Сочинение по пьесе Вампилова А.В. «Старший сын

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Всегда так: трагедия с элементами комедии и комедия с элементами трагедии. Создатель «Утиной охоты» не делал ничего особенного, он просто пытался воспроизвести в своих произведениях жизнь такой, какая она есть. В ней же не бывает только черного и белого, существование человека наполнено полутонами. Наша задача - рассказать об этом в статье, в которой будет произведен анализ. Вампилов, «Старший сын» - в фокусе внимания.

Сразу следует оговориться, что необходим и краткий пересказ (он будет содержать некоторые аналитические наблюдения) вампиловского шедевра. К нему мы и приступаем.

Неудавшаяся вечеринка на четверых

Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив - небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были - на улице.

И вдруг они наблюдают, как пожилой человек - Сарафанов Андрей Григорьевич - кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

Наша задача - анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) - его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин - безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

Неожиданное пополнение семейства

Молодые люди не ошибаются: действительно дверь в квартиру Сарафановых остается открытой, а расстроенный недавней любовной неудачей Васенька собирается бежать из дома, как выясняется чуть позже, его цель - тайга. Дочь Сарафанова (Нина) не сегодня-завтра уедет на Сахалин, на днях она выходит замуж за летчика. Другими словами, дома царит раздрай, и его жителям не до гостей, хоть ожидаемых, а хоть и нет, поэтому пришельцы удачно выбрали момент. Нам это тоже пригодится, чтобы провести анализ. Вампилов («Старший сын») пьесу свою написал филигранно, все персонажи исполняют свои партии безупречно и реалистично.

Бусыгин делает вид, что знаком с отцом Васеньки и говорит такую фразу: «Все мы, люди, - братья». Сильва начинает раскручивать эту идею и доводит ее до того, что Владимир - это неожиданно обретенный сводный брат Васеньки. Юноша в шоке, Бусыгин тоже от прыти товарища слегка ошалел, ну что делать, на улице-то не хочется ночевать. Они разыгрывают этот спектакль перед Сарафановыми. Как показывает анализ, Вампилов («Старший сын») пьесу начал с розыгрыша. В основании драмы у него лежит шутка, а вся пьеса, кажется, что-то вроде комедии, но это только на первый взгляд.

Вася ищет, что бы выпить. Молодые люди, включая 10-классника, употребляют. Потом появляется Сарафанов, а неудачливые провожающие скрываются на кухне. Вася рассказывает отцу всю историю его старшего сына. Старик начинает вслух вспоминать подробности встречи с возможной матерью Владимира и невольно выдает прохиндеям всю нужную информацию, а они жадно ловят каждое слово: имя женщины, город (Чернигов), нужный возраст старшего сына, если бы он был.

Затем Владимир появляется, отвечает на все вопросы отца правильно. Дом захлестывает всеобщее ликование, и продолжается пьянка, но теперь уже к ней присоединился Сарафанов старший.

На шум выходит Нина и требует объяснений. Сначала девушка не верит старшему брату, затем и она проникается к нему доверием.

Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

Между Бусыгиным и пожилым человеком моментально налаживается контакт, и отец открывает всю душу перед блудным сыном. Они проговорили всю ночь. Из ночного общения Владимир узнает подробности жизни Сарафановых, например, то, что Нина скоро выходит замуж за летчика, а также душевные муки самого отца. Как тяжело жилось семье. Под впечатлением от ночного разговора, после того как отец ушел спать, Владимир будит Семена и упрашивает его быстро уйти, но в дверях их застает Андрей Григорьевич. Он просит старшего сына принять фамильную реликвию - серебряную табакерку. И тут с Владимиром случается духовный переворот. То ли ему стало очень жалко старика, то ли себя, ведь он своего отца не знал. Бусыгин вообразил, что он перед всеми этими людьми в долгу. Он поверил, что он им родня. Это очень важный момент в исследовании, а анализ пьесы Вампилова «Старший сын» двигается дальше.

Любовь как объединяющая сила

Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое - Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»

К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что "родственники" уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.

Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.

Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов - «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).

Явление жениха

В день уборки кухни должно произойти знаменательное событие: Нина планирует познакомить отца со своим женихом - курсантом летного училища Михаилом Кудимовым.

Между утром и вечером происходит целая цепь событий, о которой стоит упомянуть хотя бы кратко: Макарская меняет свое отношение к Васеньке с гнева на милость и приглашает его в кино. Тот мчится покупать билеты, не подозревая, что Сильва уже плетет свою паутину соблазна. В нее он рассчитывает поймать Наташу. Та с готовностью, естественно, уступает любителю женщин, ведь Семен ей более подходит по возрасту. Сильва и Наташа должны встретиться ровно в 22:00. На это же время воодушевленный паренек берет билеты на киносеанс. Наташа с ним идти отказывается и раскрывает тайну, что к ней ночью приходил Андрей Григорьевич сватать за Васятку.

Пламенный юноша в отчаянии, он снова бежит собирать рюкзак, чтобы прочь уйти из дома в объятья тайги. Кое-как персонажи в предельном нервном напряжении дожидаются вечера и прибытия жениха.

Представление сторон как-то сразу идет вкривь и вкось. Новоиспеченный старший брат и Сильва подшучивают над курсантом, тот не обижается, так как «любит веселых ребят». Сам Кудимов все время боится опоздать в военное общежитие, и вообще, смотрины ему в тягость.

Вот появляется отец семейства. Познакомившись с Сарафановым, жених начинает мучиться от того, что он не может припомнить, где же он видел лицо будущего тестя. Пожилой человек, в свою очередь, говорит, что он - артист, поэтому, наверное, лицо его видел летчик либо в филармонии, либо в театре, но тот все это отметает. И вдруг, как гром среди ясного неба, курсант говорит: «Вспомнил, я видел вас на похоронах!» Сарафанов вынужден сознаться, что да, действительно, он уже 6 месяцев не работает в оркестре.

После раскрытия тайны, которая уже не являлась ни для кого секретом, так как дети давно были в курсе, разыгрывается еще один скандал: с криками и стонами уходит из дома Вася, полный решимости добраться-таки до тайги. Жених также, увидев достаточно, спешит вернуться в военное общежитие до его закрытия. Сильва уходит в кино. У отца семейства случается истерика: он тоже хочет куда-то уйти. Его успокаивают Бусыгин и Нина, музыкант поддается. Все это очень важно, так как имеет прямое отношение к кульминации. Мастерски все сделал Вампилов. «Старший сын» (анализ произведения мы приводим) продолжается.

Катарсис

Затем Владимир признается Нине, что он ей не брат и, что еще хуже, он ее любит. В данный момент, наверное, по замыслу автора с читателем должен произойти катарсис, но это еще не совсем развязка. Ко всему прочему в квартиру вбегает Васятка и признается, что он поджег квартирку Макарской как раз в то время, когда она там была с Сильвой. У последнего пришли в негодность брюки из-за хулиганской выходки юноши. Для полноты картины из своей комнаты вышел несчастный отец с чемоданом, готовый ехать в Чернигов к матери Владимира.

Сытый по горло спектаклем на волне разочарования от испорченной одежды, Семен закладывает Бусыгина и говорит, что Владимир такой же сын Сарафанову, как он ему племянница, и уходит.

Сарафанов не желает верить и утверждает обратное. Более того, даже предлагает Володе переехать из студенческого общежития к ним. В хитросплетении всех этих событий Бусыгин обнаруживает, что он снова опоздал на электричку. Все смеются. Все довольны. Так заканчивается пьеса, которую написал Александр Вампилов. «Старший сын» (анализ также это показывает) - чрезвычайно трудное и неоднозначное произведение для оценки. Нам остается подвести некоторые итоги.

Семья, попавшая в тупик

Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».

Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика - это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.

Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.

Бусыгин как спаситель

Старший брат пришел именно тогда, когда он нужен был всем. Владимир восстановил баланс и гармонию семьи. Их любовь с Ниной наполнила опустевшие резервуары семейной благодати, и никому никуда уже бежать не хотелось.

Отец почувствовал, что у него есть сын, старший сын, на которого можно опереться. Нина поняла, что на остров не обязательно ехать, а брат смог победить свою болезненную привязанность к девушке намного старше себя. Естественно, под любовью Васи к Наташе скрывалась глобальная тоска по матери, чувству защищенности и комфорту.

Единственный персонаж пьесы, который остался в абсолютном проигрыше, - Сильва, так как все другие основные персонажи образовали некоторый внутренний круг. Из него был исключен только Семен.

Разумеется, выиграл в итоге и Владимир Бусыгин: у него появился отец, о котором он так мечтал с самого детства. Другими словами, пьеса заканчивается сценой общей семейной гармонии. На этом хочется закончить краткий анализ. «Старший сын» Вампиловым написан блестяще, и это не только замечательное, но и глубокое произведение, ставящее серьезные вопросы перед читателем.

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

Тема:

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

Цель:

  1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
  2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
  3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

Оформление:

  1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
  2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
  3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
  4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

Подготовительная работа:

  1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
  2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
  3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
  1. Какова фабула пьесы?
  2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
  3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
  4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
  5. На какой коллизии строится пьеса?
  6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
  7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
  8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
  9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
  10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
  11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
  12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
  13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
  1. Индивидуальные задания

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Учитель:

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Учитель:

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Ученица:

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

(Звучит романс)

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Ученица:

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Ученик:

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Что такое совесть?

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

Учитель:

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

Работа со словом.

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62


Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». На-чавшись с безответственного вранья, с почти водевильной си-туации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцен-трической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (примени-тельно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, зако-выристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще оду-хотворялся чувством. Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочув-ствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Понача-лу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить мо-лодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно бро-шенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привык-ший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, гово-рит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слы-шал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, оста-лась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за сло-во «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бу-сыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и собы-тия раскручиваются помимо логики.

Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открыто-стью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусы-гин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяю-щим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происхо-дит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет обе-речь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту стран-ную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущно-сти любят друг друга — безумно, как-то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спек-такль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вра-нье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бу-сыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он гово-рил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блажен-ного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неуме-ние постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «бла-женным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. …Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса — об их братстве.

Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая прав-да, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебни-ках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безогляд-ная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое досто-инство. Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем пара-метрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих пове-денческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обая-тельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит толь-ко правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампиловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать дру-гого, любить.

Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрыва-ет», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухо-те души, заторможенности чувств.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы вре-мени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммуниз-ма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли-гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драма-тургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляю-щихся противоречий. Материал с сайта

Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называет-ся она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мело-драма или лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножанровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью со-блюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (раз-витие одной сюжетной линии). Как в классицистической коме-дии герой делает три попытки выхода из им же созданной си-туации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное сущест-вование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бо-марше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бу-сыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, обо-рачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вампилов александр валентинович старший сын
  • пьеса старший сын краткое содержание
  • характеристика героев Вампилова Старший сын
  • старший сын кратко анализ
  • что изображает вампилов в своих пьесах

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

II. Прижизненные постановки

Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

По воспоминаниям актера В. П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М. Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П. В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

III. Загадка пьесы «Старший сын»

1. История создания

Пьеса написана в 1965г. Первоначальное название (обозначенное, например, в отрывке, напечатанном в Иркутской газете «Советская молодежь 30 мая 1965г.)- «Женихи». Под названием «Предместье» поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова в ноябре 1969г. (режиссер В. Симоновский).

Из всех пьес Александра Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекает внимание наших театров. В сезоне 1975-1976гг. , например, пьеса, шла сразу в 52 театрах страны. В 1976г. был снят телевизионный художественный фильм «Старший сын» (режиссер В. Мельников). Пьеса идет за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

2. Сюжет и жанровые особенности пьесы.

Действие пьесы начинается с грубоватого розыгрыша, недоброй мистификации. Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища.

Недоверчивые жители предместья не расположены пускать к себе поздних гостей с улицы. «Человек человеку брат, ты, надеюсь, об этом слышал?» - это формула почти ернически звучит в устах Сильвы.

Как известно, существует много хороших, идеальных лозунгов, заветов и правил. Но каждодневность не по лозунгам строится. А частная жизнь, домашняя жизнь, семейное, дружеское общение идут сами по себе. Более того, чем идеальнее лозунг, тем нагляднее разрыв между ним и будничными обыкновениями жизни. На этом построена завязка пьесы «Старший сын».

Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит молодым людям неожиданно – она навеяна пародийно звучащей фразой о «страждущем брате». И вот уже Бусыгин, вошедший в роль пропавшего сына Сарафанова, выпивает, закусывает и отдыхает самозванцем в незнакомой квартире. Случай с Бусыгиным, навязавшимся в сыновья Сарафанову, - это анекдот, ставший жанрообразующим компонентом, так происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством» построения сюжета.

Анекдот подчеркивает неожиданность жизни, сообщает ей яркость красок. Жесткий розыгрыш в «Старшем сыне», казалось бы, удался Бусыгину и Сильве вполне. «Чему посмеешься, тому и послужишь», - говорит пословица. Беззащитная, доверчивая душа старика Сарафанова защитила сама себя.

Вся его жизнь - это самообман, мираж. Оттого он так легко и попадается на розыгрыш Бусыгина, что всей предшествующей иллюзорностью своей жизни подготовил к этому себя. По свойствам души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни. Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним миром, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Иначе бы бедность реальности, когда он принужден идти в поношенном черном костюме с кларнетом в руках за очередным покойником, задушила бы его.

Сарафанов – пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто.

Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из–за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин. Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит лжи, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Бусыгина волнует все, что происходит в семье Сарфановых. Он ощущает свою ответственность за Васеньку и Нину. Одним словом, Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.

В доме Сарафановых тоже существует ложь. Отец и сын друг другу лгут. Отец лжет, что все еще работает в филармонии, дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже лгут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия, однако эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и ложь Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.

Бусыгин - сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга. Бусыгин мог бы продолжать свою жизнь с «отцом», но не смог. Он не смог бы жить с ложью. Но, несмотря на то, что все уже выяснилось, он все-таки продолжает чувствовать себя сыном Сарафанова.

3. Художественное своеобразие пьесы

Фольклорная традиция в творчестве драматурга рассматривается в связи со всей идейно – образной системой его художественного мира.

Во всех пьесах Вампилов создает глобальный образ мира вне уклада – образ «глухой, неведомой тайги», «темного леса». Один из героев пьесы, Сильва, имеет лесное прозвище. Мифологема темного леса связана у Вампилова с темой всенародного одичания.

Эх, да в Черемхове на вокзале

Двух подкидышей нашли

Не удалась жизнь и у другой героини – у Макарской. Также подчеркивается одиночество старшего поколения в лице Сарафанова.

В пьесе «Старший сын» случайно услышанные имя и фамилия становятся и движущей силой конфликта произведения, и силой, способной духовно преобразить героя. Обращает на себя внимание то, что не все герои в пьесе имеют личные имена. Нет имени у Макарской, Сильвы. Нет имени – значит, человек как личность не состоялся, не сложилась его судьба. Давая Бусыгину имя «Владимир», автор, возможно, хотел подчеркнуть, что с появлением этого человека в доме Сарафанова воцарится мир и спокойствие. Имя другого героя, Сарафанова, «Андрей» в переводе с древнегреческого означает «мужчина». Да, он по мере сил пытается защитить свою семью, детей, дом от неприятностей, даже его ложь о филармонии у читателя и зрителя не вызывает осуждения.

Значимо и имя младшего сына: именно «Васенька», а не Василий, что подчеркивает его детскость, незрелость, необдуманность многих его поступков.

В мифологии дать имя означает определить судьбу. И развитие действия, и финал пьесы «Старший сын» завершают образное решение мифологической матрицы. Бусыгину ничего не остается, как стать если не кровным, то духовным сыном Сарафанова, наследником его идей добра, любви, творческого отношения ко всему сущему как единственного спасения человека от инерции существования.

Таким образом, в комедии «Старший сын» предпринимается опыт устроения дома. Действие пьесы начинается буквально с поисков «одиноких, неполносемейных» Бусыгиным и Сильвой «теплого дома». Этот мотив соединяется с другим – поиском отца: Бусыгин, «не знающий своего отца», «еще пионером» поклялся найти его. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В драматургии Вампилова библейские мотивы впервые активно используются в комедии «Старший сын» как в явной цитатной форме, так и в форме подтекста. Эти два плана разыгрываются в разных эмоциональных регистрах и образуют довольно сложный и противоречивый комплекс. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

В ироническом тоне, в комедийных мероприятиях обыгрываются библейские мотивы братства («Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога», «Все люди – братья»), блудных детей (Нина, Васенька), бегущих из дома отца, «огня карающего» (пожар, устроенный Васенькой в доме Макарской) и «царства» - всеобщего примирения в финале.

Художественно обрабатывая мотив дома в библейских образах, драматург выполняет соборную функцию: под крышей дома Сарафанова происходит восстановление семьи, примирение поколений, духовное братание людей с «тонкой душевной организацией», объединяющихся против «толстокожих».

В пьесе центральным становится мотив игры. Игра – обман предстает как пора творческого жизненастроения. Сарафанов – сочинитель оратории «Все люди братья» и Бусыгин – сочинитель и актер истории о побочном сыне – осуществляют свои «сочинения» в действительности, в акте породнения, без обмана.

Настойчиво пробивается в центр сценического пространства мотив смерти. Сарафанов – первый вампиловский герой, остро переживающий свое экзистенциальное одиночество. Он буквально «брошен» на произвол судьбы отечеством, в сражениях за которое бывший музыкант, мобилизованный в артиллерию, потерял слух. Он брошен женой, дети готовы бросить его. Все это приводит Сарафанова в «похоронный оркестр», олицетворяющий его одинокое «бытие - при – смерти».

Сарафанов горько: «Теперь я свободен и на старости лет могу наслаждаться одиночеством».

В семье Сарафановых «скандалы и свары Сарафановских детей» (М. Туровская) – не так уж безобидны: за ними встают серьезные проблемы, волнующие автора: проблемы дома, семьи, одиночества, конфликт отцов и детей.

4. «Старший сын» на экране

Впервые в 1975 году на киностудии «Ленфильм» снял художественный фильм «Старший сын» режиссер В. Мельников. В этом фильме снялись очень известные актеры. Евгений Павлович Леонов сыграл Сарафанова, главного героя, Николай Караченцев сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина. К Михаилу Боярскому, снявшемуся в роли Сильвы, и Наталье Егоровой (Нина) известность пришла после этого фильма. Макарскую сыграла Светлана Крючкова.

«Старший сын» Мельникова «добросовестно» (кроме пролога) повествует строго «по Вампилову».

5. «Старший сын» на сцене братского драматического театра.

На сцене Братского драматического театра воспроизвели заново спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын» в ноябре 2006г (первая была в 2000 году).

Коллектив театра под руководством иркутского режиссера Сергея Болдырева представил на суд зрителей свое видение этой пьесы. Главные роли исполнили Дмитрий Евграфов (Бусыгин), Евгений Винокуров (Сарафанов). Также в спектакле были заняты актеры: Инесса Бычкова (Нина), Роман Бубнов (Васенька), Виктор Головин (Сильва), Ирина Кузнецова (Макарская), Валерий Корчанов (сосед).

Зритель с первых минут оказывается в особой атмосфере: эмоциональный фон создает музыкальная композиция Консуелы Веласкес «Besame mucho».

Особое впечатление производит игра самих актеров на музыкальных инструментах.

Необходимо отметить, что режиссер стремится сохранить атмосферу самой пьесы, как требовал А. Вампилов: «Точно, как в книге».

Помогли осуществить постановку: художник – постановщик А. Штепин, художник по костюмам Н. Корнева, хормейстер О. Кеппул, режиссер О. Кравзе, монтировщики Д. С. Кашкарев, В. А. Рахимулин.

Никто в зале не остался равнодушным: кто–то сочувствовал Сарафанову, кто-то - Бусыгину, обманом вошедшему в семью, а кто-то, жалел себя, узнавая в Макарской, героине Ирины Кузнецовой, свою неудачную жизнь.

Да, это пьеса о Нас, о Наших близких, о Нашем общем Доме.

Заключение

Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес. Так, «Старший сын» называют комедией лирической, сатирической, или трагикомедией. Это определяет акцент режиссера, актеров, иначе говоря, случай.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»