Дружба и вражда варианты вступления. В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тема: «Дружба и вражда»

  1. И.А.Гончаров « Обломов»
  2. А.М.Горький «Детство»
  3. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
  4. А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

И.А.Гончаров « Обломов

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» . Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А.М.Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети - главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Причина любой войны - вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.

Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.

Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.

Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый - значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один - русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.

Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа - к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.

Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки» , они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса - о равнодушие и жестокость людей.

Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди - братья , - скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, осталось главное на тот момент - отстоять свободу и независимость своей Родины.А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами - «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие - всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами.

Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили.

Предательство одного из них - Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика.

«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности ». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей.

« Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, - да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью …». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы.
О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева, о том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, не предавать её, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей.

Многие фразы произведения стали афоризмами. ««Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы.

Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.

«Все мы родом из детства»,- пишет автор, то есть всё лучшее, что есть в нас,- это оттуда, из нашего далёкого детства.

Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми

Главному герою – Мальчику - открывается много истин. Одна из низ высказана Лисом, что люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба - это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится », если что-то будет напоминать о друге. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты».

« Создать узы»- вот что значит, по словам Лиса, приручить кого-то. «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения. Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу ,»- говорит Лис Мальчику»)

«Хорошо , если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть »,- к такому выводу приходят читатели, понимая, как высока цена дружбы.

«Зорко одно лишь сердце». Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям. Как же актуально звучало произведение в годы войны, как важно понять его сейчас, в наше довольно неспокойное время!

Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение по направлению Доброта и жестокость

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сегодня от многих людей можно услышать, что мир жесток.
Возможно, это действительно так, поскольку часто происходит так, что страдают именно безвинные люди, а те, кто действительно сотворил зло, остаются безнаказанными.
Поэтому многие стали просто безжалостными по отношению к другим.
Более того, те кто однажды проявил свою жестокость, после снова и снова продолжает это делать.
По этой причине в современном мире честность и добропорядочность встречается все реже и это очень печально.

О безжалостности людей пишут многие писатели.
В частности это касается и жесткости по отношению к животным.
В качестве примера можно привести произведение «Муму», которое было написано Тургеневым.
В этой трагической истории рассказывается, как дворник топит любимую собачку по приказу хозяйки. Ему, конечно же, делать этого совсем не хочется и сразу видно, что он не безжалостный человек, однако поступает именно так, а ведь можно было бы сделать совсем иначе. Безвыходных ситуаций нет и всегда можно хоть что-то, но придумать. Такой страшный поступок заставил дворника изменить его жизнь. Он больше не возвращается к своей барыне, а решает жить своей жизнью в деревне. Однако если бы осознание того, что нужно перестать жить, исполняя чьи-то приказы, а начать самостоятельное существование, пришло немного раньше, то собачка бы осталась жива.
Поэтому прежде чем что-то сделать следует сначала хорошенько поразмыслить и только после решаться на тот или иной поступок.

Только с возрастом приходит осознание того, что человеческая безжалостность и жестокость не имеет никаких границ. И оправдать это ничем нельзя.
Я считаю, что ни в коем случае не стоит причинять посторонним, а тем более близким людям вред, ведь после это может вернуться.
Ни одно зло не остается безнаказанным. Поэтому проявлять жестокость это не выход. Нужно быть прежде всего цивилизованными людьми.
И если хочется совершить какой-то жестокий поступок, то для начала необходимо себя поставить на место другого человека.
Понять, как ему будет в такой ситуации?

Особенно тяжело наблюдать за тем, как люди обижают животных, ведь они понимают, что те являются абсолютно беззащитными и при этом все равно издеваются над домашними питомцами. Выгоняют из дома старых собак или котов, которые уже «исполнили свою миссию» и больше не для чего негодны. Но как так можно поступить со старым верным другом? Этого я не понимаю и осознавать мне это очень больно. Также мне неприятно то, что в зоопарке находятся животные, которые когда-то были на свободе, а теперь должны жить в неволе, только ради того, чтобы потешить кого-то своим измученным видом. Это все неправильно и нецелесообразно. Животным нужно помогать едой или подлечивать их, но в клетки сажать – это негуманно и противоестественно.

Такие поступки может совершить только безжалостный человек и оправдать это можно только тем, что такое дело приносит немалые деньги. Но люди забывают о том, что диким животным жить в таких условиях некомфортно.
Так, зачем кого-то принуждать к той жизни, которая ему не нравится?
Я считаю, что в мире и так очень много зла и жестокости, поэтому следует дарить миру хоть маленькую частицу добра и тогда он отблагодарит тем же.
Мы сами решаем, что нам делать и как жить, поэтому не нужно идти у кого-то на поводу, необходимо всегда прислушиваться к своему сердцу и оно обязательно подскажет, как надо сделать, чтобы не затронуть ничьих интересов и не обидеть никого.
Поступать всегда нужно по совести, чтобы это никак не ущемляло права других, поскольку злые поступки разрушают нашу душу и могут привести человечество к деградации.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека.
Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг.
Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств.
А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное.
Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том,
хорошие или плохие последствия будут впереди.

Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства.
Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка принимать верные решения в своей жизни.
Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают.
Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.

Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение.
И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке?
Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, - это, прежде всего, поступок для самого человека.

Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится.
Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу.
Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.

Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Люди бывают жестоки друг к другу, потому что не могут сочувствовать и сопереживать. Тогда человек думает только о своих потребностях, не учитывая интересы и желания окружающих. Например, одна из современных звёзд шоу-бизнеса говорит так: «Ради своего успеха я могу идти по головам, мне плевать на всех». Эти слова могут служить девизом людей, способных быть жестокими. Чтобы доказать правильность этого мнения, обратимся к произведениям литературы.

В рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» говорится о том, как жестоко относятся одноклассники к талантливой девочке по имени Светка. Особенно её не любили девчонки, демонстрируя брезгливость и пренебрежение. Какая была у них потребность в этом? Всё элементарно – зависть. Чужой талант вызывает в людях, замкнутых только на себе и своих потребностях, жуткое раздражение и неприятие. Талантливого человека они готовы растоптать и уничтожить, к чему и стремятся изо всех сил. Почему сам рассказчик жесток к Светке? Здесь совсем другая позиция: у него с другом есть потребность ловить рыбу, а Светка, по их мнению, мешает им это делать, распугивая потенциальный улов своим пением. Ради удачной рыбалки они готовы не пускать Рыжую на озеро, и им плевать на её любовь к пению и природе.

Проблема жестокости поднимается в повести В. Железникова «Чучело». Как и в предыдущем примере, сюжет основывается на конфликте толпы и личности. Ленка Бессольцева – честная, удивительно добрая и духовно сильная девочка. Её неприятие толпой неизбежен, потому что потребности разные. Ленка стремится к добру, а весь класс к мести. Толпе всё равно, кому мстить, и им попалась в качестве жертвы эта девочка. Примечательно, что вместе со всеми в травле участвует и настоящий виновник неудавшейся поездки в Москву – Димка Сомов. Он предал класс, так как у него была потребность хорошо выглядеть в глазах классной руководительницы, и плевать ему на всех. Он предал Ленку, так как у него была потребность не оказаться на её месте, и плевать ему на Ленку. Самая жуткая сцена – избиение девочки и сжигание чучела, одетого в её платье. Сколько ненависти в этих детях! Почему они такие? Здесь мы видим упоение властью, иллюзию вседозволенности - это уже потребность толпы быть единой в своём порыве, могущественной в своём единстве. Человек, попавший в толпу, обречен быть жестоким, иначе его просто растопчут.

На примере этих двух девочек, Светки и Ленки, мы можем утверждать, что жестокость проявляется от неспособности ставить себя на место другого, в отсутствии чувства сопереживания.


Итоговое сочинение по направлению: Доброта и жестокость

Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях,
делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.

Милосердие избавляет нас от жестокости, насилия, враждебности.
Люди, которые имеют эти качества, является лучшими на планете.
Главное, чтобы поступки были реальными, а не оставались только словами.
На словах мы все друг друга любим и всегда готовы помочь, на деле все обстоит совсем не так.

Милосердие и доброта помогают сделать мир красивее.
Люди, проявляя эти качества, охотнее будут общаться друг с другом, настроение будет улучшаться.

Главное в наше время прививать эти два качества молодежи, на поступках показывать им, что людей нужно уважать, ценить и помогать.
Нужно, чтобы дети понимали, что каждый человек может попасть в тяжелую ситуацию независимо от уровней дохода,
а дружественная помощь всегда придется кстати.

Первым делом нужно всегда начинать с себя. Каждый человек должен прогнать со своего сердца злобу, ненависть и неприязнь,
простить былые обиды, ссоры, забыть старые огорчения и склоки, и жить с сердцем наполненным добром и милосердием!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Темы-цитаты и другие материалы для направления «Дружба и вражда» «Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».

3 слайд

Описание слайда:

Представим это направление в разных ракурсах. Их получилось пять. Подбираем в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга - наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт)

4 слайд

Описание слайда:

И дружить уметь нужно «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди «Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади «Надругательство над дружбой - это с мудростью разлад». Шота Руставели «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека

5 слайд

Описание слайда:

Друг познается в несчастье «Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ) «Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф) «На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт) Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).

6 слайд

Описание слайда:

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг… И друзья наши, и враги – собственные наши творения. «Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.) «Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель) Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость) «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт XII века) Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица) «Врагов можно победить, превратив их в друзей». Сальвадор Дали (испанский живописец)

7 слайд

Описание слайда:

«Лучший способ узнать и уничтожить врага - это стать его другом». Пауло Коэльо Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость). «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века) «Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой. Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица) Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. (Английская пословица)

8 слайд

Описание слайда:

«Уроки» врагов «Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали «Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи «Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери. "Цитадель".

9 слайд

Описание слайда:

Произведения для тем данного направления каждый сумеет подобрать по своему вкусу. Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни. «Два капитана» В. Каверина. – Здесь тоже есть и дружба, и вражда. «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. «Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери. «Мститель» В. Солоухина. «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких...

10 слайд

Описание слайда:

Небольшая подборка стихов о дружбе и вражде. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало. И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня. Расул Гамзатов

11 слайд

Описание слайда:

*** Я врагами богат и друзьями, Стало быть, и вражда - не беда, Но беда, что сильна, и криклива, И смела боевая вражда. А наивная дружба готова Мне и денег, и славы желать, Но робка, щекотлива и любит, Молча мне сострадая, вздыхать. И я, право не знаю, что лучше, - Эта дружба иль эта вражда? Поневоле, завидуя силе, Я врагами горжусь иногда. Яков Полонский

12 слайд

Описание слайда:

У дружбы есть свои законы… У дружбы есть свои законы, И у вражды есть свой закон, – Враг может другом стать, А друг - врагом. Таков у жизни вечный круг, Нет злей врага, чем бывший друг. Генрих Акулов

13 слайд

Описание слайда:

*** И с другом, и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. Омар Хайям

14 слайд

Описание слайда:

*** Мой мальчик, нанося обиды, о чем заботятся враги? Чтоб ты не выполз недобитый, на их нарвавшись кулаки. Мой мальчик, но - верны и строги - о чем заботятся друзья? Чтоб не нашел ты к ним дороги, свои тревоги пронося. И все-таки, людьми ученый, еще задолго до седин, рванешь рубаху обреченно, едва останешься один. И вот тогда-то, одинокий, как в зоне вечной мерзлоты, поймешь, что все, как ты, двуноги, и все изранены, как ты. Булат Окуджава

15 слайд

Описание слайда:

*** Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам. Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. А.С. Пушкин

16 слайд

Описание слайда:

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нет уж сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но... если друга надо звать, – То вряд ли это друг... Валентина Кошелева

17 слайд

Описание слайда:

*** О дружбе и вражде Я подумал, - нет на свете друга Более надёжного, чем тень Но тень лишь прячется от солнечного круга Вот грянул гром, и нет её весь день.

18 слайд

Описание слайда:

Когда замок вражды сорвав, с души закрытых врат Тебе твой друг сказал: «Входи!», сказав при этом: «Брат» Увидеть в нём себя сумей, и человеком будь, Входя в простор его души, снять обувь не забудь. Мухтар Гусенгаджиев

19 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда. Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

20 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

21 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

22 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

25 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий и Горич когда-то (всего год тому назад служили вместе в одном полку) были друзьями. Их встреча в доме Фамусова была радостной. Один говорит: «Друг старый», - другой ему вторит: брат! Так встречаются эти люди. По воспоминаниям Чацкого, ещё в прошлом году «…в полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце». Сейчас Горич попал под влияние не только своей молодой жены, но и всего фамусовского общества. Слух о сумасшествии Чацкого воспринимается им с трудом, но под напором общественного мнения он сдается, тем самым предаёт друга: «Ну, все, так верить поневоле…» Так легко предаёт Платон Михайлович бывшего друга, почти брата.

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин не принимает дружбы, он считает, что в дружбе один всегда подчинятся другому. Вернер так не считает. Он старается изо всех сил понять и объяснить поступки Печорина, но так и не принимает его действий до конца. Последняя встреча этих «друзей» окрашена тяжёлыми интонациями недомолвок и недопонимания. Жаль, что Печорину безразлично отношение к нему Вернера. Хотя скорее это бравада.

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Князь Андрей и граф Безухов, несмотря на разницу в возрасте, являются очень близкими друзьями. Их объединяет высокая требовательность к самим себе, желание сделать благо обществу, оставить след. Андрей всегда даёт дельный совет Пьеру, хотя тот их никогда не выполняет. А Пьер пытается помочь Андрею в момент измены Наташи. Его слова, на первый взгляд, не слышит друг, но на самом деле, он слишком страдает и стремится отомстить за честь любимой девушки. Они всегда рядом, даже когда далеко. В этом настоящая дружба.

4. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Жизнь Григория Мелехова наполнена общением с людьми, среди них и друзья, такие как Митька Коршунов и Мишка Кошевой. Со временем жизнь разводит их не только по разные стороны баррикад, но и по разные стороны добра и зла. Прохор Зыков остаётся единственным самым верным другом Григория до конца.

5. Б. Васильев «Завтра была война»

Вика Люберецкая и Искра Полякова сначала не являются подругами. Обе очень сильные натуры, они, казалось, никогда не найдут общего языка. Но Искра поняла, какая чистая и честная Вика после чтения стихов Есенина. Безобидный день рождения стал точкой отсчёта для проверки на истинную дружбу этих девушек. Смерть Вики потрясла всех одноклассников. Но Искра совершает подвиг, когда читает стихи Есенина над могилой юной подруги. В этом её клятва в дружбе погибшей девушки.

⁠аргументы к сочинению

Другие сочинения на тему дружбы на нашем сайте

- итоговое сочинение: «Согласны ли вы с высказыванием «Не бывает плохих наций – бывают плохие люди» »?

- итоговое сочинение: ⁠«Согласны ли вы с высказыванием П. Бови, что ⁠«ложные друзья подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень⁠»⁠»?

⁠ ⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С.И. Ожегов в своём словаре даёт такое определение слову «дружба »:

А вот определение вражды :
Можно много говорить о значимости дружбы в жизни каждого человека, о том, как отдельные люди, их группы, а также страны достигают взаимопонимания и чем иногда приходится жертвовать ради дружбы и мира тем, кто ценит эти важнейшие на земле понятия. Наверное, ещё больше можно сказать о том, как иногда дружба переходит в неприязнь, а подчас и открытую вражду и что движет людьми, решившими разорвать дружеские отношения. Важно также понимать, что некоторые в принципе не способны на такое светлое и тёплое чувству, как дружба. Удел таких людей - порождать конфликты, оставаясь трагически одинокими.
Тема дружбы и вражды – одна из важнейших в мировой литературе. А.С. Пушкин, сохранивший дружеские отношения со многими лицеистами, характеризовал настоящую дружбу так:

Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным - яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано в 1826 году, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Произведение имеет двухчастную композицию: в первой части лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении, во второй он выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.
Тема дружбы важнейшая и

На примере отношений главного героя и Владимира Ленского мы видим, как легко разрушить связи между людьми. Конечно, отношения между Ленским и Онегиным сложно назвать дружескими, потому что начаты они были, по крайней мере со стороны Евгения, «от делать нечего». Главный герой скучал в поместье дяди: чтение быстро ему надоело, занятия хозяйством тоже. И юный Ленский, восторженный романтик, верящий в вечную любовь, искренность людей и мировую гармонию, пришёлся как нельзя кстати. Онегин чувствуется себя в отношениях с Владимиром умудрённым опытом человеком, но не хочет разочаровывать его, показывая истинные силы, движущие людьми и миром. Он полагает, что время само всё расставит на места и развеет романтические иллюзии героя. Отношения Онегина и Ленского дали трещину в тот момент, когда друзья, приехав в поместье к Лариным на именины, видят там дом, полный гостей, тогда как Владимир уверял Евгения, что праздник пройдёт в кругу семьи. Гордость Онегина, его самолюбие не стерпели маленькой лжи, сказанной, конечно, без злого умысла. И далее происходит то, о чём все мы знаем: Онегин весь вечер танцует с Ольгой, та хохочет, откровенно флиртует с Евгением, разозлённый Ленский вызывает друга на дуэль, Онегин принимает вызов, дуэль, смерть Ленского… Несомненно, многие задавались вопросом: мог ли главный герой отказаться от дуэли. Формально Онегин не нарушил ни одного правила: он принял вызов, то есть достойно ответил на упрёк, высказанный ему Ленским, и честно победил в поединке. Но обращаясь к совести, говоря начистоту, мы, понимаем, что честнее и порядочнее было отказаться от дуэли и примириться с Ленским, объяснившись с ним. Ведь конфликт родился из-за пустяка, и он точно не мог быть помехой для истинной дружбы, которая идёт на компромиссы, а иногда даже на отказ от личных интересов ради отношений. Но в том то и дело, что отношения Онегина и Ленского изначально были построены не на равноправии, доверии и искренности, поэтому малейшее препятствие и разрушило их. Евгений не смог отказаться от дуэли, побоявшись мненья света. Боясь осуждения, он смалодушничал и не пошёл на объяснение и примирение с Владимиром. Эта дуэль, несомненно, была горьким уроком главному герою. Мы понимаем это по реакции Онегина, увидевшего убитого Ленского.
так же, как и Онегин, избалован светом, он рано понял его цену и, будучи ещё совсем молодым, разочаровался и в нём, и в жизни в целом. Печорин говорит, что не способен на дружбу, ведь в дружбе

Сам герой никогда не сможет стать рабом другого человека: он слишком горд и самолюбив для этого. Но и сделать другого своим рабом тоже не может. Мы видим, как Печорин холоден с Максимом Максимычем при встрече после долгой разлуки, хотя не так давно их связывали и общая служба в Кавказских горах, и печальная история с Белой, прямым свидетелем которой был Максим Максимыч. Печорин был также дружен в Пятигорске с доктором Вернером, так как тот бы умён и проницателен и Григорию Александровичу не приходилось долго объяснять ему мотивы своих поступков, но даже Вернер уходит от Печорина после его дуэли с Грушницким.
Отношения Печорина и Грушницкого заслуживают отдельного разговора. Уже в момент знакомства читателей с Грушницким, во время его встречи с Печориным на водах, видно, что из себя представляет этот герой: самолюбив, даже болезненно самолюбив, позёр, то есть любит «играть на публику», чего только стоит его вид в солдатской шинели, но при этом весьма неуверен в себе. Уже здесь Печорин заявляет, что, хотя и встретились они с Грушницким как приятели, когда-нибудь им придётся столкнуться на узкой дорожке. По ходу романа автор постоянно показывает, как Грушницкий то принимает решение, то отказывается от него, нередко следуя не за своим разумом или сердцем, а прислушиваясь к советам и мнениям других. На наш взгляд, виной этой неуверенности во многом стало воспитание в незнатной и небогатой семье. Несомненно, Грушницкий завидует Печорину: его уму, деньгам, умению держаться с людьми, способности влюблять в себя женщин. Он понимает, хотя и боится себе в этом признаться, что Печорин – «герой», тогда как он, Грушницкий, лишь пародия на героя. На мой взгляд, именно зависть была главной, хотя и скрытой, причиной дуэли, ситуация с княжной Мери послужила лишь толчком к разрешению назревшего конфликта между ограниченностью и самодостаточностью, между чувством собственного достоинства и неуверенностью в себе.
Пример дружеских отношений мы находим

друзья «по идее». Нигилизм, что переводится с латыни как «отрицание», владеет их умами. Отрицание, по словам Базарова, всего: любых принципов, идей, нравственных категорий, то есть всего того, что не проверяется опытом и не несёт практической значимости. Несомненно, первую скрипку в этих отношениях играет Базаров. Аркадий во всём послушен своему старшему товарищу, хотя в душе и не вполне разделяет его взгляды. Увлечённость нигилизмом была для Аркадия лишь модным поветрием, распространенным среди университетской молодёжи. И Базаров, и Кирсанов-младший довольно быстро понимают, что им не по пути. Так, в поместье Кирсановых Евгений постоянно работает: проводит опыты, помогает крестьянам, Аркадий же сибаритствует. Очень важным в отношениях друзей можно считать то «разногласие», которое возникает во время их разговора о значимости природы в жизни человека. Базаров утверждает, что

в то время как Аркадию Кирсанову ближе точка зрения его отца, Николая Петровича, который видит в природе в первую очередь красоту и наслаждается ею. Аркадию также ближе стихи Пушкина, чем произведения немецких практиков. А на саркастическое замечание друга о том, что Кирсанов-старший, почтенный отец семейства, живущий в захолустном поместье, в 44 года играет на виолончели, несмотря на всё благоговение перед своим учителем, он даже не улыбнулся. Базаров называет Аркадия «нежной, ранимой душой», тем самым противопоставляя его себе. Но, влюбившись в Анну Одинцову, Евгений сам становится уязвимым, так как рушатся все его представления о мире, а в душе царят чувства, которые он прежде категорически отрицал. Таким образом, мы можем говорить, что отношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова, несмотря на то, что друзья разошлись, оказали на них важное влияние. Аркадию они помогли понять самого себя, осознать, что ему ближе точка зрения «отцов», провозглашающих самой своей жизнью такие ценности, как любовь к женщине, природе, искусству. А Евгению Базарову они доказали, что почва нигилизма бесплодна и человек не может жить одним отрицанием, а такие понятия, как красота и любовь придают значимость людскому существованию и помогают преодолевать сознание бренности и быстротечности бытия.

Пример дружеских отношений мы может также видеть

университетские товарищи и знакомы уже полтора года. Именно с Разумихиным, Раскольников, вообще не имевший друзей, как-то сходится и имеет доверительные отношения. Впрочем, сам автор пишет, что с Разумихиным и нельзя было по-другому: был он весел, открыт, очень общителен и добр, а главное, никогда, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, не опускал руки. К нему-то и идёт Раскольников незадолго до совершения преступления в надежде получить поддержку и напутствие. Разумихин искренне рад Раскольникову, и, несмотря на то, что сам в это время вынужден был оставить университет, так как не в состоянии оплачивать обучение, предлагает Родиону денег и некоторых своих учеников. Начиная с этого времени, Разумихин почти постоянно будет рядом с главным героем. Именно он найдёт его после убийства старухи процентщицы, лежащего в бреду в своей похожей на гроб комнате, приведёт к нему доктора Зосимова, а позже будет ухаживать за ним. Разумихин возьмёт на себя заботу о матери Раскольникова и его сестре Дуне – Авдотье Романовне. В «Эпилоге» мы узнаём, что Разумихин становится мужем Дуни, и оба они обещают, что расстаются с Родионом не навсегда. У Дмитрия уже в голове сложился твёрдый план: в последующие три-четыре года скопить денег и отправиться вместе с женой в Сибирь, где поселиться поближе к острогу Раскольникова и вместе строить жизнь по-новому. Ему невозможно было не верить, ведь, по словам Достоевского, у него была железная воля, а ещё предельная честность и трудолюбие.

перед нами пример дружеских отношений двух главных героев произведения Пьера Безухова и Андрея Болконского. Князь Андрей – умный, хорошо образованный, с рациональным сладом ума человек, принадлежащий к богатому, знатному роду, хорошо знает высший свет, его мораль и ценности. Пьер – полная его противоположность. Вследствие своего положения незаконнорожденного ребёнка, он провёл значительную часть времени за границей, куда отправил его отец – богатый вельможа Кирилла Безухов. Не имея привычки бывать в высшем свете, Пьер ведёт себя там слишком эмоционально, наивно предполагая, что люди, собирающиеся в салонах и на званых ужинах, интересуются чем-то ещё, кроме себя. Но тем не менее именно с Пьером Андрей может говорить откровенно на волнующие его темы, не боясь быть осуждённым или непонятым. Именно Пьеру князь рассказывает о том, что тяготится положением женатого мужчины, так как не видит в браке искренности и радости, ему первому Андрей признаётся и в любви к Наташе Ростовой. Именно после разговора с Пьером о смысле жизни, произошедшем во время приезда Безухова в поместье Андрея, в душе Болконского проснулось чувство сопричастности к Богу и бесконечности жизни, которое он впервые испытал, лежа тяжело раненный на поле Аустерлица. Слова Пьера о том, что жить надо для людей, делая им добро, и этим только можно приблизиться к высшей правде, несомненно, оказали огромное влияние на князя Андрея. Толстой пишет, что с этого момента во внутреннем мире Болконского началась новая жизнь, которая в итоге привела его на Бородинское поле, где он сражался бок о бок со своими солдатами, любовно называвшими героя «наш князь».
Надо отметить, что Пьер, несмотря на своё длительное положение байстрюка, то есть незаконнорожденного ребёнка, никогда не искал в дружбе с Андреем Болконским какой-либо выгоды. Он также, остаётся благородным и в тот момент, когда узнаёт о разрыве отношений между Андреем и Наташей Ростовой. И не допускает мысли о каком бы то ни было сближении с девушкой, хотя уже давно влюблён в неё.
Но в романе есть множество отношений, доказывающих нам мысль о ложных друзьях. К таким людям можно отнести Бориса Друбецкого, который в начале романа живёт в доме Ростовых, дружит с Наташей и Николаем Ростовыми и всячески пользуется помощью их семьи. Но характер Бориса таков, что главное в жизни для него не честь, не дружба, не помощь близким, а личная выгода. Поэтому он отдаляется от Ростовых, так как понимает, что отношения с ними не помогут ему продвинуться по карьерной лестнице. Попав на службу в армию во время военной кампании 1805 года, он ищет расположения Андрея Болконского – штабного офицера, и вовсе не рад Николаю Ростову, приехавшего к нему с просьбой. Николай не находит радушия в Борисе, напротив, друг детства как будто стесняется его, грязного после длительной скачки на лошади, грубоватого гусара, для которого служить при штабе означает вовсе не службу, а протирание штанов.
В другом герое романа, Фёдоре Долохове, отсутствие понятий о чести и совести, приводит к тому, что и с товарищами он ведёт себя соответственно. Так, он, не стесняясь, заводит роман с Элен Безухой, женой вчерашнего приятеля Пьера Безухова, с которым была проведена ни одна бессонная ночь и выпито немало бутылок шампанского. Долохов же жестоко втягивает в карточную игру и обыгрывает на огромную сумму своего вчерашнего друга Николая Ростова. Причина такого поведения в том, что дальняя родственница Ростовых Соня, давно влюблённая в Николая, отказалась стать женой Долохова. Герой не в состоянии быть благородным и простить Ростову того, что тот оказался счастливее.
В романе мы также находим историю взаимоотношений двух стран – России и Франции. Переходя от дружбы (хоть и дружбы «со сжатыми кулаками») к вражде, вступая периодически в открытые столкновения, отношения эти закончились, как известно, знаменитой войной 1812 года. Автор подчёркивает, что, хотя событие это было следствием задуманного где-то свыше хода истории, а Наполеон и Александр I – лишь марионетки в руках высших сил, он всё же показывает, как эгоизм и тщеславие Наполеона вносят свою лепту в разжигание огня войны. Бонапарт постоянно разыгрывает роль великого императора, повелевающего миром. Поле сражение для него – шахматная доска, а он знаменитый гроссмейстер. Но Толстой всем ходом романа развенчивает теорию «великих людей в истории». Он пользуется приёмом сатирического гротеска при изображении Наполеона: император переполнен самолюбованием, его помыслы преступны, а патриотизм отдаёт фальшью (вспомним эпизоды с Лаврушкой, где Бонапарт вначале «играет» с пленным, а потом признаётся ему, преисполненный гордостью, что он и есть Наполеон, сцену с портретом сына, утренние сборы перед Бородинским сражением и пр.).
перед нами также история войны, но войны гражданской. События этого времени ставят перед главным героем произведения – казаком Григорием Мелеховым – новые вопросы. Он мечется между двух враждующих сторон: красными и белыми. Но не видит правды ни там, ни там. Обе стороны жаждут мести: красные – за многовековые притеснения бедняков господами; белые, отстаивая свои привилегии, которыми они считали себя наделёнными по праву рождения. Григорий сам участвует в казни пленных матросов, рубит безоружных людей. Придя в себя, герой кричит о том, что нет ему прощения и просит окружающих зарубить его. Уже позже он признаётся матери, что война сделала его жестоким, что он перестал жалеть даже детей.
Главная боль гражданской войны – это то, что это война братоубийственная. Вчерашние родственники, даже родные братья, добрые соседи, друзья в одночасье оказались по разные стороны. Старое казачество распадается. На примере казаков хутора Татарского Шолохов показывает, как каждый становится сам за себя. Михаил Кошевой, приняв сторону большевиков, казнит Мирона Коршунова – хуторского богатея; также он расправляется с Петром Мелеховым – старшим братом Григория. Но сын Коршунова, Митька, не остаётся в долгу и убивает мать Кошевого. Последний, узнав о смерти матери, поджигает несколько домов хутора, не разбирая ни вчерашних соседей, ни друзей.
рассказывается о взаимоотношениях трёх девочек: Ляли Ивашовой, Маши Завьяловой и Дуси. Ляля – красавица, Маша – умница и талантлива, «как Леонардо да Винчи», а Дуся, как она сама говорит о себе, просто их подруга. Именно Дусино отношение к девочкам показывает нам, какой должна быть настоящая дружба. Чувство зависти она называет «изнуряющим чувством», поэтому испытывать его совсем не хочет. Девочка искренне гордится красотой Ляли и талантами Маши, а потому потихоньку собирает сочинённые и записанные на обрывках бумаги Машины стихи и ставит на них даты. Дуся уверена, что Маша обязательно или изобретёт что-то удивительное, или напишет произведение, равного которому ещё не видели. Для неё Маша и Ляля как будто второе «я», а вместе они неделимое целое. Поэтому, когда отца Ляли Ивашовой во время Великой Отечественной войны отправили руководить строительством большого завода, Дуся, её мама Тамара Степановна и Маша отправились вместе с ними. И хотя Тамара Степановна просит дочь не жить чужой жизнью не сиять отражённым светом, она тут же поправляет себя: «Смотря чьим светом!»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»