Соблазны. Что это такое и как им противостоять

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Я довольно дисциплинированный человек, который умеет контролировать себя? только не во всех вопросах. Когда дело касается еды, мужчин и выпивки в приятной компании, благие намерения летят в тартарары. Я отрываюсь, но потом сожалею, раскаиваюсь, восклицания: «Как я могла! Я же клялась, что буду строго держать себя в руках! Почему я такая безвольная!»

Вы тоже поступаете вопреки данным обещаниям и чувствуете, что жизнь погружается в хаос? Импульсивное поведение не только выбивает из равновесия, но и мешает достижению жизненных целей.

Каждому хочется верить, что у него хватит силы воли противостоять искушениям

Выход - тренировать навыки самоконтроля. Проще сказать, чем сделать. Тут необходимы осознанные, продуманные действия. С чего начать? Пять несложных приемов, которые мне помогают. Выберите два, которые сможете применить. Попрактикуйте хотя бы неделю и увидите, насколько они эффективны.

1. Определите, какие триггеры провоцируют нарушение обещаний

От вас требуется быть честным с самим собой и признаться, что провоцирует нежелательное поведение. Тогда вам будет проще справляться с искушениями. В каких ситуациях вы всегда жалеете о содеянном? Например, вы знаете, что, открыв дома пачку чипсов, не успокоитесь, пока не сьедите упаковку. Скажите себе об этом честно.

2. Исключайте соблазны заранее

Каждому хочется верить, что у него хватит силы воли. Но успех может гарантировать исключение соблазнов из поля зрения. Чтобы покончить с экстремальным образом жизни, порой требуется прибегать к радикальным методам. Для начала попробуйте месяц прожить без алкоголя в доме или не покупать сладости, или провести 30-дневный цифровой детокс.

3. Определите долгосрочные цели и привяжите к текущему моменту

Бывает, что исключить соблазн невозможно. Тогда стоит сконцентрироваться на долгосрочных целях.

Возможно, вы не видите ничего страшного в том, чтобы жить сиюминутными удовольствиями, но такой образ жизни может повредить в будущем. Взвесьте хорошенько: вы уверены, что веселье в среду ночью не скажется на работоспособности в четверг?

4. Найдите «партнера по ответственности»

Найти человека, который поможет придерживаться выбранных правил, - отличный способ не сбиться с пути. Вы станете более собранным. Кроме того, взгляд со стороны поможет объективнее оценить текущую ситуацию, понять, где и в чем вы не дотягиваете до желаемой высоты.

Почувствовав внутреннюю борьбу, сделайте паузу

В следующий раз, когда испытаете искушение отступить от намеченного, обратитесь к другу за поддержкой, чтобы он остановил вас.

5. Прислушивайтесь к ангелу за плечом

У всех в голове звучит внутренний голос, который подсказывает, чего делать не следует. Но другой голос нашептывает, что стоит поддаться искушению. Импульсивность сбивает с истинного пути вопреки доводам рассудка. Почувствовав внутреннюю борьбу, сделайте паузу, постарайтесь принять осознанное решение, не поддаваясь мимолетному желанию. Спустя какое-то время осознанное поведение войдет в привычку.

У каждого выбора, который мы делаем, есть последствия. Если будете придерживаться решений, помогающих стать «лучшей версией себя», усилия окупятся сторицей. Некоторое время спустя вы ощутите и поймете, как это прекрасно, когда слова согласуются с действиями. Душевное равновесие, что может быть лучше?

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - говорит Господь (Мф. 18:7).

Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием - «Шоколадный батончик - тающий соблазн!» В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие - не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово - «искушение», обозначает совсем другое - желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.

Соблазн - это то течение, которое просто уносит человека, не имеющего твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо - утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что‑то безобидное или даже хорошее - борьбу за правду, за свободу, и нередко - за Истину.

Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, наш народ соблазнили большевики, немецкий - нацисты. Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других - как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что‑то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв в ней какое‑то время, ушли из нее.

Дойти до дома

Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки - каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по‑своему, как уникальное и по‑своему единственное дитя Божие. Соблазн - это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

В соблазне могут переплетаться разные причины - наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться, - это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

Иероним Босх, триптих «Искушение святого Антония», между 1495 и 1515 гг.

«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит такой разговор:

«Пятница остановил меня следующими словами:
- Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
- Да, да, Пятница, - ответил я, - Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы Он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений и отвратил от нас его огненные стрелы.
- Но, - возразил он, - раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?

Его вопрос до странности поразил меня.... Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос...»

В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор - и у них будет возможность это сделать.

Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога - возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем - в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по‑другому - люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:9-11).

Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу как какие‑то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов. В этом отношении Бог - неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, Которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему. Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное - души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

Люди - активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву - и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желаниями, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.

Выйти из пещеры

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чувствам - и не верят в существование чего‑то еще.

В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир - это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет огромным потрясением.

Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера - это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме нее есть что‑то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера - это еще не всё; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

Христианская интерпретация платоновского мифа о пещере. Узники, сидящие в пещере, могут судить о реальности только по теням на стенах. Святые показывают узникам свет и выводят их из пещеры.
Гравюра Jan Saenredam (1565–1607) по рисунку Cornelis Corneliszoon van Haarlem (1562–1638).

Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах - белый, а небо - синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом - гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И христианская жизнь - это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы и переживаемые нами соблазны - это ее часть.

Глазами прозревшего

Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаём, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда‑либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда‑либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни - не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем эта новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?» Тот отвечает: «Я - желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?» Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?» Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную».

Есть известная песенка: «Любовь меняет все - руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь, и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все другими глазами - в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

Лицом к реальности

Люди уходят из Церкви или отказываются в нее войти по разным причинам. Кого‑то тяготят заповеди, кто‑то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого‑то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса - правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.

В школе у меня была прекрасная учительница математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому‑то, возможно, повезло меньше - им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто‑нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным - на истину таблицы умножения это никак не влияет.

Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.

Если бы мне по каким‑то причинам была неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения - ложна?

Подражатель Босха «Искушение св. Антония». Ок. 1500 г. Собрание Ф. ван Лансхота. Хертогенбос.

Как говорит школьный учебник физики, реальность - это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор - и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в ней не было ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11-12).

Каждый человек в своей жизни когда-либо подвергался тем или иным искушениям, независимо от возраста, пола или религиозных убеждений. Давайте попробуем выяснить, что же это такое, какова их природа и чем они угрожают человеку. Также поговорим о том, как не поддаться искушению.

Значение слова

Вам интересно? Итак, что же такое искушение? Это понятие чаще всего тесно связано с религиозными и морально-этическими принципами человека. Искушения — это, прежде всего, испытание человека его же моральными и религиозными убеждениями. Это его веры. Искушения — это побуждение к греху, к запретному, к измене своим принципам и идеалам. Это антирелигиозное поведение. Для человека нерелигиозного, но совестливого, за таковое чаще будет приниматься соблазн пойти против своей совести, против неких социальных норм поведения. Значение слова "искушение" в большинстве случаев негативное. Позитивных очень мало, и вряд ли они существуют. Теперь вы знаете, что означает слово "искушение".

Примеры

Самые яркие иллюстрации искушений мы можем обнаружить в тех или иных священных религиозных книгах. Наверное, много людей знает о них. Самыми известными примерами будут, пожалуй, искушение Адама и Евы в райском саду, а также Иисуса Христа дьяволом в пустыне. Если в первом случае люди нарушили запрет Бога, за что были изгнаны из рая и сделались смертными и подверженными греху, то во втором случае уже сам Бог, будучи в человеческом теле, был искушаем сатаной как простой смертный и с честью выдержал испытания, показав тем самым, что человеку нужно бороться против соблазнов. Примеры присутствуют и в других религиозных учениях. Так, согласно буддизму, Будду искушал Мара.

Искушения исходят от...

Тот, кто нерелигиозен, зачастую утверждает, что человек поддаётся на соблазны лишь благодаря определённым стечениям обстоятельств в жизни. Что именно сама жизнь заставляет человека заглушать свою совесть, красть, обходить закон, прелюбодействовать... да мало ли существует различных искушений! Человек же религиозный скажет, что за соблазнами стоят некие «тёмные силы». Именно они и искушают. Для каждого человека подбирают его собственные соблазны, нацеленные на то, чему человек более всего подвержен. Искушения исходят от сатаны, но попускаются Богом, для того чтобы человек сам лишний раз убедился в своей немощи, в необходимости постоянно быть с Богом, в необходимости Божьей помощи.

Какие бывают искушения

Коротко расскажем о них. Почти все виды искушений нацелены на поддержку «внешнего человека» в борьбе с «внутренним человеком»: искушение цивилизацией, властью, богатством, известностью, «исключительностью». Их очень много... Но не стоит путать все эти виды искушений с испытаниями, которые людям посылает Господь. Потому что, как мы уже говорили, они не идут от Бога, но с Его попустительства.

Почему человек поддаётся искушениям

Человек по своей природе слаб и непостоянен. На протяжении своей жизни он то и дело меняет, а если и не меняет, то обязательно корректирует свои жизненные взгляды и принципы. На этот процесс оказывают влияние самые различные вещи, люди, ситуации. От прочитанных книг до поступков друзей. От поведения родных и близких до страшных жизненных потерь. А искушения... это зачастую для человека ещё и возможность узнать что-то новое, неизведанное. Узнать то, о чём он ещё только слышал, может быть, видел, но не делал. Да, он знает, что в теории это плохо, а каково же на практике? Ведь человек же ещё и очень любопытен... Запретное почти всегда обольстительно и привлекательно. Оно проникает в чаще всего тогда, когда в нём (нарочно или нет) добро и мораль начинают повсеместно главенствовать. Искушения человека хотят увести его с праведного пути и ещё раз доказать его слабость.

Краткий экскурс в историю

Человек искушениям подвергался испокон веков. За всё время существования homo sapiens, то есть человека разумного, человек подвергался, подвергается и будет подвергаться соблазнам. Такова его природа. История знает примеры искушения не только отдельных личностей, но и даже целых народов, стран. Когда одна страна со своим населением почти всецело поддерживает идею верховенства и главенства, превосходства над остальными. В Средние века правители были также искушаемы своей властью: можно было легко сжечь человека на костре только за то, что он чем-то не угодил власть имущим. Во времена Древнего мира правители вели войны из-за своей гордыни и тщеславия, соблазняемые и той же властью, и богатством, и положением. И в наше время, как мы можем убедиться, практически ничего не изменилось.

Вспомним любимые книги...

Примеры искушений можно встретить почти в каждом литературном произведении. Это, например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Поющие в терновнике" Коллин Маккалоу и многие другие. Очень часто искушения - это причина завязки сюжета и дальнейшего развития событий. Читая книги, в которых есть тема соблазнов, читатель часто задумывается и над своей жизнью, переосмысливает её и делает определенные выводы.

Каким искушениям подвергается современный человек

Современный мир — это динамично развивающийся организм, но со своими старыми, даже древними, болезнями. Болезнями, которые в новом веке разрастаются с новой силой, порой в новом для себя обличии. И на то существует много причин. Это и усилившаяся вера в могущество самого человека, в непобедимость и непогрешимость науки, отступ от морали, пренебрежительное отношение к урокам истории, заветам предков, традициям, это и кардинальный пересмотр жизненных и традиционных устоев общества в сторону материальных благ. Современный человек остаётся подвержен всем тем искушениям, которые существовали и раньше, но при всей динамичности мира для человека выработались и другие, до того неизвестные. Которые, впрочем, направлены вновь на одну и ту же цель: на затмение духовного, отлучение человека от Бога. Поэтому значение слова "искушение" актуально во все времена.

Блага цивилизации

Появление таких благ цивилизации, как сотовая связь, Интернет и тому подобное, помимо различных бесспорных положительных и полезных свойств, имеет ещё и свойства негативные. И если первые мы вежливо обойдём в данной статье стороной, то на вторых обязательно заострим своё внимание.

Их трудно. Современный человек уже настолько привык к Интернету и мобильному телефону, что без них не может представить своего существования, как некогда без хождения на воскресную службу каждую неделю или же без прочтения какой-нибудь занимательной книжки на ночь. Можно ответить, что молитвы запросто найдутся в Интернете и прочитать их можно самому; собственно, как и занимательную книжку. Да и всё остальное... Тут тебе и социальные сети, где все друзья сразу в одном месте, и все справочники, вся информация... Тут тебе и куча запретных материалов, которые без Интернета так легко и не найдёшь... Ну и как не посмотреть их, если всё рядом, всё под рукой? Но стоит представить, хотя бы на мгновение, что же будет с теперешним человеком, если у него взять и отключить Интернет. Сколько он продержится? Если у человека отнять сотовую связь? Вспомнит ли он, как обходиться без них, без Сможет ли он при случае быть готовым к отказу от многих удобств, предлагаемых цивилизацией? Именно эти блага вырабатывают в человеке лень. Стоит задуматься... Сидение в офисе за компьютером и ленивое щёлкание компьютерной мышкой называется работой. Очень часто такому человеку становится просто-напросто непривычно или лень даже пробежаться, чтобы как-то размять своё тело. Одним словом, появляется соблазн нового века. Искушение цивилизацией, лёгкой жизнью и быстрой наживой.

Искушениям все возрасты покорны...

В каком бы человек ни находился возрасте, искушения его преследуют. Возьмём сначала в качестве примера ребёнка. Казалось бы, малыш — это существо, у которого ещё нет своей жизненной позиции; которое лишь на интуитивном уровне различает добро и зло... Но и он подвержен искушениям! Ему, скажем, родители запретили есть больше конфет, чем положено. Но ребенку хочется. И он, подумав, что «раз нельзя, но очень хочется, то можно», полез в шкаф и взял их без спроса, пока родители не видят. Да, после он сделает виноватые плаксивые глаза, скажет, что «больше так не будет», но... соблазн поесть сладкого оказался выше боязни нарушить родительский запрет.

Далее возьмём в пример девушку высоких моральных принципов. Которая прекрасно знает, как ей следует себя вести в обществе, согласно нормам морали и этикета. Но вот парадокс: она почему-то в один прекрасный момент делает всё наоборот. И даже сама себе не в силах объяснить почему... Что называется, «чёрт попутал». Так же своего поведения порой не сможет объяснить и мужчина, скажем, лет сорока, некогда образцовый семьянин и прекрасный человек, надёжный друг... но внезапно ушедший от жены и детей к совершенно чужой женщине, с которой едва знаком. Стоит добавить, что и в старости у человека, безусловно, есть свои искушения.

Борьба с искушениями

Как уже было сказано, человек слаб по своей природе. Именно поэтому он подпускает искушения к себе на такое близкое расстояние, с которого они могут по нему прицельно бить. И попадать. Чтобы бороться с ними, нужны, прежде всего, стойкие непоколебимые принципы и вера. Кто-то верит в Бога, кто-то в свою совесть. Неверующим можно посоветовать бояться закона, знать, что рано или поздно перед совестью или перед государственным законом придётся ответить. А верующим... А верующим в минуты искушения стоит крепко помолиться и попросить о помощи того, кто это искушения и дозволяет, чтобы о нём и о его силе не забывали, чего так жаждут искусители. Ну и страх перед Создателем и Страшным судом тоже никто не изменял. Поэтому давайте задумаемся над вопросом искушений и будем впредь более осторожными в своих мыслях, словах и поступках. Будьте осмотрительными. Искушения человека - это некое испытание, которое нужно выдержать с высоко поднятой головой.

Не забывайте также и о том, что соблазны могут встретить человека на каждом шагу, от незначительных до глобальных. Поддаться искушению - означает сделать огромную ошибку. Поэтому пусть ваша совесть всегда будет чиста. Храни вас Бог от всевозможных бед и искушений!

Стр. 1 из 32

Christmas in the Billionaire’s Bed


«Поддаться искушению»

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

© Перевод и издание на русском языке, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

Глава 1

Эйдан Каванах смотрел на изящную карточку, украшенную крошечными листиками остролиста и ягодами, восхищенно качая головой.


Миссис Мейве Каванах и Мистер и миссис У. Х. Лэрин просят оказать им честь и посетить свадьбу их детей Дилана Эдварда и Миа Элейн, которая состоится в субботу, 20 декабря, в часовне Силвер-Глен


Гейм, сет, матч. Полная победа.

Его мать выиграла битву, не произведя ни единого выстрела. Меньше всего Эйдану хотелось приезжать в Силвер-Глен в Северной Каролине на праздники, но Мейве прекрасно знала, что свадьбу собственного брата он ни за что не пропустит.

Старший из его братьев, Лиам, тоже недавно надел хомут на шею. Его свадьба с Зоуи праздновалась в Коннектикуте – буквально в шаге от Нью-Йорка. Но в этот раз Эйдану не повезло.

Он любил Силвер-Глен, очень любил. Но поездка домой на Рождество вызывала слишком много тяжелых воспоминаний. Поэтому он предпочитал навещать свою большую и дружную семью в другое время года – на Пасху, в день Матери, День независимости… ну, и в октябре, когда осень в горах была в самом разгаре.

Но в декабре?! Нет. За последние годы он приезжал зимой только один раз, и то только потому, что брат попал в больницу. Эйдан счел бы себя настоящим ничтожеством, если бы не поддержал родных в такой момент.

Тот визит был очень неприятным и тяжелым. Мать и братья ходили вокруг него чуть ли не на цыпочках, понимая, что Эйдан все еще переживает из-за той трагедии. Он изо всех сил старался доказать, что с ним все в порядке, но, к сожалению, никто не верил его нарочито радостному виду, и меньше всего – сам Эйдан. Он ненавидел декабрь. Даже семья не знала самого худшего, что случилось много лет назад.

Эйдан встал, бросив на стол приглашение, вызвавшее противоречивые чувства. Вид из окна его офиса охватывал пространство от статуи Свободы до моста Джорджа Вашингтона. Он любил Нью-Йорк. И больше всего ему нравилось ощущение безликости в толпе. Здесь никому не было дела до его прошлого или будущего. Отчужденность была необходима ему как воздух.

Детство, проведенное в Силвер-Глен, было прекрасным. По крайней мере до гибели его отца; Эйдан был тогда еще подростком. Маленький городок, затерянный в горах, навсегда останется для него домом. Но жить, словно в аквариуме, где каждый знал про него все, стало невыносимо, когда Эйдану исполнилось двадцать один год и весь его мир рухнул.

Переезд в Нью-Йорк оказался спасением. Использовав внушительную сумму из накоплений семьи Каванах – которую он давно, кстати, вернул с лихвой, – Эйдан основал компанию по торговле элитной недвижимостью. Те уроки, которые он с детства усвоил, работая в отеле, принадлежащем его семье, помогли ему. И несмотря на то, что Каванахи были очень богаты, в Нью-Йорке Эйдан смог подняться совсем на другой уровень. Многие знаменитости и финансовые воротилы обращались к нему за помощью, когда им требовалось отличное жилье в пентхаусе.

Сигнал телефона напомнил Эйдану о предстоящей встрече. Он присел, взял в руки любимую ручку и повертел в пальцах тяжелый золотой цилиндр. Он подписал свой самый первый договор именно этой ручкой. Рядом с кожаной папкой мирно лежало приглашение. Эйдан перечитал его и опять почувствовал, как сжался его желудок.

Двадцатое декабря. Это означало, что он должен приехать в Силвер-Глен не позже чем за неделю до этой даты. Зная свою мать, Эйдан не сомневался, что она запланировала множество разных мероприятий в дни, предшествующие свадьбе. И он должен будет присутствовать не только на них, но и на рождественском ужине, когда семья соберется вместе. Это займет не меньше двух недель, а для него – все равно что полжизни.

Эйдан взглянул на ежедневник, лежащий на углу стола. Его ассистент аккуратно вносила туда все запланированные встречи. Декабрь был предательски пуст. Никто в здравом уме не интересуется недвижимостью в декабре. Его клиенты слишком заняты организацией рождественских вечеринок, тратя кучу денег на своих избалованных детей, планируя поездки в экзотические страны. И это, к сожалению, означает, что Эйдан может провести это время в свое удовольствие.

Или неудовольствие.

На мгновение он перенесся в прошлое, словно наяву увидев двух женщин. Обе красивы. Обе полны жизни и счастья. И обеих он потерял.

Знакомая боль в сердце была вызвана не только смесью вины и сожаления. Это была тоска по тому, чего он никогда не сможет получить.

Рождество в Силвер-Глен, без сомнения, оживит в его памяти те переживания, о которых он предпочел бы забыть. Но, если быть честным, они всегда были с ним. Самое болезненное – близкие люди будут знать об этом и разделять его боль. А у Эйдана не было никакого желания постоянно видеть сочувствие в глазах своих братьев и матери.

Он не хотел, чтобы они пытались излечить его своей любовью. Он не заслуживал этого. Но семья знала его слабые места и не позволяла Эйдану надевать маску равнодушия, которая помогала ему жить изо дня в день.

Эйдан Каванах – очаровательный человек, заинтересованный только в заключении сделок и обналичивании чеков. Спросите кого угодно. Этот образ он тщательно создавал, чтобы держать людей на расстоянии. Трижды потеряв тех, кого любил, Эйдан не хотел никаких эмоций… никакой любви.

В Силвер-Глен, особенно в праздник, ему придется позволить окружить себя семейным теплом, что сделает его абсолютно беззащитным.

Сможет ли он пройти через это и выжить?

Он любил только свою семью. Полюбить кого-то еще, чтобы потом потерять, – нет, он не готов повторить этот путь.


Эмма Брейтуэйт осторожно присела на ступеньку древней стремянки. Оформление витрины обычно было самым ярким моментом ее рабочей недели в собственном магазинчике. Сегодняшняя тема была не слишком оригинальной – обычные чайники. Она постаралась представить, как витрина выглядит с улицы.

По ту сторону стекла остановилась женщина и начала бешено махать ей руками. Эмма улыбнулась. Она сразу узнала посетительницу. Мейве Каванах, мать семерых сексуальных, невероятно мужественных, неописуемо привлекательных мужчин и глава семьи.

Предки мужа Мейве в буквальном смысле слова построили этот город после обнаружения в горах богатых залежей серебра. Семья пережила трагедию, когда безответственный муж Мейве, Реджи, возмечтал найти заброшенные ныне рудники. Однажды он ушел в горы и не вернулся.

Но это случилось давно. Сейчас Мейве была полной жизни женщиной чуть старше шестидесяти, которая умудрялась руководить не только сыновьями, но и «Серебряными буками», их семейным отелем.

Искушения приходят к нам ежедневно. По телевидению, в кинотеатрах, в журналах и через Интернет послание остается неизменным: нам советуют неразумно тратить наши деньги на всевозможные удовольствия. Наживка, на которую нас хотят поймать, очевидна, независимо от того, произносятся эти слова открыто или в подтексте: «Делай то, что хочешь!» - «Ты достоин этого!» - «Возьми от жизни все!»

Свобода – вещь опасная. Наивысшее проявление свободы можно увидеть в развитых демократических странах, но эти страны так и не смогли справиться с грехом. Истинная свобода невозможна без ответственности перед своей семьей, перед своей страной и перед Богом. Бог создал нас, и мы, естественно, должны нести ответственность перед Ним за то, как проживаем свои дни. Истинная свобода также невозможна вне рамок Божьего закона. В демократической стране все равны перед законом, перед конституцией страны, но часто оказывается, что законы и конституция организуют жизнь общества так, что оно оказывается очень непохожим на общество Божьего Закона. С этой точки зрения по-настоящему свободным человеком может быть только совершенный человек, которому и в голову не придет совершить что-то порочное. Такой человек может делать все, что хочет, просто потому, что его желания никогда не идут в разрез с Божьей волей.

В современном мире поиск свободы, а точнее, вседозволенности, приводит к тому, что мир становится похож на Содом и Гоморру перед самым их уничтожением. В погоне за удовольствиями люди теряют нравственные ориентиры, и мир становится все дальше от Божьего идеала, а вместе с тем, и от истинной любви, от настоящего счастья. А нашим законам и конституциям приходится постепенно уступать все возрастающим человеческим потребностям и эгоистичным интересам.

Манящие образы и голоса искушают нас открыть свой разум, сердце и кошелек перед тем, что может показаться воплощением наших естественных желаний, но в результате мы можем быть разрушены, как личности. Человек, поддавшись искушению жадности, секса, гордости или поиска легких путей, в конечном итоге, теряет все. И все же искушения закаляют нас.

Сейчас никто не в состоянии избежать искушений, они подстерегают нас повсюду. Когда мы даем им возможность поселиться в нашей душе, то становимся все более уязвимыми для новых искушений, но если мы противостоим им, то, наоборот, становимся сильнее. Есть пословица: «Все что нас не убивает, делает сильнее». В спорте, чтобы сформировать «запас прочности организма», необходимо давать себе бóльшую нагрузку, чем то, что нам дает окружающая среда. Например, если человек постоянно закаливает себя, то он не заболеет даже в самую промозглую погоду. Если постоянно тренировать свое тело, то больше шансов нормально перенести любые экстремальные условия. Также и в духовной жизни: чтобы прийти к окончательной победе, необходимо тренировать себя и закалить свой характер в борьбе с искушениями.

Наблюдая за успешными людьми, можно прийти к выводу, что их характер и таланты очень разные. Если человек реализует свои таланты, то это откроет перед ним множество дверей, но чем больше успех, тем больше возникает искушений. Иногда мы думаем: «Хорошо бы иметь много-много денег», - но что мы будем делать, если у нас вдруг они появятся? Пока денег мало, мы испытываем не так много искушений, о большем мы даже не думаем, но когда денег станет больше, то и искушения станут больше. Возможно, Бог бережет нас и не дает нам больших денег, чтобы мы сначала научились справляться с маленькими искушениями.

«Прежде чем владычествовать над вселенной, научись сперва владеть самим собой». (Преп. Мун Сон Мён)

В мире шоу-бизнеса, в том числе и российского, крутятся огромные деньги. На гонорар актера, сыгравшего главную роль в популярном фильме, можно построить небольшие церкви во всех крупных городах Дальнего Востока. Но жизнь у актеров получается тоже дорогая, расходы на различные «звездные» удовольствия иногда превосходят самые большие гонорары, и даже самые успешные актеры иногда оказываются в долгах. Сложно сохранить чистоту своего сердца, находясь в самом эпицентре искушений и жизни, сосредоточенной на удовольствиях. Никакой талант не может противостоять этому, если не начать бороться со своими человеческими слабостями, когда они находятся еще в самом зародыше. Люди чести, люди слова, люди, старающиеся сохранить чистоту в разуме и сердце, не выстоят долго, если не поборют свои слабости.

Как нам воспитать в себе стойкость и силу воли, необходимую для того, чтобы противостоять искушениям? Как нам не забывать защищать самих себя, ведя за собой других? Ведь так много поставлено на кон: за нами не только наши дети и наш род, но и будущее всего мира!

Важно понять, что на самом деле «небольших искушений» не существует. Это очень легкомысленно – идти на компромисс в вопросах внебрачного секса, или немного приукрасить истину ради похвалы, или, распоряжаясь общественными деньгами, получить из этого небольшую выгоду для себя, или критиковать кого-то, говорить про человека что-то плохое в его отсутствие. Очень легко поверить в то, что проявленная нами небольшая слабость не принесет нам никакого вреда. Когда приходит искушение, кажется, что самое простое решение – это поддаться ему, оправдывая себя тем, что оно небольшое, и не может причинить много вреда. Но реальность такова, что искушение, которому поддался человек, возвращается к нему позже с еще большей силой. Иногда одна минутная слабость может разрушить отношения, строившиеся годами, или даже труды всей нашей жизни.

«Никто не совершенен, даже Божьи люди. Они являются Божьими людьми не из-за того, что не имеют изъянов, но из-за того, что признают эти изъяны, борются с ними, не скрывая их от других людей, и всегда готовы изменяться к лучшему». (Махатма Ганди)

Первым шагом в борьбе с искушениями является честность. Открытое признание факта существования искушений в нашей жизни является надежной защитой, во-первых, против критики в нашу сторону, а во-вторых, от нашей греховной природы. Однако часто мы пытаемся казаться лучше, чем мы есть на самом деле, таким образом, обманывая, прежде всего, самих себя. Тем, кто общается с нами более-менее продолжительное время, становятся очевидны все наши недостатки, и, пытаясь скрывать их, мы прячем их только от самих себя. В этом большая опасность, тайный грех намного сильнее подталкивает нас к еще большим ошибкам, так как, скрывая свои недостатки, мы «капитулируем» перед ними, не сопротивляясь. Но когда мы открыто признаем свои недостатки, то обретаем силы, чтобы бороться с ними.

Однако одно лишь признание проблемы не является достаточным; для победы над искушениями необходимо окружить себя надежными союзниками. Когда мы формируем определенное окружение и строим отношения, как зрелые люди, то будучи открытыми друг перед другом, мы одновременно помогаем друг другу бороться с искушениями. Ад – это очень темное место, но люди, совершившие много грехов, по своему собственному желанию идут туда, так как именно там можно спрятать от других свой позор. Царство Небесное – очень светлое место, Свет пронзает насквозь, именно поэтому там могут оказаться только люди, которые не «отбрасывают» даже тени греха. Точно так же стремление уединиться, никого не видеть и не с кем не общаться, часто связано с тайными пороками. Вести жизнь на виду двадцать четыре часа в сутки могут только кристально чистые люди, ведь постоянно притворяться не в состоянии никто.

Существует всего три главных принципа недопущения грехов в свою жизнь:

1. Храните чистоту рода. Означает не только целомудрие до брака и верность в браке, чистоту в мыслях и чувствах. Но также такой образ жизни, который полностью исключает возможность таких искушений. Это отказ от порнографии, от определенного рода книг, фильмов, телепередач, разговоров на соответствующие темы. Это подобающее воспитание детей и внуков, ведь именно мы несем ответственность за чистоту всего своего рода. Это такое поведение, которое предотвращает проблемы еще до того, как они появятся. Например, не находиться долгое время наедине с какой-либо женщиной или мужчиной, если это не ваша жена или муж. Если есть необходимость поговорить наедине с лицом противоположного пола, то надо это сделать так, чтобы ни у кого не появилось повода к сплетням. Иногда обидно, когда обвиняют в том, чего не было и нет, однако это означает, что вести себя надо так, чтобы вообще не было повода для обвинений.

2. Не причиняйте сердечной боли и обиды «ближнему». Это означает не только хранить заповедь: «не убей», но и не обижать словом или делом. Не критиковать, не злиться, не обижаться и не думать дурного о «ближнем», не говорить плохого о другом человеке, особенно в его отсутствие. Нам надо научиться честно разговаривать с человеком о его проблемах, а не обсуждать их у него за спиной. В общем, вести себя так, чтобы не быть источником сердечной боли других людей.

3. Не злоупотребляйте общественным имуществом. Речь здесь не только о воровстве. Как мы относимся к вещам, находящимся вне нашего дома? Ценим ли мы вещи, которые принадлежат не нам? Стены и заборы в городах безвкусно изрисованы, елки под Новый год вырублены, парты в колледжах и вузах исписаны, металлические мусорные урны и даже канализационные люки сдаются в пункты приема… В общем, люди сейчас не особенно ценят общественное имущество. Особенно печально обстоят дела с отношением госслужащих, распоряжающихся бюджетными (тоже общественными) деньгами, к своей работе. Если мы имеем высокое общественное положение и доступ к общественным деньгам, то вопрос становится для нас критическим. В таком случае просто необходимо поступать так, чтобы не создавать у окружающих людей настроение вроде: «Наверху воруют миллионы, так что и я имею право что-нибудь стащить». Хотя для них это ни в коем случае не будет оправданием!

В любом случае все грехи можно разделить на три большие группы: наши отношения со своей второй половиной, наши отношения со всеми остальными людьми и наши отношения с окружающим нас миром. Все человеческие грехи будут относиться к одной из этих групп.

Честность – это начало нашей жизни в вере. Поэтому практикуйте честность, открытость и искренность.

«Я верю, что каждый человек, занимающий пост в Белом доме, имеет один долг перед народом: подавать пример высокой морали. Президент Соединенных Штатов должен бескомпромиссно отстаивать принципы честности и порядочности – ради правительства, ради бизнеса, ради каждого гражданина страны. Ведь порядочность – это одна из характерных черт развитого общества. Нация, в которой нет морали, рано или поздно разрушится изнутри». (Дуайт Эйзенхауэр)

Что еще может помочь нам в борьбе с искушениями? Ведь так легко совершить компромисс! Когда мы отдаем все силы борьбе с искушениями, то они зачастую не только не проходят, но становятся еще сильнее. Нам нужно сфокусироваться не на самом искушении, а на чем-то другом, позитивном. Когда мы стремимся к достижению важной нравственной цели, это захватывает все наши мысли и эмоции. Нам важно понять, что мы созданы ради чего-то большего, чем мы сами. Если нет в нашей жизни высшей цели, то искушения, с большой вероятностью, будут нами помыкать. Пришел домой, заняться нечем, сел в кресло, включил телевизор, и время вроде «убил», и мысли ненужные отогнал, но ничего полезного не сделал, и лучше не стал. Каждый из нас может начать мечтать об изменениях в мире и подпитывать наши мечты положительными примерами других людей: «Если они смогли, то и я смогу!» Даже одна надежда на то, что мы можем стать частью чего-то великого, может сильно повлиять на наш жизненный выбор. Стремление к великой цели поможет осветить нашу жизнь и изгнать тьму из нашего разума и сердца.

«Когда человек теряет богатство, он ничего не теряет. Когда человек теряет здоровье, он теряет кое-что. Когда человек теряет характер, он теряет все». (Билли Грэм)

Искренность, открытость, честность, стремление к высшей цели – вот первые шаги на пути к обретению свободы от искушений.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»