Спортивный праздник масленица в школе. Спортивный праздник "масленица". Игра «Волшебный платок»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Широкая Масленица – сценарий праздника Масленица может использоваться для школьников, а также для организации городского или сельского праздника Масленица.

В празднике участвуют Скоморохи, а также их помощники.
В начале представления звучит русская народная музыка, на сцене появляются два или несколько скоморохов.
Ход праздника
Скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Скоморох:
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Скоморох:
Поторапливайтесь, поторапливайтесь
Мы зовём к себе всех,
Всех кто любит веселье и смех,
Игры, аттракционы, чудеса из чудес,
Спешите времени осталось в обрез.
Скоморох:
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем-пожидаем,
Масленицу без вас не начинаем.
Скоморох:
Пусть проходит праздник пышно!
Масленица протянись до Велика дня,
От Велика дня — до Петрова дня.
Не жалей, сударыня,
На блины огня!
Скоморох:
А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс.
Подходи сюда, народ,
Тот, кто пляшет, тот вперёд!
Скоморох:
Эй, ди-джей, не засыпай
И кассету нам включай.
Время танцам настает,
Самый смелый, ну, вперед.
Скоморох:
На щеках ребят румянец,
Веселей, плясун, гляди,
«Яблочко» — матросский танец.
Самый смелый выходи!
(Танцевальный конкурс для пришедших на праздник.)
Скоморох:
Бог за это не накажет,
Кого только не спроси,
Всяк о Масленице скажет:
«Чудный праздник на Руси!»
Скоморох:
Все семь дней бурлит веселье!
Люди пляшут и поют…
И блины до воскресенья
Очень вкусные пекут.
Скоморох:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Скоморох:
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько –
Сыром, маслом и блинком
И румяным пирогом.
Скоморох:
Все на улице, радость-то какая!
Но где же Масленица, что не идёт?
Приди Масленица красная
С блинами, весельем и танцами.
(От ворот идет толпа в руках транспаранты с символами праздника — солнце, блины, пожелания, скоморохи несут ряженное чучело Масленицы.)
(Со сцены спускаются танцоры и встречают всех, приглашая на сцену.)
Скоморох:
Едет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Скоморох:
Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая во двор въезжает!
А мы, люди, её встречаем.
А мы, добрые, её встречаем!
Ой, Масленица, погости недельку.
Широкая, погости недельку…
(Все водят хоровод вокруг чучела Масленицы.)
Скоморох:
Милости просим,
Будьте, как дома,
Вся территория вам знакома.
Матушку Зиму прославить нам нужно
И проводить, как положено, дружно!
Скоморох:
Нынче небо голубое,
Лето просится домой.
Повстречались здесь сегодня,
Как всегда, Весна с Зимой
Скоморох:
Ой, Масленица, протянись!
За белую берёзу зацепись!
Сказали: «Масленице семь годков!»,
А нашей Масленице семь деньков.
Скоморох:
Понедельник — «встреча»,
Вторник — «заигрыш»,
Среда — «лакомка», «разгул»,
Четверг «разгуляй — четверг», «широкий»,
Скоморох:
Пятница — «тёщины вечера», «тёщины вечёрки», Суббота — «золовкины посиделки», «проводы», Воскресенье — «прощёный день».
(Включаются записи русских народных мелодий или песен, а скоморохи всех направляют к балаганам.)
Скоморох:
Продолжаем мы программу

Начинаем панораму
Удивительных потех!
Скоморох:
Ой, вы гой еси, люди добрые,
В деле славные и проворные.
Продолжаем веселье сегодняшнее.
Начинаем игрища народные.
(По всей территории хаотично расположены балаганы для проведения конкурсов, имитирующих народные забавы и игрища русских людей на празднествах «Масленицы», со скоморохами, палатками для продажи чая, кофе, блинов, пирожков, шашлыков, напитков, а также сладостей и т. д. Участники конкурса могут заработать жетоны и в конце праздника использовать их на аукционе.
Для проведения праздника необходимо подготовить ведущих из числа старшеклассников (это могут быть скоморохи, насмешники, зазывалы, сказочные персонажи и т д.), которые будут оповещать народ о следующем действии происходящем на сцене или на «балаганной площадке».)
Предлагаемые варианты балаганов:
Скоморох:
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех!
Скоморох:
Эй, ребята, что заснули?
Выходи, бери ходули.
И перед всеми от души
На ходулях попляши!
Скоморох:
Друг, веди свою подружку.
Все, кто хочет выйти в рост,
Знаешь русскую частушку –
Выходи-ка на помост.
Скоморох:
И широкие, и узкие
Темы пусть любой берёт.
Пой, народ, частушки русские,
Веселись родной народ.
(Все желающие соревнуются в исполнении частушек.)

Конкурсы на Масленицу
1. «Ходули». Два человека на скорости должны пройти на ходулях до отметки и обратно, победитель тот, кто выполнит задание быстрее.
2. «Петушиные бои». Внутри круга два человека. Каждый правой рукой берёт свою правую ногу, а левую руку закладывает за спину, прыгая на одной ноге нужно вытеснить соперника за черту круга. Оставшийся в кругу — побеждает.
Скоморох:
Вот бревно, а вот мешки,
Выходите, мужики!
Кто кого мешком собьет.
Тот подарок заберёт!
3. «Бой подушками». Два участника с подушками поднимаются на брус, укреплённый на земле. Задача — подушкой сбить противника с бревна (возможно три попытки).
Скоморох:
Подходи со всех сторон,
Будет всё в порядке.
Затяни кушак в руке
Смело, без опаски!
4. «Кушак». Соперники становятся по разным сторонам начерченной на земле линии, связывают руки кушаком (поясом, ремнём). Середина кушака ослаблена, левая рука заложена за спину. Задача для участников — перетянуть соперника за линию. Проигрывает тот, кто заступает за линию противника.
Скоморох:
Гой еси, гиревики,
Силу покажите руки.
Кто поднимает здесь два пуда,
Принесёт блиночков блюдо!
5. «Силачи». Для этого конкурса необходима гиря. Победитель тот, кто больше всех поднимет гирю, тот и получает жетон.
Скоморох:
Мужиков, парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.
6. «Перетягивание каната». В конкурсе могут участвовать два и больше участников, соревнуясь в перетягивая каната. Группа победителей получают жетоны.
7. «Палка». В кругу два участника, с правой стороны руками закрепляют палку. Задача — упираясь палкой, вытолкнуть соперника за границы круга. Оставшийся в кругу — победитель.
Скоморох:
Конь заряжен, дуйте в ус,
Ветер не догонит.
Вот ещё аттракцион –
«Одень хомут лошадке!»
8. «Наездники». 1) Соревнуются команды, состоящие из двух человек. Один — в роли наездника другой — в роли коня. Нужно пре­одолеть определённые участки, вернуться на старт. После этого наездники и лошади меняются местами. Конкурс повторяется, пара победителей получает жетоны.
2) Команды состоящие из двух человек исполняющие роли — наездника и лошади, две или несколько ведут «бой»: задача наездников скинуть наездников. Победившая пара получают жетоны.
9. «Столбоходы». К ногам участников привязываются деревянные «спилы» высотой 20-25 см (или пустые консервные банки длинной 20-25 см). Соперникам необходимо преодолеть определённые препятствия. Первый преодолевший препятствия, получает жетон.
10. «Паук». Концы каната привязываются к двум участникам, а середина помечается красной лентой — она совпадает с начертанной на земле линией. Участники становятся на четвереньки спиной друг к другу на длину вытянутого каната. Задача — перетянуть соперника на свою сторону от черты. Победитель получает жетон.
Скоморох:
Как сходились, собирались
Удалые бойцы русские
На реку, на кулачный бой.
Разгуляться для праздника, потешиться…
11. «Кулачные бои». Принцип амреслинга, но только стоя и в начерченном круге. Задача вытолкнуть соперника из круга (даются три попытки). Победитель поощряется жетоном
Скоморох:
Что за чудо — скок да скок,
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его лови, ловите,
Поскорей мешок держите!
12. «Мешки». Участником предлагается в мешках наперегонки допрыгать до отметки и обратно. Победитель получает жетон. Кон­курс можно усложнить, предложив передвигаться в одном мешке 2-3 участникам сразу. В этом случае все члены команды-победительнице получают по жетону.
Так же помимо палаток и балаганов работают девушки-латошницы, которые тем, кто прочитает стихотворение о зиме или исполнит частушку, вспомнит пословицы и поговорки вручает сладости или жетон.
На открытой площадке можно установить столб, на вершине которого развесить призы. Самые смелые и ловкие могут попытать счастье, взобравшись на вершину столба, и снять себе приз с него.
Скоморох 1:
Всем сегодня будет жарко,
Хоть не очень жарко днём.
Здесь аукцион подарков
Мы сейчас для вас начнём.
Скоморох 2:
Подходи скорее,
У нас лотерея:
Чайники без дна,
Только крышка одна.
Скоморох 3:
Китайский фарфор
Был выкинут на двор.
Фонарь на свечах,
На трёх кирпичах.
Скоморох 1:
Сорок кадушек
Солёных лягушек.
Сорок амбаров
Сухих тараканов.
Играйте в лотерею!
(Скоморохи проводят аукцион, обменивая различные предметы (сувениры, выполненные в стиле народных традиций — Хохлома, гжель, игрушки, сладости и т. д.) на жетоны, можно вынести черный ящик.)
Скоморох 2:
Масленицу провожаем,
Весну радостно встречаем.
Блинами угощаем
И чучело сжигаем.
(В этот момент поджигается установленное чучело (является символичным). Пока оно горит, все желающие становятся в круг и вместе со скоморохом кричат слова, потом водят хороводы и поют народные песни.)
Скоморох 3:
Гори! Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори! Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Скоморох 1:
В дым пусть превратятся
Да исчезнут в выси,
Наши грешные дела
И дурные мысли.
Скоморох 2:
А мы Масленицу провожаем,
Очень тяжко по ней вздыхаем!
Ой ты, Масленица!
Воротись!
Через годик покажись.
Скоморох 3:
Ай, Масленица,
Обманула!
До поста довела –
Сама удрала!
Скоморох 1:
Обманула — подвела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить.
Скоморох 2:
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает Великий пост…
Будем яйца красить.
Скоморох 3:
Трудись, покамест служат руки,
Не сетуй, не ленись, не трусь.
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки,
Тебе спасибо скажет Русь!
Примечание. Праздник такого типа — явление довольно сложное. Во-первых, это, конечно же, не только общешкольный, но, скорее, городской или сельский праздник. В городе он будет носить более локальный характер. Во-вторых, это, как говорилось выше, все-таки народно-природный праздник, и многие его обычаи, ритуалы условны. Это праздник на воздухе, во многом — карнавал, это спортивно-игровой праздник! Мы не стали «утяжелять» сценарий спортивными играми (например, футбол, волейбол, баскетбол на снегу), подвижными народными играми и потехами. Они достаточно представлены в различных сборниках игр, и правила их известны. Песенный репертуар может быть произвольным, но предпочтительнее русские народные и шуточные песни («Как у наших у ворот», «Во кузнице», «Во деревне то было Ольховке», «Колпак мой треугольный» и др.).
Что еще можно включить в программу Масленицы: конкурс частушек Снегурочек и Веснянок; блиц-турнир школьных хоккейных команд; выезд Емели на русской печке (печка поставлена на сани) как главного гармониста праздника; парад троек лошадей и катание на тройках; сожжение в пламени масленичного костра чучел пьяниц, лодырей, жуликов, бракоделов; состязание на ходулях (пляски, ходьба, перешагивание через сугробы); карнавал ряженых; торг певчими птицами, щенками; выставка собак и… скворцов.

«Гостья наша – дорогая масленица»

Бочкова Светлана Викторовна,

учитель физической культуры

МОУ СОШ№7 г. Конаково Тверской области

Сценарий спортивного праздника

«Гостья наша – дорогая Масленица»

Цели: Приобщение обучающихся к народным традициям и формирование коммуникативных отношений, формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья учащихся, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры.

Задачи: Вовлечение учащихся в совместную деятельность при подготовке праздника, познакомить обучающихся с символами и традициями проведения праздника «Широкая Масленица»,укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков во время проведения состязаний

Время проведения: 10 00 - 11 00 , 11 00 – 12 00 .

Место проведения: Спортивный зал МОУ СОШ№7

Участники праздника: Учащиеся 3 – 4 классов

(Дети входят в зал под музыку)

Сказительница -1: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть!

Сказительница -2: Рады вас видеть у себя в гостях. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости!

Сказительница-1: Чтобы зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, необходимо по старинному народному обычаю Зиму- матушку проводить и Весну- красну встретить.

Сказительница-2: Из далеких языческих времен пришел к нам праздник, знаменовавший собой проводы зимы - русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая, касаточка, перепелочка, переберуха, ясочка.

Сказительница-1: Символом праздника было чучело Масленицы. Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд.

Сказительница-2: В руках у этой фигуры помазок и блин – символы масленицы. Ведь блин, румяный круглый, напоминал солнце.

(выносится кукла Масленицы)

Все: Здравствуй, дорогая Масленица. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица: Всего на семь дней!
Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы.

Зима: Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок новенький, новомодненький.

Брови черные - наведенные,

Шуба синяя, латки красные,

Портянки белые - набеленные.

Скоморох: Душа ль ты наша Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор.

На горах покататься.

В блинах поваляться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Зима: Едет Масленица,

Едет сырная,

Разгульная, а не смирная!

Прощайся, народ, с тоской!

Праздник общий, мирской!

Сказительница-1: И все-таки самый важный –

Праздник семейный, домашний.

Ведется порядком строгим давно

Не нами, а умными заведено.

Сказительница-2 :Масленица была самым веселым разгульным, праздником.

В народе говорили: «Хоть себя заложить, а Масленицу

Проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то

Придется жить в горькой беде.

Сказительница-1: Масленица длится целую неделю, и начиналась она с

приготовления блинов. Назывался этот день «Встреча»

Рецептов приготовления блинов много у каждой хозяйки

Свой. Но во всяком случае они должны были быть белыми,

Рыхлыми, вкусными.

Ведущая 1: Ах, ты, Аннушка,

Красно солнышко,

Погляди на печь-

Не пора ли блины печь?

Ведущая 2 : Пора! Ох, и сложное это дело!

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке,

Будет моя квашенка полным- полна,

Полным- полна, с краями ровна.

Ведущая 1: (изображает, что печет блин и обращается к зрителям)

А ну, угадай те, что я делаю?

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру, да опять наведу.

Зрители: Блины печешь!

Ведущая 2: Блины пекут! С маслицем, да со сметаною…

(перечисляет)

Ведущая 1: Погоди! (к залу) А ну-ка, люди добрые, подскажите, с чем еще

Блины хороши?

(идет игра в форме аукциона со зрителем "С чем едят блины?»,
победителей награждают медальками-блинами)

Скоморох: Второй день Масленицы «Заигрыш»

1. Проходите, прицепляйтесь,

Покупайте - не стесняйтесь.

Деревянные ложки-

Звонкие, как гармошки.

Хочешь – суп ешь хлебный,

Хочешь – вальс играй!

2.Вот грибы, вот грибы!

Белые – сушенные,

Рыжики – соленые!

У нас в Рязани

Грибы с глазами –

Их едят,

А они глядят!

3.Как на нашей улочке

Делают шкатулочки,

Кружки, толкушки,

Веретена игрушки,

Весело- весело мастерит все село.

Покупайте дружно, что кому нужно!

4. Кому куклу? Покажи!

Барышня - диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить.

5. Пряники, тульские пряники!

Продаю пряничные дома,

Терема, часы, паровозы.

Есть кони, коровы, бараны, патухи,

Медведи, зайцы, рыбы, барашки,

Солдаты и вся азбука.

Пряники печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

6.Продаем разный товар

Для тех, кто умен и удал.

Кто разгадает загадку,

Получит, может быть, шоколадку!

Коробейники по очереди загадывают загадки). (Загадки подбираются по возрасту)

1.По саням ходит-

В избу не идет.

(дверь)

2. У нас в печурочке-

Золотые чурочки.

(Дрова)

3.В маленьком амбаре

Держат сто пожаров.

(Спички)

4. Два братца пошли в реку купаться.

(Ведра)

5. Одну меня не едят,

А без меня мало едят.

(Соль)

6.Черный, проворный, кричит “крак”, червякам – враг.

(Грач)

(Петух)

8.Ни барашек и ни кот,
Носит шубу круглый год.

(Заяц)

9.Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

(Снеговик)

10.Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце)

Весна: Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины? Этот обряд связан с огнем. Солнце обожествлялось издревле и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило- Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг.

Самая примечательная черта праздника – обжорство. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года. Самое большое число блинов съедали в среду, поэтому ее и называют «Лакомка»

Пришла масляна неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица-

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть

Семерым их не поесть.

Сели четверо за стол,

Дали душеньке простор.

Друг на друга поглядели

И … блины-то все поели.

Много игр и забав проходит во время веселой масленичной недели. В основном это было в четверг, поэтому называют его «Разгул», «Перелом», «Широкий».

Обычно это игры в снежки или борьба за место на санках, взятие снежного городка, также проводились кулачные бои и много других веселых игр.

(Проводятся игры «Перетягивание каната». «Гири», Петушиный бой, катание на тройках, снеговик, капитанов конкурс.)

Ведущая 1: Вот и лакомка прошла,

Хороша она была!

А в четверг большой

Весились-ка всей душой.

В «разгуляй - четверток»

Не жалей своих ног.

(проводятся игры)

Ведущая 1:

Сейчас в бой вступают силачи,

Здесь не важно: стар иль мал,

Лишь бы силой обладал.

Для победы очень нужно,

Чтоб команда была дружной. (Перетягивание каната)

Ведущая 1:

Извиняемся заранее,

Что всем было нелегко.

Вам (победителям )-

Блины в сметане.

Вам (проигравшим )-

За вредность молоко

Ведущая 1: (Игра « Золотая рыбка»)

На концах бечевок -палки,

Называются «моталки»,

Посреди бечевки –рыбка,

Ты мотай бечевку шибко.

Тот, кто первый намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Ведущая 1: Все понятно без вопросов,

Все вопросы впереди.

Эстафета водоносов.

Водоносы выходи!

(Перелить из одной емкости в другую воду ложкой)

Ведущая 1: Здесь победителю должны

Вручить мы русские блины!!

(Игра «Сковорода»)

5-10 участников должны быть примерно равными по силе. Они встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертят круг- «сковороду». Затем под музыку все идут вокруг этого круга. По сигналу ведущего игроки останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», а сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испекся». Затем все повторяется, пока не останется одного или двух «неиспекшихся».

Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим.

Сказительница-1: . В эту неделю принято ходить в гости. Пятый день связан именно с такой традицией. В этот день зять ходит в гости к теще на блины. Называется этот день «Тещины вечера».

Сказительница-2 : Самый веселый день для молодых девушек это субботний, когда к старшей сестре мужа собиралась молодежь на посиделки. День так и называли «Золовкины посиделки».

Мы сегодня не скучаем,

Песни разные поем.

Мы сегодня не скучаем,

Говорим о том, о сем!

Как на масляной неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог –

Все летело под порог.

Я на Масленке катался-

Трое санок изломал,

Ворона коня замучил,

Всех девчонок покатал!

Сказительница-2 : А последний день масленицы особенный. Называется он «Прощенное Воскресенье» .В этот день принято просить прощения друг у друга за все. Что было плохого.

(поворачиваются друг к другу «Прости меня, пожалуйста!»,затем ко всем «Простите, люди добрые!»)

Сказительница-1 : В этот день чучело Масленицы выносили за пределы селения, на самом высоком месте разводили костер и сжигали чучело, а пепел закапывали в землю.

1.Масленицу провожаем –

Весну встречаем.

Гостья погостилася,

С зимушкой простилася.

2. Прощай, Масленица – вертушка,

Настает великий пост.

На деревне все поели,

Подают селедки хвост!

3. Масленица, Масленица,

Семенова племянница,

Обманула- провела,

Нагуляться не дала.

Через семь недель

Будет светлый день,

Будем пасху святить,

Будем яйца красить.

С крыши капели,

Воробьи чирикают,

Они весну кликают.

Чучело Масленицы бросают в костер и приговаривают:

«Масленица обманщица,
До поста довела – сама удрала!
Масленица, воротись,
В новый год покажись!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”

Сказительница-1: Приди, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с огромной милостью,

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!

(Уносят куклу Масленицы)

Вокруг горящего чучела водят хороводы.

Ay, ay, аукаем, Весну приаукиваем: Март, март - Солнцу рад; Апрель, апрель - Откроет дверь; Май, май - Сколько хочешь гуляй! Ay, ay, аукаем!

Ведущий: Гостей, всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть его полезней?
Наш гость сегодня не скучай,

Все: Пей от души наш конаковскийский чай!!!

(Праздник заканчивается чаепитием с блинами.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

(можно использовать игры на празднике)

Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - «заря» - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Конкурс «Катание на тройках».

Участники конкурса по трое залезают в обруч (один по центру, два других по бокам), бегут до стойки, обегают ее и возвращаются назад.

Конкурс «Снеговик».

1-й катит свой мяч до стойки, 2-ой то же самое, 3-ий до стойки бегом, катит мяч к команде, 4-й то же самое, 5-й катит до стойки, бегом обратно и так до последнего, который, докатив мяч до стойки, ставит мяч на мяч (делает «снеговика»), бегом обратно.

Конкурс загадок.

На сковородку - ручейком,
Со сковородки – солнышком.
(Блины.)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи.)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
(Коньки.)

Белая морковка
Зимой растет.
(Сосулька.)

Конкурс «Снежки».

В 10 м от каждой команды в корзине лежат теннисные мячи, а 5 м от корзины – обруч. Игроки команд по очереди должны добежать до корзины, взять теннисный мяч, выполнить бросок в обручи бегом вернуться назад. За попадание в обруч – одно очко.

Конкурс капитанов.

Капитаны должны съесть по блину (блины можно заменить печеньем, яблоком, бананом и т.п.)

Игра «Золотые ворота».

Половина участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв вверх сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает, взявшись за руки, цепочка из остальных игроков, обегая каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого за спиной. Стоящие в кругу игроки речитативом произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После слов «Не пропустим вас!» те, кто образует «ворота», опускают руки. Оставшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая размер «ворот», т.е. число участников, которых нужно обежать, проходя через «ворота». Не пойманные в круг дети восстанавливают цепочку и снова бегут через «ворота». С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. 3 – 5 не пойманных игроков объявляются победителями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

ГОРОДА РЖЕВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий городского спортивного праздника

« Зиму провожаем - весну встречаем»

(масленичные забавы)

Сценарий разработала

учитель физической культуры

МОУ «СОШ№7» города Ржева

Тверской области

Савина Марина Анатольевна

г. Ржев 2015

Предварительная работа:
составление сценария, подготовка команд, наглядной агитации, музыкального оформления.

Цель мероприятия :
1. Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

2. Укрепление здоровья обучающихся;
3. Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: музыкальное сопровождение, канат, лыжи, санки, мячи, веревки, флажки, фишки, лыжные палки, клюшки.

Место проведения : спортивная площадка/городская площадь/.

Состав команды: 6 человек /2 девочки, 4 мальчика/.

Открытие соревнований.

Ведущий: ( Знакомство предусмотрено.)

Саши, Танечки и Вали -

Руки дружно все подняли!

Владики все, Коли, Оли -

Громко-громко завизжали!

Лены, Светы и Сережи -

Все в ладоши хлопаем!

Павликам стоять негоже -

Все ногами топаем.

Димы, Юры и Ларисы -

Дружно, громко засвистели!

Наташи, Дани и Оксаны -

Поскорее все присели!

Кати, Даши и Настены -

Ну-ка, помяукайте!

Игори, все Алексеи -

Ну-ка, все похрюкайте!

Про кого я не сказала,

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Дружно, громко крикнем: "Я"!

Вот и познакомились!

Не проходите мимо,

Провожаем Зиму

Забавами да шутками,

Весельем, прибаутками!

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас!

И сейчас, без опозданья

Начинаем состязанья!

1.Эстафета: Зимушка - зима. /Обычный бег с передачей ленты./

Ведущий:

Учись дорожить мгновением,
Ведь жизнь ускоряет бег.
И доли секунд - решения…
В этом залог побед!

2.Эстафета: Самокат / бег на одной лыже/.

Ведущий:

Как услышите "новость" хорошую - всей командой в ладоши хлопайте, а если "новость" не нравится, ногами дружно топайте.

У весны сегодня день рожденья! (Аплодисменты.)

Угощаемся блинами и печеньем! (Аплодисменты.)

Зиму просим поскорее уходить! (Аплодисменты.)

Рубль последний здесь готовы "прокутить"! (Топот.)

За игру вручу коробочку конфет! (Аплодисменты.)

Вы откроете, а там - ничего нет! (Топот.)

Отдыхаем мы, сегодня - воскресенье! (Аплодисменты.)

Ну, а завтра - на работу, на ученье! (Топот.)

Всех с весны рожденьем поздравляем! (Аплодисменты.)

Новую забаву начинаем! (Аплодисменты.)

Ну вот, согрели ладошки, теперь подвижемся немножко.

3.Эстафета: Хоккей/провести клюшкой шайбу по этапу и передать следующему/

Ведущий:

Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит,

Все на конях разъезжает.

Чтобы кони были вороные,

А слуги — молодые!

4.Эстафета: 2 мальчика везут на санках девочку, затем передают эстафету второй тройке.

Ведущий:

Мороз, мороз через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Детям надо поиграть.

5.Эстафета: Пингвины /Мяч зажат между колен, бежать/.

Ведущий:

В легких шапках и костюмах
Снежной зимнею порой,
На коньках идут кататься,
Всей веселой детворой.
На ветру ребячьи лица,
Разгорелись кумачом,
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится -
Все ребятам нипочем!

6.Эстафета: Чехарда /Русская забава - стартует последний, перепрыгивая впереди стоящих и садится перед первым, затем стартует следующий и т.д./

Ведущий:

Раз-два-три-четыре-пять!

Зиму надо провожать.

Раз-два-три…

Вот Весна идет, смотри.

Раз-два-три…

Ты зови ее, зови!

7.Эстафета: Вереница. / Стартует последний, бежит и встает перед первым, затем следующий и т.д. пока не переберутся на противоположную сторону/.

Ведущий:

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица 7 деньков,

Оставайся с нами 7 годков!

8. Эстафета: из скакалки сделать упряжь, стартуют 3 человека, первый запряжен, двое держатся за концы скакалки, затем передают эстафету второй тройке.

Ведущий:

Не страшны нам трудности любые,

Нам по силам всякие дела,

Потому что силы молодые

Укрепляем спортом мы всегда!

Утром делаем зарядку,

Лихо бегаем вприсядку.

9.Эстафета: Потанцуем и попляшем./Первый участник продвигается гусиной ходьбой с мячом в руках до фишки, кладет его на фишку, назад возвращается бегом. Второй участник бежит до фишки, берет мяч, назад гусиной ходьбой и т.д./

Ведущий:

Мороз не велик, да стоять не велит!

В зимний холод всякий молод!

Мороз ленивого за нос хватает,

А перед проворным шапку снимает.

10.Эстафета: Замерзшие воробьи./Первый стартует с лыжной палкой, возвращается и вместе со вторым участником проводит палку под ногами у команды, участники должны перепрыгнуть ее. Первый у частник встает в конец колонны, а второй бежит до фишки и назад, со следующим игроком вновь проводит под ногами команды и т.д./

Ведущий:

До свиданья, до свиданья,

До свиданья через год!

Через год на это место

Приходи, честной народ.

Будут снова чудеса,

Будут развлечения,

А теперь прощаемся

Все без исключения!

Подведение итогов

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Ведущий:

Вот и закончился наш праздник. И пусть мир движений подарит вам бодрость, здоровье, счастье повседневного общения с физической культурой и спортом.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ - ЭТО ГЛАВНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Ольга Гулецкая
Сценарий Физкультурно-спортивного праздника Масленица

Проводится на улице, на спортивной площадке.

Цели: Приобщение детей к народным традициям и формирование коммуникативных отношений, формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья воспитанников, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры.

Задачи: Познакомить детей с символами и традициями проведения праздника «Широкая Масленица», укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков во время проведения игр и состязаний. Прививать детям любовь к занятиям физической культурой и спортом, закреплять знания и умения, полученные на физкультурных занятиях. Развивать внимание, наблюдательность, координацию движений, умение преодолевать препятствия. Воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма, дружелюбие. Создать доброжелательную атмосферу, доставить радость детям. продолжать знакомить с правилами личной безопасности.

Подготовка:

Дети – девочкам повязаны платки на голову, у мальчиков – яркие колпаки (скоморохов, петрушек и т. п.)

Сказать родителям, чтоб принесли платки (девочкам) и колпаки (мальчики, и принесли готовые блины в пятницу 28.02.2014.

На улице готовится для сжигания Масленица, площадка украшается флажками, шариками, ленточка. платочками.

Действующие лица:

Ведущий-ряженный – инструктор по ФК

Баба-Яга – воспитатель

Инвентарь: таблички с номерами групп, три стопки картонных блинчиков, метла, четыре конуса, канат, 3 палки-лошадки, мегафон (с микрофоном и проигрывателем, 20 плоских колец

Музыка: Песни про Масленицу, про Блины, песня-танец «Вперед 4 шага»

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети выстраиваются на площадке (все 5 групп)

Ведущий: Все! Все! Все! Все на праздник спешите! Масленицу встречаем, зиму провожаем!

Сегодня Масленица приглашает в гости! Все повеселимся, в играх, плясках закружимся!

А ну-ка ребята, расскажите, что вы знаете про Масленицу!

Выходят дети читают стихи:

1-й Ребенок

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся!

В Детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

2-й ребенок

Здравствуй Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечем

Нам метели и морозы нипочем!

3-й ребенок

Масленица-блиноедка

Накормила всех людей

Заиграла, Заплясала,

Сразу стало веселей!

4-й ребенок

Мир крещеный нынче радуется

Потому что нынче Масленица

Приходи, народ, и с нами съешь блина

Чтоб поскорей пришла весна!

5-й ребенок

С Масленицей ласковой, Поздравляем вас!

Блинчикам поцарствовать наступает час!

Без блинов не сладятся проводы зимы,

К шутке, к песне, к радости приглашаем мы!

Ребята, а давайте-ка позовем с Вами весну!

Повторяйте все за мной:

Ясна-красна! Приди весна!

Еще раз … 3 раза!

Появляется Баба-яга, ест блин: (бегает с метлой по кругу пугает детей под музыку)

Баба-Яга: Приветствую вас, люди добрые! Вы же меня так громко зовете? Вот я к вам и прилетела – на метле! Ах вы мои ребятишечки ненаглядные! Сами в сковороду напрашиваются!

Ведущий: Что ты такое говоришь, Бабулечка-Ягулечка! У нас праздник, а ты деток пугаешь! Раз уж пришла, давай с нами веселиться!

Баба-яга: Да с удовольствием, я и танец шикарный знаю! Давайте-ка немного расширим наш круг, подвигаем локтями, чтоб танцевать было не тесно, и начнем! Маэстро – музыку!

Под фонограмму танцуется танец «Вперед 4 шага»

Ведущий: Спасибо, тебе Баба-Яга, такой танец замечательный получился, да и согрелись мы все, правда, ребята?

Ребята – ДА!

Ведущий: Ну-ка, ребята, а сейчас давайте-ка проверим, какие Вы внимательные. Я буду Вам говорить задание, а Вы будете его показывать – например, я говорю: «Руки вверх!» И вы все дружно поднимаете руки вверх. А Баба-Яга нам поможет, будет Вам подсказывать. Хорошо, Ягуля?

Баба-Яга: Ой, да пожалуйста, конечно, помогу!

Проводится игра: Ведущий говорит, а Баба-Яга – путает детей.

Руки вперед! (Баба-Яга – руки вперед)

Руки вниз! (Баба-Яга – руки вверх)

Попрыгать! (Баба-Яга – приседает)

Похлопать в ладоши! (Баба-Яга – топает ногами)

Присесть! (Баба-Яга – руки вверх)

Потопать ногами! (Баба-Яга хлопает в ладоши)

Ведущий: Ай, да проказница, Баба-Яга! Ты детей только путала, а не помогала им!

Баба-Яга: Так ведь наоборот, так веселее получилось!

Ведущий: Ладно, прощаем тебе, а ты про блины стихи или загадки знаешь?

Баба-Яга: Ой, память-то у меня уже не очень, надо бы вспомнить, раньше-то много знала!

Ведущий: Ладно, ты пока вспоминай, а детки нам стихи про блины расскажут!

1-й ребенок

Если есть сковорода

Не страшны нам холода

Потому что блин горячий –

Это лучшая еда!

2-й ребенок

По земле колесами

Покатились Блинчики

Дети, под березами –

Собирайте блинчики!

3-й ребенок

И с икрой и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки – блины!

4-й ребенок

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин и рядом блин-луна

Один блин горячий, а другой – холодный

Полезай на небо, если кто голодный!

5-й ребенок

Масленица, Масленица

Хороводом дразнится

Блин в сметане с маслицем

Ждет кому достанется!

Ведущий: Молодцы, ребятки, какие стихи замечательные вы знаете. А ты Баба-Яга, вспомнила загадки?

Баба-Яга: Нет, что-то так и не пришло ничего в голову. Зато песню замечательную вспомнила про блины и слова там простые! Предлагаю всем вместе подпевать. Там есть такие слова: ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ! Ну-ка, давайте попробуем все вместе сказать:

ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

Отлично, теперь подпевайте!

Звучит русская народная песня «Блины», все подпевают, хлопают, подтанцовывают.

Баба-яга танцует (Особенно в проигрышах)

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

2. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

3. Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

4. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

5. «Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы».

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

6. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

Ведущий: Молодцы и ребята и Баба-Яга – весело получилось. А теперь давайте посмотрим, как Вы сможете с блинчиками бегать! Предлагаю Масленичную забаву «Перенеси блины – не урони!»

Проводится Эстафета бега с «блинчиками»:

Выбираются дети и делятся на три команды. Каждая команда делится пополам и встает на противоположные стороны площадки. Каждой команде выдается заранее подготовленная большая стопка картонных блинчиков. Задача: добежать до противоположной части команды и передать стопку блинчиков следующему, стараясь не рассыпать ее. Таким образом проводится встречная эстафета – дети по очереди бегут с «блинчиками» и передают следующему.

Ведущий: Ух, ты как весело получилось! А давайте попробуем еще одну игру! Запоминайте все свои места! Как музыка заиграет – входите ближе к центру, да танцуйте, но как музыка замолкает, все быстро должны вернуться на свои места. Посмотрим, какая группа быстрей всех сможет построиться!

Игра проводится 2-3 раза.

Ведущий: Молодцы ребята, хорошо умеете строиться! Традиционно в Масленицу проводятся скачки на конях. Давайте и мы поскачем!

Проводится встречная эстафета «Скачки на лошадке».

Выбираются дети и делятся на три команды. Каждая команда делится пополам и встает на противоположные стороны площадки. Дети каждой подгруппы по очереди скачут на «Лошадке» до противоположной подгруппы и передают «Лошадку».

После эстафеты дети возвращаются в строй.

Ведущий: А теперь давайте Вашу силушку проверим.

Проводится игра «Перетягивание каната»

Выбираются дети, делятся на две команды и перетягивают канат.

Игра проводится 2-3 раза.

Во время игр и эстафет играет музыка.

Ведущий: А ну, Баба-яга, покатай-ка пока деток на своей метле! (Объясняет правила игры)

Игра «Хвост «Бабы Яги»

Дети стоят по кругу, Баба-Яга с метлой в руках летит по кругу со словами

Я Яга, Яга, Яга, Я лечу, лечу, лечу

Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит:

Хочешь быть моим хвостом? А ребенок отвечает:

Да, конечно же, хочу!

Игра повторяется 2-3 раза

Ведущий: Молодцы ребята, хорошо полетали! А теперь ребята, давайте проверим Вашу меткость.

Перед каждой группой на расстоянии 3-х метров ставится конус и выдаются плоские кольца (3-5 штук). Каждый ребенок по очереди выполняет 3-5 бросков пытаясь одеть кольцо на конус.

Воспитатели каждой группы регулируют процесс. Отмечаются дети, которые смогли попасть и одеть кольца на конус.

Ведущий: Молодцы ребятки отлично справились с заданием, теперь вставайте парами и поиграем в еще одну масленичную забаву – «Ручеек»

Игра «Ручеек»

Дети встают парами, образуя сцепленными руками длинный коридор. Начиная с последней пары, каждая пара пробирается по «коридорчику» и встает вперед. «Ручеек» двигается по периметру площадки.

Играет музыка.

Ребята, а не пора ли нам попрощаться с зимой, с Масленицей?

С зимой расстаться нам пора, погреемся мы у костра!

Давайте все вместе скажем: Уходи, ЗИМА! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!

Сжигается Чучело.

Дети все вместе за ведущим повторяют! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Прощай, Масленица!

Сжигается подготовленная Масленица.

Хорошо повеселились,

Лишь блинком не угостились!

Надо б нам сейчас собраться,

Да блинами угощаться!

Дети идут на веранды, получают по блинчику и едят блины.

Форма проведения: соревнования.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Укреплять здоровье учащихся.
  3. Развивать физические способности.
  4. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
  5. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Инвентарь: скакалки, обручи, кубики.

Ход праздника

Действующие лица! первый скоморох; второй скоморох; Ярило - предвестник весны; Морена - застаревшая зима; дети.

Действие происходит в спортивном зале.

1-й скоморох. Добрый день, дорогие гости.

2-й скоморох. Хорошо, что пришли размять кости.

1-й скоморох. На дворе широка Масленица.

2-й скоморох. Да Морена с Ярилой дразнятся.

1-й скоморох. Свои косточки ломают.

2-й скоморох. И на игрища нас зазывают.

1-й скоморох.Зима в трубу - весна к порогу, согревает землю “Блин” - понемногу. Приди, приди, Весна-красна, дадим тебе хлеба и кросна.

2-й скоморох.Но что-то Масленица задержалась, иль в дороге где-то потерялась, ты приди скорее к нам, к забавам нашим и блинам.

1-й скоморох. Ребята, а вы знаете, что такое Масленица?

Дети. Да (нет).

2-й скоморох.Этот праздник пришел из старины. Из нашей древней глубины. К восходу весны золотой, к уходу зимы лютой.Так же праздник для ребят. Для честных людей со всех волостей. Мы проводим Зимушку - злую, лютую, повстречаем Веснушку -теплую, любую.

1-й скоморох.

Пусть уходит, пусть спешит,
Ручьем талым убежит.
Чтоб быстрей она ушла,
Нам играть пора пришла.

2-й скоморох (обращаясь ко 2-му скомороху). Слышишь, братец, стук да гром? Кто там чинит нам погром?

1-й скоморох (прикладывая руку к уху). Слышу я Ярилы клик и Морены дикий крик.

Входят Ярило и Морена. Ярило во всем красном: колпак, сапоги, рубаха, штаны. Морена - в синем, на ней висят сосульки.

Морена (зло). Не быть весне, не быть блинам. А быть пурге, снегам, снегам!

Ярило. Не злись. Морена, уходи, и больше к нам не приходи. Видишь, Масленицу все ждут, твою куклу в поле жгут.

Морена. Ничего, вам я докажу, силушку свою покажу.

Ярило. Да не хвались ты зря, подруга. давай игрой побьем друг друга. Вот тогда узнаем мы, кому есть лапти, кому - пимы.

Морена. Что ж, в заклад играю. Уйду тогда, коль проиграю. Если выиграю в игре, уходить, дружок, тебе.

Ярило. Будем биться по рукам (протягивает руку). Пусть же блин поможет нам. А ну скорей делись, ребятки, мы с Мореной нынче матки.

Все ученики делятся на две команды.

Морена. Скоморохи, не сидите, четко за игрой следите (пауза).

Вот разбились, разделились и в заклад с тобой побились.

Во что же будем мы играть?

Ярило. Намгорелочки б позвать. Поиграли бы, погрелись, да с весною песню спели.

Все участники играют в двойные горелки.

Морена (тяжело дыша). Хороша игра твоя, вот тебе в ответ моя. В снежны бабки поиграем, Поглядим, кто проиграет.

Команды играют в “Бабки”.

1-й скоморох. Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки

2-й скоморох. Чем бы их еще занять, может невод погонять?

Ярило. Хороша игра, ее мы знаем.

Морена. За компанию сгоняем.

Дети играют в русскую народную игру “Невод”.

Морена. Ох, устала я, Ярило, то игра меня сморила.

Ярило.Вижу, ты уже сдалась, в путь-дорогу собралась?

Ты весне даешь дорогу?

Морена. Отдохнуть мне дай немного, мои ноженьки пристали, да детишечки устали.

Ярило. Дети, дайте мне ответ, вы устали или нет.

Дети. Нет (Не-е-е-т).

Ярило. Сейчас узнаем точно мы, Власть весны-илизимы? Возьмем-ка в руки перетяжки, Посмотрим, чьи сильнее бляшки.

Морена. Ну что же, давай посмотрим.

1-й скоморох. Да, битва будет здесь большая, а где же подтяжка?

2-й скоморох. Есть стальная.

1-й скоморох. Нет, дай подтяжку нам другую, они сломают же стальную.

Скоморохи берут канат и дают командам. Команды соревнуются в перетягивании каната.

2-й скоморох. Хороши команды наши, много видно едят каши.

1-й скоморох. Запивают молочком, заедают калачом.

Ярило. Ты, Морена, не сердись, в путь-дорогу соберись. Ну, а завтра поутру отправляйся в Воркуту. А потом на Север Крайний, где снегов простор бескрайний.

Морена. Делать нечего, друзья, кончилась игра моя. Но надеюсь я на встречу, что меня опять приветят. В ноябре с большим снежком слепят дети бабий ком.

1-й скоморох. В завершенье поиграем, в балалаечку сыграем.

2-й скоморох. Зайку старого споем, хороводповедем.

1-й скоморох. Ну-ка в круг вставайте, дети.

2-й скоморох. Маши, Паши, Вани, Пети.

Дети играют в русскую народную игру “Заинька”.

По окончании праздника всех участников мероприятия угощают блинами.

Правила русских народных игр, используемых в празднике “Масленица”

“Просо”. Дети становятся в круг, поют:

А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушали, рушали.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
Каждый куплет поется два раза.

При пении дети подражают движениям, которые обозначают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно. Надо обращать внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой о названиях, которые они намерены дать друг другу. Один дает себе название какой-нибудь птицы, другой – зверя, один -земли, другой -воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: “Матка! Матка! Чего тебе надо? Это или то?” - и выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Требуемый остается около нее, а другой идет ко второй матке.

“Двойные горелки”. Играющие делятся на две половины - правую и левую. Каждая становится одна от другой на расстоянии 10-12 м, но также парами в ряд одна за другою, как в обыкновенных горелках. Немного впереди и в середине между командами располагается отдельно пара водящих. Во время игры задние пары из каждой команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят, и те, которых поймали, становятся парой водящих. А непойманные образуют новые пары, которые становятся впереди команд.

“Бабки”. На пол ставят любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов, побеждает.

“Невод”. Играющие разбегаются по площадке. Один игрок - водящий. Он ловит детей, которые убегают от него, меняя направление движения. Поймав игрока, водящий берет его за руку, и они в паре ловят остальных. Каждый следующий пойманный присоединяется к ним. И так, пока не останется один, самый ловкий игрок.

“Заинька”. Играющие становятся в круг, а один - заинька - в середине круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю вдоль по хороводу. Заинька, серенький, некуда заиньке выскочить. Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнуть. Заинька, серенький, поскачи! Заинька, серенький, попляши!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»