Самые важные православные праздники. Главные (двунадесятые) христианские православные праздники

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Главные христианские праздники связаны с жизнью Иисуса Христа и Его Матери Пресвятой Богородицы.

Эти праздники имеют большое значение для христиан, и потому церковь придавала и придает им особую торжественность.

Христианский праздник, который является самым главным для христиан, это Светлое Воскресение Христово. О нем христиане говорят, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Другое название этого великого христианского праздника — Святая Пасха (Новозаветная Пасха).

Этот праздник не имеет четко установленной даты. Он привязан к первому весеннему новолунию и потому он может праздноваться как в первых числах апреля, так и в мае.

Ниже по рангу, однако также очень значимые для христиан праздники — двунадесятые. Такое название они получили, потому что вошли в число 12. То есть главных христианских праздников, кроме Светлого Воскресения, всего двенадцать.

Эти церковные христианские праздники установлены церковью во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Его Матери Пречистой Девы Марии.

Вот перечень главных церковных празников.

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября (21 сентября н. ст.).
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря н. ст.).
3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия - 25 марта (7 апреля н. ст.).
4. Рождество Христово - 25 декабря (7 января н. ст.).
5. Сретение Господне - 2 февраля (15 февраля н. ст.).
6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января (19 января н. ст.).
7. Преображение Господне - 6 августа (19 августа н. ст.).
8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье] - в последнее воскресенье перед Пасхою.
9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.
10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы - в пятидесятый день после Пасхи.
11. Воздвижение Креста Господня-14 сентября (27 сентября н. ст.).
12. Успение Божией Матери-16 августа (28 августа н. ст.).

Обратите внимание: православная церковь использует старый стиль исчисления. Поэтому как правило все даты указываются именно по этому стилю, а в скобках приводятся даты по новому стилю.

Следующие христианские праздники не являются главными, однако они тоже очень чтятся православной церковью и верующими людьми.

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) - 1 января (14 января н. ст.).
Покров Божией Матери - 1 октября (14 октября н. ст.).
Иконы Казанской Божией Матери - 22 октября (4 ноября н. ст.).
Рождество Иоанна Крестителя - 24 июня (7 июля н. ст.).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 29 августа (11 сентября н. ст.).
Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля н. ст.).
Святого апостола Иоанна Богослова - 8 мая (21 мая н. ст,) и 26 сентября (9 октября н. ст.).
Святого чудотворца Николая - 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 декабря (19 декабря н. ст.).

Все православные праздники - это особые даты для всех христиан. В эти дни они посвящают себя Господу, полностью оставляют суету, присущую всему мирскому, читая молитвы и выполняя положенные обряды. Наиболее важны самые главные церковные даты. К их числу относятся всем известные Рождество и Пасха.

История церковных праздников

Основные православные церковные праздники и посты ведут свою историю с давних времен, с периода Ветхого завета. Традиции, установленные в Новом завете, также объясняются древними обрядами, связаны с теми или иными святыми. И в наши дни их стараются неуклонно соблюдать, ведь дошли они до нас практически без изменений с древних времён.

Современная церковь оставила за каждым из таких праздников особый статус, который также имеет особую духовную атмосферу, так чтимую верующими. В эти дни зачастую предписывается особый режим жизни для простых людей - нужно полностью освободиться от повседневных забот, выделив время для служения Богу.

Ещё с 4-го века, когда церковь полностью находилась под руководством властей Византии, действовали строгие запреты на нарушение церковного порядка. Одинаково недопустимо было не только веселье, но и труд. Позднее, во времена правления Константина, был установлен дополнительный запрет на ведение торговли в воскресные дни.

В современном мире церковные православные праздники несколько изменились, но даже несмотря на это, традиции остались неизменными. Более того, некоторые из основных дат перешли в категорию выходных, имеющих государственный статус. Это закреплено законодательно практически в каждой стране, жители которой исповедуют христианскую религию.

Церковные календари

Если одни православные праздники имеют фиксированные даты, то у других они плавающие из года в год. Для отслеживания их были разработаны церковные календари.

История основных непереходящих дат ведётся еще с Юлианского календаря, который отличается от действующего Григорианского почти на 2 недели. У каждого из установленных непереходящих праздников имеется четко оговоренная дата, которая не зависит от дня недели и иных факторов.

Особенность группы переходящих православных праздников состоит в том, что эти даты смещаются в календаре из года в год. Отсчет ведется относительно Пасхи. Ее дату вычисляют на основании лунного календаря.

Не все знают, что Пасху категорически недопустимо отмечать:

  • ранее наступления весеннего равноденствия;
  • вместе с церковью иудеев;
  • ранее первого полнолуния весной.

В общей сложности половинки такого календаря основных дат православной церкви образуют полный цикл.

Год глазами православного христианина

Для учета всех православных праздников лета или любого времени года, а также приходящихся на эти периоды постов составляются специализированные календари. Помимо основных дат, в них всегда присутствует подробное описание и особенности праздников и православных постов. Наряду с перечисленной информацией в хороших календарях записываются важнейшие моменты современной церковной жизни и дни, отведенные как поминальные.

Год глазами православного христианина весьма насыщен. Он состоит из множества постов, которые устанавливаются для подготовки к тем или иным праздникам, однодневных постов. Такое большое количество действий объясняется просто - у людей не должно оставаться слишком много времени на занятия, которые не угодны Богу.

Православные праздники и их особенности

Собственно, под датами празднования понимаются торжества, имеющие общецерковный характер. В рамках каждого такого дня чтится или просто вспоминается некое священное событие.

Каждый из указанных праздников входит в седмичный богослужебный круг либо в годовой, действующих для каждой православной церкви.

Все православные праздники в году привязаны к чествованию памяти святых либо случившихся ранее событий.

Так или иначе обязанностью любого православного христианина является строгое соблюдение и почитание важнейших дат и постов. В качестве подготовки к большинству из них рекомендуется чтение молитв, выполнение обряда причащения, соблюдение положенных постов и иные богоугодные действия, в том числе и оказание помощи нуждающимся.

В составе церковного календаря отражается чередование будних дней с православными праздниками. Здесь имеются все даты, которые зафиксированы церковными книгами. Особое внимание уделяется и каждому из воскресных дней, которые называются не иначе, как малой Пасхой.

12 основных православных дат

В рамках православной культуры выделяется в общей сложности двенадцать наиболее важных праздников. Каждый из них соотносится с неким значимым событием в рамках Ветхого и Нового завета. Самый главный праздник среди них - это, конечно же, Пасха.

Переходящие двунадесятых праздники

Те даты, которые в современном христианстве являются праздничными, но не постоянны в календаре из года в год, именуются переходящими двунадесятыми. К этой категории относится и Пасха, так как её ежегодно празднуют в разные дни.

Отталкиваясь от даты, на которую приходится Пасха, определяются православные праздники в сентябре и в другие месяцы, в том числе:

  1. Вербное воскресенье, то есть вход в Иерусалим. Оно празднуется ровно за 7 дней до Пасхи.
  2. Вознесение. Этот православный праздник приходится на 40-е сутки по прошествии Пасхи. Это всегда четверг. Эта дата соотносится с явлением Иисуса к Господу.
  3. Праздник приходится на 50-й день после Пасхи, символизирует приход Святого духа к апостолам.

Праздник Пасхи

Это главное торжество в православном календаре. Оно символизирует победу над смертью. День привязан к тем событиям прошлого, на которых строится само учение о христианстве как таковое.

Пролитая кровь при распятии Спасителя тогда смыла первородный грех. Это полноценное торжество жизни относительно смерти. Неудивительно, что это самый главный среди прочих праздников.

Вход в Иерусалим

Этот праздник более известен у нас как Вербное Воскресенье. Это не менее значимое событие в рамках христианского учения как такового. Он соотносится с приходом в город Спасителя и обозначает добровольность принятых Христом страданий.

Дата эта ежегодно определяется исходя от Пасхи, точнее, ровно за неделю до неё.

Пятидесятница

Не каждый знает, какой православный праздник именуется Пятидесятницей. В народе называется Днём Святой Троицы.

Его связывают с пришествием Духа Святого к апостолам. Кроме того, именно эта дата связана с открытием у Троицы её третьей ипостаси, после чего увековечили в рамках христианства триединое начало Бога.

Постоянные двунадесятых праздники

Большая часть основных дат в рамках православного календаря является постоянной, для каждой из них определён некий день в году, и они ни в коей мере не зависят от Пасхи. К этой категории относятся:

  1. Успение пресвятой Богородицы - это дата вознесения её, приходится на 28 августа. Предшествует ей крупный и важный Успенский пост. Это объясняется тем, что сама Богородица до конца своих дней придерживалась воздержания и непрестанно молилась.
  2. Введение Пресвятой Богородицы. Это событие приходится на 4 декабря. Дата соотносится с тем, когда родители её полностью посвятили ребёнка Богу.
  3. Крещение. Отмечается 19 января. Дата соответствует моменту, когда Иоанн Креститель омывал в Иордане Спасителя. Тогда же он рассказал о его великой миссии, но за эту весть его в дальнейшем и убили. Также встречается праздник Богоявление.
  4. Благовещение. Ежегодно приходится на Дата соотносится с приходом к Богородице Гавриила, который и сообщил о её особом ребенке и его предназначении.
  5. Рождение Богородицы. Дата приходится на 21 сентября, именно в этот день родилась мать Спасителя. Современная церковь считает это не менее знаковым событием в учении, чем все прочие. Ведь у родителей её на протяжении многих лет не было собственных детей. Дева Мария стала для них подарком свыше. Принято считать, что зачатие имело благословение свыше.
  6. Воздвижение Креста. 27 сентября произошло обретение креста животворящего. Ещё в 4 веке поиски его начала царица Елена, которая руководила в те времена Палестиной. Из трёх крестов определили единственный Господень, именно он принес исцеление неизлечимо больному человеку.
  7. Рождество Христово отмечается 7 января. Эта дата известна каждому человеку, даже если он не относится к категории верующих христиан. В этот день случилось земное рождение Иисуса, который появился во плоти от Богородицы.
  8. Сретение приходится на 15 февраля. Эта дата, когда новорожденного младенца впервые внесли в храм. Слово в переводе со старославянского языка звучит как "встреча".
  9. Преображение отмечается каждый год 19 августа. В этот день Иисус молился вместе с учениками на когда пророки рассказали о его грядущей гибели, сопряженной со множеством мучений и последующем воскрешении по прошествии нескольких дней. Тогда сам Иисус узнал о своей великой миссии, поэтому дата вошла в число основных двунадесятых праздников.

Каждая из перечисленных дат имеет огромное значение в современном христианском учении. Для каждого верующего это особые дни, когда важно посещать церковь и молиться, а в некоторых случаях ещё и выполнять определенные обряды.

Православные календари

Чтобы точно знать, какой сегодня православный праздник, потребуется посмотреть церковный календарь. В нём указываются абсолютно все праздники, дни сочетания, все длинные и короткие посты, иная информация.

Особое место в таких календарях занимают дни для почитания святых. В нём будет присутствовать молитва каждому из них.

Особенности главных православных праздников

Для церковных торжеств характерно:

  1. Облачение служителей в одежды светлого цвета, что символизирует Божье Царство и его величие.
  2. Проведение литургии и песнопений к празднику.
  3. Обязательное посещение церкви прихожанами. Сегодня в отношении данного требования не действует жёстких правил, но все верующие стремятся отказаться от любых занятий и выделить время на посещение церкви.

Ещё одна особенность церковных праздников состоит в том, что их число достаточно велико. Поэтому порой случается так, что на один день приходится сразу несколько знаменательных дат.

Вот некоторые факты относительно соблюдения праздников верующими:

  1. Сегодня православные праздники из категории двунадесятых предполагают не только непосредственно празднование, но и предпразднование наряду с отданием.
  2. На каждую великую дату проводятся всенощные бдения.
  3. Перед рядом дат необходимо соблюдение поста всеми верующими христианами, поэтому многие, зная, какой православный праздник грядет в скором времени, продумывают свое питание.
  4. Обычно на предпразднование затрачивается трое суток, за исключением Богоявления (четыре дня) наряду с Рождеством (пять дней).

На сегодняшний день все свято чтят все установленные праздники и соблюдают посты, как это предписывает учение. Помощником и подсказкой для них выступает православный календарь.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

15.09.2015 00:30

Православная Троица - великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
Мученика Аифала диакона.
Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»