Воспитание вежливости у детей.
“Ничто не обходится нам так дешево
И не ценится так дорого, как вежливость”
(Сервантес)
Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.
Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?
С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:
1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.
2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.
3. При обращении с просьбой говорить: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.
4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”, ”Благодарю вас”.
5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.
6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.
7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа, помогать взрослым, заботиться о младших братьях.
8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки) .
9. Не вмешиваться в разговор взрослых.
10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.
11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.
12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.
13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.
14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.
15. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.
16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь
Как надо воспитывать у детей вежливость?
Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!
Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми, на ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи, говорит спасибо, подаёт старшим стул.
Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребёнком.
Дорогие родители, помните:
1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом - это один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.
2. Установите за ребёнком контроль, т.к. отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к распущенности.
3. Используйте все удобные случаи поупражнять ребёнка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости и др.
4. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитать очень рано и легко, т.к. они ещё не стесняются учиться умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”, они воспринимают эти упражнения как игру (уступить место взрослому, поднять уроненную вещь). В то же время к этим правилам поведения они относятся серьёзно и старательно выполняют указания.
5. Требуя от ребёнка определённых действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребёнок привыкнет всё делать без чувств.
6. Ребёнку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе (например, прежде чем войти, постучаться), чтобы он всё делал осознанно.
7. Всегда надо оценивать поступки ребёнка, похвала и осуждение - сильные воспитательные средства. Но и сильно захваливать ребёнка не стоит.
8. Хорошим средством воспитания правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов действуют на маленького ребёнка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребёнка определённые чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга помогает ребёнку разобраться, что хорошо и что плохо.
9. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребёнок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твёрдо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.
10. Следите за своими поступками, не срывайте зла на детях, не злословьте при детях, приучайте сдерживать себя, своим поведением показывайте пример скромности, честности и доброжелательности.
11. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
12. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.
Прочитайте эти книги детям: В.Осеева “Волшебное слово”, В.Осеева “Синие листья”, Н.Носов “Огурцы”, В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, Н.Артюхова “Трудный вечер”, “Бабушка и внук”, “Мяч и песочные пироги” и др.
Наталия Сокольникова
Занятие по формированию представления о нравственных нормах отношений с окружающими «День вежливости и доброты»
Тема : День вежливости и доброты .
Цели : сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими ; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе , коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова , воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная детская деятельность
Пол. дня Ситуативная беседа с детьми «Кто и зачем придумал вежливые слова »
Цель : закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность ; культуру общения.
Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов »
Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов , меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения.
Задания «Как можно…»
Поздороваться
Попрощаться
Поблагодарить
Вежливо попросить
Вежливо обратиться
Психогимнастика «Спасем Доброту »
Цель : научить различать, называть эмоции удовольствия, удивления, восхищения, радости и адекватно реагировать на них; закрепить знание понятий «добро » , «доброта » , «добрый поступок » ; развивать внимание, смелость, научить расслабляться.
Экскурсия по детскому саду
Цель : уточнить знания детей о службах, которые организуют жизнь детей в ДОУ; воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд; желание сделать для них что-то приятное.
Свободная художественно-продуктивная деятельность «Умелые руки не знают скуки»
Оборудование : все необходимое для ручного труда (бросовый материал) .
Цель : развивать у детей желание изготавливать подарки для друзей своими руками; воспитывать творческое воображение, самостоятельность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Мини - маркет «Росинка» , «Служба спасения»
Цель : продолжать создавать условия для организации самостоятельных игр, уметь распределять роли , договариваться, воспитывать культурное общение, ролевые диалоги, развивать сюжетную линию игры.
П/и «Театр теней» , «Затейники»
Цель : упражнять в различных видах движений (имитационные, комические, развивать воображение, инициативу и речь, развивать умение вовремя выйти из игры, без напоминания друзей, соблюдать правила игры.
Прогулка Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель : продолжать употреблять в речи вежливые слова ;
закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу . Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал : сюжетные картинки.
Игра «Копилка добрых дел »
Цель : активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации
П/и «Магазин» , «В гостях»
Цель : расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.
Словесная игра «Назови ласково» Цель : активизировать речь; развивать память, мышление; пополнить словарный запас; воспитывать доброту и отзывчивость .
С/ролевая игра «Бюро добрых дел »
Цель : развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.
Игры с телефоном (любая тема) Цель : научить вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение.
Рисование мелками на асфальте на тему : «Хорошее настроение»
II-ая пол. дня Этюд «Скажи доброе слово , комплимент товарищу»
Цель : упражнять детей в употреблении вежливых слов , используя выражение, мимику, позу.
Рассматривание сюжетных картинок на тему : «Хорошо – плохо»
Цель : развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Д/и «Оцени поступок» Цель : развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.
Развлечение «Чудесный денёк» Самостоятельное художественное творчество : Предложить детям нарисовать свою иллюстрацию к хорошему или плохому поступку.
Цель : развивать творческое воображение; аналитическое мышление и самостоятельность; желание доводить начатое дело до конца.
Работа с родителями Привлечь родителей к созданию совместно с детьми творческого альбома «Наши добрые дела » ; изготовлению «Дерева самых вежливых слов »
Анкетирование родителей «Что Вы знаете о вежливости » Цель : изучение индивидуальных особенностей семьи, её воспитательных возможностей.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Чудесный денёк»
Цели :
- формировать представления у детей о нравственных нормах отношений с окружающими ; о доброте как важном человеческом качестве;
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки ;
Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.
Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих ; закрепить навыки культурного поведения.
Действующие лица :
Мишка- педагог, воспитатель, дети.
(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется совместно с родителями «Дерево самых вежливых слов » )
(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю)
Мишка : На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг : трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.
Воспитатель : Дети, поможем нашему гостю?
(Дети соглашаются)
Воспитатель : Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?
Мишка : Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей , трудолюбие, вежливость . Дети, а вы умеете совершать добрые поступки ?
(Ответы детей)
Мишка : А вы знаете, что такое «доброта » , «добрые поступки » ? Как их можно, по-вашему, совершить?
(Предполагаемые ответы детей : полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова , помогать малышам, маме, бабушке)
Воспитатель : Добрый – это тот , кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем и говорит только добрые хорошие слова .
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться : «Доброе утро !»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым , доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
(Стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро » )
Мишка : Дети, а вы тоже при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствие !
(Утвердительные слова детей)
Игра : «Давайте поздороваемся» .
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом : здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.
Мишка : Вот видите, одно доброе дело у вас есть . Но одним добрым поступком к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.
Воспитатель : Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел » . Эту «копилку добрых дел » ты отнесешь в лес.
(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – «добринку )
Воспитатель : Доброта живет на свете только в добром сердце дети .
Игра : «Догадайся» .
(Закончи предложение ) .
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день )
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. (Простите нас, Пожалуйста) .
Воспитатель : От вежливых слов становится теплее, радостнее. Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки : они плачут.
(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы)
Мишка : А как еще можно помочь цветам?
Дети : Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.
(Дети оказывают помощь цветам)
Воспитатель : Молодцы ребята, какие вы все добрые , заботливые.
Игра с мячом «Добрые и вежливые слова »
Дети стоят вокруг . Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе » слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось .
Воспитатель : Дети пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек, им тоже нужна помощь.
(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки – «добринки » )
Мишка : А вашим игрушкам, ребята тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.
(Дети приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок игровым материалом)
Пускай беда нам тяжела,
Но в ней ты узнаешь,
Как отличать доброго от зла ,
Где правда и где ложь. (С. Я. Маршак)
Доброе утро ! Птицы запели
- Добрые люди вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
Нам желают – Доброго пути !
Будет легче. Ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь .
Тоже к доброму . Чему нибудь.
Доброта живет на свете ,
Только в добром сердце дети .
(Проводится игра «Обыграй превращение» )
Игра «Обыграй превращение»
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др., называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так , как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» -дети его «моют» , «нюхают» , «едят» .
Мишка : Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова ? (Ответы детей)
(Проводится игра «Волшебный стул» .)
Игра «Волшебный стул»
Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит : «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто-то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова».
Взрослый дает возможность высказываться каждому участнику игры, а потом интересуется и ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес . Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова .
Мишка : Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помощь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.
Воспитатель : Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее , лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих . Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
Вспомним пословицы : (Ответы детей)
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Ссора до добра не доводит .
3. Друзья познаются в беде.
4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
5. Делу - время, потехе - час.
6. Легко сломать, да трудно сделать.
7. Добро творить – себя веселить.
8. Добрые слова дороже богатства
9. Слово лечит и слово калечит
Воспитатель : Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось , отнести ее своим друзьям, лесным жителям.
(Мишка берет «копилку добрых дел » , благодарит детей за помощь, прощается с ними.)
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас чудесный денёк – День Вежливости и Доброты . Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только вежливые слова , которые всем приятно слышать.
(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать , как они провели этот необычный день . Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как ДеньВежливости и Доброты )
Заключительная часть : Исполняется песня «Если добрый ты » - Музыка : Савельева Б., слова : Пляцковского М.
Конкурсант:
Рогожникова Людмила Геннадьевна
Заместитель заведующей
по воспитательно – методической работе;
МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;
Омутинский район
Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Актуализировать понятие «вежливость».
- Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
- Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Форма проведения : игра «Брейн – ринг»
Участники : родители старшей группы
План проведения:
- I. Подготовительный этап
1.1. Проведение микроисследований
- Анкетирование родителей (приложение 1)
- Опрос детей (приложение 2)
1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»
1.3. Подбор цитат
- «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
- «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
- «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
- «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
- «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
- II. Основной этап: игра Брейн - ринг
Ход мероприятия
- 1. Разминка.
Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:
- глазами
- носами
- плечами
- лбами
- попами
- спинками
- коленками
Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»
- Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)
В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости. И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».
- 2. Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»
Правила игры:
В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.
В ходе игры присутствует сектор:
«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде
«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.
« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.
И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)
I .Азбука вежливости.
* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола
* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой
* 30 - «И» - идя в гости, предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию
* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны
* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям
II. Воспитание вежливости
* 10 - Что такое вежливость?
- это проявление уважения
- готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
- искусство вести себя в обществе.
* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы . И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус
* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.
* 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)
III . Пословицы и поговорки о вежливости (закончи)
* 10 - вежливости открываются ….(все двери)
* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)
* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)
* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)
IV . Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)
* 10
- Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему?
(Отец)
Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.
* 20 - Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.
Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит
К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:
Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.
Юмор.
- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.
* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая: живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?
Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни .
Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.
* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:
Ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток
Помогу нести, а то тебе тяжело.
Мать одобряет его.
Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.
Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?
Чуткость.
После вопроса о похвале .
Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)
Игра «Похвали ребенка»
(передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)
В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка. и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения
V . Хорошие манеры.
* 10 – Что такое чуткость ?
Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.
Как данное качество вы воспитываете в своих детях?
Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»
* 20 – Что такое скромность?
Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.
Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.
* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?
Он с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.
Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.
Деликатность.
Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.
* 40 – Как одним словом оценивается поведение ребенка, если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….
Тактичность
* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.
Садитесь, пожалуйста!
Ну что ты…Спасибо…Не надо…
Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
(Чуткость – да, тактичность – нет.)
VI . Детский телефон доверия
* 10 – « Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с детьми)
Игра «Жмурки»
* 20 – «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)
* 30 – « Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)
* 40 – « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)
* 50 – В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»
(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?
Игра «Продолжи фразу»
- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..
В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)
В: Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил, терпения и любви.
Литература:
- Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
- Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006
- Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
- Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
- Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997
Приложение 1
Анкета для родителей.
- Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
- Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
- Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
- Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?
- Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?
Приложение 2
Опрос детей
- Какие вежливые слова ты знаешь?
- Кто такой вежливый человек?
- А ты вежливый?
- Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
- Почему вежливые слова называют вежливыми?
- О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?
Приложение 3
Памятка 1
Правила
воспитания вежливого человека
- Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
- Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
- Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
- Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
- Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
- Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
- Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Памятка 2
Правила общения в семье.
- Начинайте утро с улыбки.
- Не думайте о ребенке с тревогой.
- Умейте читать ребенка.
- Не сравнивайте детей друг с другом.
- Хвалите часто и от души.
- Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
- Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
- Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
- Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.
- Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вопросы | Ответы родителей |
|
Воспитываете ли вы у детей доброе, заботливое отношение к взрослым, через сказки, беседы, собственный пример? | ||
Учите ли вы детей доброжелательному отношению со сверстниками: проявлять заботу о товарище, выражать сочувствие ему, через сказки, беседы, собственный пример? | ||
Помогаете ли вы ребенку осознать себя: сообщаете ребенку (ты девочка у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т.п.) в том числе сведения о происшедших с ним изменениями (умеешь рисовать, танцевать)? | ||
Может ли ваш ребенок оценить хорошие (честность, доброта, смелость) и плохие поступки (грубость, жадность, ложь)? | ||
Знает ли ваш ребенок такое понятие как город (много людей, много домов, много транспорта – мы живем в городе), название родного города, улицы на которой живут? | ||
Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами). |
(возраст: 3 – 4 года)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.
Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.
Вопросы | Ответы родителей |
|
Ваш ребенок сочувствует обиженному сверстнику и может проявить несогласие с действиями обидчика. Одобряет действие того, кто поступил справедливо. | ||
Вы помогаете ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят? | ||
Здоровается ли и прощается ваш ребенок, излагает собственные просьбы, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста»? | ||
Есть ли у ребенка желание быть справедливым смелым уверенным. | ||
Испытывает ли ваш ребенок чувство стыда за неблаговидный поступок? | ||
Может ли ваш ребенок вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную услугу взрослого. | ||
Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину). | ||
Возраст 4-5 лет
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.
Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.
Вопросы | Ответы родителей |
|
Есть ли у вашего ребенка дружеские взаимоотношения со сверстниками: привычка играть, трудиться, заниматься сообща. | ||
Может ли ваш ребенок проявлять заботу о младших, помогать им, защитить тех, кто слабее. | ||
Воспитываете ли вы у детей уважительное отношение к взрослым; стремление радовать старших хорошими поступками, через сказки беседы, собственный пример. | ||
Может ли ваш ребенок проявлять словесную вежливость («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.п.) | ||
Может ли ваш ребенок понимать и описывать свои желания и чувства. | ||
Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину) – | ||
Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами) и имеет ли ваш ребенок представление об армии, о разных родах войск, боевой технике. |
Возраст 5-6 лет
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать обучение и воспитание, которое обеспечит оптимальное развитие и воспитание ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы.
Три варианта ответа всегда, иногда, никогда.
Вопросы | Ответы родителей |
|
Есть ли у вашего ребенка дружеские взаимоотношения со сверстниками: привычка играть, трудиться, умение договариваться? | ||
Может ли ваш ребенок проявлять заботу о младших, помогать им, защитить тех, кто слабее? | ||
Может ли ваш ребенок подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру? | ||
Может ли ваш ребенок проявлять словесную вежливость («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.п.)? | ||
Может ли ваш ребенок понимать и описывать свои желания и чувства? | ||
Может ли ваш ребенок назвать свои сильные стороны? Помогаете ли вы ребенку поверить в свои силы? | ||
Уделяете ли вы серьезное внимание знакомству с достопримечательностями города: Нижегородским кремлем, памятниками людям, прославившим город (К.Минину, М.Горькому, В.И.Ленину)? Читаете книги о Нижегородском крае, беседуете, рассказываете, посещаете музеи, памятники, ходите на экскурсии – подчеркните используемые вами варианты. | ||
Знакомите ли вы ребенка с близкими людьми, защищавшими Родину (прадедушками, дедушками, папами) и имеет ли ваш ребенок представление об армии, о разных родах войск, боевой технике. |
Возраст 6-7 лет.
Родительское собрание для родителей дошкольников "Азы воспитания"
Подготовка к собраниюI. Провести анкетирование:
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? Пожалуйста, приведите примеры. 2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь? 3. Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? 4. На какие вопросы на собрании вы хотели бы получить ответы?
II. Красочно оформить памятки.
Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
III. Оформить выставку:
«Книги – помощники в воспитании культуры поведения у детей»
IV. Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций, в котором имеется текст приглашения.
Уважаемые родители!
Всей силой души вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребенке все было прекрасно. А потому, приглашаем и будем очень рады видеть Вас на собрании «Азы воспитания»
V. Записать ответы детей надиск.
VI. Оформить красочные благодарности родителям за успехи в воспитании культуры поведения у детей.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитатель мини-центра Нурбаева С.Ж.
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались все вместе. Мы рады встрече с вами. Ваши дети очень любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вас есть за что любить, чем гордиться, вы, действительно, являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за все время работы мы не встретили ни одного отказа на наши просьбы: расчистить снег, починить игрушки, принять участие в конкурсах (Елочные украшения, эмблема детского сада, конкурс рисунков: «Семейный досуг», Спасибо вам.
2.
Включается запись с ответами детей на вопросы.
1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?
2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми? Почему?
3. А вежливы ли взрослые в обращении с вами? Почему?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?
3. Сообщение голос воспитателя сопровождается музыкой.
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы выходим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так царь Россиской империй Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и, потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…»
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом пойдет сегодня разговор.
Что является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каким образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседы, наказания, нравоучения?
4. Инсценировка (случай на улице читает воспитатель). Подводит итоги психолог.
Инсценировка 1
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются две сценки.
Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна!
Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте»! Я жду. О, господи, и в кого он такой упрямый, не ребенок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его еще учить?
Инсценировка 2
Две мамы разговаривают:
- Привет, как жизнь?
- Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребенком гуляю, по магазинам ходим.
(Ребенок, перебивая разговор, дергает маму за рукав)
- Мама, смотри, какой у мальчика пистолет. Купи мне такой-же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают. Ой, я вчера была в магазине. Какой выбор посуды! Чуть не купила.
Ребенок:
- Нет, ты мне скажи, ты купишь мне такой пистолет? Купишь, ну скажи, что купишь.
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребенок:
- Ну, пойдем в магазин скорее, я хочу такой пистолет.
- Что за ребенок! У других дети, как дети, а мой минуту постоять не может, поговорить не дает.
5. Выступление психолога.
Я уверена, что большинство из вас видели в жизни примерно такие же сцены… И далеко не всегда родители осознают, что они сами не правы в той или иной ситуации, а иногда не считают нужным объяснить ребенку как правильно было бы поступить.
Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка» (зачитывает памятку и раздает их родителям).
Воспитатель рассказывает о том, как похвала помогает в достижении результатов. Хвалите ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
5. ОКНО – очень короткие новости на тему: «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты – то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «как дела?», «как здоровье?», «как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
6. Анализ поведения детей с помощью фишек.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек.
Если ребенок выполняет правило, то вы поднимаете фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – зеленого цвета.
Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем. Аккуратно складывает одежду. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает.Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т.д.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
7. «Острое блюдо»
В шарах – вопросы «острого блюда». Педагог предлагает под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот читает вопрос.
Вопросы:
В каких случаях необходимо пользоваться носовым платком?
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
Как снять нитку, если вы заметили ее на одежде собеседника?
8. Вручение благодарственных писем родителям за воспитание у детей культуры поведения.
(Воспитатели вручают грамоты)
9. Заключительная часть собрания
Бьет по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам.
Мы твердо знаем, что почем.
И забываем о бесценном.
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.
Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители:
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Желаем Вам успехов!