Как правильно вязать циновки из тростника. Плетение из камыша: мастер-класс для начинающих

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Недавно побывал на выставке-ярмарке «Мастера и ремесла», и мне удалось поучаствовать в мастер-классе по изготовлению циновок своими руками. Очень был удивлен, насколько просто делаются циновки, было интересно. Попробовал плести циновку из стеблей тростника.

Постараюсь описать весь процесс изготовления циновок(по этой технологии можно плести любые варианты, циновку на пол, ковёр-циновку, циновку для суши и роллов).

Инструменты и станок для изготовления циновок

Во-первых, необходимо конечно сначала сделать специальный станок для плетения циновок. Думаю, он не очень сложен в изготовлении, по крайней мере, он выглядит довольно просто. Станок представляет собой оцилиндрованное бревно диаметром около 15-20 сантиметров (см.фото1).

ФОТО1. Станок для изготовления циновки. Подойдёт и для изготовления циновки для суши-роллов.

Длину бревна можно делать любой, и она зависит от того какую максимальную ширину циновки вы намереваетесь плести. Далее по краям бревна необходимо сделать ножки, на которых оно будет жестко закреплено. Высоту ножек подбираете так, чтобы было удобно сидя на стуле, работать за ним, примерно 60 см от пола.

На бревне через каждые 6 сантиметров делаются тонкие запилы шириной 2-3мм, и глубиной около 3-5мм по окружности бревна (см.фото2).

Но можно варьировать расстояние между запилами по вашему усмотрению. Эти канавки-запилы определяют шаг плетения нити (см.фото3).

Также необходимо сделать небольшие деревянные чурки из бревнышек (либо что-то подобное) диаметром около 8-12см и длиной 15-18см. Для плетения одной строки необходимо две такие чурки связанные между собой (см.фото4).

Ориентируясь на то, какую длину циновки вы планируете связать, отмеряете удвоенную длину нити (можно и побольше намотать). Один конец нити наматываете на одну чурку, второй — на другую. Наматываем нить до тех пор, пока расстояние между чурками не составит около полуметра. Чтобы нить не разматывалась, делаем петлю вокруг чурки. Затем набрасываем эти сдвоенные чурки в канавки-запилы расположенные на бревне.

Технология плетения циновки

Дальше всё просто – укладываем, например, высушенный ствол тростника вдоль верхней части бревна, придерживая тростник одной рукой, берем в руку чурку и перебрасываем её через бревно, ту чурку которая находилась на противоположной стороне бревна перебрасываем в обратную сторону. Затем переходим к следующей паре чурок и проделываем тоже самое, и так до тех пор, пока не проделаете эти операции со всеми чурками по всей длине бревна. Далее укладываем второй ствол тростника и повторяем весь процесс. И так далее.

Из какого материала плести циновки?

Для плетения циновок подходят листья рогоза, стволы тростника, трава осока. Все эти травы в природе произрастают во влажных местах. Поэтому циновки из них имеют хорошую устойчивость к воздействию сырости и влаги, и как следствие могут долго служить принося вам пользу.

Циновка из рогоза

Плести циновку из рогоза можно различными способами. Очень красивая получается циновка, если сначала листья рогоза заплести в косу, а затем уже укладывать вдоль бревна и переплетать нитками.

Циновка на пол из рогоза

Если длина «косы» из рогоза больше ширины планируемой циновки, она загибается в обратную сторону на месте того запила-канавки где обозначена ширина, и ряды начинаются плестись заново (см.фото5).

Циновка из осоки

Для того, чтобы сплести циновку из травы осоки, необходимо её сначала подготовить следующим образом: взять небольшой пучок сухой травы, взять ещё несколько стеблей осоки и накрутить их по всей длине этого пучка (см.фото6).

ФОТО6. Ковёр циновка из осоки

Только после этого, получив такую своеобразную «травяную палку» можно начать плести циновку из осоки по технологии описанной выше.

Циновка из тростника

Из тростника получается очень прочная и, пожалуй, более долговечная циновка. Его легко заготовить, высушить, и с ним легко работать при плетении.

Как заготавливать материал для циновок?

Обозначим для начала места произрастания тростника, рогоза и осоки.

Тростник обыкновенный растет по берегам водоемов, каналов, канав, также на низменных и верховых болотах, на сырых лугах, по краю заболачивающихся ручьев.

Рогоз широколистный растет вдоль водоемов с застойной водой, особенно обмелевших, у заброшенных рыбных прудов.

Осока произрастает на влажных лугах, на болотах, иногда непосредственно в воде, особенно при весеннем разливе рек в пойменных местах.

Рогоз, тростник и осоку заготавливают осенью, когда они уже имеют достаточную длину. Срезают растения, когда они еще зеленные, затем сушат.

Сушат под навесами или в помещениях. Чтобы материал хорошо просушился и не запрел, листья рогоза, стволы тростника и траву осоку раскладывают небольшим слоем, либо связывают в пучки и подвешивают на веревках для лучшего проветривания.

Применение циновок

Циновки хорошо использовать вместо ковриков в туалете, ванной комнате, в прихожей. Можно изготовить небольшую циновку из тростника и использовать её на кухне, как подставку под горячие сковородки, кастрюли, либо сплести обеденные скатерти. Из более мягкого рогоза получиться неплохой коврик для отдыха на природе. Хорошо будут смотреться циновки на стенах, в качестве декора.

Во времена бурного развития цифровых технологий, искусственных материалов и виртуальной реальности людей все чаще тянет к чему-то настоящему, поистине природному. Если помощникам в виде компьютера и посудомойки человек несказанно рад, то обставляя свое жилище, он отдаст предпочтение натуральным и экологичным материалам. Одним из островков природы в квартире является плетеный из растительных волокон безворсовый коврик, известный под названием циновка.



Что это такое?

Первые циновки были привезены в Европу из Китая. Настоящую родину незамысловатого коврика определить невозможно ввиду того, что они довольно быстро (с исторической точки зрения) разлагаются, тем самым невозможно определить их наличие путем археологических раскопок у древних народов. Однако о широком распространении циновок в странах с жарким климатом и не только спорить никто не будет. Например, в Японии до сих пор используется один из видов циновки – напольные плетеные маты. Японцы называют их татами.


Циновки отличает натуральное эко-волокно, из которого они изготовлены. Они не вызывают аллергии, не являются средой для обитания пылевых клещей, просты в уходе. К тому же ходьба босиком по грубой плетеной текстуре поверхности сравнима с легким массажем стоп, что благоприятно воздействует на организм в целом.

Используется циновка не только как ковер на пол. Ее используют и в качестве обоев, штор, картин, а иногда и покрывают ею потолок. Благодаря натуральным природным тонам она отлично вписывается как в современный, так и в классический интерьер.

Можно выделить следующие достоинства плетеных безворсовых ковров:

  • Природные натуральные материалы – основа изделия.
  • Гипоаллергенность;
  • Тепло- и звукоизоляционные свойства (зависят от плетения – чем оно туже, тем выше эти свойства).
  • Практичность. Не притягивают пыль и неприхотливы в уборке.
  • Приятны на ощупь, благоприятно воздействуют на организм при хождении по ним босиком.
  • Различные техники плетения предоставляют широкий выбор.


Виды и формы

На сегодняшний день в продаже имеются коврики не только ручной работы, но и промышленного производства. Последние преобладают на рынке по количеству предложений. Также в продаже появились циновки не только из растительных, но и искусственных синтетических материалов. Такие изделия не боятся влаги, более износостойкие, что делает их пригодными для использования в ванной комнате, а также на открытых площадках, к примеру, на веранде.


Для создания циновок применяются различные техники плетения, наиболее распространенные из них – плетение в шахматном порядке, косичками. Встречается и комбинирование нескольких техник плетения в одном изделии. После плетения материал, приготовленный к продаже, представляет собой рулоны, ширина которых лежит в интервале от 3,5 до 4 метров. В результате чего покупатель имеет возможность заказать круглую или квадратную циновку, маленький коврик или огромный ковер.

Обычно фирмы предлагают создать кант сами , некоторые из них предлагают различные материалы – кожу, гобелен, замшу, хлопок. Стоит отметить, что создание бордюра чаще всего не входит в стоимость циновки и оплачивается отдельно. Стоимость этой процедуры может составлять от 10 до 50% стоимости циновки в зависимости от материала бордюра и сложности его исполнения.


Материалы изготовления

Основная часть предлагаемых на рынке циновок сделана из растительных волокон. Как и в древние времена, их изготавливают из стволов растений, сплетают между собой и хорошо высушивают, стараясь создать из различных по длине, толщине и форме волокон тонкую веревку или нить. Именно из таких нитей и плетется впоследствии ковер. Наибольшую популярность приобрели такие материалы, как джут, тростник, сизаль. Много и других растений используется в качестве основы, однако они встречаются не так часто.

Тростник

Многолетнее травянистое растение растет на берегах рек, болот, за что многие ошибочно называют его камышом. Издревле используется человеком для создания плетеных изделий. Тростниковые циновки обладают отличными теплоизоляционными свойствами.



Джут

Растение рода кустарников относится к прядильной культуре. Традиционно из джута изготавливались мешки и канаты. Сейчас джут активно используют в производстве упаковок и пакетов как альтернативу синтетических материалов. К тому же джут отличается высокой выносливостью и прочностью, что объясняет его использование в местах скопления людей – офисах, магазинах.



Сизаль

Сизаль или агава сизалевая – растение, из волокон которого делают канаты, шпагат, тарные ткани. Нити получаются достаточно длинными и прочными, что позволяет сплести циновку из цельных нитей. Такие изделия считаются лучшими среди подобных.



Койра

Волокно, получаемое из межплодника орехов кокосовой пальмы. Кокосовый орех длительное время вымачивается в воде, затем из него вычесываются волокна. Те, что длиной более 20 см и идут на изготовление циновок, матов, канатов и веревок. Те, что короче, используются как набивка или щетина для щеток.



Рис

Известное однолетнее растение семейства Злаки. Рисовая солома пользуется такими преимуществами перед остальными видами растительных волокон, как мягкость и тонкость. Отличие рисовых волокон состоит также в том, что сушат их уже в готовом изделии. Просушенные на солнце рисовые соломенные циновки обладают гибкостью и прочностью, а также издают приятный аромат.

Ротанг

Растение из семейства пальмовых. Ротанговое волокно, пожалуй, единственное из растительных волокон, которое не подвергается возгоранию. Его достоинствами также является устойчивость к повышенной влажности и перепадам температуры. Большой выбор оттенков циновок из ротанга делает их любимцами дизайнеров.



Бамбук

Многолетнее растение произрастает в районах с высокой влажностью, однако благодаря особым свойствам не подвергается гниению и инфекциям. Бамбуковые циновки делают двумя способами. Первый традиционный – плетение. Второ, й более современный предполагает использование скрепляемых нитями бамбуковых планок. Стоит заметить, что такие ковры имеют меньшую прочность, чем плетеные, поэтому они не подойдут для помещений с интенсивным движением людей.



Хлопок

Натуральный и весьма распространенный материал. Используется в качестве основы, что оберегает циновки от деформации. Также встречается при обработке края в качестве материала бордюра.



Бумага

Для изготовления ковров используется бумага из риса и хлопка. Стоит отметить, что во всех странах, кроме Японии, ковер называются бумажным, если в его состав входит не менее трети бумаги. Подобные циновки не боятся воды и обладают высокой прочностью и износостойкостью, однако главным их недостатком является высокая стоимость.



Лен

Льняные волокна активно используются в текстильной промышленности. Циновки из чистого льна недолговечны, но весьма красивы, поэтому их почти не производят. Однако в продаже встречаются ковры с вставками изо льна.



Конопля

Пенька – так называется получаемое из конопли волокно. Из него делают канаты, веревки, мешковину. Особенностью пеньки является устойчивость к морской воде, благодаря чему она нашла применение в морском деле. Для изготовления циновок конопля с незапамятных времен применяется ввиду высоких прочностных характеристик.

Водоросли

Циновки из водорослей не так широко известны, как бамбуковые, однако и они имеют свои достоинства. Они получаются тонкими и гибкими, а волокна водорослей придают изделию необычный зеленый цвет, также они могут быть традиционного бежевого или бурого цветов. Как и рисовые плетеные ковры, ковры из водорослей имеют свой особенный запах – запах морской соли.



Применение в интерьере

Циновка с легкостью подчеркнет аскетичность и натуральность интерьера, однако в современном дизайне ее используют и как главный элемент декора. Очень многое зависит от ее размеров. Так, коврик небольших размеров отлично впишется в пространство перед камином, кроватью или около кровати. Ковры среднего размера – от 2 до 6 квадратных метров часто используют, чтобы выделить определенную зону. Они подойдут для кухни – выделят столовую группу, однако следите за тем, чтобы задние ножки стульев также находились на ковре. Придутся ко двору такие коврики и в качестве дорожки в прихожей, здесь особую ценность приобретает их практичность и простота в уходе. Ковры большего размера целесообразнее использовать в гостиной, спальне.

Отличительной особенностью плетеных ковров является их незаметность при укладке на лестнице. Они не деформируются и не выделяют сгибы.

Циновки используются не только в качестве напольного покрытия. Их часто вешают на стену, именно вешают – верхний край закрепляют на деревянные планки, а нижний свободно опускается вниз. Можно создавать прекрасные композиции, изменяя длину висящих циновок.

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича , из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев
добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки - вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля - это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии .

Инструкция

Приготовьте материал для плетения. Заготовку камыша можно делать круглый год, однако зимой это довольно трудно из-за сугробов, а весной - из-за половодья и грязи. Поэтому камыш заготавливают летом и осенью. Материал, срезанный в разное время, будет отличаться по оттенкам.

Срежьте стебли камыша ножом или серпом. Свяжите в пучки, развесьте их под навесом в полутени. Через 2 недели материал готов к использованию.

Отсортируйте камыш по длине, толщине и качеству. Отберите стебли, пригодные для плетения. Очистите их от листьев, причем хорошие листья оставьте, а поврежденные выбросьте. Толстые стебли расщепите на ленты разной ширины и длины.

Сухой камыш увлажните, чтобы восстановить его гибкость. Перед началом работы опустите материал на 1-1,5 часа в холодную воду. Во время плетения периодически увлажняйте камыш с помощью поролоновой губки или мочалки.

Перед плетением можно отбелить или покрасить камыш. Сделайте раствор. Нагрейте до 60оС 10%-ный раствор перекиси водорода, добавьте к нему 2%-ный раствор силиката натрия, положите в него стебли и листья камыша и прокипятите в течение 2 часов. Материал приобретет серебристый цвет. Затем промойте под струей горячей воды.

Для окрашивания камыша применяют красители. Приготовьте раствор из расчета 5 г красителя на 1 литр воды. Затем добавьте в него 1 г поваренной соли и 2 г уксусной кислоты. Прокипятите заранее отбеленный камыш в этом растворе около 30 минут. Затем промойте в проточной воде.

Чтобы сплести поднос или тарелочку для хлеба приготовьте 30 листьев. Влажные листья, которыми будете плести позднее, заверните во влажную тряпочку, чтобы они не высохли. Подберите шаблон, по которому будете плести. Это может быть обыкновенная кастрюля.

Листья нарежьте на равные полоски. Их длина должна быть на 5 см больше шаблона. Положите 4 полоски в ряд. На расстоянии примерно 1/3 от края положите перпендикулярно лист так, чтобы 1 и 3 полоски были поверх него, а 2 и 4 под ним. Следующую полоску вплетите аналогичным образом, но в шахматном порядке, то есть 2 и 4 полоски основы должны лежать поверх листа, а 1 и 3 под ним. Сплетите подобным образом квадрат.

Тонкие и короткие части листьев, оставшиеся от обрезки, скрутите в жгутики. На донышко поставьте кастрюлю, привяжите ее бечевкой и продолжайте оплетать основу по кругу подготовленными жгутиками в шахматном порядке. Располагайте их как можно ближе друг к другу. Когда закончится длина жгута, подставьте следующий и продолжайте плетение.

После того как будет готово дно подноса, отогните полоски основы вверх. Оплетите их жгутиками в шахматном порядке на необходимую высоту.

Уберите шаблон и заправьте оставшиеся кончики. Шилом отодвиньте края подноса и просуньте в отверстие торчащий кончик. Аналогичным образом заправьте все остальные концы. Подобным образом можно сплести из камыша циновку, корзинку или сумку.

У современного человека остается все меньше возможностей для общения с природой, поэтому мы стараемся привлечь ее в свои дома, окружая себя экологически чистыми вещами. Коврики, сделанные из растительных волокон, известны под названием "циновка". Это слово - искаженное французское China (Китай), так как первые циновки привозились из Китая. Делались они из рисовой соломы и бумаги, выглядели очень просто, единственным украшением было переплетение нитей различной толщины и различной фактуры.

История циновки идет из глубины веков. В египетских гробницах Долины Царей найдены циновки из тростника и лотоса. В Древней Греции и Древнем Риме полы домов украшались ткаными коврами или циновками. В Японии по сей день незаменимым элементом интерьера являются плетеные напольные маты - татами. Они были весьма модными на рубеже XIX и XX веков. На Запад мода вернулась в 90-е годы XX века, с распространением экологического дизайна. Циновки пришлись как нельзя более кстати: помимо того что они сделаны из чистейших природных материалов, они еще не вызывают аллергии, а также полезны для здоровья своим легким массажным воздействием на стопы. А если плетение толстое, то еще и обеспечивают неплохую звукоизоляцию.

Материалы для изготовления циновок

Основные материалы для изготовления циновок традиционны и не изменились с древних времен. Волокна добывались из листьев или стволов растений путем вытягивания или отделения от мякоти. Люди сплетали их вместе, высушивали и изготавливали что-то наподобие нити или тонкой веревки, затем простым способом переплетали и получали прочное и красивое покрытие для пола. Самые распространенные растительные материалы для изготовления циновок - тростник, джут, сизаль, койр. Реже используют рис, лен, коноплю, хлопок.

Тростник

Произрастает на болотистой почве и на берегах водоемов. Видов тростников, из которых можно делать циновки, - масса, в разных странах есть свои разновидности этого растения, которые традиционно используются для создания напольных или настенных покрытий. Высота тростника не превышает 1,5 метра, поэтому мастерам для изготовления полотна приходится соединять стебли нескольких растений, чтобы получить длинную веревку.

Джут

Это род кустарников, полукустарников и трав семейства липовых - насчитывает около 100 видов и встречается в тропиках Азии, Африки и Америки. Циновки из джута отличаются особой "выносливость" и прочностью стеблей, поэтому часто используются в технических целях или в местах с интенсивным движением, например, в офисах или для ковриков перед дверью.

Сизаль

Это волокно из листьев агавы американской, произрастающей, главным образом, в Мексике, Кении, Танзании. От длины и толщины волокна зависит длина и крепость получаемой нити. Самыми лучшими циновками считаются те, которые сплетены из длинных волокон листьев.

Койр

Это волокно из межплодника орехов кокосовой пальмы. Не путайте с копрой (это высушенная ткань плода пальмы, используемая для получения кокосового масла, маргарина и мыла). Лучший койр получают из несозревших орехов, которые вымачивают в морской воде для придания волокну эластичности, а затем вычесывают. Самые длинные волокна (25-30 см) идут на изготовление койровой нити, на которой и делают циновки, а также маты, не намокающие и не тонущие в воде канаты и веревки, рыболовные сети. Короткое и запутанное волокно зрелых орехов идет на набивку матрасов. Производят койр преимущественно в Индии и на острове Шри-Ланка (Цейлон).

Циновки из рисовой соломы тоньше и мягче своих собратьев. Китайцы и японцы, сразу после того как собрали урожай риса, из стеблей плетут циновку и затем высушивают ее на солнце. Циновка в таком случае приобретает гибкость, специфический приятный аромат и прочность. На фирмах, ориентированных на западный рынок, стебли подсушивают, потом связывают циновки. Крепость материала при этом нисколько не теряется, а вот запах исчезает, к тому же волокна становятся чуть грубее, чем использованные в свежем виде.

Хлопок

Его первыми стали использовать кочевники; это очень дешевый и простой в выделке материал, нити из которого получались очень прочными, пригодными не только для одежды, но и для изготовления предметов интерьера. При производстве ковров и циновок в наше время его используют в качестве сетчатой основы, которая предохраняет их от деформации.

Бумага

Она делается из хлопка или риса, подвергается специальной обработке и не боится воды, в отличие от обычной бумаги. Делать циновки полностью из бумаги дорого и трудоемко, поэтому цена на такое изделие ручной работы может доходить до 5000 долл. Бумажные циновки в магазине по вполне приемлемой цене, это обычно бумага в сочетании с рисовой соломой (обычно в соотношении 50 на 50% или 70 на 30%). Кроме Японии, где до сих пор делаются натуральные бумажные циновки, традиционно принято считать циновку бумажной, если в ней содержится не менее 30% бумажного волокна.

Из обыкновенного льна-долгунца производят ткани, что на Руси вовсе не новость. Но при соединении нескольких волокон в пучок получают тонкий и крепкий материал, пригодный для создания тончайших ковриков. Они очень красивы, но, к сожалению, недолговечны, поэтому годятся лишь для стен. А есть еще индонезийский лен, больше похожий на кактус, из листьев которого вытягивают очень длинные и толстые волокна. Жители Индонезии плетут из них циновки, которые потом продают туристам. В магазинах такие встречаются крайне редко.

Конопля

Это растение может быть и полезным. Наибольшей популярностью конопляные нити пользуются в таких странах, как Голландия, Ямайка, США, Куба, Канада. Эта техническая культура проста в выращивании и недорога в переработке, что позволяет получать сравнительно дешевое сырье. В России конопляные коврики можно отыскать только в специализированных эзотерических магазинах. Производятся они не в западных странах, а в Индии и на Шри-Ланке, поэтому не отличаются особым качеством.

Водоросли

Не все знают, что из многих морских водорослей тоже делают циновки. Длинные волокна водорослей высушивают, скручивают и плетут из них тонкие и очень гибкие коврики. Такие изделия обычно не окрашиваются, имеют природный зеленый, бурый или бежевый цвет. Обладают слабым запахом морской соли, по которому можно определить, подделка это или нет. Производятся в странах Юго-Восточной Азии: в Таиланде, Японии, Индонезии, на островах Бали и Ямайка.

Технология плетения циновки

Плетутся циновки в основном вручную, но это дорого и трудоемко. Возможен и машинный способ, который удешевляет стоимость циновки. Есть различные способы плетения полотна циновки: в виде косичек, шахматном порядке, комбинация различных волокон. Возможен даже шерстяной ковер со вставками из сизаля. Европейские фирмы используют для таких циновок подкладку из войлока или хлопковую сеть. С изнаночной стороны циновка покрывается слоем натурального латекса. Если при сгибании слой коврика отделяется от латексного покрытия или если циновка расслаивается на три составляющих: латекс, основа и само волокно, значит, вещь некачественная, прослужит недолго.

В Россию в основном поступает материал для напольного покрытия в огромных рулонах, наподобие тех, в которые свернут ковролин. Ширина рулона чаще всего от 3,5 до 4 м. Все фирмы, продающие в Москве циновки из растительных волокон, предлагают два их вида: напольное покрытие или вырезанный из рулона ковер любого размера. Такие ковры обшиваются бордюром из кожи, ткани, парчи, хлопка или шнура различных цветов и рисунков. Бордюр пришивается или закрепляется с помощью клея, работа может занять до семи дней - это зависит от размеров и сложности обработки.

Укладка циновки

Плетеное покрытие можно укладывать на пол различными способами: на клей, под плинтусы, на крючки, на двусторонний скотч - почти как обычный ковролин. В принципе это можно сделать своими руками, сложность будет состоять только в стыковке двух кусков. Наличие изнаночной стороны из латекса упрощает процесс укладки напольного покрытия. Оно не будет скользить по полу, а при укладке на большой участок не потребуется применения специального клея, так как наличие латекса позволяет полотну держаться под собственным весом. Перед наклеиванием на пол покрытие вносится в помещение и остается при комнатной температуре на 48 часов. Для наклейки используется специальный клей на основе синтетических смол без разбавителя.

Уход и хранение циновки

Различные по материалу циновки нуждаются в разном уходе. Циновки из сизаля, конопли, риса и бумаги сильно страдают от пролитых на них напитков, и смыть пятна практически невозможно. Они боятся сырости, поэтому если вы при покупке заметили на рулоне или коврике зеленоватые или коричневатые пятна, разводы, если разложенный на ровной поверхности материал идет волнами, давая затхлый запах, то, скорее всего, циновка хранилась неправильно, из-за чего срок ее службы сокращается раза в три.

Изделия из джута и койра не только довольно стойки к подобным неприятностям, но и спокойно выдерживают, когда по них ходят в грязных ботинках. Лучше пользоваться сухой чисткой с помощью пылесоса. Уборка не будет утомительной, так как в отличие от ворсовых ковров пыль и частицы не собираются у основы и их легко вычистить. Циновки выдержат чистку слега влажной тряпкой, но ни в коем случае не горячей водой. Можно использоваться специальные средства на основе уксуса для растительных волокон.

Но если, допустим, ковры и напольные покрытия обрабатываются специальным составом, защищающим их от влаги, пыли и грязи и пятен и способствующим более легкому уходу, то чистящие средства и влага противопоказаны, так как они смоют покрытие.

Если все условия эксплуатации соблюдены, то для сизаля средний срок службы равен 5 годам; джут, койр, тростник и конопля проживут около 7 лет, рис и бумага - 4 года.

Нужно знать, что покрытие на латексной подложке прослужит дольше, чем без нее. И что чем толще циновка без основы, тем меньше срок ее жизни. В любом случае не помешает узнать у продавца, из каких материалов сделано приглянувшееся покрытие, каковы условия его использования и чистки.

Ковры и напольные покрытия из риса, бумаги, тростника, конопли хороши в жилых помещениях. Джутовые и койровые можно использовать в прихожих или в офисе. Кстати, кокосовые коврики отлично переносят влагу и холод, поэтому их можно стелить в зимних садах. А специальная водоотталкивающая пропитка позволяет использовать эти изделия в бассейнах и саунах. Сизалевые укладывают как дома, так и в офисе, все зависит от особых отметок фирмы-производителя. При укладке на лестницу или на какие-либо изогнутые поверхности не будет видна линия сгиба, которая заметна на коврах и ковролине. Любое из натуральных волокон можно использовать для "теплых полов".

Производители и цены

В отличие от Запада, в России напольные покрытия из растительных волокон не шибко распространены. Покупатели либо не знают о существовании таких материалов, либо пугаются их высокой цены, либо просто не отошли от стереотипа, что на полу должен лежать роскошный, яркий ковер из шерсти или шелка. Если вам захочется ходить по растительным коврикам, обязательно поинтересуйтесь, из каких материалов они сделаны, каковы условия их использовании и чистки.

На российском рынке ими торгуют Astra, JAB, Ruckstuhl (Германия), Tasibel, Unlimited Creation (Бельгия), IKEA (Швеция). В каталогах вы обнаружите огромную палитру цветов: красный, зеленый, синий, черный, в коллекциях присутствуют и необычные оттенки: морской волны, ярко-розовый. Эксклюзивные ковры, весьма необычные по рисунку, плетутся и окрашиваются вручную. Можно сделать коврик на заказ по собственному эскизу.

Цена на наши замечательные волокнистые плетеночки слагается из их размеров, сложности и рисунка плетения, качества материала, технологий его обработки. Особенно повышает стоимость ручное плетение. Недорогими считаются коврики от $44 до $200 за 1 кв. метр. Но если вещь в единичном экземпляре… Например, Unlimited Creation представляет ковер из косичек койра натурального цвета со специальной смягчающей волокно обработкой и с вплетенными синими нитями тростника размером 1,5х3 м, а стоит эта красота $7000. Чудны дела твои, Господи! Когда-то на циновках сидели и спали в своих хижинах китайские и африканские бедняки, а теперь - $7000. Натуральность, экологичность, этника, эксклюзив, - вот и получается…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»