План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы. Проект на тему: проект экспериментирование в средней группе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна
Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Пензенская область, г. Заречный
2015 г.

ПРОЕКТ
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
«Волшебный песок»
Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Срок реализации: июнь – август.
Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель:
формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
создавать условия для наблюдения за песком;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
расширить представления о песке, используя практические опыты;
формировать познавательную и творческую активность детей;
развивать коммуникативные умения;
формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

Игровая деятельность
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Отпечатки наших рук»
«Мина»
«Отгадай загадку»
«Чувствительные ладошки»

Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

Речь и речевое общение
1. Игры на развитие фонематического слуха

2.Познавательные игры на песке:
Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
Режиссерские игры

Беседы
«Для чего нужен песок?»
«Представь себя песчинкой»
«Кто живет в пустыне?»

Пальчиковая гимнастика

Знакомство с худ. литературой
Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

Изобразительная деятельность
Рисование
«Лето» (палочкой или пальцем)
«Осьминожки» (ладошкой)
«Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)

Лепка
Персонажи сказки «Теремок»
Персонажи сказки «Колобок»

Социальное развитие
Комплекс упражнений для развития психики ребенка

Опытно-исследовательская деятельность
Опыты:
«Сыпучий песок»
«Движение песка»
«Мокрый песок»
«Песочные часы»
«Песок и глина»

Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Для чего нам нужен песок»
«Что такое песочница»
«Игры с песком»

Приложение 1
Литература: Использован текст сказки «Колобок»

Режиссерские игры. Сказка на песке «Колобок»
Цель:
развивать у детей диалогическую речь;
развитие мелкой моторики рук;
учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
прививать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

Вхождение в сказку:
Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
(Дети выбирают героев сказки).
Сказка:
«Жили-были старик со старухой».
Воспитатель:
- Где они жили?
- В домике.
(Дети выбирают место, где будут строить домик).
Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."
- Да из чего испечь?
Воспитатель:
Из чего пекут пироги?
Из муки.
Правильно из муки, а муки нет.
«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
(Дети метут пальчиками, скребут песок).
Скатала колобок.
(Дети ладошками катают колобок).
Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
Воспитатель:
Куда покатился колобок?
В лес по тропинке.
(Дети пальчиком ведут по песку).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Заяц)
" Колобок, колобок я тебя съем".
" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
От тебя заяц и подавно уйду.
И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Волк)
« Колобок, колобок я тебя съем!»
«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя волк и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
(Дети пальчиком водят по песку).
И навстречу ему
Воспитатель:
Кто? (Медведь)
" Колобок, колобок я тебя съем!"
- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя медведь и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
Воспитатель:
Кто встретился ему дальше?
Лиса.
Воспитатель:
- Лиса какая?
- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя лиса и подавно уйду.
" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
«Я колобок, колобок»
А лиса его - гам - и съела.
Воспитатель:
- Ребята, вам жалко колобка?
- А деда с бабой?
- Чем мы можем им помочь?
- Испечем им колобок.
(Дети поливают песок и катают колобки).
Заключение:
Воспитатель:
Закончилось наше сказочное путешествие.
Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

Приложение 2
Литература: Использован текст сказки «Теремок»
Режиссерские игры. Сказка на песке «Теремок».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.
Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
- Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
- «Теремок».
Вхождение в сказку:
- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
Раз вдохнули, Два вдохнули,
Хлопнули в ладошки
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
- Теремок.
- А где мы его построим?
(Выбираем место)
- Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
Ну, вот теремок готов.
- Где живут звери?
- В лесу.
- Что такое лес?
- Где много деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
- Поселите животных.
- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
- Болото.
- Что такое болото?
- Углубление, заполненное водой, там растет трава.
(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
- Для чего листья на болоте?
- Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
Сказка начинается.
Сказка:
Стоит в поле теремок...
(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
- Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
(Строим новый теремок).
- Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
-Да.
- Чему же нас учит сказка?
- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Заключение:
Воспитатель:
Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


Приложенные файлы

Актуальность:Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной
форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с
одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать основополагающими культурными формами упорядочения
опыта: причинно-следственными, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в
целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по
изучению свойств песка развивают мыслительные операции,
стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают
наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные
решения, создают творческую личность.

Цель:

Познакомить детей с песком как с
природным компонентом и его составом,
дать представления о свойствах песка.

Программные задачи:

Обучающая:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой
природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
совершенствование таких жизненно важных психических
процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями
в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические
свойства песка.
Развивающая:
Развивать самостоятельные умозаключения по результатам
обследования.
Воспитательная:
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во
время его общения с природой.

Основные характеристики детского экспериментирования:

Слово
«эксперимент»
происходит
от
греческого
слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование является особой формой
поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения и развития
новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития
дошкольников.
Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная).
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется
собственная активность детей, направлено на получение:
Новые сведения, новые знания (познавательная форма);
На получение продуктов творчества (продуктивная форма).

Структура детского экспериментирования

ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми
объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания
окружающего мира.
ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие
мыслительных
операций; 3. освоение методов познания; 4.
развитие причинно-следственных связей и отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.
МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.
СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.
ФОРМЫ:
элементарно-поисковая
деятельность,
опыты,
эксперименты.
УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий,
использование проблемных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской
работы, новые знания и умения.

Китайская пословица гласит:

« Расскажи – и я забуду, покажи – и
я запомню, дай попробовать – и я
пойму!»
Усваивается всё прочно и
надолго, когда ребёнок
слышит, видит и
делает сам!!!

Игра с песком
Одно из самых любимых занятий детей. Но игра с
песком - это не простое времяпрепровождение. Это
много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой
тяге творческую составляющую, и из обычного
ковыряния в песке получается образовательный
процесс.
Главное достоинство песочной терапии
заключается в том, что ребенок простым и
интересным способом может построить целый
мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Игровые принадлежности

Мелкие игрушки
Камушки, природный материал
Инструменты (стеки, скалка, молоточки,
пластмассовые ножи, зубочистки и др.)
Оригинальные формочки
Детская посуда

10.

Опытно –
эксперементальная зона:

11.

Опыт №1 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой
бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью
лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек –
песчинок).
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка
нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок,
которые не прилипают друг к другу.

12.

13.

14.

Опыт №2 «Почему при сильном ветре
неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» – лист белой бумаги с
тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы».
Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не
прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при
сильной струе воздуха.

15.

16. Опыт №3 «Что будет если в песок добавим воду»

Материал: «песочница» , стакан с водой, игровые
принадлежности.
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Добавляем воду.
Что происходит и почему?

быстро впитывается, и песок становиться сырым,
липким.
С ним легко играть.

17.

18.

19. Опыт №4 «Окраска песка гуашью в разные цвета»

Материал: «песочница» , вода, гуашь, кисти
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Смешиваем воду с
гуашью.
Что происходит и почему?
Почему изменился песок?
Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она
быстро впитывается, и песок меняет цвет из-за
цветной воды.

20.

21.

Опыт №5 «Смешивание песка с гуашью »
Рассматривание «песочницы».
При смешивание песка с гуашью, песок
становиться влажным, яркого цвета.

22.

Опыт № 6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с цветным песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из песка.
Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка
после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно
лепить, но после высыхания он
рассыпается.

23.

24.

25. Пескотерапия в нашей группе:

Игры с песком как средство
развития ребенка:
Игры с цветным песком
Рисование песком
Игры с кинетическим песком

26. Игры с цветным песком

27.

28. Рисование песком

Итог:
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на
вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи?
(Исследуют, делают опыты).
- Что мы с вами исследовали? (песок).
- Что же было объектом нашего исследования? (песок).
- Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня
познакомились.
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Вода быстро впитывается в песок.
Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Мокрый песок принимает любую форму.

35. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский

«Люди, научившиеся… наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.»
К.Е.Тимирязев
Спасибо за внимание к
экспериментальной деятельности!
Творческих успехов!

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

для детей средней группы

Пояснительная записка

Тема : «Волшебный мир воды»

Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
  2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
  4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
  5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

Этапы реализации:

  1. Этап проектирования

Научно-исследовательский этап (теоретический).

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

  • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
  • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
  • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
  • Подборка опытов с описанием проведения.
  • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

особенностей детей по играм экспериментам.

  1. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Специально организованные занятия.
  • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы.

III. Результаты проекта:

Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

  • Презентация проекта
  • Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»

Учебно-тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

Месяц

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Задачи

Декабрь

Январь

Февраль

«Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

«Окрашивание воды»

Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

«Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить

мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

Развить у детей представление о мыльной пене.

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

«Как вытолкнуть воду?»

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

«Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

«Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Тонет или нет»

На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

«Может ли вода быть твердой?»

Опыт проводится в два этапа

Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

Есть ли у воды вкус и запах?»

Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

«Вода и пар»

Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

«Где вода?»

Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

Выявить процесс испарения воды.

Познакомить с процессом конден-сации.

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

ООД

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

«Волшебная Капелька»

Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

«Волшебный снег»

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

Январь

«Волшебница вода»

Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

«Ах, снег – снежок»

Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

Февраль

«Удивительные превращения воды»

Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

«Нам водичка – добрый друг»

Консультация «Игры с водой».

Обобщение результатов работы.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

    Проект опытно-экспериментальной деятельности
    «Ознакомление детей с неживой природой »
    Автор проекта:
    Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
    Участники проекта:
    Дети средней группы
    Родители детей
    г. Саратов

    Паспорт проекта
    Вид проекта : познавательно-экологический.
    Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
    Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
    Интеграция образовательных областей :
    Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Актуальность разработки и реализации
    педагогического проекта
    С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
    В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
    То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
    У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
    Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
    Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
    Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
    Новизна проекта
    Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
    Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
    Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
    Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
    Тема проекта
    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
    Цель проекта
    Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
    Объект исследования
    Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
    Предмет исследования:
    Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
    Гипотеза:
    Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
    Задачи проекта
    1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
    2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
    3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
    4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
    5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
    6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
    включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
    7.Развивать творческое воображение, фантазию;
    8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
    Задачи для педагога:
    1. Анализ и сбор информации из различных источников.
    2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    4. Мониторинг результатов.

    .
    Целевые ориентиры:
    - неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
    -имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
    -развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
    - развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
    - фантазирует,проявляет эмоциональность;
    - имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
    - накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
    - активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
    Рефлексия деятельности:
    Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
    В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
    Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
    Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
    Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
    Краткое описание проекта по этапам.
    Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

    Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
    Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
    I Подготовительный этап.
    1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
    2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

    II Основной этап реализации проекта.
    1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
    2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
    - Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
    3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
    III . Заключительный этап .
    Диагностика и подведение результатов работы.
    ü подведение итогов работы над проектом;
    ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
    ü мониторинг качества освоения материала детьми;
    ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
    ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

    Предварительная работа:
    Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
    Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
    Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
    Изучение методической литературы по теме проекта.
    Методы работы:
    исследовательские: опыты, проблемные вопросы
    Методы работы:
    исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
    наглядные
    словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
    технология моделирования
    релаксация;
    игровой: (сюрпризный момент, игры)
    творческие

    Формы работы:
    1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
    2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
    3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
    4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
    5. Проведение занятий-опытов.
    Взаимодействие с родителями
    Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
    ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
    Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
    Формы работы с родителями
    В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
    Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

    Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

    Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

    Художественно-эстетическое творчество.
    Рисование

    Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
    Октябрь
    Познавательное развитие.
    "Какой вода имеет цвет?"
    Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
    Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
    "Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
    Рисование. Образы неба
    "Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
    Ноябрь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
    Познавательное развитие.
    Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
    Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
    Первый снег».
    Декабрь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
    "Нужен ли растениям зимой снег"
    (Опыт на прогулке)
    Определить зависимость состояния растений от условий природы.
    Познавательное развитие.
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
    "Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
    Краски неба."
    Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
    Январь Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
    "Как согреть руки"
    (Опыт на прогулке)
    Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром
    "Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
    Рисование. "Образы зимнего неба.
    Облака"
    Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
    Февраль Познавательное развитие.
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
    "Свет вокруг нас"
    (Опыт на прогулке)
    Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    "Образы деревьев.
    Ель умывается снежком".
    Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
    Март Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
    .
    Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.

    "Спешит капель, звенит капель"
    Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
    Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    " Образы неба ранней весной.
    Красно солнышко".
    Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
    .

    Апрель Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
    "Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
    Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
    Май Познавательное развитие
    Опытно - экспериментальная деятельность
    "Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
    "Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
    Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
    Познавательное развитие
    Ознакомление с окружающим миром.
    "Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование.
    Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
    Природа художница".
    Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

    Перспектива на будущее:
    Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
    Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
    Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

    Методическое обеспечение проектной деятельности:
    1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
    2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
    3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
    2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
    5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
    7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
    8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
    9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
    10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
    11. Интернет ресурсы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»