Доклад на тему "единство требований в воспитании". Единство требований родителей это закон семейного воспитания. Отец и мать основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт Единство требований

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопонимания, единства требований, взглядов .

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

Вот статья с Интернет-сайта, автор которой, имеет свою точку зрения по этой теме. Он задает читателям вопрос

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

Работа детского сада с семьей является неотъемлемой частью всей работы детского сада. Детский сад может достичь прочных и хороших результатов в воспитании детей только в том случае, если есть должная связь и взаимопомощь между воспитателем и семьей. А взаимодействие семьи и детского сада будет только тогда полноценным, если работники детского сада пользуются авторитетом и уважением у своих воспитанников. Мы не сможем также добиться авторитета и уважения родителей, если они не будут знать, понимать, как серьезно и вдумчиво занимаемся мы с их детьми. Многие родители недооценивают роль детского сада в воспитании детей, смотрят подчас на нас, воспитателей, как на нянь, в лучшем случае - культурных нянь, которые смотрят за детьми, кормят и поят их, водят гулять. Они нередко не понимают, не знают той глубокой, серьезной воспитательной работы, которая проводится в детском саду. О начальной стадии нашей совместной с вами работы мы говорили в младших группах. Все вы знаете, для чего мы записываем данные о составе семьи, о месте вашей работы и тд. Мы стараемся использовать каждое свободное для вас время для разговора с вами о ваших детях. Отдавая ребенка вечером кому-либо из взрослых членов семьи, мы стараемся, если нет времени для более длительной беседы, рассказать о самочувствии ребенка, его настроении, поведении в детском саду. Наша работа по воспитанию ваших детей будет только тогда плодотворной, когда вы действительно увидите наше желание быть полезными вам и вашим детям; если вы научитесь внимательно прислушиваться к нашим советам и будете выполнять их. Чтобы иметь полное представление о жизни ребенка в семье, мы посещаем ваши семьи. Это нужно и должно. Посещение ваших семей дает нам представление об условиях жизни семьи, быте, об игровом уголке, деятельности ребенка в семье и тд. Для нас важно, чтобы и вы, родители, могли лучше видеть, как живут ваши дети в детском саду. Поэтому мы предлагали и предлагаем вам: приходите к нам в детский сад в свободные для вас часы: на занятия, на прогулку, во время свободных игр. Мы всегда будем рады видеть вас. А во время встречи с детьми после трудового дня не задавайте детям таких вопросов как: «Что ты ел? Все ли ты съел?» Об этом мы вам расскажем. Поинтересуйтесь, чем сегодня занимался ваш ребенок, во что играл, какое нес дежурство. Это воспитывает у детей привычку делиться своими делами с родителями, а родителям помогает быть в курсе жизни группы.

Большая работа в детском саду проводится по воспитанию культурно-гигиенических навыков. Но эта работа также может быть полноценной только при поддержке семьи, ибо без закрепления этих навыков в семье, трудно достигнуть цели. Закрепляйте у детей привычку с вечера приготовить все, что нужно одеть утром, вложить чистый носовой платок, почистить ботинки. Все это делается с целью приучать детей следить за собой, воспитывать привычку быть чистым и опрятным. Внешний вид детей имеет огромное значение в воспитании организованности и дисциплинированности. Следите, пожалуйста, за прической своих детей, за ногтями и т. д.

Хочется сказать и про выходные дни, когда дети находятся с вами. Больше будьте с детьми вместе, ходите в природу, на выставки, в театры. Но не забывайте и об индивидуальных занятия детей. Не бойтесь давать детям ножницы, нож, молоток, гвозди. Давайте больше лепить, рисовать, вырезывать, наклеивать, конструировать, играть в настольные игры. Это воспитывает в ребенке привычку быть занятым, уметь найти себе дело, способствует развитию ручных умений, конструктивных способностей; воспитывает усидчивость, терпение. Единство требований в воспитании ребенка должно быть не только между детским учреждением и семьей, но и в самой семье, между ее членами. Очень важен в формировании личности ребенка личный пример родителей, особенно в нравственном отношении. Но родительская требовательность должна быть разумной, сочетаться с вниманием и заботой о детях.

В конце своего небольшого доклада хочется сказать, что мы, воспитатели, верим, что сообща с вами, родителями, мы вырастим из наших детей хороших учеников, надежных товарищей, достойных членов общества.

С самих ранних лет дети, наряду с заботой и лаской, которой они окружены, выполняют и определенные поручения. Поначалу дети выполняют простейшие требования, которые усложняются по мере взросления ребенка. Причем сфера требований постепенно расширяется. Например, ребенок хочет продолжить игру во дворе со сверстниками, однако родитель зовет его домой. Ребенок должен соблюдать режим, должен пообедать, поспать, отдохнуть. Дитя хочет, посмотрев по телевизору мультипликационный фильм, продолжить присутствие перед телевизором, посмотреть художественный фильм, проявляя такой же интерес, как и взрослые. Однако для детей дошкольного возраста смотреть фильмы, предназначенные для взрослых, слишком рано. Поэтому родители уводит ребенка от экрана. А он, что естественно, проявляет упрямство. Следовательно, желания и обязанности отнюдь не всегда совпадают друг с другом. Мальчик или девочка дошкольного возраста должны убирать игрушки, класть их на положенные места, самостоятельно одеваться, умываться, приводить в опрятный вид свою одежду. Разумеется, важен и соответствующий режим, и ребенок должен следовать этому режиму. К нему выдвигаются определенные требования, вынуждающие его оторваться от своих развлечений, что его не удовлетворяет. Здесь важен педагогический такт родителя по подчинению слепого и капризного желания «я так хочу» маленьких детей важной и ясной цели. Без сомнения, предъявляя к ребенку требования, отцы и матери должны быть еди- номышленниками, не должны противоречить друг другу. Они должны строго и ответственно подходить к родительским, воспитательским функциям. При соблюдении единства в воспитательных воздействиях дети формируются волевыми, организованными и дисциплинированными. При нарушении же этого принципа малыши растут ленивыми, непослушными, озорными, безвольными, не бывают готовыми к самостоятельной жизни в будущем. Выдвигающие требования родители должны учитывать условия, душевное и физическое состояние детей. Неуместное, необдуманное требование, поручение порождает в ребенке гнев, протест. Неправильно требовать выполнения подобных поручений от детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно, чтобы требование было правильным, разумным и доброжелате- льным. Родитель в деле воспитания не может показать черствость в отношении к малышам. Необходимо принимать во внимание, что когда ребенок плохо чувствует себя, бывает в подавленном настроении, он может не найти в себе силы на выполнение самой обычной работы. В это время крики, впадение в ис- терическое состояние, повеления не помогут родителю. Отцы и матери должны понимать, что требовательность вовсе не означает черствость и жестокость. В случае, если детям дается работа по их возможностям, силам, и оказывается нужная помощь, бывают и основания для выдвижения требований. Эти требования должны защищаться и другими пожилыми членами семьи. Дети с ранних лет должны привыкнуть к этим требованиям родителей, стараться их выполнять. Приветливое общение с детьми, уместные шутки не только нужны, но даже и важны. Присоединение к играм тоже не исключается. Однако при необходимости отец или мать должны проявлять требовательность. Требование должно быть выражено таким Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 81 образом, чтобы в его правильности и важности не сомневались ни родитель, ни ребенок. Ребенку еще с полутора-двух лет должны даваться соответствующие требования, указания. Со временем он привыкает к требованиям, считает нужными их выполнять, не остается недовольным, не обижается, не плачет, не ленится. Самое главное, когда одно и то же требование выдвигает каждый из родителей, ребенок верит в правильность требования, не избегает его выполнения. Отцы и матери должны принимать во внимание то, что если они выдвинули требование, то должны проконтролировать выполнение требования. Порой ребенок не хочет подчиниться требованию. Насколько возможно, необходимо стараться, чтобы этого не произошло. Однако если ребенок уже возражает против требования, распоряжение надо повторить еще раз, но уже холодным, официальным тоном. Если были созданы условия для получения отрицательно опыта, для оценки требований как чего-то несущественного, он может еще раз не послушаться родительского слова. Значит, родители когда-то допустили ошибку, не были последовательны в своих требованиях, без нужды пошли на уступку, и подобные случаи повторялись, что и дает сейчас свой отрицательный результат. Еще одним вопросом, на который обращает внимание семья, является выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети при исполнении данных поручений, и осуществление соответствующих мер. В таких семьях отцы и матери хорошо знали, что если не изберут правильную линию, это завершится снижением интереса к порученной работе. Настойчивые требования взрослых закончить работу создают отрицательную реакцию малышей к тому или иному поручению. В результате ребенок выполняет требование как попало. А это мешает формированию положительной традиции. Некоторые родители, видя, как ребенок столкнулся с трудностями, вместо того, чтобы побудить его доделать работу до получения результата, сами все выполняют. А это, на самом деле, не правильно. И создает в ребенке пренебрежение к требованию, и уменьшает в нем веру в свои силы. Ребенок полагает, что если он что-то не может выполнить, это вместо него сделает либо отец, либо мать. Хорошо знающие все это родители не допускают подобных случаев, выступают в качестве советчиков детей. Выдвигаемые требования должны быть в рамках некоторых условий: 1. Требование должно соответствовать возрасту ребенка. 2. Должно соответствовать его возможностям. 3. Не должно прививать к порученной работе чувства отвращения, злости. 4. При выдвижении требований должны соблюдаться педагогический такт и учтивость. 5. Отцы и матери должны быть последовательны в своей требовательности. 6. Требование должно быть ясно ребенку. Даже верное и самое простое требование, высказанное в грубой форме, и не будучи поясненным, вызывает сопротивление. А при наличии у ребенка веры в выполнение требования и осознании его важности, он сумеет справиться с самым сложным поручением, работой. 7. Требование должно быть дано в удобное для ребенка время. 8. Требование должно носить воспитывающий (обучающий, развивающий) характер. 9. Требование должно быть направлено на служение обществу, должно давать ему пользу. 10. В одно и то же время не должно даваться несколько требований. 11. В требованиях должно соблюдаться единство. Когда один из родителей дает требование ребенку, другой не должен проявлять мелкое опекунство, или же не выказывать частые упреки словами типа «не беги», «не трогай», «не шуми», «не кричи». Отцы и матери должны быть требовательными не только к детям, но и самим себе. В этом случае требования родителей произведут впечатление убедительных и весомых. Данные ребенку требования должны помочь достигнуть цели воспитания, не должны ему противоречить. В свое время еще Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 82 К.Д.Ушинский писал: «Иногда родители ставят перед воспитанием очень различные и порой странные требования. Эти требования очень часто противоречат здравому рассуждению о цели воспитания. Конечно же, каждый родитель желает своему ребенку только хорошое, однако это желаемое настолько разнообразно, порой бывают в таком виде, что для обеспечения этой потребности воспитание должно превратиться в бессовестное мошенничество, спекулирую- щее нравственностью и будущей судьбой ребенка». Прежде чем выдвигать требования своему ребенку, мальчику или девочке, в том числе и дошкольного возраста, родитель должен знать индивидуальные качества детей. К.Д. Ушинский вовсе не случайно сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека всесторонне, сначала она должна всесторонне изучить человека». У нас нет никаких сомнений в истинности этих слов. Эти взгляды можно отнести и к воспитательным работам, проводимым с детьми дошкольного возраста, деятельности родителей. Родительское сердце не позволяет строго обращаться с ребенком, требовать от него что- то. Чтобы успокоить кричащего, плачущего ребенка, члены семьи быстро вмешиваются. А ребенок привыкает к этому и понимает, чтобы избежать требований, упреков, достаточно показать себя обиженным, заплакать. Жить подобным образом для ребенка легко, поэтому он ведет себя как хочет. Запоздание в деле воспитания приводит к моральной деградации. Требования родителя учат ребенка занимать правильную позицию в поведении и способе обращения, действиях и поступках, в отношениях к людям, живой и неживой природе. Однако, как мы отмечали, в требованиях родителей за основу должно браться общее согласие. А.С.Макаренко указывал: «Распоряжение не должно противоречить другому распоряжению, вашему или главы семьи». В некоторых семьях родители прибегают к различным средствам для воспитания «послушных» детей. В ряде случаев даже формирование «повинующегося» поколения становится целью семейного воспитания. И сегодня в азербайджанских семьях можно встретить показанные в свое время А.С. Макаренко некоторые ложные формы авторитета, т.е. старание родителей различными способами завоевать уважение и престиж в глазах ребенка, вместо того, чтобы найти правильный путь воспитания. Отец и мать, являются не только родителями, но еще и воспитателями. В воспитательном процессе, т.е. при ведении воспитательных работ с детьми, воспитатель должен обладать и требовательностью и строгостью, и великодушием и любовью, опираться на искренность. Однако выбравшие путь только любви, только великодушия, или же путь только давления, дистанцирующиеся по мере возможностей от детей, или же решающие стать им только другом, товарищем, родители ошибаются. Удариться в крайность означает ошибиться. Потому что только любовью, уступками, давлением воспитать настоящего гражданина, достойного человека невозможно. Давая в семьях требования и поручения детям, учитывался их возраст и индивидуальные особенности. С этой целью они внимательно изучали, в первую очередь, характеристику разных лет детской жизни, особенности каждого возраста. Большую помощь оказывало самостоятельное чтение педагогической и психологической литературы в этой сфере, или организация родителям педагогического просвещения детским садом. Так, например, они знали, что на третьем году своей жизни в отношении ребенка к окружающим его людям происходят важные изменения. Нервные процессы относительно совершенствуются, увеличивается устойчивость нервной системы. В этом возрасте чувство стыдливости в детях значительно снижается. Давая требования детям дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на их индивидуальные качества, типы темперамента. С этой целью в семьях отцы и матери знакомятся с типами темперамента, выясняют, к какому типу темперамента относится темперамент их собственного чада. Так, принимали во внимание то, что ребенок, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 83 относящийся к сангвиническому типу, бывает живым и шустрым, но в тоже время интересы и увлечения его непродолжительны и не постоянны; сын (дочь), относящиеся к мелан- холическому типу, обладают спокойной натурой, не изменчивым настроением, впечатлительны, апатичны. И им было ясно, что дети с разным темпераментом к одинаковому событию, одинаковому требованию и поручению проявляет свое отношение в различной форме. Однако все эти вопросы должны быть известны каждому из родителей – отцу и матери — в равной мере, с тем, чтобы действовали вместе, не проявлялось противоречие между ними. Кроме того, в семье выдвигались и требования обучающего характера. Эти требования помогали формированию простейших математических представлений, развитию речи, прослушиванию и пониманию музыки, рисованию, выполнению физических движений, организации самообслуживающего труда, возникновению трудовых навыков. Выдвигаются требования «Держи линейку ровно, черти линию прямо», «Не надевай обувь наперекосяк», «Счисти пыль с обуви», «Полей цветы», «Правильно выговаривай слово», «Повтори слова песни», «Не ссутулься при письме», «Держи ручку в правой руке», «Не засовывай в рот ручку при письме» и пр., и родители, другие возрастные члены семьи показывали единую требовательность. Таким образом, единые требования, направленные как на организацию деятельности и стимулирования поведенческого опыта, так и развитие обучающих способностей, оказывают основательную помощь в построении в эффективной форме воспитания и обучения детей.

Воспитание подрастающего поколения – важная составляющая часть жизни взрослых людей. От того,
насколько продуктивным будет воспитательное воздействие, зависит не только будущее детей, но и будущее всей страны. Ведь в каждой семье растет гражданин, который, в свою очередь, скоро станет сам родителем. Все общечеловеческие ценности, которые были заложены с детства, он передаст своим детям. В обратном случае нас ждет безнравственное и бездуховное поколение.

Взаимодействие семьи и школы

Главную роль в воспитании играют семья и учреждения образования. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько тесной будет взаимосвязь между ними. Педагоги и родители должны выработать единые правила воспитания ребенка, оказывать друг другу всяческую поддержку и согласовывать способы и приемы воспитательного воздействия.

Семья дает начало жизненным взглядам и позициям малыша. На примере мамы и папы дети учатся, развиваются и обучаются. Влияние родителей на формирование личности огромно. Только они как никто другой знают свое чадо, психические и физические особенности, склонности и интересы. С помощью родителей педагогический коллектив сможет усилить и развить те задатки, которые заложены природой и акцентированы в семье.

Зная особенности микроклимата, материальное, социальное и культурное положение в семье, воспитатели и учителя увеличивают положительное влияние семейных отношений или нейтрализуют отрицательное воздействие в определенных жизненных ситуациях.

Итак, единство требований к воспитанию ребенка – это целенаправленное воздействие семьи и образовательных учреждений с целью развития нравственной, трудолюбивой, здоровой и интеллектуальной личности. Единые требования выступают в качестве главного условия эффективного воспитания.

Ребенок – это личность, индивидуальность, имеющая свой взгляд на жизнь, который является отражением его восприятия социального окружения. Малыши по-разному воспринимают поведение и высказывания взрослых, оценивая их сквозь призму отношения к себе.

Часто родители хотят видеть в своих детях продолжение себя или, наоборот, воплотить в них свои несбывшиеся мечты. И с удивлением отмечают, что их любимая крошка совершенно не желает смотреть на мир их глазами.
Все конфликты и недопонимания между взрослыми и детьми происходят исключительно потому, что родители и учителя не желают мириться с тем, что воспитываемые способны на собственное мнение. Избежать этих конфликтов можно постоянно демонстрируя любовь к взрослеющему человеку, уважение к его суждениям.

От поведения взрослых, их отношения к детям зависит формирование положительной или отрицательной самооценки личности.

Задача родителей и педагогических работников — показать заинтересованность взглядами и интересами подрастающего поколения, разобраться в тонкой душевной организации и помочь, решая проблемы, а не наказывая.

Все семьи разные, и классификация их будет весьма условной. Рассмотрим виды семейных отношений, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности при попытке наладить взаимодействие с родителями.

«Трудные» семьи

Целенаправленного и конструктивного диалога у педагогических работников не получается достигнуть с представителями неблагополучных семей. Родители, которые злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, не только не занимаются воспитанием ребенка, но и не могут обеспечить им достойных условий жизни. Ведь, как известно, позитивное воспитание ребенка подразумевает здоровый сон и правильный уход. Такие семьи не могут обеспечить малышам элементарных условий здоровой жизнедеятельности.

Дети из таких семей не могут социально адаптироваться в коллективе, не имеют навыков трудовой деятельности, часто грубы и агрессивны.

В данной ситуации школа является единственным источником воспитания, который, по сути, является спасательным кругом для таких детей.

Подростков непросто включить в целенаправленную работу коллектива, однако искренняя заинтересованность их проблемами, умение выслушать, понять и направить на правильный путь способны на многое.

«Трудные» дети растут не только в семьях, где родители обладают нездоровыми пристрастиями. Внешне вполне благополучные родители часто разводят руками, глядя на поведение своих отпрысков, искренне не понимая причин их агрессивного поведения и полного игнорирования общепринятых норм поведения. Все дело в неправильном воспитании, вернее, в его полном отсутствии в раннем детстве.

Многие родители дают полную свободу своим малышам, считая, что так они смогут вырастить самостоятельную личность. Однако подобное попустительство способно только навредить. Плоды безнадзорного воспитания видны в подростковом возрасте, когда дети, не признавая никаких авторитетов, правил и законов, часто вступают на тропу преступлений.

Единственный и неповторимый

Современные родители по тем или иным причинам предпочитают растить одного ребенка.

С одной стороны, такие малыши получают максимум родительской ласки и любви, что положительно сказывается на их развитии и самооценке.

С другой стороны, в таких семьях часто наблюдается чрезмерная опека или вседозволенность. Малыш привыкает к тому, что все в этом мире делается для него и с учетом только его интересов.

Когда кроха приходит в детский сад, а потом в школу, естественно, возникают конфликты не только с другими детьми, но и с педагогическими работниками. Малыш искренне не понимает, почему мир перестал крутиться вокруг него, почему он должен интересоваться мнением других и учитывать их интересы.

Неизбежность конфликтов очевидна. Ребенок начинает протестовать, проявлять агрессию и, конечно, демонстрирует полное нежелание подчиняться.

Родители, как правило, встают на сторону любимого чада, обвиняя во всех проблемах педагогических работников.

В этой ситуации педагогам важно сохранять терпение и проявлять максимум тактичности, налаживая контакт с мамами и папами. Нужно в личных беседах показать необходимость другого направления воспитания, согласовать методы, способы и формы воздействия на маленького человечка, которые необходимо использовать как учителям, так и родителям.

Важно согласовывать методы воздействия, чтобы ребенок четко понимал, что от него требуется.

«Нам нужны деньги»

Такую фразу часто можно услышать от родителей в личных беседах с учителями. К сожалению, финансовые проблемы не обходят стороной никого. Однако такие семьи провозглашают принцип: «Материальные блага дороже всего».

Дети изо дня в день слышат разговоры взрослых о том, где и как добыть деньги, что нужно купить и какова стоимость определенных вещей. Часто в таких семьях вырастают люди с потребительским отношением к жизни. Они считают, что все можно купить и продать, игнорируя нравственные и культурные ценности.

Внешне такие родители хорошо заботятся о детях, обеспечивая их всем необходимым. Как правило, они стараются соблюдать режим дня, ухаживают за своими чадами. Они справедливо полагают, что позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход.

Однако такие мамы и папы совершенно не заботятся о внутреннем мире ребенка, неосознанно приучая их делать в школьной жизни только то, что может принести им выгоду.

Работа с такими семьями предполагает тактичное обсуждение потребительского, эгоистичного отношения их отпрысков к жизни. Важно приводить примеры жизненных ситуаций, которые показывают последствия подобного воспитания.

Педагогическая неграмотность

Педагоги называют педагогически неграмотными те семьи, в которых за внешним благополучием скрывается безразличное отношение родителей к своим отпрыскам. И связанно это не с тем, что мамы и папы не заботятся о детях. Вовсе нет. Они проверяют домашние задания, регулярно посещают родительские собрания, обеспечивают позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход. Однако на изучение внутреннего мира своих малышей у родителей совсем не остается времени. Как правило, взрослые в таких семьях много работают, часто устают. Это отражается на взаимоотношениях с детьми: родители не пытаются уладить конфликтные ситуации в семье, а лишь провоцируют их под воздействием переутомления и раздражительности.
Придя в школу, такие учащиеся переносят неудовлетворенность жизнью в семье на взаимоотношения с учителями и сверстниками, что проявляется в нарушении дисциплины и провоцировании конфликтов.

Педагогические работники должны проявить особое внимание к такому типу родителей: они легче всего идут на контакт со школой, понимая необходимость тесного взаимодействия.

Подведем итоги

Единство требований к воспитанию семьи и учреждений образования обеспечивает эффективный, целенаправленный воспитательный процесс, который позволит воспитать гармонично развитую личность. Правильное воспитание в детстве будет служить залогом успешной жизни в будущем, за которую не придется краснеть ни родителям, ни воспитателям.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

Единство требований

в воспитании детей

дошкольного возраста

Октябрь 2009 год

Общественному воспитанию принадлежит в нашей стране ведущая и направляющая роль.

Ценно, что воспитание в детском саду осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Детский сад « Росинка» работает по «Программе воспитание и обучение в детском саду». Это комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М.А. Васильевой. Эта программа основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами своих товарищей. В то же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации занятий, игр, труда в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, различных форм его индивидуальной активности.

Все эти преимущества детского сада, особенности его работы хорошо понимают и ценят родители.

Дошкольная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания. Н.К.Крупская подчеркивала: « Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным … создает замечательное поколение людей»

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить из них активных строителей и защитников своей Родины.

Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садам и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями. Ребенку гораздо легче овладеть установленными, нормами, правилами.

Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, как известно и потому, что она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется. В организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей, и это, естественно ведет к большому напряжению нервной системы, отрицательно влияет на его самочувствие, поведение. Подобные случаи бывают в тех семьях, в которых родители не придерживаются установленного для детей режима дня, не воспитывают у них трудолюбие и самостоятельность, организованность, начала дисциплинированности, ответственности, не приучают с уважением относиться к труду и занятиям других членов семьи.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив к всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольников и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно при воспитании. родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, читать, играть, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за его пределами. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»