когда сталкиваются различные нормы и желания, когда приходится решать, следовать ли своим интересам или интересам других. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать от него контроля выполнения моральных правил. Гораздо труднее выработать у него осознанного отношения к моральной норме, желание подражать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок по собственному желанию, самостоятельно поступал нравственно. Процесс формирования нравственного поведения складывается из представления нравственного содержания, раскрытия нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации и если рассматривать этот процесс пристально, то окажется, что половина компонентов мы реализуем в процессе игровой деятельности.

Неоценимо значение игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях, в дидактической игре, а также других играх, которые способствуют развитию личности ребенка.

В конспекте игровой совместной деятельности на тему «Дарите людям радость», который мы представляем, просматривается интеграция образовательного процесса и игровой деятельности. Мы стремились в игровой форме показать детям, что у окружающих людей бывает разное настроение, и они - дети - посредством добрых поступков могут повлиять на это настроение. Реализация поставленных нравственных задач позволяет успешно формировать у воспитанников не только теоретические знания, но и навыки их использования в деятельности и поведении.

План-конспект игровой совместной деятельности (НОД)

на тему «Дарите людям радость»

Возрастная группа: Подготовительная

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

1.Познавательно-игровая деятельность

2.Коммуникативно-игровая деятельность

ОО «Социализация»

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Упражнять в определении настроения по выражению лица.

Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

Интеграция задач ОО.

1.ОО «Познание»

Углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье, с взрослыми и сверстниками.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при определении причин смены настроения близких людей.

Формировать умение использовать условные символы для своей деятельности.

Упражнять в умении анализировать результат совместной деятельности.

2. ОО «Коммуникация»

Упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;

Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослыми и сверстниками;

Обогащать словарь: этика отношений, благодарность, эмоции.

3. ОО «Художественное творчество»

- развивать умение видеть детали в рисунках по теме «Эмоции человека».

Материалы и оборудование.

1. Рисунки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра в разном эмоциональном настроении.

2. Фотографии членов семьи из группового альбома детей группы.

3. Стилизованное «сухое дерево» с прорезями для прикрепления листочков, зеленые листочки с креплениями на дерево, корзинка.

3. Картинки-символы членов семьи.

1 этап. Вводный

1.Организация детей

Обсуждение проблемной ситуации

2 этап. Основная часть

Беседа о настроении

Игра «Определение настроения членов семьи».

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Игра “Чудо-дерево” .

Игра «Сделай комплимент»

3 этап. Итоговый.

Оценка деятельности детей

Взаимооценка

Заключение

Методы и приемы:

1. Поисковый вопрос :

Что знают дети об этике отношений между людьми?

2 . Ситуация морального выбора « Разрушенная крепость».

Ситуация «Разрушенная крепость»: в песочнице ребята строят крепость из песка. Все получилось очень красиво. Но к ним подходит мальчик постарше и все ломает. Малыши в слезах - они весь вечер трудились над постройкой. Все это происходит у вас на глазах.

Какое настроение было у детей во время игры с песком? Какое стало после?

Как можно назвать поступок старшего ребенка?

Какое настроение в этот момент было у вас?

Воспитатель подводит к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих

3. Беседа о настроении.

Предложение помощи ребятам.

Вопросы:

Ваши действия? (Ответы детей)

Как вы думаете, изменилось ли настроение у малышей, какое стало у вас?

Какие эмоции вы еще знаете?

4. Игра «Определение настроения членов семьи».

Поисковые вопросы:

А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему?

От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Рассматривание рисунков с изображениями членов семьи в разном настроении.

-Задача : определить какое настроение здесь у мамы, папы и сына? Почему?

5. Игровое упражнение «Закончи предложение».

Задание: рассмотреть фотографии из семейного альбома и придумать причины настроения ваших близких людей в игре “Закончи предложение”.

Предлагаемые примерные высказывания:

… расстроен(а) из-за...

… огорчилась (ся) потому что...

… посмотрел(а) на меня строго, потому что...

… расплакался (ась) из-за...

6.Поисковый вопрос :

Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Обобщение ответов детей педагогом.

7.Чтение стихотворения взрослым.

Попробуй волшебником стать.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

понять и исполнить желание другого -

одно удовольствие, честное слово!

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем -

галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

не трудно узнать ее думы-заботы.

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь веселое чудо -

ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

Да это как в сказке, волшебник ты мой!

8.Беседа «Как порадовать близких людей».

Поисковые вопросы:

Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? - Что нужно делать, чтобы жизнь в семье не была безрадостная и серая, как сухое дерево!

9. Игра «Чудо-дерево».

Задание для детей : придумать, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из «корзины Добрых дел». Эти листочки - символы ваших добрых дел. Говорите о каком-либо деле для близкого человека и прикрепляете их к нашему «доброму» дереву.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как зазеленело «Чудо-дерево»! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.

10. Игра «Сделай комплимент».

Предлагаются рассмотреть картинки-символы. Соотнесение символов с членами семьи.

Воспитатель просит детей порадовать своих близких людей и улучшить им настроение.

Задание: разбиться на пары, выбрать картинки-символы, лежащие на столе изображением вниз, составить диалог-комплимент.

11.Заключительная часть.

Педагог предлагает оценить работу в парах.

Чей комплимент вам понравился больше.

Кто из вас сегодня был наиболее активным.

Почему у нас все получилось?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»