Занятия с логопедом для детей 4 лет. Логопедические упражнения. Создание комфортной обстановки

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.

Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..

Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное - систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям. Меню

  • У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

    Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

    Правила занятий с малышом

    Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

    Логопедические упражнения

    Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

    Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

    Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

    • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
    • облизать губы;
    • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
    • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
    • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

    Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

    Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


    Упражнение №3. Звукоподражание

    Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

    Упражнение №4. Работа со звуком «р»

    Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

    • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
    • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
    • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


    Упражнение №5. Работа со звуком «л»

    Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

    • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
    • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
    • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

    Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

    Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


    Упражнение №7. Работа с шипящими

    Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

    • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
    • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
    • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

    Е. А. Янушко

    Развитие общего и речевого подражания в играх.

    Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

    Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

    Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

    Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
    Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

    Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр .
    Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
    Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста - длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

    Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком .
    Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязнь речи.

    Необходимо многократное повторение словесного материала.
    Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

    Игры для развития общего подражания.

    Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

    Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

    • Начинать следует с отдельных простых движений . Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
    • Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
    • Следующий этап развития общего подражания - выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

    1. Делаем зарядку!

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.

    Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
    Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

    • Руки вверх!
    • Руки в стороны!
    • Теперь походим - топ-топ-топ!
    • Руки вперед!
    • Похлопаем в ладошки!
    • Руки на пояс!
    • Присели!
    • Стоим!
    • Попрыгаем - прыг-скок!

    Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
    Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:
    А теперь давай меняться - ты показывай, а я буду повторять.
    Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

    2. Птички.

    Цель:

    Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:
    Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
    Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение.
    Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки - вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения - птички могут лететь быстро или медленно.
    Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели!
    Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

    3. Мишка косолапый.

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

    Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
    Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
    Мишка косолапый по лесу идет.
    (ходьба вперевалку)
    Шишки собирает, песенку поет.
    (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
    Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
    (легонько ударяем ладошкой по лбу)
    Мишка рассердился и ногою - топ!
    (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

    4. Ладошки.

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи; развитие кистей рук.

    Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление серии движений, сначала следует научить выполнять отдельно следующие движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, становится возможным проведение игры «Ладошки».
    Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
    Ладошки вверх!
    (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
    Ладошки вниз!
    (переворачиваем ладони)
    А теперь их на бочок!
    (ставим ладони на ребро)
    И зажали в кулачок!
    (зажимаем ладони в кулаки)
    Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

    5. Водичка.

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

    Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
    Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
    Водичка, водичка!
    (перебираем пальчиками сверху вниз)
    Умой мое личико!
    (имитируем движения - «умываемся»)
    Чтобы глазки блестели,
    (указательными пальцами показываем на глаза)
    Чтобы щечки краснели,
    (дотрагиваемся до щек)
    Чтоб смеялся роток,
    (улыбаемся)
    Чтоб кусался зубок!
    с помощью пальцев рук изображаем укус)
    Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!

    6. Солнышко и дождик.

    Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию.

    Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер - общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик - обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте
    Это наш домик (или наши домики) - будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая - светит солнышко. Идем гулять!
    Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать - дети повторяют движения за педагогом.
    Вдруг набежала туча, закрыла солнышко - сейчас начнется дождик! Бежим скорее домой, спрячемся от дождика!
    Затем предложите малышам «выглянуть в окошко».
    Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
    Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаточно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.

    7. Деревце.

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
    Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
    Дует ветер нам в лицо,
    (машем кистями рук, обмахивая лицо)
    Закачалось деревцо!
    (всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
    Ветерок всё тише, тише,
    (качаемся медленнее, затем останавливаемся)
    Деревце всё выше, выше!
    (поднимаем руки, тянемся вверх)

    8. Вот такие мы!

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

    Ход игры: Предложите детям новую игру.

    Ну-ка, давайте покажем что мы умеем делать! Повторяйте за мной!

    Мы ногами топ, топ, топ!
    (топаем)
    Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!
    (хлопаем)
    Головою круть, круть, круть!
    (вертим головой из стороны в сторону)
    Мы себя ударим в грудь!
    (расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
    Погладили животики!
    (круговыми движениями гладим живот)
    Улыбнулись ротики!
    (указательными пальчиками растягиваем уголки рта)

    Вот какие мы молодцы!

    Игры для развития речевого подражания.

    В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

    Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

    • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
    • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам - би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
    • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова - дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
    • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

    Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки - аморфные слова - слова - фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

    Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

    1. Поиграем на дудочке.

    Цель: повторение аморфного слова ДУ-ДУ.

    Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.

    Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!

    «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

    2. Поиграем на балалайке.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ.

    Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее.
    А теперь давайте поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
    Изображаем игру на балалайке.

    3. Позвеним колокольчиком.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ДОН-ДОН , ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

    Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
    Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
    Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.
    Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН!
    Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН! А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной!

    4. Бьём в барабан.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

    Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
    А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!
    При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
    Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
    Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!
    Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:
    Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!

    5. Самолётики.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука У .

    Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
    Послушайте стихотворение про самолётик:
    По земле разбежался,
    В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!
    Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
    Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
    Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

    6. Пароходики.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука Ы.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
    Послушайте стихотворение про пароходик:
    Пароходик домой
    Спешит по прямой!
    На волнах качается,
    Брызги разлетаются!
    Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
    Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.

    7. Машинки.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
    Послушайте стихотворение про машинку:
    Би-би-би - гудит машина:
    Не поеду без бензина!
    Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
    Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
    Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной - крутим руль.

    8. Паровозики.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
    Послушайте стихотворение про паровозик:
    Весёлый паровозик
    Вагончики возит!
    Трубой пыхтит,
    Колёсами стучит!
    Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
    Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.

    9. Гости.

    Цель: развитие подражания речи взрослого - повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

    Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
    Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика - ИА, козлика - БЕ, голубя - ГУЛИ-ГУЛИ, ворону - КАР, мышку - ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
    Вот какой у нас домик получился замечательный - большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
    ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
    Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
    Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».

    10. На! Дай!

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

    Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
    НА, зайка, МЯЧИК! На!
    Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом - протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
    Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.

    11. Куколка.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.

    Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
    Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
    Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
    Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
    Кукла «танцует и кланяется».
    А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
    При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.

    12. Большие ноги идут по дороге.

    Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д. ; развитие движений.

    Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
    Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» - будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
    Большие ноги идут по дороге:
    ТОП-ТОП-ТОП!
    (говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
    Маленькие ножки побежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
    Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

    Развитие глагольного словаря.

    Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
    Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит - БАЮ-БАЙ; встаёт - АП-АП; кушает - АМ-АМ; моет - БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет - ТОП-ТОП; упал - БУХ; качается - КАЧ-КАЧ; купается - КУП-КУП; смеётся - ХА-ХА-ХА и др.

    Литература

    • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М.: Просвещение, 1990.
    • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Бук-мастер, 1993.
    • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - С.-Петербург: Союз, 1998.
    • Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы - М.: Карапуз, 2003.
    • Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы - М.: Карапуз, 2003.

    Идеально подходит для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет
    Продолжительность занятия: 30 мин./45 мин./60 мин.

    Индивидуальные занятия с логопедом для детей 3 лет показаны как для коррекции нарушений речи, так и для работы по расширению словарного запаса и развитию речи ребенка.

    Речевые нарушения очень разнообразны, и родители могут не замечать их или оправдывать возрастом ребенка. И чтобы понять, нужна ли вашему ребенку помощь логопеда, необходимо записаться на консультацию. В ходе обследования логопед определит, как развивается речь вашего ребенка, сделает соответствующее заключение и даст рекомендации родителям.

    При выявлении речевого нарушения или отклонения, логопед составит для ребенка коррекционную программу. И именно индивидуальные занятия являются эффективной коррекционной работой, так как упражнения логопед подбирает для каждого малыша индивидуально в зависимости от речевого нарушения и выстраивает комплексную поэтапную работу с ребенком. Занятия проходят в игровой форме, поэтому они не только полезны, но и интересны для ребенка. В наших клубах работают опытные квалифицированные специалисты, которые работают на результат и добиваются поставленных задач.

    Очень важно не затягивать, и как можно раньше посетить логопеда для детей 2-3 лет, если есть малейшие сомнения относительно правильности речи ребенка. Специалист или развеет ваши опасения, либо поможет вашему малышу говорить четко и красиво.

    Помимо коррекции звукопроизношения, на индивидуальных занятиях с логопедом проводится работа над автоматизацией и дифференциацией звуков речи, обогащением словарного запаса, развитием мелкой моторики, развитием связной речи, формированием лексико-грамматических средств языка. Дети знакомятся с различными предметами, их признаками и действиями. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, гласные и согласные, мягкие и твердые.

    На занятиях уточняется и обогащается словарный запас, дети учатся строить правильные предложения, связно и последовательно излагать свои мысли. Используются различные средства обучения (тексты, рассказы, сказки, стихи) и различный наглядный материал (картинки, игрушки, предметы). Помимо этого, включаются задания, содержащие словарную, вопросно–ответную работу, работу над предложениями и связной речью, задания по развитию понимания речи и работу над накоплением лексического запаса.

    Логопед работает над формированием грамматического строя речи ребенка, формами единственных и множественных чисел. На каждом занятии проводится логопедическая гимнастика, это развивает подвижность органов речи, также включаются пальчиковые игры, ведется работа над просодической стороной речи, включающая выработку дикции, выразительность речи, правильное дыхание, работу над правильным ударением, темпом речи.

    Все эти умения необходимы ребенку для пополнения словарного запаса и дальнейшего обучения его чтению. Логопедические занятия помогут ребенку 2-3 лет говорить легко, без речевых запинок, правильно выстраивать слова в предложении, увеличить свой словарный запас.

    Это будет способствовать стремлению ребенка общаться в социуме и познавать новое.

    Также в нашем клубе Ваш малыш может пройти психолого-логопедическое обследование, которое поможет вам понять на каком уровне развития находится ваш малыш и подобрать индивидуальную программу занятий. Ведь правильно поставленная речь – это залог успеха вашего малыша!

    Запишитесь и приходите!

    У нас пропущенные занятия не пропадают! Продлеваем абонемент на одну неделю для возмещения пропущенных занятий + даём возможность посетить занятия вместо оставшихся пропусков дополнительно к действующему абонементу.

    Занятия с логопедом для детей 3 лет являются одним из направлений работы нашего центра. Заботливые родители понимают важность правильного речевого развития, но не всегда знают, на что обратить внимание. Начать необходимо с определения общего уровня речевого развития. Опытный логопед выявит сформированность фонематического слуха, особенности произношения звуков. Логопедические занятия для детей 2 3 лет способствуют становлению грамотной, красивой и четкой речи. В процессе занятий происходит расширение общего кругозора и словарного запаса детей, формируется мышление, личностные качества, способности к самопознанию и саморазвитию. Ваш малыш станет усидчивым, научится управлять своим вниманием и осознанно воспринимать информацию.

    Как строятся логопедические занятия с детьми 2-3 лет?

    Занятие имеет четкую структуру и включает ряд обязательных элементов: логопедическая гимнастика, тренировка правильного дыхания, выработка дикции, развитие выразительности речи, работа над интонацией, ударениями, темпом речи. Перед началом занятия логопед создает благоприятную психологическую атмосферу и ненавязчиво настраивает малыша на работу. Логопедические занятия для детей 2-3 лет предполагают использование богатого арсенала методов обучения. Мы применяем пальчиковые игры, имитационные упражнения, задания по развитию восприятия речи, словарную и другую работу. В качестве материала для занятий привлекаются картинки, развивающие игрушки, разнообразные предметы. Благодаря эффективной методике и оригинальным формам проведения, логопедические занятия для детей 2 3 лет результативны.

    В чем особенность развивающих занятий с малышами соответствующей возрастной группы?

    Малыши данного возраста активно знакомятся с окружающим миром и задача взрослых – создать для ребенка богатую развивающую среду. Необходимо научиться следовать за ребенком, учитывать его потребности, интересы и склонности. block-info-left Логопедические занятия с детьми 2 лет основываются на подражании взрослому. Малыши копируют мимику, звуки и интонации. На начальном этапе логопед берет на себя активную роль, устанавливает эмоциональный контакт с ребенком и использует непроизвольное внимание малыша. Занятие длится 20-30 минут, но важна смена видов деятельности и частое повторение словесного материала. Логопедические занятия для детей 3 лет должны быть тесно связаны с практической деятельностью ребенка. Важно хвалить малыша и поощрять его активность, проводить занятия в знакомой обстановке. Познавательные возможности ребенка расширяются и в процессе занятий рекомендуется активно использовать книги и картинки.

    Чтобы логопедические занятия с детьми 2 лет принесли пользу, родители должны правильно подготовить ребенка к занятиям: учитывать настроение ребенка, его ежедневный график. Важно также отношение к занятиям самих родителей. Оно должно быть позитивным. Но не следует излишне напряженно ожидать результатов и огорчаться, если они появятся не сразу. Логопедические занятия с детьми 2 лет будут способствовать развитию познавательных возможностей малыша, если родителям удастся избежать такой типичной ошибки: обращаясь к ребенку, взрослые используют «детскую речь» - усеченные или неправильные формы слов. Общаясь с малышом, старайтесь правильно, четко и полностью произносить все слова. Залогом успеха занятия с логопедом для детей 3 лет является соблюдение следующих условий:

    • индивидуальный подход, учет возрастных и личностных особенностей малыша;
    • систематичность занятий, соблюдение режима;
    • объединение усилий специалистов и родителей;
    • вовлечение ребенка в деятельность, опора на положительные эмоции;
    • развитие самостоятельности и творческих способностей детей.

    Логопедические занятия для детей 3 лет будут иметь гарантированный результат, когда родители заинтересованно относятся к успехам ребенка и поощряют его пользоваться речью в повседневном взаимодействии.

    Пожалуйста, расскажите о нас друзьям:



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»