Как быстро научиться решать примеры от1 до20. Простые способы обучения ребенка счету

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

У всех людей разные способности к математическому счету. Одни могут довольно быстро пересчитывать в уме 2-значные числа, другие не способны сконцентрировать внимание и поэтому им не всегда удается подсчитать даже самые простые действия. А есть и люди, которым под силу решение таких сложных арифметических операций, что не каждому обычному человеку удается посчитать даже в столбик.

От чего зависят математические способности?

  • От концентрации внимания.
  • От предрасположенности к математике.
  • От знания специальных алгоритмов.
  • От тренировки и опыта.

Ключевое значение имеют тренировка и опыт. Опыт как известно, приходит с годами и, если у вас есть маленький ребенок, неплохо бы начать обучать его счету с самого раннего возраста. Конечно, вундеркинда из своего малыша делать не обязательно, но умение хорошо считать в уме может значительно облегчить ему жизнь в будущем.

Как научить ребенка считать в уме?

Малышам, рассказывая о школе, говорят: «Там ты научишься считать, писать и читать». Однако сегодняшние дошколята уже должны иметь основные базовые знания. Когда малыш, считая яблоки или ложки на кухне, загибает пальцы - это нормально. Но примерно с 5-6 лет пора начинать обучать ребенка счету, не используя подручных средств, причем делать это нужно поэтапно, так же, как и учить детей рисовать .

Для того чтобы уяснить, как научить ребенка считать в уме, рекомендуется следовать таким советам по обучению дошколят счету:

  1. В первую очередь обучаем малыша цифрам, а затем - счету. Можно считать с малышом различные предметы на улице, во время прогулки и в квартире. Это могут быть мамины кастрюли, ложки, чашки, ступеньки на лестнице в подъезде или коты во дворе. Затем выполняем с этими предметами легкие математические действия. В случае, когда малышу не удается посчитать, сколько получится, если к двум голубям прилетело еще три, можно попробовать посчитать на пальчиках.
  2. Если ребенок не может понять, как складывать числа, не стоит возмущаться и критиковать. Упрощайте задание до тех пор, пока не получите желаемый результат. К примеру, когда малыш не понимает, что если добавить один предмет к трем, получится четыре предмета, упростите задание так: «У нас три голубя. Прилетел четвертый. Сколько стало голубей?» При помощи этого простого приема ребенок осознает, что «плюс один» - значит назвать следующую цифру.
  3. Ребенка следует ознакомить с понятиями «меньше», «больше», «равно». Кроме того, очень полезный прием для обучения счету - разбор состава чисел. Необходимо заучить все варианты разложения чисел от 2 до 10. Например, цифра 4: 2+2, 3+1. Также следует рассказать, что представляет собой вычитание: было 5 птичек, 1 улетела, осталось 4. Когда малыш научится в уме суммировать числа в пределах 10, то дальше заниматься будет уже проще.

Как научить ребенка считать до 10?

Счет до 10 можно начинать осваивать с 2-3 лет. Сначала совсем маленький ребенок должен обучиться счету до 5, а затем до 10. Подсознательно все малыши в этом возрасте уже понимают, что у них 2 ручки, значит, надо одеть две варежки. Если у него две конфеты, одной можно угостить маму или папу. С 3-4 лет можно начинать немного усложнять задачи.

В первую очередь, малыш должен освоиться в понятиях «поровну», «больше» и «меньше» на примерах:

  • «У Насти есть два яблока, и у Даши - также два яблока. У кого яблок больше? Правильно, у девочек яблок поровну».
  • Можно предложить малышу разделить шесть яблок поровну между Настей и Дашей, затем 8 яблок на 4 человека.
  • Чтобы ребенку легче было решать простые логические задачи, пользуемся также примерами: «У кошки 3 котенка. У каждого котенка - своя мисочка с молоком. Сколько всего мисочек у котят? А сколько всего мисочек у котят и у мамы-кошки?»
  • «На одном цветочке сидит две пчелки, а на другом - одна. На каком цветочке больше пчел? А на каком меньше?»

Когда возникает вопрос, как научить ребенка считать до 10, необходимо знать, что на первом этапе малыша не стоит принуждать запоминать, что шесть плюс три - будет девять. Ребенок должен понимать механизм подсчета: сначала он считает общее количество предметов, потом - сколько добавили и, наконец, сколько стало всего предметов.

Первые шаги в осваивании счета до 10 происходят при помощи подручных средств и предметов: пальчики ребенка, конфеты, птицы во дворе. К примеру, чтобы сложить три и два, малыш поднимает три пальца на одной руке и два на другой и считает, сколько всего поднятых пальцев.

Также объясняем и действия на вычитание: малыш считает общее количество поднятых пальчиков, затем несколько загибает и считает, сколько осталось всего. Здесь ему следует понять, что в примерах на сложение получится больше, чем было, а на вычитание - меньше.

Теперь можно положить рядом две ручки и три карандаша, и всего получится пять предметов. Затем положим три ручки и два карандаша - и снова получается пять предметов. Таким образом, ребенок сможет понять одно из главных правил сложения: в каком порядке бы ни менялись местами слагаемые, сумма не изменится.

Необходимо помнить, что такой способ обучения применяется для начинающих малышей, а дети постарше, которые понимают алгоритмы прибавления и вычитания, должны будут уже заучивать все варианты разложения чисел.

Как научить ребенка считать до 20?

Используя игрушки и другие наглядные примеры, выходим за пределы 10. В качестве наглядного примера могут послужить автомобили, стоящие ровно в ряд на автостоянке. Когда вы утром ведете малыша в детский сад, всегда предлагайте ему посчитать машины. После того, как он научится считать хорошо до 20, на обратном пути из сада считайте автомобили в обратном порядке.

Как правило, вопрос как научить ребенка считать до 20, оказывается одним из самых простых для родителей. Ведь объяснить, что, посчитав от 1 до 10, дальше следует просто использовать окончание «-надцать», довольно просто.

Складывать числа от 1 до 20 для ребенка может оказаться слишком сложно. Можно попробовать сделать это в игровой форме:

Захотелось девятке прибавить к себе четверочку. Сначала она взяла у четверочки единичку и получилось десять. А четверка превратилась в тройку. А сколько будет десять и три вместе? Объяснения математических действий в игровой форме всегда более результативны, чем, скажем, уроки с тетрадью, ручкой и скучными цифрами. Дело в том, что память детей имеет избирательный характер. Малыш способен легко усвоить только ту вещь, которая действительно его заинтересовала, обрадовала или удивила. А то что, на его взгляд, не интересно, вряд ли он сможет быстро запомнить.

Сегодня современные дети считают при помощи компьютера и калькулятора, а решать примеры в уме для них затруднительно. Мозг человека, подобно мышцам, необходимо регулярно тренировать. Поэтому у детей, которые с раннего детства занимались устным счетом, хорошо развиты умственные способности.

Как научить ребенка быстро считать?

Многие родители считают, что пятилетнему малышу еще рано заниматься решением математических примеров, поскольку ребенок не проявляет к этому занятию интереса. Однако этот интерес не появляется сам по себе - его необходимо формировать, ведь он может не проснуться в ребенке и до 10 лет. Поэтому, если вас волнует вопрос, как научить ребенка быстро считать в уме, начинайте заниматься с ним уроками математики уже с 3-4-летнего возраста.

Многие родители учеников младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой, когда ребенок, казалось бы, неплохо усваивая материал в школе, приносит домой плохие оценки по математике. На просьбу объяснить причину низкой оценки, он отвечает: «Я не успел». То есть, считать ребенок умеет, но это получается у него довольно медленно. Если, конечно, ваше чадо не отвлекается на баловство и болтовню во время контрольной (что можно выяснить у учителя), вам придется уделить больше внимания на подготовку ребенка к урокам математики.

Но как научить ребенка быстро считать, знает далеко не каждый родитель. Дело в том, что в обучении считать в уме быстро главным фактором является объяснение заданий на наглядных примерах. Ваше чадо должно научиться быстро понимать суть задания и уметь логически мыслить.

Немаловажным является и психологический фактор. Когда ученик знает, что он неплохо разбирается в математике, то с уверенностью приступает к выполнению заданий и делает их в короткий срок. Но если ребенок, услышав, что сейчас будет контрольная по математике, начинает волноваться и нервничать, он может не выполнить или сделать неверно даже те задания, которые мог бы решить в спокойной обстановке.

Поэтому необходимо досконально выучить варианты разложения чисел, при объяснении заданий всегда опираться на наглядные примеры. Постарайтесь привить ребенку интерес к математике и математической логике, осознание того, что математика - полезный для него предмет. Когда в нем появится желание самому найти путь решения задачи, и он решит ее самостоятельно, тогда вы сможете считать, что ваш ребенок вышел на желанный уровень математических навыков.

Правильно знакомимся с числами

Знакомство с математикой начинается со счета. Ребенок учится считать и запоминает цифры. Обычно это происходит в возрасте 5 - 6 лет. На этом этапе важно сформировать у ребенка представление о том, что число обозначает группу предметов с определенным количеством элементов.

Для этого нужно не просто учить его называть по порядку числа, так он просто заучит числовой ряд. Рекомендуется использовать методику изучения числа, которую применяют в 1 классе. Она следующая.

Этап №1. Мотивация

Любое занятие с ребенком должно проходить в веселой и непринужденной обстановке. По возможности превращайте свои занятия в игру, отдавайте предпочтение практическим действиям с предметами. Начните занятие с яркого события — дайте ребенку 2 конфеты, надуйте 3 воздушных шара, нарисуйте несколько предметов мелом и т.д. Ваше задание заинтересовать малыша.

Этап №2. Счет предметов

После того, как внимание ребенка будет сосредоточено на конкретном объекте, предложите ему пересчитать предметы. Нужно следить, чтобы при этом малыш не пропускал предметы и не путал числа. Обычно дети спешат и допускают неточности. Важно, чтобы ребенок соблюдал правильный алгоритм «указал на предмет — назвал число — перешел к следующему предмету — назвал следующее число и т.д.» Поначалу производите эти действия вместе с малышом — покажите сами, как надо считать, а он пусть повторит, указывайте на предметы, а он должен их считать и наоборот.

Этап №3. Игры с числом

Когда ребенок пересчитает элементы и назовет конечное число, нужно провести закрепление. Предложите:

  • еще раз пересчитать предметы, но в другом направлении;
  • положить перед собой столько же кружочков, сколько и предметов — посчитать и их;
  • нарисовать на листике столько же палочек;
  • посмотреть вокруг (или на картинку) и сказать, каких предметов соответствующее количество;
  • дорисовать (доложить) предметы, чтобы их стало нужное количество.

Этап №4. Знакомство с цифрой

Только после этого следует показать ребенку цифру и объяснить, что она обозначает. Многие специалисты рекомендуют придумывать ассоциации «На что похожа цифра». Это поможет малышу запомнить цифру и пригодится для применения приемов эйдетики.

Этап №5. Закрепление устойчивой цепочки взаимосвязи «количество предметов - число - цифра»

Для этого этапа есть множество дидактических игр. Опишем некоторые из них.

Домино

Сделать «костяшки» — на одной половине точки, на другой цифры. В ходе игры ребенку нужно пересчитывать точки и подбирать нужную цифру.

Аквариум

На аквариуме написана цифра. Ребенку нужно поселить в аквариум рыбок, на которых нарисовано нужное количество чешуек (точек, черточек, палочек и т.п.).

Спичечный коробок

На спичечных коробках написаны цифры, а ребенок должен положить в каждый нужное количество бусинок. Аналогично можно использовать картонные лотки для яиц.

Математическое LEGO

Нужно сделать игровое поле, на котором расположены кружки с написанными цифрами. Ребенок должен на каждом кружочке построить башенку с нужным количеством деталек.

Яблочки

Сделать макет дерева с кармашком внизу. В него вставляется карточка с цифрой. Ребенок должен слепить из пластилина нужное количество яблочек и прилепить на дерево.

В результате такого обучения ребенок не будет воспринимать число, как абстрактное понятие, а станет ассоциировать с конкретным количеством элементов. Это основной фундамент для развития вычислительных навыков.

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами. У ребенка в возрасте 5 - 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Учимся решать примеры в пределах 10

Теперь пора переходить к тому, как научить ребёнка считать примеры. Главное правило — практические действия и многократные тренировки. В идеале ребенок должен запомнить результаты всех примеров в пределах 20. Однако добиться этого путем механического заучивания очень сложно. Лучше делать это на основе выполнения различных интересных упражнений. Работая над их решением, ребенок постепенно запомнит все ответы в примерах. Приведем описание таких игр.

Таблица до 10

Очень эффективно использование карточки — таблицы. Она разделена на два ряда по пять ячеек в каждом. Также к этой карточке прилагаются 10 фишек. Ребенок в ячейки выкладывает нужное количество фишек, затем добавляет или убирает несколько и подсчитывает результат.

С помощью такой таблицы можно не только решать примеры. У ребенка постепенно откладывается в памяти зрительный образ каждого числа и в дальнейшем это очень поможет делать уже подсчеты в уме.

Счет на пальцах

Традиционно ребенку часто предлагается считать примеры с использованием пальцев. Это очень удобно, поскольку данный способ можно применять в любой ситуации. Поэтому некоторые специалисты категорически против обучения детей счету на пальцах. Они утверждают, что после этого будет трудно научить ребенка считать примеры в уме , ведь он продолжит подсчеты «по-старому». Практика показывает, что это не так. Дети с легкостью переходят на устные вычисления, как только у них это будет получаться быстрее, чем «вручную».

Счеты

Также популярным является обучение решать примеры на счетах. С помощью этого приема у ребенка тоже формируется зрительный образ числа, что поможет делать подсчеты в уме.

Ручной калькулятор

Можно вместе с ребенком сделать самодельный калькулятор. Для этого понадобиться картонная коробка и два одноразовых стакана. У стаканов надо отрезать низ и прикрепить их на боковую стенку коробки так, чтобы они не доставали до ее дна. Между стаканами на стенке написать знак «+», а внизу знак «=».

Чтобы посчитать пример ребенок в первый стаканчик бросает столько бусинок (макарон, пуговиц и т.п.), как показывает первое число, а во второй — как второе число. После этого подсчитывает общее число бусинок, оказавшихся в коробке.

Прищепки

Для формирования вычислительных навыков можно использовать прищепки. В качестве основы можно изготовить любые картонные шаблоны (солнышко, цветок, смайлик, личико и т.п.). Ребенок будет решать примеры, прикрепляя и убирая прищепки. Это занятие для него интереснее, чем простое использование счетного материала.

Линейка

Для развития у ребенка умения делать вычисления многие учителя используют линейку. Сначала на линейке нужно найти первое число из примера, а затем переместиться на нужное количество делений вправо (если «+») или влево («-»). Число, на котором остановились и есть ответ в примере.

Такой способ основывается на знании числового ряда. Он демонстрируется во многих учебниках по математике для 1 класса. С его помощью можно легко объяснить, как нужно прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3 и 4 путем перехода или перепрыгивания через числа.

Интерактивные игры и тренажеры

А также другие презентации и материалы по теме:

  • , и еще множество других материалов на сайте.

Как считать в пределах 20

Ребенку нужно объяснить принцип получения результата в таких примерах, при котором сначала первое число округляется до 10, а затем выполняются окончательные вычисления. Сначала это тоже нужно делать на основе практических действий и только впоследствии переходить к решению примеров на основе знания состава числа. Как правило, дети не очень хорошо осваивают эту тему, поэтому не стоит спешить переходить к устным вычислениям.

В завершение работы над развитием умения решать примеры в пределах 20 детям предлагается заучить таблицы сложения и вычитания для каждого числа. Это помогает упорядочить знания, которые они получают в ходе тренировочных упражнений. К данному моменту ребенок хорошо помнит результаты многих примеров, может легко воспроизводит их и ему будет не сложно справиться с таким заданием.

Чтобы научить ребенка считать примеры необходимо поочередно предлагать ему разные способы получения результата. Впоследствии он выберет самый понятный и доступный для него прием и будет основываться только на нем. Не нужно навязывать малышу какие-либо варианты решения, дайте возможность самому производить вычисления так, как ему легче. Главное, чтобы ответ был правильный, а то, как ребенок его получил, не имеет большого значения.

Специалисты утверждают, что дети должны учиться считать еще в детском саду, важно, чтобы занятия проходили интересно, и ребенок 3-4 лет сам хотел считать. Как только первые знания о цифрах и счете будут получены, малышу будет легче и проще закреплять новые знания о сложении и вычитании.

Первые шаги ребенка в счете должны поддерживать взрослые. К примеру, можно просить малыша, чтобы он нашел один или несколько предметов, озвучивая их количество. Также нужно будет обучить малыша пониманию того, что такое «больше», «меньше» и «одинаково».

Прежде чем ребенок научится слагать и вычитать, нужно научить его просто считать, далее обучить проговариванию счета вслух, потом он должен научиться делать это шепотом, а только последним этапом станет счет в уме, и вслух малыш будет произносить только получившийся результат.

Считать можно не только дома, вполне можно научить ребенка счету на прогулке. К примеру, вы можете посчитать, сколько машин припарковано во дворе, потом попробовать усложнить задачу и посчитайте, сколько из них красных, а сколько серых. Можно сосчитать встречающихся животных, птичек, деревья и все, что только попадется на глаза. Так ребенок будет усваивать процесс счета, подкрепляя его визуальными образами, и на шаг приблизится к цели, чтобы научится быстро считать в уме.

Любое обучение ребенка счету должно проходить в виде игры. Тут вам могут помочь специальные счетные палочки или же обычные одинаковые предметы, это могут быть карандаши, пуговки, фломастеры. Начините занятия с дошкольником, начиная усваивать счет до пяти. Когда ребенок научится быстро считать в пределах 5, вы можете попробовать обучить его счету до 10-ти.

Постарайтесь объяснить ребенку, из чего состоит число. Это легко сделать при помощи сладостей, к примеру, у ребенка есть четыре конфеты, если он поделится с мамой и даст ей одну, то у него останется три конфеты. Вы сможете объяснить ребенку процесс вычитания, что если у него было 4 конфеты и если одну убрать, то останется 3.

Для счета можно использовать палочки и линейки

Попробуйте научить малыша и сложению таким же способом, меняйте количество конфет местами, чтобы ребенок понял, что от перемены мест слагаемых сума не меняется. Так вы сможете очень до 5-ти и до 10-ти, а также закрепите навыки сложения и вычитания.

Обязательно поясните ребенку понятие «ноль», это сделать гораздо проще чем кажется. Просто разложите перед малышом несколько счетных палочек и проведите с ними несколько сложений и вычитаний, и приведите пример, когда три палочки будут отниматься от трех палочек. Уберите все палочки со стола и объясните, что в этом случае ничего не останется, то есть, будет ноль.

В обучении счету ребенка главное регулярность и никакого принуждения, занятия должны быть ежедневными и веселыми, чтобы малыш понимал, что быстро считать в уме числа – это очень весело. Старайтесь давать ребенку простые и хорошо запоминающиеся примеры, так он запомнит числа намного быстрее, тут вам могут помочь бумажечки с цифрами.

Обучение цифрам для малышей – цифра и число 10

Пока вы обучаете малыша счету в пределах 10-ти, вы должны ему объяснить из чего состоит число 10. Он должен понимать, что десятку можно получить разными способами, сложив 5+5, 3+7 или 8+2. Как только малыш сможет слагать и вычитать числа до десяти в слух, попробуйте его попросить делать это шепотом, а потом и в уме.

Чтобы научить дошкольника счету до 20-ти, используйте тот же способ, что и при обучении до десяти. Приведите ребенку пример, что нужно сложить 8+4. Числу 4 не хватает до десяти 6, мы их заберем у 8. Останется 2, а потом десятку нужно прибавить к двум, вот и получится 12.

Не забывайте о том, что нужно научить дошкольника счету сначала на наглядных пособиях, потом перейти на карточки с цифрами, потом на устный счет вслух без пособий, на счет шепотом и только потом устный счет в уме. Пока ребенок не усвоит первый уровень знаний и не доведет их до автоматизма, не переходите ко второму.


Как только дошкольник сможет легко сосчитать до 20-ти, вы можете превратить счет в увлекательную игру, предлагая малышку складывать и вычитать разные числа, которые он встречает на улице. Это могут быть номера домов, машин или цифры на рекламных плакатах.

Сложные числа по типу «245» разлагаете на простые, просите малыша посчитать, сколько будет 2+4+5 вслух или шепотом. Так ребенок сможет в виде игры оттачивать навыки счета в уме и легко научится слагать и вычитать цифры до 20-ти.

Неплохо может помочь в обучении дошкольника счету до десяти и до 20-ти обычная линейка с делениями. Тут вы можете наглядно показать ребенку сложение и вычитание и можете обучить его быстро считать до 20-ти. Попросите малыша приплюсовать 4+4. Найдите на линейке цифру 4 и от нее пальчиком пойдите вправо, так как речь идет о сложении.

для детей малышей – Удивительная стройка – Сложение – Учимся складывать числа

Нам нужно прибавить еще 4, значит нужно сделать 4 шага. Опробуйте таким же образом вычитание, только возьмите в пример 9-5. Найдите с ребенком девятку, оставьте на ней пальчик, а другим отсчитайте 5 шагов. Остановите свой пальчик на цифре 4. Так вы сможете очень легко и наглядно обучить малыша счету, сложению и вычитаю до 20-ти.

Многие родители сомневаются, нужна ли ребенку до школы, но вы, как родитель, должны оценить способности своего малыша, возможно, для него это будет слишком большая нагрузка. Не стоит превращать жизнь дошкольника в сплошной урок математики, есть много других интересных занятий. Счет должен быть интересной и увлекающей игрой, а не обязанностью.

Вопросом о том, как научить ребенка быстро считать в уме задаются многие родители, у которых дети уже достигли младшего школьного возраста. Родители должны понимать, что интерес к счету нужно начать прививать как можно раньше, в форме игры, чтобы малыш понял, какой это интересный предмет – математика.

Чтобы счет поддавался первокласснику намного проще и легче, обязательно нужно научить малыша складывать и вычитать числа в столбик. Обучить ребенка будет легко, для этого вам понадобиться немного терпения, желание малыша, листочек и ручка.

В начале обучения сосредоточьтесь только на сложении. Попросите ребенка на листике записать числа так, чтобы единицы были над единицами, десятки – над десятками, сотни – над сотнями. Как только числа будут записаны – подведите под ними черту.

Поясните, что сложение нужно начинать с единиц, которые записаны в самом конце. Если сумма цифр получается меньше десятки, то вам нужно будет сразу записать ее под чертой. Если больше, чем десять, то единицы пишите под черту, а количество десятков – запомните или запишите сверху примера.

Теперь нужно будет складывать десятки, но к ним же нужно будет прибавить тот десяток, который мы запомнили при сложении единиц. Сотни и тысячи складываются точно так же, как и десятки.

Сложение столбиком целых чисел

Когда первоклассник запомнит, как складывать числа, попробуйте решать примеры на вычитание. Поясните, что записывать цифры нужно точно также, а если количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.

Научите первоклассника делению. Для этого число, которое делите, запишите на бумаге и отделите его от делителя уголком. Результат записывает под ним. Помните, что в отработке счета в столбик нужна практика. Занимайтесь с ребенком, который пойдет в первый класс по чуть-чуть, но регулярно. Обязательно следите, чтобы примеры были решены правильно.

Устный счет для школьника

Существует несколько видов устного счета и для ученика, который ходит в первый класс, очень важно освоить каждый их них.

Беглый слуховой счет развивается, когда его насчитывает учитель, родитель или одноклассник. Основная нагрузка приходится на память, но при этом малыш будет быстро утомляться, поэтому не нужно практиковать этот счет слишком долго.

Зрительный устный счет может производиться при помощи таблиц, плакатов и записей на доске. Так ребенку будет намного легче выполнять математические действия, и математика будет усваиваться намного легче при наличии наглядных пособий.

Комбинированный счет может проводиться при помощи разных способов. Класс может показывать ответы на карточках, учитель может попросить детей провести взаимопроверку, упражнения могут даваться в виде игры, викторины, лабиринта и т. д.

Круглые числа

Чтобы объяснить ребенку понятие круглых чисел, можете использовать обычную длинную линейку. Вы сможете пояснить, что десяток состоит из десяти единицы, два десятка – из двадцати и так далее.

Расскажите малышу, который ходит в первый класс, что чтобы посчитать что-либо десятками правильно, нужно использовать принцип счета единицами, на ноль не нужно обращать внимание. Постарайтесь посчитать десятками и не забывайте записывать ноль.

Трехзначные числа

Часто бывает, что когда первоклассники доходят до темы трехзначных чисел, они пугаются. Чтобы ребенок быстро понял, что к чему, постарайтесь преподнести малышу материал при помощи таблиц.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8

Решим пример 351+238 с помощью таблицы. Нам нужно будет заполнить пустой ряд

Расписываем число на разряды и проводим складывание. У нас получится простой счет в пределах десятки.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8
5 8 9

Похожие действия можно делать с вычитание и с переходом на десятки.

Когда вы помогаете ребенку в освоении умения считать, то закладываете фундамент для всего дальнейшего образования в будущем. Сложению учат в первом классе, но прежде чем дети смогут освоить правильную последовательность действий, им необходимо понять, что вообще значит «сложить». Различные приемы помогут эффективно взаимодействовать с ребенком или целым классом, и получать при этом удовольствие от самого процесса обучения.

Шаги

Используйте наглядные предметы

    Используйте предметы, чтобы продемонстрировать принцип работы сложения. Дети хорошо воспринимают визуальную картинку, которая помогает им понять принцип работы. Можно использовать любой объект, например, бусы, кубики или даже хрустящие кукурузные колечки. Начинайте с небольшого количества предметов и используйте разные приемы, чтобы наглядно продемонстрировать взаимодействие чисел:

    Сгруппируйте детей и используйте их в качестве наглядного примера. Используйте свойство малышей постоянно двигаться и объединяйте их в группы, чтобы наглядно продемонстрировать принцип сложения. Применяйте ту же тактику, что и в случае с предметами, объединив учащихся в разные числовые комбинации. (Не рекомендуется складывать учеников друг на друга!)

    Предложите детям продемонстрировать собственные наглядные примеры сложения. Из глины сделайте предметы или объедините математику с искусством, для чего с помощью ножниц создайте коллекцию бумажных фигурок.

    Используйте элементы игры по новым правилам, чтобы изучать сложение. Кубики отлично подойдут для этой цели. Попросите учащихся бросать их по очереди и упражняйтесь в суммировании выпавших чисел. Также попробуйте использовать игральные карты или домино.

    • В процессе работы с группой детей с разным уровнем способностей можно обеспечить дополнительные возможности для самых сообразительных из них. Попросите наиболее способных малышей сложить результаты трех выпавших костей или карт.
  1. Используйте монеты. Возьмите настоящие деньги, чтобы научиться прибавлять рубли, пятерки или десятки. Подобная тактика учит азам обращения с деньгами, а также имеет неоспоримое преимущество, так как демонстрирует практическую пользу обучения.

    Применяйте "родственные тождества", чтобы помочь детям понять взаимосвязь между числами. Такие тождества показывают связь между сложением одних и тех же чисел. Они включают в себя не только сложение, но и вычитание, чтобы учащемуся было проще понять взаимосвязь. К примеру, целые числа 4, 5 и 9 являются "семейством тождеств", так как 4 + 5 = 9; 5 + 4 = 9; 9 - 4 = 5; и 9 - 5 = 4.

Некоторые детишки не успевают за школьной программой. Особенно трудно приходится малышам, которые часто болеют. Или инертным детям — тем, которым на усвоение нового требуется больше времени, чем одноклассникам. Как научить ребенка считать в пределах 20? Читайте советы для родителей, которые обязательно помогут!

Основной прием счета в пределах 20, изучаемый в школе

Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка на тех знаниях, которые ему понадобятся.

Изучаем числа второго десятка

Приготовьте наборы одинаковых предметов — до 20 штук. Предложите ребенку отсчитать десять предметов и выложить их в ряд слева направо, как пишем в тетради.

Объясните малышу, что десять – это по-другому десяток, или «дцать».
Поиграйте с десятком – положите на первый ряд еще один предмет и расскажите, что это один – или единица. Мы выложили «один» на «дцать», значит один» на «дцать» — будет одиннадцать.

Подбираем цифру, соотносим ее с данным количеством — кладем рядом.
Проделайте тоже самое с разными числами, постройте ряды «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее, пока ребенок не поймет принцип образования чисел от 10 до 20.

Усваиваем алгоритм образования сотни

Выкладываем десять палочек, вспоминаем, что это десяток или «дцать».

Выкладываем второй ряд и говорим, что это два «дцать», тоесть – двадцать.

В числе «Двадцать» двадцать единиц или два десятка – это необходимо понимать. Не забываем подбирать соответствующие цифры.

Точно также образуем число 30 (40, 50, 60, 70, 80 – по порядку, можно не за один день).

Числа 40 и 90 составляем в свою очередь, но заостряем внимание ребенка, что у этих чисел необычные имена – сорок и девяносто. Их нужно запомнить.

В итоге, ребенок должен понять правило – десятками считают точно так же, как и единицами, но с приставкой «дцать».

Когда малыш усвоит количество (10), название и состав числа 10, десятки нужно связать в пучки. Вместе с ребенком отсчитайте по 10 палочек и «расфасуйте» их. В дальнейшем, вы будете пользоваться понятием «десяток», не пересчитывая палочки.

Вы: ДВА…
Ребенок: …ДЦАТЬ!
Вы: ТРИ…
Ребенок: …ДЦАТЬ
Вы: ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКА
Ребенок: Сорок!

Для устного счета полезно прибавлять и отнимать числа по десяткам: четыре десятка плюс два десятка, получим шесть десятков.

Кроме того, счет десятками (10, 20, 30 — до ста и наоборот) повысят узнаваемость числа и улучшат ориентацию ребенка в таких понятиях, как десятки и сотня.

Считаем в пределах 20 без перехода через десяток

Так как ребенок-первоклассник все еще зависим от предметной деятельности (действий с предметами), для занятий обязательны наборы одинаковых предметов для счета, которые можно взять в руки и посчитать предметно. Для счета в рамках 20 наиболее удобны кубики. Их можно выстраивать в несколько этажей, обеспечивая наилучшую воспринимаемость материала.

Как научить считать до 20 правильно? Пока малыш не усвоил соотношение десять=десять единиц, не стоит считать «кучками» и связками. Лучше выстраивать десятичный ряд снова и снова. Скорее всего, школьник усвоит данную аксиому за пару занятий.

Выстраиваем ряд из 10 кубиков и кладем сверху еще три (а мы помним, что ряд в математике всегда начинается с левого конца). Вспоминаем, что это ТРИННАДЦАТЬ.

Неподалеку выстраиваем число 14. Рассказываем, что сложить 13 и 14можно очень быстро, если отдельно десятки прибавлять отдельно: Один десяток и еще один десяток – будет..? –Два десятка, или «два – дцать», ДВАДЦАТЬ! Единицы мы приплюсуем отдельно – три и четыре, будет 7.

В итоге мы имеем числа 20 и 7 (параллельно объяснению оперируем кубиками). Двадцать и семь — будет ДВАДЦАТЬ СЕМЬ!

Таким образом, работаем с десятками в пределах первой сотни.

Необычный помощник в обучении счету

Чтобы ребенок мог увидеть числовой ряд от 0 до ста, предложите рассмотреть портняжий сантиметр. По сути, сантиметр – это большая мягкая линейка, которую удобно хранить. С помощью этого нехитрого приспособления, малыш легко выполнит непростые для него упражнения:

  • Посчитать с помощью десятков до ста и от ста к нулю
  • посчитать от 87 до 93 и в обратном порядке
  • доказать, какое число больше или меньше (меньше то, которое при счете говорим раньше и то, которое пишется левее — ближе к нулю)
  • выполнить простое сложение и вычитание
  • повторить порядковый счет (первый, второй…сотый)
  • улучшить математический словарь

Считаем в пределах 20 с переходом через десяток

Как ребенка научить считать двузначные числа? При сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, необходимо суметь пояснить школьнику, что одно из слагаемых раскладывается так, что бы добавить другое слагаемое до 10 и уже к нему приплюсовать остаток:

Возьмем 17, это десять и семь, запишем:

(10+7)+5, оставляем число 10 в покое и работаем только с единицами:

Сколько семерке не хватает до 10? (тут нам очень пригодится состав десяти) – не хватает трех. Расписываем пятерку, как 3 и 2 (состав числа 5), получаем:

В итоге у нас появляется запись:

Это десяток и десяток – два десятка, да еще 4 единицы – двадцать два.
При вычитании работаем по тому же алгоритму.

Возможно, малыш поймет не сразу. Смело пользуйтесь таблицами «Состав числа». Научившись понимать принцип добавления числа до десяти, школьник с легкостью сможет делать это устно, без таблиц.

Во время счета, уделяйте особое внимание терминологии. Изучайте названия разрядов, заполняйте разрядные таблицы. Раскладывайте число на разряды устно и письменно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»