Проект на тему: "Животные в нашей жизни". Творческий проект " мой домашний питомец" в старшей группе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).

Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

Цели проекта:

  1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
  2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
  3. Развитие интереса детей к окружающему миру.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
  3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
  4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
  6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

Продукты проекта:

  1. Изготовление альбома «Домашние животные».
  2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
  3. Создание макета «Домик в деревне».

Таб. 1. Интеграция образовательных областей

Образовательная Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
Познание - Просмотр презентации «Домашние животные».

Животные, проживающие в деревне и в городе.

Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).

Беседа «Во что одеты животные?».

Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».

Наблюдение за собакой на прогулке.

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

Работа с макетом «Домик в деревне».

Коммуникация - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».

Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Социализация - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».

Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

Чтение художественной литературы - Рассматривание книг о животных.

Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».

Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».

Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».

Выставка книг «Животные в сказках».

Загадывание загадок о домашних животных.

Чтение пословиц и поговорок о животных.

Художественное творчество - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».

Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».

Музыка - Музыкальная игра «Угадай животное».

Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.

Труд - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Здоровье - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).

Беседы об умывании.

Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).

Безопасность - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
Физическая культура - Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).

Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».

Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».

Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».

Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:

Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».

Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.

Папка-передвижка «Дети и домашние животные».

Реализация проекта:

1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.

Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.

Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».

На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.

После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.

После, дети дежурят в уголке природы.

В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».

2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» .

Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.

3. Гигиенические процедуры.

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.

Умывалочка: «Кто такая пушка» .

4. Завтрак.

Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.

Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» .

Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:

Ложкой–вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Кашу кушать надо нам!

Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.

5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова , с показом иллюстраций животных.

6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.

7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» .

Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) .

Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)

Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:

Как мы бы жили без домашних животных,

Зачем человек приручил животных,

Живут в доме - значит домашние,

Зачем держать в доме животных,

Как ухаживать за домашними животными,

Какова роль домашних животных в жизни людей,

Учат ли животные и птицы своих детей,

Что мы можем дать домашним животным.

Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».


Дети заселяют макет животными.


Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.

Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».

8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.

Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.

9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.

Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность .

«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им .

После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:

Игры с выносным материалом;

Катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;

Кормление птиц на участке.

10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.

Воспитатель помогает детям раздеться.

Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» . Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» .

11. Обед.

12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».

13. Бодрящая гимнастика после сна.

Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» , «Гуси летят» , «Насос» .

Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).

14. Гигиенические процедуры.

15. Полдник.

16. Самостоятельная деятельность детей.

Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).

Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»

17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».

18. Вечерняя прогулка.

Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться .

Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?

19. Уход детей домой.

Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.

Подведение итогов.

В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».

Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

Список используемой литературы:

  1. Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
  2. Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
  3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
  7. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
  8. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
  9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
  10. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
  11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
  12. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
  15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
  16. Журнал «Дошкольное воспитание».
  • Гринева Виктория Владимировна,
  • Чепурная Наталья Николаевна

Тип проекта:

  • творческо-информационный, познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:

  • среднесрочный

Участники проекта:

  • дети,
  • воспитатели,
  • родители воспитанников,
  • педагоги.

Актуальность:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества организованного сотрудничества зависит какой будет психологическая компетентность родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания, будут ли родители активно участвовать в развитии своего ребенка.

Ознакомление с животным миром развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где развитие психических процессов осуществляется через наблюдение и ознакомления с живой природой.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Цель проекта:

Создание условий для развития психических процессов у младших дошкольников (память, внимание, мышление, воображение, речь) посредством ознакомления детей с животным миром.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.

Образовательные Задачи:

  • Углубить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных.
  • Учить детей ухаживать за животными.
  • Учить детей правильному общению с животными.
  • Познакомить родителей с разновидностями игр, направленных на развитие психических процессов, провести обучающие практикумы, как индивидуальные, так и групповые.

Развивающие задачи:

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный.

Исходя из интереса детей, проводится опрос, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. (Опрос (выявить уровень знания детей о многообразия животного мира; беседа о домашних питомцах) «Круглый стол» (обсудить цели и задачи проекта, создание условий для реализации проекта; сформировать интерес у детей.) Подбор литературы (методической и художественной) Оформление родительского уголка)

2 этап – Основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. (Выполнение проектной работы с детьми)

3 этап – Итоговый .

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов. (Обработка и оформление материалов проекта. Презентация проекта: Конкурс рисунков и фотографий на тему «Мое любимое домашнее животное»; Коллективная работа «Лесные жители»)

Работа с детьми: перед началом работы по проекту выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.

Например: Как называются детеныши животных? Какие части тела есть у животного? Где живут дикие и домашние животные? Почему их так называют? Чем питаются животные? Как они себе добывают пищу? Как они передвигаются? Для чего нужны животные?

План работы:

› Развитие памяти:

  • Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысенька", «Кот на печку пошел», "Котик-коток", «Как у нашего кота…», А.Барто «У меня живет козленок». Заучивание стихотворений, пословиц, загадок про диких и домашних животных.
  • Чтение и заучивание стихов о животных: - развивать речь, память. Словесно-дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
  • Образовательная ситуация «Как звери хвостами хвастались» - закрепить знания о диких животных
  • Дидактическая игра «Собери картинку» - учить собирать картинку из частей
  • Беседа «Жили - были …» - предложить детям вспомнить героев (диких животных) русских народных сказок
  • Словесные игры «Кто где живёт?», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»
  • Расширить у детей знания о домашних животных, учить разбираться в их повадках и потребностях, уточнить степень ответственности, развивать речь, память.

› Развитие речи:

  • Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное",
  • Описание «Любимое животное» (игрушка),
  • Чтение: К.И. Чуковский «Путаница", народная сказка «Волк и лиса», В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…». Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» - учить пересказывать, подражая персонажем, «Волк и семеро козлят» - предложить детям пересказывать сказку, подражая героям.
  • Составление рассказа о волке, медведе- развивать речевые умения.
  • Речевое занятие «Не ходи, козочка, в лес» -учить составлять короткий рассказ.
  • Ситуация общения «У кого домик лучше» - уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища жилище диких животных.
  • Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих: Игра - драматизация «Теремок», словесно - дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу, Настольно-печатная игра «Мамы и детки», лото «Профессии», «Животный мир»: - воспитывать любовь и уважение к животным, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь. Словесные игры: «Во дворе», «Кто, как кричит?», «Отгадай, кто к нам пришел?», «Громко- тихо».
  • Беседы: "Кошка и собака - наши милые друзья", "Значение животных в жизни человека», «Домашние животные - наши друзья», «Безопасность при обращении с незнакомыми животными» Беседы о многообразии животного мира, сравнение диких и домашних животных;

› Развитие воображения:

  • Рисование: «Дорисуй котенка», «Избушка трех медведей», «Наш дружок- хомячок», «Щеночек», «Мышонок в норке», «Козленочек», «Ежик» - учить рисовать, используя понятия цвет и форму, «Жираф».
  • Предложить детям раскраски по теме: «Лесные животные», «Домашние животные», «Лиса» - развивать моторику рук.
  • Аппликация: «Зайчик», «Хома- хомячок», «Черепаха», «Кролик», «Кошечка».
  • Лепка: «Черепашка», «Мишка - топтышка», «Пластилиновые кошки и коты», «Обед для собачки»
  • Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам», "О чем я говорю?" (взрослый описывает какого-либо животного; ребенок должен угадать, о каком животном идет речь).
  • Придумывание продолжения сказок и рассказов о животных, птицах.
  • Рассматривание картины «Кошка с котятами»
  • Рассказ – беседа «Дикие животные» - обогащать представления детей о диких животных
  • Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» - развивать моторику рук
  • Сюжетно-ролевая игра: «Покатаем на машине.», «Пожалеем кошечку…», «Полечим Мишку…», «Семья», «Зоопарк», «Зоомагазин», «Ветеринарная клиника». -развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к животным; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; знакомить с новыми профессиями.

› Развитие мышления:

  • Дидактические игры: "Кто где живет?", «Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?»,
  • Рассматривание и сравнение «кошки и собаки», «Построй по росту», «Разложи картинки», «Окончание слов», "Найди лишнего",
  • Беседа: «Кто в домике живёт?», «Как ухаживать за питомцем», «Чем помочь тебе зверёк?», «Ответственность и желание поиграть».

› Развитие внимания:

  • Рассматривание следов животных (на прогулке) - развивать наблюдательность, внимание.
  • Дидактические игры «Найди маму» - учить называть и находить диких животных и их детенышей. «Сложи картинку», "Как пройти к зайке", "Найди два одинаковых предмета»;
  • Чтение художественных произведений- учить внимательно, слушать и пересказывать отрывки.
  • Загадки про животных – учить внимательно слушать.
  • Пальчиковые игры на тему «Домашние животные»

Работа с родителями

Задачи:

  • Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление;
  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь родителей к сотрудничеству

Формы работы:

  • Беседа «Любимое животное - игрушка вашего ребёнка дома»
  • Составление макета «Дикие животные»
  • Беседа «Поиграйте с ребёнком дома»
  • Консультация для родителей на темы: «Животные Курского края», «Домашнее животное и ребёнок», «Зачем ребёнку домашнее животное?», «Дети и домашние животные. Кто, когда и зачем», «Животные –наши друзья»
  • Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентаций по теме проекта.
  • Участие в создании выставки рисунков «В мире животных»;
  • Конкурс поделка из природного материала на тему: «Мой любимец»
  • Участие в создании газеты «Интересные факты о диких и домашних животных»
  • Изготовление тематических альбомов.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Газета «Интересные факты о диких и домашних животных».
  • Выставка совместных творческих работ детей и воспитателей.
  • Выставка рисунков совместное творчество детей и родителей «Мое любимое животное»;
  • Презентация тематических альбомов.
  • Сотворчество детей и родителей – книжки-малышки о животных.
  • Увеличение семей, занимающих развитием психических процессов детей.

Практическая значимость:

Проблема взаимоотношений ребенка с животными еще полностью не исследована. Поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.

Выводы:

  • Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
  • Исследовательская деятельность помогла развитию психических процессов детей, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
  • Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
  • Таким образом, ознакомление дошкольников с животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Тематическое развлечение «В мире животных» (старшая группа)

Цель: продолжать знакомить детей с миром диких и домашних животных, закрепить полученные ранее знания, учить детей заботливому отношению к животным; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, логическое мышление, желание искать самому информацию о животных, интересные факты из их жизни; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к ее жителям, желание помогать им, воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Сюрпризный момент: приход Совы – учителя Лесной школы, сюрприз – корзина с овощами, фруктами и письмом от лесных жителей, подарки детям - каждому ребенку маленькое солнце.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в интересное путешествие. А интересное оно потому, что мы продолжим знакомство с миром животных. Скажите, пожалуйста, чем отличаются волк, медведь, тигр от коровы, кролика, овцы? Да, это дикие и домашние животные. За домашними животными ухаживают люди, а дикие животные сами ищут себе еду, строят жилище, прячутся от врагов и защищают своих детенышей.
Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы называйте название животного и определите домашнее или дикое.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Живет в доме хозяин:
Шуба атласная,
Лапки бархатные,
Ушки малы да чутки,
Глазки горят как огни.
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит -
На охоту ходит.
(Кошка)

Она таскать цыплят украдкой любит -
И убегает, прячется в леса,
Боясь в селе охотничьего пса.
Она детишек кормит и голубит,
Но рыжий хвост и выдаёт и губит
Плутовку под названием...
(Лиса)

В хлеву за забором
толстушка живет,
Средь домашних животных
грязнулей слывет.
Мила, добродушна,
нос пятачком,
В луже лежит,
торчит хвостик крючком.
(Свинья)

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал -
(Собака)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (коза)

Молодцы! А теперь давайте поделимся на две команды: команда «Дикие животные» и команда «Домашние животные». Первое задание для обеих команд: для каждой команды разложены карточки с животными.Нужно найти парные картинки: два тигра, две коровы, два медведя и тому подобное. Учитывая то, что команда «Дикие животные» выбирает диких животных, а команда «Домашние животные» выбирает парные картинки домашних животных.
- Очень хорошо, молодцы. А теперь задание посложнее. Представители от каждой команды должны составить рассказ о животном (дикое, домашнее). Во время рассказа нельзя называть название животного, только описывать его внешний вид, поведение, способ питания. Одна команда рассказывает, вторая – отгадывает животного. Например, это животное известно всем, ест листики с деревьев, а траву не ест, потому что неудобно доставать. А листики достает, потому что имеет длинную шею. Кто это?
- Да, это жираф.
(Дети рассказывают про животных по очереди) .
- Интересные рассказы вышли у обеих команд. А теперь игра для «Диких животных», называется она «Лисичка и зайчик» . Станьте в круг. Одному из вас я дам лисичку, а другому - зайчика. По сигналу начинайте передавать эти игрушки по кругу. Быстро убегает зайчик – не хочет, чтобы его съела лиса. А лисичка быстро бежит, потому что проголодалась и хочет съесть зайчика. Вот так и среди животных. Один убегает, другой догоняет.
- Теперь настала очередь команды «Домашние животные». Для вас игра «Курочки и петушки» . Видите: во дворе много разбросано гороха, тыквенных семечек, фасоли. Вы все – курочки и петушки, и вам нужно за минуту всё собрать и посортировать. Начинаем по сигналу.
- Вот какие у нас трудолюбивые домашние птицы! Всё быстренько собрали и посортировали.
Продолжим наше путешествие. А пришли мы на лесную полянку Лесной школы. Как вы считаете, кто может быть учителем в такой школе? (Ответы детей) А учитель тут – мудрая Сова!
Сова: Добрый день, ребята, вы пришли в Лесную школу. А что делают дети в школе? Да, учатся. Потому садитесь на занятие, я хочу проверить ваши знания. Если вы не знаете ответ, говорите «дальше». Будьте внимательными, начинаем.
Начнем с команды «Домашние животные».
- Какое животное дольше всех может обходиться без воды? (Крыса)
- Какого цвета кожа у белого медведя? (Черная)
- Какое животное может менять свою окраску? (Хамелеон)
- Какие животные спят стоя? (Слоны)
- Какие животные спят в пещерах вниз головой? (Летучие мыши)
- Кого из животных называют королем скорости? (Гепарда)
- Какое животное обитает только в Австралии? (Кенгуру, утконос)
- Какой лесной зверек сушит себе грибы на ветках? (Белка)
- Какое животное самое высокое? (Жираф)
- У кого глаза на рожках, а дом на спине? (У улитки)

Вопросы команде «Дикие животные»
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи)
- У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)
- Самое большое млекопитающее? (Синий кит)
- Умеют ли слоны плавать? (Умеют, даже нырять)
- Какой хищник любит малину? (Медведь)
- Кого называют санитаром леса? Почему? (Волка. Потому что он убивает больных и слабых животных)
- Могут ли крокодилы лазать по деревьям? (Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях)
- Что есть зимой жаба? (Ничего. Она спит)
След какого хищника похож на человеческий? (След медведя)
Какое животное является символом Всемирного фонда охраны животных? (Большая панда)

Сова : Вижу, что много вы знает, молодцы. А теперь отвечайте: что бывает в школе между уроками? Да, перемена. Наша перемена будет необычная . Вы слышали, как поют птицы? А как поют животные? Сейчас я вам расскажу. Каждая команда должна выбрать себе животное, голосом которого она споет всем знакомую песню «Улыбка».
(К примеру, одна команда под музыку мяукает, другая команда – мукает).
Сова: Вот и отдохнули, зарядились хорошим настроением. Следующий урок – математика. Считать мы будем шишки. Но сначала их нужно собрать. А помогут вам мои друзья медвежата. Только забыла я, как их звать. (Дети предлагают варианты имен)
Задание такое: У каждой команды есть шишки и ведра, куда их собирать. Одно условие – собирать шишки можно только лапами наших медвежат. Взять лапками и положить в ведерко. На задание дается 30 секунд, потом будем считать, чья команда больше шишек собрала. (Дети собирают шишки лапами медведей)
- Всё, время вышло. Считает вслух шишки команда «Дикие животные». Теперь считает вслух шишки команда «Домашние животные». У какой команды больше шишек? На сколько больше? А у другой команды на сколько меньше? Что нужно сделать, чтобы шишек стало поровну?
- Молодцы! Вижу, что с математикой вы дружите. Но настало время переменки. Отдохнуть нам поможет физкультминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.

А теперь начинаем урок по развитию речи . Будьте внимательны. Я вам буду называть слова – прилагательные, а вы мне – название животного, о котором идет речь, домашнее или дикое.
Хитрая, рыжая, пушистая………(Лиса)
Трусливый, пугливый, ушастый….(Заяц)
Ленивая, толстая, розовая…….(Свинья)
Большой, косолапый, бурый или белый…. (Медведь)
Рогатая, большая, молочная……(Корова)
Злой, голодный, хищный, серый….(Волк)
Маленький, колючий, круглый, когда прячется…..(Ёжик)
Маленькая, ласковая, пушистая… (Кошка)
Верная, сторожевая, смелая….(Собака)

И с этими заданиями вы справились. Следующий урок – музыкальный . Я хочу, чтобы вы все вместе спели песню «Не дразните собак» . Эта песня очень нравится и диким и домашним животным, она учит нас быть добрыми, заботливыми к живым существам, не обижать их.
(Дети поют песню «Не дразните собак» (Е. Птичкин - М. Пляцковский)

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!

Сова: На сегодня уроки в лесной школе закончились. Я надеюсь, что вам понравилось и вы еще не раз придете сюда. До свидания, дети. Относитесь с любовью ко всему живому.
(Сова уходит)
Воспитатель: Настало время вернуться нам из леса в детский сад. Дети, понравилось вам путешествие в лес? А что вам понравилось больше всего? Посмотрите, что появилось после нашего путешествия? (Корзина с овощами, фруктами, письмо) Что же написано в письме? Давайте прочитаем его.
«Дорогие дети! К вам обращаются животные и птицы: и дикие и домашние. Мы очень рады, что вы так много знаете про нас. Мы хотим с вами дружить и за то, что вы заботитесь о нас, любите и учите песни и стихи, присылаем вам гостинцы. Если человек доброе сердце имеет, он идет в мир добро творить. В его глазах любовь и ласка сияют, такой человек солнцем горит. Желаем вам, дети, быть добрыми, ласковыми солнышками»
Воспитатель: Вот такое письмо пришло к нам. Что вы хотите ответить на него? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, все правильно говорите. Будем добрыми по отношению к природе, заботливыми к тем, кто нас окружает, и станем хорошими людьми, и все будут радоваться нам, как радуются солнышку. На память об этом путешествии каждый из вас получит маленькое солнышко. Пускай оно светит вам, учит добру!

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 33

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

воспитатель первой

квалификационной категории

Воищева Есения Викторовна

Санкт-Петербург

2010

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

« Мир, окружающий ребёнка - это прежде

Всего, мир природы с безграничным

Богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

В процессе наблюдений за детьми мы (воспитатели) заметили устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать тигров, жирафов, пингвинов и других животных, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, документальных фильмов, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. А так же задавали вопросы: «Почему пингвин – это птица, а не летает», «Как мартышки занимаются акробатикой», «Почему жираф такой длинный» и др. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в разных странах

Цель проекта: Расширить представления дошкольников об окружающем мире, развить познавательный интерес к природе. Сформировать чувства удивления и восхищения миром животных.

Задачи:

  1. Формировать представления о природных зонах Земли; о приспособлении животных разных стран к среде обитания
  2. Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир
  3. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников
  4. Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
  5. Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе
  6. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение
  7. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники: воспитатели, дети, родители, педагог английского языка, руководитель физической культуры

Длительность проекта : октябрь – декабрь 2010г.

Ожидаемый результат изучения темы

Дети узнают:

  1. о том, что животные – живые организмы, существа, обладающие способностью двигаться и чувствовать;
  2. что местом обитания животных могут быть вода и суша.
  3. все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
  4. что дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
  5. что всё в живой природе взаимосвязано

Научатся:

  1. группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру;
  2. использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.

1 этап: Подготовительный:

  1. 1. Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (атлас, карта, иллюстрации, фотографии и т.д.)
  2. 2. Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр 3. Создание видеороликов родителями о жизни животного мира.
  3. 4. Экран «Сегодня мы узнали …» (представление информации).
  4. 5. Изучение интернет – ресурсов
  5. 6. Анализ предметной среды
  6. 7. Фотоэкран «Этих животных я видел»
  7. 8. Стенд «?» (что я хотел бы узнать)

2 этап: Основной:

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать. Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка мало информации: подумать, к кому можно обратиться за помощью (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.

  1. Используя стенд со знаком вопроса «?» (что я хотел бы узнать), выставляются части животного (лапы, хвосты), чтобы дети сами могли догадаться о каком животном пойдет речь или картинки с изображением пустыни (Крайнего Севера). Ребята могут сами придумать места обитания для этих животных, обосновывая свои предположения, а за тем сравнить с информацией, которая дается в книге. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней

Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Тематика проекта проходит через все виды деятельности посредством модульного обучения

Темы изучаемых модулей в ходе проекта:

  1. «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка»
  2. «Животные Северной Америки»
  3. «Животные Азии»
  4. «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика»

Совместная деятельность педагогов с детьми:

Непосредственно организованная деятельность познавательного цикла:

  1. Беседы с элементами дискуссии по темам изучаемых модулей в ходе проекта.
  2. Чтение с последующим обсуждением: «Как слон спас хозяина от тигра» Б.С.Житкова, «Что случилось с крокодилом» М.Москвина, «Заяц и ёж» Бр. Гримм, «Как я был обезьянкой» Я. Сегель, С.Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Как зебра потеряла полоски» Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга
  3. Заучивание стихотворений : «Дикие животные», «Верблюжьи колючки», «Животные», стихи на английском языке
  4. Сочинение сказки на тему «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца»
  5. Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных.
  6. Придумывание и отгадывание загадок о животных.
  7. Беседы: «Звери в лесу», Рассматривание и изучение энциклопедий.
  8. Показ детям презентаций про животных разных мест обитания: «Животные саванны»
  9. Рассказы детей по книжкам – малышкам, изготовленных дома с родителями
  10. Игра по станциям

Продуктивная деятельность.

  1. Оформление выставки рисунков вместе с детьми: «Кто в лесу живёт», «Ежиха с ежатами в ельнике», «Ягуар», «Обитатели Азии», рисунки по мотивам рассказа «Маугли», «Животные жарких стран».
  2. работ из пластилина: «Львёнок и черепаха», «Обезьянки», «Пингвины».
  3. Изготовление макетов «Южная Америка», «Африка».
  4. Коллективная работа «Панды на бамбуках», «Царство диких животных».
  5. Оригами и ручной труд: «Мордочка котёнка из ваты», «Зайчик» (из полосочек), «Здесь всегда лето», «Жирафы», «Кенгуру».

Игровая деятельность:

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «В зоопарке», «Львиная семья», «Кругосветное путешествие»…
  2. Дидактические игры: «Земля и её обитатели», «Четвёртый лишний», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Рога, копыта, зубы», «В чём ошибся художник»
  3. Игровые этюды «Повадки диких животных»
  4. Экологические игры: «что перепутал художник», «узнай животное по его части», «собери животное», «четвёртый лишний», «на что похоже?», «большой, маленький», «найди пару». Игровые упражнения: «каких животных севера (пустыни) вы знаете», «кто больше назовёт животных», «кто последний назовёт животное», «животные Красной книги».

2. Совместная деятельность родителей и детей

  1. Изучение энциклопедий
  2. Беседы с детьми о континентах, о природных зонах Земли и о животных разных стран.
  3. Сочинение сказок на тему «Приключение лесного жителя»
  4. Изготовление книжек –малышек и составление рассказов по ним «Обитатели Европы», «Обитатели Азии», «Обитатели Южной Америки», «Обитатели Северной Америки», «Обитатели Австралии», «Обитатели Африки», «Обитатели Арктики», «Обитатели Антарктики»

В реализации этого проекта не маловажную роль выполняли видеоролики «Диалоги о животных», «Дикий мир», подготовленные родителями. Их просмотр способствует расширению кругозора и представлений о окружающим мире. Дети любят видеофильмы своих родителей, с удовольствием их смотрят.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

III этап: Итоги реализации проекта

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес.

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

  1. Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
  2. Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
  3. Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
  4. Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
  5. Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме: «Обезьянки», «леопарды и зебры»

Проект «В мире животных» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.


Игровое занятие «Путешествие в мир диких животных средней полосы» для детей 5 -6 лет

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание материала: Материалы, представленные в разработке, могут быть использованы воспитателями ДОУ в целом и по отдельности.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Углублять представления детей о диких животных средней полосы.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Прививать интерес к сказкам, героями которых являются дикие животные средней полосы.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.Ведущий: Приглашаю всех в «Путешествие в мир диких животных средней полосы».
Ведущий: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков -
Разве не чудо?
Г. Галина
Ведущий: А какой зверь таится в глуши лесной, мы узнаем, отгадав загадки.Произносит ведущий или дети. Картинка с отгадкой показывается детям или картинка - отгадка появляется на слайдах.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лисица)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков? (Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Из осины и ольхи,
В тихой заводи реки,
Без единого гвоздя,
Дом построю без труда! (Бобр)
В. Леонов
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
С. Чертков
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …(рысь.)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Ну, конечно,…(росомаха.)

«Где, кто живёт?»

Ведущий: Нужно назвать дом, в котором живёт животное.

Ответы детей:
Я волк. Мой дом – логово.
Я заяц. Мой дом - под кустом.
Я лиса. Мой дом - нора.
Я белка. Мой дом – дупло.
Я медведь. Мой дом – берлога.
Я ёж. Мой дом – норка.
Я бобр. Мой дом – хатка.
Я лось. Мой дом – лес.
Я рысь. Мой дом – логово.

Малоподвижная игра «Узнай и назови»

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.

«Кто, чем питается?»

Детям раздаются картинки с изображением животных. (Или используются слайды презентации.)

Волки – хищники. Их пища - олени, лоси, домашний скот, куропатки и тетерева, иногда зайцы.
Зайцы – травоядные. Основной рацион - различные виды трав, прутики кустарников, листья, корни, клубни и ягоды. Устраивают набеги на поля за овсом, клевером, свеклой, огурцами и картофелем. Зимой обгрызают мягкую кору молодых деревьев, не прочь поживиться сеном.
Лиса – хищник. В её рацион входят мелкие грызуны, зайцы, косули, гуси, глухари, рыба, насекомые и их личинки. Растительный корм - плоды, фрукты, ягоды, овёс.
Белки – всеядные. Они употребляют в пишу различные орехи, семена, зёрна злаковых, плоды, ягоды, грибы. А едят насекомых, их личинок, яйца и даже птенцов мелких птиц. Белки делают запасы на зиму: желуди, грибы, орехи. Весной лакомятся молодыми почками, побегами.
Медведи – всеядные. Употребляют в пищу ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В рационе медведей и насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
Ежи – всеядные. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, ящерицами, ядовитыми змеями, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами, яйцами птиц. Растительная пища ежа - это мох, грибы, жёлуди, семена злаковых и любые сладкие ягоды.
Бобры –травоядные. В рацион входят кора и побеги деревьев (осины, ивы, тополя и берёзы), а также различные травянистые растения (кувшинки, кубышка, ирис, рогоз, тростник и др.).
Лоси – травоядные. Их корм – это лишайники, мох, ветки деревьев и кустарников, травянистые растения. Излюбленный корм лося – это листья деревьев (рябины, осины, берёзы, ивы, черёмухи, крушины, ясеня и клёна.) Из растений – калужница, кувшинки, кубышки, хвощи. Ближе к осени - шляпочные грибы, ягодные веточками брусники, черники. В зимний рацион входят веточки деревьев.
Рысь – хищник. В её рационе лисица, заяц-беляк, различные грызуны, белки, еноты и птицы. Также иногда более крупная дичь: косули, олени, серены, лоси, кабаны. Добычей может быть и домашний скот.

Подвижная игра «У медведя во бору»

«Назови детёнышей»

Ведущий показывает детям картинки с изображением взрослых животных либо изображения животных появляется на слайдах (Можно ввести игрушечные персонажи.)
Ведущий: Назовите детёнышей животных. Кто они?

«Назови сказку»

Используются слайды презентации.
Ведущий: По иллюстрациям назвать сказки, героями которых являются дикие животные средней полосы.

Ведущий: Как называют диких животных средней полосы в сказках?
(Последний слайд с ответами).
Ответы: Медведя - Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, косолапый.
Лису - Лисичка – сестричка, Лисафья Лиса Патрикеевна, кумушка, плутовка, лгунья.
Зайца – зайчик – побегайчик, зайчишка, трусишка.
Волка – волчок – серый бочок, серый волк.
Ежа – ёжиком.
Бобра - Инквой-Бобёр.

Вопросы и ответы

1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний - более густой и пышный.



2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой - серые и чёрные.



3. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками.
4. Что помогает зайцу замечать опасность» Ответ: Большие чуткие уши.
Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние ноги, которые длиннее передних. При прыжках следы задних ног оказываются впереди передних.
5. Кого боится заяц? Ответ: волка, лису, рысь, ястреба.
6. Разделите животных на три группы: травоядные, всеядные, хищники. Ответ: Травоядные: Зайцы, лоси, бобры. Всеядные: Белки, ежи. Хищники: Лисы, волки, медведи, рыси.
7. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
8. Какая польза от хищников? Ответ: Хищники охотятся за слабыми, больными животными. Остаются в лесу здоровые и сильные не только травоядные, но и хищники.
9. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
10. Куда отправится за пропитанием лиса, когда в лесу ей станет совсем голодно? Ответ: В ближайшую деревню воровать кур и уток.
11. Как охотятся волки? Ответ: Стаями.
12. Едят ли ёжики молоко? Ответ: Нет – это миф. Молоко вредно для ежей. Организм ежей не усваивает лактозы.
13. Какие животные являются грызунами? Ответ: Белки, бурундуки, бобры, мыши, хомяки.
14. Какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек? Ответ: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»