Как произошла вышивка крестом. История возникновения русской вышивки крестом

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Вышивка крестом – это самый древний вид рукоделия. Ведь крестиком вышивали еще наши бабушки и прабабушки. Во многих домах можно найти старинное вышитое полотенце или подушку. Что же подвергает человека взять нитки и начать вышивать? Может, кто – то скажет что, очень увлечен созданием красоты, когда ее рождение происходит на твоих глазах. Другие расскажут о чувстве радости, которое приходит после окончания сложно работы. Ведь радость - это внутреннее чувство удовлетворения, счастья и удовольствия!

Начав вышивать, спрашиваете ли вы себя: неужели мне больше нечего делать? Зачем мы всегда отдаем свое свободное время для хобби? А спросите себя: разве кого – то интересует мое увлечение кроме меня самого? Знаете поговорку: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». Вышивание – больше всего отражает сущность поговорки, ведь с ее помощью мы может показать всю свою любовь и преданность человеку. В каждую работу мы стараемся вложить частичку себя, поэтому такая работа становится, намного ценнее, в отличие от фабричного изделия. Одариваемый бесспорно оценит вашу работу и заботу о нем, подумает, что вы много времени и сил вложили в изготовления его подарка! Этот подарок будет напоминать о вашем внимание и никогда не забудется. Поэтому, распределяя свое время, подумайте, что тот подарок, который вы сделаете сами, своими руками, будет, гораздо ценней и ближе, чем покупной.

Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже 10 века. Однако, несомненно, она возникла гораздо раньше. В разных странах преобладал свой определенный цвет, и стили узора отличались между собой. В вышивке отражался национальный колорит и индивидуальное виденье прекрасного у каждого народа.

В ХVI веке в Западной Европ счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время она включала в себя большую часть библейских текстов и сюжетов. Уже в 18-ом веке в вышивке стал более сильно заметен классический стежок крестом, а тематика стала более разнообразной. В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Они всегда отличались огромным разнообразие цветов и сложностью орнамента. Со временем вышивка стала неотъемлемой частью костюма и домашней утвари и на Западе.

С ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения. Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями, а городская формировалась под влиянием запада. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле). В наше время вышивка крестиком является распространенным хобби.

Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.

Так как вышивка производилась при помощи иголки, которая является как бы острым окончанием нитки: бумажной или шерстяной, шёлковой, то и иголка, до тех пор, пока она не стала металлической и не пришла к совершенствования, делалась из различных материалов: кости, деревья, а у древних людей были рыбьи кости, древесные иглы, щетина и другое. Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней. Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет. Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото), разнообразными узорами, значительно повлияли на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты, расцветки и техника вышивки крестом, своя для каждой национальности.

Вышивку крестиком без труда можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым можно создавать симпатичные предметы интерьера, с помощью которых любой дом может приобрести уютный вид. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром.

В прошлые времена дамы вышивали, используя для этого совершенно другие инструменты и рабочие материалы, нежели сейчас – иглой им служили осколки костей животных, а нитками для них были жесткие жилы.

Также использовали различные подручные средства, такие как кожу животных, волокна конопли. Подумав о которых сейчас невозможно представить из пригодными для вышивки. Это неудивительно, ведь осколки костей давно заменили металлическими иголками, а вместо кожи животных используют канвой.

В данное время существует большое разнообразие техник вышивки: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров. Также, в продаже существует очень большое разнообразие наборов для вышивания. И любую схему можно посмотреть в журналах, газетах и в интернет магазине вышивки. Наборы для вышивания также могут стать отдельным подарком.

Кроля87

История создания вышивки давно канула в лету, однако истинные мастерицы относятся к ней крайне бережно, стремясь не только повторить работы своих предшественниц, но и приумножить их наследие. Без такого стремления процесс вышивания очень быстро надоел бы, и желающих продолжать его жизнь с каждым годом находилось бы все меньше и меньше.

Рукодельницы современности внесли в процесс следующие изменения:

  • Объемная вышивка;
  • Плавный переход цветов;
  • Реалистичность создаваемых картин.

Конечно, технический прогресс не стоит на месте, открывая для вышивания на порядок больше возможностей.

Мастерицам больше не нужно кропотливо переносить рисунок на канву! Достаточно лишь приобрести готовый материал.

Между тем, не все зависит от машин. Истинные шедевры получаются только благодаря стараниям рукодельниц, их усердию и внимательности. В противном случае работу уже не спасет абсолютно ничего!

Смотрите и другие идеи вышивки узоров крестом в нашей подборке: .

Краткая история русской вышивки крестом

История русской вышивки крестом берет начало еще с незапамятных времен. Первые упоминания были сделаны еще в сказках, которые переходили от одного поколения к другому. Остается только представить, насколько глубоко произросла корнями в античный мир понятная и известная многим вышивка.
Однако такие творенья – это не просто искусство!

Для предков вышивка была:

  • Способом защиты от злых сил;
  • Ценной реликвией, которая передавалась от поколенья к поколенью;
  • Подарком, который можно было презентовать дорогому человеку.

С чего началась история вышивки крестом (видео)

История вышивки не такая уж однозначная, как это может показаться на первый взгляд. Для того чтобы понять всю философию, необходимо досконально изучить вопрос, перелопатив десятки источников. И, возможно, только тогда двери истории будут слегка приоткрыты.

В первобытном обществе, когда люди еще жили в пещерах и охотились на мамонтов, уже появилось рукоделие . Предпосылкой к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды, или утепления обители. Таким образом, когда возникла необходимость скрепить шкуру мамонта, был сделан первый стежок, положивший начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.

Некоторое время развивалось только как средство сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях. У женщин всегда были проблемы с одеждой. Действительно, кому захочется выглядеть так же, как и все остальные? В стремлении выглядеть оригинальнее и выделяться из толпы, женщины стали осваивать вышивание и привносить в него что- то свое. Сначала они просто скрепляли шкуры по своему вкусу, составляя тем самым новые модели, а потом начали такими стежками украшать одежду.

С тех пор вышивка определяется как украшение разных уже готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути.

В каждой стране развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.

История вышивки крестом в России

Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.

Когда же Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала; когда рождался ребенок, непременным атрибутом были прекрасные работы рукодельниц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг например означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья и других жизненных благ. Часто вышивальщицы изображали мифических животных и райских птиц. Одежды знатных людей были расшиты шелками, золотом и другими безумно дорогими материалами.

В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось для убранства царского престола. Это покрывало было вышито серебряными и золотыми нитями, бархатом и драгоценными камнями. Из- за тщательного ухода за этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней.

В начале 18 века вышивать стали и крестьянки. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц-крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. С семи лет девочки в крестьянских семьях начинали заготавливать себе приданое. Этого могли быть , покрывала, одежда на несколько лет вперед. Перед свадьбой на всеобщее обозрение выставлялись все работы, изготовленные за несколько лет невестой. Таким образом оценивалось мастерство, прилежность и аккуратность девушки.

Выделяется две группы вышивок: вышивки средней полосы России и вышивки северной части России. Каждая группа имеет свои особенности. Так, например, вышивки средней полосы отличаются яркостью, разнообразием цветов и узоров, а вышивки северной части выполнялись красными нитями по белой ткани. Поскольку в начале второго тысячелетия Русь находилась в очень тесных отношениях с Византией, эта страна оказывала огромное влияние на культуру России. Таким образом, постепенно происходило развитие такого искусства, как вышивка, преумножая культурное богатство нашей родины.

История вышивания крестом в современности

В настоящее время продолжается развитие одного из старейших искусств, доживших до наших дней. Множество мастериц продолжают дело своих предков, не забывая старые традиции и создавая новые. Миллионы людей любуются на огромные, ужасно дорогие гобелены, на создание которых потрачены многие недели и огромное количество ниток. Выделиться из толпы мечтают абсолютно все, но не стоит забывать, что можно просто украсить свою одежду вышивкой, которая придаст ей оригинальность и изысканность на зависть окружающим. Модников не пугает сложность ухода за этим бесценным украшением, они внимательно соблюдают все инструкции и предписания по уходу за такой красотой.

Сейчас вышивать узоры стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу, даже позолоченную. Можно купить канву с узором, где уже сделана половина работы – нанесен рисунок и остается только вышить его, чем и занимаются тысячи человек.

Кому интересно проходим под кат....

Вышивка крестом - один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии.
Легенда об Арахне рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивания было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами.
Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна , из них стали выделывать ткани, которые, по своей белизне, оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками. Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.
Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
С развитием новых технологий, выпуском новейшей вышивальной техники процесс создания вышивки значительно ускорился и упростился. С помощью вышивальных машин, специальных программных средств для вышивки получена возможность для проявления творчества практически у любого желающего прикоснуться к этому виду декоративно-прикладного искусства. Машинная вышивка упростила и облегчила труд вышивальщиц, оставив больше времени на идеи и фантазии применительно к вышивки.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.
В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.
Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

Встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.

История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других - в Древней Греции.

В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.

История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.

Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов - очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь - количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.

История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.

В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.

История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»