«Невидимка-воздух». Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Цель:

    - познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

    - учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

    - способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

    Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

    Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

    Ход занятия в старшей группе детского сада

    Вступительная часть

    Приветствие.

    Первая часть: (информационно-познавательная)

    Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

    Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

    Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

    Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

    Воспитатель читает письмо.

    «Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

    Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

    Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

    Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

    А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

    «В руки палочку возьму

    Волшебство я призову,

    Чудо в гости к нам придет,

    В лабораторию нас унесет».

    Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

    Нельзя громко разговаривать.

    Почему? (ответы детей)

    Нельзя бегать, толкаться.

    Почему?

    Быть аккуратными и внимательно слушать.

    Почему?

    Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

    Основная часть

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

    Опыт № 1

    Проверить: лед - скользкий?

    Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

    Так какой лед? (скользкий)

    Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

    Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Опыт № 2

    Проверить: лед хрупкий или нет?

    Дети ломают кусочек льда руками.

    Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

    А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

    Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

    Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Опыт № 3

    Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

    Физкультминутка

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

    Туча по небу плыла.

    Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

    Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

    Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

    Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

    Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

    Может быть, подружится.

    Опыт № 4

    Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

    А что это значит? (Лед легкий)

    А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

    А кто живет в реках? (ответы детей)

    И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

    Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

    Выставляется карта с результатом опыта.

    Опыт № 5

    Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

    А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

    Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

    А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

    А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

    Почему? (так как можно заболеть)

    Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

    Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

    «Крибле, Крабле, покрутись,

    И в саду окажись.»

    Заключительная часть

    Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

    Итог. Рефлексия

    Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

    Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

    Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 "Ромашка" г. Белорецк

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе

    Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

    Подготовила: Газизова Т.Д

    2018 г

    Тема : «Соль и его свойства. Рисуем солью»

    Цель : способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение, творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.

    Вид занятия : интегрированный.

    Оборудование : письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли, чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли, план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.

    Ход занятия.

    Дети встают в круг.

    Воспитатель:

    «Собрались все дети в круг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)

    Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

    Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

    Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь,передают письмо воспитателю)

    Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо (показываю письмо с необычным конвертом ).Давайте посмотрим,от кого же оно?

    Письмо : «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль , когда готовят. Нас заинтересовало это вещество,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

    Воспитатель:

    Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.

    Что такое соль? (ответы детей )

    Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку )

    Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.

    Опыты.

    1. -Какого цвета соль? (Белого цвета ).

    2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.

    3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая )

    4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.

    5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)

    6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

    7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке,зажигалка ).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

    Вот, вода испарилась,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.

    8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
    1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана.

    2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды.
    Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

    Физкультминутка:

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше, подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите,

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали,

    И на месте побежали.

    Закрепление

    А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»

    Дидактическая игра « Доскажи словечко»

    Соль белого ….. цвета .

    Соль не имеет … запаха.

    Соль на вкус…. Соленая.

    Если надуть на соль, то частички соли разлетаются , значит соль-….. сыпучая

    Соль в воде… растворяется , но не … . испаряется .

    Соль делает воду… плотнее.

    Вот,ребята,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем,и тоже отправим письмом.

    Рисование по план-схеме. Космический пейзаж .

    Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка .

    Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

    Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс

    Итог.

    - О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)

    Как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты )

    Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

    Спасибо всем за внимание!

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
    Задачи:
    «Познание»
    1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
    2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
    3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
    4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
    5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
    «Коммуникация»
    1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
    2. Активизировать речевую деятельность.
    3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
    4. Воспитывать культуру общения.
    «Социализация»
    1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
    2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
    «Безопасность»
    1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
    «Чтение художественной литературы»
    1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
    «Музыка»
    1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
    Методы и приемы:
    1. Словесные: вопросы, художественное слово.
    2. Наглядные: иллюстрации.
    3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
    Предварительная работа:
    Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
    Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

    Ход занятия.

    В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

    Орг. игра с воздухом «Парашют»
    - Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
    Дружно мы все встали в круг,
    Будем делать – парашют.
    Друг за другом мы идем,
    Парашют в руках несем.
    Руки вверх все поднимаем,

    Парашют наш надуваем.
    Вот какой наш парашют
    Легким воздухом надут.
    - Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
    - Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
    Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

    Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

    Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

    Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
    - Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
    - Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
    Опыт с пакетом.
    - А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
    - Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
    - Что в них находится? (воздух)
    - Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
    - А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
    - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

    А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
    Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
    Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
    Ветер – это и есть движение воздуха.
    - Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
    - А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

    «Кинешь в речку, не тонет
    О стенку не стонет
    Будем оземь кидать
    Будет кверху летать»

    Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

    Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

    Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
    Опыт «Воздух в человеке»
    (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
    - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
    - Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
    - Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

    А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
    Физкультминутка
    Ветер дует нам в лицо
    (взмахи руками)
    Закачалось деревцо
    (качаемся)
    Ветерок все тише, тише,
    (приседаем)
    Деревцо все выше, выше
    (поднимаемся на носочки).
    Д/и «Кому нужен воздух»
    Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
    (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
    - Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

    Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
    - Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
    - Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
    - Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
    Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
    - На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
    Итог НОД:
    - Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
    - Что это? (надувает пузырь)
    - Что внутри них? (воздух)
    - Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
    не замерзнуть ли пузырьки на улице.
    А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
    Если дунуть посильней,
    Будет много пузырей!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Ни за что их не поймать.

    Программное содержание : развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы: воздушный шар, тарелки с водой и стакан, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри, картина об экологии, листы бумаги, краски.

    Ход занятия

    Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух) . Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий) . Так значит, получается, что воздух легкий.

    А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок) . А вы его увидели? (нет) . А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).

    — Значит, воздух еще и прозрачный?

    — А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?

    Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?

    Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.

    Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

    — Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух, который движется.

    Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).

    Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

    Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

    — Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.

    А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

    — Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

    А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

    Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды) . А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

    Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).

    Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

    Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

    Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

    А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.

    Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

    Молодцы! Все поймали много пузырей.

    Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.

    Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?

    Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

    Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.

    Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).

    Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней лесной, полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса». Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.

    Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…) . Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.

    А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним.

    Дидактическая игра «Как вести себя в природе?»

    Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!

    воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»