Незаконнорожденные дети и библия. Как жилось на руси детям, рожденным вне брака

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Февраль 16, 2015 Нет комментариев

Незаконнорожденными (существуют и более грубые названия, которые я не рискую здесь приводить) считаются дети, рожденные от не состоящих в браке родителей, то есть от незаконного союза. Часто произносимое утверждение, что нет незаконнорожденных детей, а есть только незаконные родители, само по себе верно, однако крайне редко действует на наше общество. Существуют дети, к которым словно бы прилеплен ярлык «внебрачный»; дети, которых считают «незаконными». Все осуждение со стороны семьи, общества и религиозных организаций ложится на ребенка и на его мать, хотя в некоторых случаях тень падает и на отца.

В качестве примера реакции общества на детей, рожденных вне брака, можно привести случай, происшедший в 1982 году в Калифорнии. Джон Г. Шмитц, сенатор из этого штата, признался, что у него двое внебрачных детей. Это немедленно попало в заголовки передовиц крупнейших газет1. Пальцем стали показывать на детей, а не на родителей. Один из консервативных коллег Шмитца, член палаты представителей Е. Даннемейер, почти оправдал поведение сенатора. Он якобы сказал корреспонденту «JIoc-Ан — джелес тайме», что оно «по крайней мере свидетельствует о том, что этот парламентарий предпочитает гетеросексуальный образ жизни». Затем, пишет журналист, Даннемейер неодобрительно отозвался о гомосексуалистах и их политической активности, заявляя, что вопрос об отношении к этой активности «гораздо более важен», чем откровения по поводу Шмитца»2. Переведя проблему в другое русло, Даннемейер, таким образом, фактически оправдал Шмитца, и в итоге бремя незаконности так и осталось лежать на женщине и ее двоих детях. Не приходится сомневаться в том, что это саморазоблачение не замедлит сказаться на политической карьере и семейной жизни Шмитца, однако со временем о его внебрачной связи будет забыто, а двое детей, его жертвы, всю жизнь будут нести этот ярлык.

Библия также осуждала как незаконного ребенка, так и его потомков. Во Второзаконии сказано:

Сын блудницы [мамзер, т. е. незаконнорожденный] не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне [Втор. 23:2].

Слово «мамзер» обозначало детей, рожденных от любого не одобренного иудейским законом союза, в том числе внебрачных, рожденных от ин — цестуальных связей и т. д. Этот термин применялся во множестве случаев. Несмотря на то, что в рассказе о военном герое Иеффае, чья мать была блудницей, слово «мамзер» не употребляется, современники вполне могли считать его незаконнорожденным. Из своего дома он был выгнан законными сыновьями его отца - они сказали ему: «Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины» (Суд. 11:2).

Это слово могло быть использовано как ругательство или неодобрительный термин. В книге Захарии (9:6) слово «мамзер» употребляется для описания людей, обосновавшихся в филистимлянском городе Азоте. Автор Послания к Евреям уверен, что подлинные сыновья Божьи будут признаны за их готовность подчиняться; незаконные же дети (нотой) не выдержат испытания на «сыновство».

В Евангелии есть смутные указания на некую тайну вокруг рождения Христа. Идея сверхъестественного оплодотворения Святым Духом могла быть воспринята на мифологическом уровне, но не на биологическом. Евангелие от Матфея утверждает, что Иосиф хотел расстаться с Марией, матерью Иисуса, с которой он был обручен, но не успел вступить в супружеские отношения. Однако во сне ему явился ангел, сообщивший, что Мария беременна от Святого Духа (Мф. 1:18-25). Иосиф явно подозревал Марию в том, что она сошлась с другим мужчиной и ребенок, которого она носит, будет незаконнорожденным.

В Евангелии от Иоанна фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» (Ин. 8:19), и это, возможно, вопрос о законности происхождения Иисуса. С другой стороны, те, кто обращает внимание на этот стих, возможно, слишком. сильно упирают на его историчность. Гораздо проще истолковать этот отрывок как часть теологической прокламации евангелиста, в которой он скорее сам придумывает сюжеты и высказывания, чем передает их. Обычно это Евангелие датируют концом I века н. э., а это означает, что его автор лично не знал Христа.

Поскольку христианская теология обращала такое усиленное внимание на чудо непорочного зачатия Христа, вопрос о Его отце фактически не поднимался. Было принято считать, что родителем мужского пола в случае Иисуса был Святой Дух, несмотря на то, что идея божественного оплодотворения земной женщины не что иное, как обычная литературная выдумка. Либеральные ученые считают, что Иисус - сын Иосифа, а идея божественного зачатия и миф о Сыне Божьем возникли по мере развития церковной теологии. Если сказанное по этому поводу в Евангелии от Матфея так или иначе базируется на фактах, то вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным ребенком.

Представьте себе, что было бы, если бы христианская церковь оставила этот вопрос открытым и признала, что Христос, ее основатель, вполне вероятно, был всего лишь незаконным сыном плотника. Не приходится сомневаться в том, что дети, заклейменные как «внебрачные» только из-за того, что их родители не являются мужем и женой, воспринимались бы в этом случае как полноценные личности. Не исключено, что такие дети вообще были бы избавлены от этого унизительного ярлыка. Однако сверхъестественная концепция победила естественную и дети, зачатые не на брачном ложе, были отторжены от героической фигуры, а ведь она могла бы помочь им улучшить свое положение в обществе и избавить их от позора.

Несмотря на то, что слово «мамзер» применимо в основном к детям, чьи родители не женаты, его употребление может быть расширено: незаконным считался любой брак, заключенный вне ортодоксальной иудейской церковной традиции. Например, в 1972 году израильский раввин Шломо Горен, главный раввин евреев ашкенази (то есть западных), дал разрешение вступать в браки братьям и сестрам, которые считались «мамзерим» (незаконнорожденными, или изгоями) только потому, что их мать не развелась со своим первым мужем по иудейскому закону3. Дети, таким образом, страдали из-за поступка своей матери.

Понятие «незаконнорожденный ребенок» в западной культуре имеет богатую и разнообразную историю. Время от времени обыватели начинали считать, что «незаконное» происхождение оказывает определенное влияние на человека. Семья не должна забывать о том, что ее родоначальник или двоюродный дедушка родился от не освященного церковью и государством союза и все их потомки отягощены этим наследством. Создается впечатление, что установления Второзакония стали частью культуры и грехи отца действительно должны ложиться на его детей до третьего и четвертого колена (Втор. 5:9).

Враждебное отношение общества к незаконнорожденным отражает его реакцию на поведение, которое якобы представляет собой угрозу для семейных устоев. Оно считается «аморальным», поскольку колеблет установившиеся моральные устои. Большинство консервативных религиозных трупп осуждало людей, не зарегистрировавших свои отношения. Это можно объяснить тем, что религиозные организации чаще всего не вдут в авангарде общественных перемен, а плетутся в хвосте, предпочитая поддерживать существующее положение вещей как данное свыше и уделяя внимание не человеческим потребностям, а исполнению божественных предписаний.

По большей части общественное осуждение направлено против незамужней матери и ее ребенка. Мать и ребенок представляют собой, в отличие от отца, социологический феномен. Поскольку мать в течение девяти месяцев вынашивает ребенка в утробе и внешние проявления ее беременности свидетельствуют о том, что она занималась сексом вне брака, она является открытой мишенью для общественного осуждения. Ответственность за воспитание ребенка в большинстве подобных случаев ложится на незамужнюю мать. Очень часто она вынуждена жить на пособие, что опять — таки делает ее объектом нападок. Если она будет искать мужского общества, чтобы избавиться от одиночества, она рискует снова забеременеть и навлечь на себя, таким образом, еще большее осуждение.

Не раз говорилось, что нападки на живущих на пособие и одиноких матерей являются завуалированными проявлениями расовых предрассудков. Система общественного устройства, при которой меньшинства вынуждены жить в постоянной нищете, работая на низкооплачиваемой работе и не чувствуя уверенности в завтрашнем дне, также способствует росту числа незаконнорожденных детей. Поскольку чернокожие представляют собой наиболее многочисленное этническое меньшинство, чернокожие одинокие матери и их дети наиболее часто становятся мишенью общественного осуждения.

Кроме того, это осуждение - следствие отношения среднего класса к данной проблеме; особенно ярко оно проявляется, если незаконный ребенок может появиться в их семье. Большинство этих семей могут оплатить аборт и предпочитают, чтобы их дочери избавились от внебрачного ребенка, даже если это противоречит религиозным убеждениям. Отношение общества очень трудно преодолеть. Одна богатая католическая семья отправила забеременевшую дочку-подростка рожать за границу. Ребенка отдали на усыновление. Чувство вины из-за того, что она зачала вне брака и вынуждена была отказаться от своего ребенка, боязнь осуждения со стороны семьи и общества стали причиной глубокой душевной травмы у девушки - ведь она нарушила католические предписания. Потребовалась интенсивная терапия, чтобы помочь девушке.

Семнадцатилетняя мормонка, забеременевшая вне брака, хотела нарушить правила церкви, к которой принадлежала, и сделать аборт. Она посоветовалась со своим духовником, и тот благословил ребенка, находящегося у нее в утробе. Девушка оказалась перед жестоким выбором. Как можно убить чадо, получившее церковное благословение? В то же время как она, беременная, будет продолжать образование и жить среди товарищей по вере?

Не всякая семья смирится с тем, что дочь родила внебрачного ребенка, и далеко не все будут рады внуку или внучке во всякое время и при любых обстоятельствах. В таких случаях из темных углов вылезают семейные привидения, преследующие оступившуюся девушку. Многие родители испытывают стыд от того, что дочь, по их мнению, согрешила против библейских заповедей, касающихся незаконнорожденных детей. Часто такое отношение, не проявляясь в открытую, медленно подтачивает духовный климат семьи. На отца ребенка подобное давление оказывается крайне редко.

В последнее время выявились новые грани проблемы незаконных де

тей. Многие пары живут и растят детей в так называемом гражданском браке, не утруждая себя брачными контрактами и каким бы то ни было узакониванием своих отношений. Любящие друг друга мужчина и женщина заботятся о своей семье. Они убеждены в том, что в основе брака лежит качество отношений. Проблема заключается только в статусе детей. Например, бывали случаи, когда после гибели «незаконного» ребенка некоторые суды отказывали в компенсации не состоящим в браке родителям. И наоборот, у таких детей могут возникнуть проблемы с наследством после внезапной смерти матери или отца, не успевших оставить завещание. В таких случаях суд обычно не заботит, что умерший воспитывал, обеспечивал и любил своих «незаконных» детей и «ненастоящего» супруга. Дискриминация наблюдается даже в системе социального обеспечения, созданной для решения проблем внебрачных детей.

В Швеции понятия «незаконнорожденный» и «внебрачный» ребенок, а также связанные с ними предрассудки давно отмерли, однако в большинстве западных стран ситуация остается прежней. Незамужние матери и их дети находятся под сильным давлением со стороны общества; жестокость сотрудников роддомов, заполняющих свидетельства о рождении; трудности с получением страховки или помощи от общественных организаций; проблемы с получением работы и многое другое.

Отец также может столкнуться с определенными проблемами. В том случае, если не состоящая с ним в браке мать, откажется от ребенка, а отец захочет вырастить его, он может неожиданно обнаружить, что не имеет на то законных прав. Если родители ребенка не состоят в браке, семьей называется пара «мать - ребенок».

Некоторые широко и не очень широко известные женщины открыто заявили о том, что собираются родить ребенка вне брака. Не так давно одна сорокалетняя женщина, психолог по профессии, забеременела при помощи искусственного оплодотворения, проведенного в Нобелевском банке спермы (Калифорния). Работники банка решили, что она замужем, однако она была одинокой и тем не менее публично заявила о том, как счастлива выносить и родить ребенка.

Большинство религиозных консерваторов воспринимают незамужних беременных женщин, мягко говоря, без энтузиазма. Трудно установить, в какой степени то, что говорит Второзаконие о незаконнорожденных детях остается актуальным в современном обществе. Когда мать Тереза работала в Индии, занимаясь проблемами бедных и неприкасаемых и не делая никаких различий между «законными» и «незаконными», церковные иерархи благословили ее деятельность. Но воздержались от каких-либо заявлений, которые могли бы изменить отношение непросвещенного общества к «внебрачным» детям, то есть таким, чьи родители не являются мужем и женой.

Неравное положение «законных» и «незаконных» детей еще в Средневековье было подтверждено Кормчими книгами - сборниками церковных и светских законов, действовавших на Руси с XIII века. Причем даже венец не покрывал греха - если младенец рождался менее чем через девять месяцев после свадьбы его родителей, в церковные книги вносилась запись, что он незаконнорожденный: поскольку мать «венчалась, будучи беременною девицей».

Даже в просвещенном XIX веке вычислить незаконнорожденного было очень просто: в метрических книгах данные о матери записывались только у тех детей, кто был рожден вне брака. А это ставило крест на будущем несчастного малыша. Чаще всего он становился изгоем, которого сызмальства оскорбляли, унижали, и это клеймо человек нес на протяжении всей своей жизни.

Мало того - в Российской империи вплоть до 1902 года незаконнорожденные дети не имели абсолютно никаких имущественных прав. Если в средневековой Франции бастард («незаконый» отпрыск благородного господина) мог получить свой надел земли, и даже собственный герб, то в России такого случиться попросту не могло. В отличие от Западной Европы, байстрюка (искаженное от «бастард»), в хорошее общество не принимали никогда. «Соборное уложение» от 1649 г. говорит об этом ясно: «Байстрюку поместий и вотчин того, кто его незаконно прижил, не давать…».

В то же время процветала политика двойных стандартов: если женщина родила «незаконное дитя», ее жестко клеймили позором, а вот мужчина, даже женатый, всегда «имел право налево». Так, Иван Грозный хвастался иностранному посланнику, что «растлил тысячу дев». Другой иностранный посланник, австриец Августин Мейерберг, живший в России во времена правления царя Алексея Михайловича, свидетельствует, что бояре того времени «имели частую повадку подбираться к чужим женам», вот только на исповеди в том не признавались.

Кстати, первый известный внебрачный потомок царского рода был рожден именно в те годы - от набожного царя Алексея Михайловича. Это был Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, ставший впоследствии видным сподвижником Петра I.

И только в 1902 году ситуация несколько изменилась к лучшему: по закону, внебрачные дети стали иметь право наследовать имущество своей матери, и получили возможность претендовать на содержание от отца - конечно, только в том случае, если удавалось доказать свое родство с ним.

Как создание регулярной армии вызвало «незаконнорожденный» бэби-бум?

Значение реформ Петра I для нашей страны сложно переоценить, но иногда они оборачивались такими последствиями, которые никто и не мог себе вообразить. Вот и создание огромной регулярной армии в XVIII веке вызвало настоящий социальный коллапс: прирост незаконнорожденных детей в среде крестьянок, реже - мещанок, стал шквальным.

Объяснялось все просто - молодую девушку 16-18 лет выдавали замуж за парня, которого почти тут же «забривали в солдаты». Сроки службы были огромны, побывки - редки, и очень многие «соломенные вдовы» заводили себе партнеров на стороне. Что характерно - солдат, вернувшийся домой и увидевший жену с приплодом, имел право убить ее. А если просто поколотил - значит, жалеет (любит).

Правда, с 1874 года солдат, обнаружив в своем доме незаконнорожденного ребенка, мог отказаться от него, передав на воспитание в другую семью как сироту. За воспитание такого «сироты» государство выплачивало по пять рублей серебром в год - сумму, весьма значительную по тем временам. Но все равно «солдаткины дети» редко бывали счастливы - многих приемные родители заставляли нищенствовать и воровать.

Вот что написал один из курских священников XIX века: «Родится ребенок, и родится как-то не вовремя. Вычисления кумушек не совпадут ни с возвращением мужа из солдат, ни временной побывки его. Злословие не пощадит такую мать, ее мужа и ребенка. Это и будет причиной всех мучений. Мать уже проклинает ребенка, как вещественное доказательство ее вины. Она знает, что у нее уже не будет ни одного счастливого дня. Вечные попреки и побои мужа, насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу, то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни. И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями. Он никого не любит из своих родных, да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей».

Масло в огонь постоянно подливали и местные власти: при регистрации солдатских детей очень тщательно выверялись сроки побывки мужа на родине или даты поездки женщины к мужу в армию. Большинство солдатских детей признавались незаконнорожденными, а имена их отцов даже не указывались. Фамилии и отчества чаще всего давались по крестному отцу.

Кроме того, в России долго существовали «помещичьи гаремы». Родовитая знать, кичившаяся своими прогрессивными взглядами и европейской образованностью, считала совершенно уместным склонять к сожительству дворовых девушек, и превращать их в бесправных наложниц. История крепостной актрисы и певицы Прасковьи Жемчуговой, которой ее хозяин граф Николай Петрович Шереметьев сначала дал вольную, а потом и повел под венец, - беспрецедентное нарушение правил игры. В основной массе своей «гаремные девушки» производили от барина такое же бесправное потомство, и эта история повторялась по кругу.

Кто защитит «боровичка»?

Для несчастных матерей, заботившихся о своем незаконнорожденном малыше, все же существовала одна лазейка - статус подкидыша на Руси был менее позорным. И потому многие женщины старательно скрывали свою беременность, а родив, подкидывали их в зажиточные дома, или договаривались со своими дальними родственниками, живущими в другой местности, о том, что те возьмут к себе малютку. Ничего лучшего для своего ребенка женщины уже не могли сделать, и отныне судьба младенца зависела от посторонних людей.

Также повсеместно было распространенно «изгнание плода». Как пишет современник: «...прибегают к нему вдовы и солдатки, для этого они обращаются к старухам-ворожейкам, которые их учат, как нужно извести плод. Пьют спорынью, настой простых спичек фосфорных, поднимают тяжелые вещи. Одна девица была беременна и извела плод тем, что била себя лапотной колодкой по животу. Народ не обращает на это особого внимания». Некоторые солдатки шли даже на убийство своих новорожденных детей, чтобы скрыть позор. По данным Сергея Максимова, известного российского этнографа, в XIX веке убийство детей было вообще самым распространенным женским преступлением в России.

А что же государство? При Петре I были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных и их воспитании. Были открыты госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Здесь впервые в России был создан аналог современного бэби-бокса: женщина могла тайно и анонимно принести младенца к специальному окну. Однако очень скоро госпитали переполнились настолько, что мальчиков с 10 лет стали отдавать на флот или на фабрики.

Екатерина Великая также пыталась решить проблему, открывая приюты для подкидышей. Брали туда ребенка с вопросом, крещено ли дитя и какое ему дано имя. Однако положение детей и в этих приютах было тяжелейшим. По статистике, из-за нехватки кормилиц, выживал лишь каждый пятый ребенок. И с 1821 года из-за недостатка средств число воспитательных домов стало сокращаться. Большинство детей направлялись «на вскармливание и воспитание» в благонадежные крестьянские семьи. «Казенный ребенок» оставался в приемной семье до совершеннолетия, а в 17 лет мальчиков причисляли в казенные крестьяне.

В провинциальных губернских приютах в XIX - начале XX вв. подкидыши вскармливались кормилицами, а затем раздавались желающим - безвозмездно или с фиксированной платой. В отчетах тех лет указывается, что смертность среди розданных детей была очень высока - около 76%.

От редакции

К счастью, времена, когда дети, рожденные вне брака, автоматически становились изгоями, давно прошли. В этой связи очень показательная официальная позиция РПЦ, озвученная несколько лет назад патриархом Алексием II: «Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество».

Законодательство также давно уравняло в правах законнорожденных и незаконнорожденных детей . По закону считается, что и в том случае, если мать и отец ребенка не состоят в браке, все равно оба обязаны нести издержки на его содержание и воспитание. Обязанность содержать своего внебрачного ребенка - как со стороны отца, так и со стороны матери - прекращается по достижению ребенком совершеннолетия.

Однако алименты на внебрачного ребенка получить бывает сложнее , чем на рожденного в законном браке. Хорошо, если сторонам удается заключить партнерское соглашение, основанное на порядочности и доверии друг к другу. Но так получается далеко не всегда - зачастую этот вопрос решается через суд, особенно если отцовство не установлено. В суд подается иск от одного из родителей, опекуна или лица, на иждивении которого находится ребенок. Сейчас отцовство признается на основании результатов теста ДНК. В случае положительного результата алименты на внебрачного ребенка должны будут уплачиваться до его совершеннолетия.

Могут возникнуть и проблемы с наследством . Согласно Гражданскому кодексу РФ, в права наследования можно вступить на основании закона (по закону) и согласно воле наследодателя (по завещанию). Наследование по закону вступает в силу тогда, когда завещание не было составлено по каким-либо причинам, либо вступают в силу другие обстоятельства, оговоренные Кодексом.

Если ребенок является внебрачным, то он обладает такими же правами наследовать за своим родителем, как и дети, рожденные в браке, но только в случае, если еще при своей жизни наследодатель признал свое отцовство или этот факт был установлен в судебном порядке.

В РФ существует практика, согласно которой установление отцовства возможно и после смерти гражданина, но происходить это должно в судебном порядке, согласно ст. 50 Семейного кодекса РФ. Подобные дела рассматриваются в порядке особого производства, установленном в главах 27 и 28 Гражданского Процессуального кодекса РФ.


Институт брака в нашем обществе сохраняет свои позиции. Поэтому понятие «внебрачные дети» несет в себе какой-то порочный смысл.

В связи с этим существует убеждение, будто дети, рожденные вне официального брака, имеют меньше прав, чем рожденные в браке. В частности, они ограничены или лишены наследственных прав.

Так ли это?

Внебрачные дети и закон о наследовании

Семейное и гражданское законодательство не делит детей на основании того, рождены они в браке или нет – для них определены одинаковые права и обязанности, в том числе, в сфере наследства.

Согласно статье 1142 Гражданского кодекса, законными первоочередными наследниками являются дети наследодателя, а также родители и муж/жена.

При этом ни слова не сказано о том, какие именно дети:

  • рожденные в браке и вне брака;
  • родные и усыновленные / удочеренные;
  • совершеннолетние и несовершеннолетние;
  • проживающие совместно или раздельно с наследодателем.

Все они имеют равные наследственные права. В том числе, дети, родители которых были лишены родительских прав.

Единственное условие для наследования детьми после смерти родителей – родительство (отцовство и материнство) должно быть признано, установлено или доказано.

Дети, претендующие на наследство, должны предъявить нотариусу доказательство родственной связи с родителями – свидетельство о рождении или усыновлении/удочерении, а также судебное решение об установлении отцовства.

Установление отцовства

Если с установлением материнства практически не бывает сложностей, то вопрос установления отцовства поднимается гораздо чаще. Неслучайно Семейный кодекс РФ определяет порядок установления отцовства.

Через ЗАГС

Согласно статье 48 СК РФ отец и мать, не заключавшие брак, должны подать в орган ЗАГСа совместное заявление. В свидетельство о рождении ребенка вписываются сведения об обоих родителях. Таким образом мужчина подтверждает свое отцовство.

Если мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав, если место пребывания матери неизвестно – заявление подает только отец. На это должно быть дано согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия необходимо решение суда.

Через суд

Если мужчина не признает отцовство, оно может быть установлено или опровергнуто через суд. В том числе, посмертно (например, если ребенок претендует на наследство после смерти человека, отцовство которого не установлено).

Судебная процедура установления отцовства регулируется Семейным кодексом РФ – статьями 49 и 50.

Если ребенок родился у мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, им следует подать совместное заявление в ЗАГС. Если совместное заявление не подавалось, установить отцовство можно через суд.

С соответствующим заявлением в суд могут обратиться…

  • Отец или мать;
  • Опекун / попечитель;
  • Лицо, на чьем иждивении находится ребенок;
  • Сам ребенок, достигший совершеннолетия.

Суд принимает любые доказательства происхождения ребенка от отца. Это могут быть письма, записи телефонных разговоров, свидетельские показания, а также заключение генетической экспертизы.

Таким образом, даже если мужчина не признавал своего отцовства над рожденным вне брака ребенком (не подавал с матерью ребенка совместное заявление в ЗАГС), его отцовство может быть признано через суд. Причем, как при жизни, так и после смерти. Сделать это может не только мать, но и сам ребенок, претендующий на наследство.

Наследование внебрачным ребенком по завещанию

Из вышесказанного понятно, что внебрачные дети являются такими же наследниками, как и рожденные в браке.

Но это по закону – при отсутствии завещания.

Если же наследодатель оставит завещание, наследовать его имущество будут только те, кого он назначит наследниками.

Так, отец может исключить своих внебрачных детей из числа наследников, и завещать все имущество только детям, рожденным в законном браке. Или наоборот – завещать все внебрачным детям. Или поделить наследственное имущество поровну.

Иными словами — распорядиться наследством по собственному усмотрению.

Обязательная доля

Однако не стоит забывать об обязательной доле в наследстве. Это часть наследства, которую получают лишенные завещанием законные наследники первой очереди (дети, супруги, родители). Важное условие для получения обязательной доли – несовершеннолетие или нетрудоспособность (инвалидность и пенсия).

На что имеет право ребенок, рожденный вне брака? Именно на этот вопрос нам предстоит найти ответ. Дело все в том, что гражданский брак (сожительство) в России встречается довольно часто. Пары живут вместе, ведут быт и строят семью, но без штампа в паспорте. Подобный расклад не доставляет хлопот ровно до тех пор, пока не родятся дети. После этого нередко возникают определенные споры и разногласия относительно прав несовершеннолетних. Так на что может претендовать внебрачный ребенок? Чем он отличается от тех, кто был рожден в официальных отношениях?

Понятие гражданского брака

В РФ сожительство (гражданский брак) и официальный брак - это две разные формы отношений между мужчиной и женщиной. Особенно если говорить о правах и обязанностях супругов.

Так, сожительство ни к чему не обязывает. Совместного имущества у супругов не будет, они ничем не обременены. Захотели - съехались, захотели - разъехались. Никакой процедуры развода, судов и дележки нажитого за время сожительства.

Официальный брак имеет юридическую значимость. После его заключения у сторон появляются обязанности и ответственность. Расторгнуть такие отношения труднее. У супругов возникает совместное имущество, которое будет делиться.

Но что можно сказать о ребенке, рожденном вне брака? Все перечисленные различия и особенности касаются только супругов. А что с детьми?

Дети - всегда дети

Что говорят юристы по этому поводу? С точки зрения законодательства, дети, рожденные в гражданском браке, ничем не отличаются от тех, кого родили в официальных отношениях. Несовершеннолетние будут иметь равные права и ответственность.

Теоретически не так важно, как именно рожден ребенок. Главное, что ответственность за него будут нести биологические родители. Только если рожаешь ребенка вне брака, нередко приходится сталкиваться с особыми проблемами. Но о них немного позже.

О правах

Для начала разберемся, какие именно права есть у внебрачных детей. Как уже было сказано, они наделены такими же возможностями, как и те, кто рожден в зарегистрированных отношениях. На это указывает статья 53 Семейного кодекса.

Права ребенка, рожденного вне брака, прописываются в главе 11 настоящего Кодекса. Так, несовершеннолетний может рассчитывать на:

  • воспитание и жизнь в семье;
  • общение с обоими родителями;
  • защиту;
  • получение ухода и содержания от обоих родителей;
  • высказывание своего мнения в семейных вопросах;
  • фамилию, имя, отчество;
  • имущество;
  • наследство от обоих законных представителей.

На основании всего вышесказанного можно прийти к выводу, что дети всегда остаются детьми своих биологических родителей. Помимо всего прочего, несовершеннолетние могут претендовать на алименты. На ребенка, рожденного вне брака, выплаты назначаются в судебном порядке. При этом родителям придется признать отцовство. Именно из-за этой особенности у матерей и несовершеннолетних нередко возникают проблемы.

Регистрация ребенка

Ребенок, рожденный вне брака, регистрируется не так, как остальные. При обращении в ЗАГС у мамы спрашивают, какую фамилию присваивать несовершеннолетнему. Иными словами, она записывается со слов матери. Точно так же, как и отчество. Но это не все!

Чтобы присвоить отчество и установить отцовство, нужно предъявить заявление от отца, в котором он согласится с тем, что ребенок - от него. Если такого документа нет, ребенок может иметь прочерк в графе "Отец". Тогда отцовство придется признавать через суд.

Если в свидетельстве о рождении нет информации об отце несовершеннолетнего, то при расставании биологических родителей ребенок обязательно остается с матерью. Таким образом, получается, что мужчина не будет обременен детьми.

Об алиментах

Довольно часто граждане интересуются, как происходит финансовое обеспечение ребенка, рожденного вне брака. Как уже было сказано, можно подать на алименты. Но с определенными трудностями.

Внебрачным детям назначаются алименты после признания отцовства. Для этого нужно:

  • согласие отца ребенка;
  • неопровержимые доказательства родства, представленные суду.

Чаще всего приходится в судебном порядке признавать отцовство. После этого детям будут назначены алименты по общим правилам. Для подтверждения родства нередко приходится делать медицинскую ДНК-экспертизу.

Проблемы для детей

Ребенок, рожденный вне брака, в будущем может столкнуться с рядом юридических неприятностей. Особенно при получении наследства.

Дело все в том, что в таком случае приходится доказывать свое родство. Также придется делить имущество с остальными наследниками. Лишь изредка дети, рожденные в браке, нормально относятся к внезапно появившимся внебрачным наследникам.

Тем не менее у детей, которые были рождены вне брака, будут равные права с остальными наследниками биологических родителей. Об этом не стоит забывать.

Родители и дети

Как облегчить жизнь ребенку, рожденному вне брака? Нужно признать отцовство, чтобы у малыша не было проблем в будущем. Либо усыновить его. Только так негативные юридические ситуации можно свести к минимуму.

Еще один важный нюанс - родители внебрачных детей имеют точно такие же права, как и в случае рождения малышей в браке. Что это значит?

Если родитель будет нуждающимся и нетрудоспособным, он сможет требовать от ребенка алименты. Но опять же, здесь будут приниматься во внимание многие аспекты - участвовал ли родитель в воспитании и содержании несовершеннолетнего, подтверждено ли отцовство.

Некоторые женщины, рожающие детей вне брака, предпочитают лишить свое потомство алиментов от биологических отцов, чтобы те в старости не обратились за помощью к детям. Это не совсем правильно. Ведь бывают случаи, когда отцы все равно требуют с внебрачных детей алименты.

Выводы и заключения

Теперь понятно, на что может претендовать ребенок, рожденный вне брака. Нужно ли для установления отцовства обращаться в суд? Не обязательно. Делать так нет необходимости, если в свидетельстве о рождении малыша внесены сведения о папе. В противном случае отцовство действительно признается в судебном порядке. И лучше позаботиться об этом при жизни биологических родителей ребенка.

Какие можно сделать выводы? Придется учесть, что в отношении внебрачных детей применяются следующие принципы:

  • Ф. И. О. записываются в ЗАГСе со слов мамы;
  • отцовство признается в добровольном порядке или через суд;
  • алименты обычно назначаются по суду;
  • права внебрачных детей точно такие же, как и у законнорожденных;
  • наследство от матери несовершеннолетние получат всегда, а от отца - после признания отцовства;
  • если в свидетельстве о рождении есть информация в графе "Отец", обращаться в суд для признания отцовства нет необходимости.

Некоторые граждане осмысленно рожают детей в гражданском браке, полагая, что такой шаг не доставит хлопот в будущем. На самом деле это не так. Судебная практика указывает на то, что довольно часто наследственные споры вспыхивают между законнорожденными детьми и внебрачными. Поэтому для ребенка лучше, когда он рожден в официальных отношениях. Так удастся избавиться от большинства проблем юридического характера.

Ребенок, рожденный вне брака - это такой же несовершеннолетний, как и тот, кого родили после свадьбы и регистрации в ЗАГСе. Только у таких детей в реальной жизни много неприятностей и проблем. И это несмотря на то что законодательство РФ уравнивает права всех детей. В любом случае теперь понятно, на что может рассчитывать внебрачный ребенок.

    Про имена нарицательные уже был дан достаточно полный ответ. Что касается системы имен собственных, они составляют своеобразную категорию искусственных фамилий, которые бытовали в дворянско-помещичьей среде с 18 века.

    Внебрачным детям знатные русские вельможи давали часть своей фамилии. Эти фамилии образовывались путем усечения полных форм (как правило, первых слогов). Таким образом появились следующие фамилии:

    Пнин - Ре-пнин

    Агин - Ел-агин

    Бецкой - Тру-бецкой

    Ранцов - Во-ронцов

    Мянцев и Умянцев - Румянцев

    Тмкин - По-тмкин

    Лицын - Го-лицын

    Рукин - Долго-рукий

    Турлин - Бу-турлин и другие фамилии.

    Иногда использовали только начальный слог полной фамилии:

    Го (Голицын), Те (Тенишев).

    Некоторым незаконнорожденным (или побочным, как их ещ называли) детям присваивали фамилии, не связанные с именем отца. Так, вышеупомянутый В.Жуковский носил фамилию крстного отца. А художнику Кипренскому (отец - помещик Дьяконов) дали фамилию в честь богини любви Афродиты - Киприды.

    На Руси не все дети были одинаково равны. Рожднные в законном браке имели все права, а внебрачные дети вместо прав получали унизительные прозвища, из которых самым распространнным было байстрюк - слово столь же тмного происхождения, сколь и происхождение многих внебрачных детей. Ссылка ведт в Словарь синонимов, где любой желающий может ознакомиться с отношением русского народа к результатам своей половой активности за пределами законного брака. Другое популярное слово - ублюдок . На этот раз ссылка приводит в этимологический словарь - происхождение слова известно.

    В целом народ проявлял изобретательность - вот список искомых прозвищ из русских народных говоров во всей его наглядности, но отнюдь не претендующий на полноту:

    Источник списка здесь. А это исследование утверждает, что в крестьянской среде незаконнорожденных детей рожали преимущественно солдатки - замужние женщины, мужей которых на очень долгий срок государство забирало в армию.

    Дворяне в попытке выдать рожднного вне брака ребнка за сироту, взятого в дом из милости, прибегали к эвфемизму воспитанник и воспитанница и мучились над решением проблемы, неведомой крестьянам: внебрачное чадо от дворянской плоти и крови по закону не принадлежало ни к какому роду, но нуждалось в фамилии. И здесь уже дворяне проявляли изобретательность, придумывая фамилии, сохраняющие связь ребнка с родителем. Широко использовались усечение фамилии отца, географические фамилии и создание анаграмм. Примеры и подробности

    Случалось и так, что внебрачный ребнок сам придумывал себе фамилию. Примером может служить Александр Христофорович Востоков , выдающийся русский филолог, значение работ которого переоценить невозможно. Он был внебрачным сыном барона Остен-Сакена и получил придуманную отцом фамилию Остенек (от нем. osten - восток). Отец придумал, как сумел, но обладавшему филологическим чутьем мальчику эта фамилия резала ухо, и он самостоятельно переделал е в Востоков - по смыслу.

    Впрочем, бывало и так, что ребнок получал фамилию примного отца или мужа матери, и тогда е не приходилось придумывать.

    Мы все учимся в своей школе жизни. И познание окружающего нас мира осуществляем через личные ощущения, опыт. Слово байстрюк впервые услышал в песне из кинофильма Гардемарины, вперд!. До этого просмотра никогда не соприкасался с такой информацией. Когда Владимир Шевельков (вокал Олега Анофриева), исполнивший роль Никиты Оленева, пел песню про байстрюка, то было как-то не по себе. Не очень красивые определения дат жизнь, люди, общество тем своим гражданам, которые по каким-то критериям являют отклонение от общего уровня развития. В такой реакции общества много жестокости. Была эта жестокость и в стародавние времена. Есть жестокость и в наши дни. Может, не так явная, но присутствует.

    Более лояльное название воспитанник для детей знатных особ, которые были рождены вне брака.

    Очень плохо, когда за грехи родителей приходится расплачиваться их детям.

    Так и в этом случае, когда ребенок рождался, так сказать не по закону, вне брака, то и его мать подвергалась всеобщему презрению, а потом уже все переходило на появившегося на свет ребенка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»