Только спокойствие! Учим ребенка контролировать эмоции. Как помочь ребенку справиться с эмоциями: интервью с психологом Еленой Пятницкой Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

 Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

 Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).

 Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.

Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!

5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять ребенка своим эмоциями

 Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

 Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

 Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

 Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Детские истерики - явление довольно частое. Редко какая семья может их избежать. Иногда причина детского гнева кроется в реакции родителей. Но даже если взрослые ведут себя спокойно, утихомирить ребенка бывает непросто. Каким же образом помочь чаду справляться со своими эмоциями?

Большинство родителей не пытаются разобраться в причине детских истерик. Ребенку предлагают уйти в другую комнату, встать в угол, подумать о своем поведении. В более запущенных случаях применяются шлепки по попе и иные методы рукоприкладства. Все эти способы воспитания учат ребенка одному - загонять свой гнев внутрь, не афишировать его. «Ты плохой, если ты злишься» - такой невербальный посыл взрослые направляют детям своими действиями.

Правильная позиция

Какую же позицию должны занять родители, желающие обучить свое чадо управлению раздражением? Ребенок, не умеющий контролировать свой реактивный гнев, во взрослой жизни будет так же кричать на своих детей. Либо заедать свои эмоции пищей. Важно научить ребенка принимать гнев, а не выплескивать его на близких.

Любые эмоции и чувства - это нормально. Но выражать их можно по-разному. Чтобы научить ребенка эмоциональной грамотности, родителям стоит поменять тактику поведения во время детских капризов, и стать ребенку не опасным противником, а доброжелательным другом. Кстати, такая позиция важна как в общении с маленькими детьми, так и с подростками.

Как известно, дети учатся на примере родителей. Поэтому спокойствие взрослых во время детских истерик крайне важно. Родительский гнев, как и любая другая форма агрессии, нередко рождается мгновенно. Мать или отец начинают кричать, злиться, прежде, чем они сами осознают свою реакцию. Всего доли секунды требуются на то, чтобы отлаженный механизм реагирования сработал, и взрослый начал выходить из себя.

Именно поэтому очень важно остановиться. Даже если уже какая-то часть агрессии проявлена, стоит постараться сделать паузу и прекратить сердиться на ребенка и на себя самого. Для этого полезно уйти в другую комнату, хотя бы несколько минут побыть наедине с собой. Необходимо отыскать ту точку отсчета, с которой все началось. Какие именно слова или действия ребенка спровоцировали реакцию? Какие чувства переполняли вас в тот момент? Когда родитель сам находится в контакте со своими эмоциональными переживаниями, помочь ребенку ему становится значительно проще.

Гнев можно проявлять по-разному, но не каждый способ приемлем. Физические проявления недопустимы, потому родители должны сразу пресекать попытки вымещать гнев кулаками. Объяснять это ребенку следует спокойно, но твердо. Гнев для ребенка - это естественно. Маленькие дети плохо отвечают за контроль своих эмоций, их мозг еще не достаточно развит для этого. Даже взрослым бывает трудно справиться с сильным гневом, что говорить про детей.

Нужно понимать, что гневом ребенок защищается от внешней либо внутренней угрозы. Подавляя в себе те или иные чувства, чувства страха или обиды, ребенок провоцирует в себе гнев. Поэтому вполне естественно, что малыш хочет избавиться от этих переживаний, выплеснуть их. Чтобы выместить злость приемлемым способом, можно попробовать один из методов арт-терапии. Для этого ребенка просят нарисовать самое «ужасное» животное. Затем родитель берет в руки эту картинку, и дорисовывает, делая из него «прекрасное». Действия выполняются несколько раз, после чего ребенку дают сделать из «ужасного» «прекрасное» животное уже самому.

Каждому человеку важно быть услышанным - не имеет значения, ребенок это или взрослый. Малыш, которого пытаются понять, чувствует это и успокаивается быстрее.

Также родителям крайне полезно постараться встать на место ребенка. Любую ситуацию можно рассмотреть с разных ракурсов. Ребенка будет легче понять, если взглянуть на все его глазами. При этом родители должны показать чаду, что им его чувства небезразличны.

Малышу нужна родительская любовь, как воздух. Особенно в те моменты, когда ему тяжело, и он испытывает гнев. Когда ребенок успокоится, стоит поговорить с ним о чувствах и о том, что он испытывал. Но не нужно читать ему нотации. Он и так понимает, что не прав.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать правильному выражению эмоций. А для этого родитель и сам должен быть близок к переживаниям чада. Начать можно с того, чтобы малыш обучился не копить в себе агрессию, а сообщать другим людям о ней.

Проще всего сделать это, проговаривая вслух чувства ребенка. Например: «Ты сердишься», «Ты расстроился», «Вижу, тебе это не понравилось...». Также родитель может сообщить ребенку и о собственных переживаниях: «Вижу, что ты сердишься. А мне грустно».

Малыша стоит сделать «экспертом» в сложившейся ситуации. Например, сказав: «И что же теперь мы будем делать? Как тебе снова повеселеть (отыскать хорошее настроение)?». При этом необходимо прислушиваться и к своим чувствам, и к ребенку, отбирая самые подходящие варианты. Даже сам процесс поиска хорошего расположения духа может стать очень увлекательным как для чада, так и для его родителя.

Процесс поиска можно подкрепить и материальным способом. Например, составив список всех тех вещей, которые приносят малышу радость. Психологи рекомендуют выполнять каждый день одну пятую часть способов, перечисленных в этом списке. Но делать это стоит без привязки к возникновению стрессового состояния - и в те дни, когда ребенок капризничает, и в те, когда у него хорошее настроение. Это позволит сформировать у малыша очень полезную привычку - радовать себя. В стрессовой ситуации ему будет проще согласиться на предложение переключиться с травмирующих обстоятельств на приятное занятие.

Дополнительная рекомендация: метод олицетворения в борьбе с агрессией у маленьких детей

Если малышу еще меньше трех лет, то для его успокоения можно применять прием олицетворения чувств. Если чадо начнет сердиться, родителю рекомендуется помочь ему подобрать правильную метафору для обуревающих чувств: «Ты сердишься, как тигр? Или как дракон? А может быть, как бык?». Взрослый может даже продемонстрировать, как мог бы злиться тот или иной представитель животного царства.

После этого можно задать вопрос: «А что стоит сделать, чтобы это животное успокоилось, повеселело?». И ребенок может сам подсказать способ, с помощью которого можно нейтрализовать его раздражение.

Родителям нередко свойственно себя недооценивать, замечают специалисты, сомневаться в собственном чутье и умении воспитывать сына или дочь. Сегодня многие боятся сделать что-то неправильно, а при любом затруднении бегут за советом к друзьям или психологу. Ребенок же, чувствуя их неуверенность, беспокоится еще сильнее, и эта тревога сразу же проявляется в его поведении.

«Именно от родителей зависит самочувствие ребенка и его вера в себя, – напоминает детский психолог Александр Венгер. – Ощущение, что родители рядом (даже когда это и не так), что они его охраняют и всегда защитят, возникает очень рано, в первые два года жизни. Доверяя им, ребенок неосознанно учится доверять другим людям и миру вообще, растет уверенным и независимым. Иногда уровень доверия может снижаться – и тогда появляются страхи, тревога. Доверие повышается – и беспокойство проходит».

Неожиданные страхи, вспышки , яростный плач или крик, беспокойный сон – родители могут научить своих детей восстанавливать эмоциональное равновесие и тем самым помогут им поверить в себя. Любящие и заботливые, они способны лучше других взрослых понять своего ребенка, разобраться в том, о чем говорят его эмоции.

Релаксация, управляемое воображение, чтение и сочинение – наши эксперты рассказывают о простых методах, которые помогут детям от трех до 12 лет справляться со своими чувствами (обидой, ревностью, разочарованием) или преодолевать бессознательные страхи (страх перед расставанием, боязнь неудачи или соперничества...). Возможно, родителям больше понравится какой-то один метод, но в идеале хорошо их сочетать. Важно, чтобы, занимаясь с ребенком, взрослые были расслаблены и спокойны: чувствуя это, дети тоже успокаиваются и начинают больше доверять себе. Когда ребенок освоится, можно предложить ему поиграть в эту игру самостоятельно.

Речь не идет о том, чтобы родители стали психотерапевтами для своих детей. Но они могут разрешить проблему прежде, чем она разрастется и станет привычкой. А если тревожные симптомы сохраняются и ребенок чувствует себя плохо, тогда стоит спросить совета у специалиста.

Спросить «Того, кто все знает»

Этот метод основан на идее коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе весь опыт человечества. Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг считал, что коллективное бессознательное хранит память не только о проблемах, с которыми мы можем столкнуться, но и о том, как с ними справляться. Психолог Лиз Бартоли (Lise Bartoli) называет эту часть психики «Тот, кто все знает» и предлагает научить ребенка обращаться к нему за помощью*. «Например, робкий ребенок не сможет объяснить, почему он боится подходить к другим людям, – поясняет психолог. – Бесполезно расспрашивать его об этом или рассказывать, как лучше действовать». Для начала она предлагает вместе с ним выбрать, что (или кто) мог бы олицетворять мудрую фигуру «Того, кто все знает». К примеру, животное, сказочный герой или предмет. А затем рассказать ребенку, что он может обращаться к этому персонажу за советом каждый раз, когда ему становится страшно, неприятно или трудно. Взрослым будет интересно узнать, что отвечает бессознательное, но лучше не настаивать. «Решения, которые оно предлагает, обычно оказываются разумными и действенными, – говорит Лиз Бартоли. – Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы». Используя этот простой и эффективный метод, родители начали больше доверять ребенку, а тот мог почувствовать, что способен справляться с трудностями без помощи взрослых.

* L. Bartoli «L"art d"apaiser son enfant» (Payot, 2010).

Сочинить свою сказку

Решение многих детских трудностей и конфликтов можно найти в волшебных историях. Непросто объяснить ребенку, что с ним происходит, но он легко узнает себя в герое сказки, кем бы тот ни оказался – Мальчиком-с-пальчик или испуганным поросенком. Метафора – это язык бессознательного, и потому сказочные истории так нравятся детям. Они утешают, дают надежду и показывают выход из сложной ситуации. Клинический психолог Дорис Бретт (Doris Brett) предлагает родителям сочинить для ребенка сказку, в которой речь будет идти о таких же, как у него, проблемах – застенчивости, страхе, ревности*. Ее героем может стать не только ребенок, но и животное или любой предмет. Нужно наделить его похожим характером, добавить узнаваемые детали, которые помогут ребенку идентифицировать себя с героем сказки. Он будет сталкиваться с похожими трудностями, но выйдет победителем благодаря уникальному свойству, о котором он даже не подозревал. Развязка истории всегда положительная. Везде, где это возможно, советует Дорис Бретт, лучше использовать юмор и фантазию! История может быть совсем простенькая, а может, и, наоборот, сложная, с закрученным сюжетом. Сочинительство обращено к собственному бессознательному родителей, которое напрямую связано с бессознательным ребенка. И потому терапевтической пользы от сказки, придуманной родителями, гораздо больше, чем от традиционной, с прописными истинами.

* Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (Класс, 2005) .

Посетить волшебный мир

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Цель этого метода – научить их чувствовать себя в безопасности и создавать особенное пространство, «волшебный мир», в котором возможны (и будут происходить) положительные изменения. Чем больше в этом мире конкретных деталей, подробностей, тем легче и быстрее ребенок будет попадать в него.

Можно предложить ему закрыть глаза и представить, как он отправляется в какое-нибудь знакомое и приятное ему место, где он чувствует себя хорошо и спокойно. «Лучше, если он сам выберет способ передвижения – лошадь, ракета, ковер-самолет или что-нибудь другое», – говорит Лиз Бартоли. Для более полного погружения попросите его обращать внимание на то, что он видит, слышит и ощущает. Цвет, запах, вкус и прочие детали помогут сделать волшебное пространство почти настоящим. На это необходимо время, поэтому не торопитесь сами и не торопите ребенка. После возвращения из воображаемого путешествия обязательно расспросите его о том, что с ним происходило, какие чувства он испытывал. «Это был лес или море? Тебе было тепло? А звери там были?» Заканчивая, обязательно спросите, вернулся ли он обратно и все ли с ним сейчас в порядке. В этот мир можно отправляться снова и снова, сначала с помощью родителей, а затем, освоившись, самостоятельно.

Помочь расслабиться

Релаксация помогает справляться с трудностями, которые проявляются телес-но, – непоседливость, вспышки гнева. «Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся, – поясняет детский психолог Елена Морозова. – И тем, кто бывает агрессивен: некоторым детям мир кажется настолько опасным и ненадежным, что они, не выдерживая, нападают первыми. Расслабление снижает агрессию, физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых». Ребенок оказывается в состоянии полусна, откуда ему легче «войти» в мир фантазий или слушать терапевтические сказки. Релаксации помогают негромкая спокойная музыка и успокаивающие запахи (лаванда, душица, мелисса). Предложите ребенку устроиться поудобнее и дышать животом – это легче сделать, если представить, что в животе находится воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Взрослый может показать это на себе не только для примера, но и для того, чтобы расслабиться самому. «Воображение – хороший помощник для расслабления», – пишет детский терапевт Вайолет Оклендер (Violet Oaklander)*. Можно предложить ребенку притвориться, что он снежная баба... У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Под лучами солнца баба постепенно тает, сначала голова, затем одна рука, другая… И вот она уже превратилась в лужицу... Для первых сеансов необходима помощь взрослых, но затем ребенок может расслабляться самостоятельно, например в школе, перед тревожащим его событием.

* В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (Класс, 2005).

Выразить переживания

Чтобы освободиться от негативных эмоций и почувствовать себя легче, ребенку необходимо их выразить. «Но дети часто отказываются говорить о них, – рассказывает детский психолог Елена Морозова. – Они могут еще плохо понимать себя или, зная, что некоторые переживания не одобряются, скрывать их от взрослых». Любые творческие занятия помогают обойти эту трудность. Предложите ребенку нарисовать или вылепить то, что ему неприятно или пугает его. Теперь ему будет гораздо легче рассказать – что это, какое оно. Напомните ему, что допустимы любые чувства и фантазии. «В момент рассказа родителям достаточно быть внимательными и заинтересованными слушателями, которые тактичными вопросами «достанут» из сына или дочери как можно больше переживаний, – рассказывает Елена Морозова. – Но какими бы ни были чувства ребенка, их нельзя оценивать, осуждать или исправлять». После того как ребенок закончит рассказывать, он может сделать со своим «произведением» все, что захочет, – разорвать, скомкать, уничтожить... Пусть он представит, как одновременно с этим разрушается и ситуация, которая его тревожила. Следующая задача – заполнить опустевший «сосуд» положительными чувствами. Предложите слепить или нарисовать то, что ему нравится, из неприятного события сделать приятное, как это часто случается в жизни.

Материалы : анкеты и раздаточный материал по количеству участников.

Время проведения : 1 час.

Ход собрания

Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Но иногда, пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу. Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.
Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
Вашему вниманию представлено несколько вопросов. Ответьте на них сейчас, подумайте об эмоциональной жизни вашего ребенка. (Анкеты остаются у родителей).

Думаю, что каждый из вас сделал определенные выводы, ответив на вопросы. Это поможет нам внимательнее разобраться в вопросе, который мы сегодня вынесли на обсуждение: как помочь ребенку справиться с эмоциями?

Эмоции ребенка и что их вызывает.

Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

  • настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);

  • страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);

  • аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);

  • чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);

  • стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные.

Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?

    Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).

    Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

    Противоречивость требований родителей, родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.

    Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.

    Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.

Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего малыша!

Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.

Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет!

Ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Может быть, произносит его вслух, а может быть он остается во внутреннем диалоге. Если мы любим ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно (проявляем любовь лишь когда ребенок “вел себя хорошо”, был успешен), то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь. (Названные родителями способы выражения любви и поддержки записываются на доске и обсуждаются).

Контакт глаз

Под контактом глаз понимается наш прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику. Многочисленные исследования показали, что открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Контакт глаз (осознаем мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребенку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.

Физический контакт

Казалось бы, это вполне естественно, но исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребенку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

Пристальное внимание

Следующий способ выражения любви и поддержки ребенку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребенке, без отвлечения на какие-либо мелочи, позволяющее ребенку почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребенку больше всею необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребенок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

Вспомните, пожалуйста, как часто вы общаетесь со своим ребенком, не занимаясь при этом какой-то другой деятельностью (кроме совместной деятельности с ребенком)?

Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа.

Если мы проявляем пристальное внимание к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно, даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Саморегуляция

Мы уже говорили о том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка.

Повлиять на свое эмоциональное состояние и на состояние ребенка можно с помощью специально разработанных психологами и физиологами упражнений.

Когда человек испытывает какие-либо эмоции, то их обычно можно определить по его мимике. Кроме мышц лица меняется также тонус и в других мышцах тела. Только это не так заметно. Но наблюдательный человек может по походке, осанке и некоторым другим внешним признакам определять, в каком настроении находится человек.

Обучившись регулировать тонус мышц, научившись расслабляться, мы получаем некоторую власть над своими эмоциями. Так, контролируя напряженность своих мышц, мы контролируем свои эмоции.

Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив почти все свои мышцы, мы снижаем эту активность и даем мозгу возможность отдохнуть и восстановить свои силы.

Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.

На листах, выданных вам, предложены несколько упражнений для детей, которые вы можете вместе освоить, и несколько приемов для вас самих.

Обратите внимание на очень простые техники дыхания. Давайте потренируемся и отдохнем.

Базисная техника саморегуляции дыхания.

    Сядьте и займите удобное положение.

    Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).

    Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2-4 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.

    Задержите дыхание на 1 - 2 секунды.

    Выдыхайте медленно и плавно. Выдох должен быть длиннее вдоха в два раза.

    Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

Упражнение повторяется 4 - 5 раз подряд.

Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход.

Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.

Литература:

    Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). М.: МГППУ, 2006 г.

    Дереклеева Н. Родительские собрания в начальной школе //Школьный психолог. – 2004. - №46.

    Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: “Питер”, 1994 г.

    Кэмпбл Р. Как на самом деле любить детей. М.: “Мирт”, 1997 г.

Жизнь в обществе накладывает массу ограничений, в том числе и на выражение своих эмоций. Взрослея, мы эмоционально крепнем и учимся сдерживать злобу и прочие негативные порывы. Но как научить детей контролировать эмоции?

Как бы странно это ни звучало, но эмоции нельзя разделить на плохие и хорошие. Дело в том, что все они очень важны человеку, все они приносят пользу. А разве «плохое» может быть полезным?

Страх , например, может предупредить об опасности. Неудовлетворенность, гнев заставляют что-то менять в жизни в лучшую сторону, побуждая двигаться к цели. Благодаря эмоциональной насыщенности человек ощущает всю полноту жизни со всеми ее красками. А вот поведение, вызванное этими эмоциями, может быть хорошим или плохим. К сожалению, даже не все взрослые умеют контролировать его, что уж говорить о детях.

Woman’s Day предлагает вашему вниманию советы психолога, следуя которым вы научите своих чад справляться с гневом, страхом, обидой и другими эмоциями.

В жизни множество ситуаций, вызывающих злость, гнев и раздражение. Чувство несправедливости, поступки и действия, которые противоречат нашим принципам, непослушание, грубость могут вызывать ответную реакцию – агрессию. Научиться управлять своим гневом можно только в том случае, если понять его причину и контролировать свои эмоции. Выявив причину негативных чувств, нужно направить их в другое русло, то есть проблему надо разобрать, проговорить, обсудить, а не прятать ее.

Жить совсем без гнева невозможно, данные эмоции являются защитой нашего организма. Мы защищаемся, и это помогает нам бороться, добиваться успехов, идти дальше.

Как же сделать агрессивный гнев неагрессивным? В любой ситуации следует говорить о том, что вы чувствуете, выражая свои чувства, вы помогаете уйти злости и раздражению. Выражаться надо ясно и коротко. Так вы, описывая свои чувства, дадите им выйти из вас.

Уметь управлять своими эмоциями важно не только взрослым, но и детям. То, насколько хорошо мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме.

В первую очередь надо постоянно объяснять ребенку его чувства. Иногда он и сам не понимает, что ощущает. Задача взрослого – озвучить эмоции малыша. Вначале, когда ребенок маленький, мама может просто автоматически называть детские эмоции: «Ты расстроился», «Ты обиделся», «Ты злишься». Через какое-то время ребенок сам будет их называть. Здесь родители должны принимать и поддерживать ребенка за то, что он их осознает и называет, ни в коем случае не ругать его. Само называние эмоций снижает интенсивность переживаний в несколько раз.

Надо научить ребенка говорить о своих эмоциях без стеснения, поощрять, стимулировать разговор о том, из-за чего он расстроен. Если ребенок не будет иметь возможности сказать о своей боли и досаде, он выплеснет ее другим способом – толкнет обидчика, отберет игрушку, обидит маму и так далее. Часто от этого страдают неповинные люди.

Елена Николаева, медицинский психолог

Научите ребенка выплескивать негативные эмоции, не нанося ущерба – морального и материального. Расскажите ему, что злиться – это нормально. Но выплескивать негатив нужно «культурными» способами. Можно побить подушку, рвать бумагу, мять газеты, делать физические упражнения (приседания, отжимания, прыжки). Можно громко покричать, если есть для этого условия, в лесу, например, либо прошептать свое недовольство в специально отведенном для этого месте. Кому-то нравится яростно опрыскивать цветы пульверизатором, лепить злость из пластилина и сминать ее. Но никогда не позволяйте ребенку бить младших, толкать родителей и ломать игрушки. И, главное, родители сами должны быть для него примером, не устраивать бурных семейных конфликтов, ссор с битьем посуды. Если родители сами спокойны, уравновешенны, хорошо относятся к людям, с пониманием подходят к решению проблем ребенка, то ему проще будет развить навыки самоконтроля.

Ничто так не помогает справиться со злостью и разрешить внутренние проблемы, как искреннее участие неравнодушных близких. Не проходите мимо расстроенного ребенка. Всегда спрашивайте, кто его обидел, что случилось – в детском саду, в школе, на детской площадке. Обсуждайте спорные вопросы, учите прощать вместо того, чтобы искать виноватых.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»