Правила движения в детском саду. «обучение правилам дорожного движения в детском саду» опыт работы. Материалы для чтения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Ирина Чичина
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»

Музыкально-ритмические движения в детском саду

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку .

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

Анна Иосифовна Буренина

Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский) . Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются , а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу : «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха ». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности , т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей . И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности .

Что же такое музыкальность ? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушании, пении, движении .

Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки , ее характер, образы передаются в движениях . Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух , и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция) . Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей , a также пластичности и выразительности движений . Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально -ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» , проникновение в музыку , творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях , вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений , c другой – движения поясняют музыку , основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма , которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание , делает его более осознанным.

Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов . Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких , заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению , у них совершенствуется моторика, координация движений , развивается произвольность движений , невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений .

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки . Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением , дыханием. Профессор-музыковед Л . Медушевский писал : «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке , считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением ». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки .

Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т . д.) . Также исследованием проблемы музыкально -ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них : Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.

Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально -ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр , танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку , проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.

Музыкально -ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи

1. Обогащать музыкальные впечатления детей , создавать радостное настроение.

2. Развивать ритмичность движений под музыку .

3. Подводить к выразительному исполнению движений , к совместным и индивидуальным действиям.

Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков :

Самостоятельно начинать движения после вступления ;

Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий) ;

Выполнять движения , в общем, для всех темпе, координировать их;

Двигаться в умеренном, быстром темпе.

Во время разучивания музыкально -ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами , учитывая возрастные особенности детей.

Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины . Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение . Правильный показ движений , точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение .

Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку , чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности , понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре , обогащается его духовный мир.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку , но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение , возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку . Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение , но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка : запоминание отдельных движений и движений в комплексе , координация движений , способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.

Музыка , движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой : «Танцевать - ум развивать» . Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений , при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением , но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.

Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики : «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки , ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний .

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

P.s.:В детском саду вместо термина "ритмика" вначале пользовались терминами "ритмические движения ", "музыкально -двигательное воспитание", затем "движение под музыку ", "музыкальное движение ", "музыкально-ритмические движения ", "музыкально -ритмическая деятельность". На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально -ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку "исходным моментом" в ритмике, а движение - средством ее усвоения.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Работа с родителями по правилам дорожного движения

Знакомство ребёнка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для этого ему важен личный опыт, испытание на себе этой среды, как он испытывал огонь свечи или горячую пищу. Однако последствия ДТП нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно лёгкому ожогу. Поэтому личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом, путём проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге.
Слово «общество» употреблено в этом вопросе не случайно. Обеспечение безопасного поведения ребёнка на дороге должно быть частью государственной программы обеспечения безопасного движения на дороге всех людей. Каждый родитель заботиться о своём ребёнке, а государство (общество)заботится обо всех детях. Обществом является всё : папы, мамы, бабушки, дедушки, взрослые, водители, средства массовой информации, специальные журналы и газеты, отчёты, справочники и руководства для разработки мер по безопасности движения, тематические конгрессы и конференции, месячники безопасности дорожного движения, специальные учебные заведения.
Первым учителем , который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасное™ на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они описаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они ока-зывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно потому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авторитет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу но воспитанию у ребенка навыков безопасного поведения на дороге.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, по¬
могут ему несколько позже приобрести знания.

Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, гак и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые" он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных,используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить. * Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее«попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения -приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!
Задача любого воспитателя - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге -главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка
огорчить их своим поведением;

Показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческую саморегуляцию;
- развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы,
воспитателя»;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТ11. Использовать эти возможности - задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
- знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Я целенаправленно организовала свою работу по выполнению этих рекомендаций. И уже через год ощутила положительные результаты, убедилась, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста.
Мной составлен перспективный план по обучению детей всех возрастных групп правилам дорожного движения, разработаны памятки, состоящие из двух разделов: 1) Что должны знать воспитатели; 2) Что должны знать родители
Перспективный план и памятка позволили правильно, в соответствии с «Программой» отобрать материал для работы с детьми.
Раз в два года с помощью работников ГИБДД мы проводим семинар, на котором воспитатели слушают выступления из опыта работы, получают рекомендации по использованию новых диафильмов, художественной и методической литературы.
В моей работе стали системой совместные встречи коллективов дошкольного учреждения и школы с сотрудниками ГИБДД. На них сотрудники ГИБДД рассказывают о дорожных происшествиях, их причинах, рекомендуют педагогам, на что следует обратить особое внимание в своей деятельности, а воспитатели и учителя рассказываю! о состоянии обучения детей правилам дорожного движения.
Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия. Создавали мы их постепенно. Вначале сшили костюмы, нагрудники с изображением различного вида транспорта, сделали светофоры для занятий и игр, приобрели жезлы регулировщика. Изготовили небольшой макет части города для упражнений детей в правильном переходе улицы. Для занятий приобрели разные виды грузовых и легковых автомобилей, фургоны, автобусы и другие виды транспорта. Укреплена материальная база. На территории сада оборудовали автогородок. Отвели специальное помещение, где размещены дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, макеты города.
Взяв за основу специальную методическую детскую литературу я разработала конспекты, беседы о правилах дорожного движения. Большое внимание уделяю составлению логических задач, подборке дидактических nip. Разработала карточки оборудования занятий по обучению детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения проводятся с первой младшей группы . Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зелёный цвета. Всё обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный - зелёный» воспитатель говорит детям: «Ты, Алёша, вместе со своим другом Мишуткой идёшь в гости к бабушке. Когда я покажу зелёный кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок - стойте». Такая игра, по с разными игрушками проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зелёный цвета. Потом им объяснили, почему при зелёном цвете светофора надо идти, а при красном стоять.
Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, продолжаю работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учу их различать грузовые и легковые машины, закрепляю умение называть части автомобиля.
Дети на прогулках наблюдают за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации с изображением машин называют их.
Используя игры с не сложными правилами и сюжетом, закрепляю у ребят умение различать красный, зелёный и жёлтый цвета, учу ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко, близко, вверху. внизу, слева на право, справа на лево».
В игровых ситуациях учу детей правильно входить в автобус к выходить из пего. В качестве транспорта использую модели «автобуса» Много внимания уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриваем картинки, игрушки, изображающие автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняем, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.
Знания, приобретённые детьми в младших группах, расширяются и углубляются в последующих. Гак, в средней группе дошкольники должны были знать где могут ходить люди и где ездить машины. Почему? В этой группе детям впервые объясняли для чего нужен светофор. Они рассматривали игрушку - светофор, иллюстрации с изображением светофора. Во время прогулки ходили к ближайшему перекрёстку, наблюдали за работой светофора, рассказывали о назначении его световых сигналов (зелёный разрешает ехать автомашинам и идти пешеходам, красный запрещает, а жёлтый предупреждает о томя, что сигнал сейчас переменится). Дети видели, как с помощью светофора регулируется движение машин, людей. Полученные знания закреплялись в дидактических играх и упражнениях, а также на занятиях. Например, на занятиях физкультурой дети играли в игру «Найди свой цвет» с использованием цветных флажков, светофоров с одним зажженным световым сигналом.
Дорожное движение требует от человека большого внимания, поэтому значительное место в играх я уделяю его развитию у детей, задавая им вопросы тина: «Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушёл?», «Сделай, как было» и др.
Дети средней группы впервые встречаются с сотрудниками ГИБДД , которые в доступной форме рассказывают им о том, как строго они следят за тем, чтобы водители и пешеходы выполняли правила дорожного движения. Дети рассматривают их машину, узнают о назначении цветового сигнала фонаря па крыше машины.
Из года в год знания, приобретённые детьми расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого использую целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы.
Много внимания уделйю ознакомлению детей с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знают назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогают усвоить их другим. Мы начинали работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; Затем запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещён». Во время игр е «транспортом» дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход». Обращаю внимание на то, что знак «Пешеходный переход» есть в предупреждающих и указательных знаках, но назначение его разное. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в не положенном месте, рядом пешеходный переход». Внешне эти знаки разные, одинаков лишь рисунок.
В старшей группе знакомлю детей с работой регулировщика. В нашем городе на сверх основных перекрёстках установлены светофоры, поэтому видеть работу регулировщика невозможно. Снова обратились в ГИБДД с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик сто;/:v в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его. Чтобы закрепить и расширить знания детей о работе регулировщика, показали два диафильма «А ты знаешь?» и «о профессии регулировщика», читали главы из книги Б.Житкова «Что я видел» и С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».
Дети получили чёткое представление о том, что правила предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизней и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне, иначе натолкнёшься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только гам, где имеется пешеходный переход, при двустороннем движении транспорта переходить дорогу посмотрев сначала на лево, а дойдя до середины дороги - на права, ожидать транспорт только на специальной остановке.
Свои знания о правилах дорожного движения дети отражают в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте: уплатить за проезд, не садиться, если стоит взрослый и т.д. Для закрепления знаний детей правил дорожного движения провожу викторины, в которых использую логические задачи. Например: «Петя и Коля бегут по тротуару, на встречу им идёт женщина с сумкой. Ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, женщина выронила сумку. Петя с Колей подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что правильно? Что должны были сделать ещё?»
В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей правил дорожного движения, полученных в предыдущих группах (дети решают логические задачи, выполняют игры упражнения). На территории детского сада имеется автогородок, где наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с поставленными дорожными знаками. Площадка, оборудованная действующим светофором, дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, привлекает детей, позволяет играть почти всей группой: водителям надо отремонтировать машины на станции технического обслуживания, заправить их бензином, заехать в пункты медицинской помощи, питания - везде их ждут. Любимая роль детей в этой игре сотрудник ГИБДД, который следит за движением машин и пешеходов на дороге.
Я разъясняю дошкольникам, как важно не только знать, но и следовать правилам дорожного движения им, как будущим школьникам, Скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После беседы проводим обучающую игру «Мы идём в школу». Игая, дети упражняются в переходе дороги гам, где нет светофора, используя «остановки безопасности». Работу проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываю с развитием речи. В подготовительной к школе группе в течении года несколько раз планирую занятия, на которых дети составляют рассказы на темы: «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Алёшина дорога в школу» и др. рассказы детей построены на знании правил дорожного движения.
Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители.

Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего болылого человеческого общества.
Ф. Адлер

Родители должны дать ребёнку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человек;! внешней среде, в том числе и в дорожно- транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации очень меняются.
Ребёнка нет дома, и у матери болит душа: всё ли благополучно? Только бы ничего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растёт. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребёнком, научить считать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребёнка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребёнок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведёт к травме или гибели ребёнка, очень большая». В этой стране и других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное поведение ребёнка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Нвропы ребёнок сдаёт в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торжественной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Швеции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране- тысячи. Не говорите, что это маленькие страны- у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в пашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа,- правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте от семи лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасти до семи лет, когда родители ребёнка водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первый шаг на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксируем. Если можно с напой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И ещё хуже, если так сделали мама или папа- значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребёнка, помните! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге- основу возможной будущей трагедии.
Но своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже сознательно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проезжую часть не может. Однако жизнь диктует свои правила, и родители, под давлением обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребёнка за руку, проходит весь маршрут и объясняет весь порядок его прохождения. Затем ребёнок должен взрослого члена семьи провести но маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребёнка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребёнок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребёнок при этом не должен знать, что за ним ведётся контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что всё будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создаёт в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребёнка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал всё, чтобы мой ребёнок ходил самостоятельно».
Мною разработаны памятки для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге, их используют во всех возрастных группах нашего детского сада. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма, привычную веру в то, что с его ребёнком несчастного случая не произойдёт, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Па общих и групповых родительских собраниях выступаю!" сотрудники ГИБДД, подчёркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей. Дают советы и рекомендации.
Па консультациях я знакомлю родителей с содержанием работы по изучению дошкольников правилам дорожного движения, в панках-передвижках помещаю практические материалы: стихи, списки литературы. С помощью родителей изготовлены многие атрибуты: дорожные знаки, плоскостные фигуры, костюмы и др.
В результате проведённой работы родители не только следят за тем, чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения, но и сами их выполняют.
Выпуская детей в школу, я знаю, что мои воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения моими воспитанниками.

«Музыкально – ритмические движения в детском саду»

Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики , где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. А, как мы знаем, музыка - искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно. Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни зрителей. Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно же, через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно – то выполнимо! И если в музыкально – ритмических движениях игровые приемы не используются, тогда и ребенок теряется интерес к этому виду деятельности.

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые
основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно - физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Работа над музыкально – ритмическими движениями предполагает решение следующих
задач:

1. Развитие музыкальности:

    Развитие способности воспринимать музыку, понимать её характер.

    Развитие специальных музыкальных способностей музыкального слуха (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма.

    Развитие музыкального кругозора и интереса к искусству звуков

    Развитие музыкальной памяти

2. Развитие двигательных качеств и умений

    Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя определённые виды движения (ходьба, бег, прыжковые движения, общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения)

    Развитие ловкости, точности, координации движений

    Формирование правильной осанки, красивой походки

3.Развитие умения ориентироваться в пространстве

    Самостоятельно находить свободное место в зале,

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом

    Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.

4. Развитие творческих способностей:

Воспитание потребности к самовыражению в движения под музыку:

    Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку

    Развитие творческого воображения и фантазии

    Развитие способности к импровизации в движении,

    Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями.

5. Развитие и тренировка психических процессов

    Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

    Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. развитие слухового внимания, способность координировать свои слуховые представления и двигательную реакцию.

    Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления

6.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

    Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать его в пластике.

    Формировать чувство такта и культурных привычек.


Осваивая эту форму музыкальной деятельности, следует учитывать следующие принципы:

Комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
-систематичность;
-постепенность;
-последовательность;
-повторность;

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:

    Начальный этап обучения

    Углубленное изучение

    Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений .

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей .

Если следовать формуле, что « учиться нужно весело » , то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.

Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

- свободные танцы и пляски , в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

- комбинированные танцы , включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

- народные танцы и пляски , построенные на подлинных элементах народного танца;

- характерные танцы , исполняемые различными персонажами;

- детские бальные танцы , включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

Следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

Определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

Обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

В беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.

Возрастные особенности дошкольников

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

Ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;

Выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

Поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

Интерес к танцевальному процессу движения под музыку;

Выразительность движений;

Умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.

У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

Детей средней группы продолжают учить:

Сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;

Изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;

Воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;

Развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;

Легко и свободно двигаться парами;

Точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.

Показатели уровня развития детей:

Выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;

Умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

Использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:

Двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;

Двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;

Четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;

Отмечать сильные доли такта.

Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.

Показатели уровня развития детей:

Выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;

Умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;

Освоение большого объема разных композиций;

Способность к импровизации с использованием разнообразных движений;

Точность и правильность исполнения движений в танце.

Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

Легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

Показатели уровня развития детей:

Выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

Умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

Освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

Освоение сложных видов движений;

Способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

Методические приемы

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

Основные движения способствуют укреплению всех групп мышц, связок, суставов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов; развивают физические качества: ловкость, быстроту, гибкость, общую выносливость.

Оборудование в детском саду для лазания, перелезания, подлезания, проползания.

Стенка гимнастическая

с 4-6 секциями высотой 250-270см, шириной 800см с диаметром перекладин 27-30мм, расстояние между перекладинами 20-22см и 30-40см. Наиболее подходящий порядок установки гимнастической стенки - вдоль пределов площадки, последовательно.

Упражняются дети в лазании и на таком снаряде, как переносная башня из металлических труб высотой 250cм, шириной 300cм с пятью пролётами и расстоянием между перекладинами - 200cм, что удобно - при необходимости её можно убрать или перенести.

Можно оборудовать физкультурную площадку четырёхгранной башней.

Она имеет форму конусной усечённой пирамиды, верхнее основание и боковые поверхности башни зашиваются досками. Через центр башни проходит металлическая стойка, забетонированная в земле. Над поверхностью башни она поднимается на высоту не менее 1м.

За приваренные к стойке крючки крепятся 4 каната диаметром 3см, высота крепления канатов от верхнего основания башни - 1м. С помощью канатов дети поднимаются на башню, опираясь ступнями ног о поверхность плоскостей. На всех плоскостях башни с одной стороны на расстоянии 20см друг от друга крепятся планки величиной 15х20см или делаются прорези такого же размера. Основные размеры башни следующие: нижнее основание –90см, высота башни –220см.

.

Канат и верёвочная лестница подвешиваются на металлические стойки, приваренные к горизонтальным перекладинам на высоте 250 - 300см на расстоянии 50-55см друг от друга. Если позволяет площадь физкультурной площадки, то лучше поставить две стойки, на одной закрепить канаты, а на другой - верёвочные лестницы (не менее двух снарядов).

Для лазания можно использовать и вертикальные шесты.

Конструкция состоит из четырёх шестов высотой 250–300см, диаметром 30–35см, четырёх перемычек длиной 150–200см и двух перекладин. Интересны детям для лазания лианы, сетки, подвешенные на металлических стойках и перекладинах.

Для развития и укрепления различных групп мышц, вестибулярного аппарата, координации движений при преодолении расстояния на руках в висе широко используются в работе с детьми старшего возраста прямой рукоход . Высота рукохода над поверхностью земли - 150см. При такой высоте выполняя упражнение, ребёнок может опираться ногами о землю. Ширина лестницы - 50см, расстояние между перекладинами - 15см, диаметр перекладин 25-30мм, а длина лестницы - 350-400см, что даёт возможность одновременно выполнять упражнение группе детей.

С этой же целью, но при преодолении расстояния по кругу на руках в висе, предназначен рукоход кольцевой, состоящий из двух секций, выполненных в виде круглой и кольцевой лестниц, соединённых между собой и расположенных: круглая - горизонтально, кольцевая - вертикально, секции крепятся на стойках, закреплённых в земле. Изготавливаются рукоходы из стальных окрашенных труб или пластмассы.

Для висов и подтягиваний устанавливают на физкультурной площадке перекладины: низкая (высотой 100-80см); средняя (высотой 120см); высокая (высотой 150см).

Для перелезания, подлезания и проползания используются дуги и воротики, заборчик с вертикальными перекладинами, а так же «козлики», стенка с горизонтальными перекладинами, дорожка из малых лесенок.

Воротики и дуги , изготавленные из металла, высотой 40, 50, 60см, шириной 50, 60, 70см приваривают к металлическому же основанию. При изготовлении воротиков (дуг) к основному размеру (40, 50, 60) прибавляется 20см по высоте (это величина на которую вкапываются воротики или дуги вместе с основанием в землю). Варианты расположения дуг (воротиков) на основании различны, следует лишь соблюдать дистанцию не менее 100см между снарядами. Желательно установить дуги и воротики на спортивной площадке в два ряда. Под воротиками следует положить линолеум, который перед выполнением упражнений следует протирать.

Заборчик с вертикальными перекладинами рекомендуется длинной не менее 300см, шириной 60см с диаметром перекладин 30-35мм и расстоянием между перекладинами 40- 50см.

«Козлики» изготовить достаточно просто: два бревна диаметром не более 15см вкапывают в землю на расстоянии 90-100см друг от друга высотой 80 или 90см, сверху закрепляется третье бревно такого же диаметра и длиной 90-100см. Устанавливают «козлики» в два ряда от четырёх до восьми штук.

Дорожка из малых лесенок, согнутых под прямым углом. Длина одной лесенки до изгиба - 1,5-2м, после изгиба - 70см, другой - 70см до изгиба и 1,5-2м после изгиба. Ширина каждой лесенки 40-50см, расстояние между перекладинами 25см.

Для упражнений в пролезании через так называемое «окно» можно изготовить стенку с горизонтальными перекладинами. Это две стойки высотой 100см над поверхностью площадки, между которыми зафиксированы две доски шириной 10-15см, образующие «окно» высотой 40см. Рекомендуемая ширина такой стенки также 100см.

Можно соорудить на физкультурной площадке сплошную стенку.

Она собирается из досок со сквозными прорезями для рук и ног, закреплёнными между двумя стойками. Высота стенки - 220см, ширина - 160см. Расположены прорези попеременно таким образом, чтобы упражняться в лазании могли одновременно два ребёнка. Ширина прорези 15см, высота 20см. Расстояние от края стенки и между прорезями - 20см.

Жидович И.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»