Итоговое занятие по изо в старшей группе. Конспект по ИЗО в старшей группе «Под небом голубым. «Кто такой художник?»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:


Конспект №27
Тема: Рисование (декоративное)
«Волшебные снежинки»
Программные задачи: Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.
Предварительная работа: Знакомство с кружевоплетением как видом народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание кружевных изделий вологодских мастериц. Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками. Подготовка основы для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги или кусок обоев).
Оборудование: Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета - тёмно-синего, фиолетового, сиреневого, малинового, сине-зелёного, чёрного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, крючки для вязания, коклюшки, челноки (для показа детям). Основа для композиции «Зимнее окошко» (большой лист бумаги, на котором можно будет разместить (по типу лоскутного одеяла) все детские работы).
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям вологодские кружева, укреплённые на тёмном фоне (например, на бархатной бумаге чёрного, тёмно-синего, фиолетового цвета). Спрашивает, знают ли дети, что это такое. По ходу небольшой беседы уточняет представления детей о кружевоплетении как виде народного декоративно-прикладного искусства.
- Это кружева, которые мастерицы плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов - крючков, коклюшек, челноков (по возможности показывает художественные инструменты). Как вы думаете, для чего нужны такие кружева? (Ответы детей.) Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной; а кружевные салфетки и шторы украшают дом, делают его уютным и неповторимым. Сейчас мы с вами любуемся вологодским кружевом. Оно называется так по имени города Вологда, в котором вот уже много-много лет замечательные мастерицы делают знаменитые на весь мир кружева. Если всмотреться в кружевной узор, можно увидеть чудесные цветы, листья, бабочек, птиц и многое другое. Эти белоснежные кружева напоминают морозные узоры на окне. Давайте послушаем стихотворение А. Бродского «Мороз»:
Невидимкой, осторожно.
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
А мы с вами сейчас нарисуем необычные морозные кружева - снежинки и создадим из них «зимнее окошко». Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат - синего, чёрного, фиолетового или другого цвета и нарисует на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой гуашевой краской.
Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму - шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру ночное «окошко» (бумажный квадрат чёрного или фиолетового цвета), посередине ставлю белую точку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом два влево и два вправо, проверим -всего шесть лучей (воспитатель показывает рисунок-основу). Теперь соединяю лучи: рисую круги - один вокруг точки, второй дальше... и последний круг провожу по кончикам лучиков (показывает рисунок с концентрическими кругами). А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и всё, что захотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. (Воспитатель показывает элементы и оставляет рисунок с вариантами элементов декора на мольберте или на доске.)
Дети выбирают цвет квадрата-окошка по своему желанию и начинают рисовать снежинки. Воспитатель показывает отдельные приёмы декоративного рисования на своём «Зимнем окошке»: «трилистник» (промакивание), спираль или завиток (рисование кончиком кисти), двойная
спираль или «бараньи рожки» (симметричное рисование кончиком кисти). В конце занятия дети приносят свои маленькие «окошки» на большое «зимнее окошко» и составляют композицию - размещают, подбирая основы по цвету, как лоскутное одеяло. Оставляют снежинки до полного высыхания красок.
После занятия.
Во второй половине дети при участии воспитателя наклеивают свои «окошки» со снежинками на общую композицию. Композиция «зимнее окошко» будет дополнена на занятии по аппликации.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(3. Александрова)Захрустела льдинка,
А под ней вода.
Падает снежинка -
Лёгкая звезда.
(Е. Благинина)
center1257935


Приложенные файлы

Тема: Домашние животные

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ИЗО в старшей группе»

Конспект открытого занятия по ИЗО в старшей группе

Направление: художественно-эстетическое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Тема: Домашние животные

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «линогравюра»; закрепить знания по лексической теме «домашние животные»; развивать творческие способности, мелкую моторику, речь; воспитывать аккуратность в работе с разными изобразительными материалами.

Дидактические материалы и оборудование: бумажные куклы Таня и Ваня, изображение деревенской избы, изображение погреба, картинки с изображением домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами домашних животных: на 7 детей 8 карточек), картинки с изображением корма для домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами корма), кисть для тонирования, белые листы бумаги формата 10*15 и черная тушь, фотоальбом.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.

Таня и Ваня собираются поехать в деревню к бабушке и дедушке. В деревне у бабушкм и дедушки есть домашние животные. А вот друзья Тани и Вани никогда в деревне не были и ни разу не видели домашних животных. Они просят Таню и Ваню привести им из деревни фотографии тех домашних животных, которые есть у бабушки и дедушки. Таня и Ваня просят помочь им сделать фотографии.

Хотите порадовать друзей Тани и Вани и привезти фотоальбом с фотографиями домашних животных?

Сможете это сделать?

2.Актуализация знаний.

2.1 Игра «Поезд»

Дидактические задачи:

    Актуализировать знания детей в транспорте;

    Развивать мелкую моторику, речь.

- Мы вместе с Таней и Ваней отправляемся в деревню к бабушке и дедушке. Деревня находится далеко. На чем поедем? (на поезде)

Пальчиковая гимнастика «Поезд»

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

2.2 Игра «Назови и расскажи»

Дидактические задачи:

    Актуализировать знания детей о домашних животных;

    Тренировать мыслительные операции;

    Развивать внимание, речь.

Дети подходят к столу, на котором находится изображение древней избы. У воспитателя в руках картинки с изображением домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами домашних животных: на 7 детей 8 карточек)

Воспитатель показывает карточку с изображением собаки:

Кто встречает нас около дома? (собака)

Собака – домашнее животное? Почему? (она живет рядом с человеком и приносит пользу: сторожит дом)

Кто встречает нас на крыльце? (кошка)

Кошка – домашнее животное? Почему? (она живет рядом с человеком и приносит пользу: ловит мышей)

А теперь заглянем на скотный двор. Кто здесь есть? (лошадь, корова, коза, кролик, свинья, овца). Дети по аналогии рассказывают про этих домашних животных.

Затруднение в игровой ситуации.

    Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    Развивать речь.

Давайте каждый из вас сделает одну фотографию домашнего животного. Возьмите по одной карточке. Одна карточка (с овцой) остается воспитателю.

Фотографию какого домашнего животного ты будешь делать? (спросить каждого ребенка, дети должны отвечать полным ответом.)

Дети со своей карточкой подходят к столу, на котором находится кисть для тонирования, белый лист бумаги формата 10*15 и черная тушь.

Сделайте фотографию своего домашнего животного.

Смогли? (нет)

Почему? (Не знаем, как сделать фотографию при помощи черной туши и кисти для тонирования)

Что нужно сделать для того, чтобы мы могли выполнить задание? (нужно узнать новый способ рисования)

4. Открытие нового задания.

Дидактические задачи:

    Познакомить детей с новым способом рисования в нетрадиционной технике «линогравюра».

    Сфотографировать опыт самостоятельного преодоления затруднения эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю..»

Как это можно сделать? (можно попытаться придумать самим)

Дети предлагают варианты, воспитатель помогает:

Если у нас есть кисть для тонирования и тушь, значит, мы можем что-то затонировать. Что? (карточку с домашним животным)

Как удобнее и аккуратнее у нас получиться? (приложить чистый лист к карточке с животным)

Посмотрите, как я это буду делать: воспитатель делает фотографию овцы.

Как вы будете выполнять работу? (дети проговаривают этапы работы)

Практическая работа детей.

Теперь вы смогли сделать фотографии домашних животных? (Да)

5. Затруднениев игровой ситуации.

Дидактические задачи:

    Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    Развивать речь.

Таня и Ваня спрашивают, а как называется способ, при помощи которого мы сделали фотографии? (не знаем)

Хотите узнать? (да)

Как вы можете это узнать? (спросить у того, кто знает)

6. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

    Познакомить детей с новым словом «линогравюра»

    Сфотографировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

Дети задают воспитателю вопрос. Воспитатель говорит, что эта техника называется «линогравюра». Дети хором повторяют новое слово.

7. Введение нового знания в систему знаний.

7.1 Игра «Покорми домашнее животное»

Дидактические задачи:

    Актуализировать знания детей о корме домашних животных;

    Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение;

    Развивать логическое мышление, речь.

Пока мы с вами делали фотографии, домашние животные проголодались. Бабушка просит покормить их. Для этого каждому из вас надо сходить в погреб (помещение ниже уровня земли для хранения припасов) и принести из погреба то, что очень любит кушать ваше домашнее животное. Выбрать надо одну карточку. Что вы сейчас будете делать?

Дети подходят к столу, на котором находится изображение погреба, рядом лежат карточки, и выбирают карточки с кормом таким образом

Лошадь - яблоко

Собака -кость

Кошка-рыба

Кролик-морковь

Корова-хлеб

Свинья-арбуз

Коза-капуста

Пока вы ходили в погреб за кормом для своих животных, Ваня и Таня принесли из сарая сено для овцы, покормили её и сделали фотографию для друзей (воспитатель показывает детям фотографию сена, сделанную из заранее в технике «линогравюра»).

7.2 Игра «Фотография»

Дидактические задачи

    Закрепить умение детей самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике «линогравюра»

Сделайте в технике «линогравюра» фотографию корма, которым вы накормили свое домашнее животное.

Практическая работа детей.

Воспитатель в это время оформляет обложку фотоальбома «У нас в деревне» в технике «линогравюра». Дети вкладывают в фотоальбом свои фотографии.

Теперь нам пора возвращаться домой.

(Проводится пальчиковая игра «Поезд»)

8. Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности, создать ситуацию успеха. Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня были? (в деревне у бабушки и дедушки Тани и Вани)

Кого мы там видели? (домашних животных)

Кому и чем мы помогали? (бабушке кормить животных, а Тане и Ване делать фотографии)

Какие новые знания помогли нам сделать фотографии? (мы научились рисовать в технике линогравюра)

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе «Береза в зимнем уборе».


Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель ГБОУ школа №2097, дошкольное отделение, г. Москва.

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста; младшего школьного возраста; воспитателей детских садов; преподавателей дополнительного образования.

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.

Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление, воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание.

Материалы: бумага синего и оранжевого цвета, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.

Ход занятия.

Воспитатель: дети послушайте и отгадайте загадку

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.

Дети: береза.

(Показать картинку березки)

Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!

Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.

Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной?

Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.

(Показ картинки «Березка весной»)

Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас?

Дети : березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.

(Показ картинки «Березка летом»)

Воспитатель: что происходит с березой осенью?

Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится «словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.

(Показ картинки «Березка осенью»)

Воспитатель : а, какая березка зимой?

Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.

(Показ картинки «Березка зимой»)

Воспитатель: послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Что это за серебро, которым принакрылась березка?

Дети: березка накрылась снегом или инеем.

Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?

Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Возьмите лист бумаги синего или оранжевого цвета, положите вертикально и возьмите простой карандаш.


Проводим линию снизу вверх, чуть изогнутую снизу.


Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону. Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.


Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.


Около ствола ветки утолщаем.


Снизу рисуем корни дерева.


Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.


На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.


Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.


На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки. Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.


После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.


Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.


Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».


Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА.


На клей сыпем соль.


Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».


Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комарова Тамара Семеновна– заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Пособие «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
В книгу включены программа изобразительной деятельности для старшей группы и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует изменения последовательности, например, воспитатель вносит изменения в тематику занятий, продиктованные региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию, или необходимостью формирования формообразующего умения и т.п.
Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5–6 лет и основаны на следующих положениях.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
Особенно важное значение имеет для воспитания и развития ребенка связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игр («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т.п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Необходимо предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Об этом подробней можно узнать из книги «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе». В книге представлены также конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе с детьми в старшей и подготовительной группе.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.
Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности, использовании их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитании у ребят положительного доброжелательного отношения друг к другу и т.п.
В основе развития любых способностей дошкольников, в том числе и детей 5–6 лет, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основе его ребенок впоследствии самостоятельно мог создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривания созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также позволяет им осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво», следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет (в рисунке, лепке, аппликации), какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку времени не осталось, можно оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.
Предложенные в пособии занятия продуманы так, чтобы они не вызывали перегрузки детей, время их проведения соответствовало требованиям СаНПина. В старшей группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В тех месяцах, в которых 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатели самостоятельно определяют, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных.
Конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В начале года (сентябрь, первая половина октября) и в конце (май) можно провести диагностическое занятие с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения такого занятия и обработки его результатов дано на стр. 114–124).
Надеемся, что книга будет полезна педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий. Автор с благодарностью примет замечания и предложения.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей.
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т. д.).
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п).
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.).
Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик, Машенька и медведь и т.п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2–4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

К концу года дети могут

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке
Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Грибы»
Программное содержание. Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

Занятие 2. Рисование «Картинка про лето»
Программное содержание. Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава), и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.

Занятие 3. Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.

Занятие 4. Рисование «Знакомство с акварелью»
Программное содержание. Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).

Занятие 5. Рисование «Космея»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Занятие 6. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Занятие 7. Рисование «Укрась платочек ромашками»
Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.

Занятие 8. Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

Занятие 9. Рисование «Чебурашка»
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки).

Занятие 10. Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.


Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий - доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски - складные мольберты (для старших групп) и т. д.
Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей - прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах - из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней - из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 - толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисова-йия бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти - флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные - гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство - прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая - в плитках, полумягкая - в фарфоровых формочках и мягкая - в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель - толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,- обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок - грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски - ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы - обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы - глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин - искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов- 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона - более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины - предлагается пластилин.
Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»