Нетрадиционное рисование конспект во 2 младшей ладошками. Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе. Учитывать в работе на занятиях

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Консультация для родителей

во второй младшей группе

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование - одно из самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
. рисование пальчиками
. рисование ватными палочками
. тычок жесткой полусухой кистью
. рисование ладошками

Что даёт использование нетрадиционных техник?

Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте.

Итак, существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным преимуществом — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и увидеть в ней забавный рисунок — это быстро и весело. Кроме этого, необычные техники позволяют

  • развивать творческие способности;
  • формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;
  • помочь становлению воображения, креативности;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать самостоятельность.

Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…».

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3-4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.

Ватные палочки

В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка».

  • собственно ватные палочки;
  • небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще;
  • влажные салфетки.

Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Пальчики

Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого, нужно взять

  • краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев);
  • влажные салфетки.

Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива.

Ладошки

Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется

  • неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится);
  • влажные салфетки.

К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Цветы для мамы».

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз!




Актуальность

Просмотр содержимого документа
«Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей и средней группе: «Весёлая капелька» (срок реализации 1 год) Возраст детей с 3 до 5 лет»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бейский детский сад «Ивушка»

Кружок по нетрадиционной

технике рисования

во второй младшей и средней группе:

«Весёлая капелька»

(срок реализации 1 год)

Возраст детей с 3 до 5 лет

Руководители: Любященко Е. В.

Малыхина Е. В

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель данного кружка создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

*Обучать основам создания художественных образов.

*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками, скатанной бумагой, рисование манкой.

Нетрадиционные художественные техники (Приложение 1)

Подходы и методы их реализации:

Систематические занятия. Игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка :

Одно занятия в неделю по 20 минут.

Методы проведения занятия :

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные; -практические; -игровые;

Используемые методы:

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Ожидаемый результат работы кружка:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Перспективный план кружковой работы.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Октябрь

неделя

«Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

неделя

Рисование поролоновыми тампоном.

Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук.

Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны.

неделя

Рисование ватными палочками

Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками.

Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой.

неделя

«Божья коровка»

Оттиски печатками из картофеля

Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разного цвета. Развивать речь и мышление.

Печатки из картофеля, гуашь (красного, черного и белого цвета), альбомный лист.

Ноябрь

неделя

«Цыпленок»

Тычок жесткой полусухой кисточкой

Учить детей рисовать предмет, состоящие из двух кругов. Простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета. используя тычок жесткой кисти.

Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш.

неделя

«Козлёнок».

Рисование пальчиками.

Учить детей рисовать пальчиками точки. Развивать мелкую моторику рук.

Альбомный лист, на котором нарисован силуэт козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.

неделя

«Два петушка».

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, цветные карандаши, альбомный лист,

неделя

«Мои любимые рыбки»

Рисование гуашью по восковым мелкам

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Акварель, восковые мелки, листы бумаги, кисти, Баночки с водой.

Декабрь

неделя

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки

неделя

«Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

неделя

«Елочка» (продолжение).

Пластилинография.

Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

неделя

«Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Альбомный лист, серого цвета, кисти, белая гуашь.

Январь

неделя

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

3 неделя «Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

неделя

«Птицы клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

Альбомный лист разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки

Февраль

неделя

«Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь

неделя

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

неделя

«Кораблики»

Рисование восковыми мелками и кистью

Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.

Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой.

неделя

«Снежинки».

Свеча, акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Март

1

неделя

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2

неделя

«Золотая рыбка».

Рисование мыльными пузырями и ладошкой

Учить детей гуашь смешивается с шампунем, разливать в емкости, вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно доставать соломинку и сверху прикладывается чистый лист и прижиматьладонью, получается отпечаток.

Альбомный лист, моющее средство, гуашь

3

неделя

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Лист бумаг, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

неделя

«Облака».

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Апрель

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

неделя

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень

неделя

«Травка»

Рисование ладошкой.

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие

Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

неделя

«Солнышко».

Рисование ладошками

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Листы бумаги, гуашь, салфетки.

неделя

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин

неделя

Акварель, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Альбомный лист, восковые мелки, акварель, баночки с водой.

неделя

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

неделя

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

Список используемой литературы:

1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»

3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»

В детском саду ребятишки не только спят, играют и кушают, но еще и активно развиваются. За то, чтобы малыши узнавали как можно больше нового и полезного, отвечают обычно именно воспитатели. Рисование во 2 младшей группе является не просто способом развлечь детей, но и важным этапом развития и познания окружающего мира. Именно поэтому подготавливать уроки приходится особенно тщательно.

На что влияет изобразительное искусство

Прежде всего, на мировосприятие. Некоторым детям сложно выразить словами все то, что они чувствуют, понимают и знают. И здесь на помощь приходит рисование как способ показать свои эмоции. То, какие цвета подбирает ребенок, говорит о многом. Вот почему рисование во 2 младшей группе так важно. Это один из способов понять малыша. Не говоря уже о том, что это еще и метод его обучения. В такой форме новая информация усваивается быстрее и проще.

Какие темы стоит подбирать

Естественно, существует целый ряд стандартных тематик, которые используются практически во всех детских садах страны. Однако есть и другие. Те, которые подбираются и задаются воспитателем индивидуально. Так, например, рисование во 2 младшей группе может включать стандартные сезонные (зима, весна, лето, осень) тематики и в качестве подтем такие, как "Первая капель", "Первый снег", "Первая зеленая травка", "Что делают животные осенью в лесу" и многие другие. Все зависит от того, что именно предлагает воспитатель, как он готовит малышей к таким заданиям. Однозначно специалисты (детские психологи) рекомендуют подбирать как можно больше разнообразных тем, которые охватывают различные области и сферы жизни.

Пальчиковые краски

Рисование во 2 младшей группе нередко предлагается именно такими материалами. Почему? Во-первых, это развивает мелкую моторику. Во-вторых, считается, что это нетрадиционное рисование в младшей группе. То есть еще один способ развиваться, совершенствоваться, фантазировать. Кроме того, малышам легче, чем кистями или карандашами. Примечательно, что нетрадиционное рисование в младшей группе бывает не только такими красками. Есть и другие способы выражаться в творчестве.

Альтернативные материалы для рисования

Существует масса материалов, с которыми детки могут заниматься изобразительным искусством. Так, например, на сезонные темы воспитателями нередко предлагаются такие:


Это далеко не полный список материалов, однако один из самых популярных в младших группах. Примечательно и то, что все работы, подразумевающие использование клея, проводятся только воспитателем, дети сами ничего не приклеивают. По крайней мере, именно в младшей группе.

Осень как тема для творчества

В это время года природа начинает готовиться к зимовке, листья сбрасывают листву, трава жухнет. В детском же саду проходят различные праздники на осеннюю тематику, а также уроки изобразительного искусства. И здесь воспитателю важно продумать целиком занятие. Рисование (вторая младшая группа) на осеннюю тематику может включать сразу несколько уроков, которые распределяют на все три месяца. Какие подтемы обычно используют:

  • Встреча осени.
  • Первые сменившие цвет листочки.
  • Красная рябина.
  • Погода в лесу.
  • Подготовка животных к зимовке.

Иногда в этот список включаются дополнительные темы и ключи, по усмотрению воспитателя. (младшая группа детского сада) подразумевает, что хотя бы одна из описанных тем должна быть выполнена не только красками или карандашами. Так, например, можно изобразить осенний лес с настоящими приклеенными листиками, веточками, травкой. Какие-то элементы прорисовываются от руки. Это и есть нетрадиционная техника.

Чем полезна такая методика

Во-первых, сочетание нескольких действий в одной работе помогает развивать логическое мышление. Ребенок начинает активно анализировать то, что он делает, просчитывать, что ему еще может потребоваться. Во-вторых, изобразительное искусство служит средством выражения чувств и эмоций, что очень полезно замкнутым и скрытным детям. Рисование (вторая младшая группа садика) в нетрадиционной форме преследует сразу несколько целей: развитие, открытие, познание. С каждым занятием ребенок узнает все больше и больше новой информации, которая ему пригодится в будущем. Так, например, некоторые продукты могут послужить средством самовыражения и творчества, а не быть просто едой. Кроме того, малыши, благодаря такой технике, обучаются воспринимать мир с разных сторон. Они узнают, что рисунок бывает не только плоским, но и объемным, что сочетание разных способов рисования дает неожиданный, но интересный результат.

Осенний лес как отдельная тема

Именно в сентябре, октябре и ноябре уроки изобразительного искусства в садике проходят в нетрадиционной технике. Связано это с обилием природных материалов, которые активно используются в работе. Какое к этому имеет отношение рисование (2 младшая группа)? Осень является тем временем года, которое ребятишкам проще всего изобразить самостоятельно. Например, лес. Из веточек обычно выполняются стволы деревьев, цветной бумагой или красками рисуются листики, из шишек или орехов изготавливают объемных животных на бумаге. Все это в совокупности позволяет сделать красивую композицию, а также развиваться. Большинство малышей второй младшей группы любят повозиться с различными материалами, приспосабливать их под свои нужды, рисовать.

Что говорят детские психологи

Врачи-специалисты давно отметили, насколько положительно влияет творчество на развитие человека. Поэтому и рисование является обязательной процедурой в детских садиках. Помимо того, что оно развивает мышление, оно еще и учит усидчивости, целеустремленности, фантазии, избавляет от лени. В дальнейшей жизни все эти качества очень пригодятся малышам. Если совсем маленькие дети имеют проблемы с усидчивостью, им постоянно требуется быть в движении, то во второй младшей группе развитие этого качества крайне необходимо, иначе воспитатели бы просто не справлялись с таким количеством активных и постоянно перемещающихся ребятишек. В первых классах школы тоже пригодится умение "посидеть на месте" в течение определенного отрезка времени. И этому тоже учит рисование.

Зимний праздник

Это одна из самых излюбленных тематик у малышей. Во-первых, можно рисовать все то, что им так дорого: Новый год, снег, санки, елочки. Во-вторых, воспитатели всегда придумывают что-то особенное и новое. Например, технику вбивания рисунка. Что она означает? Это особое рисование в ДОУ (младшая группа), когда краска наносится на бумагу при помощи ватных палочек или тампонов - как бы вбивается в лист. Таким способом обычно рисуют снег на елочках, снежинки, конфетти или разноцветные салюты. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сначала научить и показать технику без краски, а затем уже с ней. Так изображение получается четким и ярким. Иногда занятия сопровождаются играми, стишками, загадками или песнями. Так и запоминать детям проще, и рисовать интереснее. Главная цель занятия заключается в изучении новой техники изобразительного искусства, создании праздничного и веселого настроения, развитии мелкой моторики.

Вывод о рисовании в детском садике

Малыши впитывают знания достаточно быстро. Уроки рисования позволяют развивать фантазию, мышление, эстетическое восприятие, формируют вкус и чувство прекрасного. Родители же дома должны поддерживать своих детей, заниматься с ними в свободное время, регулярно давать им новые знания.

Во второй младшей группе занятия рисованием, как правило, ориентируется не на традиционные техники рисования - малышам ещё сложно создавать картинки с учётом пропорций, у детей есть трудности с мелкой моторикой, а главное, сосредотачивать своё внимание на вырисовывании элементов рисунка - задача просто непосильная. И для того, чтобы карапузам было интересно, на задание уходило минимум времени воспитатели активно используют нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим основные разновидности этого способа творчества.

Что даёт использование нетрадиционных техник?

Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте.

Итак, существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным преимуществом - они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и увидеть в ней забавный рисунок - это быстро и весело. Кроме этого, необычные техники позволяют

  • развивать творческие способности;
  • формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;
  • помочь становлению воображения, креативности;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать самостоятельность.

Обзор оригинальных техник для второй младшей группы

Это интересно. Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…».

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3–4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.

Ватные палочки

Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка».

  • собственно ватные палочки;
  • небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще;
  • влажные салфетки.

Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Рисунок ватными палочками «Деревья осенью»

Работа над рисунком предваряется беседой о тех изменениях, которые происходят в природе осенью, а также рассматриванием во время прогулки цветовой палитры листвы на деревьях и кустах.

Инструкция:

  1. Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки и краски. Важно! Для облегчения задачи, можно очертить область расположения листвы кругом .
  2. «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок на веточки или около них. Не забывайте, что палочку нужно держать ровно».
  3. «Для листьев другого цвета мы берём новую палочку».
  4. «После окончания работы вытираем пальчики салфетками».

Фотогалерея творений ватными палочками

Если листва должна быть в определённых границах, то эти рамки нужно для ребёнка ограничить контуром Контуры кораблика должны быть прорисованы взрослым Осенняя листва - тема, идеально подходящая для рисования ватными палочками во второй младшей группе

Видео. Творим художества ватными палочками и ластиком от карандаша

Пальчики

Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого,нужно взять

  • краску (можно акварель - её легче отмыть с пальцев);
  • влажные салфетки.

Обратите внимание, что эта техника - идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку - большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива.

Рисунок пальчиками «Снежинка»

Это вариант индивидуального рисунка. Для его создания используются и краски, и карандаши.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт листы А4 (можно взять половину этого формата).
  2. «Ребята, сегодня мы будем рисовать снежинку. Давайте возьмём синий карандаш и зарисуем лист полностью».
  3. Воспитатель проходит и каждому на листе рисует плюс.
  4. «А теперь обмакиваем пальчики в краску и ставим отпечатки вокруг основы нашей снежинки».
  5. «А теперь возьму салфетку - каждый пальчик я протру».

Фотогалерея рисунков пальчиками

В этом рисунке дети не только рисуют ягодки, но и листья Веточки и зелёные листочки воспитатель рисует заранее Для этого рисунка не потребуется наносить контуры

Ладошки

Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется

  • неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь - так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится);
  • влажные салфетки.

К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Рыбки в аквариуме».

Рисунок ладошками «Наш аквариум»

Инструкция:

  1. Воспитатель показывает детям готовую подложку - лист А3 с голубым фоном, контурами водорослей и пр.
  2. «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской».
  3. «Подойдите к столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не стоит располагать рыбок слишком близко друг к другу».
  4. «Теперь окуните большой пальчик в белую краску и сделайте своей рыбке глазик».
  5. «Указательный пальчик окунаем в чёрную краску, делаем зрачок и аккуратно проводим линию рта». Рот, зрачок может сделать воспитатель толстой кисточкой.
  6. «А теперь вытираем ладошку салфеткой и отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет».

«Петушок»

Ладошку можно покрасить разными цветами, например, для рисунка петушка, чтобы показать его разноцветный хвост. Для нанесения краски удобно использовать кусочек губки.

Инструкция:

  1. «Ладошку и большой пальчик красим жёлтой краской, средний, безымянный и мизинец - красной, а указательный - зелёной».
  2. «Ставим отпечаток».
  3. «Оттираем руки».
  4. «Берём кисточку, окунаем в жёлтую краску и делаем мазок на следе от большого пальчика, чтобы показать гребешок».
  5. «Делаем ещё один мазок для клюва».
  6. «Добавляем по мазку для лапок».

Фотогалерея рисунков ладошками

Такую вазу можно нарисовать для мамы накануне 8 Марта Рисунок ладошками можно дополнять отпечатками пальчиков Украсить такую ёлочку можно маленькими наклейками

Видео. Как нарисовать поляну с цветами ладошками и пальцами

Мыльные пузыри

Эта техника сложнее предыдущих с позиции подготовительного этапа. Хотя и работа с материалом также требует проявления фантазии малыша. Но обо всём по порядку. Начнём с необходимых «ингредиентов». Нам потребуются

  • жидкое мыло или детский шампунь;
  • вода;
  • гуашь или акварель (пищевые красители);
  • трубочки для коктейля;
  • ложечка.

Смесь готовит воспитатель, а затем разливает детям в стаканчики. Для приготовления «красок» нужно

  1. Смешать мыло и воду в соотношении 10:1.
  2. Добавить в смесь краситель и немного желатина или глицерина (чтобы пузыри были крепче и дольше сохраняли свою форму).
  3. Перемешиваем и ставим в тёмное место на 2–3 суток.
  4. Процеживаем смесь через марлю, отправляем в холодильник на 12 часов.

С таким материалом обращаться удобнее, так как форма отпечатков получается более очерченной, правильной. Но если времени совсем нет, то можно упростить: в воду добавить жидкое мыло и краситель. Работать с пузырями можно двумя способами.

  • Соломинкой. Берём трубочку и пеним раствор - дуем в него для образования пузырей. Затем прислоняем к пузырям плотную бумагу, чтобы получились отпечатки.
  • Соломинкой и ложкой. Так же дуем в трубочку, только образовавшиеся пузыри снимаем ложкой и выкладываем на лист бумаги.

Рисунок мыльными пузырями «Воздушные шары»

Это интересно. Эта техника считается одной из самых сложных в рисовании.

Это первая ассоциация, которая приходит в голову, когда на бумаге видишь отпечатки пузырей. Именно поэтому данная тема отлично подходит под нашу возрастную категорию - малышам не придётся долго раздумывать над тем, во что можно превратить полученное изображение.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт листы бумаги, баночки с мыльным раствором, трубочки и одноразовые чайные ложки.
  2. «Дети, подуйте в трубочки, чтобы образовалась пена».
  3. «Теперь набирайте пену одного цвета и выкладывайте её на лист».
  4. «Делаем пену в другом стакане и также набираем её ложкой. Только выкладываем аккуратно, чтобы наши шары не закрывали друг друга».
  5. Когда отпечаток подсохнет, дети могут дорисовать ниточку к каждому шарику.

Фотогалерея рисунков мыльными пузырями

В этом задании дети выкладывают пузыри на готовую корзинку Воспитатель дополняет пузыри листочками Малыши делают отпечатки пузырей, в воспитатель помогает им определиться с тем, какую фигуру можно создать из них

Видео. Забавные картинки мыльными пузырями

Печатка

Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак, нужно подготовить

  • несколько картофелин (морковок);
  • форму для вырезания теста для выпечки;
  • клей ПВА;
  • краску (гуашь будет удобнее).

Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур.

  1. Разрезать овощ пополам
  2. Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в несколько раз больше).
  3. Подготовить печатки по количеству детей в группе.
  4. Смешать краску с клеем (1:2).

Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги.

Произведение печаткой «Платочек для мамы»

Инструкция:

  1. «Окунаем печатку в форме сердечка в краску и делаем отпечаток».
  2. «Точно так же ставим отпечатки в виде треугольников и кружочков».

Фотогалерея рисунков печаткой

Отпечатки яблоками - самый популярный вид создания рисунков с помощью печатки во второй младшей группе Горький перец даёт отпечатки красивых цветочков, но в работе с этим материалом нужно быть очень аккуратным, чтобы потом не пекла кожа Листья также могут быть материалом для оттисков на бумаге

Свеча

Принцип выполнения рисунка в этой нетрадиционной технике заключается в том, что на лист бумаги наносится рисунок свечой, который проявляется в виде незаполненных цветом контуров при нанесении краски на всю подложку.

Рисунок свечой «Море»

Инструкция:

  1. «Возьмите свечу и нарисуйте ею на расположенном горизонтально листе волны, облака и солнце с лучами».
  2. «Теперь окуните кисточку в воду, затем в синюю краску и начинайте зарисовывать лист снизу вверх - у вас «появится» море».
  3. «Ту область, где вы рисовали солнце нужно заполнить краской жёлтого цвета».

Фотогалерея рисунков свечой

Фон для рисунков свечой во второй младшей группе лучше подбирать не слишком разноцветный Снеговики позволяют отработать изучение геометрической фигуры - круга Сложность рисунка в том, что дети сами создают контур

Видео. Как рисовать с помощью широкой кисти с грубой щетиной и мятой бумаги

Схема составления конспекта занятия

Начинать эту работу нужно с формулировки целей и задач изобразительной деятельностью. Что касается целей, то к тем, что были обозначены в контексте нетрадиционных техник рисования в целом, можно добавить некоторые частные:

  • отрабатывать умение узнавать и называть цвета;
  • знакомить детей с разными видами материала для рисования (гуашь, акварель и пр.);
  • воспитывать аккуратность, доброжелательность в групповой и индивидуальной работе.

На занятиях рисунком в нетрадиционных техниках решаются следующие образовательные задачи:

  • дети учатся работать с печатками, мыльными пузырями, ватными палочками, а также обучаются рисовать с помощью своих пальцев или ладошек;
  • формируется представление о концентрации краски, элементарные навыки создания оттенков;
  • создаются выразительные образы, при этом сохраняется живость и непосредственность детского мировосприятия;
  • воспитывается радость от получения продукта собственного творчества.

Успех занятия также зависит и от того, насколько тщательно воспитатель распределит время между всеми этапами работы. Как известно, занятие в детском саду длится 30 минут, в течение которых необходимо пройти 3 этапа работы:

  • введение (около 5 минут) – реализация мотивационных приёмов (беседа на тему, обыгрывание наглядности, ролевая игра, чтение стихотворений, прослушивание песен и т.д.);
  • основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка;
  • заключение (около 5 минут) – подведение итогов, похвала воспитателя, рефлексия малышей (в форме ответов на вопросы – «Тебе понравилось рисовать таким необычным способом?», «Ты думаешь, у тебя всё получилось?», «Чью работу ты считаешь самой красивой?» и пр.).

Обратите внимание, что некоторые техники (например, рисунок печаткой) не требуют много времени на выполнение. В этом случае можно увеличить хронометраж вводной части, используя инсценировку, ролевую игру, то есть приёмы, предполагающие большие временные затраты.

Примеры конспектов занятий по рисованию в нетрадиционной технике

Ерёменко Дина «Зонтик». Конспект НОД для детей второй младшей группы. Рисование пальчиками» (фрагмент)

<…Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок - это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами.
Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:
– Украшать зонтик мы будем маленькими горошинками указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец.
Дети показывают указательный палец.
Показываю, как украсить горошинками зонтик пальчиком.
– Лист бумаги придерживаем рукой-помощницей. Аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так у меня получилась одна горошинка, и ещё одна, и ещё одна. Что я сделала, Саша? (Ответ ребёнка).
Опрашиваю каждого ребёнка.
-А теперь и вы также сделайте.
Дети выполняют задание.
В процессе работы напоминаю, что краску наносить пальчиком нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее.
Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Л. Брайловского «Зонтик»:
В небе тучка ой-ой-ой!
Все бегут, спешат домой.
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь.
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом!..>

Сиднина Светлана «Конспект занятия по ИЗО (коллективное рисование ладошками) с элементами аппликации во 2-й младшей группе» (фрагмент)

<…Воспитатель. Ребята, какое время года у нас сейчас?
Дети. Зима!
Воспитатель. Правильно! Молодцы! И приближается самый волшебный праздник, а какой, давайте с вами мы сейчас и отгадаем.
Воспитатель читает загадку: «Всю ёлку до макушки
Украсили игрушки!
Вставайте в хоровод!
Встречайте …..!»
Дети. Новый год.
Восп. Молодцы! Ребята к нам сегодня в гости пришёл зайчик и принёс нам подарок, но какой, зайчик говорить не хочет. Он хочет чтобы вы его отгадали.
Читается загадка: «Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают- шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к нам стоять придёт!»
Дети. Ёлочка
Воспит. Правильно, ёлочка! Ой, ребята, посмотрите нам зайчик принёс ёлочку! Ребята, скажите, пожалуйста, какая она?
Дети. Зелёная, колючая, пушистая, красивая.
Воспит. Молодцы ребята! А давайте мы с вами нарисуем такую же красивую ёлочку?
Дети. Да! Давайте!
Воспит. А какого цвета краска нам нужна?
Дети. Зелёная!
Открываем коробку с красками и дети сами вынимают оттуда баночку с зелёной краской.
Воспит. Ребята, давайте чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы для них сделаем зарядку?
Воспитатель вместе с детьми делает пальчиковую гимнастику. Педагог показывает, а дети повторяют.
«Большой палец встал один.
Указательный- за ним.
Средний –будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все- «Ура!»
На работу им пора! »
Эту гимнастику повторяем поочерёдно на каждой руке 2 раза.
Воспит. Теперь наши ручки готовы рисовать. Но рисовать мы с вами сегодня будем не кисточками, а ладошками.
Воспитатель красит ладошки детей зелёной краской и ребята прикладывают свои ладошки к ватману (с помощью воспитателя)так, чтобы на листе получился отпечаток в виде веточки ёлки. Так все дети оставляют свой отпечаток на листе. Получается ёлочка.
Воспит. Посмотрите ребята, какая красивая ёлочка у нас получилась…>

Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе - это способ поближе познакомить малышей с изобразительной деятельностью, привить им интерес к необычному применению собственных пальчиков, ладошек, а также предметов быта. Создавая картинки в необычном стиле, дети учатся видеть красивое и необычное в простых вещах, развивают свою фантазию, учатся творить. Задача воспитателя познакомить малышей с разными техниками и создать на занятии ситуацию успеха для каждого карапуза.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»