Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки. Каким было детство наших бабушек и дедушек

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Если вы были ребенком в 50-е, 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня.

В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!

Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания.

Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было!

Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны! Как мы вообще выжили?

Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те, кто не попали, научились справляться с разочарованием. Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтому они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней, и оценки включали 5 баллов теоретически, и 3 балла на самом деле. На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов!

Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от Ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!?

Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если

Вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики… С их общего согласия… Для их же собственного блага…

Удивительно трогательная, сентиментальная и одновременно познавательная выставка открылась в преддверие детских каникул в Российской Государственной Детской Библиотеке. Она называется «Путешествие в детство наших бабушек». Точнее речь конечно не о наших бабушках, а о бабушках наших детей (т.е. наших родителях)…

Оттепель - 50-60-ы годы прошлого века… Период тяжелый, послевоенный… Но именно в этот период происходит смягчение политической власти, смягчение цензурных и идеологических ограничений и много других важных процессов в жизни страны.

Стоп! Мы же в детской библиотеке… Давайте говорить о книгах. О книгах, но и не только о них...

Именно в период оттепели появляется множество ярких имен в литературе, в том числе и в детской.

Вот же они все, встречают нас в фойе библиотеки. Узнаете их? Нет?


2.

Тогда дам подсказку!


3.

Они создавали героев, которые впоследствии стали родными и близкими для многих и многих поколений детишек на полвека вперед. До сих пор большинство являются неизменной частью детских сказок, хотя сами герои с тех пор уже неоднократно менялись.

Попробуйте найти и узнать знакомых персонажей на выставке иллюстраций к книгам тех лет?


4.


5.

Вы будете удивлены, насколько интересной может получиться эта игра и сколько сюрпризов и удивительных открытий она принесет…


6.


7.


8.

Но давайте же познакомимся поближе с самим временем, называемым оттепель… что же тогда было?

Началось все с войны. Страшный, черный период… Но как понять, что это война? Двое ребят, они глядят в окно и ждут. А там прожекторы высвечивают небо и наверняка воет сирена. А на столе лежат треугольные письма. Знаменитые треугольные письма фронтовиков, конвертов ведь не хватало…


9.


10.

Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне и стала неотъемлемой частью послевоенной жизни.

Но время шло, и жизнь шла… и начался период строительства новой жизни. Свое шествие по стране начали легендарные пятиэтажки, казавшиеся тогда буквально дворцами. Люди переезжали из коммуналок и бараков и были счастливы тому, что у них появилась своя личная кухня, пусть и не более 5-ти квадратных метров. Кто из современных малышей может представить себе как можно радоваться такой маленькой кухне???


11.

А жизнь меж тем превратилась в одну большую стройку и следом за пятиэтажками фантазия рисовала техническое совершенство городов будущего, где даже бабушки будут летать в магазин за хлебом на причудливых летательных аппаратах… Люди отошли от войны и стали задумываться о будущем…


12.


13.

А дети вернулись в школы и стали спокойно гулять по улицам! Это время наполнено и школьными историями и дворовыми приключениями. Шумными, дерзкими, непоседливыми и такими веселыми.


14.

Но не только играми был наполнен этот период. Начали развивать и науку, исследовать мир, анализировать его…


15.

Видите следы? Кошка, лось, медведь, заяц, воробей, комар. А почему комариных следов не нарисовано? Да просто они очень маленькие. Не видно их. =)


16.


17.

Вслед за наукой стали фантазировать и космических полетах, других планетах, новых мирах… Далеких путешествиях и захватывающих приключениях!


18.

Но и реальность стала не менее захватывающей. Космические полеты стали реальностью и казалось бы совсем немного отделяло людей от колоний на Луне и Марсе…


19.

А мир, меж тем, разделился на физиков…


20.

И лириков…


21.

Тогда же начали переводить много зарубежной детской литературы. И мир ребятишек заселили новые сказочные герои, которые прижились и остались с нами, наверное, уже навсегда.


22.


23.

ОЙ. А что это за странный объект? Что-что? ТЕЛЕФОН??? Где сенсорный экран, где хотя бы кнопки и антенка? Каким же наверное антиквариатом выглядит этот, с позволения сказать, девайс в глазах наших детей. А ведь не так много времени прошло. В моем детстве это был единственный способ связи, не считая писем (отнюдь не электронных). Или мне все кажется, что это было недавно, а на самом деле это было ужасно давно, в прошлом веке?


24.

Ну да я отвлеклась. Что там еще? О! Кукуруза!!! Конечно же кукуруза! Как же можно говорить про оттепель и не вспомнить царицу полей. Только мы же в волшебной стране, поэтому кукуруза здесь не простая, а волшебная. На не растут книги!


25.


26.

А если захочется пообщаться с любимым персонажем в реальной жизни? Нет проблем! Здесь есть сказочная почта. Напишите письмо любимо герою, положите еще в почтовый ящик и через неделю вас будет ждать ответ!


27.

И снова пятиэтажки…

А многие теперь знают про «музыку на костях»? Вон там инфографика в углу! Их, самых разных, можно найти в количестве по всей выставке… Ходить, читать, изучать, рассказывать, объяснять…


28.

Уф. Почти все обошли!!!

Одна дверь осталась, а что за ней?


29.

А за ней комната сказок!


30.


31.

Волшебники заселили ее стены сказочными персонажами, а пауки сплели волшебную паутину. И, конечно, здесь рассказывают сказки. Но не простые, а из числа тех, что были переведены во времена оттепели, но разошлись небольшими тиражами, и так остались в статусе малоизвестных. Интересно? Тогда перестаем шуметь и начинаем слушать!


32.


33.


34.

Мультфильмы? Нееееее… тогда и телевизоры то были не у всех. И никакого мультканала в природе не существовала. Вместо этого смотрели диафильмы. На белой простыне в полной темноте. Этот ритуал воссоздан до мельчайших подробностей (включая шаткую конструкцию из диванных подушек, на которую устанавливается проектор).

И конечно интересно посмотреть на игрушки тех времен. Они настоящие, старые и раритетные. Поэтому играть с ними нельзя, но посмотреть можно.


35.

Все. На этом заканчивается детская экскурсия, но отнюдь не экспозиция... Ходить здесь можно бесконечно. Всматриваться в фотографии той эпохи...


36.


37.

Вчитываться в строки ее книг…


38.


39.

Во значительной степени эта выставка посвящена проектам по переизданию книг тех лет.


40.

Популярных или малоизвестных, всем забытых, но от этого не менее интересных. Написанные полвека назад тексты приобретают современный вид, новые иллюстрации, которые иногда сами по себе являются произведением искусства.


41.

Например, для иллюстраций книги «Что к чему» Вадима Фролова , создавались целые макеты различных сценок. Этой истории на выставке посвящен отдельный уголок.


42.


43.


44.


45.


46.

Кстати, все панно, рассказывающие нам о жизни того времени делали тоже художники иллюстраторы.

Сами книги представлены здесь же. Под стеклом лежат раритетные оригиналы из первых тиражей. И наверняка многие книги покажутся вам накомыми. У меня дома они были!


47.


48.

Их трогать нельзя, это музейные экспонаты.

А рядом лежат современные переиздания. Их можно брать, читать (напоминаю, это библиотека), но не выносить…


49.

Выставка продлится целых два месяца. И мне остается лишь бесконечно жалеть о том, что сын пока еще все-таки немного не дорос до того, чтобы полноценно впитать все то, что вложили создатели всей этой истории. Но если вашему чаду 4,5-5 лет и больше, и вам искренне интересно рассказать ему о той эпохе, сходите обязательно. Ведь в отличие от многочисленных музеев СССР и тому подобных историй - здесь показывают не внешнюю атрибутику, а саму суть эпохи… Ее душу. И это очень ценно!

Экскурсии, сказки, книги - все это БЕСПЛАТНО.

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.

Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Быт

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.

Тищенко Алевтина
Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Вот какие наши бабушки и дедушки»

Актуальность.

Пожилой человек, это вовсе не старый,

Это значит, он пожил, мудрость обрёл.

Просто может быть так., немного усталый,

Ведь всегда за собой молодёжь вперёд вёл.

От души он делился опытом, знаньем,

Помогал нам советом, примером своим.

Так примите от нас «спасибо» с признаньем,

За ваш труд бескорыстный на благо страны!

Этот день отмечает, не только Россия.

В этот день славим всех, пожилых, мы людей,

И желаем вам старости только счастливой!

Быть здоровыми, полными новых идей!

"Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле?"

(Цицерон Марк Туллий)

Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы будем всегда молоды, но…Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой - то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.

Для человека здорового, бодрого, полного сил, старость - понятие относительное. И в преклонном возрасте можно принести много пользы обществу и себе, если жить полнокровно. И не слушайте тех, кто говорит, что если вам за, то время упущено. Избежать старости нельзя, но и поддаваться, не сопротивляясь, не стоит Человек в силах отодвинуть ее на один другой десяток лет. Одни ощущают старость в 40 - 50 лет, другие и в 80 чувствуют себя молодыми. Все зависит только от нас самих. Учиться рациональному образу жизни не поздно в любом возрастном периоде.

День пожилого человека

Это добрый и светлый праздник, в который мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, т. к. он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей, а также проблеме демографического старения общества в целом.

Согласно данным мировой статистики, наше общество неизбежно стареет. Так, в 2002 году на десять человек приходился один шестидесятилетний, а к 2050 году это соотношение будет составлять уже один на пятерых. Ожидается, что треть населения мира к 2150 году будут составлять люди старше шестидесяти лет.

Нужно отметить, что изначально проблемы старения населения были актуальны исключительно в развитых странах. Но в настоящее время они волнуют и правительства развивающихся стран.

В этот день в центре внимания должны находиться проблемы пожилых людей: интересы одиноких пенсионеров, пожилых инвалидов и малообеспеченных пожилых граждан нашей страны. Традиционно большое внимание уделяется вопросам оказания им медицинской, материальной и социально-бытовой помощи.

Цель проведения Дня пожилых людей

Привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме демографического старения общества в целом, а также к возможности улучшения качества жизни людей преклонного возраста.

Возраст : 6 -7 лет.

Цель : Формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Задачи :

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.);

Развитие коммуникативных навыков общения, связанной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческих способностей;

Знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о своей родословной, ориентировка в пространстве (справа, слева).

Тип проекта : практика - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)

История праздника «День пожилых людей»

«Моя дружная семья» (картина «Семья», рассказы о семье)

«Бабушка (дедушка) - мой лучший друг» - ИЗО д-ть.

«Моя родословная»

ОД ситуативные разговоры :

Как мы вместе отдыхали?

Как вы помогаете близким? (Игра «Хорошо - плохо»)

Игры - путешествия : «В деревню к бабушке»

Просмотр мультфильмов :

Репка - р. н. с.

Колобок - р. н. с.

Как у бабушки козёл - р. н. с.

Самое дорогое - р. н. с.

Курочка ряба - р. н. с.

Было у бабушки сорок внучат - А. Барто.

Морозко - р. н. с.

Бабушка Метелица - р. н. с.

Дед Мазай и зайцы - Н. Некрасов.

Встречайте бабушку - А. Курляндский.

Чтение художественной литературы :

Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

«Волшебное слово» В. Осеевой.

«Дедуля» Т. Боковой.

«Бабушкины руки» Льва Квитко;

«Бабушка» Агния Барто)

«Бабушкин халат» Михаил Садовский

«Дедушка» Е. Дюк

«Моя бабуленька» Ольга Чусовитина

«Вместе с бабушкой» Наталья Майданик

«Мой дедуля» А. Чурбанова

«Моя бабушка» Наталья Майданик)

«Моя бабушка» Р. Рождественский

«Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова

Игры :

«Похвали бабушку, дедушку»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Нравственная делема»

Игры соревнования .

Педагогические игровые ситуации :

«Бабушкины (дедушкины) помощники»

«Бабушка (дедушка) заболела»

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

П/и «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Работа с родителями :

Сбор фотографий, материала по теме.

Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка».

Фотовыставка «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи».

Итоговое мероприятие : Праздник «Любимым бабушкам и дедушкам посвящается»

Ожидаемый результат : Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к людям преклонного возраста, углубят знания о своей родословной.

Публикации по теме:

Конспект занятия (аппликация) в средней группе к Дню пожилого человека «Цветы для бабушки и дедушки» Аппликация в средней группе на тему «Цветы для бабушки и дедушки». Занятие посвящено празднику «Пожилого человека».Воспитатель Копылова.

Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Концертно - развлекательная программа ко Дню пожилых людей Сценарий праздника «Здравствуйте, бабушки и дедушки!» Составитель ТИХАНОВИЧ.

Вчера, к большому своему удивлению, прочитала в блоге Елены Ксеник о том, что с 2009 года 28 октября в России отмечают праздник бабушек.

Сценарий праздника ко Дню пожилых людей «Бабушки и дедушки - наши лучшие друзья» Сценарий праздника «Бабушки и дедушки – наши лучшие друзья» в разновозрастной группе (филиал, посвященный Дню пожилых людей Роли: ведущий,.

Сценарий семейного праздника в подготовительной группе «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки» в рамках Дня пожилого человека Сценарий семейного праздника «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!» /в рамках Дня старшего поколения/ 1Ведущая. Здравствуйте дорогие друзья.

Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Сказка на новый лад «Огород бабушки Лукерьи и дедушки Фомы» Жили - были бабушка Лукерья дедушка Фома. Жили, поживали у них Лошадка, Корова,.

Булгакова Анастасия

Проект подготовлен ученицей 4 класса Булгаковой Анастасией. В данной работе сравнивается мир детства бабушек и внуков: во что играли наши бабушки, любимое лакомство бабушек и внуков, что любили читать в детстве и о чем мечтали.Бабушки мудрые и добрые. пекут пирожки и вяжут носки. Играют с нами в разные игры и любят конфеты. бабушки тоже родом из детства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель исследования: мир детства наших бабушек. Задачи: ● Выяснить, во что играли наши бабушки. ●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек. ●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Во что играли наши бабушки ЛАПТА Куклы из початков кукурузы

Чем лакомились наши бабушки в детстве «Постный сахар» Топленое молоко с золотистой корочкой

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Что носили наши бабушки в детстве

Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком. Форма бабушки Мои одноклассники

О чем мечтали бабушки

Сравнительный анализ анкетирования бабушек и внуков

Внучка Алексей Плещеев Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду так же Бабушкой и я, - Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою - Маму мамину - люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому - башмачки.

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

II региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов

младших школьников «Открой свою планету Знаний!»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Мир детства наших бабушек

Г. Саратов

МОУ «СОШ № 40»

Класс 4 «А»

Направление: Окружающий мир

Обучающийся: Булгакова Анастасия Сергеевна

Руководитель: Пасько Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов

Саратов

2013

Введение

1.Цели и задачи исследования

2.Исследовательская работа

3.Практическая часть

●Во что играли наши бабушки.

●Чем лакомились бабушки в детстве.

●В комнате у «маленькой бабушки».

●Что носили наши бабушки.

●О чем мечтали бабушки.

4.Заключение

5.Приложение

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Бабушка Зина с Братьями

Цель исследования: мир детства наших бабушек.

Задачи:

●Выяснить, во что играли наши бабушки.

●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек.

●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Гипотеза: Мы думаем, что в детстве бабушек и внуков есть не только отличия, но и много общего.

Методы исследования:

●Подбор и изучение материала по теме.

●Опрос в форме анкетирования бабушек.

●Опрос в форме анкетирования обучающихся 1-4 классов.

●Сравнение результатов анкетирования.

Предполагаемый результат. В детстве бабушек и внуков много общего.

Теоретическая часть.

Тема нашего исследования «Мир детства наших бабушек». В первую очередь я хочу дать определение « что такое мир».

Что такое “мир”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

мир

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.

2. Отдельная область Вселенной, планета.

3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.

4. Объединённое по каким-нибудь. признакам человеческое общество, общественная среда, строй.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.

Что такое “мир”
в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

1) Вселенная в ее совокупности.

2) Отдельная часть Вселенной; планета.

а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней.

б) Люди, населяющие Землю.

в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.

а) Какая-либо сфера, область явлений в природе.

б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека.

5) Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.).

Что такое “мир”
в словаре Д.Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка

мир

1. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира.

2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета.

3. Какая-нибудь отдельная сфера жизни или область предметов, явлений Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир.

Какие же аспекты жизни человека входят в это емкое понятие «мир»: мир детской души, мир ребенка, мир детства: игры, игрушки, книги, фильмы…

Для ответа на этот вопрос мною были использованы следующие методы исследования:

посещение библиотеки с целью знакомства с художественной литературой;

знакомство с фильмами из детства бабушек;

поиск информации в интернете;

проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Приложение 1

Практическая часть.

Во что играли наши бабушки

Мою бабушку зовут Головачева Зинаида Анатольевна. Когда бабушка была маленькой, она жила в селе Войново Тамалинского района Пензенской области. У нее было два брата. Она вспоминает как катала младшего брата в деревянной разноцветной коляске с деревянными колесами. Как любая девочка, она обожала играть в куклы. У ее куклы были пластмассовые ручки и ножки, а туловище было тряпичным и набито опилками. Еще она с подружками часто делала кукол из початков кукурузы. Волосы у этих кукол были длинные, и можно было делать разные прически.

Друзей у моей бабушки было много. Они любили играть в «Прятки», «Лапту», «Классики», «Краски», «Испорченный телефончик» и другие веселые игры. Зимой играли в снежки, катались с горки, катались на санках, на лыжах, на коньках. Бабушка вспоминает, что коньки были особенные: их привязывали к валенкам.

Игры современных детей совпадают с играми наших бабушек и дедушек. Бабушки играли в догонялки или по-другому в салки -7 % , в прятки -13% человека, в лапту – 32% ,казаки-разбойники – 11. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, классики. А любимые игры – компьютерные. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Двенадцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, девять процентов играют в салки и 6% в казаки-разбойники.

Из таблицы видно, что никто из ребят не играет в такие игры как, городки, штандер, в которые играли наши бабушки.

Приложение 2

Чем лакомились бабушки в детстве

Бабушка рассказывает, что она, конечно, любила в детстве конфеты. Но самые вкусные воспоминания навеивает «постный сахар». Это лакомство готовили дома. Какао смешивали с сахаром, заливали молоком. После закипания добавляли сливочное масло. Варили примерно 20 минут. Выливали в смазанную маслом чашку и давали постоять, чтобы немного застыло. А потом ломали кусочками. Вкуснятина необыкновенная!

А еще одно из любимых домашних лакомств была пенка от топленого молока. Настоящее топленое молоко может быть только из русской печи с румяной пенкой. Для этого молоко долго томили в печи. Образовывалась золотистая корочка, которую обожали дети. А в молоко потом добавляли закваску и получалось очень вкусное кислое молоко. С блинами шло на ура!

Мы так же как и бабушки любим конфеты, мороженое. Но в отличии от бабушек внуки не считают лакомством халву, а бабушки в свою очередь не мечтали о пирожном и шоколаде.

Приложение 3

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Когда моя бабушка была маленькой, было принято очень красиво заправлять кровати. Кровать была просто произведением искусства. Использовали подзоры и накидушки. Кровати были на ножках и для украшения под покрывало заправляли подзор. Подзор – это покрывало, которым заправляли кровать, с кружевным низом, вязанная декоративная деталь. А пуховые подушки клали одну на другую на кровать и покрывали тюлевыми накидушками.

На деревянном полу лежали длинные полосатые половики, причем лежали там, где обычно ходили. Еще во всех домах были круглые коврики, связанные из тряпичных ниток. Старая одежда резалась на тонкие полоски. Полоски ткани связывались и из полученного материала вязали крючком коврики. Перед уборкой коврики и половики собирали и выбивали на улице или стирали. Полы мыли и застилали чистыми половиками и ковриками. Такие коврики придавали уют дому.

Приложение 4

Что носили наши бабушки

В те времена было модно носить платье «татьянка». Это платье с облегающим верхом и широкой сосборенной юбкой. И платье «морячка» с широким воротником и галстуком. Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком.

А в школу модно было ходить с сумкой «балеткой». Эти сумки имели форму чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Изначально они предназначались для хранения и переноски бальных туфель.

Сегодня дети предпочитают удобные джинсы, шорты и футболки. А в школу ходят с рюкзаком.

Приложение 5

Что читали наши бабушки

В детстве моя бабушка очень любила читать сказки. У нее было много-много книг с красочными картинками. А по вечерам по радио передавали радио-спектакли для детей. В школе ребята любили читать произведения о Великой Отечественной войне. Книги о жизни легендарного начальника дивизии, героя гражданской войны Николая Шорса. Книги о жизни легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева. Любимая книга у моей бабушки была «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Эта книга о дружбе, об участии, о сопереживании. История о том, как обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт.

Среди моих одноклассников самой любимой оказалась книга Н.Носова «Незнайка на луне» и, конечно, как и у бабушек сказки.

Приложение 6

О чем мечтали наши бабушки.

Бабушки в детстве мечтали поскорее вырасти и стать учителем или врачом. Эти профессии во времена бабушек были очень востребованными. Учителей и врачей уважали и прислушивались к их мнению. Сегодня мечты ребят изменились. Дети хотят путешествовать, летать на самолетах и иметь домашних питомцев. Лишь немногие мечтают вырасти и стать учителем или врачом. Если у бабушек это было 50 % опрошенных, то у детей от 12% до 20%.

Приложение 7

Заключение

Подводя итог, можно заметить, что детство моей бабушки сильно отличается от моего, а в чем-то очень похоже.

У наших бабушек в детстве не было компьютеров, не было сотовых телефонов, они не могли общаться виртуально. Они дружили и встречались с друзьями во дворе, в школе, на улице, ходили друг к другу в гости. И это здорово! У них не было говорящих кукол с гнущимися ногами и руками, с огромным гардеробом. Зато на своих кукол они могли шить одежду сами, а это так интересно. Или даже куклу могли сделать своими руками. И получалась самая любимая кукла, которой больше не было ни у кого. И пусть наши бабушки одевались не так, как мы сейчас, читали другие книги, пели пионерские песни, больше любили пирожки, чем пирожное, детство бабушек и внуков очень похоже.

А похоже наше детство тем, что все дети любят играть, петь, танцевать, читать, есть сладости, шутить и верить в чудеса.

Детство – это лучшая пора, когда утром просыпаешься от того, что солнце светит в глаза, а с кухни доносится аромат готовящегося завтрака…

Приложение 8

Литература.

1.Большая книга игр и развлечений. / Сост. Т.Кедрина, П.Гелазония. Москва,1992.

2.С.С. Панков. Детские игры на свежем воздухе. Санкт-Петербург. Изд. «Тимошка». 1999.

3.Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.1997г.

4.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.

5.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

Интернет -ресурсы:

Приложение 1

Анкета.

Проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Анкета «Мир детства наших бабушек»

Уважаемые бабушки, помогите, пожалуйста, своим внукам ответить на вопросы этой анкеты

1. Мою бабушку зовут _________________________________________________________________

3. О чем в детстве мечтала бабушка? _________________________________________________________________

4. В какие игры играла? _________________________________________________________________

5. Какие песни пела? _________________________________________________________________

6. Любимое лакомство бабушки _________________________________________________________________

7. Любимые книги детства _________________________________________________________________

8. Что носили бабушки_____________________________________________

9. Самое яркое воспоминание детства _________________________________________________________________

Итоги анкетирования «Мир детства наших бабушек».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»