Условия развития способностей в дошкольном возрасте. Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка . Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.


Специфические

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические - представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские - ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие - используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные - наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные - сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.


Природные

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка :

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже - в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста


Существует такое понятие как "сензитивный период" - это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может "опробовать" самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных "почему", "как" и "когда". Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Каждый период детства создает особые благоприятные усло­вия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобра­зен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развива­ются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаружи­вается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно


выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односто­ронностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить про­явиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предмет­ная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: кон­структоры, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же по­степенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навы­ков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умени­ями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Для развития способностей важна не сама по себе деятельность, а получаемые от процесса ее выполнения ярко выраженные поло­жительные эмоции, радость, удовольствие. Умственный труд, выполняемый по любым другим мотивам, например: из послу­шания, из желания получить награду, из страха наказания, по обязанности, по принуждению, способствует получению знаний, но не развитию способностей. Способный ребенок не просто лю­бит интеллектуальную деятельность - она стала для него потреб­ностью, и он испытывает огромное удовлетворение от процесса ее осуществления.



Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ре­бенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается не­уемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность тре­бует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок дол­жен научиться доводить начатое дело до конца, достигать резуль­тата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформиройать у малыша, - трудолюбие.

В общении с одаренными, способными детьми важна правиль­ная позиция взрослого.

С одной стороны, взрослым зачастую не нравятся обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, ода­ренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, как на эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И наконец, с

12 Урунтаева 337


Третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взросло­му следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризует­ся теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие послед­них. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлет­воряются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оце­нить себя, полученный результат.

Вопросы и задания

1. Как протекает развитие познавательных способностей в дошколь­ном возрасте?

2. Как развиваются практические способности дошкольника?

3. Как развиваются художественные способности в дошкольном дет­стве?

4. Какие дети относятся к одаренным? Как проявляется одаренность в дошкольном возрасте?

5. Перечислите, какие условия благоприятно влияют на развитие спо­собностей в дошкольном возрасте.

Литература

Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.

Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера. - М., 1976. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.


Карпинская Н. С. Развитие художественных способностей дошкольни­ков в процессе игры-драматизации // Известия АПН РСФСР. - 1959 - Вып. 100.

Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятель­ности //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6.

Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.

Одаренный ребенок/ под ред. О.М.Дьяченко. - М., 1997.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного вос­питания / под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.

Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной - М., 1972.

Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Алла Туктарова
Специфика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают новые требования к развитию детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников , которое реализуется решением следующей задачи развития детей в соответствии с их возрастными потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие, основой творческих способностей являются общие способности личности .

В условиях стремительных изменений в жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди . Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом . Поэтому не вызывает сомнений, что одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе – формирование творческой личности . Ребенок с творческими способностями - активный , пытливый. Он способен видеть необычное , прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои , ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое , оригинальное.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных ученых, были выделены такие общие критерии творческих способностей , как готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, независимость мнений и оценок, особая чувствительность к явлениям окружающего мира.

Творческие способности есть компонент общей структуры личности. Они определяются как индивидуальные особенности, качества человека, от которых зависит успешность его творческой деятельности в различных областях. Их постепенное формирование способствует развитию личности в целом .

Американский психолог Э. Фромм предложил в свое время следующее определение творческих способностей (креативности) : «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Б. М. Теплов под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

В трудах В. А. Сластенина под творческой понимается способность , отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности , способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что эти определения применимы и в отношении детей дошкольного возраста .

Анализ проблемы во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. так в чем же, по сути, заключаются творческие способности детей дошкольного возраста ?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество ", "творческая деятельность ". Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность .

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности .

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях , но и о технических творческих способностях , о математических творческих способностях , и т. д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности , прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления , которое характеризуется следующими основными особенностями :

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество) .

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Венгер Л. А. в своей концепции о способностях выделяет интеллектуально-творческие способности , которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, произвольно находить решения в новых и неожиданных ситуациях. Он отмечает, что развитие этих способностей проявляется :

В умении самостоятельно анализировать ситуацию;

В развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач, так и в ситуации обобщения;

В развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план ее реализации.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А . Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности :

1. Способность видеть проблему там , где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки , приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими , какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей , к совершенствованию первоначального замысла.

Исследователи В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности , сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта , до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей , можно сделать вывод о том, что, несмотря на существующее разнообразие точек зрения на данный термин, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей .

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей :

1. Развитие воображения .

2. Развитие качеств мышления , которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей , необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей . Психологи называют различные сроки. Например, существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо у малышей с самого раннего возраста . Эта гипотеза находит подтверждение в работах ученых-физиологов.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в его первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется внешней средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию . Это есть самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей . Но у ребенка начинают развиваться только те способности , для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается это развитие . Если созревание и начало функционирования (развития ) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко и с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным , талантливым и даже – гениальным.

Однако возможности развития способностей , достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются , не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это «угасание» возможностей к развитию может принять форму необратимого процесса. Никитин Б. П., в течение многих лет занимающийся проблемой , назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей ). Он считал, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей у ребенка . Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей , ведет к серьезному затруднению их развития , замедляет его темпы, что, в свою очередь, ведет к снижению конечного уровня . По мнению автора, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей , так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей . И в целом, не такое уж большое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие из них оказались в условиях, благоприятных для развития их творческих способностей .

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопритным периодом для развития творческих способностей еще и потому , что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны; у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели ДОУ, проявляя поощрение детской любознательности, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют тем самым накоплению и расширению границ индивидуального жизненного опыта ребенка. А ведь накопление личностного опыта и знаний – это необходимая предпосылка для реализации творческой деятельности дошкольника в будущем . Кроме того, мышление воспитанников более свободно, чем мышление детей , например, в школьном возрасте . Оно еще не задавлено догмами и стереотипами. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения . Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст , даёт прекрасные возможности для . И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал выросшего человека.

На основе анализа изученной литературы, удалось выявить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем – раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно раньше, окружить ребенка такой предметно-развивающей средой и такой системой взаимоотношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно в нем развиваться .

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей

заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов решения какой-либо задачи и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку лишь на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Это и есть пятое условие успешного развития его творческих способностей . Самое главное в этом процессе, не превращать свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку. К сожалению, подсказка – это достаточно распространенный среди родителей и воспитателей способ "помощи" детям, но она, как правило, только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься до чего-то для него очень важного.

Давно известно, что для проявления творчества необходимо психологически комфортная обстановка и наличие некоторого времени. Поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей у дошкольников – тёплая дружелюбная атмосфера как в семье, так и в детском коллективе в ДОУ. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям и действиям, не возможных в реальной жизни. Педагогу следует следить за тем, чтобы исключить из своего лексикона любого рода осуждения в адрес ребенка.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания личности с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно «самовыражаться» . Но практика показывает, что такого невмешательства мало. Не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить свою творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это факт, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , могут создавать работы более высокого уровня, чем необученные этому сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд конкретных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей , нежели получаемый конечный результат их деятельности.

В современных условиях, в соответствии с требованиями Стандарта, в детском саду для развития творческих способностей обучающихся реализуются следующие принципы : поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

А так же решаются такие задачи как : создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования , возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей .

Образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития , развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности , которые представлены следующими направлениями развития : социально-коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие и физическое развитие .

Таким образом, способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. Они бывают : общие и специальные , теоретические и практические, учебные и творческие .

Творческие способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний , умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Они включают в себя такие психические свойства личности, как : мышление, воображение, беглость, точность и оригинальность восприятия образов. Именно воображение можно считать одной из важнейших составляющих развития творческих способностей человека .

Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству . Именно от того, насколько вовремя они начали развиваться , во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому, творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Творческая деятельность возникает не сразу, а достаточно медленно, развиваясь постепенно , от простых форм – к более сложным. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, свою специфику . Поэтому, педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо кроме прочих способностей обращать пристальное внимание на процесс развития творческих способностей у их воспитанников .

Специальные способности - это индивидуально-пси­хологические свойства личности, которые обусловливают возможность успеха в специальных областях деятель­ности.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкаль­ные способности. Они проявляются прежде всего в высо­кой музыкальности, включающей в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музы­ку) , так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные спо­собности ребенка выражаются и в способности к слухово­му представлению. Музыкально-репродуктивная способ­ность в сочетании с ладовым чувством и лежит, по мнению Б. М. Теплова, в основе гармонического чувства. Высоко­развитое музыкально-ритмическое чувство, выражающее­ся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Музы­кальная одаренность не исчерпывается музыкальностью. В нее могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и др.

Музыкальные способности многогранны. Активно раз­виваются в дошкольном возрасте музыкально-двигатель­ные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувство­вать ее выразительность, непосредственно и эмоциональ­но откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразитель­ность, проявлять музыкальный вкус в пределах возмож­ности для данного возраста. Особое же внимание исследо­ватели обращают на способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку. Эта спо­собность, по данным профессора Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошколь­ников, выражается: 1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой; 2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках вопло­титься в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; 3) в произвольности движений (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в простран­стве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); 4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метрорит­мической пульсации, акцентов, сильных долей метра; 5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выра­жающейся в придумывании, «сочинении» отдельных эле­ментов музыкальной игры.



Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспита­телем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, дет­ские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальное творчество дошкольников развиваются и в процессе широ­кого использования музыки в игровой деятельности, бы­товой.

Любимейшим занятием дошкольников является рисо­вание. Способности к изобразительной деятельности, так же как и к музыкальной, проявляются рано. Даже если они ярко не выражены, нужно развивать их у всех детей, ибо рисование - такая деятельность, без которой немыс­лимо полноценное развитие личности. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших воспитанников, какую бы профессию он ни избрал. Изобразительная деятельность помогает глубже, полнее узнать окружаю­щий мир, красоту его.

По мнению психологов (В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьев и др.), изобразительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способно­стей. Среди них в первую очередь отмечают «остроту ви­дения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук. В своем рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отно­шение к ней. Вот почему когда речь идет о развитии изо­бразительных способностей, предполагается активное раз­витие не только глаза и руки, но и эмоциональной отзыв­чивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольные годы относительно быстро развиваются острота и точность на­блюдения, умение анализировать воспринимаемый пред­мет. Развитию способностей к изобразительной деятель­ности в значительной степени способствуют рассматрива­ние предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства. Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников содействует формированию у детей понятия «красивый рисунок», кото­рым ребенок начинает пользоваться как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельности.

Специальные исследования (В. А. Езикеева, Н. М. Зу­барева и др.), передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание в рисунке ярких об­разов наблюдения природы, рассматривания картин, со­провождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмо­ционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, в значительной степени зависит и развитие его способ­ности к рисованию.

Велика роль в развитии изобразительных способностей собственной художественной деятельности ребенка. Не­обходимо создавать условия для нее. Специалисты (ху­дожники, педагоги) обращают внимание взрослых на не­обходимость давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу.

Особо важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника советские психологи и педа­гоги придают обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей выделяют и лите­ратурные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В сово­купности психических свойств, определяющих успех в ли­тературной деятельности, особо значимую роль имеют поэтическое восприятие действительности, наблюдатель­ность, образное мышление, творческое воображение, об­разная память, точный и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые проявления их можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Ино­гда элементы словесного творчества встречаются и в более ранний период. Связь с движениями, играми, плясками - характерная особенность этих первых элементов словес­ного творчества в ранний период. «Вообще стихотворе­ния детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и подскакиваний,- отмечает К. И. Чу­ковский.- Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе ес­тественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: „Как высоко! Ай, ай, ай!" А если играешь в пят­нашки, тебе нельзя не выкрикивать: „Как могу, так и бью! Как могу, так и бью!"...»

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательна; дети начинают спе­циально сочинять сказки, рассказы, стихи.

Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатири­ческая лирика - являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества («А я боль­ше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребен­ка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков других.

Другим видом детского словесного творчества являют­ся сочиненные ими сказки, продолжающиеся истории, рас­сказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи как по фор­ме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для раз­вития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совер­шенствование всех компонентов литературных способ­ностей. В первые же годы жизни - в раннем и дошколь­ном детстве - особое значение, по мнению специалистов, имеет развитие у ребенка способности подлинного воспри­ятия стиха, умения наслаждаться художественной литера­турой. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. А это важная предпосылка для разви­тия художественных способностей (Б. М. Теплое, А. В. За­порожец, П. М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок, рассказов становится более сложным, увлека­тельным, насыщенным динамизмом, нередко - драматич­ностью, появляются новые, эмоционально окрашенные образы, хотя и в них нетрудно обнаружить влияние знако­мых детям литературных произведений.

Зарождается в дошкольном периоде и способность к театральной деятельности. Дети, проявляющие способ­ность к этой деятельности, обладают относительно вы­сокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, высокой эмоциональной чувствительно­стью, эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный те­атр и др.). Этому способствуют и специальные упраж­нения, занятия с детьми, направленные на развитие инто­нации, мимики, жеста, позы и походки.

Интерес к окружающему миру, стремление понять его теснейшим образом связаны с развитием способностей человека. Сложны взаимоотношения между способностя­ми и склонностями. Причинно-следственные связи, про­тиворечия между ними являются, по мнению советских психологов (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев и др.), важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда полное соответствие (зародившийся ин­терес ребенка к какому-либо делу может в одном случае отвечать, а в другом - не соответствовать имеющимся способностям), без увлеченности, стойкого интереса к определенной деятельности человек не в состоянии достичь высокого уровня развития своих способностей. Пробуж­дение же интереса к определенной деятельности является часто своего рода индикатором способностей ребенка.

Воспитать широкие, устойчивые интересы, выделить среди них центральные, которые отражают главные стрем­ления, склонности ребенка к какой-либо деятельности,- важная предпосылка для развития его способностей. Реа­лизовать ее в дошкольном возрасте не так-то просто. Де­ло в том, что жизненный опыт маленького ребенка еще очень ограничен, каждый день, порой даже час, дарит ему новое открытие об окружающем мире: «Оказывает­ся, божья коровка летает!», «А снег, если его взять в руки, почему-то исчезает, а рукавицы становятся мокрыми!», «Какая красивая дорожка остается на бумаге, если про­вести по ней кисточкой!», «Как интересно играть с куби­ками! Можно построить стул, кровать, мостик. А что еще?»

По мнению советского психолога В. Н. Мясищева, ин­тересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - его все интересует, устойчивую привязанность в этот период он проявляет редко. Посте­пенно же под влиянием общения со взрослыми, чтения ска­зок, рассказов, непосредственного знакомства с окружаю­щим миром расширяется кругозор ребенка, зарождается любознательность, которую он все активнее пытается удов­летворить. «Воробьи - это маленькие вороны?», «Как это люди в телевизоре появляются?», «Мама, правда, если мы обезьяну заведем, у нас человек из нее появится?», «А что внутри земли?», «А на чем солнце висит?» - та­кого рода вопросы, вопросы познавательные в собствен­ном смысле слова, особенно часты в среднем и старшем дошкольном возрасте, за что его и называют «возраст почемучек». Наличие именно этого типа вопросов явля­ется показателем познавательной активности ребенка, так необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.

Не у всех дошкольников любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее раз­вития психологи видят в ориентировочно-исследователь­ских реакциях, вызываемых новизной окружающих пред­метов. Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ре­бенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезно­вение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любо­знательность он проявляет к новизне внутренней, интел­лектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным со­зерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс актив­ного познания действительности. Ученые обнаружили ши­рокие возможности формирования умственной активно­сти дошкольника в семье и в детском саду. Оказалось, что дети не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограммированная активность может и легко погаснуть, если вос­питатель будет направлять ее в жесткие рамки регла­ментированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой яр­ко проявляется активность дошкольника, является дет­ское экспериментирование. В процессе экспериментирова­ния с новым объектом ребенок может получить совершен­но неожиданную для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой деятельности, пере­страивает ее. В детском экспериментировании имеют мес­то две тенденции: преобразования раскрывают перед ре­бенком новые стороны и свойства объектов, а новые зна­ния в свою очередь рождают новые вопросы, новые более сложные преобразования.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психиче­ской активности детей - творчества, которое не без осно­вания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообраз­ных форм деятельности.

Созданию интереса к определенному виду деятель­ности, развитию способностей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье. Увле­ченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой увлеченности» в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к му­зыке, в семье инженера, рабочего-рационализатора - к конструктивной деятельности, к технике; в семье агро­номов, ботаников, селекционеров - к живой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.

В группах детского сада, где работает воспитатель, любовь к педагогическому труду которого сочетается с увлеченностью живописью, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Ха­рактер увлечений педагогов отражается на формирующих­ся интересах, способностях их воспитанников.

Создание атмосферы увлеченности в детском саду - важное условие для развития способностей дошколь­ников.

Другим значимым условием формирования способно­сти является трудолюбие, высокая работоспособность че­ловека. «Вдохновение - гостья, которая не любит посе­щать ленивых; она является к тем, кто призывает ее»,- говорил П. И. Чайковский.

В справедливости высказанного положения убеждают нередкие случаи гибели талантов, печальные истории так называемых вундеркиндов - детей, в раннем возрасте достигших больших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Корсаков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкаль­ной памятью; Моцарт очень рано начал играть на музы­кальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный кон­церт; в четырехлетнем возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Репина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры.

Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды достигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их развитие? Од­ной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолюбия, усидчивости, настойчивости.

Об исключительной роли работоспособности, трудолю­бия свидетельствуют и специальные психологические ис­следования. Так, например, советский психолог Н. С. Лейтес, изучавший индивидуальные случаи детской одарен­ности, приходит к выводу: склонность к труду, умствен­ному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду - это не сопут­ствующее явление и не показатель количественной сто­роны, а как раз то, что во многом определяет и качество достижений». Поэтому, когда речь идет о развитии спо­собностей ребенка, следует иметь в виду необходимость формирования у него умения настойчиво, систематически трудиться, преодоления лени, если та успела пустить свои корни.

Способности ребенка связаны и с его навыками, уме­ниями. Надо помочь ему овладеть не только ориентиро­вочными действиями, но и исполнительской «рабочей» ча­стью деятельности - определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способ­ствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое же развитие умений и навыков делает способ­ности бескрылыми, лишает ребенка средств для реали­зации своего замысла, своих способностей.

Важное условие успешного развития способностей до­школьников - знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям? - развивать дальше их способ­ности. Правильно поступают воспитатели, когда способ­ному, например к рисованию, ребенку дают более слож­ные задания, предъявляют к его результатам более высо­кие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся инте­ресы дошкольника, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, вы­сокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая спо­собности дошкольника, важно не забывать о главном - о нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на по­верхности. Нередко приходится «раскапывать», отыски­вать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать воз­можности дошкольника в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.

Итак, дошкольное детство - период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности.

Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познава­тельных способностей дошкольника тесно связано с ов­ладением и применением им сенсорных эталонов в перцеп­тивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллек­туальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника. Формирование способно­стей - сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, та среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только выявить интересы, склонности ребенка, но и стимулировать детскую активность, наибо­лее содержательную форму его - творчество. Способно­сти дошкольника развиваются в процессе его деятель­ности.

Важный компонент способностей - трудолюбие. Педа­гогам, родителям следует уделить должное внимание фор­мированию этого ценного качества. Взрослые помогут проявить ребенку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.

На развитие способностей дошкольника благоприят­ное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, со­творчества, создаваемая в процессе педагогического об­щения воспитателя с детьми.

Литература

Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познаватель­ных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психо­логии. 1983. № 2.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1979.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. 1968.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.

Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопр. психологии. 1960. № 1.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умствен­ного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. № 2.

Проблемы способностей / Под ред. В. Н. Мясищева М., 1962.

Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологи­ческой теории//Вопр. психологии. 1960. № 3.

Рыбалко Е. Ф. О проявлениях способностей у детей в дошкольном возрасте // Проблемы способностей. М., 1962.

Склонности и способности / Под ред. В. Н. Мясищева Л., 1962.

Теплое Б. М. Избр. труды. М., 1985. Т. 1.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под развитием способностей советскими психо­логами?

2. В чем проявляются познавательные способности? Как протекает их развитие в дошкольном возрасте?

3. Как развиваются практические способности?

4. Какие из специальных способностей активно развиваются в до­школьном возрасте? По каким показателям воспитатель может судить о наличии у ребенка способностей к изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной?

5. Какова роль трудолюбия в развитии способностей?

Практические задания

1. Продумайте, какие методы, конкретные методики можно исполь­зовать с целью изучения художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Обоснуйте ваш выбор; апробируйте продуманную вами методику и методы исследования, проведите анализ полученных данных.

2. Разработайте тематику психолого-педагогических консультаций для родителей по проблеме формирования способностей дошкольника. Подберите научно-популярную литературу по данной проблеме.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»