Массаж как средство развития речи детей. Массаж пальчиков для развития речи

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Наряду с постоян­ной заботой о соматическом здо­ровье малыша, не меньших усилий требует от родите­лей и интеллектуальное развитие ребенка. Интел­лект - это не только на­копление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.


Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно на­учиться. И чем раньше вы с ребенком начнете зани­маться в этом направле­нии, тем больше надеж­ды, что проблем в школь­ном обучении у вашего ребенка не будет.

Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимос­ти от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две сто­роны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Разви­вая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.

Есть много различных способов, методов и ме­тодик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, вли­яющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.

Массируя определен­ную микросхему тела (ухо, рука), мы заставля­ем четко и слаженно работать все системы организма. Имен­но слаженная работа всех систем под­готавливает почву для лучшего разви­тия памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также спо­собствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.

Массаж можно применять с само­го раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из ва­шего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать это­му, помогая малышу самому осваи­вать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения само­стоятельно. Если массаж делается ре­гулярно (каждый день), ребенок при­выкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой ра­зумеющееся - как, к примеру, еже­дневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, зани­мает не более 10 минут. Время, потра­ченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.

Аурикулярный массаж для детей

Этот массаж помогает лучше ра­ботать и развиваться различным сис­темам организма, нормализует состо­яние нервной системы, усиливает кон­центрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.

Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Не­сложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позво­лили широко внедрить этот метод мас­сажа в детскую практику. Такой мас­саж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.

По утверждению восточных цели­телей, ушная раковина является пуль­том управления всего тела. Некото­рые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в пе­ревернутом виде: мочка уха соответ­ствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туло­вища и конечности.

Воздействуя на изве­стные сегодня 170 точек ушной раковины, мож­но активизировать рабо­ту всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «конт­ролирует» определен­ную систему организма человека. Так, определе­ны зоны для повышения силы концентрации вни­мания и улучшения па­мяти.

Самый простой вари­ант целенаправленного влияния на зоны внима­ния и памяти приводит­ся ниже.

  • противокозелок;
  • треугольная ямка;
  • зона перехода нож­ки завитка в его восходящую часть;
  • воронка, самая глу­бокая часть рако­вины.

Массаж аурикул можно проводить не­сколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выпол­нять его перед сном. По­лезно растереть уши сра­зу после сна, можно не вставая с постели. Безус­ловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.

Аурикулярный мас­саж целесообразно начи­нать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и да­лее - ножки завитка, по­вторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сна­чала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и ра­ковины в направлении от противоза­витка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной рако­вины надо хорошо отмассировать ко­зелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной рако­вины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.

Массаж ушных раковин нужно де­лать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - пра­вой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ре­бенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остано­вок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь пре­дыдущий эффект. Желательно при мас­саже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как пра­вило, выбор ритма происходит инстин­ктивно.

Эффект от массажа ушной ракови­ны усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.

Кисти рук - еще один «экран» со­стояния систем и органов человека.

Знаете ли вы, что пальчики ваше­го малыша, еще такие неловкие и не­умелые, помогают ему учиться мыс­лить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их ко­ординация, тем быстрее у него разви­вается речь, а следовательно, и мыш­ление.

Считается, что если ребенок в 7-ме­сячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится рече­вых расстройств, сложностей в разви­тии мышления.

Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в воз­расте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).

Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.

Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладош­ка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсив­нее, с большими усилиями, чем тыль­ную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладош­ки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ре­бенка в кулачок, и безымянный па­лец будет указывать место располо­жения этой точки.

Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со сторо­ны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выпол­нять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала не­обходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом ра­стираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввин­чивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж за­канчивается поглаживанием пальчи­ка, его растягиванием.

Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдаю­щихся частей ладони у основания это­го пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на пра­вой руке, а затем на левой, безымян­ный на правой - на левой и т. д.

Общий массаж кисти заканчивает­ся растиранием запястий, что улучша­ет лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способ­ствует повышению им­мунитета.

Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!

Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференциро­ваннее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслитель­ная деятельность, речь.

Обращайте внима­ние на ведущую руку ре­бенка. У людей с доми­нантным (ведущим) ле­вым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доми­нантным правым полу­шарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и пра­вой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости за­ставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут вы­явиться негативные проявления пси­хики ребенка.

Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.

А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.

Своеобразные «занятия» вы мо­жете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.

Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спе­шите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробо­вать застегнуть еще более мелкие пуговицы.

Очень полезна для развития ко­ординации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыро­колом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и пока­зать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дыроч­кам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти за­нятия развивают зри­тельную память, учат концентрировать вни­мание.

Дайте в руки ребен­ку тонкие счетные па­лочки. Их надо удер­жать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может услож­ниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выпол­нить такое упражнение, предложите ему выстро­ить такой же колодец при следующем усло­вии: палочки можно брать только одноимен­ными пальцами обеих

рук: сначала выстроить колодец ми­зинцами, затем только безымянны­ми, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.

Задания эти трудные, но выполни­мые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выпол­нять это задание, внося в игру сорев­новательный элемент, у ребенка будут формироваться только положитель­ные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потре­бует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.

Чтобы ребенок не скучал, а одно­временно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще пред­лагайте краски с кисточками, каран­даши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фи­гурок пальчиками.

Хорошо бы научить ребенка иг­рать на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округ­лой, пальцы немного согнутыми. Уда­рять сильно, уверенно о твердую по­верхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с боль­шого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Боль­шой палец отрывается от поверхнос­ти только тогда, когда следующий па­лец уверенно ударяется о стол, и т. д.

Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрос­лые любят играть не меньше детей.

Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные зна­ния, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происхо­дит первое общение родителей со сво­им ребенком. Не ждите, когда ребе­нок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассив­ный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осо­знанные периоды его развития.

Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт - Петербурга

Массаж рук.

Составитель:

Педагог - психолог

Васильева

Жанна Николаевна

Массаж позволяет активизировать

и синхронизировать работу

обоих полушарий мозга,

В.А. Сухомлинский утверждал,

что «Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Упражнения улучшают циркуляцию крови.

Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:

мизинец - с сердцем,

безымянный - с печенью,

средний - с кишечником и позвоночником,

указательный - с желудком,

большой - с головным мозгом.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:

от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.

В технику массажа входят следующие приемы:

Поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика

До основания;
- похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев

До локтя;
- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение

Кистивправо, влево;
- поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.

Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому

Суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые

Движения в центре ладони.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу -полетели!

На головку сели.

(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)

4. «Домик»

Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)

Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

Массажот 3 до 7 лет

С помощью карандаша

Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).

Массаж с помощью грецких орехов

С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж пуговицами

Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),

Захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.

Растирание ладоней

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,Быстро мука мелется.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,И терпения набраться.

«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Комплексы по самомассажу и массажу

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Иглбол со стихами

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

* * *

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

* * *

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение

несколько раз.

Список литературы:

1. "Пальчиковые игры и упражнения для детей - пальчиковая массажная гимнастика

С иглболом",

1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.

2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.

Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.

Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.

Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)

7. Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)

8. Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

9. Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!

10. Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика

11. Мячик

Катаем мячик между ладоней:

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

12. Мяч

Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)

13. Ежик

Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)

Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

15. Шарик

Движения выполняются по тексту:

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!

16. Ежик-чудачок

Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)

Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

17. Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.

18. Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

19. Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.

20. Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

21. Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

22. Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.

23. Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

24. Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

25. Массаж бумагой
"Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

Подборка подготовлена практикующим логопедом Натальей Соколовой

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

Комплекс №1

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит важный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Комплекс №2

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.

8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Всего доброго! До новых встреч!

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).

К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7. Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
  • Самомассаж ладоней;
  • Самомассаж пальцев рук.

При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения "Очень холодно зимой" разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения "Мы - индейцы" - мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн - небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.

Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи - для расслабления мышц; крупа разной текстуры - для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки ("ежики"), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, "каштан". При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "марблс" их нужно:

  • вертеть в руках;
  • щелкать по ним пальцами;
  • "стрелять";
  • направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

  • катать два ореха между ладонями;
  • один орех прокатывать между пальцами;
  • удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

  • пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами;
  • удерживать в определенном положении в правой и левой руке. (1)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акименко В.М.Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
  2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6.с. 78-83.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
  4. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 стр.
  5. Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
  6. Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой.
  7. Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" // Логопед. 2008. № 3. с. 51-53.
  8. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»