А надо ли быть отличником? Как сделать из ребенка отличника отзывы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Олеся, спасибо за Ваш комментарий. Давайте попробуем развести два различных пониятия - объем заданий и обязательность их выполнения.
Детям могут задавать в разные дни различный объем заданий. Как правило, к концу рабочей недели, на выходные им задают немного меньше обычного, т.к. детки устают и нет смысла ставить перед ними невыполнимые задачи, материал на уставший организм, конечно же, плохо усваивается. Иногда на усмотрение учителя дается разный объем - что-то не успели изучить в классе, поэтому дали на дом чуть больше, чем вчера... Тут нет особо строгих правил, и человеческий фактор всегда имеет место быть.
Другое дело - обязательно ли выполнять задания... Единого подхода нет - каждый учитель имеет свою тактику организации учебного процесса. В нашей школе в первом классе родителям разрешали невыполнение домашних заданий в случае, если ребенок очень сильно устал... нас просили "не давить" на детей...
Но здесь есть один нюанс! Детям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно объяснить происходящее! "Ты устал настолько сильно, что не в состоянии выполнить задания. Я тебе позволю сегодня отдохнуть, но знай, что завтра тебя все равно учитель может спросить на уроке и отругать за невыполненные задания! Поэтому пусть это будет единичным исключением". Сейчас я своей дочери говорю так: "Ты должна сама решить для себя, делать ли тебе уроки, и КАК их делать. Потому что результат твоих усилий ты узнаешь завтра на уроках. Провал, равно как и успех, зависят только от тебя!". Это очень хорошо развивает в ребенке чувство ответственности)))
Некоторые психологи утверждают, что иногда следует позволить ребенку не выполнить домашние задания, для того, чтобы он понял, какие последствия из этого вытекают (порицание учителя, плохие отметки, непонимание пройденного материала и т.д.). Но, согласитесь, есть дети, которым все равно - ругают их, или нет, главное - при желании можно делать уроки, а можно и не делать...
Поэтому я лично противник такой тактики. Однажды я позволила дочери не делать уроки в первом классе (она про них забыла, заигравшись, и вспомнила только ближе к ночи, когда нужно было ложиться спать). Я пожалела ее детский организм, которому нужно было отдыхать, а не делать уроки, на ночь глядя. Моя хитренькая дочь быстро смекнула, что этой тактикой можно воспользоваться и в будущем. И впоследствии начали возникать подобные ситуации - она тянула время до победного и перед сном вспоминала, что забыла сделать уроки... Пришлось применить жесткий метод - заставить ее делать уроки до часу ночи и внушить в разговоре, что отныне попустительства больше не будет.
Приучать детей к ответственности по отношению к урокам лучше всего еще в саду или на подготовительных курсах перед школой. Именно родители должны показать важность и значимость исполнения поставленных перед ребенком задач. В саду дают различные задания - как правило, это совместные с родителями поделки для выставок. На подготовительных курсах нам тоже задавали небольшие домашние задания.
В школьном учебном процесс роль родителей не сводится только к тому, чтобы следить за оценками в дневнике или определять, хорош или плох учитель! Конечно, мы первые, кто учим наших детей учиться!
Организуйте режим дня ребенка так, чтобы в нем было обязательное время на выполнение домашних заданий, и контролируйте этот процесс! Удачи вам!))))

Адаптируем ребенка к школе


Когда малыш становится школьником, в его жизни наступает новый, важный и ответственный период. Меняется буквально все - от режима жизни до интересов, а ведь еще вчера он возился с игрушками и не сильно изменился с наступлением первого сентября!


Начало учебы - это огромная нагрузка. Малыш оказывается в новом, незнакомом месте, его постоянно оценивают важные взрослые, а еще нужно построить отношения с двадцатью сверстниками - ну, хотя бы запомнить их имена. И это помимо учебы, которая, сама по себе, является серьезной задачей. А как меняется отношение мамы к малышу! Еще пару месяцев назад все было так просто, а теперь мама часто ругается: портфель не собран, форма грязная, а в прописи - неаккуратные крючочки.


Самые важные взрослые - мама, папа, бабушка, вдруг меняют свои ожидания от ребенка и начинают требовать соблюдения десятка новых правил. Как же это трудно! В некоторых случаях уже через четыре-пять месяцев мама с ребенком оказываются в кабинете невролога с жалобами на рассеянность, невнимательность, плохую память и утомляемость. Первый год обучения в школе - это кризисный период, в котором ребенку нужна помощь со стороны взрослых, чтобы избежать этого визита. С чего стоит начать программу помощи ученику?


Режим - это святое!

Ребенок должен быть в кровати около девяти часов вечера, даже если он привык ложиться позже. Начало уроков не передвинут только от того, чтобы ваше чадо вело совиный образ жизни. Поэтому время укладывания, если оно было сдвинуто ближе к полуночи, нуждается в корректировке.


Обязательно повторяйте перед сном все ваши привычные ритуалы засыпания, чтобы малыш знал - в его жизни есть перемены, а есть и неизменные вещи. Постепенно добавляйте в этот ритуал два новых элемента - проверку собранного портфеля и школьной формы на завтра - первоклассники склонны к тревогам по поводу своей готовности и, чтобы эти тревоги не мешали сну, лучше зафиксировать, что все приготовлено хорошо и правильно.


Старайтесь проводить с ребенком больше времени перед засыпанием, чтобы не получилось, как в анекдоте: "Папа так торопился, что в сказке, рассказываемой на ночь, заяц давился, но кушал Колобка". Сейчас ценна каждая минута, ведь малышу важно почувствовать вашу любовь, внимание и заботу.


Защита от перегрузок

Кроме режима засыпания, вам нужно обратить внимание, чтобы у ребенка не было серьезных перегрузок нервной системы во второй половине дня. Другими словами, вечером лучше отказаться от просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку они будоражат мозг вашего чада, хотя внешне кажется, что ребенок отдыхает. Присмотритесь: когда ребенок долго сидит перед телевизором, у него стекленеет взгляд, дыхание становится более поверхностным, а тело застывает в одной позе. Это не сосредоточенность или концентрация на сюжете мультфильма, это перегруженность нервной системы!


Постарайтесь избегать таких перегрузок хотя бы в течение полутора часов перед укладыванием, чтобы ребенок спал хорошо. Также, полезно после обеда делать паузу на тихий час, а вечером выходить с ребенком на прогулку. Малышу нужно много времени, чтобы перестроиться, поэтому потребность в тихом часе может сохраняться до конца первого класса. Еще очень важно включать в режим дня один-два часа на свободные игры. Ваш ребенок еще очень нуждается в игре, ведь от того, что он надел школьную форму, эта потребность никуда не денется! Разрешайте ему играть, это совершенно нормально для младшего школьного возраста!


Питание

Сейчас вашему малышу требуется рацион, содержащий много растительной клетчатки, богатый витаминами и минералами, поскольку нагрузка на его нервную систему возросла. Ежедневно он должен получать не только полезную для пищеварения кашу, но и порцию мяса, несколько разных фруктов и овощей. И это на фоне возможных нарушений аппетита, вызванных тревогой и страхами!


Многие мамы первоклассников жалуются на то, что дети плохо едят, отказываются от многих блюд, игнорируют завтрак (хотя, это как раз понятно - у младших школьников часто развивается тревожный синдром, сопровождающийся болями в животе и тошнотой). Как можно в таких условиях обеспечить сбалансированный рацион и быть уверенной в том, что ребенок полноценно питается и получает все необходимые для работы мозга витамины и минералы?


При дефиците некоторых элементов может ухудшаться концентрация внимания, память и мышление - внешне картина будет напоминать трудности с обучением или задержку психического развития, а на деле речь будет идти об анемии, забирающей у малыша силы на обучение и игры. В этом случае на помощь маме приходят витаминно-минеральные комплексы, содержащие все необходимые компоненты, которые ребенку трудно усвоить из пищи.


Витамины

Выбрать нужный препарат не так просто - возможно развитие аллергической реакции или расстройства пищеварения (вследствие наличия неорганических соединений в составе витаминов). Кроме этого, не все дети соглашаются глотать пилюли, и мамам приходится "прятать" растолченную в порошок таблетку в ложке с вареньем.


В этом случае на выручку придут шипучие витамины, которые при растворении в воде образуют вкусный газированный напиток с фруктовым вкусом. К выбору препарата нужно отнестись с осторожностью - некоторые шипучие витамины рассчитаны на взрослых людей, находящихся в стрессовом состоянии, и содержат завышенные дозы витаминов и минералов, что не безопасно для детского здоровья.


Предпочтение рекомендуется отдать витаминам, разработанным специально для детей, с учетом потребностей растущего организма (кроме дефицита витаминов бывает еще и гипервитаминоз - избыток витаминов). Например, Мультифорт детский содержит сбалансированный состав из 13 витаминов и 10 минералов. При создании этого витаминного комплекса особое внимание уделили гипоаллергенности и хорошей переносимости. Входящий в состав экстракт шиповника поддерживает работу иммунитета.


Эмоциональная поддержка

Ваш малыш сейчас постоянно находится в ситуации оценивания и, возможно, чувствует себя очень неуверенно, когда учитель задает вопросы и ждет ответа. Ребенок нуждается в одобрении и похвале, а тревожный родитель спешит его ругать и критиковать за промахи и неудачи. Попробуйте другой подход: из всего, что вам рассказывает ребенок, выделите положительные моменты и сделайте на них акцент.


"То есть, сегодня вы проходили новую букву, и теперь ты знаешь, как она пишется! Нарисуй ее в тетради своих достижений, и мы вечером покажем ее папе (или позвоним бабушке и расскажем об этом)". Заведите какой-нибудь предмет, который бы фиксировал школьные победы вашего ребенка. Это может быть вазочка со стеклянными камушками (одна похвала - один камушек), магнитная доска с записочками, плакат с наклейками…


Главное, чтобы ребенку хватало одного взгляда, чтобы начать гордиться собой. Если в школе что-то не получилось, обсудите с ребенком, как можно было бы сделать по-другому. Избегайте критики, негативных оценок, осуждения… Вашему малышу сейчас нужно видеть и знать, что мама им очень гордится.


Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией.

По роду своей деятельности мне достаточно часто приходится общаться с мамами, главная гордость которых – их ребенок: умница, отличник, по всем предметам успевает, все знает… В половине случаев я понимаю, что спустя десять лет моей посетительнице гордиться будет, собственно, нечем.

Дело в том, что отличник отличнику рознь. Наверное, каждый из нас замечал, что лишь немногие отличники после окончания школы находят свое место в жизни, становятся успешными и независимыми. У подавляющего большинства «подающих надежды» детей судьба складывается иначе: за успешным окончанием ВУЗа следует стандартное рабочее место в стандартной компании со стандартной зарплатой и безрадостными перспективами на будущее.

В чем же секрет такого колоссального различия? В причинах, по которым ученик становится отличником.

В 2002 году я вплотную работала над темой детской одаренности и в течение месяца наблюдала и исследовала более 50 детей-отличников, собранных из разных школ нашего города в общий детский лагерь. Целью исследования было выявление их общих особенностей, мотиваций к обучению и специфических проблем. Но вместо этого было выявлено, что все одаренные дети делятся на две существенно разные категории, с разными особенностями, мотивациями и проблемами.

Тип № 1. «Классические» отличники

Это дети, которые качественно и старательно выполняют все домашние задания по всем предметам, посещают кружки и дополнительные занятия. Представителями этого типа отличников обычно очень гордятся родители: примерные, послушные, радующие хорошими оценками и глубоким уважением к общепринятым ценностям.

Такие дети – находка для учителей: примерное поведение, завидное прилежание, податливость – таким ребенком легко управлять и с ним не бывает проблем. Именно благодаря этому типу детей учителя сдают хорошую отчетность по олимпиадам и внеклассным мероприятиям (даже самым скучным).

Эти дети учат то, что нужно учить, делают то, что нужно делать, краснеют тогда, когда нужно краснеть… Это значит, что самостоятельные (а уж тем более креативные и ответственные) решения отличники такого типа принимать не обучены. Они учатся «на отлично» благодаря своей усидчивости, завидной силе воли, исполнительности и, конечно же, повышенным умственным способностям. По этим же причинам эти дети становятся отличниками и в ВУЗе. Когда же жизнь ставит их перед фактом выбора рода деятельности, они пытаются найти себе работу, максимально приближенную к хорошо знакомой им школьной системе: должно быть предельно ясно, что нужно делать, чтобы быть «хорошим»; от них не должны, как и в школе, требовать самостоятельных решений и ответственных действий.

Догадываетесь, в образе кого на арене жизни представляется нам вчерашний «классический» отличник? Это портрет обыкновенного клерка, с рядовыми поручениями, рядовой зарплатой и рядовыми перспективами. Так примерное поведение и старательность в школе перерастают в безмятежную исполнительность и прилежание на малоперспективной работе.

В молодые годы бывшего отличника обычно удовлетворяет такое положение вещей. Как показывает статистика, проблемы возникают в более зрелом возрасте, когда работник понимает, что для его амбиций и умений – это потолок его карьеры. Это осознание серьезно усугубляет кризис среднего возраста. К сожалению, этот сценарий является одним из наиболее частых в жизни «классических» отличников.

Тип № 2. «Креативные» отличники

Эти дети выполняют домашние задания в большей части поспешно и небрежно. Иногда домашние задания готовятся на перемене перед уроком. Систематически изучаются только 1-2 любимых школьных предмета или предметы, необходимые для поступления в ВУЗ. Высокие оценки по всем предметам являются не только следствием применения высоких умственных способностей ученика, но и «побочным эффектом» его находчивости и приспособляемости к внешним условиям.

Эти дети оказываются в числе первых без особых усилий, как бы сами собой. У этого типа отличников уже в возрасте 10-12 лет есть свое аргументированное мнение на многие вопросы. Такой же аргументации они ожидают и от взрослых в ответ на каждую их просьбу под лозунгом «надо».

Говоря научным языком, этим детям необходимо создавать сложную разностороннюю мотивацию к действию. И если родители не имеют терпения или возможности заниматься «качественным» мотивированием своих чад к обучению, примерному поведению или уборке в комнате – у них могут сложиться натянутые отношения. Имеет смысл относиться к мнению ребенка с уважением, как к мнению взрослого человека – тогда такие дети легко идут на компромисс в силу своей разумности и сознательности.

Преподаватели таких детей по сравнению с их родителями имеют меньше неудобств: несмотря на то, что такие дети, по сути, являются воплощением самостоятельности и амбициозности, они в большинстве случаев тщательно маскируются под «классического» отличника для того, чтобы сохранить равновесие при общении с преподавателями и одноклассниками.

Один из участников моего исследования заявил: «Я никогда не читаю книг, которые нам задают по литературе, потому что если я прочитываю хоть одну главу – мы пол-урока спорим с учительницей о том, что же хотел сказать автор. А потом она выходит из себя и ставит мне двойку».
На мой вопрос о том, как он в таком случае умудряется писать самые лучшие сочинения в классе, он ответил: «Я просто переписываю критику из учебника своими словами, используя как можно больше заумных слов из толкового словаря. Учительнице так нравится».

Этот пример – еще одно доказательство того, что такие дети учатся «на отлично» по причине своей высокой приспособляемости к внешним условиям и способности генерировать новые оригинальные решения. Научившись приспосабливаться еще со школьной скамьи к особенностям преподавателей и нюансам школьной системы, эти дети с легкостью приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям реальной жизни. С их умениями принимать самостоятельные решения и генерировать нестандартные идеи они имеют гораздо больше шансов на самореализацию и успех в жизни, чем их собратья – «классические» отличники.

Но что же делать родителям, которые узнают в своем чаде типичного «классического» отличника-трудягу, самостоятельность и креативность которого постепенно стремятся к нулю?

Прежде всего имеет смысл неудачные самостоятельные решения ребенка поддавать не критике, а совместному конструктивному анализу. Положительный эффект возымеет поощрение ребенка не за безропотное исполнение просьбы, а за «лишние» вопросы и запросы на аргументацию. Способствуйте развитию у вашего ребенка устойчивого креативного мышления (советы по этому вопросу можно получить у детского психолога).

P.S.: Одна из посетительниц нашего центра, прочитавшая эту статью, возразила: «Я знаю только то, что знания крепче у «классического» типа отличников!» Да, это так. Но это меня беспокоило бы только в том случае, если бы уровень жизни и степень самореализации человека зависели исключительно от того, знает ли он теорему Виета. Как говорил Фран Лебовиц: «В реальной жизни, уверяю вас, никакой алгебры нет».

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

вт, 16 Июля, 2019 - 17:10

Часто возникает вопрос: как сделать из ребенка отличника или, иными словами, есть ли заслуга родителей в том, что их сын или дочь учатся на «отлично»? Надо признать, что детей, которые бы относились к учебе исключительно ответственно без особой на то установки взрослых, не так уж много. В основном отличникам становятся те дети, чьи родители приложили для этого определенные усилия. И речь здесь, как вы понимаете, идет вовсе не о том, что они искали подход к учителям, а о том, что они постарались дать своему ребенку еще до школы хорошую базу знаний, а самое главное – привили ему усидчивость!

Терпение и самостоятельность – залог успехов в учебе

Если посмотреть статистику успеваемости учащихся начальных классов и средней школы, можно заметить определенную закономерность: отличников среди младших школьников больше, чем среди старшеклассников! Куда же делись те умненькие малыши, подававшие большие надежды? Все просто: не хватило терпения ни у них, ни у их родителей, ослабивших со временем контроль за тем, как выполняют их дети домашние задания, какие приносят оценки из школы. Значит, перед родителями, желающими видеть своих детей отличниками, стоит непростая задача: с одной стороны ребенка надо контролировать, а с другой – делать это ненавязчиво, так, чтобы маленький школьник привыкал к мысли, что домашние задания нужно выполнять независимо от того, проверят их родители или нет; что оценки нужно получать хорошие потому, что это «норма», а не потому, что его будут особенно за это хвалить или ругать.

У ребенка должна быть мотивация

Если для нас, взрослых, столь важно, чтобы наш труд был по достоинству оценен материально или хотя бы отмечен похвалой, тогда что говорить о детях: очень важно мотивировать их на отличные оценки. Установки могут быть следующие: «ты должен быть лучшим», «ты должен быть отличником», «у тебя все получится», «мы должны гордиться тобой», «ты не можешь нас подводить», «мы в тебя верим» и так далее. Постепенно ребенок привыкнет к мысли, что, как бы ни было ему трудно, как бы ни хотелось иногда полениться и не подготовиться к урокам, он не должен подводить родителей!

Книги, книги и еще раз книги

Если дети растут в читающей семье, можно считать, что для родителей вопрос о том, как воспитать отличника и что специально для этого делать, уже почти решен. Ребенок, воспитанный в такой атмосфере, и сам будет много читать, а значит, много знать! Он будет на порядок опережать своих не читающих одноклассников: его устные ответы будут отличаться глубиной, развернутостью и выразительностью; письменные работы будут грамотными не только потому, что он выучил наизусть все правила орфографии и пунктуации – зрительная память не даст ему допустить ошибку, ведь читая книги, он автоматически запоминает правописание многих слов, в том числе и словарных, не поддающихся правилам.

Статус отличника обязывает всегда быть на высоте

Родителям нужно постараться максимум усилий со своей стороны приложить в первые годы учебы: научить ребенка учиться. Что сюда входит? Ребенок должен выполнять все домашние задания, в том числе и устные; его тетради, дневник, учебники – все должно быть в образцовом порядке; на уроках он должен быть всегда собранным, внимательным и активно работать. Если ребенок привыкнет быть в числе лучших учеников класса, он всеми силами будет и сам стараться поддерживать имидж отличника: честолюбие не позволит ему учиться хуже!

Воспитать отличника непросто. Но для начала необходимо ответить на вопрос: «Для чего?». Очень часто родители преследуют свои личные цели. Они пытаются реализовать собственные мечты посредством ребенка. Быть отличником – серьезная нагрузка. И давно уже доказано, что «пятерки» в дневнике не влияют на успех во взрослой жизни.

Еще необходимо отметить, что всегда бывают исключения. В семьях неграмотных людей рождаются дети, наделенные огромным талантом и способностями к обучению. Или в семье профессоров малыши приносят из школы «тройки» с минусами. Поэтому к каждому ребенку должен быть изначально индивидуальный подход. И если вам учеба давалась легко, то не стоит считать, что и у ваших детей не будет проблем с усвоением материала.

Ни в коем случае не заставляйте маленького ученика дни и ночи просиживать над учебниками. Учебный процесс, в первую очередь, должен вызывать интерес. И, конечно, никогда выполнение домашних заданий не должно сопровождаться криком, скандалами и угрозами. Даже если вы всеми силами хотите воспитать настоящего отличника, то давление с вашей стороны только навредит ребенку. Вы рискуете навсегда отбить у него желание заниматься, и кроме того, такая обстановка в доме может спровоцировать возникновение детской депрессии. Поэтому учеба учебой, а душевное состояние ребенка должно быть всегда в равновесии.

Не забывайте о питании. Маленькому организму необходимы и фрукты с овощами, и мясо с рыбой. Откажитесь от сухих завтраков в школе и бутербродов. Иначе ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание и усвоить новый материал. Кроме того, маленькому ученику необходимо как можно чаще бывать на свежем воздухе и хорошо высыпаться. Даже если он не успел сделать домашнее задание, то нельзя допускать того, чтобы он просиживал за учебниками до 12 ночи или позже. Составьте распорядок дня, соблюдать который должны все члены семьи.

Иногда многие родители стараются подкупить своего ребенка. Безусловно, деньги или подарки всегда служат хорошей мотивацией для детей, как, впрочем, и для взрослых. Но тут уже речь идет о том, что такая «зарплата может испортить характер и заложить неверные приоритеты в подсознание» ребенка. Совершенно неправильно говорить ему, что за каждое выученное задание он получит шоколадку, а если не прогуляет урок, то две. Очень скоро дитя почувствует, что может с легкостью манипулировать родителями. В таком случае все труды будут сведены на «нет».

Но есть другой способ материальной мотивации. Попробуйте установить цену за оценки. Так, «пятерка» в четверти стоит, допустим, 100 рублей. Тут речь идет о небольших суммах, чтобы ребенок знал цену деньгам и понимал, как тяжело их заработать самому. У школьника появляется выбор, учиться или нет. И этот выбор только за ним. Когда четверть окончена, маленький будущий отличник получает свою зарплату. На эти деньги он может купить себе какой-либо подарок. Желательно, чтобы в течение самой четверти мамы и папы не одаривали кроху различными игрушками. Тогда его новая покупка будет еще желаннее, и сформируется более сильная мотивация к учебе. В скором времени ребенок будет работать уже не на подарки, а на поддержание своей репутации отличника. Но внимательно следите за ситуацией, чтобы она не вышла из-под контроля.

Никогда не выполняйте домашнее задание за своего ребенка. Он должен сам с ним справляться. Но в то же время, если ему не удается найти решение задачи, помогите ему. Следите, чтобы с вашей стороны контроль над успеваемостью ребенка был постоянным, но ненавязчивым. Если вы заметили, что вашему малышу сложно выучить или разобраться с каким-либо предметом в школе, обязательно наймите репетитора.

Не забывайте и о том, что иногда в дневник все равно будут заглядывать «тройки» или даже «двойки». Ругать за них ребенка нельзя. Необходимо найти причину их появления. Так, быть может, появилась новая учительница в школе или возникла ссора на уроке с одноклассником. Иногда тема на уроке преподносится таким образом, что для ребенка она оказывается непонятной. Самое главное, чтобы у малыша сохранилось желание обучаться, в таком случае в скором времени стройным шагом «пятерки» опять войдут на страницы его дневника. Удачи!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»