Как отучить ребенка врать? Советы психолога. Почему подростки врут? Как с этим бороться

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Ложь в разных своих проявлениях – это необъемлемая часть социальной жизни человека. Стоит припомнить, столько раз в течение дня мы кого-то обманываем, говорим полуправду, утаивая часть информации. Такое поведение считается вполне нормальным. И действительно, стоит ли честно говорить коллеге, что она неудачно подстриглась, или сообщать пожилой родственнице, что она смертельно надоела вам своими разговорами о здоровье?

Но если к собственной лжи взрослые относятся вполне нормально, то детское вранье вызывает резко негативную реакцию. Обнаружив, что сын или дочка говорят неправду, мамы и папы нередко впадают в панику и начинают судорожно искать ответ на вопрос, как отучить ребенка врать?

Прежде всего, стоит отличать фантазии и ложь. Первые совершено безобидны и даже, напротив, естественны для детей. Фантазируя, малыш развивает свои творческие способности. А, по мнению К. Чуковского, возраст от 2 до 5 лет – это наибольший расцвет творчества и полета фантазии.

  • Различные «придумки» во время игры. Увлекшись игрой, ребенок может сам поверить, что деталь от конструктора – это секретный прибор, а спичечный коробок – это карета для принцессы.
  • Фантазии на различные безобидные темы. Малыши нередко рассказывают всякие невероятные истории, однако, назвать их ложью было бы неправильно.
  • Страхи. Дошкольники нередко испытывают разнообразные страхи. Ребенок, который твердо уверен, что под его кроваткой в темноте прячется «Бабай», вовсе не врет. Если подобные страхи навязчивы и не проходят после 7- 8 лет, родителям нужно обязательно обратиться к психологу.

Читайте также: Советы и рекомендации родителям, как отучить ребенка грызть ногти

Ложь же, в отличие от фантазий, всегда корыстна. Пытаясь соврать, ребенок преследует определенную цель: избежать наказания, что-то получить и пр.

Малыши на сознательную ложь неспособны, осознано врать ребенок может начать в возрасте около 6 лет.

Причины, побуждающие ребенка солгать

Чтобы отучить ребенка от вранья, нужно постараться выяснить, какие именно причины побуждают его сказать неправду. Чаще всего, это:

  • боязнь наказания;
  • попытка самооправдания после совершения плохого поступка;
  • желание выглядеть в глазах окружающих более значимым;
  • желание произвести действие, которое запрещено родителями;
  • противоречивые ожидания.

Иногда встречаются и случаи патологической лжи, с такими проблемами лучше бороться в тандеме с психологом.

Зная причины, побуждающие, говорить неправду, гораздо легче бороться с этой привычкой.

Как отучать?

Если родители берутся отучать ребенка говорить им неправду, они должны понимать, что нет ничего более действенного, чем собственный пример.

Ребенок должен обязательно доверять маме и папе, зная, что родители не обманут его ни при каких обстоятельствах. Если же в семье принято давать обещания и не выполнять их, или «в шутку» обманывать малыша, то сложно ожидать, что ребенок вырастет образцом правдивости и честности.

Справиться с проблемой лживости ребенка помогут советы психолога:

  • Если ребенок начинает рассказывать родителям очевидную неправду о своих невероятных способностях, значит, он хочет казаться окружающим лучше, чем он есть на самом деле. Нужно заметить, что это довольно тревожный признак. Стоит задуматься, почему ребенку приходится привлекать внимание и заслуживать похвалу выдумками? Возможно, ему мало уделяют внимания в семье или родители очень скупы на похвалу и поощрение? Стоит убедить сына или дочку, что родители его любят таким, какой он есть.
  • Частой причиной вранья является желание избежать наказания. Следует подумать, а не слишком ли строго относятся к ребенку в семье? Например, бессмысленно и даже вредно наказывать малыша за то, что он сделал нечаянно. А если к неприятным последствиям привела шалость или лень, то наказывать следует по простому принципу устранения последствий: «разбил вазу – убери осколки», «получил в школе плохую оценку – садись и учи пропущенную тему» и пр.
  • Нередко ребенок начинает придумывать для себя самооправдания, если понимает, что он совершил что-то плохое. Например, незаслуженно обидел младшего братишку. На упреки мамы, многие дети начинают искать оправдания своим действиям: «Он сам ко мне первый начал лезть!» и пр. С такой ложью бороться очень сложно, так как она направлена на восстановление собственной самооценки. Родителям ни в коем случае не стоит, не разобравшись, наказывать сорванца. Нужно спокойно и исключительно в дружеском тоне разобрать ситуацию.
  • Дети, попадая в новый коллектив, нередко начинают выдумывать различные истории о своей семье. Например, рассказывают, что у них дома множество разнообразных электронных гаджетов или о том, что его мама известная актриса. Такая ложь, как правило, появляется примерно в 7лет, то есть, при поступлении ребенка в школу. Ее появление свидетельствует о том, что ребенок не удовлетворен своим положением в коллективе. Как бороться с такими сказками? Во-первых, нужно попытаться объяснить, что обладание всеми игрушками мира не приносит счастья. А чтобы друзья ценили и уважали, достаточно быть хорошим и дружелюбным человеком.
  • Очень часто ложь возникает в ответ на чрезмерно строгие требования родителей. Например, если ребенку 7-9 лет строго запрещают делать то, что его сверстниками позволено (гулять самостоятельно во дворе, отправиться с классом на экскурсию и пр.). В этом случае, желание быть не хуже товарищей, обычно, пересиливает, и ребенок сочиняет «байку» для родителей. Например, сообщает, что выходил во двор с бабушкой, хотя на самом деле она отучалась по делам. Отучить от этакой лжи можно единственным способом: пересмотреть приоритеты воспитания. Слово «нельзя» не должно быть самым популярным при общении ребенка с родителями. Запреты, конечно, нужны, но они должны быть обоснованы, а не так: «Запрещаю, и все!».
  • Ребенок не оправдывает ожиданий. Нередко родители пытаются реализовать через детей собственные мечты. Например, мама упорно водит дочь на фигурное катание, хотя той нравится рисовать. В этом случае, при первой возможности ребенок начнет увиливать от необходимости заниматься неинтересным делом, придумывая разнообразные причины. Отучить ото лжи в этом случае можно единственным способом: учиться слушать и учитывать желания самого ребенка.

Малыши не способны лгать вообще до определенного времени. Но не потому, что они такие честные от природы – просто ложь требует достаточного развития мышления и речи. До 2–3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы врать. К тому же для появления лжи необходим некоторый уровень развития языка: чтобы «качественно» соврать, нужно правильно подбирать слова и иметь хорошую память. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе (воспитанность, такт), которые сами по себе предполагают некоторые умолчания, недоговорки, т.е. «ложь во благо»; учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» , вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Что же это, норма или пробелы в воспитании?

Узнав, что ребенок лжет, не стоит сразу огорчаться – его развитие идет нормальным путем. Ведь детская ложь появляется в период активного освоения языка и развития воображения, а это основные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Речь ложится в основу логического мышления, а воображение помогает постигать в умственном плане то, что нельзя потрогать, услышать, увидеть в реальности. говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию. Однако это не означает, что ложь релобенка – норма, которую можно не замечать или поощрять. Обман всегда имеет причины, и если ситуации, когда малыш хитрит, перекладывает свою вину на других, начинают повторяться, необходимо разобраться, что за этим стоит.

Чего только не придумывают наши детки! Их фантазии позавидовал бы даже сказочник!

Наверняка все родители уже сталкивались с первыми выдуманными или приукрашенными историями своих карапузов. Но приходит тот самый момент, когда ты понимаешь, что ребенок уже не просто фантазирует , а развивает свои способности вруна-профессионала.

Тогда родители начинают беспокоиться, не зная, как отучить свое чадо от такой неприятной привычки. Часто мы не задумываемся, что именно наше отношение, воспитание или реакция на усугубляет проблему.

Почему ребенок врет

Если подрастающий отпрыск стал чаще обманывать своих родителей, скорее всего, он перестал им доверять или просто боится негативной реакции на проступок. Ему очень важно знать, что вы не станете ругать его. Выражайте недовольство поступком ребенка, а не им, как личностью.

Ученые выяснили, что 4-летний ребенок врет примерно раз в два часа, а шестилетний - каждые 90 минут. Ложь «устами младенца» появляется в 3 года, а к 4-6 годам дети достигают в этом совершенства.

Я тебя боюсь!

Самая распространенная причина детского вранья - боязнь родительского крика или наказания . Когда ребенок понял, что из-за сломанной игрушки мама будет ругаться (лишит сладкого, поставит в угол, не пустит на улицу и т.д.), то в следующий раз в такой ситуации он соврет. Скажет, что не знает, где сломанный грузовик, или что его отняли во дворе взрослые мальчики, хотя машинка будет стоять у него под кроватью.

Что делать . Если ложь стала для чада привычкой, не стоит с этим мириться . Поговорите с ним по душам, без обвинений и раздражительности: «Давай договоримся, что ты будешь рассказывать мне, что сделал что-то не так. Ты не бойся. Я постараюсь не очень сердиться и буду очень рада, что ты сказал мне правду» . Обязательно выполните обещание, даже если отпрыск сделал что-то действительно ужасающее.

Великий фантазер

Дети часто могут преувеличивать, чтобы завоевать уважение сверстников , рассказывая о брате-актере или сестре в Америке. Чтобы казаться «крутыми», наши отпрыски рассказывают, что родители легко отпускают их гулять допоздна со старшими друзьями. Делают это, в основном детки 7-8 лет, когда хотят поразить одноклассников.

Всегда подчеркивайте, насколько важна честность в вашей семье. Скажите ребенку, что очень цените, когда люди говорят правду, и очень расстраиваетесь, когда лгут

Что делать . Если вы заметили, что чадо часто врет о своих приключениях, знайте: жизнь кажется ему скучной , а сам себе он кажется слабым, глупым и недостойным большего. Расспросите ребенка о его вымышленных друзьях и достижениях, но не показывайте негативную реакцию . Спрашивайте у него, как бы ему хотелось провести выходной день. Попробуйте понять, чего же сыну или дочери так не хватает в жизни. Найдете ответ - решите проблему.

Родители-провокаторы

Каждому родителю хоть раз приходилось врать при ребенке . Например, отказывать дать денег в долг соседке или отключать телефон, чтобы не разговаривать с начальником. Если требовать от ребенка всегда говорить правду и при этом демонстрировать такое противоречивое поведение , ничего хорошего не выйдет. Как минимум, чадо почувствует внутреннее противоречие, и не будет знать, как поступить в следующий раз. Как максимум - он перестанет доверять взрослым.

Что делать . Если подрастающий отпрыск постоянно обманывает, переспросите его еще раз: «Ты уверен, что так и было? Расскажи-ка историю еще раз» . В результате повторного рассказа точно всплывут какие-то неточности, новые факты и свежие плоды фантазии.

Можно использовать другой прием: дайте ребенку понять, что вы - в курсе происходящего . Злой вопрос: «Кто рассыпал все тени в ванной?» замените на спокойное «Я знаю, что ты брала мою косметику» . Получается, что главные слова уже произнесли, и продолжать разговор можно совсем на других тонах. Так ребенок поймет, что правду говорить вполне безопасно , и через какое-то время он перестанет обманывать.

За вранье нельзя наказывать

Если Вы будете наказывать ребенка за ложь, то он решит: кричите Вы потому, что узнали правду. Тогда в подсознании чада закрепится вывод: правду нужно тщательно скрывать. Ребенок решит, что разозлила маму не ложь, а истина . Врать он не перестанет, просто будет делать так, чтобы родители об этом ничего не узнали.

Елена Макаренко, детский психолог: «Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка и дневники ела соседская собака, и вазу разбивал порыв ветра. Не сердитесь на ребенка и не наказывайте его. Вспомните, что вы сами чувствовали в подобной ситуации, и как не хотели, чтобы вас ругали. И научитесь отличать детскую фантазию (которая может быть и полезной) от желания избежать наказания. Иногда ребенок просто придумывает сюжеты, которые с ним никогда не происходили в жизни - в таком случае старайтесь сделать его как можно более разнообразным».

Честным с родителями ребенок будет, когда он:

  • уверен, что ни при каких обстоятельствах мама с папой не станут его унижать;
  • не боится родительского гнева или быть отверженным ими;
  • знает, что его поддержат в сложной ситуации, посоветуют правильный выход из нее;
  • уверен, что (если последует) будет разумным и справедливым;
  • знает, что в спорной ситуации родители примут его сторону;
  • уверен, что между ним, мамой и папой существует доверие.

Постарайтесь всегда подчеркивать, насколько важна честность в вашей семье. Скажите ребенку, что очень цените, когда люди говорят правду, и очень расстраиваетесь, когда лгут.

Хвалите чадо за честность. Ведь лучше научить его не врать, чем постоянно наказывать за мелкие проступки. Удачи вам в этом нелегком, но вполне выполнимом деле!

Видеосоветы экспертов: Как отучить ребенка врать

Дети такие фантазеры, что их историям позавидовали бы самые лучшие писатели-сказочники в мире. В детские рассказы просто-таки невозможно не верить - а как иначе, ведь они не умеют обманывать ради выгоды. Или умеют? Как бы ни печально это звучало, но карапузы обманывают взрослых куда чаще, чем это можно себе представить. Вот статистика для наглядности: ученые выяснили, что в возрасте трех лет ребенок врет 1 раз примерно в два часа, а уже в возрасте 6 лет он говорит неправду два, а то и три раза за это же время. Исходя из этих данных, несложно догадаться, что чем старше становится кроха, тем чаще он обманывает, причем взрослея, он начинает делать это осознанно. Что же делать родителям, которые столкнулись с проблемой детского обмана? Можно ли как то отучить своего ребенка врать?

Источники лжи

Если подходить к проблеме с научной стороны, т.е. с точки зрения психологии, то можно выделить такие основные причины, почему ребенок стал врать:

1. Ложь во благо имиджа. Чаще всего детки начинают обманывать не потому что они поставили перед собой цель что-то скрыть намеренно, а потому что такая реальность в их глазах кажется им более привлекательной. Как правило, это «работает» перед сверстниками, для которых, собственно, и выдумывается приукрашенная история. К примеру, сестра переселилась жить в Америку, а папа - крупный бизнесмен и зарабатывает по миллиону в день. Такие истории из уст малыша, конечно же, звучат смешно для взрослого человека, а вот для сверстника, который не догадался так преподнести каждого из членов своей семьи, рассказ покажется очень даже правдоподобным.

2. Страх. Одна из самых распространенных причин, по которой ребенок врет родителям. В этом случае кроха просто боится причинно-следственной связи - проще говоря, он понимает, что поступил неправильно, и думает, что если он расскажет правду, то его попросту накажут. Кроме страха перед наказанием, ребенок также может обмануть из-за того, что он боится разочаровать или огорчить своих близких. В подобных ситуациях психологи советуют уделить внимание взаимоотношениям в семье, которые наверняка дали серьезную трещину.

3. Ошибочное взросление. Стремление поскорее вырасти нередко подталкивает малыша врать родителям. Причем старшие домочадцы могут и не подозревать, что плохой пример подают именно они. К примеру, банальная ложь папы по поводу того, чем он сейчас занят, если об этом спрашивает мама, или просьба одного из членов семьи соврать по телефону, что его нет дома - все это может отложиться в сознании крошки как неотъемлемая часть быта или как элемент общения.

4. Обман как способ лавирования между папой и мамой (или другими членами семьи). Проявляется такой вид детской лжи тогда, когда в семье складываются по какой-то причине недружелюбные отношения. Вот пример: мама не ладит со свекровью. Между собой они часто спорят, бывает, что даже без видимой на то причины, при этом делают это на глазах у ничего не понимающего ребенка. Чтобы не расстраивать маму, ребенок соглашается с ее мнением о поступках бабушки, а чтобы остаться в любимчиках у бабушки, малыш во всем соглашается с ней. А чтобы папа лишний раз не расстраивался по поводу плохих отношений мамы и бабушки, ему приходится и его обманывать.

5. Ложь как способ обратить на себя внимание взрослых. Когда ребенок чувствует недостаток внимания со стороны самых близких для него людей, то он переживает стресс. Выходом из ситуации для него становится ложь. Нередко этот обман раскрывается родителями и те, в свою очередь, наказывают малыша. Но он все равно испытывает чувство удовлетворения - на него обратили внимание, а именно этого ему и нужно было.

6. Ложь как протест. Достигая самого сложного для родителей возраста - 12-13 лет, ребенок осознает, что ему больше не нужно обо всем рассказывать маме с папой. Он считает себя уже достаточно взрослым и самостоятельным, поэтому решения он отныне вправе принимать самостоятельно. В результате не всегда все заканчивается так, как запланировал себе подросток, и об этом, конечно же, не стоит знать маме и папе.

Естественно, это далеко не все причины, почему ребенок врет. Как уверены психологи, у каждой детской лжи есть свои основания, и рассматривать их сквозь стандартную призму причин невозможно - каждый случай уникален и должен быть рассмотрен индивидуально.

Как понять, что малыш обманывает?

Детям хоть и свойственно обманывать родителей, но все же они не умеют делать это так искусно и совершенно, как, к примеру, политики. Распознать, что ребенок врет, не так уж и сложно - главное, внимательно присмотреться к тому, как он это говорит и что при этом делает. Признаки детской лжи следующие:

  • Когда ребенок обманывает, он никогда не будет смотреть вам в глаза. Если хотите его «раскусить», то попросите не отводить от вас взгляда - поверьте, на первой же фразе вы поймете, что ребенок врет.
  • Когда малыш обманывает, даже осознанно, он все равно чувствует неуверенность и дискомфорт. Поэтому он переминается с ноги на ногу и постоянно чешет себя то по голове, то по руке или по глазам, лбу, шее.

  • Если кроха в процессе своего рассказа/ответа на вопрос родителя постоянно запинается, то это звоночек для вас, что он, скорее всего, говорит вам не всю правду.
  • Сомневаетесь в том, что услышали от своего чада правду? Попросите его повторить все сказанное им - если ответ был придуман спонтанно, вряд ли он успел запомнить последовательность в своей истории.
  • Если ребенок врет, то выражение его лица будет меняться, а щечки с большой вероятностью покраснеют.
  • Кроха подносит палец ко рту или носу - это будут не вынужденные движения, а рефлекторные, и символизировать они будут о его лжи.
  • Когда руки малыша все время за спиной или в карманах, то это может говорить о его желании что-то утаить от родителя.

Что делать родителям, если их ребенок постоянно врет?

Как же научить ребенка, что нельзя врать? Можно ли как-то бороться с его постоянным обманом? На эти вопросы ответ у психологов уже есть. Но только он выглядит не в формате, что нужно делать, а скорее чего не нужно делать. Советы психологов следующие:

1. Наказывать ребенка за ложь нельзя (имеются в виду не только телесные наказания, но и крик в его адрес) - он воспримет это как результат того, что вы узнали правду каким-то образом. Это может привести к тому, что в его подсознании крепко закрепиться взаимосвязь «узнают правду, значит, будут на меня кричать», что собственно и станет его подталкивать к постоянному вранью. Постарайтесь объяснить своему крошке, что врать - плохо, ведь намного лучше быть честным и открытым с родителями (важно делать это спокойно и без крика).

2. Заставить ребенка сказать правду, пугая его какими-то наказаниями, к примеру, неделя без компьютерных игр и т.д., - это не выход. Под страхом наказания он вряд ли вам в чем-то признается, наоборот, он может даже закрыться от вас. Делать так однозначно не нужно.

3. Не нужно сводить воспитание к постоянным запретам. Сами рассудите, если все ему запрещать, то он непременно найдет лазейку к желаемому через ложь.

4. Ни в коем случае не зацикливайтесь только на положительных эмоциях крошки. Даже если он выражает по какой-то причине негативные эмоции (плохая оценка, ссора с другом), то они тоже должны восприниматься вами как норма. Если ребенок будет видеть, что его плохое настроение как-то вас расстраивает или даже злит, то он будет скрывать его от вас, тем более не расскажет правду о том, что у него случилось.

5. Если ребенок стал постоянно врать, то, может, вы выбрали неверный метод воспитания. Откровенный разговор в подходящий момент поможет выяснить, что вы делаете не так.

6. Постарайтесь научить малыша ликвидировать результаты проступков . Закрепите с ним такое правило: если ты что-то разбил или сломал, не нужно об этом лгать, лучше убери то, что разбил, или почини то, что сломал. В любой ситуации лучше всего признаться в содеянном - тебя не будут ругать или наказывать, если ты скажешь правду!

7. Всегда оставайтесь для ребенка авторитетом и предметом для подражания . Учите ребенка быть честным во всем: рассказывайте за семейным ужином близким о том, как прошел ваш день, как можно чаще используйте выражение «я хочу тебе признаться…» - все это поможет наглядно показать ребенку, что быть честным со своими родными - это замечательно.

8. Хвалите ребенка за его честность. Согласитесь, лучше лишний раз сказать ему «Молодчинка!» за честное признание, чем постоянно наказывать за проступки.

И самое главное - осознайте, что врать все мы начинаем не от того, что хотим скрыть что-либо. Это умение заложено в нас от природы, и лишь нам под силу «укротить» его. А детки, в силу своего малого возраста, пока не умеют этого делать, и без вашего правильного воспитания и чуткого присмотра их наивные фантазии быстро перерастут в постоянную ложь.

Детская ложь.

Ложь – это раздвоение человека. И как всякое раздвоение – неприятно и приносит человеку страдание. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервную систему. Лживость – не первоначальное состояние человека, естественный человек правдив, мир лжи и выдумки ему неизвестен. Так и детям, как существам непосредственным – ложь чужда и неприятна. Первобытные люди и дети поддаются обману чрезвычайно легко. При этом «дикари» учатся лгать от цивилизованных людей, дети – от взрослых.

Ложь – это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь – это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды: 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.

В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра.

Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.

Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок – слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи.

Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание , когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что – Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах – это уже ложь политическая, а политика – наука многоумная.

Высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для того притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.

Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.

Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок развивался. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (создать перед ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).

При борьбе с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в его совести, не угасало, сохраняло свою остроту – это сможет предохранить в будущем от скверных поступков.

Надо быть осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает, остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи. Жить без запретов ребенку нельзя, но надо позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это «нельзя» исполнить.

Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Как средство против лживости важным является воспитание нравственного мужества. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.

Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает огорчать. Давайте разберемся в истоках этого явления.

Что приводит детей к тому, что они начинают лгать? Это значит, что у ребенка живой, любознательный ум. И необходимо эту замечательную способность развивать и поощрять, можно и пофантазировать вместе с ребенком. Общение с ребенком поможет лучше понять его желания фантазировать, приблизить нас к ребенку.

Мы взрослые, привыкли осуждать лгунов. Однако для ребенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду. Порой маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фантазии восполняя то, чего им недостает в реальности. Так у ребенка может появиться невидимый для взрослых друг, который везде его сопровождает. Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка – это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.

Даже когда малыши отрицают очевидное, они делают это искренне. И столь же искренне готовы обидеться, если вы им не верите. Взрослея, дети начинают использовать ложь более сознательно и уже испытывают неловкость и стыд, обманывая нас. Тем не менее они не прекращают рассказывать всякие небылицы, иногда чтобы сделать нам приятное, а порой – не желая огорчать нас. Если малыш, вернувшись из сада, расскажет вам, что побил приятеля или плевался за обедом, вы наверняка будете не довольны, ребенку это прекрасно известно. Поэтому наиболее очевидным для него будет попотчевать вас историями, далекими от не всегда приглядной действительности. Он не стремится вас обмануть, он лишь не хочет вас разочаровывать, желая оправдать ваши ожидания.

Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания. Любимый довод – «это не я!». Бесполезно пытаться доказать малышу, что это не мог быть никто другой – он не сдастся. В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или которые для него слишком болезненные. Это может быть какое-то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного из родителей, их алкоголизм.

Очень часто цель лжи – заинтересовать собой людей. Посредством лжи ребенок зачастую пытается сказать нам правду, что его тревожит. Наша задача – понять, что ему мешает сказать об этом по-другому. Зачастую переживания ребенка настолько глубоки, что не поддаются осознанию, он может поведать о них только с помощью лжи. По сути, это не выдумки, а некий миф, с помощью которого ребенок пытается справиться с ситуацией и негативными чувствами, которые она вызывает. Например, ребенок у которого недавно появилась маленькая сестренка, рассказывал в саду о том, как тяжела его жизнь. Ведь ему приходиться заботиться о своей сестре, подолгу укачивать ее, вставать по ночам. Воспитательница попыталась выяснить у родителей, зачем они поставили ребенка в такие тяжелые условия. Родители были крайне удивлены – ничего подобного в семье никогда не происходило. С появлением младшей сестренки мальчик почувствовал себя заброшенным и испытывал сильную ревность. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспитательницы, он выдал себя за ребенка, обремененного непосильными заботами. Ребенок идентифицировался с девочкой и, воображая, как он заботится о ней, попытался восполнить то, чего ему не хватало и вызывало зависть. Его родителям удалось помочь ему, уверить, что они любят его так же.

Виды и признаки лжи

Ложь-игра

У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море – океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…

Если «ложь» вашего ребенка заключается в сочинении подобных историй – успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять – учитесь у ребенка.

Ложь-манипуляция

Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель – в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время. Хрестоматийный пример лжи ради самоутверждения – известная сказка о мальчике-пастушке, который развлекался тем, что пугал односельчан, крича: «Волки! Волки!». Помните, чем закончилась эта сказка? На стадо и в самом деле напали волки, но никто не пришел на помощь пастушку, потому что ему уже никто не верил. Та же опасность подстерегает лгунишку, готового на все ради самоутверждения. Он может растерять всех друзей, утратив их доверие.

Ложь из страха

Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты не…» (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). «Причины» бывают самые разнообразные – от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.

В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:

  1. Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной.
  2. Искажение реальной информации – это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение.
  3. Сообщение правды в виде обмана . Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается .

Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:

  1. «Героическая» - это ложь является «средством для благородных целей».
  2. «Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.
  3. «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами.
  4. «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.
  5. «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями .

«Если внимательно приглядеться к лжецу, то всегда можно заметить кое-какие недочёты в его поведении. Проблема состоит в том, что мы верим в то, во что хотим верить, и это убивает нашу бдительность. Для распознавания лжи нужно сохранять хладнокровие и откинуть эмоции.

Среди признаков лжи можно выделить:

  1. Утечку информации – лжец нечаянно выдаёт себя противоречий информацией.
  2. Информация о наличии обмана – лжец своим поведением выдаёт лишь то, что он говорит неправду, но истинная информация по-прежнему не известна. Зная, что нам лгут, мы не всегда можем сказать, что именно от нас пытаются скрыть.

Маленький ребенок плохо различает границу между реальностью и выдумкой. На этом, собственно, строятся все детские игры. Силой воображения ребенок может превратить стул в коня, щепочку в куклу, а комнату – палка в непролазную лесную чащу или болото. В ответ на грозный вопрос: «Чья работа, кто разбросал игрушки?» вы вполне можете услышать историю про неряху – медведя и т.д. Ловить на лжи бесполезно, бессмысленно и даже вредно. Потому что очень может быть: малыш не врет, а и в самом деле верит в то, что рядом с ним, вот здесь, только что находились эти существа.

Детская фантазия не имеет границ, а мы, взрослые, часто путаем выдумку и обман. Мы говорим малышу «так не бывает», загоняя его воображение в узкие рамки наших взрослых представлений. Отличие обмана от выдумки в том, что выдумка – бескорыстна .

При несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Нравственное развитие ребенка определяется:

  1. Знанием норм общества . Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.
  2. Осмысление норм общества . Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении и осмысление образцов и правил поведения, имеет развитие у детей чувства гордости и чувство стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
  3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.
  4. Эмоциональным отношением к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, связанными с его поведением и деятельностью .

Ребенок с хорошо развитым воображением, естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистические «случаи». А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.

Особенности и причины детской лжи

Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная "ложь", является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно "бескорыстно". Почему так происходит? Малыш, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.

Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть парадоксально: сначала родители описывают чьи-то волшебные приключения, заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое время заявляют, что "это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не бывает". А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.

Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистичные "случаи". А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.

Среди причин детской лжи можно выделить:

  1. Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые.
  2. Вторая причина детской лжи – это желания самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
  1. Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Если же ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога. Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:

  1. Ребенок хочет избежать наказания;
  2. Хочет привлечь к себе внимание;
  3. У него есть проблемы, требующие решения;
  4. Избегает стрессовых ситуаций;
  5. Берет пример с окружающих его взрослых и детей .

Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.

Фромм выделяет следующие причины детской лжи:

  1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви;
  2. Чтобы скрыть свою вину;
  3. Чтобы выразить свою враждебность к нам;
  4. Негативное восприятие лжи родителей .

Социальные корни детской лжи

Ложь произошла от дьявола, поэтому его и называют «отцом лжи». Он склонил первых людей к непослушанию Бога, прельстя их лживыми словами: «будете, как боги». И поэтому обман производит огромное опустошение в душе человека, в его личной жизни и жизни общественной. Он ослабляет волю, рождает недоверие к людям, усиливает эгоизм и трусость, а это чаще всего порождает гордыню.

Ложь у детей имеет не индивидуальные, а социальные корни. В нашей жизни ложь – вполне закономерное явление, форма борьбы за существование, защитное приспособление. В детской душе имеют место процессы, которые совсем не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Эти процессы, сами по себе, могли бы развиваться и в таком направлении, что они никак не могли бы стать ложью, если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал их в ложь и не закреплял их в этом свойстве. Ложь у детей создается на социально – психической основе и имеет прежде всего социальную функцию .

Считается, что до наступления первого кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Все его потребности и желания продиктованы нуждой. Если он плачет и зовет маму, значит, ему необходимо ее присутствие. Даже если он сыт, ему тепло и сухо и, казалось бы, причин для беспокойства нет, возможно, малышу просто не хватает внимания. Интересно, что до 2 лет ребенок считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел – мама сделала. Да и как может быть иначе, если все потребности ребенка – в еде, тепле, смене обстановки, в телесных контактах удовлетворяются матерью или при ее активном участии. Таким образом, до 2-х лет малыш полностью и физически, и психологически зависит от матери. При этом она должна стараться "распознавать" его желания и намерения, и по возможности, выполнить их.

Ближе к 2-3-м годам ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок начинает стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. И выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это сложный период для родителей. Ведь, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам и умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его "заявок" и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. И ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей "на прочность". При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману. И, если оставить пока в стороне этическую составляющую этого поступка, то мы увидим, что он имеет все-таки позитивное значение для дальнейшего развития психики малыша.

В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда» , когда до определенного возраста ребенок убежден, что все его желания и потребности известны родителям просто по факту. Т.е. ребенок чувствует себя прозрачным, насквозь "стеклянным сосудом", с ясными всем намерениями, мыслями и планами. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их "не понимают". Так, если мама не сразу догадалась, что именно просит у нее малыш своим агуканьем и криками, и переспрашивает: "Что ты хочешь?", ребенок может мысленно ответить: "Ты сама знаешь" и упрямо ждать, пока мама сама догадается. И вот наступает момент в жизни маленького человечка, когда он совершает "великое открытие": "Мама может и не догадаться о моих намерениях и желаниях, я могу скрыть их!" Т.е., малыш перестает чувствовать себя "стеклянным сосудом". Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях! Вот почему детские эксперименты в этой области – фактически обман своих родителей – становятся для него важнейшей игрой, в которую он играет снова и снова. А игры для ребенка, как известно, главный способ познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как "совершенствование лжи", может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и, разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома «стеклянного сосуда» становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым. Правда, распорядиться этим достоянием он может по-разному. Сначала "сказки" для мамы и "выдумки" для папы чаще всего являются просто игрой, т.е. носят вполне безобидный характер. Дети обманывают как бы "понарошку", чаще всего не зная и не осознавая, что тем самым обижают родителей и нарушают некие этические нормы. Но в некоторых случаях обман родителей может стать постоянным способом самоутверждения. А это уже признак разлада и потери взаимопонимания в отношениях детей и родителей. В этом случае ребенку важно помочь найти более подходящий способ поддержания своей самооценки. И если родители не справляются с этой задачей, то можно обратиться за решением проблемы к специалисту, детскому психологу. Таким образом, погрузившись в исследования младенческой психологии, мы выяснили, что первые попытки осознанного обмана /манипулирования родителями ребенок начинает совершать где-то в возрасте 2-х лет (конечно, этот возраст условен, возможны значительные индивидуальные "отклонения"). К этому времени его психика созревает настолько, что он оказывается в состоянии планировать свои действия и самостоятельно их осуществлять. Не считаясь при этом с тем, как к этому отнесутся взрослые. Ребенок еще просто не знает, что поступает дурно, поскольку пока не может сам оценить свои поступки. Все это стоит учитывать родителям. Прежде чем спрашивать с малыша, почему он "плохо себя ведет", родителям надо объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо". И не просто сказать об этом раз или два, а добиться того, чтобы ребенок хорошо это усвоил и научился действовать по правилам. Вот почему родителям надо быть готовыми к тому, что эта учеба растянется надолго. И это нормально. Терпение и строгость в подходе родителей должны уравновешивать друг друга. А для этого родителям стоит хорошо понимать особенности детской лжи.

Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существуют также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:

  1. ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
  2. у него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
  3. поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
  4. ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней.
  5. если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачен:

а) слова: «иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не простой ошибкой речи. Это обуславливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова,… например: « Ну… ну я это… м-мне мне… нравится т-твоя новая стрижка!»;

б) голос: частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека;

в) пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, нос чешут быстро и целеустремлённо, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется;

г) мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущённое. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребёнка, разоблачив его тем самым.

Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием .

Ложь также можно распознать по набору верных признаков. Лжецов выдают:

  1. Многословие, отсутствие четких формулировок;
  2. Паузы перед ответами;
  3. Громкость голоса;
  4. Внутреннее напряжение;
  5. Хаотичные движения;
  6. Неестественная мимика;
  7. Румянец или бледность;
  8. Расширенные зрачки .

Кто учит ребенка лгать?

После третьего года у ребенка начинается период бурного развития у речи и воображения. Речь стимулирует развитие логического мышления ребенка (с трехлеткой намного легче договориться, чем с двухлеткой), а воображение позволяет отвлечься от окружающей реальности и мысленно представить то, что нельзя потрогать, увидеть или услышать. Возможности сознания малыша как бы удваиваются: он продолжает познавать мир вокруг (тяжелое тонет, огонь жжет, ветер дует), одновременно осваивая мир воображения, фантазий, волшебных игр и сказок. Даже самые маленькие дети хорошо отличают вымысел от реальности. Трехлетний ребенок может в игре заменить кубиком пирожок, готовя кукле обед, но ни за что не будет, есть его на самом деле. Умение фантазировать служит ребенку, как для игры, так и для защиты от угрозы. Мы сами иногда учим детей подменять реальные события выдуманными: малышу так хочется поиграть с дорогими часами отца, и мама, не долго думая, «обманывает» кроху – надевает на детскую ручку колечко от пирамидки, громко восхищаясь новыми «часиками». Не всегда такой компромисс помогает. Настойчивое желание заполучить часы остается, а раз нельзя, воображение помогает обойти запрет. Потребность «слегка приврать» далеко не всегда беспричинна, просто причина не всегда лежит на поверхности. Чаще всего люди – как взрослые, так и дети – стремятся привлечь интерес к своей персоне, что легче всего сделать при помощи вымышленных достоинств. Для родителей такого рода сочинительство должно служить сигнальной лампочкой: возможно, ребенок страдает от низкой самооценки, недоволен своим местом в семье или в детском коллективе. Понаблюдайте за маленьким выдумщиком, и вы поймете, идет ли речь о психологическом дискомфорте ребенка, или он просто стремится поразить ваше воображение и вызвать восхищение слушателей.

Как предотвратить обман?

Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».

  1. Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду ;
  2. избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;
  3. подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно;
  4. дайте ему понять, что победа – не главное . Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана;
  5. снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи;
  6. научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок;
  7. научите его проводить грань между воображаемым и действительностью;
  8. не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане;
  9. покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью;
  10. постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».

Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными прецедентами вы все же можете еще столкнуться, поскольку ребенок пока не понял, что вы уже перестали бороться с ложью. Когда ребенок, тем не менее, продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, ведете себя иначе. Любая реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее: произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом; ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, рассказывающего вам что-то во время дружелюбной беседы, в ходе которой, даже если вы и думаете про себя, что ребенок говорит вам неправду, нет никакой нужды выяснять это, и вы можете быть просто вежливым.

Что нужно знать родителям

Первое правило: не надо драматизировать ситуацию, когда ребенок говорит неправду, это не всегда ложь. Второе правило: ищите причину, почему ребенок так поступает. Скажите малышу: "Я понимаю, почему ты меня обманул. Наверное, мне надо перестать ругать тебя все время (наказывать, унижать и т.д.), тогда бы ты говорил мне только правду". В каких-то случаях детскую ложь вообще можно пропустить мимо ушей. Например, малыш утверждает, что у него в кармане живет гном. В три-пять лет – это невинная фантазия, а не ложь, но если семилетний ребенок в это свято верит – наверное, надо идти к специалисту. Ведь всему есть предел.

Если родители хотят предотвратить ложь, то они должны заявить (только не прямо) о своем праве на личную жизнь, и предоставить такое же право детям.

Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи, в курсе, каких проблем должны быть:

  1. поведение друзей;
  2. где ребенок проводит досуг;
  3. кто его друзья;
  4. как дети ведут себя на вечеринках, утренниках, праздниках;
  5. какие телепередачи смотрит ребенок;
  6. как он выполняет домашние задания;
  7. как ведет себя в школе .

Заключение.

Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходиться заполнять пробелы собственными выдумками. По мере взросления «белых пятен» становится все меньше, и большинство детей меньше фантазируют и выдумывают. Мы можем помочь ребенку разграничить мечты и действительность, но важно не перестараться и дать ребенку возможность создавать свою альтернативную реальность в игре, в сочинении волшебных историй. Надо показать ребенку, что существуют ситуации, где не стоит прибегать ко лжи, и ситуации, в которых он может замечательно проявить себя благодаря развитому воображению. Постарайтесь понять, почему ребенок иногда не в состоянии сказать правду, вспомните ситуации, в которых и нам, взрослым, приходилось лукавить: все те застрявшие лифты, снежные заносы и прорыв батареи, помешавшие нам вовремя добраться до работы. Как правило, многие из нас не раз жертвовали истиной, оправдывая себя тем, что пытались избежать неприятностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и ребенок порой следует этому правилу. Мы всегда должны помнить одну важную истину для успеха разоблачения лжеца: ни один лжец, никогда, не получает удовольствие от процесса лжи.

Ложь рано или поздно выявится, как бы старательно ты не скрывал правду. Мы обычно врём, а наше тело выдаёт нас само по себе, оно показывает, что мы говорим неправду. Запреты в раннем детском возрасте учат не порядку и аккуратности, совсем другому – боязни наказания. А от страха до обмана рукой подать. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок. Не атакуйте в ярости лгунишку. И прежде чем его разоблачить, задумайтесь, как это лучше сделать, доброжелательнее и тактичнее.

Список литературы:

  1. Богданова, Н. Ты мне веришь или нет?// Счастливые родители – 2005. - №4 – С.96-100
  2. Букин, А. Исправленные лгуны// Семья – 2001. - №26 – С.6-7
  3. Вагин, И.О. Психология выживания в современной России/ 2-е изд. – СПб.: АСТ. 2004. 345с.
  4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу/3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 144с.
  5. Зеньковский, В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996. 352с.
  6. Каптерев, П.Ф. О детской лжи. «Русская школа». – СПб.: 1890. 336с.
  7. Матвеева, М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. - №7 – С.15-18
  8. Почему дети лгут// Мама и малыш – 2004. - №12 (http://www.2mm.ru)
  9. Роберт Т. Байярд Ваш беспокойный ребенок. – М.: 1991. 220с.
  10. Фромм, А. Азбука для родителей. – Л.: 1991. 349с.
  11. Экман П. Психология лжи. – СПб.: «Питер», 2001. 272с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»