Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста. "формирование навыков самообслуживания младших дошкольников"

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии. Статья Веремейчик В.А., воспитателя Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1».

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение следующих задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; формирование первичных представлений о труде взрослых, развитие трудовой деятельности детей, самостоятельности в труде.

Основной путь приобщения детей к труду предполагает создание педагогически целесообразных условий для развития интереса к труду взрослых. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое направлено на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами в быту элементарные представления о различных предметах, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Дети осваивают представления о содержании способах выполнения отдельных действий затем – процессов самообслуживания связанных с одеванием, умыванием уходом за своим внешним видом поведением.

Расширяются представления детей о предметах одежды, обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслуживания. Возникает понимание того, что к вещам надо относиться аккуратно, бережно.

Возможность самообслуживания детей требует от них широкой ориентировки в многообразии предметного мира назначении вещей и предметов. Например, шкаф для одежды удобно открывать за ручку; на верхнюю полку шкафа можно положить шапку шарф варежки, а на нижнюю лучше поставить обувь.

Обучение детей навыкам самообслуживания происходит при выполнении режимных моментов, в сюжетных и дидактических играх.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей.

Основными методами, позволяющими детям приобрести необходимый опыт, являются: целенаправленное наблюдение трудовых процессов, игры с материалами, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры на бытовую тематику.

Насыщенная и разнообразная деятельность детей, содержательное общение воспитателя (учителя) с каждым ребенком с учетом его особенностей – на этом основано конструирование образовательного процесса педагогом. Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и игровую деятельность детей. Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей с отклонениями в развитии определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как аккуратно (имя ребенка) подобрал одежду и сложил ее. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь подбирать одежду для прогулки».

Другой эффективный способ – использование игр (с обувью, одеждой др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным. Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.

Такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Поможем подобрать одежду» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время одевания можно дать детям новый шарф, предложить развернуть его, рассмотреть: «Какой красивый, мягкий шарф, какой он теплый! А как, наверное, он согревает шею! Наденем его!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Раз, два, три, четыре пять! Шапку будем надевать», — приговаривает воспитатель, показывая детям приемы надевания шапки и др.одежды.

Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек, плоскостных фигур, кукол бибабо и т.д. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Ваня одевается», «Мальчик собрался на прогулку»).

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети собираются на прогулку. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.

— «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.

— «Собираются на прогулку», — отвечают дети.

-«Правильно. Юра и Вова подбирают одежду для прогулки. Все наши ребята умеют собираться на прогулку. А сейчас мы будем учиться собираться на прогулку.

К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет одеваться. Посмотрим, как Ира одевается.

Воспитатель (учитель) обращает внимание на то, как Ира подбирает одежду, одевается на прогулку. Затем педагог вместе с ребенком повторяет весь процесс одевания.

Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс одевания. У них возникает активный интерес, они называют предметы одежды, части тела, на которые следует надевать одежду, упражняются в складывании одежды на стул и т.п.

Воспитатель (учитель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей. Например, перед одеванием на прогулку учитель (воспитатель) говорит: «Сегодня Юра будет проверять, как вы собираетесь на прогулку, посмотрит, кто правильно подобрал одежду, кто аккуратно сложил ее».

Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Вовой и Юрой проверим, как ребята оделись. Посмотрите, ребята, как аккуратно оделся Алеша»).

Учитель (воспитатель) учит детей к использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.

На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать одежду на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно брюки – будешь ходить в мятых.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться; не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:

— представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;

— положительный настрой на выполнение элементарных трудовых действий, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.).

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает детям возможность почувствовать себя самостоятельными и умелыми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Игры цикла «Я одеваться сам могу»

Игра: «Что отражается в зеркале?»

Цели: познакомить детей с понятием «отражение», необходимостью использовать зеркало.

Материалы: зеркала, ложки, персонаж Обезьянка.

Ход игры. Любознательная Обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Кого вы видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится позади вас? (Ответы детей). А теперь посмотрите на ложку (без зеркала) и скажите, какая ложка в зеркале? Помогает детям ответить.

— Изображения предметов в зеркале такие же, как и настоящие предметы, они не отличаются от настоящих. Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, какой он есть на самом деле.

Воспитатель. — Посмотрите, Обезьянка запачкала мордочку, но она не видит этого. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо?

Дети с помощью воспитателя отвечают. — Обезьянке надо посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Давайте покажем, как это можно сделать. (Импровизация)

Итак, если вы увидели в зеркале свое грязное лицо, значит, вам надо умыться.

А еще, глядя в зеркало, можно корчит рожицы.

Организуется момент радости.

Игра «А варежки – последние»

Цель: закрепить последовательность одевания одежды, уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Ход игры . Предложить детям надеть варежки, после чего застегнуть пуговицы и молнию на игрушке.

Педагог показывает, что в варежках это делать неудобно, поэтому при одевании мы их надеваем последними. Объясняет, чем опасно, когда руки мерзнут, обращает внимание детей на значение варежек.

Отработка нескольких приемов согревания рук, если потерялись варежки.

Игра «Путешествие в страну Одежды»

Цель : уточнять представления о назначении одежды и правилах ухода за ней; учить ухаживать за одеждой.

Материалы: картинки с изображением одежды, одежда.

Ход игры: Воспитатель (учитель) предлагает детям путешествие в страну Одежды например, в раздевалку. Затем показывает картинки и задает вопросы детям.

— Зачем нам нужна одежда? Какая бывает одежда? (Одежда нужна, чтобы не мерзнуть, быть красивым. Одежда бывает: домашняя, праздничная, уличная).

— Что плохого может произойти с одеждой? (Одежда может испачкаться, помяться, порваться).

— Что делают взрослые, Чтобы привести одежду в порядок, чтобы она была красивой? (Стирают, гладят, зашивают).

— И вы можете помочь своей одежде. Как? (Не пачкать, не мять, аккуратно складывать).

Педагог предлагает поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее ф шкафу.

Игры цикла «Водичка, водичка»

Игра-экспериментирование «Чистая вода»

Цели: дать представление о том, что вода смачивает и очищает, учить мыть руки водой

Материалы: широкая прозрачная миска с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Ход игры. Предложить детям взять чистую бумажную салфетку и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку.

Аналогично поступить с грязной салфеткой. Объяснить. Что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной.

Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив руку в воду. Спросить, что стало с ладонями. Рассмотреть, как окрашиваетсяч вода, а руки становятся чистыми. Спросить у детей, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками. Обобщить ответы.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели: показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо, учить мыть руки водой.

Материалы: полотенце, широкая миска с водой.

Ход игры . Предложить детям взять полотенце и положить в миску.

Педагог. Как вы думаете, что будет с полотенцем? (Намокнет, станет мокрым).

Предложить проделать то же с рукавом. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Спросить удобно ли ходить с мокрыми рукавами, почему это плохо. Объяснить, что полотенце впитывает воду, которая остается на руках после мытья. Предложить вымыть руки и вытереть их полотенцем.

Литература

Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд», СПб: Детство Пресс 2013.

Деркунская В.А. образовательная область «Здоровье» СПб: Детство Пресс 2012.

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» СПб: Детство-Пресс, 2006.

Винникова Г.И. «Социальное развитие и окружающий мир» Москва «Сфера», 2010.

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение», 1986.

Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии» — М.: Владос, 2004.

Шипицына Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». — СПб: СОЮЗ, 2004.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» — Изд. Мозаика-Синтез Москва 2012.

Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.

Методы формирования навыков самообслуживания

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

  • ? Показ действия.
  • ? Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  • ? Метод приучения (систематические упражнения).
  • ? Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  • ? Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

  • ? Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
  • ? Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).
  • ? Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

2. Практическая часть

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.

В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Повседневные упражнения позволяют научить детей есть быстрее, опрятнее.

Готовясь к завтраку или к обеду, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к ребёнку, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

В процессе целенаправленной работы используется весь арсенал методов формирования навыков самообслуживания детей. Данная работа предусматривает двухгодичный период обучения: в группе раннего возраста (от 1 года до 2-х лет), а затем в I младшей группе (от 2-х до 3-х лет).

Опыт нашей работы показал, что при систематическом, целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становления самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. Затем, при переходе в группы дошкольного звена, меньше испытывают трудностей при адаптации, а также быстрее осваивают любую другую деятельность, так как у них уже заложены основы самостоятельности.

Реализуемая в нашем ДОУ Основная общеобразовательная программа разработана на основе Программы целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад - Дом радости» (автор Н.М. Крылова). Ведущей позицией Программы является воспитание ребёнка как интегральной индивидуальности в разных видах деятельности. Стержнем интеграции является выполнение любого вида деятельности на уровне самостоятельности. При этом основы самостоятельности закладываются именно в раннем возрасте.

С целью повышения качества образовательного процесса по воспитанию детей самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания нами ведётся мониторинг уровней овладения необходимыми навыками и умениями. С 2011-12 учебного года данный мониторинг ведётся по образовательным областям. Согласно Основной общеобразовательной программе МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад» формирование навыков самообслуживания является содержанием образовательной области «Здоровье».

Анализ данных мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста показывает стабильную положительную динамику. Так, в сентябре 2009 года, дети, придя в группу раннего возраста, не имели навыков по самообслуживанию (практически у 100% детей не было сформировано ни одно умение по самообслуживанию). На протяжении всего 2009-10 учебного года велась большая работа по формированию навыков умывания, одевания, приёма пищи и пр. В мае 2010 года уже были заметны результаты: 9 детей (56,2%) уже могли обслуживать себя самостоятельно. А к концу следующего года обучения (в мае 2011 года) 11 детей (68,7%) освоили навыки умывания на уровне самостоятельности, 11 детей (68,7%) - навыки одевания, 9 детей (56,2%) - навыки приёма пищи.

В сентябре 2011 года набрана новая группа раннего возраста. Результаты мониторинга вновь показали, что практически все навыки самообслуживания у детей не сформированы. В данное время ведётся целенаправленная работа по их формированию.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Татьяна Суздорф
Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Выполнил : Суздорф Т. В., воспиталь М

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника . Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом . Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу , ываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка , является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания . В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста .

Младший дошкольный возраст особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста . («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.» ) Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу .

В программе второй младшей группы говорится , что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания : научить их есть самостоятельно , умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу , чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все : удобная одежда и обувь детей , оборудование.

С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями . Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и , считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка , все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу , а вечером устают, и медлительность детей их раздражает .

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки .

Навыки самообслуживания , как и любые другие навыки , образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе . По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков , выработке точных движений , обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер : «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф» ; «Завяжи шарф хорошо, кто правильно повесил одежду в шкаф» . Но важно не только упражнять детей в самообслуживании , но и проверять, как они выполняют эту работу . Мы добивались, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.

Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети , надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим . Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием , нужно учить их избегать лишних движений.

Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать : «Молодец» или «Неправильно» . Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то , что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше , умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Основная деятельность маленьких детей - игра . Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании . Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка» , «Рамки и вкладыши» , «Мозайка» и т. д. В уголок ряжения мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.) . Для привлечения внимание детей к уголку ряжения , внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались» ; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания . Постепенно мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей . Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им : «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов» . Обучая детей навыкам самообслуживания , не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.

Формируя навыки самообслуживания , мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Маша варежку надела…» ). Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

Мы учили самостоятельности детей и во время еды , используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Петрушку, которые очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр : «Угостим куклу чаем» , «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например : «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку» , «Как мишка учился ложку держать» . Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком, и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным. Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы стали сервировать стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб.

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания , важно не стеснять детской самостоятельности . Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорили : «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки» . При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук ). Обязательно использовали игровые приемы : по просьбе воспитателя няня учила куклу Степашку мыть руки : завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого) . По мере овладения отдельными детьми этим навыком мы привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно мы приучали детей правильно пользоваться полотенцем : показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид , отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава , правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.

Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания .

Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.

Для детей младшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию связан с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением элементарных правил личной гигиены

Усилия малышей часто не достигают результата, но дети стараются, поэтому не следует бежать на помощь ребенку, если он пытается сделать что-то самостоятельно. Не вышло, просит помощи - помогите ему, похвалите за трудолюбие. От воспитателя требуются большое терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детской инициативы.

Для упражнения малышей в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используются специальные пособия: «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с дырочками для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей и др.

Воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребенок закатал рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т. п.).

Контроль за качеством выполнения детьми трудовых действий целесообразно осуществлять с помощью косвенных методов. Например, педагог использует игровые персонажи, любимые детьми, которые наблюдают, как чисто моются дети, аккуратно ли вешают свою одежду на спинку стула. От имени какой-нибудь игрушки можно проверить чистоту рук, одежды детей, дать совет, как привести себя в порядок.

В группе среднего дошкольного возраста в процессе совершенствования навыков самообслуживания воспитатель содействует овладению детьми рациональными способами действия, формирует умение и потребность действовать самостоятельно (например, мыть руки по мере загрязнения, своевременно пользоваться расческой и носовым платком, не забывать на ночь чистить зубы и т. д.).

Для достижения успеха ребенку недостаточно только наблюдать и повторять за воспитателем необходимые действия. Они, как правило, обращают внимание на результат труда, но не выделяют способов и приемов его достижения (например, ребенок стремится быстрее одеться, но совершает при этом много лишних движений). Поэтому так важно научить детей рациональным способам в самообслуживании.

При закреплении навыков самообслуживания педагог заостряет внимание детей, почему так важен их труд, объясняет, в чем его значимость для окружающих взрослых. Важно содействовать пониманию детьми смысла культурно-гигиенических навыков, их значения для здоровья, красоты и др.

Успешному овладению самообслуживанием способствует продумывание педагогом такой организации всех режимных процессов, где каждый ребенок - активный деятель, а воспитатель - помощник и советчик.

Значимо и создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержание интереса детей к этому виду труда. Важны педагогическая деятельность, поощрение, своевременное предупреждение ошибок, неосторожности, постоянный контроль за качеством действий, при этом оценка педагога не должна вселять в ребенка чувство неуверенности в себе; напротив, она должна быть стимулирующей. Необходимо содействовать постепенному овладению детьми умениями самостоятельно оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.

Поскольку дети уже овладели многими навыками самообслуживания, воспитатель стимулирует своих воспитанников и напоминает детям, что и как нужно делать, помогает, подбадривает их. Если работа по оказанию взаимопомощи будет проводиться регулярно, дети начнут приходить на помощь друг другу самостоятельно, без напоминаний. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

Для детей старшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Обогащается содержание труда. Дети без напоминаний, помощи выполняют необходимые правила при одевании, раздевании, во время принятия пищи и др. Сформированные навыки носят устойчивый характер в любых, даже усложняющихся, условиях. Повышаются требования к качеству деятельности и ее темпу.

В процессе руководства трудом воспитателю следует помочь детям правильно подойти к реализации сложной задачи, показать, как проще и лучше выполнить ее, при этом следует избегать мелочной опеки, предоставить детям возможность проявить инициативу.

Во время проведения режимных процессов взрослому важно пробуждать у детей не только мотивацию, связанную с личной пользой, удовольствием, но и мотивы общественной пользы (потребность проявить заботу об окружающих людях, оказать помощь младшим детям и т. д.).

Ребята по-старше могут помочь младшим овладеть некоторыми правилами самообслуживания, научить их следить за чистотой своей одежды, замечать неполадки в ней, учат обращаться к старшим с просьбой помочь устранить их и т. д.

Воспитателю важно сосредоточить внимание детей не только на результатах, но и на последовательности, рациональных способах достижения цели (например, удобнее вешать в шкаф вещи в той последовательности, в которой они снимались).

Педагог стимулирует каждого ребенка и к самоконтролю: хорошо ли пни справляются с обязанностями по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослых, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли аккуратно делают свое дело и т. д.

Чтобы дети ощутили важность рационального размещения необходимых для самообслуживания предметов, воспитатель привлекает их к организации процессов одевания, умывания. Следует стремиться к тому, чтобы предметы, с которыми дети действуют в процессе самообслуживания, были не только удобными, безопасными, но и привлекательными.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»