Советы родителям: адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям: как подготовить ребенка к детскому саду Сюжетные игры с ребенком

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Одно из основных правил педиатрии гласит, что для нормального развития ребенок до 6 лет должен быть только с близкими людьми , т.е. не воспитываться в детских учреждениях. К сожалению, обстоятельства не всегда позволяют это правило соблюсти.

Скоро ваш малыш пойдет в ясли. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов.

Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческою и раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним.

Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.

Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш начинает часто болеть.

Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести - сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.

При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается и течет к-1 2 недель.

К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Есть дети, которые достаточно легко и быстро привыкают к яслям.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи.

Такие изменения сохраняются до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.

При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.

Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек - нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий.

Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему - к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду.

Апатия малыша - типичное проявление детской депрессии. Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела, становится беззащитным перед инфекциями, возникают признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2 квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.

Понятно, это очень высокая цена за привыкание к яслям.

Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к яслям.

Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным. Можно предполагать, что ребенок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после полугора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью переносится особенно болезненно.

Немаловажную роль в привыкании ребенка к яслям играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде - активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов.

Приспособляемость - скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть - крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные).

Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник.

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку.

На адаптацию ребенка к яслям влияет также сформированность у него предметной деятельности и общения с окружающими. Об этой проблеме мы подробно писали выше, но сейчас обсудим еще один ее аспект.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми.

Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вы-зывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях.

В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, дети чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям иг-рушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе.

Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми.

Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в детское учреждение. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно.

На вопрос о том, как готовить малыша к поступлению в ясли, отвечает весь наш предыдущий рассказ.

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим воспитателем ребенка, поговорите с ним о своем малыше. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях.

Если такое посещение по каким-либо причинам невозможно, родители сами могут прийти с ребенком в ясли, побывать с ним в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребенок будет меньше пугаться непривычной обстановки.

Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более.4 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитателю погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.

Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже сел и они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык.

Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку. Воспитатель ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что-то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий у них в такой си-туации, значительно осложнит их привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.

В первые дни после поступления ребенка в ясли не следует проводить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние.

Особое внимание нужно уделить здоровью малыша.

Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Это расплата за стресс, который испытывает малыш. Дело в том, что психогенный фактор - один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям. В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители.

Желательно, чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребенка дома. Лучше предупредить заболевание - прогнозировать его тяжесть и возможные последствия трудно. Легкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению яслей.

Подержите ребенка дома 3-4 дня на щадящем режиме. Дети, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домом, принимать у себя друзей. Малыш в этом период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.

А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Какой тип общения со взрослыми предпочитает ваш ребенок? Умеет ли он устанавливать с нами предметное взаимодействие, инициативен ли в общении, ищет ли вашей помощи и поощрения своим успехам?

2. Умеет ли ребенок самостоятельно и разнообразно играть? Развита ли у него любознательность? Как долго и насколько увлеченно он играет?

3. Стремится ли ребенок к самостоятельности? Владеет ли он необходимыми для его возраста навыками самообслуживания, старается ли сам одеваться, есть, умываться? Умеет ли он убирать на место игрушки, книжки?

4. Как малыш относится к посторонним взрослым? Пугается ли их, плачет или с удовольствием вступает с ними в контакт?

5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к другим детям, и в какой форме этот интерес выражается? Умеет ли малыш играть рядом или вместе с ними, делится ли игрушками?

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он психологически готов к поступлению в ясли.

Малышу исполнилось полтора года и, к сожалению не каждая мама может позволить себе находится с ребенком дома, пока он достигнет хотя бы детсадовского возраста. Для того чтобы мама вышла на работу, ребенка необходимо оставлять под присмотром, чаще всего малыш отправляется в ясли.

Если другого выхода нет…

Конечно же, крохи в таком возрасте это дети, привыкшие к родительской заботе и ласке и вырвать из этой среды их очень непросто. Полтора года это тот возраст, в котором ребенок ощущает повышенную потребность постоянно находиться рядом с мамой, она для него самый главный объект, без которого для него просто не существует жизни. Это самый тревожный возраст ребенка , когда завидев чужого человека, малыш как страусенок прячет голову в коленях мамы, а здесь его вдруг оставляют в чужом доме, да еще вокруг только чужие люди.

Если мама планирует выйти на работу по достижению ребенком полутора лет, то следует заранее подготовить ребенка к яслям. Нужно постепенно начинать приучать ребенка к яслям и делать это желательно задолго до поступления в них. Для того чтобы ребенок не пугался посторонних людей и спокойно себя чувствовал в окружении других детей, чаще бывайте с ним на детских площадках , пусть он привыкнет, что вокруг него гуляют дети и взрослые, контактируйте со знакомыми у которых есть дети, приглашайте их в гости и ходите сами. Начните малыша оставлять дома с бабушкой или папой, он должен привыкнуть к тому, что какое-то время мамы может не быть дома, но затем она обязательно приходит. Увеличивайте время своего отсутствия постепенно до нескольких часов.

Начните приучать малыша к горшку , чтобы первое знакомство с горшком в яслях не оставило в нем негативных воспоминаний и не нанесло ребенку психологическую травму. Высаживать ребенка на горшок следует обязательно перед сном и после сна, до и после еды. Обязательно хвалите его, если у него получилось сходить в горшок, малыш должен видеть ваше одобрение. Следите за тем, чтобы опыт высаживания на горшок не был негативным. Горшок должен быть чистым, сухим и теплым, ребенка не следует усаживать на него насильно и оставлять на длительное время, иначе можно дождаться обратной реакции. Первое время в яслях крохам разрешают находиться в памперсе, поэтому переход не будет резким и отрицательным.

Учите ребенка самостоятельно кушать , в полтора года малыш уже может доносить пищу до рта, а задача мамы, в игровой форме научить его правильно держать ложку. Конечно же, ребенок не останется в яслях голодным, даже если сам еще умеет кушать плохо, воспитатель обязательно поможет и научит правильно кушать.

О чем надо знать родителям

Если вы решили оформить ребенка в ясли, помните о том, что хотя прививки малышам дело добровольное, но без них разрешение в ясли вам могут просто не дать, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы малыш был полностью привит по возрасту и прошел необходимый врачебный осмотр. Если по каким-либо причинам вы не хотите прививать своего ребенка, в этом случае придется, либо писать заявление в департамент дошкольного образования, либо идти к заведующей.

Помните о том, что ребенок раннего возраста более раним и слаб, он пока не имеет потребности в детском обществе и менее всего приспособлен к разлуке с родными ему людьми. Адаптация детей к яслям в таком возрасте проходит дольше и болезненней . В раннем возрасте детки интенсивно развиваются физически, у них совершенствуются психические процессы.

Такие дети подвержены нервным срывам и колебаниями в настроении. Изменения в образе жизни ребенка приводит в первую очередь к тому, что у него изменяется эмоциональное состояние.

Адаптация в раннем возрасте проходит довольно болезненно. Для этого периода особенно характерны эмоциональная напряженность ребенка, заторможенность или беспокойство. Малыш может много плакать, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или отказывается от него в раздражении, сторониться сверстников. Социальные связи ребенка в этот период нарушены.

Период адаптации к детскому учреждению у всех детей проходит по-разному . Различают три степени адаптации — легкую, среднюю и тяжелую. Если ребенок легко адаптируется в яслях, то его поведение нормализуется в течение первого месяца, он спокойно остается в группе, у него хороший аппетит, он достаточно активен и его отношения с окружающими и родными не нарушаются.

При средней степени тяжести адаптации в общем состоянии и поведении ребенка нарушения более ярко выражены. Настроение, аппетит и сон ребенка восстанавливаются 35-40 дней, он плаксив, значительно снижается его активность, он не хочет исследовать новое окружение, не общается с окружающими его взрослыми и детьми, не хочет пользоваться навыками речи, которые уже приобрел к данному возрасту. Эти изменения могут сохраняться до полутора месяцев.

При тяжелой адаптации к детскому учреждению малыш начинает тяжело и длительно болеть, психологическое состояние неблагоприятно сказывается на его психическом и физическом развитии. Могут возникнуть ситуации, в которых ребенок будет вести себя неадекватно, состояние малыша может граничить с невротическим.

Мама обязательно вернется

Даже если ребенок заранее подготовлен к яслям, родителям следует помнить, что первые дни его пребывания в новом окружении все равно будут тяжелыми. В этот период к малышу следует относиться очень бережно. Перед тем как оставить ребенка в яслях одного, маме нужно несколько дней приводить его в группу и находится там с ним , чтобы он привык к новым людям. Когда он немного привыкнет и уже не будет сидеть только на руках у мамы, а заинтересуется какой-либо игрушкой или общением с другими детьми, маме можно будет оставить его в группе минут на 20-30 . Несколько дней оставляйте ребенка в яслях совсем на короткое время, он должен видеть, что мама уходит, и быть уверенным, что она обязательно вернется. Неделю оставляйте малыша в яслях не более чем на 3 часа, а затем, постепенно можно увеличивать время. Пусть он берет с собой любимую игрушку, это поможет чувствовать себя не таким одиноким.

Увеличивать время пребывания в детском коллективе можно только тогда, если у ребенка хорошее эмоциональное состояние. Малыши в период адаптации особенно остро нуждаются в эмоциональном комфорте и защищенности. Обычно период адаптации у детей раннего возраста проходит за 2-3 недели. За это время ребенок привыкает к новой обстановке, учится самостоятельно кушать и ходить на горшок, и прекрасно понимает, что мама никуда не исчезает, а всегда возвращается, чтобы его забрать.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?

В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :

Когда подавать документы?

Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

  • Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
  • Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
  • Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
  • Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?

Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :

  • Воспитателями и сверстниками.
  • С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
  • С режимом дня.
  • С меню.
  • С музыкальными инструментами.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению

Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?

  • Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
  • Возможность посещать группу вместе с мамой.
  • Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
  • Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
  • Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!

Когда у родителей нет возможности сидеть в отпуске до трёх лет, детей отправляют в ясли. Но кроха в 1,5–2 года ещё очень близок к маме с папой и разлуку с ними переносит крайне тяжело. Поэтому начало ясельной жизни – это трудное испытание как для малыша, так и для родителей. Хотя при правильном подходе и соответствующей подготовке период адаптации можно значительно облегчить.

Как подготовить ребёнка к яслям:

  1. Сформировать необходимые навыки. Для облегчения адаптации, малыш должен обладать следующими навыками:
  • Умение пользоваться горшком. Если вы планируете ясельки, заблаговременно задайтесь вопросом, как приучить ребёнка к горшку .
  • Пить из чашки и кушать ложкой, как пюреобразную пищу, так и кусковую. Хотя бы и неумело, но всё же уметь делать это самостоятельно.
  • Засыпать самостоятельно (без укачивания, маминой руки или груди, колыбельных песенок).
  1. Укрепить иммунитет. Первые дни в яслях связаны с большими переменами в режиме дня, питании. Это в совокупности со стрессом, переживаемым ребёнком в этот момент, может сказаться на состоянии его здоровья. Поэтому значительную роль в подготовке играет закаливание. В идеале лёгкое закаливание нужно проводить ещё с рождения или заблаговременно до начала посещения яслей. К таким обязательным закаливающим процедурам относятся:
  • Ежедневные прогулки. Желательно, чтобы пребывание на свежем воздухе составляло не меньше 4 часов в день. Гуляйте даже в морозы, не забывая принимать меры предосторожности, поскольку зимние прогулки с ребёнком не менее полезны, чем летние.
  • Водные процедуры. Если вы посещаете бассейн – прекрасно, если нет, то чаще купайте малыша в ванной или давайте играть с водой (температура должна быть не выше 37°, постепенно её можно немного снижать или после купания ополаскивать кроху слегка прохладной водичкой).
  • Физические нагрузки. Подразумевается любая двигательная активность: утренняя гимнастика, подвижные игры. Вашему крохе для полноценного развития необходимо двигаться.
  1. Приблизить режим дня ребёнка к ясельному распорядку. Малышу будет легче, если вы заранее изучите режим дня в группе и постараетесь адаптировать к нему своё чадо. Пусть он в то же время кушает, гуляет и спит. Тогда привыкать ему будет гораздо проще.
  2. Сформировать положительный настрой. Важно перед началом посещения яслей рассказывать малышу о том, чем там занимаются дети, говорить, что и он туда пойдёт в скором времени. Найдите нужные слова, чтобы он не боялся, а ждал этих перемен. Только не перегибайте палку и не обещайте что-то чересчур хорошее. Расскажите правду, но с позитивным настроем о режиме, занятиях, которые будут проводиться, о других детках.
  3. Научить контактировать с детьми. Чтобы подготовить ребёнка к яслям, научите его общению. Старайтесь чаще посещать детские площадки, мероприятия с детьми такого же возраста, ходить в гости. Пусть кроха учится элементарным навыкам общения и понимает, что нельзя драться, отнимать игрушки. Прививайте доброжелательное отношение к другим малышам, тогда он сможет быстрее найти себе друзей и легче адаптироваться среди сверстников.

Мы разобрали, как подготовить ребёнка к яслям и сделать менее тяжёлым переходный период, но нужно понимать, что все зависит не только от самого малыша, но и от вашего настроя. Когда вы нервничаете – это передаётся и ему. Поэтому, отправляя своё маленькое сокровище в ясельную группу, прежде всего успокойтесь сами, настройте себя на то, что его там ждет много интересного, с ним будут заниматься, играть, а вы в это время сможете отдохнуть или поработать. И период адаптации пройдёт легче как для вас самих, таки для вашего малыша.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»